Меню

Экология для ребенка как сделать занятие интереснее

Как преподавать экологию в школах, чтобы детям было интересно

Кажется, об экологии на фоне пандемии и других проблем многие забыли. А зря. Если пройтись по лесу и пляжам, становится понятно, что уроки экологии нужны не только детям, но и взрослым. Чтобы, например, люди поняли, что брошенная бутылка или влажная салфетка — это не только некрасиво, но и очень вредно (для нашего будущего в том числе). В блоге «Чистых игр» Дарья Полякова объясняет, как сделать экологию частью школьных уроков.

В современных реалиях становятся всё очевиднее глобальные экологические проблемы. Об этом говорят везде: от новостей на федеральных каналах и уроков биологии в школах до блогов в Instagram. Причем школьники, конечно же, потребляют больше информации из последнего источника. Он адаптирован под потребности аудитории, популярен и способен отразить всё самое интересное на одной странице. А что насчёт уроков экологии? Как о ней рассказывают в российских школах и почему это, на наш взгляд, не совсем эффективно?

Школьные уроки по экологии: как с ними дела

Согласно ФГОС предмет «Экология» в школах находится в одной категории с ОБЖ и физкультурой. Но при этом имеет свои требования к результатам освоения, которые касаются «… сформированности экологического мышления, способности оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности, а также личного отношения к экологическим ценностям». Формально экообразование в школе должно способствовать формированию высокого уровня экограмотности, осознанного отношения к экологии. Но так ли это на самом деле?

Сейчас предмет «Экология» существует не во всех российских школах. Чаще всего, экологию проходят как часть других предметов

Это и биология, и география, и естествознание, и природоведение. Обычно проблеме отведена одна-две главы в учебнике, несколько параграфов и два-три урока, которые посвящены этой области знаний. Иногда школьники даже не успевают понять, зачем им это нужно, почему вообще им об этом рассказывают.

В рамках этих дисциплин учителя в лучшем случае расскажут о глобальных экологических проблемах, дадут определение экологии как науки, объяснят её основные понятия и законы. Детям много говорят, что ресурсы исчерпаемы, что человек влияет на природу в большей степени негативно. Но ученики такую информацию редко принимают и понимают.

К этим знаниям относятся формально, а контрольные и проекты пишут ради оценки. Это большая проблема экообразования для школьников.

Как внедрить экологию в образовательное учреждение?

Экоактивисты, Минобр и другие организации думают над этим давно. Например, сейчас появился портал экокласс. рф — готовые пакеты уроков для инициативных преподавателей. Там есть подробные методические рекомендации и все необходимые материалы и источники.

Олимпиада по экологии тоже может быть одним из способов решения. Она проводится во многих регионах в рамках этапа Всероссийской Олимпиады Школьников. Но там вы также не увидите прикладных аспектов: например, тем про раздельный сбор отходов или как экологичный образ жизни.

Основная информация о науке: главные теоретические аспекты, безусловно, освещены в полной мере. Иногда в олимпиаду включают такой формат, как творческое решение каких-либо экологических проблем, но оно бывает не каждый год.

Однако некоторые регионы генерируют и реализовывают удивительные проекты. В Республике Мордовия уже 22 года проходит выезд школьного актива МОУ «Гимназии № 20 им. Героя Советского Союза В. Б. Миронова» на базу санатория «Сура» в рамках Экологического слёта. Несколько дней, насыщенных не только интеллектуальной программой и квестами, но и уборкой мусора на территории берега реки Сура. Для гимназии это уже традиция. Чтобы попасть в это место, они прилагают немалые усилия. Такое мероприятие — очень важно для экологического образования в школах. И, конечно, самое замечательное — дети помогают природе своими руками и интересными проектами.

Как привлечь внимание детей к экологии, даже если её нет в школьной программе

Если вы — преподаватель схожих дисциплин, начните с экоуроков в своей школе. Пользуйтесь порталом Экокласса либо своими ресурсами, опираясь на их планы и государственные стандарты. Учитывайте возраст школьников: маленьким можно показать мультфильмы, с детьми постарше — обсудить сортировку отходов, сбор батареек или эковолонтёрство.

Детям важно понимать, что они могут уже в своём возрасте оказать большое влияние на экологическую обстановку в мире, предприняв всего пару шагов.

Интерактивная доска, яркая презентация, мультфильмы, TED-конференции для старших, олимпиады — главные помощники.

Если вы — родитель, то в вашем распоряжении десятки интернет-ресурсов по экологии. Это эффективный инструмент не только на дистанционке, но и во время стандартного обучения в школе. У РЭШ, например, есть курс по экологии для школьников и видео-лекции от лучших преподавателей.

15 отличных книг о природе для детей: энциклопедии, рассказы и альбомы для творчества

Не стоит забывать про внедрение экопривычек в вашу квартиру или дом. Покажите детям пример: начните с малого, отделяя пластик и жестяные банки. Заведите дома правило: батарейки складывать в специальное место, а при накоплении — отвозить в нужные пункты. Это лишь примеры, всё зависит только от вашей фантазии и осознанности!

Читайте также:  Как сделать текст как в ворде в html

Если ты — школьник, подпишись на хорошие экоблоги в социальных сетях, на наш блог Чистых игр, на официальные странички различных экосообществ. Попробуй рассказывать сверстникам, что нового смог узнать. Делись интересными ресурсами, показывай пример и вдохновляй окружающих своим энтузиазмом! Ну и, конечно же, можешь предлагать свои идеи по защите окружающей среды преподавателям.

Сейчас не так просто организовать экомероприятия на улицах, но когда всё это подойдет к концу — хватайте инициативу в свои руки и действуйте! Убирайте свой район, создавайте экосообщества и не оставайтесь равнодушными. Природа точно скажет спасибо!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

15 способов приобщения детей к теме экологии

1. Делать кормушки для птиц из пластика или пакетов тетрапак. Два полезных дела в одном: утилизация пластика корректным образом и кормление птиц.

2.Сортировать мусор. Путем собственного повседневного примера, взрослые могут показывать, как нужно сортировать мусор. Для этого мусор, который воспроизводим, мы кладем не в одну мусорную корзину, а сортируем по виду отходов. Для этого нужно сделать несколько коробок, куда складывать мусор: для бумаги, пищевых отходов, пластика, железа, батареек. Детки, как правило, быстро понимают, в чем тут дело. И кладут бумагу к бумаге, остатки еды к еде и так далее. Таким образом, мы учим наших детей с детства быть ответственными за мусор, который производим.

3.Утилизировать отходы. Например: использованную бумагу сжигать и пеплом удобрять свой участок, или делать из старой бумаги новую. Пластик использовать многократно, ведь с одним и тем же целлофановым пакетом можно ходить в магазин много раз, и тогда не появится необходимость брать новый пакет. Пищевые отходы использовать в компост.

И конечно, рассказывать об этом детям, для чего мы это делаем, почему важно не оставлять после себя мусора. Детям нужно знать, куда попадает мусор, если его не сортировать и выносить кашу из отходов в мусорный контейнер. Если сами родители сортируют и утилизируют мусор, который производят, то и ребенок будет понимать, почему нужно это делать.

4.Собирать и сдавать макулатуру. Это хорошее решение для жителей многоэтажных домов. Вам сложно использованную бумагу сжигать, но есть более корректный способ. Собирайте бумагу и сдавайте в пункты сбора макулатуры. Из старой, использованной бумаги сделают новую.

А детки будут помогать складывать использованную бумагу в специальную коробку. И самое главное, рассказать малышам, для чего мы это делаем. Еще есть отличный вариант творческих занятий: перерабатывать использованную бумагу в домашних условиях, а то есть варим новую бумагу из старой.

5.Купить многоразовую сумку для магазина. Купить классную тряпичную сумку с веселым рисунком для походов в магазин. А еще лучше, самим нарисовать рисунок на простой холщовой сумке акриловыми красками.

6. Использовать многоразовую бутылку для воды. Для воды, которую вы берете на прогулку, можно использовать алюминиевую или стеклянную бутылку, которую можно использовать много раз. Не покупайте все время новые пластиковые бутылки с водой. Деткам нравится иметь свою собственную бутылочку.

7. Собирать мусор. Дети быстро подхватывают идею чистой земли, чистоты и красоты. И если им предложить пойти гулять и, заодно, собирать мусор, они согласятся.

8.Проводить уроки экологии для детей. Как делаем это мы? Приглашаем школьников к себе домой и проводим для них уроки экологии, где рассказываем о сортировке и утилизации мусора. После чего ходим собирать мусор вместе. Для совсем маленьких деток можно проводить импровизированные уроки, например, в виде кукольного спектакля. Где цветочки просят их полить, очистить от чьей-то брошенной обертки. Где главный герой убирает планету и делает это весело, задорно, попутно объясняя, что в чему.

9.Сажать деревья и не только! Посадить дерево около своего дома или развести цветник — это отличный пример для наших детей, с помощью которого мы, взрослые, можем научить их любить природу. Детям интересно сажать семечки от съеденных фруктов или овощей вместе с родителями. Вы кушаете фрукты или овощи и рассказываете ребенку, как растет растение из этой косточки. Достаете косточку, моете, сушите. Естественно, все это делаете вместе с ребенком. А потом проращиваете косточку на балконе или подоконнике. Малыш наблюдает первые росточки. После чего пересаживаете росточек в лес. Не волнуйтесь, если что-то не получится, главное, пробовать делать это.

10. Проращивать проростки. Это удивительное чудо, наблюдать, как из разбухшей фасолинки выглядывают зеленые росточки. Это отличное интерактивное обучение для малыша. Проростки можно выращивать дома даже зимой, и потом использовать для приготовления пищи.Что можно проращивать? Чечевицу, нут, маш, овес, пшеницу и другое. Информации по этой теме много.

11.Играть в экологичные игры. Конечно, это тоже тема отдельной статьи. Если в двух словах, то: не стоит закидывать ребенка пластиковыми игрушками из магазина. Кукол можно шить самим, ведь это сакральная игрушка для девочек. Если мама сошьет куклу сама, то игрушка станет одухотворенной и будет защищать дочку. Пирамидки можно сделать из деревянных брусочков. И так во всем. Вместо магазинного пластилина можно лепить из соленого теста, красить его пищевыми красителями. Детям очень нравится водить хороводы, петь песни и показывать кукольные спектакли

Читайте также:  Как сделать скрин экрана на макбуке про

12. Общаться с живой природой. Здороваться с землей и солнышком по утрам, рассказывая своим деткам, что наша планета живая и все понимает. Обнимать деревья. Передавать привет ветру. Как можно чаще выезжать семьей на природные объекты, в лес, на водопады, озера, моря, где ребенок может восстанавливать свою целостность в соединении с природой. Ребенку важно бегать босиком по земле, рассматривать бабочек, копаться в песке, прыгать на волнах. В эти моменты происходит невероятно важное соединение ребенка с живой и мудрой природой, восстановление целостности души и тела, что понемногу теряется, когда человек живет в городе, среди искусственных ценностей.

13.Создавать семейные традиции. У каждой семьи могут быть свои собственные, регулярно совершаемые, большие и маленькие семейные традиции. У малыша, таким образом, формируются семейные ценности. А у семьи накапливается свой семейный устав. Ценность семьи необходимо растить и хранить, а также всячески подсказывать малышу, как это важно. Для этого нужно уважительно относится к членам семьи, чтобы малыш чувствовал, как родители уважают и любят друг друга. Маленького человечка нужно питать семейными ценностями, как цветочек водой. Семейные ужины, поездки в какие-то волшебные места, общение с природой. Всегда делайте какие-то личные, только семейные соединения. Именно такие моменты остаются глубоко в памяти ребенка, и так чудесно, когда в сознании накапливаются ценности семьи, дома, взаимной радости и любви. Также я советую рассказывать ребенку про его предков, чем они занимались, какие достоинства у них были. Рисуйте вместе родовое дерево и желайте своим предкам всего самого доброго.

14. Придумать свой небольшой ритуал перед едой. Пусть у кого-то это будет молитва, у кого-то момент тишины и благодарности земле за ее дары, а кто-то другой придумает что-то свое, доброе и красивое.

15. Кормить любых живых существ. Конечно, почти все дети любят кормить рыбок, птичек, белок, собак и других живых существ. И это отличная традиция. Умение помочь и поделиться чем-то важным — это волшебное состояние любого человека. И для маленького человечка большой радостью является покормить птиц в парке, рыбок в пруду, налить молоко для бездомной собаки. Все это воспитывает в наших малышах любовь и заботу.

Источник

Как научить детей заботиться об экологии?

Проблема экологии становится все более актуальной для человечества, и если наше поколение пока получает только намеки от природы, что пора что-то менять, то следующему грозят ультиматумы. Поэтому забота о планете со стороны каждого человека, безусловно, необходима. Вот только как познакомить с проблемами экологии ребенка? Не каждый малыш сочтет эту серьезную тему интересной!

Забота об экологии – это вариация на тему «глаза боятся, голова думает, а руки ничего не делают». Можно сколь угодно осознавать серьезность экологических проблем, но бросать упаковку от чипсов мимо урны. Экологическое мышление невозможно навязать – его можно только привить, и чем раньше дети научатся заботиться о природе, беречь ее, тем больше шансов, что они продолжат это делать в зрелом, более сознательном возрасте.

Ученые всего мира ломают голову над проблемами глобального потепления, усиления радиации, изменений солнечной активности и загрязнения мирового океана. Для нас же, обывателей, «экологичное» мышление – и соответствующий «экологичный» образ жизни – включает:

— экономию природных ресурсов;

— сокращение и сортировку мусора;

— вторичное использование отходов.

Педагоги и психологи выделяют 2 этапа в обучении детей основам экологии.

1 этап. Подготовительный

Невозможно научить ребенка заботиться об окружающем мире, если он о нем ничего не знает или знает мало. Известный педагог В.Сухомлинский утверждал: «Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать и наблюдать». Экология – это наука об эффективном взаимодействии и взаимосвязи всех природных систем, поэтому прежде чем внушать малышу, что нужно экономить воду, важно рассказать, откуда она появляется и зачем нужна. Как в интересной, игровой форме познакомить ребенка с окружающим миром, привить любовь к природе? Что может помочь родителям справиться с этой нелегкой задачей?

* Чтение сказок

Иносказательно в сказках есть посыл: как ты относишься к природе, так и она отнесется к тебе; поможешь зверюшке, потом та тебя выручит. Кстати, именно в русских сказках особенно эффективно взаимодействие человека и природы. Среди сказок, которые можно прочесть – «Волшебное кольцо», «Гуси-лебеди», «Сказка об Иване-царевиче и Сером волке», «Конек-Горбунок» и другие.

* Прогулки на природе

Во время прогулок по паркам и лесам рассказывайте ребенку обо всем, что он видит и слышит – о пении птиц (или его отсутствии зимой – почему так? где же птицы?), о разных видах деревьев, о том, какие животные живут в парке и т.д. Отвечайте на многочисленные детские «почему»: пока у ребенка есть естественное любопытство по отношению к окружающему миру, его нужно удовлетворять, иначе со временем малыш перестанет интересоваться тем, что происходит вне его привычного окружения и не касается повседневных забот.

Читайте также:  Как сделать ссылку на свой инвентарь в стиме

* Чтение энциклопедий и справочников

В специальных детских изданиях в доступной форме рассказывается об окружающем мире и существующих в нем взаимосвязях. Превратите чтение подобных книг в ежедневный вечерний ритуал. Время от времени устраивайте конкурсы «всезнаек» и викторины с призами.

* Поход в контактный зоопарк

Возможность подержать, погладить и покормить животных выработает у малыша доброе и внимательное к ним отношение: это уже будут не звери с картинок, а живые, осязаемые существа – «совсем как та морская свинка, что я кормил».

* Все взаимосвязано

Играйте с ребенком в игру «из чего это сделано?» и «откуда это появилось?» Зная о том, что бумагу делают из деревьев, а деревья помогают нам дышать чистым воздухом, ребенку будет проще смириться с тем, чтобы рисовать на обеих сторонах листа. Знакомьте детей и с устройством техники: если ребенок понимает, что на создание электричества где-то требуются природные ресурсы, ему будет проще понять, зачем это самое электричество экономить, требование перестанет быть абстрактным.

2 этап. Экологическое обучение

Когда ребенок уже знает о том, зачем нужны природные ресурсы, откуда растения получают питание, чем отличаются травоядные животные от хищников, его проще будет познакомить с важными экологическими проблемами и основными принципами заботы о природе на бытовом уровне.

* Экологические прогулки

* Экологические стихи

Разучивайте с ребенком стихи об экологии – разучивание наизусть станет отличной тренировкой памяти и способом привить экологическое самосознание. Например, у С.Я.Маршака есть такое стихотворение:

Бережливым будь с водой

Шевельни опять рукой

И, как только воду взял,

Хорошенько кран закрой!

* Операция «Кормушка»

Зимой и весной делайте кормушки для птиц. Соревнуйтесь в наиболее необычных или, наоборот, функциональных вариантах и дизайнах. Регулярно насыпайте в свои кормушки хлебные крошки и зерна, подкармливайте птиц, наблюдайте за ними. Фотографируйте свои творения и «питомцев», устраивайте дома выставки или создавайте стенгазеты.

* Разумная экономия

Научите ребенка чистить зубы, выключая в это время воду, да и вообще выключать воду за собой, когда закончит умываться. Пусть малыш проверяет и следит за тем, чтобы ни один кран в доме не капал.

* Раз и еще раз

* Сортировка мусора

* Включить-выключить

* Игры фантазеров

* Лес и огород своими руками

Играйте с ребенком в «теплицу», «сад», «лес» или «огород». Сажайте комнатные растения дома вместе, сажайте кусты и деревья в лесу или в парке, цветы на даче или во дворе. Ухаживайте вместе за посаженными растениями, торжественно собирайте урожаи с грядок.

* Семейные конкурсы

* Своими руками

Делайте поделки из природных материалов; переделывайте старые вещи в новые. Проводите конкурсы идей – «что и во что можно превратить», они полезны не только для воспитания экологического мышления, но и для стимулирования творческого и нестандартного мышления.

* Эко-отчеты

Каждое воскресенье или каждый второй вторник месяца вспоминайте всей семьей, что хорошего сделали для природы за прошедший период времени.

* Звуки природы

Слушайте разные звуки природы. Интересуйтесь у ребенка, нравится ли ему, и если да – рассуждайте, какие угрозы есть для этих экосистем (море, лес, река); что можно сделать, чтобы им помочь.

* Ни капли мимо

Играйте с ребенком – а лучше с компанией детей и всей семьей – в игру «сбережем воду». Если детей много, можно поделить их на две команды, выдать каждой по небольшому ведерку, наполненному водой, и устроить соревнование – кто быстрее «польет огород» (можно действительно поливать грядки, а можно просто выливать воду из ведерок в большое ведро с надписью «огород») и расплещет при этом меньше воды. Ведерко нужно передавать по эстафете. Если ребенок один, то можно создать для него небольшую полосу препятствий, которую нужно преодолеть, чтобы «полить огород».

* Экологическое домино

Нарисуйте или скачайте из интернета карточки, иллюстрирующие основные экологические проблемы (сложность варьируется в зависимости от возраста ребенка – это могут быть озоновые дыры, парниковый эффект или загрязнение воздуха выхлопными газами, увеличение количества оврагов и т.д.). На других карточках напишите варианты решения экологических проблем (по одному на одну карточку). Предложите ребенку (или компании детей) подобрать подходящие решения к каждой проблеме. Дополнительные очки начисляются, если ребенок смог предложить собственное, оригинальное и/или рациональное решение.

Пусть изучение экологии станет для ребенка увлекательной игрой, любовь к природе – стойкой привычкой, забота о ней – естественной потребностью. И, возможно, удовлетворяя эту потребность, наши дети сумеют решить многие из существующих экологических проблем.

Источник

Adblock
detector