Меню

Факторы оказывающие кумулятивное воздействие на психическое здоровье детей

Социально-психологические факторы здоровья детей и подростков
статья по теме

В данной статье затрагиваются проблемы здоровья детей. Рассматриваются факторы, оказывающие негативное влияние на социально-психологическое здоровье дошкольников. Материал рекомендуется для обращения к родителям.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Социально-психологические факторы здоровья детей и подростков

старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 23 Петродворцового района Санкт-Петербурга

За судьбину деток мы переживаем,

В мир большой выводим маленьких таких

Счастья без здоровья нет на свете, знаем

Молимся о здравии мы Господу за них.

Здоровье человека зависит от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями (образом жизни). Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. Каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

Здоровый образ жизни на уровне мировоззрения необходимо рассматривать как сложную функциональную динамическую систему, характеризующуюся семейно-бытовой, коммуникативной, общественно трудовой деятельностью, проявлением духовных и физических способностей человека в единстве и гармонии с окружающей природой и социальной средой.

В последнее время врачи, психологи, педагоги сообщают, что наблюдается ухудшение здоровья детей и подростков.

Важной составляющей феномена «здоровье» выступает психическое развитие человека. Изучая проблему здоровья детей всех стран мира, специалисты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу об особой роли психического развития. Они ввели термин «психическое здоровье». И в докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979 г.) было показано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными, неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику.

На состояние здоровья детей и подростков, в частности заболеваемость, влияет комплекс факторов, которые находятся в сложной взаимосвязи друг с другом. Условно все факторы можно сгруппировать по их происхождению на 4 группы: 1) биологические, включая наследственность; 2) социальные, включая образ жизни, который во многом социально обусловлен; 3) экологические, т.е. состояние природной среды; 4) факторы внутренней среды, т.е. условия и методы воспитания и обучения детей и подростков.

Ребенок в детский сад поступает с 1,5 лет поэтому наиболее актуально остановиться на социальных факторах и внутренней среды сохранения здоровья детей.

Рассмотрим социальные факторы, которые оказывают негативное влияние на здоровье:

— материальное и бытовое неблагополучие;

— неблагоприятный климат в семье, детском саду, школе, обществе;

— снижение санитарно-эпидемиологической работы, невозможность для многих вовремя получить квалифицированную медицинскую помощь и приобрести необходимые медикаменты;

— избегание «больничных листов» из-за страха потерять работу;

Феноменологическими признаками отчуждения считают «чувство бессилия; представление о бессмысленности существования; восприятие окружающего мира как утратившего необходимые социальные предписания; ощущение одиночества; чувство утраты «Я».

Качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельность удовлетворения человеческих потребностей. Уровень и качество жизни человека зависят от материально-экономических условий жизни общества и каждой семьи.

Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности.

Таким образом, как отмечается в литературе решающая роль в плане здоровья и психического развития принадлежит нравственной атмосфере, которая существует дома и в детском саду, и характеру взаимоотношений между взрослыми и детьми (Р. и Дж. Байярт, К. Бютнер, Н.И. Гуткина, Ф. Дольто, А.И. Захаров, В.Е. Каган, В.Г. Семёнов, А.С. Спиваков-ская, М. Снайдер, М. Раттер, Г. Эберлейн, Э.Г. Эйдемиллер, Л.М. Фридман, И.Е. Шварц и др.).

Проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста может быть конкретизирована в ряде таких понятий, как «эмоциональное состояние», «настроение», «эмоциональное самочувствие».

Эмоциональное состояние – особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта-дискомфорта как интегральные ощущения благополучия-неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом.

Настроение – в разной степени осознаваемое психическое состояние как положительный или отрицательный фон психической жизни индивида.

Эмоциональное самочувствие – ощущение или переживание человеком эмоционального комфорта-дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни.

В последнее время широкое распространение приобрел термин «психологическая безопасность», имеющий непосредственное отношение к проблеме эмоционального благополучия ребенка.

В основе психического здоровья ребенка лежит его полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Потому что в каждом возрастном периоде жизни у ребенка возникают определенные потребности в деятельности, общении, познании. Нарушения психического здоровья, а, следовательно, и необходимость в коррекционной работе возникают тогда, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных психологических новообразований и индивидуальных особенностей у всех детей и школьников, находящихся на том или ином этапе онтогенеза (Э.М. Александровская, В.М. Астапов, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Е. Кравцова, Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупров, Г. Эберлейн и др.).

Детский и подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом различных перестроек в организме. Одновременно этот возрастной период характеризуется влиянием целого комплекса социальных условий и частой их сменой (ясли, сад, школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность).

В возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1—4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме.

Важен такой фактор, как посещение ребенком детского дошкольного учреждения. Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1—4 года.

Новые исследования психологии ребенка указывают на большое значение духовно-гигиенических условий в развитии, росте и созревании. Известно, что дети, которые в первые годы были отделены от матери, оказывались значительно менее зрелыми.

Причины возникновения тех или иных переживаний ребенка старшего возраста часто кроются в его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Так, ребенок, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей и, получая признание окружающих, радуется этому. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха.

Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выражается в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. В одних случаях они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях. Также возможны и иные проявления: в особой избирательности действий, поступков, отношении к другим людям. Такие реакции приобретаются также в процессе непосредственного общения со взрослыми.

Читайте также:  Плесень на хлебе опасна для здоровья

Характер взаимоотношений ребенка со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От его статуса зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта. У детей свои критерии оценки членов коллектива, и они не всегда и не во всем совпадают с мнением взрослых. Таким образом, эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их расценивают взрослые, но и от мнения сверстников.

Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит еще и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах детского сада.

Первый тип поведения – это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции детей в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными. Быстро вспыхивая, они так же быстро угасают. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти у таких детей, но в проявлении отрицательных эмоций они более сдержанны. Эти дети избегают общения и как будто равнодушны к окружающим. Однако наблюдения за ними показывают, что они пристально, но издалека следят за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей. Попытка взрослого вовлечь такого ребенка в игру или другую совместную деятельность вызывает отчуждение, демонстрацию показного безразличия ко всем, которая маскирует испуг, неуверенность в себе. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя, недовольством детьми, нежеланием посещать детский сад.

Основной чертой поведения детей третьего типа является наличие у них многочисленных страхов. Следует отличать возрастные проявления страха у детей от страха как проявления эмоционального неблагополучия, связанного со сложностью, неустойчивостью внутреннего мира ребенка.

— экологическая ситуация на территории размещения детского сада;

— размер и благоустройство земельного участка;

— архитектурно-планировочное решение и площади основных помещений;

— санитарное благоустройство здания;

— физиолого-гигиенические условия (состояние воздушной среды и светового режима);

— условия и организация питания и физического воспитания;

— режим учебно-воспитательного процесса;

— медицинское обеспечение воспитанников.

Все эти факторы отслеживаются и соблюдаются в соответствие с установленными нормами СанПин. В каждой группе подобрана мебель в соответствие с возрастом и ростом детей. Для каждого возраста разработан и согласован режим дня, с которым в начале года ознакомлены родители и даны рекомендации по соблюдению режима в домашних условиях приближенному к детскому саду. Также в соответствии с нормами разработан план проведения образовательной деятельности в ДОУ, музеях, кружках.

Факторы, влияющие на психологическое и социальное здоровье детей в условиях семьи и детского сада действуют комплексно и практически постоянно, поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов, их суммарное воздействие велико.

Родителям детей подготовительной группы следует обратить особое внимание на психологическое здоровье ребенка. По результатам исследований Института возрастной физиологии РАО в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера. К концу первого класса их число увеличивается до 60-70%.

По данным НИИ гигиены и профилактики детей, подростков и молодежи нервно-психические отклонения у школьников чаще всего формируются у первоклассников (в период адаптации к школе) в связи с увеличением объема учебной нагрузки. 80% шестилетних школьников жалуются на утомление и головные боли (Сердюковская Г.Н.). Анализ индивидуальных данных показал, что снижение адаптационных возможностей организма чаще встречается у 6-летних первоклассников, которые, кроме учебных занятий, имеют дополнительные нагрузки в виде занятий музыкой, иностранным языком, рисованием, спортом.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско–родительских отношений.

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологический, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психическом и психологическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на этапе взросления.

Снижение уровня жизни, социальные потрясения, падение качества медицинского обслуживания, ухудшение экологической ситуации дают основание полагать, что и в будущем эта негативная ситуация может сохраняться.

В связи с этим возникает большая потребность в информировании родителей (законных представителей) о создании психологического комфорта в семье, формировании здорового образа жизни, оказание своевременной психолого-педагогической помощи семьям.

Общей целью оздоровительных мероприятий, проводимых в детском саду является формирование нравственного, физического, психического и соматического здоровья.

Источник

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Факторы, которые оказывают влияние на психическое здоровье, подразделяются на предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие.

Предрасполагающие факторы. Эти факторы усиливают восприимчивость человека к психическому заболеванию и повышают вероятность его развития при воздействии провоцирующих факторов. Предрасполагающие факторы могут быть генетически обусловленными, биологическими, психологическими и социальными.

В настоящее время не вызывает сомнениягенетическая предрасположенность таких заболеваний, как шизофрения, некоторых форм слабоумия, аффективных расстройств, эпилепсии.

Например, риск заболеваемости шизофренией для общей популяции составляет 0,7— 1 %, а у монозиготных близнецов —40— 50%. Если один родитель болен шизофренией, то риск развития заболевания у ребенка составляет от 10 до 19 %, а если больны оба родителя, то 27—60%. Риск развития эмоционального расстройства возрастает до 24—30%, если болен один из родителей, и до 35—44%, если больны оба.

Читайте также:  Как по фен шуй усилить зону здоровья

Изучение генеалогическим методом (изучением родословных) семей лиц, страдающих психическими болезнями, убедительно показало накопление в них случаев психозов и аномалий личности. Увеличение частоты случаев болезни среди близких родственников было установлено для больных шизофренией, маниакально-депрессивным психозом (МДП), эпилепсией, некоторыми формами олигофрении. Суммарные данные приведены в таблице.

Риск заболевания для родственников психически больных (в %)

Заболевание исследуемого Родители Сестры, братья Дети Тети, дяди
Шизофрения 10-12 10-12 5-6
МДП 18-20 8-10
Эпилепсия 8-12 4-5

При генетическом анализе важно учитывать клиническую форму заболевания. В частности, наследственный риск заболевания шизофренией во многом зависит от клинической формы болезни.

Результаты клинико-генетических исследований помогают определить степень риска заболевания или рождения психически неполноценного ребенка, наметить профилактические меры и составить прогноз развития психической болезни. Установление факта наследственного предрасположения помогает также в дифференциальной диагностике эндогенных (наследственных) расстройств психической деятельности и заболеваний экзогенной (в результате внешних причин) этиологии. Решить эту задачу без данных клинико-генетического исследования часто бывает затруднительно. Примером могут служить трудности дифференциального диагноза микроцефалии с умственной отсталостью, которая может возникать как в результате моногенной рецессивной мутации, так и под влиянием интоксикации плода при алкоголизме матери, при применении матерью тератогенных лекарственных препаратов, при воздействии рентгеновского облучения. Медицинская генетика не ограничивается изучением роли наследственного фактора при психических заболеваниях и частоты наследственных болезней. Она подвергает исследованию также закономерности, которым подчиняется их распространение в группах населения (популяции) в различных географических местностях, регионах, у лиц разных национальностей и во многих других группах, которые обусловливают сохранение и изменение генотипа того или иного заболевания при смене поколений.

Определенное предрасполагающее значение для развития психического заболевания имеютличностные особенности. Например, у тревожного по характеру, склонного к сомнениям индивида при психотравмирующем событии легче могут развиться состояния навязчивых страхов или тревожной депрессии.

Существует понятие «невротизм», которым определяется степень эмоциональной стабильности — от обидчивости, раздражительности, переменчивости настроения на одном конце спектра до уравновешенности на другом. Эти личностные переменные генетически обусловлены. Говорят также об «эмоциональной силе», подразумевая под этим термином ровный темперамент и способность личности легко справляться со стрессами и неблагоприятными жизненными ситуациями. Низкий уровень «эмоциональной силы» характерен для людей пассивных, с повышенной чувствительностью, склонных подолгу переживать неприятные события, неуверенных в себе, с заниженной самооценкой, эмоционально лабильных. Такие лица, сталкиваясь с жизненными трудностями, имеют больший риск развития психического расстройства.

Особенности личности могут не только оказывать неспецифическое влияние на развитие психического расстройства, но и отражаться на формировании клинической картины заболевания.

К биологическим факторам, повышающим риск возникновения психического расстройства или заболевания, относится возраст.

В определенные возрастные периоды личность становится более уязвимой при стрессовых ситуациях. К таким периодам относятся: младший школьный возраст, в котором отмечается большая распространенность страхов; подростковый период (12— 18 лет), для которого характерны повышенная эмоциональная чувствительность и нестабильность, нарушения поведения, в том числе с употреблением наркотиков, актами самоповреждения и попытками самоубийства; период инволюции — со свойственными личностными изменениями и снижением реактивности к воздействию психологических и социально-средовых факторов.

Многие психические заболевания имеют закономерность развития в определенном возрасте. Шизофрения чаще развивается в подростковом или молодом возрасте, пик лекарственной зависимости приходится на 18—24 года, в инволюционном возрасте увеличивается число депрессий, старческое слабоумие — удел пожилых и старых людей. В целом, пик заболеваемости типичными психическими расстройствами приходится на средний возраст.

Возраст не только влияет на частоту развития психических расстройств, но и придает своеобразную «возрастную» окраску их проявлениям. Для детского возраста характерны страхи темноты, животных, сказочных персонажей. Психические расстройства старческого возраста (бред, галлюцинации) часто отражают переживания бытового характера — ущерба, отравления, воздействия и всевозможных ухищрений с целью «избавиться от них, стариков».

Пол также в определенной мере обусловливает частоту и характер психических расстройств. Мужчины чаще, чем женщины, страдают шизофренией, алкоголизмом, наркоманией. Но у женщин злоупотребление алкоголем и психотропными веществами быстрее приводит к развитию наркотической зависимости и заболевания протекают злокачественнее, чем у мужчин.

Мужчины и женщины по-разному реагируют на стрессовые события. Это объясняется различными социально-биологическими их характеристиками. Женщины более эмоциональны и чаще, чем мужчины, испытывают депрессии, эмоциональные нарушения.

Специфичные для женского организма биологические состояния, такие как беременность, роды, послеродовой период, климакс, несут в себе множество социальных проблем и психотравмирующих факторов. В эти периоды повышается уязвимость женщин, актуализируются социально-бытовые проблемы. Только у женщин может развиться послеродовой психоз или депрессия со страхом за здоровье ребенка. Инволюционные психозы чаще развиваются у женщин. Нежелательная беременность — тяжелый стресс для девушки, и если отец будущего ребенка оставил девушку, то не исключено развитие тяжелой депрессивной реакции, в том числе с суицидальными намерениями. Женщины чаще подвергаются сексуальному насилию или жестокому обращению, результатом чего являются различные формы нарушений психического здоровья, чаще в виде депрессий. Девочки, подвергшиеся сексуальному насилию, в дальнейшем проявляют большую восприимчивость к психическим расстройствам.

Иерархия социальных ценностей у женщин и мужчин различна. Для женщины большее значение имеют семья, дети; для мужчин — его престиж, работа. Поэтому частая причина развития невроза у женщин — неблагополучие в семье, проблемы личного плана, а у мужчин — конфликт на работе или увольнение.

Даже бредовые идеи носят отпечаток социально-половой принадлежности. Например, убийство детей — как защита их от грозящей беды или как орудие мести супругу — чаще встречается у женщин.

Женщины в большей степени склонны признавать заболевание, высказывать психологические жалобы и запоминать психопатологическую симптоматику. Мужчины склонны «забывать» свои симптомы.

Важное влияние на психическое здоровье оказываютсоциальные факторы. Их можно подразделить на социально-средовые, социально-экономические, социально-политические, экологические.

Человек — существо не только биологическое, но и социальное. Ребенок, лишенный социальной среды, не может стать полноценным человеком, он не овладевает речью, не имеет представления о правилах социального поведения. Поскольку человек живет в обществе, он должен подчиняться его законам и реагировать на изменения, происходящие в социальной жизни.

Из всех социальных факторов семья — главный. Ее влияние на состояние психического здоровья прослеживается в любом возрасте. Но особенное значение она имеет для ребенка, для формирования его характера, стереотипов поведения в различных ситуациях.

Читайте также:  Медицинский центр здоровье в уфе

Нестабильные холодные отношения в семье, проявление жестокости в первую очередь сказываются на психическом здоровье ребенка. Это объясняется хрупкостью его психики, незрелостью эмоций и бурным реагированием на негативные события. Если ребенок не в состоянии справиться с ситуацией, у него начинают появляться поведенческие нарушения, формируется стереотипная патологическая реакция на стресс, которая в последующем, во взрослом состоянии, обернется невротическим или психопатическим развитием личности, агрессией, различными психосоматическими заболеваниями.

Дефицит родительской любви нередко ведет к развитию у ребенка депрессий. Чувство незащищенности в семье и обществе часто проявляется у ребенка различными страхами, коммуникативными нарушениями, поведенческими реакциями (протест, непослушание).

Утраты и проблемы в детстве повышают восприимчивость индивида к стрессам и психическим расстройствам, но не ведут непосредственно к развитию определенного психического заболевания. Тем не менее дети, проживающие в неблагополучных семьях, испытывающие неблагоприятные воздействия окружающей среды, относятся к группе риска развития психического заболевания должны находиться в сфере внимания не только социальных работников или педагогов, но и психологов, психиатров.

Для взрослого человека семейные взаимоотношения также имеют немаловажное значение для психического здоровья. В семье с комфортным психологическим климатом, с эмоциональной поддержкой негативное влияние на личность жизненных событий смягчается.

Если в семье межличностные отношения носят формальный, безразличный характер, то наблюдается дефицит в эмоциональной сфере и отсутствие поддержки в проблемных ситуациях. Семьи данного типа являются факторами риска нарушений психического здоровья.

Если в семье наблюдаются конфликтные отношения, жестокое отношение к детям или супруге, то такая семья сама становится фактором развития психических нарушений.

К социальным факторам, влияющим на психическое здоровье, можно отнести проблемы, связанные с работой, жильем, неудовлетворенность социальным положением, социальные катастрофы и войны.

Зарубежными исследователями было доказано, что депрессии чаще возникают у представителей среднего и низшего социальных слоев, где больше довлеет груз жизненных событий и обстоятельств.

Депрессия нередко развивается у лиц, потерявших работу. Причем безработица с большей вероятностью способствует развитию депрессии у тех, кто в прошлом уже терял работу. Даже после восстановления на работе депрессия может продолжаться в течение двух лет, особенно у лиц с неблагоприятным семейным климатом и отсутствием социальной поддержки.

Для настоящего времени характерны такие социально обусловленные патогенные факторы, как локальные войны, вооруженные конфликты, террористические акты, — они приводят к стойким нарушениям психического здоровья не только у непосредственных участников, но и у мирного населения. Человеку нелегко привыкнуть к войне — к ее опасностям и лишениям, к иной шкале жизненных ценностей и приоритетов. Психические расстройства выявляются у 60— 85 % лиц, переживших столь мощные стрессогенные воздействия.

Современный период развития общества характеризуется также нарастанием противоречий между человеком и окружающей средой, что находит отражение в экологическом неблагополучии, в резком увеличении количества техногенных катастроф. Природные катаклизмы и техногенные катастрофы изменяют жизнь человека и потенцируют развитие психических расстройств. Их влияние на психическое здоровье доказано в ходе транскультуральных исследований, при обследовании населения в экологически неблагоприятных регионах, в районах природных и техногенных катастроф. Примером может служить авария на Чернобыльской АЭС. Спустя 10 лет с момента аварии психическое состояние у 68,9 % ликвидаторов соответствовало посттравматическому стрессовому расстройству, в 42,5% случаев имели место интеллектуально-мнестические расстройства. У каждого третьего ликвидатора был выявлен хронический алкоголизм, среди всех умерших за этот период 10% завершили жизнь самоубийством.

Убедительных доказательств воздействия радиационного излучения на генетические последствия пока нет. Однако о влиянии фоновой радиации на появление умственно неполноценного потомства можно косвенно судить по результатам эпидемиологических исследований в регионах с длительно существующим повышенным уровнем радиации. В таких регионах (например, в Семипалатинской области) детей с умственной неполноценностью рождается в 3—5 раз больше, чем в среднем по стране.

При экологическом неблагополучии наблюдается сосуществование психических, соматических и неврологических изменений; сопряженность экзогенных (внешних) и психогенных (личностных) реакций.

Эффективность психической адаптации к воздействию средовых факторов напрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. Социальная активность, широкий круг коммуникативных связей положительно сказываются на эмоциональном состоянии, повышают способность противостоять стрессам. Социальную поддержку обычно ищут среди близких людей — членов семьи или друзей. Такую поддержку могут оказать и коллеги по работе. В конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения сопротивляемость стрессам оказывается хуже, чем при эффективном социальном взаимодействии и наличии психологической поддержки. Сужением круга доверительного общения можно объяснить тот факт, что у домохозяек чаще развиваются симптомы психических расстройств, чем у работающих женщин. Наличие социальной поддержки, в том числе со стороны социальных работников, значительно снижает степень влияния негативных социально-психологических факторов, экономических трудностей (например, кратковременной потери работы). Эту модель называют моделью стресс-буфера. Социальная поддержка помогает сохранить положительную самооценку, оптимизм в отношении будущего, и тем самым предотвратить развитие невротических и эмоциональных реакций. Важно, чтобы степень социальной поддержки коррелировала с масштабом негативных жизненных событий.

Провоцирующие факторы. Эти факторы вызывают развитие заболевания. Некоторые люди с повышенной восприимчивостью к психическому расстройству тем не менее не заболевают им никогда или не болеют очень долго. Обычно провоцирующие факторы действуют неспецифично. От них зависит время начала заболевания, но не сам характер болезни. Провоцирующие факторы могут быть физическими, психологическими или социальными. К физическим факторам относятся соматические заболевания и травмы, например опухоль мозга, черепно-мозговая травма или потеря конечности. В то же время физическое повреждение и заболевание может носить характер психологической травмы и вызвать психическое заболевание (невроз). Жизненные события могут выступать в роли как психологического фактора, так и социального (потеря работы, развод, утрата близкого, переезд на новое место жительства и т.д.).

Поддерживающие факторы. От них зависит длительность заболевания после его начала. При планировании лечения и социальной работы с больным особенно важно уделить им должное внимание. Когда первоначальные предрасполагающие и провоцирующие факторы уже прекратили свое воздействие, поддерживающие факторы существуют и могут поддаваться коррекции. На ранних стадиях многие психические заболевания приводят к вторичной деморализации и отказу от социальной активности, что, в свою очередь, продлевает первоначальное расстройство. Социальный работник должен принимать меры для коррекции этих вторичных личностных факторов и устранения социальных последствий заболевания.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие факторы риска развития психических заболеваний.

2. Какова роль биологических факторов в психическом здоровье?

3. Какова роль социальных факторов в возникновении психического расстройства?

Источник

Adblock
detector