Меню

Факторы определяющие развитие культуры здоровья

Факторы определяющие развитие культуры здоровья

Здравствуйте, в этой статье я хочу поговорить о том, что являет собой одно из главных понятий Здорового образа жизни – о культуре здоровья.

Культура здоровья – это понятие, которое состоит из теоретических представлений о принципах, способствующих здоровью, а также правильное применение в ежедневной жизни факторов активизации здоровья, то есть оздоровления (Разумов А.Н., 1996). Культура здоровья человека отражает его личностную гармонию, его отношения с окружающими и природой, а кроме этого его самовыражение в различного вида деятельности.

Культура здоровья каждого это взаимосвязь составляющих познавательного, эмоционального, мотивационного и коммуникативного плана.

Формирование культуры здоровья
Формирование культуры здоровья сегодня в обществе представляет собой сложный интегративный процесс. Следует выделить ряд факторов, которые оказывают существенное влияние на сформированность культуры здоровья личности:

Сегодня социо-экономическая среда влияет на формирование культуры в целом на общество и отдельно на каждого человека. К примеру, дети из семьи с низким социальным статусом менее расположены к занятиям физкультурой, нежели дети из семей из более благополучных семей(По данным ВОЗ).

Очень важна роль культурной среды, вероисповедания, общего уровня образования. К примеру, в Англии проведенное обследование физической активности выявило, что человек, который более образован склонен больше уделять внимания физическими упражнениям (Allied Dunhar national fitness survey). Также установлено, что интеллектуальная профессия в среде тех, кто занимается спортом или физической нагрузкой встречается в два раза чаще, чем профессии неквалифицированных рабочих или экономически неактивных людей (Питание издоровье в Европе, Региональные публикации ВОЗ, № 96). Мужчины без работы и ряд безработных женщин ведут, часто ведут, менее активный образ жизни, чем те которые работают (Health update 5: physical activity).

Воспитательный компонент оказывает влияние на образ «культуры здоровья», который уже сформирован культурно-социальной средой. Эффективное образование в сфере культуры здоровья приводит к изменениям в мыслях, переоценке ряда жизненных ценностей ( в основном негативного плана) и появлениям нужных навыков. Как результат – меняется или формируется поведение и стиль жизни. Мы говорим о влиянии, которое оказывается на личность в детский и юношеский периоды, а именно – в учреждениях сферы образования. Факторами, которые являются главными в данном случае будут сберегающая инфраструктура учреждения, формирование и сохранение здоровья в организации воспитательно-образовательного процесса с применением комплексного подхода. Познавательный и мотивационный компоненты будут в данном случае определяющими при формировании механизма влияния на учащихся. Познавательный компонент – это, в данном случае, информированность учащихся в области культуры здоровья. В учебных заведениях необходимо больше внимания уделять замотивированности учащихся на здоровый образ жизни. Таким образом, вырабатывается осознанная необходимость в личных убеждениях на отсутствие вредных привычек и активность собственной личности.

Сегодня воспитательный фактор усилен влиянием СМИ (телевидение, радио, Интернет, газеты, журналы). Стереотипность формируется этими источниками информации, а степень доверия молодых именно этим источникам часто выше, чем всем остальным.

Культура здоровья должна начинать сформировываться еще в детстве, а затем укрепляться на протяжении жизни человека. Также следует отметить, что человеку необходимо постоянно реализовывать свою теорию о Здоровом образе жизни в своем поведении каждый день, так как это стабилизирует его здоровье.

Читайте также:  Медицинский центр век здоровья улица таганская

Понятие “Оздоровление”
Тема ”культура здоровья” стала актуальна в современности относительно недавно, по причине роста болезней, которые связаны с образом жизни человека. У нас в стране проблематика выражается в прогрессе уменьшения численности населения. Основная причина – падение рождаемости. Но кроме этого, высока смертность работоспособного населения, из- за снижения так называемых механизмов адаптации, социально-психологического и физиологического характера. Данная ситуация свидетельствует о необходимости изменить подход к здравоохранению (в центр внимания которого, сегодня попадает больной). Следует больше уделять внимания профилактике болезней, а не их лечению (в центре внимания – здоровый). То есть, нужно выбрать методику, которая направлена не столько на лечение болезни, сколько, на её профилактику, а это – оздоровление

Оздоровление – это увеличение возможности адаптации человека для того, чтобы предупредить заболевание и улучшить качество жизни людей, которые ослаблены под воздействием негативных факторов среды, или которые имеют функциональные расстройства здоровья.

На такой основе появилась концепция «Сохранения здоровья здоровых», в основании которой лежит охрана и восстановление здоровья человека, именно здорового. Появление данной теории определило появление такой отрасли здравоохранения, как восстановительная медицина.

То есть, на первый план выступает сохранение и восстановление здоровья человека а также реабилитация больного или инвалида, а это и есть оздоровление человека. Восстановительная медицина использует современные и традиционные методики оздоровления, применяющиеся человеком тысячелетиями.

В завершении хочется пожелать Вам постоянного роста именно Вашей уникальной Культуры Здоровья и отсутствия болезней на Вашем жизненном пути. Будьте Здоровы!

Источник

Педагогический совет «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды»

Цель: Выявить пути и способы формирования культуры здоровья и определить резервы и возможности совершенствования работы в данном направлении.

Тип педсовета: педсовет-семинар

Форма проведения: групповая работа.

План педагогического совета.

Определение цели и задач педсовета Воронцова Т.Н.-

Подведение этапов семинара.

Золотая О.В.– заместитель директора по УР.

Комарова Е.Н.– заместитель директора по методической работе.

2.Работа в творческих группах
1 группа. Урок – анализ использования здоровьесберегающих технологий, их отдельных элементов на уроках. Калейдоскоп творческих наработок учителей по здоровьесберегающим технологиям. Учителя – предметники.
2 группа. Социально – психологическое здоровье класса – измерение показателей “здоровья” отдельных классов; Семушина С.А.– социальный педагог, Классные руководители
3группа. Здоровье учителя – выработка рекомендаций для достижения хорошего здоровья; Семенова С.Н.– психолог школы.
3.Презентация работ в творческих группах.
4.Подведение итогов работы, проект решения педсовета. Чебыкина О.Н., Бобрецова Т.Г.

“Если вы не думаете о своем будущем,
у вас, его не будет…”
выдающий философ XX века
Бертран Рассел.

В законе РФ “Об образовании” сказано: “ Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся”

Нынешние первоклассники, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте, или более старшее поколение. Современная школа находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. В связи с существенным обновлением содержания образования, форм и методов обучения, техническим переоснащением школ, созданием новых моделей образовательного учреждения Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира, наблюдается усиленная интенсификация учебного процесса. При этом учебные программы не адаптированы к особенностям развития и состоянию здоровья современных школьников.

Сохраняется пассивная позиция семьи и детей по отношению к собственному здоровью. Государственная финансовая поддержка недостаточна. Нет единого программного обеспечения школ, занимающихся проблемами здоровья.

Регионы, школы разрабатывают свои программы, исходя из собственного понимания проблемы.

Все это создает реальные предпосылки для дальнейшего ухудшения здоровья школьников.

46,3 % детей отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.

Не радует и анализ состояния здоровья будущих первоклассников: почти половина из них страдают нарушением осанки, 22 % – заболеваниями, связанными с центральной нервной системой, столько же – имеют нарушение зрения. Часто болеющих детей 35%, 1-2 раза в год болели – 39% ребят, не болеющих оказалось – 26%.

Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного урока, от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса

Проблема создания культуры здоровья рассматриваются в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.В. Дистервег, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и многие другие.

Раскрывая сущность и структуру понятия “ культура здоровья”, мы рассмотрели его в семантической последовательности понятий: “здоровье”, “культура”, “культура здоровья”, “воспитание”, “воспитание культуры здоровья”.

Как известно, в научной литературе – медицинской, педагогической, психологической, социальной и т.д. – представлено большое количество определений понятия “здоровье”, которое уже в исторически отдаленные времена связывалось с отсутствием болезни и с заключением о том, что если человек не болен, значит, он здоров. Происходящие в настоящее время радикальные изменения в социокультурной ситуации современного общества порождают трансформацию понятий здоровье, здоровьесберегающая педагогика и здоровьесберегающее пространство, культура здоровья, расширяя спектр их значений, и выдвигают их на одно из центральных мест в образовательной практике.

Исследуя понятие “здоровье”, мы обнаружили около 300 определений здоровья. Среди них можно выделить основные, где здоровье определяется как:

1) состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

2) совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека (жизнеспособность);

3) целостное многомерное динамическое состояние в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции;

4) состояние психической деятельности, которое способствует гармоническому взаимодействию обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ним, иначе говоря, способность личности контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро– и макросоциальной среде.

Суммируя ряд основных определений, где здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека. Исходя из этого, что понятие “культура” является сложным междисциплинарным понятием, а точного определения культуры до сих пор нет, мы различаем несколько составляющих общей культуры: нравственную, физическую, национальную, правовую, валеологическую. Т.образом, понятие “ Культура здоровья”это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.

К элементам, определяющим культуру здоровья можно отнести:

“Воспитание культуры здоровья” – процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.

Здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нем.

– Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития. Здоровье ребенка считается в норме, если он:

– Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно– духовного организма;

Оздоровление понимается как форма развития и расширения психофизиологических возможностей ребенка. Индивидуально – дифференцированный подход является средством оздоровительно – развивающей работы (учет психомоторики, тревожности, интеллекта).

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в 1 класс. Это исходный фон. В дальнейшем состояние здоровья также имеет главное значение, но не менее важны и условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка, а именно:

При подготовке к педагогическому совету все учителя школы посетили уроки своих коллег и провели анализ всех посещенных уроков с позиций здоровьесбережения, по предложенным схемам (Приложение). Предлагаем вашему вниманию их анализ.

Диаграммы (анализ диаграмм).

Необходимость усиления работы педагогического коллектива по укреплению здоровья детей очевидна. Наши дети сегодня – это наше общество завтра. Будет ли оно здоровым, – об этом необходимо думать уже сегодня. Формированию здорового и безопасного образа жизни школьников может способствовать формирование культуры здоровья.

Источник

Adblock
detector