Меню

Факторы риска ухудшения здоровья школьников

Школьные факторы риска, влияющие на здоровье обучающихся. Пути интенсификации образовательного процесса.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Просмотр содержимого документа
«Школьные факторы риска, влияющие на здоровье обучающихся. Пути интенсификации образовательного процесса.»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

Стрессовая педагогическая тактика;

Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

Провалы в существующей системе физического воспитания;

Интенсификация учебного процесса;

Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья обучающихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья детей.
Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов.
Интенсификация образовательного процесса идет различными путями.

Первый – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.). Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов), особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 часа в день, в основной школе – 7,2 – 8,3 часа в день и в средней школе – 8,6 – 9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет – 9 – 10 часов в начальной, 10 – 12 в основной и 13 – 15 – в средней школе. Существенное увеличение учебной нагрузки в подобных заведениях и классах не проходит бесследно: у этих детей чаще отмечается большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения.
Другой вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала. По данным Минобразования, за период с 1945/46 по 1997/98 учебные годы в начальной школе резко сократилось количество часов на образовательную область филология (на 49%) и на образовательную область математика (на 62%). Каждому, кто знаком с системой начального обучения и существующими программами, как традиционной, так и развивающими, понятно, что содержание и объем учебного материала ни в одной, ни в другой области за последние 50 лет не уменьшились. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.
Частое следствие интенсификации – возникновение у обучающихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.

Источник

Cостояние здоровья школьников и факторы, влияющие на него

Научно-исследовательская работа по валеологии.

Читайте также:  Травы для женского здоровья для яичников и матки

Цель работы: изучить состояние здоровья учащихся МОУ СОШ №2 и факторы, влияющие на него, выработать рекомендации по улучшению состояния здоровья.

Работа построена в соответствии с задачами, которые автор перед собой ставит

Гипотеза: Образовательная деятельность представляет опасность для здоровья школьников. Ученики в школе не только получают знания, но и ряд болезней, связанных с физическим и психологическим состоянием детского организма.

Основополагающий вопрос: Вредит ли наша школа здоровью учащихся?

Методы работы

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

Состояние здоровья школьников МОУ СОШ №2

и факторы, влияющие на него

Исследовательская работа по валеологии

Аниськова Елена Николаевна,

Силакова Алёна Сергеевна

учащияся 11Б класса

Мешкова Евгения Александровна

2.1. Условия организации учебного процесса

2.2. Интенсификация учебного процесса

2.3. Недостаточная физическая активность школьников

V. Самооценка школьниками факторов риска ухудшения здоровья

Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. все дети обязательно ходят или будут ходить в школу и получать не только знания а, возможно, если не позаботиться об этом сейчас, болезни, начиная с близорукости и заканчивая гастритом. Ситуация ясна: с каждым годом здоровье учеников становится все хуже и хуже.

Еще в начале 40-х г.г. 20 столетия понятию «Здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». (Г.Сигерист).[2]

Возможно, поэтому школа по сегодняшний день продолжает возлагать на плечи учеников определённый круг обязанностей, ожидая жизнерадостное и охотное их выполнение. А в ответ мы видим, что мотивация к учению у современных школьников с каждым годом снижается. Не потому ли это, что физическому здоровью школьника уделяется слишком мало внимания.

Несмотря на некоторые попытки улучшить сложившуюся ситуацию, в целом по России обстановка не улучшается. В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. Институт возрастной физиологии Российской академии образования провел исследования: какие заболевания наиболее характерны для школьного возраста и какова динамика их развития.
Изыскания проводились в 540 школах 29 регионов России. Каковы результаты?
От первого к одиннадцатому классу в 2 раза возрастает число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой и пищеварительных систем, органов зрения и слуха, в 5 раз – эндокринной системы. Рейтинговая оценка хронических заболеваний показала, что на первое место в первом классе выдвигается кариес, а в одиннадцатом – нарушение опорно-двигательного аппарата.[4]
Состояние здоровья ребенка в России, начиная с прошлого века и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу.

Чтобы выяснить, какова ситуация с состоянием здоровья учащихся нашей школы, каковы возможные причины возникновения заболеваний и как улучшить сложившуюся ситуацию, мы провели исследовательскую работу.

Цель работы: изучить состояние здоровья учащихся МОУ СОШ №2 и факторы, влияющие на него, выработать рекомендации по улучшению состояния здоровья.

Работа построена в соответствии с задачами, которые автор перед собой ставит

Гипотеза: Образовательная деятельность представляет опасность для здоровья школьников. Ученики в школе не только получают знания, но и ряд болезней, связанных с физическим и психологическим состоянием детского организма.

Основополагающий вопрос: Вредит ли наша школа здоровью учащихся?

Методы работы

Проконсультировавшись с врачом детской ЦРБ Абрамич С.А., нам удалось выяснить, что среди наиболее распространённых заболеваний школьников, выявленных в результате медицинских осмотров и амбулаторных приёмов, следующие:

Медицинский осмотр учащихся МОУ СОШ №2 (13.10.2010-21.10.2010 года), проводился следующими врачами: хирургом, окулистом, ЛОР, невропатологом, врачом-психиатром.

Читайте также:  Склад сибирское здоровье r26026

По сравнению с результатами диспансеризации прошлого года появились новые заболевания:

У 14 человек нехватка веса;

9 человек страдают ожирением;

Увеличилось количество учащихся, страдающих заболеваниями:

Уменьшилось количество больных энурезом на 2 человека.

По данным медицинских карт учащихся, предоставленным медицинской сестрой школы, ученики имеют следующие хронические заболевания.

количество и ФИО учеников

заболевания сердечно-сосудистой системы

заболевания нервной системы

Из таблицы видно, что наиболее распространёнными хроническими заболеваниями являются: заболевания дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата и органов зрения.

Здоровые ученики школы составляют всего 6 % от общего количества учащихся школы (1 группа здоровья), 88% относятся ко 2 группе здоровья, 5% учеников имеют 3 группу здоровья.

Среди возможных причин возникновения заболеваний школьников в «Учительской газете» освещаются следующие.

Во-первых, школьные факторы риска удивительно «живучи», с ними трудно справиться. Проблема возникла не сегодня, о школьных болезнях специалисты заговорили еще в 1774 году. Здоровье детей в России никогда нельзя было назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья детей не дает никаких оснований для успокоения.

Во-вторых, школа и государство в начале прошлого века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым сняв эту ответственность с родителей и с общества; именно школа должна была обеспечивать ведение здорового образа жизни. Но это невозможно, т.к. прежде всего это проблема общества. К сожалению, за 100 лет ситуация мало изменилась, и осознания ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. Поэтому школа не может и не должна решать эту проблему в одиночку, хотя и может сделать многое.

В-третьих, сложившаяся система образования в России, традиционная российская система образования — это огромная система знаний, состоящая из большого числа наук. Еще 130 лет назад К. Д. Ушинский писал: «Нет сейчас педагога, который не жаловался бы на малое количество часов в школе». За 100 лет методика преподавания, технологии и организация учебного процесса не стала больше соответствовать функциональным возможностям ребенка. Родители и общество сами загружают детей сверх меры. Требования школы становятся все более жесткими, и ребенок в силу ограниченности своих функциональных возможностей справиться с этими требованиями не может. [7]

В своей работе мы исследовали нижеуказанные факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся.

1. Влияние социально-экономических факторов на состояние здоровья учащихся

Результатом возникновения тех или иных заболеваний является деятельное неблагоприятное воздействие социально-экономических факторов проживания в семье.

Социально-экономические условия в семье

Количество учащихся по школе

Из многодетных семей

Из неблагополучных социально-опасных семей

Детей из «группы риска»

Стоящих на учёте в ПДН

Стоящих на учёте в КДН

Находящиеся под опекой, на попечительстве

Таким образом, определённое количество учащихся приходят в школу уже с имеющимся риском возникновения тех или иных заболеваний.

2. Влияние организационно-педагогических факторов на состояние здоровья школьников

— несоответствие технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;

— чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);

— недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;

— недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей;

— недостаточная физическая активность школьников;

2.1. Условия организации учебного процесса

Еще в начале 19в. в результате первых исследований была установлена тесная взаимосвязь между появлением у детей так называемых «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки и т.д.) и условиями в школе. [3]

Здоровье человека в значительной степени определяется состояни ем условий обучения, микроклимата и интерьера мест его нахождения. Оптимизация этой среды достигается за счет светового, цветового комфорта, воздушного режима и т.д.

В результате опроса учащихся и учителей о степени освещенности, соблюдении воздушного режима, санитарно-гигиенических норм, соответ ствии школьной мебели возрасту учащихся, визуальной комфортности в классах были сделаны следующие выводы.

По мнению учащихся и учителей школы в школе соблюдаются санитарно – гигиенические нормы, проводится ежедневная двухразовая влажная уборка школьных помещений каждую смену, генеральные уборки не реже двух раз в месяц.

Во время отопительного сезона отмечается нарушение воздушного режима. В кабинетах №16, 5,6,7,8,10,11,12 очень душно, все кабинеты проветриваются во время перемены и уроков. Возможно это одна из причин частых ОРВИ у учащихся школы.

Школьная мебель в кабинетах соответствует возрасту учащихся. Но в связи с недостаточным количеством кабинетов, некоторые уроки в классах среднего и старшего звена проводятся в кабинетах для начальной школы.

Читайте также:  Индийские средства для женского здоровья

Хуже освещенными по сравнению со всеми называют кабинеты № 3, 9, 14.

Все кабинеты ученики и учителя школы считают визуально комфортными.

Можно сделать вывод, что условия обучения не идеальны и их недостатки обуславливают развитие наиболее распространённых заболеваний в МОУ СОШ №2, таких как нарушение осанки, близорукость, частые ОРВИ.

Сколько весит ранец?

Большая учебная нагрузка часто становится в буквальном смысле большой тяжелой нагрузкой для школьников, ранцы которых по плечу разве что взрослым. Неудивительно, что портфели первоклассников, провожая их в школу, несут мама или папа. Хотя по тем же санитарным правилам этот груз знаний вместе с ранцем должен весить не более 1,5 кг. У школьников начальных классов ранец весит на 2 кг тяжелее положенного. Шестиклассники носят учебники на 6,4 кг – гораздо больше нормы. Зато выпускники, умудренные школьной жизнью, ходят на уроки налегке – с 1-2 кг учебного груза.

Это ведёт к проблеме с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Как питается российский школьник?

Эпоха быстрого питания и пустых калорий вывела болезни органов пищеварения по своей распространенности на второе место. Практически каждый десятый ребенок (9 %) из всех заболевших имеет гастрит, дуоденит, другие заболевания пищеварительной системы. Одна из причин состоит в том, что все меньше детей едят в школе полноценную горячую пищу. Ее, к сожалению, гарантированно получают только ученики начальных классов, обеды которых оплачиваются из местного бюджета. Дети постарше голодными не остаются – питаются в буфете, но горячее питание, так необходимое растущему организму, имеют только 20 % старшеклассников.
Гигиенисты считают, что дети страдают «скрытым голодом», когда при нормальной калорийности рациона организм ребенка недополучает важнейших аминокислот, микроэлементов, витаминов. Поэтому в школьном буфете просто не должно быть продуктов, содержащих пустые калории.

2.2. Интенсификация учебного процесса

Интенсификация учебного процесса, отрицательно сказывающаяся на здоровье детей, проявляется в следующем:[8] отдельные программы обучения перегружены обязательным для усвоения учебным материалом.

Однако успешность учения и комфортность ребенка зависят не столько от сформированности знаний и умений, сколько от развития необходимых для обучения качеств (самостоятельность, усидчивость, умение доводить дело до конца и др.);

Требования, которые предъявляют многие школы к поступающему, заставляют родителей и самого ученика форсировать изучение материала школьных предметов (эта картина наблюдается не только при поступлении в начальную школу, но и в основную, и в среднюю школу). Серьезной проблемой, которая касается учащихся старших классов (особенно выпускных), является отсутствие преемственности между высшей и средней школой: вузы значительно завышают требования к абитуриентам, что заставляет родителей нанимать репетиторов и увеличивать время занятий детей. Это приводит к стойкому утомлению, неврозам и возникновению хронических заболеваний;

Методика обучения, направленная на искусственную интенсификацию процесса обучения, на увеличение темпа чтения, письма и др., тормозит формирование у ребенка основных навыков, приводит к эмоциональным срывам, к ранним неврозам. Неслучайно медики фиксируют сегодня новое заболевание — стресс ограничения времени. Одной из причин, вызывающих отрицательное отношение к учебной деятельности и ее неуспешность, является авторитарный стиль взаимоотношений между учителем и учащимися, особенно при оценивании знаний.

Последние 10 лет для школьного образования были большим периодом перемен: появились лицеи, гимназии, профильные классы, многие школы ввели инновационные программы обучения. Все больше вводится новых, нужных и интересных предметов. Нагрузка многократно растет, а возможности детей воспринять знания изменяются не так стремительно. Постоянное перенапряжение, усталость, недосыпы приводят к неврозам – еще одной школьной болезни.

Нет никаких сомнений, что ученик большую часть времени в школе проводит в состоянии стресса. Например, двойка, поставленная красными чернилами, эквивалентна сердечному приступу. Так считают невропатологи.
Остается только порадоваться, что пожилые люди не учатся в школе. Какой бы совершенной ни была методика обучения и как бы часто не вводились внутрь ребенка профилактические прививки, его состояние во многом зависит от школьной среды[4].

По результатам анкетирования учащихся МОУ СОШ№2 на выявление признаков заболеваний нервной системы наблюдается рост от начальной школы до старших классов.

Проявляются признаки заболеваний нервной системы.

Источник

Adblock
detector