Меню

Факторы успеха обучения в школах здоровья

Организация обучения в Школах здоровья

ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ОСНОВАМ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательные цели

После изучения этой части учебного пособия Вы будете:

• знать современные формы, методы, средства обучения пациентов в школах здоровья, центрах медицинской профилактики и в условиях лечебного учреждения;

• уметь отбирать содержание, формы, методы и средства обучения пациентов;

• уметь проектировать, проводить и анализировать учебнопросветительские занятия для населения (пациентов); • владеть Teachback методом в работе с пациентом.

Ключевые слова:

Центры медицинской профилактики

Где проходит обучение пациентов и населения самосохранительной деятельности

Центры медицинской профилактики

Городской центр медицинской профилактики – это самостоятельное специализированное учреждение здравоохранения особого типа.

Функции центра медицинской профилактики:

• организация и проведение мероприятий в области гигиенического обучения и воспитания населения;

• организация и проведение обучения медицинских работников в области профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения;

• участие в проведении подготовки специалистов других ведомств по актуальным проблемам профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения;

• организация массовых профилактических и оздоровительных мероприятий совместно с лечебно-профилактическими учреждениями;

• оказание населению профилактической и консультативнооздоровительной помощи.

Основные направления работы:

– подготовка методических материалов для отделений (кабинетов) медицинской профилактики, медицинских работников, педагогов и др.;

– разработка, приобретение и внедрение профилактических программ;

– создание видеофильмов и видеоклипов, аудиороликов; – методические консультации.

– изучение распространенности поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний, в т.ч. среди молодежи;

– изучение информированности населения о факторах риска неинфекционных заболеваний, в т.ч. артериальной гипертонии, курения, низкой физической активности, нерационального питания.

– материалы для медицинских работников, в т.ч. разработанные самостоятельно центром медицинской профилактики;

– пропагандистские материалы для населения, в т.ч. по профилактике вредных привычек, неинфекционных/инфекционных заболеваний, охране здоровья матери и ребенка, здоровому образу жизни и пр.;

– газеты и приложения к газетам, издаваемые с участием центра медицинской профилактики.

• Реализация программ и проектов

– реализуемые профилактические программы, в т.ч. федеральные, региональные, муниципальные;

– участие в реализации международных проектов.

– участие в передачах по телевидению/радиопередачах;

– публикации в прессе;

– организация кино-видеодемонстраций, пресс-конференций и круглых столов, тематических вечеров и выставок, конкурсов и викторин;

– работа «телефонов доверия».

– проведение консультаций по вопросам укрепления здоровья и профилактики заболеваний;

– оказание консультативно-оздоровительных услуг, в т.ч. платных.

Центры медицинской профилактики оказывают методическую помощь в организации Школ здоровья для пациентов и осуществляют контроль за их деятельностью.

Школы здоровья

Школа здоровья для пациентов и лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования.

Школа здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.

Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.

Школа здоровья организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения. Руководителем назначается врач или медицинская сестра.

Основная цель Школы здоровья – оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.

Читайте также:  Индукционные плиты вред для здоровья мнение врачей

К приоритетным задачам школ здоровья относятся:

• в доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний;

• формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.);

• создание мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и осложнений в состоянии здоровья, утраты трудоспособности и дезадаптации в обществе;

• повышение уровня знаний, умений и навыков по самоконтролю за здоровьем и оказанию помощи самому себе в случаях, не требующих медицинского вмешательства.

На территории Архангельской области осуществляют свою деятельность несколько школ здоровья: «Артериальная гипертония», «Бронхиальная астма», «Сахарный диабет», «Инсульт», «ХОБЛ», «Остеопороз», «Здоровое питание», «Коррекция веса», Школы беременных, Школы молодой матери, Школы для пациентов, принимающих антикоагулянты (варфарин), а также Кабинеты здорового ребенка, Кабинеты по отказу от курения, Кабинеты и отделения медицинской профилактики. (ГБУЗ АО «Архангельский центр медицинской профилактики» http://zdorovie29.ru/).

Организация обучения в Школах здоровья

Школы здоровья могут включать две схемы: 1 – обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист; 2 – обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.

В Школу здоровья направляются больные, не прошедшие обучение (первичный цикл), или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл). Численность пациентов в группе не более 8–10 человек.

Занятия в Школе здоровья носят цикличный характер и проводят-

ся в интерактивной форме. Полный цикл обучения состоит из 6–8 занятий, продолжительность занятий 1–1,5 часа.

Продолжительность обучения пациентов обычно составляет 1–2 месяца; периодичность занятий – 1–2 раза в неделю;

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 4082 ;

Источник

Факторы успеха обучения в Школах Здоровья.

Деятельность Школы обязательно должна быть направлена на решение проблем, наиболее значимых для конкретного контингента (территории) в текущий период времени и обязательно должна преследовать конкретный, видимый результат за достаточно небольшой отрезок времени. Поэтому очень важно, чтобы первые шаги принесли ощутимый результат, что даст стимул для дальнейшего развития.

Учителя (медицинские работники) Школы должны научиться работать в команде. Специалисты, не умеющие работать в команде, даже если они имеют более высокую квалификацию по сравнению со сложившейся командой единомышленников, не должны приглашаться для ведения занятий в Школе.

Вся наглядная продукция, используемая в Школе должна быть:

Занятия в Школе следует проводить в интерактивной форме, избегать больших информационных блоков в структуре занятий.

Занятия должны быть предварительно четко структурированы, хронометрированы. Продолжительность занятий не должна превышать 1-2 академических часов (45-90 мин.).

Факторы, влияющие на результативность и эффективность профилактической помощи в Школах Здоровья.

Факторы, влияющие на результативность и эффективность профилактической помощи в Школах Здоровья неразрывно связаны с качеством профилактической помощи в целом. Эти факторы можно разделить на несколько групп:

факторы отношений и взаимопонимания между медицинскими работниками и пациентами, их межличностные отношения

факторы профессиональной компетентности медицинских работников

факторы организации профилактической работы в целом, которые определяют и ее качество.

Читайте также:  Галичаев здоровье и физическая культура музыканта

Эти же факторы влияют на приверженность пациентов к сохранению и укреплению здоровья, а также к выполнению рекомендаций врача, в том числе и соблюдение режима лекарственной терапии. Среди этих факторов важно дифференцировать положительные влияния (факторы способствующие результативности и эффективности профилактической помощи и факторы, негативно влияющие на профилактическую помощь и ее качество (факторы препятствующие результативности и снижающие эффективность профилактики). Основные группы этих факторов перечислены в нижеследующей таблице.

Положительное влияние (содействие)

Отрицательное влияние (препятствие)

Факторы отношений (медицинский работник – пациент)

Взаимопонимание, сопереживание (эмпатия)

Понимание потребности пациента

Уверенность медработников в том, что они «знают» в чем нуждается пациент

Опыт (большой) и возраст (старший) медработника

Опыт (небольшой) и возраст (младший) медработника

Уверенность медицинского работника и умение объяснять

Неспособность объяснять и убеждать

Факторы профессиональной компетентности медицинского работника

Знание основ профилактической помощи (понятие риска, основы консультирования, технологии и пр.)

Пренебрежение профилактической помощью (предпочтение диагностике и лечению)

Знание основ поведенческой медицины

Преобладание синдромального подхода

Разумная интеграция лечения и профилактики

Противопоставление лечения и профилактики

Факторы организации и качества профилактической помощи

Ненавязчивая форма консультирования при очередных посещениях (по обращаемости)

Насильственные (требующие усилий со стороны пациента) рекомендации и назначения

Обсуждение с пациентом его проблем здоровья

Директивная форма рекомендаций

Простота и доступность (по времени, цене и пр.) профилактических мер и рекомендация

Сложные схемы и многоступенчатость профилактической помощи

Наличие письменных инструкций, советов

Устные советы и рекомендации

Наличие красочных печатных материалов

Плохое полиграфическое качество материалов

Взаимодействие между медицинскими работниками

Незаинтересованность в профилактической работе

Оценка Школ Здоровья (организации, объема, полноты, качества и эффективности обучения и профилактической помощи)

При любом виде профессиональной деятельности важна оценка проводимой работы (оказания помощи и пр.) по комплексу параметров. Наиболее простая оценка – введение статистических форм регистрации и отчетности, которая как правило, дает характеристику количественной стороне деятельности.

В отношении профилактической работы такой оценки недостаточно. Сложности самой сути оказания населению профилактической помощи, особенно в условиях новых форм финансирования (бюджетное, страховое, частное), сочетанного финансирования очень важно формировать подходя к оценке качества оказания профилактической помощи.

Школы здоровья как одна из медицинских профилактических услуг может стать моделью к развитию нового направления в практике профилактической медицинской помощи – оценке качества медицинской профилактической помощи.

На примере Школ Здоровья предлагаются новые подходы к оценке качества профилактической помощи населению, основанные на принципах реформирования здравоохранения:

ориентация на первичную помощь – Школы Здоровья предлагается развивать прежде всего в первичном звене здравоохранения

ориентация на потребность населения и удовлетворение этой потребности – Школы Здоровья направлены на формирование (через информирование) у пациентов и лиц с факторами риска осознанного отношения и мотивации к сохранению здоровья (формирование осознанной потребности), умений самопомощи и повышения приверженности к лечению

партнерство между медицинскими работниками и пациентами в совместной профилактической направленности действий – программа Школ Здоровья ориентирована на интерактивный процесс обучения, что способствует повышению медицинской активности пациентов, являющейся основой партнерских отношений «медицинский работник –пациент»

оказание профилактической помощи населению на основе принципов медицины, основанной на доказательствах – программа обучения в Школе Здоровья содержит информацию и формы обучения, рекомендуемые руководствами и рекомендациями, вытекающими из доказательных научных программ, передового отечественного и зарубежного опыта.

Читайте также:  Чем опасны бады для здоровья

В соответствии с целями организации и обучения в Школе оценку Школ Здоровья рекомендуется проводить на разных уровнях:

на уровне пациента

на уровне врача (медицинского работника), проводящего обучение

на уровне учреждения здравоохранения

на уровне территории (регион)

Оценка объема, полноты и качества профилактической медицинской помощи на примере Школ Здоровья оценивается по данным

Источник

Факторы успеха обучения в школах здоровья

В настоящее время существует необходимость в совершенствовании профилактической помощи населению, в снижении факторов риска, влияющих на здоровье и связанных с образом жизни, отсюда следует, что система медико-санитарного просвещения населения является одно из приоритетных направлений деятельности службы здравоохранения. Население и больные люди получают информацию о здоровье из различных источников, однако наиболее авторитетным источником информации о здоровье для большинства людей, являются медицинские работники. Одной из перспективных форм профилактической и лечебной помощи является обучение в Школах здоровья для пациентов.

Школа здоровья включает в себя новые информационно-мотивационные технологии, которые в свою очередь. должны способствовать повышению приверженности пациентов к лечению, формировать у них мотивацию к сохранению своего здоровья и повысить ответственность пациента за здоровье как своей личной собственности.

Цель Школ – это обеспечить пациента соответствующими знаниями, обучить необходимым навыкам и умениям, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек и поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача. Развитие школ для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения — обеспечение единства врача и пациента в достижении качества и медицинской эффективности оказываемой пациентам помощи. С целью повышения информированности пациентов о здоровом образе жизни, мерах профилактики предотвратимых болезней, а также о правильном лечении выявленных заболеваний, изменении образа жизни. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное отношение к здоровью, мотивация его сохранения и соблюдение режима лечения. С целью исполнения распоряжения администрации Липецкой области «О совершенствовании работы по медицинской профилактике, гигиеническому воспитанию населения и формированию здорового образа жизни» и совершенствования работы Школ здоровья на базе Государственного учреждения здравоохранения «Липецкий областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» согласно приказа управления здравоохранения N636 от 04.12.1995 г. «О работе школ здоровья в ЛПУ»:

существуют следующие Школы:

В течение 2012 года было обучено 336 пациентов живущих с ВИЧ/СПИД, 3 645 учащихся общеобразовательных учреждений, 81 беременная женщина, 65 пациентов освобождающихся из мест лишения свободы.

В течении всего времени существования Школ значительное место отводится среднему медицинскому персоналу. Они оказывают медико-психологическую, консультативную помощь пациентам Школ здоровья.

Факторы успеха обучения в школах здоровья

Занятия в школе следует проводить в интерактивной форме.

Избегать больших информационных блоков в структуре занятий.

Вся наглядная продукция и оформление помещения должны быть красочной, доступной, запоминающейся.

Специалисты, ведущие занятия в школах, должны обладать лекторским мастерством.

Таким образом, организация Школ здоровья – это многозадачный процесс, требующий профессионального опыта медицинского специалиста в формировании у пациента мотивации к сохранению здоровья и повышению ответственности за свое здоровье.

Источник

Adblock
detector