Меню

Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263), подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776) и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 3, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5096), приказываю:

Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года; обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.
Регистрационный N 35847

Установлен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Стандарт содержит требования к структуре адаптированной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения.

Стандарт предусматривает возможность создания дифференцированных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся. На основе стандарта могут разрабатываться до 4 вариантов образовательных программ исходя из степени выраженности нарушений в развитии. Предусмотрена возможность перехода школьника с ограниченными возможностями здоровья с одного варианта на другой.

Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область.

Срок освоения общеобразовательной программы составляет от 4 до 6 лет.

Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья возможно как с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или организациях. Допускается использование сетевой формы.

Стандарт содержит дифференцированные требования к кадровому и материально-техническому обеспечению обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г. Лица, зачисленные до этой даты для обучения по адаптированным образовательным программам, обучаются по ним до завершения обучения.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.
Регистрационный N 35847

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Стандарт, утвержденный настоящий приказом, применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г.

Источник

ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В РАЗДЕЛЕ «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ» ОПУБЛИКОВАНЫ ПРОЕКТЫ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РЕДАКЦИИ 19 ОКТЯБРЯ 2015 ГОДА.

31 МАРТА 2015 г. В РАЗДЕЛЕ «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ — ПРОЕКТЫ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ» РАЗМЕЩЕНЫ ТЕКСТЫ ПРОЕКТОВ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХПРОГРАММ В РЕДАКЦИИ 30.03.2015.

17 ФЕВРАЛЯ 2015 г. В РАЗДЕЛЕ «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ — ПРОЕКТЫ СТАНДАРТОВ» РАЗМЕЩЕНЫ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВКЛЮЧАЮЩИЕ ТЕКСТЫ СТАНДАРТОВ.

22 ЯНВАРЯ 2015 г. В РАЗДЕЛЕ «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ — ПРОЕКТЫ СТАНДАРТОВ» РАЗМЕЩЕНЫ ТЕКСТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), УТВЕРЖДЕННЫЕ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ТЕКСТЫ СТАНДАРТОВ НАХОДЯТСЯ НА РАССМОТРЕНИИ В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

24 НОЯБРЯ 2014 г. В РАЗДЕЛЕ «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ — ПРОЕКТЫ СТАНДАРТОВ» РАЗМЕЩЕНЫ ПРОЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ДОРАБОТАННЫЕ С УЧЕТОМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.

В разделе «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ – ПРОЕКТЫ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ» даны новые редакции программ.

10 НОЯБРЯ 2014 г. В РАЗДЕЛЕ «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ — ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» РАЗМЕЩЕН ПРОЕКТ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ВНИМАНИЕ!

В разделе «Нормативные документы» размещены федеральн ые государственные образовательные стандарты в редакции от 25 сентября 2014 года.

Приглашаем ознакомиться с ними всех заинтересованных лиц.

В соответствии с заданием Минобрнауки Российской Федерации осуществляется широкая апробация проектов федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной среде. Цель апробации проектов ФГОС состоит в оценке соответствия обсуждаемых проектов нормативно-правовой базе общего и специального образования России. В ходе апробации требований к содержанию и условиям реализации ФГОС коллектив авторов надеется получить мнение практических работников об обоснованности этих требований не только с точки зрения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, отнесенных к определенной нозологической группе и предлагаемому им варианту содержания образования (А, Б, С, Д), но и оценку полноты и корректности, приведенных в проектах стандартов перечней этих потребностей. Мы надеемся так же и на детальный анализ содержательного наполнения образовательных областей каждого из вариантов ФГОС по всем компонентам образования детей с ОВЗ. Поскольку основной целевой установкой апробации является последующая доработка всех обозначенных в программе апробации параметров ФГОС — рассчитываем на преимущественно конкретные замечания, рекомендации и пожелания. Выражаем уверенность в том, что качественно проведенная апробация ФГОС позволит расширить перечень расчетных эффектов реализации ФГОС и минимизировать количество вероятностных.

Коллектив разработчиков ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Источник

Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ГАРАНТ:

Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)

ГАРАНТ:

В рамках внедрения и реализации настоящего Федерального государственного образовательного стандарта см:

Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленные письмом Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07;

Методические материалы по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования слепых и слабовидящих обучающихся, направленные письмом Минобрнауки России от 19 февраля 2016 г. N 07-719

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах

АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации*(1) и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка*(2) и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

1.3. Стандарт включает в себя требования к*(3):

1) структуре АООП НОО (в том числе к соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации АООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения АООП НОО.

1.4. Стандарт обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.

1.5. Стандарт является основой объективной оценки качества образования обучающихся с ОВЗ и соответствия образовательной деятельности организации установленным требованиям.

1.6. В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования;

Читайте также:  С годовщиной свадьбы поздравляем счастья и здоровья вам желаем

признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности;

развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;

разработку содержания и технологий НОО обучающихся с ОВЗ, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с ОВЗ составляет цель и основной результат получения НОО;

реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

1.7. Стандарт является основой для:

разработки примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ;

разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ;

определения требований к условиям реализации АООП НОО, в том числе на основе индивидуального учебного плана;

определения требований к результатам освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ;

разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП НОО и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере начального общего образования;

объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта, осуществления лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;

проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся; осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации; разработки основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ, аттестации педагогических и руководящих работников организаций, осуществляющих образование обучающихся с ОВЗ.

1.8. Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ:

формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;

формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; формирование основ учебной деятельности;

создание специальных условий для получения образования*(4) в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;

обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;

формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.

1.9. Стандарт устанавливает сроки освоения АООП НОО от четырех до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей, указанных в приложениях к настоящему Стандарту.

II. Требования к структуре АООП НОО

2.1. АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО и обеспечивает решение задач, указанных в пункте 1.8 Стандарта.

2.2. АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП НОО и утверждается организацией*(5).

АООП НОО реализуется с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося*(6).

2.4. Реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях*(7).

2.5. Для обеспечения освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО возможно использование сетевой формы*(8).

2.6. АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

2.7. АООП НОО реализуется организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности.

2.8. АООП НОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.

программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности;

программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы; программу внеурочной деятельности.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО. Организационный раздел включает:

учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности;

систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.

2.9. Требования к разделам АООП НОО:

2.9.1. Пояснительная записка должна раскрывать:

1) цели реализации АООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;

2) принципы и подходы к формированию АООП НОО;

3) общую характеристику АООП НОО;

4) психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ;

5) описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

2.9.2. Планируемые результаты освоения АООП НОО должны:

1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения АООП НОО;

2) являться основой для разработки АООП НОО организациями;

3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.

Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП НОО должны отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательной деятельности (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области), соответствовать возрастным возможностям и особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.

2.9.3. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей областей по классам (годам обучения).

АООП НОО может включать как один, так и несколько учебных планов.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет организация.

Учебные планы обеспечивают возможность преподавания и изучения государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение по классам (годам) обучения.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные;

увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;

введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.

2.9.4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ при получении НОО должна содержать:

описание ценностных ориентиров содержания образования при получении НОО;

связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ;

типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ при получении НОО должна быть определена на этапе завершения обучения.

2.9.5. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП НОО.

Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе:

требований к результатам освоения АООП НОО;

программы формирования универсальных (базовых) учебных действий.

Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при получении НОО с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;

Читайте также:  Яндекс здоровье как стать партнером

2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса;

3) описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

6) содержание учебного предмета, коррекционного курса;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

В основу программы духовно-нравственного (нравственного) развития должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Программа духовно-нравственного (нравственного) развития должна обеспечивать:

создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.

Программа духовно-нравственного (нравственного) развития должна включать:

цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с ОВЗ), формы организации работы.

2.9.7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать*(9):

формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

формирование установок на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с ОВЗ с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся;

формирование потребности у обучающихся с ОВЗ обращения к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать цели, задачи, планируемые результаты, основные направления и перечень организационных форм.

2.9.8. Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

Программа коррекционной работы должна содержать:

перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся;

корректировку коррекционных мероприятий.

2.9.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.

Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах.

Программа внеурочной деятельности предполагает следующие направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и другие.

Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности.

Система условий должна учитывать особенности организации, а также её взаимодействие с социальными партнерами.

Система условий должна содержать:

описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально-технических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение);

контроль за состоянием системы условий.

2.10. Разработанная организацией АООП НОО должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения АООП НОО в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.

Реализация АООП НОО осуществляется самой организацией. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта.

В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций и организаций дополнительного образования.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ в АООП НОО предусматриваются:

учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

2.11. АООП НОО должна учитывать тип образовательной организации, а также образовательные потребности и запросы обучающихся с ОВЗ.

2.12. Организация временного режима обучения обучающихся с ОВЗ по АООП НОО должна соответствовать их особым образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные возможности.

Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане должны быть предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул.

Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения обучающихся с ОВЗ.

В процессе освоения АООП НОО сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП НОО на другой. Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП НОО, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

III. Требования к условиям реализации АООП НОО

3.1. Стандарт определяет требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям*(10) получения образования обучающимися с ОВЗ.

3.2. Требования к условиям получения образования обучающимися с ОВЗ представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП НОО, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное (нравственное) развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.

3.3. Организация создает условия для реализации АООП НОО, обеспечивающие возможность*(11):

достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;

выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе с использованием возможностей организаций дополнительного образования;

расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья;

участия педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся и общественности в разработке АООП НОО, проектировании и развитии социальной среды внутри организации, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

поддержки родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся, охране и укреплении их здоровья, в вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность;

эффективного использования времени, отведенного на реализацию обязательной части АООП НОО и части, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой деятельности организации и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;

использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных технологий;

обновления содержания АООП НОО, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования с учетом запросов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также особенностей субъекта Российской Федерации;

эффективного управления организацией с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования.

3.4. Требования к кадровым условиям.

В процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ принимают участие медицинские работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации.

3.4.2. В реализации АООП НОО могут также участвовать научные работники организации, иные работники организации, в том числе осуществляющие финансовую, хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья обучающихся и информационную поддержку АООП НОО.

3.4.3. Организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания.

3.5. Требования к финансовым условиям.

3.5.1. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися с ОВЗ общедоступного и бесплатного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию АООП НОО в соответствии со Стандартом.

Читайте также:  Укажите неверный уровень здоровья

Финансовые условия реализации АООП НОО должны*(12):

1) обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре АООП НОО;

2) обеспечивать реализацию обязательной части АООП НОО и части, формируемой участниками образовательной деятельности, учитывая вариативность особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей развития обучающихся;

3) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации АООП НОО, а также механизм их формирования.

3.5.2. Финансирование реализации АООП НОО должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом:

специальными условиями получения образования (кадровыми, материально-техническими);

расходами на оплату труда работников, реализующих АООП НОО;

расходами на средства обучения и воспитания, коррекцию (компенсацию) нарушений развития, включающими расходные и дидактические материалы, оборудование, инвентарь, электронные ресурсы, оплату услуг связи, в том числе расходами, связанными с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

расходами, связанными с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;

иными расходами, связанными с реализацией и обеспечением реализации АООП НОО, в том числе с круглосуточным пребыванием обучающихся с ОВЗ в организации.

3.5.3. Финансовое обеспечение должно соответствовать специфике кадровых и материально-технических условий, определенных для каждого варианта АООП НОО для разных групп обучающихся с ОВЗ.

3.6. Требования к материально-техническим условиям.

3.6.1. Материально-техническое обеспечение реализации АООП НОО должно соответствовать особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.

Структура требований к материально-техническим условиям включает требования к:

организации пространства, в котором осуществляется реализация АООП НОО, включая его архитектурную доступность и универсальный дизайн;

организации временного режима обучения;

техническим средствам обучения;

специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся и позволяющим реализовывать выбранный вариант программы.

Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы на всех участников процесса образования. Все вовлечённые в процесс образования должны иметь доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в организации.

Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ. В случае необходимости организации удаленной работы специалисты обеспечиваются полным комплектом компьютерного и периферийного оборудования.

Должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств (в том числе флеш-тренажеров, инструментов wiki, цифровых видеоматериалов и других), обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально возможных для него результатов освоения АООП НОО.

Организации вправе применять дистанционные образовательные технологии.

3.6.2. Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся с ОВЗ, должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в области:

соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса;

обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;

соблюдения пожарной и электробезопасности;

соблюдения требований охраны труда;

соблюдения своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и другого.

3.6.3. Организация обеспечивает выделение отдельных специально оборудованных помещений для реализации курсов коррекционно-развивающей области и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

3.6.4. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, которые необходимы для реализации АООП НОО.

4. Требования к результатам освоения АООП НОО

4.2. Личностные результаты включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.

4.3. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности.

4.4. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной и коррекционно-развивающей области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области, характеризуют опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. Предметные результаты овладения содержанием коррекционно-развивающей области обеспечивают обучающимся с ОВЗ эффективное освоение АООП НОО, коррекцию и профилактику нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию.

4.5. Стандарт устанавливает дифференцированные требования к результатам освоения АООП НОО в соответствии с особыми образовательными потребностями разных групп обучающихся с ОВЗ.

4.6. Итоговая оценка качества освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО осуществляется организацией.

*(1) Конституция Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3 ст. 152; N 7, ст. 676; 2001, N 24, ст. 2421; 2003, N 30, ст. 3051; 2004, N 13, ст. 1110; 2005, N 42, ст. 4212; 2006, N 29, ст. 3119; 2007, N 1, ст. 1; N 30 ст. 3745; 2009, N 1, ст. 1, ст. 2; 2014, N 6, ст. 548; N 30, ст. 4202).

*(2) Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г. (Сборник международных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI).

*(3) Часть 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).

*(4) Часть 2 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).

*(5) Части 5 и 7 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).

*(6) Часть 23 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).

*(7) Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).

*(8) Статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).

*(10) Пункт 2 части 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).

Источник

Adblock
detector