Меню

Ффн в логопедии что это группа здоровья

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это сбой в процессе формирования произносительной системы языка у детей, который сопровождается расстройствами речи из-за дефектов восприятия и произношения фонем. ФФН может проявляться у детей с нормальным интеллектом и слухом в форме:

Среди факторов появления фонетико-фонематического недоразвития речи как незавершенного процесса произношения и восприятия фонем у детей различают неблагоприятные условия окружающей среды, а также внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) причины. ФФН является сложной и серьезной проблемой на пути овладения навыками письма и чтения, что может привести к развитию патологий лексико-грамматической системы у детей школьного возраста.

Классификация фонетико-фонематического недоразвития

Нарушения речи имеют различную степень выраженности, зависят от различных причин, связанных с особенностями развития ребёнка. В логопедической практике ФФН у детей может иметь легкую, среднюю и тяжелую степень:

Главные особенности ФФН

При формировании нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН выделяют три уровня фонематических (смешение и замена звуков) и фонетических дефектов (искажение звуков), а точнее системного нарушения всех сторон речи при нормальном физическом слухе.

На первом уровне у детей в возрасте 5-6 лет наблюдается полное или почти полное отсутствие словесных средств общения, когда без речевой патологии речь в основном сформирована. Словарный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами. Фонематические нарушения сопровождаются искажением произношения одного или нескольких звуков.

Главной причиной нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН являются затруднения в процессе овладения фонематическим анализом: ему сложно выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Дети с ФФН начинают с трудом произносить слова со стечением согласных, а также многосложные слова. В данном случае наблюдаются пропуски слогов, их перестановка и замена, добавление лишнего звука внутри слога, что сопровождается нечеткой артикуляцией.

На втором уровне появляются общеупотребительные искажённые слова. Намечается различение некоторых грамматических форм. Вместе с тем произносительные возможности значительно отстают от возрастной нормы. Дети с ФФН начинают заменять сложные звуки более простыми ([р] на [л], [с] на [т] и пр.). Также они могут заменять одним звуком целый ряд других звуков ([т´] вместо [с´], [ч], [ш]).

Для третьего уровня характерно наличие развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, а также смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи. Вместо двух или нескольких близких звуков произносится средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] — нечто вроде смягчённого [ч]. В дальнейшем такие нарушения могут сопровождаться однотипными заменами букв на письме.

Также в логопедической практике выделяют ещё и четвёртый уровень, который характеризуется лёгкими лексико-грамматическими нарушениями. Ребенок допускает ошибки в словоизменении, искаженно произносит несколько звуков или говорит без дефектов, а на слух не различает большее число звуков из разных групп.

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия, у детей с ФФНР наблюдается целый ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции, а именно:

У детей с тяжёлыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Методы диагностики при ФФН

Во время обследования ребенка логопед старается определить причину возникновения речевых нарушений, собирая данные о наличии патологий при беременности и родах у матери, а также о нарушениях процессов физического и психического развития ребенка. Затем пациента с ФФН обследуют другие специалисты на выявление нарушений слуха, неврологических процессов, а также на наличие общих заболеваний.

После чего врач проводит исследование состояния и моторики артикуляционного аппарата, оценивая состояние голосовых и дыхательных функций. Также осуществляется проверка звукопроизношения на наличие таких нарушений, как:

Особое внимание при ФФН врач уделяет исследованию уровня формирования навыков звукового анализа и синтеза. Устную речь ребенка с ФФН диагностируют при помощи методов определения качества и количества словарного запаса, а также упражнений на формирование грамматического строя и связной речи.

Для диагностики письменной речи используют методики на выявление специфических ошибок на письме, их характера, а также на определение уровня владения чтением, понимания прочитанного. При этом специалист фиксирует образцы речи ребенка, которые позволяют определить наличие ФФН.

Логопедические методы коррекции ФФН

Процесс преодоления фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и подготовкой к полноценному обучению грамоте. Чаще всего коррекция фонетико-фонематического недоразвития проводится детям в возрасте 5-6 лет в специальных логопедических группах детских садов. Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

Читайте также:  Вредна ли травка для здоровья

Если ребенок обучается в школе, но у него наблюдаются нарушения письма и чтения, обусловленные ФФН, то с ним занимаются в логопедическом кабинете. Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к полноценному обучению грамоте.

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи проводится в несколько этапов:

Во время занятий по коррекции ФФН применяются различные дидактические методики, речевой материал, артикуляционная гимнастика, а также логопедические упражнения. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи может проводиться как в индивидуальной, так и подгрупповой и фронтальной форме. Помимо этого, дети с ФФН должны посещать детского психолога, который помогает развивать слуховое внимание и память, общую и мелкую моторику, мышление.

Прогноз и методы профилактики ФФН

Ранняя диагностика детей с ФФН и своевременная коррекция нарушений речи способствует полному устранению недостатков звукопроизношения и нормальному развитию фонематического восприятия. Логопедическая работа с детьми с ФФН должна проводиться до поступления в школу, так как это позволит быстро освоить письменную речь.

Для того чтобы предупредить развитие ФФН у ребенка, специалисты рекомендуют соблюдать следующие правила профилактики:

В случае обнаружения нарушения речи у ребенка следует незамедлительно обращаться за помощью к логопеду.

Источник

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) и фонематическое нарушение речи (ФНР)

Фонематическое нарушения речи означает неспособность для ребенка определения на слух правильных звуков. Такая проблема проявляется в том, что звуки произносятся не правильно, оглушаются или озвончаются, заменяются — твердые на мягкие, пропускаются или переставляются в словах.
При этом ребенок не замечает допущенных ошибок, так как попросту «не слышит» разницы.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи возникает по причине фонематического нарушения слуха. То есть ребенок не только произносит звуки неправильно, но и не может определить на слух, какой звук необходим в том или ином случае.

ФФНР может проявляться в разной степени:

Как проявляется фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Наиболее характерными признаками наличия ФФНР, на которые следует обратить родителям внимание, могут стать:

Почему нужно к специалисту

Данная проблема может казаться родителям несущественной. В конце концов, даже в классических детских рассказах мы читаем, как мило дети шепелявят или грассируют, обладая при этом отличными интеллектуальными способностями.

К кому обращаться?

Если у родителей возникает подозрение на имеющиеся у ребенка проблемы с речью, нужно как можно раньше посетить логопеда. Специалист проведет подробное обследование и сделает вывод, есть ли необходимость в коррекционных мерах.

Как проходит обследование:

С учетом всех возможных показателей обследования назначается план коррекционных действий специалиста. Важно решить проблему до начала обучения в школе, чтобы ребенок учился успешно.

Как работает логопед с ФФНР

Тактика коррекционных мероприятий строится на основе обследования ребенка. Работа может проводиться как на групповых занятиях, так и индивидуально. В последнем случае уроки будут более эффективны, так как позволяют уделить ребенку максимум внимания и учесть в планах именно его сложности и проблемы.
В логопедических занятиях присутствуют:

Все занятия проводятся в игровой форме. Ребенок должен чувствовать себя комфортно во время уроков, настраиваясь на работу.
Коррекционные меры должны быть комплексными. Помимо логопеда в работе должны принимать значительное участие и родители. Единый подход к выполнению коррекционной работы, выполнение «домашних заданий» логопеда, поддержка ребенка и максимальная помощь, оказанная в период исправления нарушений, помогут ему справиться с проблемой в короткие сроки.

Как быстро можно устранить проблему ФФНР

Не стоит ждать от занятий мгновенных результатов. Ведь ребенку совместно с логопедом придется пройти значительный путь от подготовки аппарата речи для постановки правильного звукопроизношения до автоматизации звуков в речи, формирования устойчивого фонетического слуха и умения проводить фонематический анализ.
Именно поэтому важно начать работу как можно раньше. Как правило, данная проблема может быть выявлена в 4-5 лет. Это значит, что до поступления в школу ребенок справится со всеми затруднениями и сможет стать успешным учеником.

Источник

Понятие фонетико-фонематического недоразвития, виды, методики диагностики и коррекции речевых нарушений

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) является актуальной проблемой на сегодняшний день. Это отклонение характеризуется неправильным воспроизведением звуков при нормальных интеллектуальных способностях ребенка и хорошем слухе. У детей с ФФН отмечаются искажение, смещение и замена звуков, неправильное построение слогов в словах, незначительные нарушения лексики и грамматики в речи. Обследование, проводимое логопедом, включает изучение восприятия речи, возможности ребенка к произношению звуков, построению слогов в словах, связности предложений. При обнаружении ФФН ребенку требуется коррекция речевых дефектов.

Читайте также:  Сочинение здоровье главное богатство человека

Понятие и характеристика ФФН, классификация

Что это − фонетико-фонематическое недоразвитие речи? Под ФФН (или аббревиатура − ФФНР) понимается недостаточное формирование произносительной способности у ребенка из-за нарушения восприятия или неправильности произношения минимальной части слова (фонемы – компонента слова). В нашей стране количество детей с ФФН составляет 20-25%. Наиболее известными авторами, подробно описавшими ФФН и особенности фонематики, являются Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова. К механизмам патогенеза они отнесли не до конца сформированную артикуляционную функцию, а также нарушение восприятия звуков.

Причины и факторы возникновения ФФН:

Сравнение фонетического и фонематического дефекта

В логопедии ФФНР подразделяют на 2 понятия: фонетическое и фонематическое нарушение речевой функции. Согласно сравнительной характеристике, эти 2 варианта имеют существенные различия. Фонетический дефект произношения характеризуется искаженным воспроизведением звука. Это состояние можно объяснить на примере пациента, не способного произнести звук «Р» (ребенок картавит). Пациент знает, что неправильно воспроизводит звук, но не смешивает его с другими. Это состояние изменяет устную форму речи, но при этом ребенок пишет все буквы в словах правильно.

Фонематическое изменение в речевой функции включает полную замену определенного звука другим («лодинка» вместо «родинка»). Ребенок не видит разницы между звуками (в этом случае «Л» и «Р»). Нарушение может сохраняться у пациента до 5-летнего возраста и старше. При фонематической патологии у ребенка может нарушаться речевая функция и правописание.

Классификация ФФН по степеням тяжести:

Клинические проявления

Для правильного звукопроизношения очень важен фонематический слух. Благодаря ему пациент может отличать разные звуки друг от друга, правильно составлять структуру слова. Если фонематический слух нарушается, пациент не видит отличий звуков в словах, которые произносят окружающие, не может правильно их воспроизводить. У пациентов с ФФН физиологический слух и интеллектуальные способности развиты хорошо. Больные имеют дизартрические нарушения, задержку речевого развития, дислалию.

Симптоматика ФФН во время развития ребенка:

При наличии диагноза ФФН ребенок может даже в 5-летнем возрасте говорить неправильно. В школьном возрасте недоразвитие речевой функции способно привести к ошибкам в письме, затруднениям в понимании школьного материала. Часто окружающие плохо воспринимают речь ребенка во время школьных занятий и повседневного общения.

Некоторые пациенты с ФНР могут иметь легкую степень патологии, грамотно писать. При этом они не способны воспринимать множество звуков в словах. Такая симптоматика значительно усложняет диагностику ФФН.

Сопутствующими симптомами ФФНР считаются уменьшение концентрации внимания, сниженная мыслительная функция при решении логических задач или при проведении какого-то действия. Ребенок с нарушением речевой функции часто плохо понимает абстрактные вещи.

Без коррекции ФФН у ребенка возникают затруднения в обучении, психические отклонения, сильная возбудимость, раздражительность.

Диагностические мероприятия

При обнаружении симптомов ФФН родители должны обратиться к логопеду. Логопеды есть в любой школе и детском саду. Логопедические занятия также можно посещать в специализированных центрах.

Наиболее популярными центрами лечения ФФНР и общего недоразвития речи (ОНР) являются:

Диагностика ФФН включает сбор анамнестических данных для определения возможной причины, а также логопедическое обследование. Врач смотрит карточку пациента или выписки из нее. Специалист спрашивает у матери о течении беременности, родов, психической обстановке в доме, наличии функциональных патологий мозга, а также биологических и физиологических изменениях в организме. Для врача имеет большое значение наличие психических травм и хронических стрессов, которые часто приводят к нарушению речевой функции. Накануне первого посещения логопедических занятий ребенок должен обследоваться у невролога, отоларинголога для исключения психических отклонений, органических поражений головного мозга, последствий травм головы, заболеваний речевого аппарата.

Для регистрации логопед заводит на ребенка речевую карту. В ней он описывает состояние слуховой функции, наличие или отсутствие заболеваний мозга. В карту также вписывается общее состояние здоровья, проведенные вакцинации, перенесенные заболевания.

Специалист проводит обследование аппарата артикуляции, оценивает состояние голосовых связок, дыхательной функции, необходимой для нормальной речи. Он делает несколько тестов на звукопроизношение, чтобы определить какие звуки пациент не может воспроизводить. Эти данные обязательно вносятся в карту.

Читайте также:  Здоровье семьи на гвардейской режим работы

Логопед оценивает словарный запас, наличие замен и смещения звуков, изменение структуры слова. Также оценивается способность выстраивания предложений. Доктор обязательно обращает внимание на дыхание во время воспроизведения слов и предложений.

Если ребенок умеет писать, то логопед смотрит на состояние письменной речи. Врач отмечает наличие грамматических ошибок во время написания слов, замены букв. После полного обследования доктор пишет заключение, а также составляет план занятий для коррекции речевой функции.

Коррекция речевой дисфункции

После полного осмотра и оценки речи логопед составляет план занятий, пишет рекомендации для детского сада или школы по проведению коррекции. Он также может самостоятельно осуществлять лечение ФФНР, назначив комплекс индивидуальных занятий с пациентом (возможно проведение домашних занятий). За время терапии логопед должен добиться исправления ошибок в произносимых словах, появления навыков фонетики, а также подготовить пациента к письму и чтению.

Занятия у логопеда могут быть групповые или индивидуальные. Групповые занятия предполагают работу с несколькими детьми. На индивидуальных занятиях ребенок занимается один. Преимуществом групповых занятий является то, что дети могут учиться разговаривать друг с другом при помощи диалога, сценок и других видов общения. При этом они осуществляют сравнение звуков, учатся находить ошибки друг у друга, правильно строить предложения.

Если у дошкольника тяжелая форма нарушения речи, то его можно направить для занятий в специальный логопедический детский сад. Здесь собраны дети с нарушением речевой функции, поэтому занятия направлены на улучшение речи, чтения и письма. В группу такого детского сада детей зачисляют с 5-6-летнего возраста. Длительность коррекции составляет 10 месяцев.

Для проведения занятий логопед использует гимнастические упражнения на развитие артикуляции, рисунки, игрушки, игры, карточки с написанными слогами и словами, книжки. Очень важно на практических занятиях создать спокойную и уютную обстановку. Она способствует снижению возбудимости ребенка, улучшает контакт между ребенком и педагогом. Для закрепления материала логопед дает задания, которые нужно сделать дома.

Одновременно с логопедическими и педагогическими занятиями ребенок нуждается в помощи психолога. Психолог поможет справиться со стрессовыми ситуациями, проблемами в семье. Также он помогает развивать память, мышление, мелкую моторику. Для этого проводят тренировку памяти (карточки с рисунками, таблицами), арт-терапию, игры с мелкими предметами, использование льда для стимуляции кровообращения рук и другие методики.

Коррекцию рекомендуется проводить до поступления в школу, чтобы расстройства речи не нарушали психическое здоровье пациента, не мешали обучению.

Профилактические мероприятия и прогнозирование результатов терапии

При своевременной логопедической помощи прогноз для ФФНР благоприятный. Скорректировать дефекты речи можно за 1-12 месяцев, в зависимости от выраженности симптоматики. Успех в лечении ФФНР зависит от правильных действий родителей, а также квалификации логопеда.

Профилактические мероприятия ФФНР в логопедии включают планирование беременности, исключение контактов беременной с инфекционными больными на протяжении всего периода вынашивания ребенка. Женщине во время беременности следует исключить употребление спиртных напитков, курения, избегать стрессовых ситуаций. Причиной появления нарушений развития речи у ребенка могут быть операции во время беременности, стремительные или длительные роды, а также начало родов раньше срока. При возникновении осложнений беременности нужно обязательно обратиться к гинекологу для обследования и лечения.

Важным фактором формирования речи считается нормальная психологическая обстановка в семье. Если у родителей возникают конфликты, ребенок может отреагировать на это нарушением речевой функции. Благоприятно влияют на развитие речи регулярные занятия с ребенком, чтение книг, обучение письму и другие мероприятия.

Провоцирующим фактором ФФНР может стать алкоголизм у одного из родителей, а также наркомания. Ребенок при этом испытывает стресс, который сильно мешает его развитию. Следует оказать психологическую помощь семье, а также провести лечение алкоголизма и наркомании.

Когда у дошкольника или школьника выявлены проявления задержки и недоразвития речевой функции, то следует самостоятельно обратиться к логопеду как можно раньше. После того как он проведет обследование и подтвердит, что это ФФНР, будут назначены коррекционные занятия. Лечение считается наиболее эффективным при раннем обращении пациентов.

Заключение

Речевое развитие имеет большое значение, так как оно позволяет нормально развиваться ребенку, дает возможность общаться со сверстниками. При наличии характеристик нарушения фонетики у пациента снижается возможность качественно обучаться. Пациент с ФФНР не способен нормально воспринимать речь, затрудняется выразить свои мысли. ФФН может помешать нормальной жизни ребенка, привести к несостоятельности во взрослом возрасте, поэтому очень важно проводить коррекцию недостатка речевой функции своевременно.

Источник

Adblock
detector