Меню

Финансирование детей с ограниченными возможностями здоровья

Школы, в которых учатся дети-инвалиды, получат дополнительное финансирование

Министерство образования и науки РФ утвердило список учебных заведений для детей-инвалидов, которые получат дополнительные средства в рамках программы «Доступная среда», сообщает «Российская газета». Дополнительное финансирование получат коррекционные школы, специализированные школы-интернаты и обычные школы, которые работают по адаптированным программам.

Дополнительные средства для школ, где учатся дети-инвалиды, будут выделены Минобранауки в рамках Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2012 годы. Эти деньги пойдут на создание в учебных учреждениях архитектурной доступности для детей с различными формами инвалидности, ремонт и оборудование помещений, приобретение техники, материалов, учебных пособий и т.п.

Федеральный перечень общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, представлен на сайте Минобрнауки. В этот список попало 1823 школы из всех регионов России.

Обучение детей с инвалидностью в школе. Что такое инклюзивное образование и как им воспользоваться?

Напомним, в настоящее время в России работает 1660 коррекционных школ. В обычных российских школах функционирует 13 443 коррекционных класса.

Ранее мы сообщали, что в этом учебном году в России больше не будет коррекционных и специальных школ. Их не закроют, просто теперь они станут «просто школы», а термины «коррекционная» и «спецшкола» из их названий уберут.

Мы также писали о том, что образовательные организации России обяжут указывать на их официальных сайтах, какие возможности у них есть для получения образования детьми с инвалидностью. Благодаря этому родители детей-инвалидов смогут узнать, насколько комфортно в том или ином учебном заведении будет их ребенку, что поможет им сделать правильный выбор.

Источник

Финансирование образования детей с ОВЗ

Каким образом осуществляется финансирование коррекционного образования детей с аутизмом в наших школах? Могут ли из-за отсутствия финансирования не выполняться законные требования родителей по поводу организации обучения их детей?

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об образовании в РФ» нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей (статья 99). Т.е. нормативы финансирования для обучения граждан с ОВЗ должны включать в себя соответствующие расходы.

Нормативы устанавливаются субъектами РФ, поэтому Вам необходимо обратиться к соответствующим нормативным правовым актам Вашего региона. Насколько поступающие в соответствии с нормативами деньги дают школе возможность обеспечить те или иные условия обучения – можно узнать, контактируя с администрацией школы и подсчитывая затраты и имеющиеся в распоряжении школы средства.

Источник

Оплата труда педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Оплата труда педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

В связи с тем, что с 1 сентября 2016 года вводится в действие ФГОС для детей с ОВЗ, предусматривающий инклюзивное образование в общеобразовательных школах, меняется и система оплаты труда педагогов, работающих с этой категорией детей. 22 сентября 2015 года был утверждён приказ №1040* Министерства образования. Его действие распространяется на период введения ФГОС для детей с ОВЗ.

принципы финансирования образовательных организаций регулирует оплату труда работников образовательных учреждений в условиях работы в ресурсных классах и классах с включением детей с ОВЗ или групп детей, обучающихся по адаптированным образовательным программам.

Приказ №1040 в первую очередь говорит о том, что нормативные затраты на оказание услуг, связанных с образованием, за исключением дополнительного образования и профессионального обучения, определяются в расчёте на одного обучающегося.

Если речь идет о ребёнке с ограниченными возможностями здоровья, то:

расчёт образовательной услуги идёт с учётом создания специальных условий получения образовании, которые меняются в 2017 году.

В оплате труда педагогов учитывается:

тип образовательной организации; форма обучения.

Эти выводы касаются и надомной формы обучения. Соответственно, должен выделяться определённый повышающий коэффициент, связанный с обучением на дому в рамках сетевой формы реализации образовательных программ. Следует учесть, что в настоящее время действует приказ №1035 от 2 сентября 2013 года о признании недействующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР и Министерства народного образования об индивидуальном обучении больных детей на дому. Этот приказ отменил ранее действующие нормы оплаты труда педагогов, проводящих обучение на дому.

Нормы оплаты труда

В то же время, некоторые нормы оплаты труда сохраняются в новых условиях. Ставка педагога-дефектолога, работающего в общеобразовательной школе с детьми с ОВЗ, рассчитывается в соответствии с приказом №1015 от 30 августа 2013 года.

Также в приказе содержится указание на то, что в составе нормативных затрат образовательного учреждения находится оказание услуг учителями для детей с ОВЗ и иными специальными потребностями. Здесь имеется в виду создание условий не только для детей с ОВЗ, но и для детей с СДВГ, амблиопией, косоглазием и т.п., то есть, для детей с «пограничными» образовательными потребностями, которые еще нельзя отнести к категории ОВЗ, но которым специальные условия все же требуются. В этом случае требуется организация специальных классов охраны зрения, ресурсных классов. В ресурсном классе может работать тьютор, учитель-дефектолог, учитель-логопед, в зависимости от функционала ресурсного класса, и здесь вводится ставка и производится оплата труда педагога, в соответствии с законодательством об образовании в 2016 году. В любом случае, ресурсный класс – это образовательное пространство, а не комната отдыха или кабинет психологической разгрузки. Территориально этот класс может быть расположен по-разному, и численность его может быть разная, но штатная единица этого класса – именно преподаватель, а не ассистент. Организация оплаты труда педагогов в образовательном учреждении У любой образовательной организации, которая работает по новой системе оплаты труда, есть положение о стимулирующих выплатах. Это положение в обязательном порядке обсуждается с представительным органом трудового коллектива. Например, с профсоюзным комитетом или общим собранием трудового коллектива. На этих собраниях определяются критерии стимулирующих выплат, и в компетенции образовательной организации определить на таком собрании критерии стимулирующих выплат педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это будет одним из новшеств в формировании оплаты труда педагогов, так как понятно, что традиционные 20 процентов за работу с детьми с ОВЗ к окладу теперь не являются нормой. Но они должны быть обязательно сохранены уже в других критериях стимулирования. Это должно быть стимулирование не просто за трудность, но и за энергозатратность, связанную с работой с этой категорией обучающихся. Кроме того, должны быть определены критерии стимулирующих выплат конкретно за введение ФГОС для детей с ОВЗ, так как в данном случае речь идет об инновационной работе. Сущность стимулирования педагога заключается в том, что таким образом обеспечивается результативность, динамика, повышение образовательных результатов или жизненных результатов детей. Поэтому разработка таких положений о стимулирующих выплатах, разработка критериев, которые бы однозначно отражали результативность работы педагога с детьми с ОВЗ в школе в данном случае – прерогатива самой образовательной организации.

* Приказ №1040 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодёжной политики, применяемых при расчёте объёма субсидии на финансовое обеспечение и выполнение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением»

Источник

ОНФ в Волгоградской области добился увеличения финансирования коррекционных образовательных программ для детей-инвалидов

Активистам ОНФ в Волгоградской области совместно с представителями группы родителей удалось добиться пересмотра в сторону увеличения нормативов финансирования образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). За счет поэтапного увеличения финансирования к 2020 г. в образовательных учреждениях будет увеличен штат узких специалистов, таких как психологи, дефектологи, логопеды, до нормативных показателей, установленных федеральным законодательством.

Читайте также:  Здоровье каждого богатство страны

Напомним, несколько месяцев назад в адрес Народного фронта обратились родители учеников нескольких коррекционных классов и школ, обеспокоенных сокращением узких специалистов, коррекционно-развивающих занятий и общего количества часов недельной аудиторной нагрузки. Проведя совместный с родителями анализ ситуации с 2013 до 2018 г., активисты ОНФ выяснили, что за этот период штатные расписания в школах №1 и №2, в которых занимаются дети с нарушением зрения, сократились примерно на 40%. Сокращение занятий приводит к тому, что родители обращаются за помощью к платным специалистам – три занятия с логопедом-дефектологом дополнительно обходятся семье в 2 тыс. руб. в неделю.

Отметим, что финансирование адаптированных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и должно учитывать специальные потребности воспитанников с учетом нозологических особенностей (вида ограничения здоровья ребенка).

«Существующие в регионе подушевые нормативы финансирования и размер повышающего коэффициента родители детей с ОВЗ посчитали необоснованно низкими и просили их пересмотреть. Они самостоятельно изучили методику расчета нормативов и поняли, что в регионе эти расчеты не соответствуют требованиям федерального законодательства. Мы добились создания специальной рабочей группы при областном комитете образования и, принимая активное участие в ее работе, самостоятельно произвели расчеты в соответствии с федеральными нормативами. В итоге отстояли поэтапное увеличение нормативов финансирования реализации адаптированных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью. Мы получили заверение от региональной власти о том, что объем дополнительных средств на поэтапное повышение финансирования составит от 25 до 45 млн руб. до 2020 года. Кроме того, регион берет на себя обязательства предусмотреть в бюджете расходы около 200 млн руб. ежегодно на обеспечение полной укомплектованности школ узкими специалистами», – пояснила активист регионального отделения ОНФ в Волгоградской области Ольга Седых.

Источник

Обеспечение доступа к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья в России

1. Система образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в России

Юридические проблемы предоставления образования лицам с ограниченными возможностями здоровья

Действующее законодательство использует различные термины: «лица с ограниченными возможностями здоровья», «с отклонениями в развитии», «с недостатком здоровья». Авторы считают обоснованным применение термина «лица с ограниченными возможностями здоровья».

В соответствии с типовыми положениями о различных типах и видах общеобразовательных учреждений (детские сады, школы и т.д.) и другими действующими нормативными актами в России предусматривается 2 основных формы включения детей с ОВЗ в образовательный процесс – инклюзивное образование и обучение в специальных (коррекционных) учреждениях.

Еще одной формой предоставления общего образования лицам с ограниченными возможностями здоровья является дистанционное образование, которое начало развиваться в России в последние пару лет. Как правило, дистанционное образование организуется на уровне муниципалитетов, хотя есть примеры организации сетей на уровне субъектов РФ.

Необходимо отметить, что инклюзивное образование осуществляется, как правило, в муниципальных учреждениях, тогда как специальные (коррекционные) учреждения отнесены к ведению субъектов РФ, что значительно усложняет систему и затрудняет построение единой системы оценки качества образования для лиц с ОВЗ.

1. Первое, на что необходимо обратить внимание: предоставление дошкольного и общего образования лицам с ограниченными возможностями здоровья Закон об образовании до сих пор относит к полномочиям субъектов РФ, тогда как обычные школы и детские сады находятся в ведении муниципалитетов.

В соответствии с п. 6.2. ст. 29 Закона «Об образовании», в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находится:

Та же формулировка присутствует и в ст. 26.3. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Норма закона может быть истолкована двояко, что и происходит на практике. С одной стороны, если ребенок с ограниченными возможностями здоровья оказался, тем или иным образом, в муниципальной школе, то организация предоставления ему образования – забота муниципалитета. С другой стороны – муниципалитет может уклоняться от создания условий для детей с ОВЗ в обычных школах, ссылаясь на п. 6.2 ст.29 Закона Об образовании, хотя прямо отказаться от принятия ребенка с ОВЗ в муниципальную школу никто не вправе.

Теоретически, муниципалитет вправе требовать у субъекта РФ полного возмещения затрат на предоставление образования ребенку с ограниченными возможностями здоровья в муниципальной школе. Однако на практике такие случаи неизвестны.

2. Вторая юридическая проблема предоставления образования лицам с ограниченными возможностями здоровья состоит в том, что далеко не во всех субъектах РФ в настоящее время (2011) фактически выполнена передача полномочий по организации специального (коррекционного) образования на уровень субъекта РФ.

Это приводит к хроническому недофинансированию специальных коррекционных учреждений (поскольку, в силу объективных причин, муниципальные бюджеты не располагают необходимыми ресурсами). Такая ситуация наблюдается в Московской, Курской, Челябинской, Пермской, Липецкой, Мурманской, Ярославской, Белгородской, Курганской, Новосибирской областях, Краснодарском крае, Республике Карелия и многих других регионах.

Согласно действующему федеральному законодательству, специальные (коррекционные) учреждения должны были быть переданы в ведение субъектов РФ еще в 2005 году[3]. Однако на практике этого не произошло, поскольку существует противоречие между нормами ФЗ «Образовании», ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и нормами Типового положения[4], дающего возможность муниципальным органам быть учредителями специальных коррекционных учреждений.

Таким образом, выстраивается следующая цепочка проблем:

1. Инклюзивного образования для законодателя не существует;

2. Полномочия по образованию лиц с ОВЗ принадлежат субъектам РФ[5], но в Законе Об образовании предусмотрено только обучение лиц с ОВЗ только в специальных (коррекционных) учреждениях;

3. По факту специальные (коррекционные) учреждения находятся в ведении муниципалитетов. Ожидая передачи учреждений в ведение субъектов, муниципалитеты не вкладывают средства в их развитие;

4. За организацию инклюзивного образования для лиц с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях не отвечают ни субъекты РФ (это не их учреждения), ни муниципалитеты (это не их полномочия).

Последние действия правительства и законодательной власти

1. В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Однако заявленный в тексте документа конкретный результат, под который предусмотрено финансирование, звучит несколько иным образом: «Разработка методических рекомендаций для создания доступной среды для инвалидов в обычных образовательных учреждениях с учетом особых потребностей детей инвалидов». Под это расписано 3 640 тыс. руб.

Также, «во всех федеральных округах предусматривается создание площадок для обучения и повышения квалификации управленческих кадров и специалистов, обеспечивающих распространение моделей успешной социализации детей, а также для подготовки и повышения квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей-инвалидов. В рамках указанного мероприятия планируются развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей, а также обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья».

Под указанные мероприятия расписано: 19741,39 млн.руб., однако эти мероприятия подразумевают не только социализацию детей с ОВЗ, но и поддержку талантливых детей, а также социализацию всех категорий детей.

Проблемы реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья в виде общей формулировки заявлены в проекте Государственной программы развития образования до 2020. Однако не рассмотрены проблемы инклюзивного образования, речь идет только о дистанционном образовании и образовании в специальных (коррекционных учреждениях).

4. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции на 1 декабря 2010 года, представленной на общественные обсуждения) предусматривает, что «общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в общеобразовательных школах, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, в том числе в коррекционных классах, классах интегрированного обучения общеобразовательных школ или в коррекционных общеобразовательных школах».

Читайте также:  Жизнь и здоровье в космосе

Проект уделяет достаточно внимания вопросам организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, однако не решает проблемы распределения полномочий по организации такого обучения, то есть, фактически не сможет изменить ситуацию. Указано, что обучение должно предоставляться, но не установлено, кто за это отвечает. Проект не содержит определения понятия «инклюзивное образование»

5. В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступила к практической работе по изменению российского законодательства в целях приведения его в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов – в рамках подготовки к ратификации Конвенции. Установленные даты принятия необходимых изменений в целом ряде Законов Российской Федерации – с 1 января 2013 года и с 1 июля 2013 года[6].

К сожалению, в современном российском законодательстве федерального уровня при фиксировании основополагающих принципов права на образование не нашёл своего отражения единый механизм создания специальных условий для обучения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе. Создание и законодательное закрепление такого механизма является одним из важнейших условий для осуществления инклюзии в образовании и реформирования образовательной политики в отношении детей с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивные подходы в образовании в современной России теоретически возможны, но практически трудно реализуемы – им препятствуют отсутствие продуманной нормативно-правовой базы и финансового обоснования, инерция мышления педагогов и родителей, обремененного прежними стереотипами, и отсутствие культуры отстаивания права каждого человека на образование.

2. Финансирование образовательных услуг для лиц с ОВЗ в России: основные проблемы

1. Поскольку инклюзивное образование осуществляется в муниципальных учреждениях, его финансовое обеспечение ниже финансового обеспечения специального (коррекционного) образования в государственных учреждениях, финансируемых напрямую из региональных бюджетов. Фактически, существует недофинансирование инклюзивного образования.

В Российской Федерации внедрено нормативное подушевое финансирование общего образования. Учитывая сложившиеся распределение полномочий между субъектами РФ (выделяют субвенции на оплату труда и учебные расходы в школах) и муниципалитетами (в ведении которых находятся дошкольные и общеобразовательные учреждения), на практике это означает следующее. Муниципалитет получает из бюджета субъекта РФ субвенцию на оплату труда работников школ и учебных расходов[7], рассчитанную в зависимости от числа учащихся в школах муниципалитета. Муниципалитет распределяет указанную субвенцию между школами в соответствии со своими нормативными актами (либо по подушевому принципу, либо нет). Прочие расходы, в том числе коммунальные, финансируются напрямую из муниципального бюджета.

Проводимая реформа бюджетного процесса, подразумевающая переход на систему государственных (муниципальных) заданий и финансирование не учреждений, а услуг, не внесет кардинальных изменений в описанную ситуацию. После реформы муниципалитеты продолжат получать субвенцию, рассчитанную по подушевому принципу и распределять ее в соответствии со своими нормативными актами. Изменится форма отношений муниципалитет-школа, теперь выделяемые школе денежные средства будут называться «финансовое обеспечение муниципального задания». Также муниципальные задания будут устанавливать набор услуг, оказываемых школой и требования к их качеству.

Описанные изменения не смогут оказать прямого воздействия на финансовое обеспечение инклюзивного образования детей с ОВЗ в муниципальных учреждениях. Проблемы финансирования инклюзивного образования детей с ОВЗ в муниципальных школах определяются двумя основными факторами:

1) Используемые в субъектах РФ методические подходы к расчету нормативов финансирования общего образования;

2) Порядок распределения финансирования между школами, применяемый на уровне муниципалитета («доведение нормативного принципа до школы»).

1) Используемые в субъектах РФ методические подходы к расчету нормативов финансирования общего образования в целом могут быть разделены на 2 основных типа[8]:

Инструктивное письмо Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2006 г. № АФ – 157 /02 «Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ»

Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 сентября 2006 г. N АФ-213/03 «О подготовке и направлении модельных методик»

Содержатся рекомендации по механизмам перехода к нормативному финансированию

Рекомендуется использование адаптационного периода

Норматив рассматривается как стоимость реализации образовательной программы и покрывает расходы на:

– на оплату труда работников

– на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы

Были также разработаны подходы к расчету нормативов финансирования на основе типовых штатных расписаний[9] и модельных штатных расписаний[10], однако они не получили широкого распространения.

Первый подход, описанный в Инструктивном письме Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2006 г. № АФ – 157/02, содержит возможность расчета повышенного норматива финансирования при наличии в школе детей с ОВЗ, поскольку рассматривает норматив, как стоимость соответствующей образовательной программы, реализуемой для определенного числа детей определенной категории.

Второй подход (Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 сентября 2006 г. N АФ-213/03) такой возможности не содержит, поскольку построен на усреднении фактических расходов и не учитывает особенности реализуемых образовательных программ.

Соответственно, в тех регионах, где применяется первый подход (таких регионов в 2009 году было более 40[11]), методика расчета субвенции допускает возможность расчета повышенных нормативов финансирования образования детей с ОВЗ. Однако это не означает, что все регионы используют предоставленную возможность.

Во второй группе регионов[12], где применяются усредненные нормативы, расчет повышенных нормативов финансирования образования детей с ОВЗ невозможен без установления дополнительных норм финансирования или принятия специальных нормативных актов по данному вопросу.

2) Порядок распределения финансирования между школами, применяемый на уровне муниципалитета («доведение нормативного принципа до школы») сильно различается по субъектам и по муниципалитетам РФ и не зависит от выбранного регионом порядка расчета субвенции.

Порядок распределения финансирования между школами

Эффекты для развития инклюзивного образования

В первой группе муниципалитетов объем средств, рассчитанный на уровне региона по подушевому принципу, доводится до школ в той же пропорции, в зависимости от числа учащихся.

Школы, реализующие инклюзивное образование, могут проигрывать, если методика расчета норматива не включает дополнительные расходы на детей с ОВЗ.

Во второй группе муниципалитетов, субвенция, полученная из регионального бюджета, перераспределяется между школами в зависимости от фактических расходов предыдущего периода. Этот способ плох тем, что фактически нивелирует эффекты подушевого финансирования: объем ресурсов, получаемых школой не зависит от числа детей.

Принцип не отражается на школах, реализующих инклюзивное образование, поскольку их финансирование зависит от сложившихся расходов. Однако:

а) принятие нового ребенка с ОВЗ в школу никак не отразится на объеме финансирования;

б) сохраняются хронически недофинансированные школы.

Как видно из представленной таблицы, в первой группе муниципалитетов финансирование школ, реализующих инклюзивные подходы, напрямую зависит от методики расчета нормативов, выбранной субъектом РФ. Если на уровне субъекта рассчитываются отдельные повышенные нормативы на детей с ОВЗ – эти же средства передаются школе. В противном случае, школа получает на обучение ребенка с ОВЗ столько же, сколько и на обычного ученика. Это создает антистимулы для развития инклюзивного образования на местном уровне.

Муниципалитеты второй группы, с одной стороны, обеспечивают финансирование сложившихся в школе расходов. Но это также плохо для развития инклюзивного образования, поскольку: а) принятие нового ребенка с ОВЗ в школу никак не отразится на объеме финансирования; б) сохраняются хронически недофинансированные школы, которым не хватает ресурсов даже на реализацию обычного набора образовательных программ.

Таким образом, для обеспечения финансовых гарантий реализации инклюзивного образования необходимо принять следующие меры:

1. Стимулировать принятие регионами нормативных актов, устанавливающих порядок расчета повышенных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, учитывающих дополнительные затраты на обучение детей с ОВЗ;

2. Стимулировать установление муниципалитетами порядка финансового обеспечения муниципального задания образовательным учреждениям, который предусматривает финансирование образовательных услуг для детей с ОВЗ в повышенном размере в соответствии с региональными нормативами («доведение норматива до уровня учреждения»).

Финансовое обеспечение инклюзивного образования не требует внедрения принципиально новых моделей финансирования образования. В России новые модели финансирования образования внедряются ежегодно, начиная с 2004 года. На данный момент существует 4 основные модели финансирования и большое число их вариаций, реализованных в различных субъектах РФ. Более того, в 2010 году начался переход к системе государственных (муниципальных) услуг, что также является новой моделью финансирования. Поэтому основная проблема состоит не в разработке новых моделей, а в адаптации действующего законодательства под потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.

В России очень сложная правовая система и на данном этапе ее развития интеграция новой модели финансирования, даже на региональном уровне, затрагивает большое число действующих нормативных актов. Транзакционные издержки на разработку и внедрение новых моделей могут превысить эффект от их реализации. Намного эффективнее доработать уже имеющуюся нормативную базу, например, в рамках методологии, описанной в Инструктивном письме Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2006 г. № АФ – 157 /02, возможен расчет стоимости реализации образовательных программ для лиц с ОВЗ в обычных учреждениях и подготовка соответствующих рекомендаций субъектам РФ.

Необходимо также отметить, что в 2007 году Федеральное агентство по образованию проводило научно-исследовательские работы по теме разработки порядка и методики расчета нормативов финансирования образовательной услуги для лиц с ограниченными возможностями здоровья исходя из стоимости образовательных программ.

Читайте также:  Ответственность за причинение вреда жизни или здоровью гражданина шпаргалка

В целях перехода к нормативному подушевому финансированию услуг специальных (коррекционных) учреждений и услуг инклюзивного образования на уровне субъекта РФ рекомендуется принятие следующих документов:

2. Действующая система оценки эффективности бюджетных расходов в сфере образования[13] содержит существенные препятствия для развития инклюзивного образования.

Решение проблемы требует корректировки системы расчета эффективности деятельности местных органов власти и корректировки методик расчета объема образовательных субвенций.

3. Проблемы оценки качества образовательных услуг для лиц с ОВЗ в России

Сбор первичной информации от учреждений, реализующих образовательные программы для лиц с ограниченными возможностями, осуществляется по типовым формам государственной статистической отчетности, предусмотренным для дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы. Итоги разработки информации формируются по типам образовательных учреждений, реализующих образовательные программы для лиц с ограниченными возможностями.

Состав показателей государственной статистической отчетности различается в зависимости от формы обучения (дневная, вечерняя) и типов образовательных учреждений. Наиболее широкий перечень показателей предусмотрен для дневных образовательных учреждений, которые являются основной формой обучения лиц с ограниченными возможностями. Вместе с тем в сводных разработках о деятельности образовательных учреждений не предусмотрено выделение всех видов учебных заведений, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями. Значительная часть информации, связанной с деятельностью специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, не включается в сводные итоги и остается на уровне первичного отчета для возможного использования в регионах. Также мало информации о материально-техническом и кадровом обеспечении.

Практически отсутствует информация о качестве инклюзивного образования. Если специальные (коррекционные) учреждения отчитываются по соответствующим формам, то в отчетности обычных учреждений показатели обучения лиц в ОВЗ включены в общие показатели и не могут быть выделены для анализа.

Недостаточно полно представлена информация по вечерним (сменным) образовательным учреждениям для лиц с ОВЗ. Неоднородность системы показателей, отсутствие ряда важных характеристик деятельности учреждений, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями, затрудняет формирование сводных итогов по всему кругу образовательных учреждений.

В формы государственного статистического наблюдения учебных заведений, осуществляющих общеобразовательные программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья, предлагается включить раздел о трудовой (профессиональной) подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

— численность учащихся 8-11 (12) классов, проходящих профессиональную подготовку;

— из них – учащихся 10 –11 классов;

численность учащихся, проходящих профессиональную подготовку:

— в своих учебных и учебно-производственных мастерских;

— на базе учреждений профессионального образования;

— в других организациях;

— в порядке индивидуальной подготовки у специалистов.

Необходимо предусмотреть также показатели о расходах на содержание воспитанников, проживающих в коррекционных учреждениях (питание, одежда, обувь, мягкий и жесткий инвентарь), приходящих воспитанников (расходы на питание).

Раздел по материально-технической базе следует дополнить показателями, характеризующими помещения и технические средства для проведения коррекционных занятий и лечебно-восстановительной работы с воспитанниками и обучающимися.

В действующие формы статистической отчетности необходимо включить перечень стандартных показателей (по специальным (коррекционным) учреждениям) отдельно для детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях, а также по вечерним (сменным) учреждениям для не слышащих и слабослышащих, незрячих и слабовидящих.

Практически отсутствуют показатели результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья – установленные показатели в основном характеризуют процесс (количество детей, наполняемость групп и классов).

Важным показателем результативности образовательных услуг для лиц с ОВЗ является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специальное (и инклюзивное) образование обеспечивает лицам с физическими и (или) психическими недостатками возможность развить свои физические и психические возможности в целях приспособления к социальной среде, подготовке к трудовой деятельности, самообслуживанию и семейной жизни. Специальное образование является частью системы комплексной медико-педагогической, профессиональной и социальной реабилитации лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья. Соответственно, показателями продуктивности этой системы будут:

Для оценки продуктивности образования лиц с ОВЗ в условиях перехода на нормативное подушевое финансирование необходим инструментарий мониторинга качества образования. Создание такого инструментария, даже при известных показателях результата – невозможно до тех пор, пока не будет разработан Государственный стандарт специального коррекционного образования – как стандарт образовательной услуги для лиц с ограниченными возможностями, включающий:

Только имея четкий стандарт того, какой должна быть образовательная услуга, стандарт, определяющий ее параметры, мы сможем судить об эффективности финансирования и оценивать качество и результаты обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с Федеральным законом № 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской Федерации устанавливаются Федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». Активная работа в этом направлении ведется федеральными органами власти и научно-исследовательскими организациями.

В тоже время, образование для лиц с ОВЗ требует разработки собственного стандарта, поскольку имеет ряд важных особенностей, которые невозможно учесть в стандартах для обычной школы, чего и не происходит. Таким образом, образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья остается в стороне от реформы российского образования, что может иметь самые тяжелые последствия для его развития. На эту проблему необходимо обратить внимание органов управления образованием.

[2] Инклюзивное образование в России: опыт реализации.// ЮНИСЕФ, 2011

[3] Передача полномочий по организации предоставления образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях субъектам Российской Федерации осуществляется в соответствии с ФЗ РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием полномочий» от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ.

[4] Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 года №288

[5] Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации (ст. 18 закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»)

[6] Инклюзивное образование в России: опыт реализации.// ЮНИСЕФ, 2011

[7] Понятие учебные расходы имеет разное толкование на территории РФ, однако в среднем это 1,5-2% от расходов на оплату труда.

[8] Экспериментальные расчеты по переходу к подушевому финансированию начаты в России еще в 2004 году. Наработанный опыт к 2006 году был проанализирован и представлен двумя методическими письмами Министерства образования и науки РФ, представлены в таблице.

[9] Ставропольский край, Ярославская область, Калининградская область, Ямало-Ненецкий АО, Ростовская область,

[10] Пермская область, Томская область, Омская область

[11] Кировская область, Тамбовская область, Пензенская область, Псковская область, Тверская область, Астраханская область, Сахалинская область, Саратовская область, Кемеровская область, Самарская область, Воронежская область, Чувашская Республика, Ивановская область, Волгоградская область, Республика Алтай, Иркутская область и другие

[12] Республика Татарстан, Карачаево-Черкесская Республика, Хабаровский край, Тюменская область, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Камчатская область, Ульяновская область, Новосибирская область, Смоленская область, Корякский АО, Архангельская область, Алтайский край, Ленинградская область и другие

[13] Напр., Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля2009 г. № 322

Источник

Adblock
detector