Меню

Физическое развитие как средство укрепления здоровья

Укрепление здоровья средствами физического воспитания
консультация на тему

Материал для педагогов и родителей. Ответы на вопросы как вырастить здорового ребенка

Скачать:

Предварительный просмотр:

В дошкольном детстве очень важно заложить основу физического здоровья.
Здоровье – это то, что желает иметь каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма невозможно.

Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить нарушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. И все это для себя может сделать каждый. Никто, кроме нас самих, не избавит нас от недугов, ни один, даже высококвалифицированный врач. Стоит изменить свой образ жизни и свершится чудо: мы будем чувствовать себя здоровыми. Нужно настроить себя на здоровье, хотеть быть здоровыми, помогать себе и другим.
Для обеспечения здоровья важно:

Включение в интенсивную работу скелетно-мышечной системы ведет к совершенствованию всех органов и систем – к созданию резервов мощности и прочности организма. По определению Всемирной организации здравоохранения, больным является не только тот, у которого имеются заболевания органов, но и тот, кто не может гармонично приспосабливаться к среде, в которой живет.
Тело и его процессы – фундамент личности. Вся психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие преобразуют их в сигналы, строят план поведения, третьи обеспечивают проведение энергии и т.д. И вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию в среде и в решении жизненных задач. Обоснование связи физического и психического состояния человека мы находим в исследованиях многих ученых, в работах А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, И.С. Бериташвили, В.М. Бехтерева, С.П. Боткина, Л.Р. Лурье и др.
Не каждый человек, а тем более ребенок, может правильно реагировать на изменения в окружающей среде, необходимо обучать детей восполнять жизненные силы, вести здоровый образ жизни, помогать своему организму, создавать оздоравливающую развивающую среду.

На протяжении всей практической деятельности нас всегда волновали вопросы здоровья детей, снижения детской заболеваемости, нахождения эффективных путей оздоравливания детей.

В вопросах воспитания ребенка требуются энциклопедические знания. Это педагогика и психология, валеология, физиология, социология и др. Следует подчеркнуть, что наличие широкого спектра знаний о человеке, ребенке недостаточно без их практического применения.
Формы поведения, которым подражает ребенок, определяются влиянием взрослых.

Воспитываем дошкольников в первую очередь своими каждодневными действиями, а не тем, что ему говорим. В зависимости оттого, что ребенок встречает в своем окружении, он может познавать прекрасное и безобразное, доброе и злое, мудрое и глупое, ловкое и неумелое. Поэтому в присутствии ребенка стараемся действовать так, чтобы ребенок мог подражать доброму, истинному, прекрасному и мудрому.
Каждый раз после водной процедуры, игры, гимнастики спрашиваем малышей о том, понравилось ли им заниматься, хорошо ли они себя чувствовали, не устали ли они и т.п. А через некоторое время, например, вечером просим рассказать о том, чем они занимались днем. Подобную работу проводим в системе и, постепенно малыши научаются запоминать свои действия, размышлять над ними.
Таким образом, помогаем детям осознать себя как человека со своими намерениями, целями, желаниями, симпатиями и антипатиями, человека, наделенного способностями чувствовать, мыслить, понимать, выстраивать свою деятельность. Поэтому роль взрослого, обеспечивающего целенаправленное укрепление здоровья детей и формирование ответственности за собственное здоровье и здоровье близких, является определяющей.

Цель, задачи работы по укреплению здоровья

дошкольников средствами физического воспитания
Цель: укрепление здоровья дошкольников, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, обеспечение психологической безопасности.
Задачи:

В нашей группе мы определили условия и факторы, обеспечивающие приумножение здоровья детей. К условиям и факторам отнесли стимулируемое развитие двигательных качеств, координационных способностей, чередование режимов физических и интеллектуальных нагрузок, отдыха и восстановления (динамические паузы, физминутки, психогимнастические упражнения, релаксации), формирование коммуникативных навыков, обеспечивающих толерантность в общении с другими людьми (сюжетные игры, проблемные ситуации).

К условиям, укрепляющим здоровье детей, относится создание предметно-развивающей среды, поэтому большое внимание уделили созданию предметно-развивающей среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Пространство игровой комнаты организовано так, чтобы дети имели возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, при этом, не мешая друг другу. Это возможно при создании центров, специально оборудованных и приспособленных для полноценных детских занятий: спортивный уголок, развития мелкой моторики, формирования сенсорных эталонов, сюжетно-ролевой игры, строительных и конструктивных игр и др.
Изготовили нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия: массажные коврики, наборы мелких предметов для гимнастики стопы, дорожки с контурами стопы для босохождения. Наличие такого оборудования способствует повышению у детей интереса к занятиям, укреплению здоровья детей, развивает наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, память.
Для повышения интереса к упражнениям, входящим в комплексы утренней гимнастики и улучшения качества их выполнения приготовили яркие, разноцветные, атласные ленточки, набивные мячи, султанчики, шумелки-гремелки по количеству детей.
Использование музыкальных произведений в качестве сопровождения при проведении занятий, закаливающих мероприятий, релаксаций и других оздоровительных моментов с целью повышения эмоционального тонуса дошкольников.
При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдов психогимнастики используется специальная музыка, тематически связанная с сюжетом, в сочетании с естественными природными звуками.
Музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы (крики чаек, пение птиц, шум ветра) создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают расслабиться, снять стресс, почувствовать единство человека и природы.
Проводится система мероприятий, направленная на сохранение и укрепление не только физического, но и психического здоровья дошкольников. Для профилактики простудных заболеваний – чесночные бусы, дыхательная гимнастика; профилактика плоскостопия – массажные коврики, захват мелких предметов пальцами ног и др.).
В работе используем дорожки для повышения двигательной активности, точечный массаж и дыхательную гимнастику, пальчиковые игры, утреннюю гимнастику тематического характера, физкультминутки во время занятий, динамические паузы между занятиями.
На прогулке проводится с детьми индивидуальная работа, совместная двигательная деятельность (одну подвижную игру со всей группой, 2-3 с подгруппами детей, подготовительные упражнения для новых основных движений, для закрепления двигательных навыков, сюжетные подвижные игры для автоматизации основных движений, спортивные игры и упражнения, катание на санках, лыжах, велосипеде и т.д.)
Во вторую половину дня проводим гимнастику после дневного сна, закаливание, комплекс оздоровительных упражнений для горла, самомассаж, босохождение, коррекционную гимнастику, логопедическую ритмику, спортивные досуги, праздники, развлечения.
Вечером играем с детьми в малоподвижные игры, предлагали дыхательные упражнения, игры со спортивным инвентарем, самостоятельное творчество.
Занятия проводим, используя нетрадиционные формы организации: сюжетные композиции, дыхательную гимнастику, самомассаж, релаксацию. Во время каникул проводим недели и дни здоровья.
Большое внимание уделяем сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей в процессе занятий.
Физиологические потребности являются основой жизнедеятельности, их неудовлетворение создает сильный физический дискомфорт и практически разрушает успешную учебную деятельность.
Потребность в психологической и физической безопасности, недостаточное удовлетворение которой создает эмоциональный стресс и формирует у детей неврозы. На протяжении всего занятия общаемся с детьми, одобряем их хорошие поступки, уважаем, признаем такими, какие они есть.
В целях профилактики утомления, создания положительного отношения в процессе обучения на каждом занятии используем физкультминутки, релаксации, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз. Каждую физкультминутку проводим в игровой форме, в соответствии с тематикой и структурой занятия. Обучаем правилам безопасного поведения на занятиях, при использовании физкультурного инвентаря, на прогулке.
Одной из форм педагогического воздействия является индивидуальная работа с ребенком. Чтобы сформировать у детей культурно-гигиенические навыки, потребность в бережном отношении к своему здоровью и здоровью окружающих, помогаем ему осмыслить необходимость этого. С этой целью проводим беседы, чтение и заучивание стихов, поговорок, пословиц о здоровье.
В результате проведения системы мероприятий и многократного повторения специальных дидактических, подвижных игр происходит формирование бережного отношения к своему здоровью и его укрепление.

Читайте также:  Картинки анимации здоровья любви удачи

Источник

Реферат на тему «Физическая культура как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности».

Просмотр содержимого документа
«Реферат на тему «Физическая культура как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности».»

Физическая культура как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Выполнила студентка группы ОП19-1
Сошнина Алина Вячеславовна

Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно, и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.

Повышение устойчивости человека к различным неблаго­приятным факторам окружающей среды — основная задача современной медицины. В этом именно и заключается её про­филактическая направленность.

Научная профилактика в педиатрии своими корнями ухо­дит в далекую историю народной медицины. В России с древ­них времен детей приучали к холоду, к физическому труду. Народная мудрость усматривала в этом главный, а может быть и единственный по тем временам, источник здоровья. Русские врачи XVIII века Н. М. Амбодик, С. Г. Зыбелин, А. И. Полунин уже тогда отмечали необходимость использо­вания природных факторов для укрепления здоровья детского организма.

Выдающиеся детские врачи Н. Ф. Филатов, А. А. Кисель, Н. П. Гундобин, Г. Н. Сперанский видели в закаливании дет­ского организма неисчерпаемый источник здоровья детей. Ещё в 1910 г. Г. Н. Сперанский публикует первую в России книгу о закаливании детей. Научная разработка проблемы закаливания стала возмож­ной лишь благодаря физиологическим исследованиям.

Читайте также:  Бытовая техника для красоты и здоровья

Влияние оздоровительной физической культуры на организм

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

Например, у хорошо тренированных бегунов среднего возраста максимально возможная ЧСС примерно на 10 уд/мин больше, чем у неподготовленных. Такие физические упражнения, как ходьба, бег (по З ч. в неделю), уже через 10—12 недель приводят к увеличению МПК на 10—15%. Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности

Формы физического самосовершенствования

Утренняя гигиеническая гимнастика

Утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение трудового дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во время утренней гимнастики и последующих водных процедур активизируется деятельность кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость ЦНС, что способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

Этот вид циклических упражнений используется в северных регионах с соответствующими климатическими условиями и по своему оздоровительному воздействию не уступает бегу. При ходьбе на лыжах, помимо мышц голени и бедра, в работу включаются также мышцы верхних конечностей и плечевого пояса, спины и живота, что требует дополнительного расхода энергии. В связи с этим в развитии аэробных возможностей и выносливости лыжники превосходят бегунов; они имеют самые высокие показатели МПК—до 90 мл/кг.

Участие в работе практически всех основных мышечных групп способствует гармоничному развитию элементов опорно-двигательного аппарата. Этот вид циклических упражнений благоприятно влияет на нервную систему, так как выполняется на свежем воздухе. Специфика двигательного навыка в ходьбе на лыжах повышает чувство равновесия (очень важное для пожилых людей) в результате тренировки опорно-двигательного и вестибулярного аппарата. Отчетливо проявляется и закаливающий эффект, повышается невосприимчивость организма к простудным заболеваниям. Не случайно по оздоровительному влиянию Купер ставит ходьбу на лыжах на первое место, оценивая ее даже выше, чем бег.

Нагрузка на суставы и опасность их травматизации при ходьбе на лыжах значительно меньше, чем при беге. Однако техника передвижения на лыжах более сложная и для неподготовленных начинающих среднего и пожилого возраста может представлять определенные трудности, вероятность травматизма (включая переломы), возрастает. В связи с этим для лыжных прогулок следует выбирать относительно ровные трассы без большого перепада высот. Крутые подъемы оказывают дополнительную (порой чрезмерную) нагрузку на систему кровообращения.

Интересные данные о комбинированном воздействии на организм длительной ходьбы в сочетании с низкокалорийным питанием приводят финские ученые. 13 женщин и 10 мужчин во время 7-дневного пешего перехода преодолели 340 км, проходя в среднем по 50 км в день (со скоростью 3,5 км/ч). Их пищевой рацион состоял из воды, включая минеральную, фруктовых соков и нескольких натуральных продуктов. За это время масса тела снизилась на 7 %, холестерин и триглицериды крови—на 30—40 %, содержание ЛВП повысилось на 15 %. В вечерние часы наблюдалось резкое снижение содержания глюкозы в крови и инсулина. Несмотря на это, работоспособность испытуемых сохранялась на достаточно высоком уровне. Авторы отмечают, что метаболические сдвиги в организме были существенно больше, чем при раздельном использовании ходьбы и голодания.

Читайте также:  Nordic omega 3 сибирское здоровье показания

В массовой физической культуре широко используется оздоровительдая (ускоренная) ходьба: при соответствующей скорости (до 6,5 км/ч) ее интенсивность может достигать зоны тренирующего режима (ЧСС 120—130 уд/мин). В США, например, ускоренной ходьбой (по данным института Гэллопа) занимается 53 млн американцев. При таких условиях за 1 ч ходьбы расходуется 300—400 ккал энергии в зависимости от массы тела (примерно 0,7 ккал/кг на 1 км пройденного пути). Например, человек с массой тела 70 кг при прохождении 1 км расходует около 50 ккал (70ХО.7). При скорости ходьбы 6 км/ч суммарный расход энергии составит 300 ккал (50*6). При ежедневных занятиях оздоровительной ходьбой (по 1 ч) суммарный расход энергии за неделю составит около 2000 ккал, что обеспечивает минимальный (пороговый) тренировочный эффект—для компенсации дефицита энергозатрат и роста функциональных возможностей организма.

Это подтверждается результатами исследования максимальной аэробной производительности. Так, через 12 недель тренировки в оздоровительной ходьбе (по 1 ч 5 раз в неделю) у испытуемых наблюдалось увеличение МПК на 14 % по сравнению с исходным уровнем. Однако такой тренировочный эффект возможен лишь у неподготовленных начинающих с низким УФЕ. У более подготовленных физкультурников оздоровительный эффект ходьбы снижается, так как с ростом тренированности интенсивность нагрузки становится ниже пороговой. Увеличение же скорости ходьбы более 6,5 км/ч затруднительно, ибо сопровождается непропорциональным ростом энергозатрат. Вот почему при передвижении со скоростью 7 км/ч и более медленно бежать легче, чем быстро идти.

Ускоренная ходьба в качестве самостоятельного оздоровительного средства может быть рекомендована лишь при наличии противопоказаний к бегу (например, на ранних этапах реабилитации после перенесенного инфаркта). При отсутствии серьезных отклонений в состоянии здоровья она может использоваться лишь в качестве первого (подготовительного) этапа тренировки на выносливость у начинающих с низкими функциональными возможностями. В дальнейшем, по мере роста тренированности, занятия оздоровительной ходьбой должны сменяться беговой тренировкой. Группа ученых Вашингтонского университета наблюдала 11 мужчин и женщин в возрасте 60—65 лет, имеющих избыточную массу тела (в среднем 75,3 кг при росте 161 см) и нарушения холестеринового обмена. На первом этапе тренировки в течение 6 месяцев использовались нагрузки низкой интенсивности: оздоровительная ходьба при ЧСС, равной 60 % от максимума (5 раз в неделю по 30 мин); после этого было отмечено увеличение МПК на 12 % по сравнению с исходным уровнем. Следующие 6 месяцев интенсивность занятий была увеличена до 80 % от максимальной ЧСС (бег); в результате МПК увеличилось еще на 18 %, холестерин крови снизился.

Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует успехи в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.

Главное из них: сознательность, постепенность и последовательность, повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность. Принцип сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма (тела и духа).

Тренировочный процесс предлагает: соответствие физических нагрузок по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность) занимающихся; постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия; правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха; повторение различных по характеру физических нагрузок и систематически регулярно на протяжении более длительного время (недель, месяцев, лет).

Источник

Adblock
detector