Меню

Физическое развитие подростков как показатель здоровья детей и подростков

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ВАЖНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Одним из важных показателей здоровья детей и подростков является их физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для оценки физического развития детей проводят антропометрические исследования. Определяют морфологические признаки: длину тела и массу тела; функциональные признаки[13]: емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук; соматоскопические признаки — состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень жироотложения; состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, стон, развитие мускулатуры).

При изучении физического развития детей исследуют не только морфологические и функциональные свойства организма, но и уровень биологического развития ребенка: формирование зубной системы, моторики, речи, ростовые процессы, а у подростков — степень их полового созревания.

Физическое развитие, являясь одним из показателей здоровья, может изменяться под влиянием различных заболеваний. Особенно заметные изменения в физическом развитии (гигантизм, карликовый рост, неравномерное развитие отдельных частей тела) наблюдаются при нарушении деятельности некоторых желез внутренней секреции. У детей, часто и длительно болеющих, особенно у страдающих хроническими заболеваниями (рахит, туберкулез, дизентерия, гипотрофия), отмечается замедление роста, снижение прибавки массы тела, ослабление тонуса мускулатуры, нарушение осанки, плоскостопие. Вместе с тем течение и исход болезни во многом определяются состоянием организма, его физическим развитием.

Таким образом, состояние здоровья и физическое развитие находятся в тесной зависимости и при медицинском обследовании детей должны исследоваться параллельно.

Физическое развитие здорового ребенка в течение жизни закономерно изменяется и должно укладываться в определенные возрастные нормы[14]. для того чтобы получить эти нормы, обследуют большие однородные (по возрасту, полу, национальности и т. п.) детские коллективы. Статистическая обработка полученных данных позволяет определить средние показатели физического развития возрастно-половой группы. для каждой области выводятся свои стандарты исходя из условий жизни в разных климатических поясах, в городах и сельской местности, этнографических различий.

О состоянии физического развития ребенка судят на основании совокупности всех исследуемых признаков (морфологических, функциональных, соматоскопических). Чтобы судить о гармоничности его развития, необходимо сопоставить показатели массы тела с данными длины тела. Если разрыв между показателями массы и длины тела больше установленной в стандарте нормы, это свидетельствует о начинающейся дисгармонии физического развития, причем полное заключение об этом может дать только врач. Примерно каждые 5— 10 лет местные стандарты необходимо уточнять, так как они зависят от изменения материального и культурного уровня жизни населения.

Стандарты физического развития широко используются как для оценки физического развития детских коллективов, так и для индивидуальной оценки развития ребенка.

Уровень и степень гармоничности физического развития вычисляют с помощью антропометрических исследований, опираясь на региональные стандарты физического развития. достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности — с помощью оценочных таблиц (шкалы регрессии и центильных интервалов). Сравнительная оценка уровня физического развития различных коллективов детей или одного и того же коллектива в динамике позволяет косвенно судить об условиях жизни детей. Систематическое наблюдение за каждым ребенком, посещающим дошкольное учреждение, дает возможность своевременно выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии и быстро устранить причины, вызвавшие эти отклонения. Частота обследования ребенка определяется темпами его физического развития.

Оценку физического развития детей проводят 2 раза в год (осень, весна) по данным антропометрических показателей (длина и масса тела) и для детей дошкольного возраста дополняют результатами тестирования физической подготовленности. В зависимости от медицинских показаний ослабленных, отстающих в физическом развитии детей обследуют чаще. Кроме того, рекомендуется проводить обследование перед выездом детей на дачу и после возвращения с дачи для выяснения, насколько полезным для них было пребывание за городом. Все результаты обследования заносят в индивидуальную карту.

Источник

Доклад на тему «Физическое здоровье как показатель здоровья детей и подростков.

Физическое здоровье как показатель здоровья детей и подростков.

В начале своего выступления я хочу процитировать несколько высказываний мудрых людей:

«Движение – это жизнь!»

«Будучи взрослыми мы тратим энергию, полученную в детстве.»

«Здоровье взрослого человека напрямую связано с его здоровьем в детстве.»

Первым пунктом своего доклада я хочу напомнить классным руководителям характеристику групп здоровья (что можно, а что категорически нельзя выполнять учащимся, относящимся к той или иной медицинской группе), алгоритм действий после болезни, при наличии медицинской справки, медицинского заключения об освобождении от уроков физической культуры для того, чтобы вы, уважаемые коллеги, смогли в очередной раз донести данную информацию до родителей на родительских собраниях.

Читайте также:  Кладовая здоровья уточкина 5

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся образовательного учреждения в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную, специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются объёмом и структурой физической нагрузки, требованиями к уровню освоения учебного материала.

К основной медицинской группе относятся обучающие, имеющие удовлетворительное состояние здоровья. Им можно заниматься любыми видами физической культуры, с нагрузкой, соответствующей возрасту, без ограничений.

К подготовительной медицинской группе относятся обучающие с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учётом некоторых ограничений в объёме или интенсивности физических нагрузок (в том числе, временных).

К специальной медицинской группе относятся обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья, не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы (10-15 % от общей численности учащихся). Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы:

— подгруппу «А», где обучающие с обратимыми заболеваниями, после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу;

— подгруппу «Б», где обучающие с патологическими отклонениями (необратимыми заболеваниями).

Прежде всего следует отметить, что дети 2 и 3 групп здоровья, которые составляют СМГ, по своим возможностям не могут сравниваться со здоровыми детьми. Общий объём двигательной активности и интенсивность физических нагрузок должны быть снижены по сравнению с объёмом нагрузки для учащихся основной и подготовительной групп. Итоговая отметка выставляется с учётом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность), а также с учётом динамики физической подготовленности и прилежания, т.е. регулярного посещения занятий по физической культуре.

Информация предоставлена на основании письма Министерства образования от 31.10.2003 № 13-51-263/123.

Группу здоровья школьный медицинский работник, на основании медицинских документов, обязан зафиксировать в школьном журнале. Поэтому, запомните, пожалуйста, алгоритм работы со справками:

Учащийся после болезни показывает медицинский документ классному руководителю.

Классный руководитель (это, прежде всего, касается учителей начальной школы) или сам учащийся приносит медсправку учителям физкультуры.

Учителя физкультуры отмечают у себя диагноз и срок освобождения от уроков и отдают медсправку в медицинский кабинет.

Поэтому перехожу ко второй части моего доклада.

Основными элементами здорового образа жизни выступают, как вы все знаете, соблюдение режима труда и отдыха (мне очень жалко наших учеников, которые, к примеру, в конце четверти могут писать несколько контрольных, самостоятельных или проверочных работ, что категорически недопустимо локальными актами); питания и сна (в 5-х классах, к примеру, разработана программа по формированию культуры питания и в перспективе хотелось бы ознакомиться с этим направлением); гигиенических требований (например, не пускать в школу родителей без сменной обуви или бахил); организации индивидуального режима двигательной активности, отказ от вредных привычек; культуры межличностного общения и поведения в коллективе; культуры сексуального поведения (кстати, предлагаю ввести для 10-11 классов программу по этике и психологии семейной жизни. Такая программа уже разработана, называется: «Нравственные основы семейной жизни для старших классов», всю информацию для заинтересованных можно получить у замдиректора по УВР Шаговой Е.Л.).

Но я хочу остановиться на физкультурно-спортивной деятельности в нашей школе. Вы все знаете, что уроки физической культуры увеличили до 3 часов в неделю. Никого не волнует, что нет условий и базы для проведения занятий физической культурой (по охране труда в спортивном зале нельзя проводить уроки даже в 2-х классах, а у нас, и не только в нашей школе, уроки проводятся и в актовом зале), что мы зависим от погодных условий (к сожалению, нельзя круглый год эксплуатировать спортивный стадион школы, хотя сам стадион уже превратился в прогулочную площадку для собак. Я прошу отдельным пунктом внести в решение педагогического совета об усилении ответственности замдиректора по технике безопасности Писаревой Т.Н. в разрешении проблем, связанных с выгулом собак на территории школы, а также замдиректора по АХЧ Поляковой Н.А. об организации уборки спортивного стадиона перед учебными занятиями). И это с учётом того, что помимо уроков в школе увеличивается внеурочная деятельность (в начальной школе ОФП, подвижные игры, в 5 классах – мини-футбол), со следующего года будут задействованы 6 классы и т.д., проводятся внутришкольные соревнования (увы, всё реже из-за занятости спортивного зала), проходят тренировки по баскетболу и волейболу, а также тренировки спортивного клуба «Стремительный+» по различным видам спорта, в рамках подготовки к районным соревнованиям. А с конца этого года снова вводят Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО. По этому вопросу остановлюсь на 2-х моментах:

Читайте также:  Пройти бесплатное обследование в центре здоровья

На совещании директоров школ муниципального района был озвучен документ, на основании которого мы опросили учащихся 11 классов на согласие или несогласие сдач нормативов ГТО, так как получение серебряного и золотого значка ГТО прибавляет 2 балла для поступления в ВУЗ. Согласие дали почти все учащиеся.

Но тут возник вопрос: «После опроса, что делать дальше?» Я созвонилась с председателем спорткомитета Муниципального района Лопатиным Д.А. и получила ответ:

— нормативы сдают на базе ОУ, при обязательном предоставлении справки из медицинского учреждения (под печать МУ, подпись участкового врача) о допуске к сдаче норм ГТО;

— комиссия состоит из учителей ФК (сроки и время устанавливает руководитель ОУ) и медицинского работника;

— оформляются карточки с результатами на каждого участника;

— под печать школы, подпись директора ОУ, учителей ФК карточки сдаются в спорткомитет города;

— спорткомитет подтверждает результаты;

— председатель спорткомитета ставит подпись и печать и отдаёт результаты на руки учащимся. Всё. Никаких значков в этом учебном году не будет.

На основании приказа начальника управления образования № 208 от 26.03.2015 г. провести муниципальный фестиваль «Единый день ГТО в Московской области» в рамках Всероссийского Дня здоровья. В какой форме и как это будет проводиться будет известно в ближайшее время (совещание 02.04.2015 г. в 15.00 в Управлении Образования) и вам сообщено заранее.

В решение педагогического совета предлагаю внести следующие пункты:

Провести на родительских собраниях беседу о группах здоровья обучающихся, о рекомендациях по физической нагрузке в каждой мед.группе, об аттестации учащихся специальной группы (4) здоровья.

Довести до сведения родителей алгоритм действий ребёнка после болезни (при наличии медсправки об освобождении).

Ввести в качестве апробации курс для 10-11 классов «Нравственные основы семейной жизни».

Активно вовлекать обучающихся школы в физкультурно-спортивные мероприятия.

Не пускать в ОУ родителей без сменной обуви или бахил.

Усилить ответственность замдиректора по технике безопасности Писаревой Т.Н. в разрешении проблем, связанных с выгулом собак на территории школы, а также замдиректора по АХЧ Поляковой Н.А. об организации уборки спортивного стадиона перед учебными занятиями.

Источник

Физическое развитие детей и подростков как показатель здоровья.

Конспект лекции.

Гигиена детей и подростков.

Гигиена детей и подростков – это раздел гигиены о закономерностях влияния факторов среды на здоровье населения до 18-летнего возраста и условиях его сохранения, а также гармоничном физическом и умственном развитии подрастающего поколения.

В соответствии с биологической схемой возрастной периодизации выделяют семь периодов в онтогенезе детей.

В нашей стране педагогами используется следующая периодизация возраста до 18 лет:

— грудной возраст (до 1 года)

— преддошкольный возраст (1-3 года)

— дошкольный возраст (3-7 лет)

— школьный младший возраст (7-10 лет)

— школьный средний возраст (11-14 лет)

— школьный старший возраст (15-18 лет)

Иногда школьный старший возраст называют подростковым.

Общие закономерности роста и развития детей и подростков.

Установлены следующие закономерности роста и развития детей и подростков:

— чем моложе детский организм, тем более интенсивно протекают процессы роста и развития;

— в процессах роста и развития детей и подростков наблюдаются половые различия;

— процессы роста и развития происходит неравномерно и каждому возрасту свойственны определенные морфофункциональные особенности.

Указанные закономерности можно проследить на примере роста и массы тела, развития опорно-двигательной, сердечно-сосудистой и нервной систем, органов чувств и др. Так, к 1-му году жизни ребенка рост увеличивается на 4% по отношению к первоначальному, к 3 годам – на 9% по отношению ко 2-му году. В возрасте 4-7 лет рост увеличивается ежегодно в среднем на 6%, в 8-10 лет – на 3%. В период полового созревания отмечается резкое увеличение роста, к 16-17 годам рост замедляется, а к 18-20 годам – практически прекращается.

Масса тела к 4-5 месяцам удваивается, а к 12 месяцам – утраивается. В возрасте 3-7 лет ежегодно прибавка массы происходит на 5-7,5%. В последующие годы интенсивность нарастания массы тела уменьшается и вновь возрастает в период полового созревания.

Наиболее интенсивно в раннем возрасте идет развитие опорно-двигательного аппарата. К моменту рождения ребенка отмечается только окостенение диафизов трубчатых костей. В позвоночнике до 14 лет пространства между телами позвонков заполнены хрящом, в 14-15 лет в хрящах между позвонками появляются новые точки окостенения, в 20-21 год пластинки срастаются с телами позвонков. Срастание нижних отрезков грудной кости происходит в 15-16 лет, верхних – к 21-25 годам. Кости таза начинают срастаться с 7 лет, и полностью этот процесс заканчивается к 20-21 году

Читайте также:  Специальные группы здоровья по физкультуре и спорту

При неправильной посадке, когда школьники опираются и край крышки парты или стола, может произойти изменение формы грудной клетки, искривление позвоночника. Изменение формы таза у девочек –подростков отмечается при ношении обуви на высоких каблуках.

Мышечная система развивается следующим образом: вначале формируются крупные мышцы конечностей, а мускулатура мелких костей – лишь к 6-7 годам. К 6-7 годам ребенок владеет своими мышцами, но тонкие движение выполнить не может. Даже в возрасте 8-12 лет отмечается недостаточная ловкость и согласованность в мышечных движениях. Только к концу полового созревания развитие двигательного аппарата заканчивается.

Особенности дыхательной системы детей и подростков заключаются в недоразвитии полостей носа и дыхательной мускулатуры, сердечно-сосудистой – в соответствии роста сердца от роста сосудов.

Масса головного мозга к 1 году у детей увеличивается в 2-2,5 раза, к 3 годам – в 3 раза по сравнению с изначальной. Формирование мозга заканчивается к 8-9 годам.

Орган зрения развивается к 7-10 годам. В возрасте 1-7 лет у детей отмечается дальнозоркость, которая может переходить в близорукость. Близорукости способствует продолжительное напряжении зрения, недостаточное освещение, нерациональные детская мебель и учебные пособия.

Половые различия в физическом развитии можно проследить на примере основных размеров тела. Так, рост, масса тела и окружность грудной клетки у мальчиков при рождении обычно больше, чем у девочек. У девочек в 12-13 лет они выше, чем у мальчиков, а к 14-15 годам параметры тела мальчиков вновь превышают таковые у девочек.

Физическое развитие детей и подростков как показатель здоровья.

Уровень здоровья детей и подростков характеризуют следующие показатели:

— наличие хронических и острых заболеваний

— функциональное состояние систем организма

— уровень и степень гармоничности физического и умственного развития

— степень резистентности организма

Следует отметить, что показатели здоровья взаимообусловлены. Так, наличие функциональных отклонений может привести к возникновению хронических заболеваний. Отклонения в уровне резистентности определяют возникновение хронических заболеваний, которые в свою очередь приводят к улучшения функций основных физиологических систем.

В соответствии с указанными показателями все дети и подростки по состоянию здоровья делятся на пять групп:

— 1-я группа – здоровые

— 2-я группа – здоровые с функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями

— 3-я группа – больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, а также дети с физическими недостатками, не нарушающими приспособляемости к труду и условиям жизни

— 4-я группа – больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, недостаточно приспособленные к труду и иным условиям жизни

— 5-я группа – больные в стадии декомпенсации, инвалиды 1-й и 2-й групп.

Важнейшим показателем здоровья детей и подростков является физическое развитие – совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его созревания. Оно зависит от наличия эндокринных расстройств (гигантизм, акромегалия и др.), хронических заболеваний (ревматизм, туберкулезная интоксикация). У детей, длительно и часто болеющих, наблюдается снижение прибавки массы тела, ослабление тонуса мускулатуры и нарушение осанки. Рахиту детей а раннем возрасте задерживает физическое развитие.

Для характеристики физического развития используют соматоскопические, антропометрические и физиометрические признаки. К основным соматоскопическим признакам относят состояние костной и мышечной систем, жироотложение, степень полового развития, антропометрическим – рост, массу тела, окружность грудной клетки, головы, плеча и бедра и физиометрическим – жизненную емкость легких, мышечную силу, кровяное давление.

Обычно на практике определяют рост, массу тела, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких, силу кисти, степень развития вторичных половых признаков. Для оценки индивидуального развития используются методы сигмальных отклонений и шкал регрессии. Важное значение при этом имеют стандарты физического развития. В зависимости от соотношению массы тела, окружности грудной клетки и роста физическое развитие считают гармоничным (нормальным), дисгармоничным или резко дисгармоничным. Гармоничным является развитие, при котором показатели соответствуют или отличаются от должных в пределах 1 сигмы, дисгармоничным – 1,1-2 сигм, резко дисгармоничным – на 2,1 и более сигм.

В последние годы разработана схема комплексной оценки индивидуального физического развития, учитывающая биологический уровень и морфофункциональное состояние организма.

Сравнение физического развития коллективов проводят по достоверности разности средних величин.

Источник

Adblock
detector