Меню

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни фгос

Доклад к педагогическому совету на тему: «Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни».
материал (5, 6 класс)

«Здоровье дороже богатства» – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«Средняя общеобразовательная школа № 3 города Рузы»

Доклад на тему «Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни».

Подготовил: учитель русского языка

«Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни».

«Здоровье дороже богатства» – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью.
В новом законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ в статье 41 «Охрана здоровья обучающихся» говорится: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся».

В школе сложилась собственная система наиболее эффективных путей и механизмов реализации Программы «Здоровье», особенностями которой является создание здоровьесберегающего пространства через соблюдение новых Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта и федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся.

Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье. В Примерной образовательной программе общего образования четко обозначены цели и задачи деятельности образовательного учреждения по данному направлению. Опираясь на базовые документы федерального уровня, мы разработали свою образовательную программу начального общего, основного общего образования.

Школа – один из социальных институтов, который оказывает большое влияние на подрастающее поколение. Здесь дети не только получают базовые знания по общеобразовательным предметам, но и проходят социализацию, пробуют себя в различных формах деятельности. Как ни странно, но на школе лежит и еще одна ответственность – формирование у школьников ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Каким же образом педагог (как известно, оказывающий, наверное, наибольшее влияние на ученика в школе, подающий ему пример поведения, ответственный за школьника, находящегося в учебном заведении) может поспособствовать созданию такой позитивной оценки?

Известно, что индивидуальный образ жизни активно формируется в раннем подростковом возрасте. Это связано с развитием у подростков таких важных психических новообразований, как самоконтроль, внутренний план действий, логическое мышление, самосознание, самооценка. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить детей к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать субъективность в сбережении и укреплении здоровья.

Под двигательной активностью понимают общее число разнообразных движений за определенный отрезок времени (час, сутки).

Профилактика гипокинезии включает следующие мероприятия:

* Выполнение режима дня с учетом гигиенических требований (нормирование режимных моментов в соответствии с возрастом детей);

* Правильное соотношение динамического и статического компонентов на уроках;

* Внедрение в учебный процесс разных форм двигательной нагрузки (гимнастики до уроков, физкультурных минуток, динамических перемен).

Гимнастика до уроков

Безусловно, один из главнейших факторов, влияющий на становление личности ребенка, среда, где происходит это формирование – семья. Именно с нее начинается восприятие мира маленьким человеком. Именно с родителей берет пример ребенок. Поэтому если мама и папа хотят приучить своего малыша к здоровому образу жизни, они должны, в первую очередь, вести его сами. К различным видам спорта ребенок также приучается с детства, благодаря помощи родителей. Поэтому стоит непременно уделять время активным играм (разумеется, безопасным), упражнениям по развитию мелкой моторики. Немаловажно также, чтобы все «тренировки» были интересны для ребенка, не являлись утомительными или отвлекающими его от каких-то «своих дел». Да, взрослым порой кажется, что «он еще совсем маленький, ничего не понимает, просто копается в песочнице». Но на самом деле ребенок – практически автономная система, стремящаяся изучать мир. Поэтому стоит отнестись к этому факту с уважением. К тому же, если постоянно заменять дело, интересующее малыша, на зарядку или игру с мячом, то эти занятия спортом будут ему неприятны. Следовательно, цель – приобщение к активному образу жизни – не будет достигнута.

Родителям более взрослых ребят можно посоветовать также стараться разнообразить досуг своего чада.

Систематическое использование в режиме дня (как школьном, так и домашнем) оздоровительных, расслабляющих упражнений способствует укреплению организма ребенка, предупреждает отклонения в физическом развитии, развивает самостоятельность, активность, умение заботиться о своем здоровье.

Приобщая детей к культуре здорового образа жизни, мы воспитываем в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Такие ребята всегда будут активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в любых условиях, а также будут обладать всеми качествами гармонически развитой личности

Читайте также:  Ооо здоровье и успех

Источник

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у школьников.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у школьников.

Сохранение здоровья учащихся и форми­рование потребности в здоровом образе жизни — важнейшая задача школы.

Здоровый образ жизни — это жизненная позиция, поведение или деятельность человека, направленные на укрепление своего здоровья.

Целью моей работы в качестве классного руководителя является воспитание человека, готового и способного к позитивному изменению, умеющему контролировать себя; человека, который осознает необходимость ЗОЖ.

Задачи, которые ставлю перед собой:

-воспитывать стремление к физическому здоровью и физическому совершенству;

-воспитывать и развивать потребность в здоровом образе жизни;

-создать в классе культ здоровья и здорового образа жизни;

— информировать учащихся о негативном влиянии на здоровье вредных привычек; учить противостоять вредным привычкам; воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;

-информировать учащихся о принципах здорового образа жизни и здорового питания.

Примерный план работы классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

1. Проведение классного собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха.

2. Организация работы с комплексом физкультпауз.

3. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе:

— создание интерьера класса

4. Работа с рекомендациями мед. персонала.

5. Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного.

6. Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем.

7. Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов.

8. Систематическое проведение классных часов по профилактике вредных привычек.

9. Участие в конкурсах плакатов, рисунков.

10. Участие в спортивных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях.

11. Инструктажи по ТБ.

12. Создание Странички Здоровья в классном уголке.

13.Беседы на тему ЗОЖ.

14. Участие учащихся во встречах с инспекторами ГАИ, пожарной службы.

15. Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года.

Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным «формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника, то есть этому надо учить. Важно побудить подростков к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и, таким образом, сформировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни. Я не сторонница всяческих всеохватных акций, бессмысленных попыток объять необъятное. Использую только те формы работы, которые доступны пятиклассникам.

Лев Толстой утверждал, что печаль, подавленность и грусть способствуют возникновению болезней. Чтобы сохранить свою физическую и духовную силу, необходима регулярная деятельность. Толстой пропагандировал культ здоровой жизни. Он принципиально отказался от вредных привычек и стал вегетарианцем. Первую часть дня великий писатель посвящал зарядке, физическим упражнениям и прогулке пешком или верхом на лошади. Дневники и воспоминания о Л. Н. Толстом дают богатейший материал. Бег, плаванье, коньки, гимнастика на турнике и верховая езда – вот небольшой список забав известного писателя.

Жил в Вашингтоне один человек, которого постигло несчастье – он не мог самостоятельно передвигаться. Он выбрал совсем иной путь. Когда ему пришлось выбирать, по какой дороге идти – страха или веры – он выбрал последнюю, и она привела его в президентское кресло в Белом доме. Этого человека звали Рузвельт. Он компенсировал свой физический недостаток сильной волей и высоким интеллектом. До сих пор Рузвельта вспоминают, как самого активного и самого деятельного президента США.

При изучении биографии М. Ю.Лермонтова узнаем, что Михаил рос слабым, болезненным мальчиком. Чтобы поправить здоровье внука, бабушка часто возила его на Кавказ к минеральным водам. Но не только целебный воздух Кавказа и лечебные воды помогли мальчику превратиться в крепкого юношу, сильного душой и телом. Этому способствовала и задорная жизнь в Тарханах. Дети играли в жмурки, прятки, или хоронушки. Эти игры очень любил юный Лермонтов. С весны до осеннего ненастья, нередко даже по морозу бегали часами вперегонки мальчишки и девчонки, а среди них будущий великий поэт России. Надоедят прятки – примутся ребята за другие игры, где можно вдоволь порезвиться, показать свою ловкость и выносливость.

Самыми любимыми у мальчишек были «Чиж» и «Шарок». Обе эти игры, кроме подвижности и расторопности, требовали меткости и натренированности руки, силы и выносливости.

Закрепившиеся привычки к постоянным занятиям, к разумно организованному распорядку дня помогают поддерживать в течение учебного года хорошую работоспособность. Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность.

Научить ребенка ценить свою жизнь и жизнь другого человека – одна из важнейших задач воспитания детей, для решения которой необходимо ставить перед ребенком определенную проблему, в том числе и нравственную. С этой целью я предлагаю использовать в работе произведения художественной литературы соответствующей тематики, постановку и решение проблемных ситуаций, дидактические игры, например: «Опасно – неопасно», «Если я сделаю так …» и другие.

Читайте также:  Центр здоровья губкин косметолог

Игра «Хорошо или плохо» (Дети хлопают в ладоши, если- это хорошо, топают ногами, если это плохо)..

Источник

Доклад: «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»
статья на тему

Самой большой ценностью для человека является его здоровье. Что же такое здоровье? Какого человека можно считать здоровым?

Скачать:

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.

Самой большой ценностью для человека является его здоровье. Что же такое здоровье? Какого человека можно считать здоровым?

Для успешного усвоения школьной программы необходимо хорошее самочувствие ребёнка. Поэтому в соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Каковы же причины повышения заболеваний у школьников? Причины нарушений следует искать в образе жизни, режиме учебных занятий, степени умственной нагрузки, пределах и объеме информации, воспринимаемой школьниками. Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Повышенный объем образовательной нагрузки в условиях дефицита учебного времени вызывает у школьников значительное психоэмоциональное напряжение, в то время как продолжительность сна, объем двигательной активности и время пребывания на свежем воздухе резко сокращаются.

Чаще всего здоровье зависит от самого человека. Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а, следовательно, и установка на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а вырабатываются в результате целенаправленного педагогического воздействия. Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе. Таким образом, одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогом, является формирование ценностного отношения к здоровью детей в процессе образовательной деятельности. Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает вооружение школьников здоровьесберегающими знаниями и умениями, организацию режима дня, двигательной активности, закаливания, рационального питания; снятие напряжения, соблюдение личной гигиены, разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, а также использование эффективных здоровьесберегающих педагогических технологий.

С амая трудная, важная задача педагога – создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты так называемых вредных привычек, угрозы и запугивание не только безрезультативны, но и вредны, так как вызывают скрытые противодействия у детей. Формирование ценностных ориентаций, убеждений, активной жизненной позиции возможно при использовании педагогом таких методов и приемов, которые способствуют вовлечению воспитанников в активный процесс получения и переработки знаний. Происходить это должно в обстановке доверительных отношений между участниками образовательного процесса, в атмосфере сотрудничества и сотворчества.

Все мы с детства знаем, что хорошо и полезно начинать свой день с зарядки. Само слово «зарядка» уже объясняет – мы заряжаемся энергией, которой должно хватить на весь день. Утренняя зарядка позволяет окончательно проснуться, разбудить мышцы, доставить порцию кислорода «на завтрак» ко всем клеточкам тела, именно поэтому после нее такое приятное ощущение включенности в день. Утренняя зарядка для детей имеет ещё и важное организационное значение. Это ритуал, который, будучи ежеутренним, структурирует день, настаивает на активное, плодотворное время препровождение. Ежедневные физические упражнения приучают заботиться о своем здоровье, относиться с детства с уважением к потребностям своего организма. Ребенок понимает, что есть вещи, которые необходимо делать для того, чтобы жить нормальной жизнью: чистить зубы, умываться, причесываться, делать зарядку. Упражнения для утренней зарядки имеют различные вариации, но основными из них являются следующие: упражнения для шеи, рук, туловища.

В какой форме проводить зарядку, не слишком важно, имеет значение лишь то, чтобы она нравилась ребенку. Ведь то, что нравится, не вызывает раздражения при превращении в ежедневную необходимость, а то, что раздражает и злит, неизбежно будет заброшено. При регулярности она развивает упорство, и дает понятие необходимости.

Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушения почерка, снижение работоспособности. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у детей, повысить эффективность урока можно включением в структуру урока двигательных упражнений. Физкультурные минутки или физкультпаузы на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.

Читайте также:  Конспект в доу на тему здоровья

Особенно тщательно следует подходить к подбору физкультминуток на уроках русского языка, чтения, математики, когда школьники продолжительное время находятся в статических позах. В них должны быть задействованы как крупные мышцы туловища и конечностей, так и мелкие мышцы кистей и пальцев рук. Это не только в значительной мере позволяет снять отрицательные сдвиги в физиологических системах организма, связанные с воздействием статической нагрузки, но и содействует развитию мелких мышц кисти, совершенствованию тонких двигательных координаций, нужных для выработки правильных графических навыков, и, в первую очередь, навыков письма.

Длительность физкультминуток обычно составляет 1 – 2 минуты и включает комплекс из 4 – 5 упражнений, повторяемых 4 – 6 раз. Возможны варианты сочетаний различных упражнений. Например, при выполнении упражнений для кистей рук можно одновременно с ними выполнять гимнастику для глаз, фиксируя взгляд на кисти.

Физкультминутки можно систематизировать на:

1. Оздоровительно- гигиенические

Расслабление через образы – так называемые визуализации – зрительные представления. Наши образы имеют над нами магическую власть. Например, для расслабления можно использовать следующие образы:

В некоторых упражнениях достичь расслабления и спокойствия помогает управляемая фантазия. Образы в таких упражнениях часто сочетаются с текстами внушений – это релаксация с элементами аутотренинга.

Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает возбужденным, беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; заторможенные и скованные дети могут приобрети уверенность и бодрость. Результат будет лучше, если есть опыт регулярного применения упражнений.

На формирование навыков организации деятельности, на увеличение объема двигательной активности направлены подвижные игры. Активный отдых на переменах способствует сглаживанию неблагоприятных функциональных сдвигов, обусловленных преимущественно влиянием статического компонента учебной деятельности, и от того, насколько рационально он будет организован, во многом зависит эффективность целостного учебно-воспитательного процесса. Сокращение длительности или ограничение подвижности школьников во время перемен резко усугубляет их утомление. Вовремя игр не нужно допускать повышенных физических нагрузок учеников. Игры большой интенсивности чрезвычайно возбуждают детей, они не успевают успокоиться к началу урока и переключиться на учебную деятельность.

Насыщение содержания уроков валеологическими знаниями мотивирует детей на здоровый образ жизни. В планирование любого предмета с целью воспитать здорового, гармоничного человека, может быть включено следующее содержание:

Знания позволяют ребенку оценить вклад каждой системы организма в выживании и здоровье всей системы и рассматривать свой рост и развитие как жизненный процесс, которому благоприятствует разумное ведение здорового образа жизни.

В процессе приобщения к знаниям ребенок учится: выражать свои эмоции удобным и наиболее адекватным образом; оценивать потенциальные результаты поступка в сравнении с возможными последствиями перед тем, как выбрать тот или иной способ действия (то есть прогнозировать свое поведение); эффективно общаться с другими людьми, поддерживать межличностные контакты.

На уроках русского языка, литературы учащиеся расширяют свой кругозор, обогащают словарный запас, пополняют знания о здоровье, здоровом образе жизни, составляя предложения и рассказы о различных видах спорта, подвижных играх. На уроках математики учащиеся узнают об использовании знаний в медицине, быту. В достаточно разнообразный материал включены учебные задачи с данной тематикой. В процессе изучения предметов «Обществознания», «Истории», «Географии», «Биологии» формируется целостный взгляд на окружающую природу и социальную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность, воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Знания позволяют ребенку оценить вклад каждой системы организма в выживание и здоровье организма в целом и рассматривать свой рост и развитие как жизненный процесс, которому благоприятствует разумное ведение здорового образа жизни.

На достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения оказывает существенное влияние использование оздоровительных сил природы. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи; организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение.

Здоровье является необходимым условием активной жизнедеятельности человека и формируется на протяжении всего жизненного пути личности. Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и заботиться о своём здоровье. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас, учителей, задастся этой целью, и будет стремиться к ней, выиграют, в конечном, счёте, наши дети и наше будущее.

Формирование ценностного отношения к своему здоровью и ЗОЖ

Источник

Adblock
detector