Меню

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью

Технологии формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровью
статья (младшая группа)

Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей в настоящее время является очень актуальной. На здоровье наших детей влияют многие факторы: биологические, экологические, социальные, гигиенические. Поэтому очень важно воспитывать у детей положительное отношение к здоровому образу жизни с младшего дошкольного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Технологии формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровью

(из опыта работы воспитателя младшей группы)

Ценностное отношение проявляется в оценке значимости, важности определенного вида деятельности не только на уровне сознания, но и в реальных действиях и поступках, а именно личностные проявления детей. Ориентированные на овладение знаниями и навыками сохранения собственного здоровья.

Выделяют три уровня решения задач целенаправленного приобщения детей к ценностям здорового образа жизни.

Первый уровень – информационный, определяющий сформированность знаний в области культуры здоровья и физической культуры, которая проявляется в соответствующих высказываниях и суждениях.

Третий уровень – деятельный, характеризующий активную включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ.

Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей в настоящее время является очень актуальной. На здоровье наших детей влияют многие факторы: биологические, экологические, социальные, гигиенические. Также невозможно воспитание положительного отношения дошкольников к здоровому образу жизни без активного участия в этом процессе педагогов и родителей.

Я начала решать эту проблему с детьми младшего дошкольного возраста, когда у ребенка только начинает формироваться отношение к окружающему миру. На этом этапе развития жизненные установки достаточно гибки, что помогает ребенку в развитии потребностей здорового образа жизни (ЗОЖ).

Забота о здоровье ребенка, формирование у него привычки здорового образа жизни должна осуществляться систематически и последовательно. Положительный результат данной работы, может быть достигнут только при тесном взаимодействии всех участников воспитательно-образовательного процесса.

В группе мною были созданы условия для формирования начальных представлений о ЗОЖ:

— создание развивающей предметно-пространственной среды по формированию ЗОЖ у детей;

— разработан перспективный план на год по формированию у детей культурно-гигиенических навыков;

— осуществлено взаимодействие с родителями по вопросам формирования начальных представлений о ЗОЖ.

Главными составными частями здорового образа жизни являются:

— рациональный режим жизни

— оптимальная двигательная активность

— сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью заключает в себе много аспектов:

— приучение к прочным культурно-гигиеническим умениям и навыкам

— развитие знаний о строении своего тела, предназначении органов

— обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи

— формирование знаний о том, что полезно и что вредно для организма

— вырабатывание привычки ежедневных организованных и самостоятельных упражнений.

В начале учебного года в ходе наблюдения за детьми в повседневной деятельности обращала внимание на такие детские проявления как:

— заинтересован ли ребенок правилами здоровьесберегающего и безопасного поведения;

-получает удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры;

— позитивно настроен на выполнение элементарных процессов самообслуживания;

— удовлетворен самостоятельными и совместными действиями и их результатом.

По результатам наблюдения планировала индивидуальную, подгрупповую и групповую деятельность. Чтобы заинтересовать детей использовала игровые моменты, в группу был внесен игровой персонаж, которому дети помогали научиться чему-то, похвалу.

Чтобы процесс формирования ЗОЖ у детей младшей группы был целостным и результативным, я выполнила следующие педагогические условия:

— разработала перспективный план, который был нацелен на получение детьми ряда обязательных навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к себе и окружающим детям;

— внесение в развивающую предметно-пространственную среду игрового материала: сюжетно-ролевая игра «Больница», наглядно-дидактические пособия «Распорядок дня», «Эмоции», «Спорт», «Спортивный инвентарь», «Виды спорта», развивающие игры «Правильное питание», «Лото спорт», «Кубик настроений», дидактическая игра «Помоем куклу Таню», плакаты «Тело человека», «Эмоции», «Осторожно, микробы». Художественное слово: стихи про ЗОЖ для детей, стихи про питание, про умывание, потешки, пословицы и поговорки про пищу и еду, загадки о человеке, про еду, про спорт. Демонстрационный материал: «Предметы гигиены», «Алгоритм умывания», «Наши чувства и эмоции», «Если малыш поранился». Спортивный инвентарь: мячи разных размеров, корзины для бросания мячей, обручи, скакалки, кегли, массажные дорожки. Атрибуты для подвижных игр: маски, шапочки. Атрибуты для выполнения упражнений: флажки, султанчики, погремушки, ленты.

— консультации для родителей: Новый день начинаем с улыбки и утренней зарядки, Здоровый образ жизни в семье, Бережем здоровье с детства, Одежда ребенка, Воспитание привычек у ребенка.

Картотеки: «Пальчиковая гимнастика», «Физкультминутки», «Дыхательная гимнастика», «Утренняя гимнастика», «Бодрящая гимнастика», «Подвижные игры» «Игровые упражнения».

С детьми проводила беседы: «Я и мое здоровье», «Как правильно мыть руки», «Что такое витамины», «Зачем делать зарядку».

Читайте также:  Картинки вредные привычки и их влияние на здоровье человека

Таким образом, я осуществляла комплексный подход в формировании у дошкольников ценностного отношения к здоровью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить.

Создание игровой среды внесло разнообразие в деятельность детей, обогатило игровой опыт, сделало пребывание дошкольника радостным, эмоционально комфортным.

Эффективно приобщать детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития. Детство является к.

Педагогическое просвещение. Презентация опыта работы.Составляющими здоровья всего общества является здоровье каждого члена этого общества, и формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

Источник

консультация для воспитателей: «« Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни».
консультация (старшая группа) на тему

Эффективно приобщать детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема : « Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни».

Подготовила: инструктор по физической культуре

Матвеенко Ирина Геннадьевна

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В.Кучма, А.Баранов, С.Толстова и др.). Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей еще недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить.

Многие ученые (Н.М.Амосов, И.А.Аршавский, В.К.Бальсевич, А.Г.Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных, призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью.

В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение (Г.К.Зайцев, С.В. Лободина, Д.Н. Давиденко). Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.

На интересе детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. Этот принцип и лежит в основе разработанной нами технологии целенаправленного формирования ценностного отношения детей дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни.

Определены три уровня решения задач целенаправленного приобщения детей к ценностям ЗОЖ.

Первый уровень – информационный (когнитивный), определяющий сформированность знаний в области культуры здоровья и физической культуры, которая проявляется в соответствующих высказываниях и суждениях.

Второй уровень – личностный, свидетельствующий о сформированности эмоционально положительного отношения ребенка к содержанию занятий (эмоционально – мотивационный уровень ценностного отношения). Его показатели – интерес, потребность, положительные эмоции при выполнении заданий.

Третий уровень – деятельностный, характеризующий активную включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ.

Все три уровня проявляются в единстве на каждом занятии и создают пространство для реализации возможностей детей, обогащенную развивающую среду. Однако эффективность ее для каждого ребенка различна, и результаты достигаются в разные сроки.

Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ на занятиях по физической культуре можно представить следующем образом:

В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ рекомендуем использовать комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры. К традиционным относятся упражнения, составляющие базовое содержание программы по физической культуре для детей дошкольного возраста. Это гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения, эффективно решающие задачи всестороннего развития ребенка, повышения уровня физической подготовленности, коррекции психомоторного развития. Активно используются также элементы спортивной деятельности: теннис, футбол, баскетбол, бадминтон, ручной мяч, хоккей, ходьба на лыжах, катание на коньках, роликах, самокате. В содержание занятий включаются и ритмические упражнения.

Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ. Поэтому с учетом анатомо – физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста были разработаны специальные игры и игровые упражнения ( специфические средства ). К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности – эстафеты и специальные игровые задания.

Читайте также:  Департамент охраны общественного здоровья акмолинской области

Игры – путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составляющих такую композицию, оказывает определенное воздействие на ребенка, решает конкретные задачи программы.

Игровой самомассаж – основа закаливания и оздоровления. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение. Такие упражнения способствуют также формированию у них сознательного стремления быть здоровыми.

Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги – терапии и упражнения на растягивание.

Пальчиковая гимнастика, служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию.

Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания подчинены определенному сюжету. Использование имитации и подражания, образных сравнений, соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию психических процессов, творчества, познавательной активности.

Итак, основой методики проведения занятий по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность. Все упражнения, объединенные одним игровым сюжетом, быстро сменяют друг друга. Ребенок с удовольствием подражает действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни. Дыхательные упражнения также организуются в форме игры.

Важную роль в решении задач предлагаемой технологии играет семья, которая совместно с ДОУ является основой социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско – взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Важным результатом является расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышение уровня психофизических способностей и общего уровня здоровья.

Источник

Статья «Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников»
статья на тему

Интерес к здоровью дошкольников объясняется ростом заболеваемости, снижением их функциональных способностей и темпов их физического и умственного развития. Детство – важный период жизни, когда закладываются и формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда нервная система отличается особой пластичностью, а жизненные установки детей еще недостаточно прочны, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Смоленцева М.И., г.Нижнекамск, МБДОУ №41

«Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников»

Интерес к здоровью дошкольников объясняется ростом заболеваемости, снижением их функциональных способностей и темпов их физического и умственного развития. Детство – важный период жизни, когда закладываются и формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда нервная система отличается особой пластичностью, а жизненные установки детей еще недостаточно прочны необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Формирование у дошкольников ответственности за свое здоровье – это педагогическая проблема, и только лишь медицинскими средствами ее не решить [1, 14].

Многие ученые главным фактором сохранения и укрепления здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в дошкольных учреждениях, а также в школе, формирует у детейосознанное, правильное отношение к себе и своему здоровью.

У дошкольников биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает большое влияние на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка, его поведение и привычки. Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.

Умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье следует формировать на интересе детей к физкультурной деятельности. Принцип этот и лежит в основетехнологии целенаправленного формирования ценностного отношения дошкольников к здоровому образу жизни и к своему здоровью [3, 42].

Целенаправленно приобщая детей к ценностям ЗОЖ можно выделить три уровня решения задач:

1) информационный (когнитивный), свидетельствующий о сформированности знаний в области физической культуры и культуры здоровья, проявляющийся в соответствующих суждениях и высказываниях;

Читайте также:  Влияние аргентинского танго на здоровье

2) личностный, определяющий сформированность эмоционально положительного отношения ребенка к содержанию занятий, показатели которого – потребность, положительные эмоции, интерес к выполнению заданий;

3) деятельностный, характеризующий активное стремление и желание ребенка включаться в деятельность по организации ЗОЖ [2, 17].

На каждом занятии все три уровня в своем единстве создают обогащенную развивающую среду, пространство для реализации возможностей детей. Однако для каждого ребенка ее эффективность различна, и результаты достигаются в разные сроки.

Процесс формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни на занятиях по физической культуре структурно можно представить таким образом:

1. Создание проблемы (просьба – письмо) с включением героя, персонажа, известного детям.

2. Формирование знаний о ценности здоровья, о способах его сохранения и укрепления.

3. Освоение, закрепление и совершенствование практических действий по организации здорового образа жизни [2, 19].

В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ используется комплекс как традиционных, так и нетрадиционных, специфических средств физической культуры. К традиционным относятся упражнения, которые составляют основу содержания программы по физической культуре для дошкольников. Это акробатические, легкоатлетические, гимнастические, и упражнения, активно влияющие на всестороннее развитие ребенка, коррекцию психомоторного развития, а также упражнения, повышающие уровень физической подготовленности. Активно используются элементы спортивных игр и упражнений: баскетбол, ручной мяч, теннис, бадминтон, футбол, ходьба на лыжах, хоккей, катание на коньках, самокате, роликах. Ритмические упражнения также включаются в содержание занятий.

Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ. Поэтому с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей дошкольников были разработаны специальные игры и игровые упражнения (специфические средства). К ним можно отнести игры, применяемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности – специальные игровые задания и эстафеты [2, 23].

Игры – путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Все физические упражнения, входящие в игру, решают конкретные задачи программы, оказывают определенное воздействие на ребенка.

Игровой самомассаж – основа закаливающих процедур и оздоровления. Дети приходят в хорошее настроение, выполняя его. Такие упражнения содействуют также формированию у них осознанного стремления быть здоровыми.

Игропластика основана на нетрадиционной методике развития гибкости и мышечной силы, включает в себя элементы йоги – терапии и упражнения на растягивание.

Пальчиковая гимнастика оказывает положительное воздействие на мышление, фантазию, память. Эта гимнастика позволяет развивать мелкую моторику и координацию движений рук, ручную умелость.

Креативная гимнастика имеет в основе нестандартные упражнения, творческие игры, специальные задания, направленные на развитие познавательной активности, творческой инициативы, выдумки, мышления, свободного самовыражения.

Фитбол-гимнастика тренирует вестибулярный аппарат, развивает координацию движений и функцию равновесия, активизирует моторно-висцеральные рефлексы. Улучшается способность детей к самоконтролю.

В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания подчинены определенному сюжету. Использование образных сравнений, подражания и имитации, соответствует психологическим особенностям дошкольников, повышает эмоциональный фон занятия, позволяет облегчить процесс запоминания, освоения упражнений, способствует развитию познавательной активности, психических процессов, творчества.

Итак, основой методики проведения занятий по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность. Все упражнения, объединенные одним игровым сюжетом, быстро сменяют друг друга. Ребенок с удовольствием подражает явлениям природы и общественной жизни, действиям насекомых, животных, птиц. Дыхательные упражнения также проводятся в игровой форме.

Огромную роль в решении задач предлагаемой технологии играет семья, которая совместно с дошкольным образовательным учреждением является основной социальной структурой, обеспечивающей приобщение дошкольников к ценностям ЗОЖ, а также сохранение и укрепление здоровья детей. Известно, что даже самая современнаяметодика и программа не может гарантировать идеального результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей. Хорошо, если в ДОУ существует детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого важно тесное взаимодействие друг с другом, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Важным результатом является расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышение общего уровня здоровья и уровня психофизических способностей.

Список используемой литературы:

1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века. М.: Гардарики, 2008. – 164 с.

2. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. М.: Мозаика-синтез, 2010. – 96 с.

3. Юрко Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.: Юнити-Дана, 2008. – 98 с.

Источник

Adblock
detector