Меню

Формирование здоровья различных групп населения

Формирование здорового образа жизни населения

«Здоровье – это драгоценность, и притом единственная,

ради которой действительно стоит не только не жалеть

времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать

ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь

без него становиться нестерпимой и унизительной».

Здоровый образ жизни – категория общего понятия «образ жизни» включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни:

Элементы ЗОЖ

Базовые составляющие ЗОЖ:

— воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

— окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

— отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоядом, табакоядом) и нелегальными.

— питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

— движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;

— гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:

— эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;

— интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

— духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Для чего нужен здоровый образ жизни?

— Для выполнения всех бытовых и общественных функций в оптимальном режиме для человека.

— Для сохранения и укрепления здоровья.

— Для воплощения социальных, психологических и физических возможностей, раскрытия потенциала личности.

— Для продления рода и достижения активного долголетия.

По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:

— рациональная организация трудовой (учебной) деятельности;

— правильный режим труда и отдыха;

— рациональная организация свободного времени;

— оптимальный двигательный режим;

-соблюдение правил личной гигиены, закаливание;

— соблюдение норм и правил психогигиены;

— сексуальная культура, рациональное планирование семьи;

— сексуальная культура, рациональное планирование семьи;

— контроль за своим здоровьем.

Формирование здорового образа жизни включает:

— создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии и возможностях снижения всех негативных факторов на здоровье;

— снижение распространенности курения и потребления табачных изделий, снижение потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств;

— привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Для сохранения и восстановления утраченного здоровья человек должен совершать действия, для каждого действия нужен мотив, а совокупность мотивов составляет мотивацию (мотивация – это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее направленность этой активности).

Формирование здорового образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

— социальном: пропаганда в СМИ, информационно-просветительская работа;

— инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические (спортивные) учреждения, экологический контроль;

— личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.

Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной жизньчеловека.

Первый совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.

Читайте также:  Какая сумма морального ущерба при дтп средний вред здоровью

Третий совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.

Четвертый совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.

Пятый совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.

Шестой совет: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин), который вырабатывается в организм, когда человек влюблен.

Седьмой совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.

Восьмой совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.

Девятый совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.

Десятый совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить.

Оптимальный труд и достаточный отдых также влияют на здоровье. Активная деятельность, не только физическая, но и умственная, хорошо действуют на нервную систему, укрепляет сердце, сосуды и организм в целом. Существует определённый закон труда, который известен многим. Людям занятым физическим трудом, необходим отдых, который не будет связан с физической активностью, и лучше, если во время отдыха будут проведены умственные нагрузки. Людям, работа которых связана с умственной деятельностью, полезно во время отдыха занимать себя физической работой.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни — это уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей.

В качестве основной комплексной характеристики уровня жизни населения в настоящее время применяется индекс человеческого развития (ИЧР), исчисляемый как интегральный трех составляющих: ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни при рождении, достигнутого уровня образования.

Для сопоставления уровня жизни в разных странах в мировой практике используют также следующие показатели:

Объем валового внутреннего продукта на душу населения

Индекс потребительских цен

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Уровень младенческой смерти

Качество жизни – категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации.

Взаимозависимость объектов качества жизни

Основными показателями качества жизни населения являются:

— доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);

— качество питания (калорийность, состав продуктов);

— качество и модность одежды;

— комфорт жилища (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);

— качество здравоохранения (число больничных коек на 1000 жителей);

— качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);

— качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);

— качество культуры (издание книг, брошюр, журналов);

— качество сферы обслуживания;

— качество окружающей среды, структура досуга;

— демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, брачности, разводимости);

— безопасность (число зарегистрированных преступлений).

Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который носит персонифицированный характер и определяется историческими, национальными традициями (менталитет) и личными наклонностями Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

Источник

ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И ФАКТОРЫ, ЕГО ФОРМИРУЮЩИЕ

Содержание

Раздел 1. Здоровье населения…………………………………………. 7

1.1. Здоровье населения и факторы его формирования………………7

Читайте также:  Здоровье жесткого диска 0 что делать

1.3. Болезнь как социально-гигиенические проблемы……………….25

1.4. Физическое развитие населения………………………. 29

Раздел 3. Организация и структура системы первичной

медико-санитарной помощи……………………….………………. 40

Раздел 4. Организация амбулаторно-поликлинической помощи……..84

Раздел 5. Диспансеризация ……………..……………………………..105

5.1. Диспансеризация в работе медицинской сестры……………….105

5.2. Этапы развития диспансеризации……………………………….106

5.3. Общие цели и задачи …………………………………………….107

5.4. Этапы диспансеризации………………………………………….110

5.5. Документация при диспансеризации……………………………116

5.6. Диспансеризация детского населения…………………………..117

5.7. Положение о кабинете централизованного учёта ежегодной

диспансеризации всего населения………………………………124

5.8. Примерная должностная инструкция м/с кабинета

централизованного учёта ежегодной диспансеризации

Раздел 6. Что такое центры здоровья………………………………..127

Раздел 7. Национальный проект «Здоровье»………………………..129

Раздел 8. Профилактика неинфекционных заболеваний………..….152

Раздел 9.Профилактика инфекционных заболеваний……………. 167

Участие медицинской сестры в экспертизе трудоспособности ……..188

Раздел 11. Медицинское страхование…………………………….…..196

Введение

Человеческая жизнь очень хрупка. В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате средств для существования. К таким обстоятельствам относятся: болезни, травмы, инвалидность и пр

Они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему здравоохранения, направленную на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Особое место в системе охраны здоровья граждан занимает оказание первичной медико-санитарной помощи, являющейся наиболее распространенным и одним из основных видов медицинского обслуживания населения.

Первичная медико-санитарная помощь, как один из видов медицинского обслуживания, является непосредственным источником правоотношений, которые регулируются соответствующими нормативно-правовыми актами.

Принятие множества федеральных законов, главным образом законов, разграничивающих и устанавливающих полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, привело к необходимости переосмысления структуры медицинских организаций, их принадлежности к определенному уровню власти, источников и механизмов финансирования и, как следствие, к изменению порядка их функционирования, в том числе и в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам. Это привело к необходимости изменений правового регулирования в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи для обеспечения корректного функционирования данной компонента системы здравоохранения. Таким образом, совершенствование законов, регулирующих оказание первичной медико-санитарной помощи гражданам, стало одной из задач современного медицинского права.

Раздел 1. ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И ФАКТОРЫ, ЕГО ФОРМИРУЮЩИЕ

В разном контексте и различных ситуациях каждый человек может оценивать или характеризовать свое здоровье как

— состояние, которое определяется объективно и субъективно;

— цель, к которой надо стремиться;

— умение заботиться о себе;

— состояние целостности личности с оптимальным функциони­рованием организма, ума, речи;

— совокупность функций органов и систем, которые позволяют справляться со стрессами, вызванными болезнью, смертью близких и другими жизненными проблемами путем адапта­ции;

— процессы роста и становления организма;

— динамическую гармонию личности с окружающей средой, до­стигнутой путем адаптации.

Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисцип­лина изучает состояние здоровья населения и влияющие на него биологические и социально-гигиенические факторы

Методы изучения здоровья:

2. Метод экспертных оценок предусматривает получение заклю­чений от экспертов.

5. Хронометраж, позволяющий измерять время, затрачиваемое на различные виды медицинской деятельности.

6. Организационно-экспериментальный метод, основанный на создании экспериментальных моделей отдельных видов деятельно­сти (например, организации системы скорой помощи при острых сосудистых поражениях головного мозга) или учреждений здраво­охранения.

7. Экономический анализ затрат и эффективности использова­ния средств при различных видах деятельности в здравоохранении.

8. Исторический метод, обеспечивающий изучение явления с учетом времени, места, исторических условий.

Основные показатели здоровья населения:

1. Медико-демографические показатели:

а) показатели естественного движения населения:

— смертность общая и повозрастная;

— средняя продолжительность предстоящей жизни;

— естественный прирост населения;

— возрастно-половая структура населения.

б) показатели механического движения населения:

2. Показатели заболеваемости (общая, по отдельным нозологи­ческим формам болезней) и распространенности болезней (болез­ненность).

3. Показатели инвалидности (общая, от отдельных заболеваний и их групп).

4. Показатели физического развития населения:

5. Показатели травматизма:

— в различных социальных группах населения. Источники изучения здоровья:

учетно-отчетная документация ЛПУ;

— результаты социологических исследований различных групп населения;

— научно-исследовательские работы, касающиеся интересую­щей исследователя области;

— различные монографии, посвященные изучению состояния здоровья населения.

Основные факторы, формирующие здоровье населения:

1. Социально-экономические факторы (условия труда, быта и др.).

2. Социально-биологические, психологические факторы (возраст родителей, течение родов, наследственность, тип телосложения, темперамент, тип высшей нервной деятельности).

Читайте также:  Свежий воздух залог здоровья

3. Природно-климатические факторы (солнечная радиация, сред­негодовая температура на территории проживания).

4. Медицинские факторы (состояние служб и кадров здравоох­ранения, организация медицинской помощи, медицинская актив­ность населения).

Разделение данных факторов на группы весьма условно, т.к. обычно человек испытывает комплексное воздействие взаимосвя­занных и взаимообусловливающих факторов.

Перечень некоторых факторов, влияющих на здоровье человека:

а) во внутриутробном периоде развития:

— заболевания матери: гинекологические, экстрагенитальные;

— образ жизни матери: питание, режим дня, условия труда и быта;

— медицинская активность: своевременность обращения в жен­скую консультацию по поводу беременности, дальнейшее наблюдение и др.

б) в процессе родов:

— условия, в которых происходит родоразрешение, течение родов (наличие, отсутствие осложнений);

— профессионализм медицинского персонала и др.

в) в период до года жизни: жилищно-бытовые условия, степень обученности матери мероприятиям по уходу за ребенком, частота и периодичность наблюдения за ребенком со стороны медицинского персонала, профессионализм медицинских работников, осуществ­ляющих наблюдение за ребенком, и др.

г) в дошкольном возрасте: жилищно-бытовые условия, микрокли­мат в семье, условия в детском дошкольном учреждении (ДДУ), уход за ребенком и особенности его воспитания родителями и со­трудниками ДДУ, частота и периодичность наблюдения за ребен­ком медицинским персоналом (участковый педиатр, медицинская сестра детской поликлиники, медицинский персонал ДДУ), про­фессионализм медицинских работников и др.

д) в школьном возрасте: процесс адаптации к школьной среде, учебная нагрузка, микроклимат в школе, рациональное сочетание труда и отдыха, взаимоотношения между ребенком и родителями, ребенком и педагогическим коллективом школы, ребенком и его сверстниками, частота и периодичность наблюдения за ребенком медицинским персоналом, профессионализм медицинских работ­ников и др.

е) в подростковом возрасте: характер взаимоотношений подрост­ка с родителями, сверстниками, степень осведомленности о прави­лах и необходимости соблюдения личной гигиены, рациональное сочетание труда и отдыха, частота и периодичность наблюдения за подростком медицинским персоналом, жилищно-бытовые условия, значительные изменения в течении физиологических и психологи­ческих процессов в связи с переходным периодом и др.

На здоровье женщин детородного возраста влияют следующие факторы: условия труда и быта, медицинская активность (своевре­менное посещение различных специалистов), микроклимат в семье и на работе и др.

На здоровье мужчин трудоспособного возраста оказывают влия­ние условия труда и быта, образ жизни (вредные привычки), меди­цинская активность, осознание и удовлетворенность степенью са­мореализации в обществе и др.

На здоровье пожилых людей оказывают влияние микроклимат в семье, образ жизни, эндокринная перестройка организма, наличие различных заболеваний, удовлетворенность своим положением в семье и обществе и др.

На здоровье работников промышленных предприятий оказывают влияние: температура и влажность воздуха в рабочей зоне, воздей­ствие на организм профессионально вредных факторов (шум, виб­рация, наличие вредных веществ во вдыхаемом воздухе), уровень физической нагрузки и др.; на работников сельского хозяйства: уро­вень физической нагрузки, сезонность различных видов работ, ме­дицинская активность работников здравоохранения и доступность медицинской помощи, профессиональные вредности; на работни­ков коммерческих структур: незаинтересованность в наблюдении за своим здоровьем, медицинская активность, уровень физической и эмоциональной нагрузки, условия труда; на медицинских работников: уровень физической и психологической нагрузки, профессио­нальные вредности (работа с кровью, рентгеновское облучение и т.п.), условия труда; на работников умственного труда: условия тру­да (гиподинамия, монотонность), умственное напряжение, нера­циональное сочетание труда и отдыха.

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Всего МКБ пересматривалась 10 раз. По рекомендации ВОЗ МКБ-Х вступила в силу с 1 января 1993 года, однако в нашей стране до сих пор используется и МКБ-1Х.

Целью МКБ является создание условий для систематизирован­ной регистрации, анализа, интерпретации и сравнения данных о смертности и заболеваемости, полученных как в различных странах или регионах, так и в разное время. МКБ используется для преобра­зования словесной формулировки диагнозов болезней и других про­блем, связанных со здоровьем, в буквенно-цифровые коды, которые обеспечивают удобство хранения, извлечения и анализа данных.

На основе МКБ осуществляется группировка заболеваний по клинико-статистическим группам (КСГ) с учетом характера патоло­гии, стандарта и качества медицинских услуг, необходимости ана­лиза по однородным группам. Сроки лечения, технология, объем медицинского обслуживания включаются в КСГ. Система КСГ мо­жет быть использована как «прейскурант» медицинских услуг, с ее помощью возможна объективная оценка результативности медицин­ского обслуживания. Стандарт же необходимых затрат труда на диагностику и лечение отдельных заболеваний, выраженный в эко­номических параметрах (в денежной форме) называется медико-эко­номическим стандартом (МЭС).

Заболеваемость представляет собой сложную систему взаимосвя­занных понятий:

Сведения об общей заболеваемости населения формируются из нескольких источников информации (табл. 1).

Источник

Adblock
detector