Меню

Функциональные отклонения в состоянии здоровья

Группы здоровья у детей: комплексная оценка состояния здоровья

Медицинский эксперт статьи

Комплексную оценку состояния здоровья детей проводят с 3-летнего возраста.

Система комплексной оценки состояния здоровья основана на четырёх притих критериях:

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка или подростка с формализацией результата в виде определения группы здоровья происходит с обязательным учётом всех перечисленных критериев.

[1], [2], [3], [4]

Основные группы здоровья детей

В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:

Отнесение больного ребёнка или подростка ко 2-, 3-, 4- или 5-й групп здоровья осуществляет врач с учётом всех приведённых критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребёнка, медицинской карте ребёнка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований выносит (по своей специальности) точный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний либо заключение «здоров».

Комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями (а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, (появление осложнений) по результатам профилактического медицинского осмотра комплексную оценку состояния здоровья не дают. В таких случаях необходимо проведение диагностического обследования в полном объёме. После получения результатов обследования выносят уточнённый диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья.

Все дети, независимо от группы здоровья, ежегодно проходят скрининговое исследование, по результатам которого уточняют необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.

Дети, отнесённые к 1-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.

Контроль состояния здоровья детей, отнесённых ко 2-й группе здоровья, осуществляет врач-педиатр при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно.

Дети, отнесённые к 3-4-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценку эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляют на основании результатов диспансерного наблюдения.

Результаты комплексной оценки состояния здоровья в качестве скрининга могут сыграть роль в решении прикладных задач поддержания здоровья детей — отнесение к определённым группам для занятия физической физкультурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении их профессионального выбора, военной службы и др.

Комплексная оценка состояния здоровья детей до 3 лет жизни происходит в соответствии с приказом М3 СССР № 60 от 19.01.1983 г. и дополнениями 2002-2003 гг. При этом учитывают:

Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (Jor), который можно рассчитать по формуле Jor = общее число больных родственников (о заболеваниях которых есть сведения, включая пробанда) / общее число родственников (о состоянии здоровья которых есть сведения, включая пробанда).

Читайте также:  Вред силикатного кирпича для здоровья

Дети с выраженной и высокой отягощённостью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Биологический анамнез включает сведения о развитии ребёнка в различные периоды онтогенеза.

Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.

Степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребёнка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. К стигмам дизэмбриогенеза относятся малые аномалии развития соединительной ткани (МАР), не приводящие к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм составляет 5-7. Превышение порога стигматизации следует расценивать как фактор риска ещё не проявившейся патологии.

Данные параметры могут быть использованы для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.

В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует писать кратко «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного aнaмнеза следует указать параметры, имеющие отрицательную характеристику. Неблагополучный социальный анамнез негативно сказывается на нервно-психическом развитии ребёнка, в дальнейшем может привести к неправильному формированию личности человека.

Источник

Группа здоровья у детей в таблице

Группа здоровья у детей — это условный показатель физического и психического состояния ребенка. В зависимости от установленной группы, у него будет доступ или ограничение к спортивной и социальной деятельности. Цель такого распределения — сохранить здоровье ребенка и предоставить ему максимально полезную среду для развития.

Если в летнем лагере на длительную утреннюю пробежку выгоняют и крепышей, и ребят с проблемным здоровьем, отдых не только не укрепит, но и подорвет здоровье последних. При поступлении ребенка в садик, школу, институт, в лагеря отдыха и санатории важен такой показатель, как группа здоровья. Группу здоровья присваивает ребенку врачебная комиссия, состоящая из педиатра, психолога, невролога и других узких специалистов на основании обследований и анализов.

По каким критериям оценивают здоровье детей

Чтобы комплексно оценить здоровье ребенка, врачи учитывают:

Группы здоровья у детей: описание, таблицы

Группу здоровья назначают по наибольшей проблеме (наиболее тяжелому заболеванию). Здоровых и практически здоровых деток относят к первой и второй группам.

Физ. группа у детей, таблица (первая, вторая группы)

Группа здоровья Функциональные отклонения органов, систем Степень развития, гармоничность развития Острые заболевания (простуда, ОРЗ) Хронические заболевания, патологии
Первая Без отклонений. Соответствует возрасту. Болезни нечастые (1-2 раза в год), легко протекающие. Нет.
Вторая Незначительные функциональные изменения. Нормальное физическое развитие, допускается избыток массы первой степени, незначительный дефицит массы тела.

Нервно-психическое развитие соответствует возрасту или незначительно отклоняется. Простудные заболевания частые или длительные (или и то, и другое). Нет.

Деткам третьей группы нужна консультация врача по занятиям спортом. Для сохранения и поддержания здоровья нужно уделять внимание восстановлению после спортивных занятий. Требуется контроль темпа выполнения занятий. К спортивным мероприятиям таких деток допускают с согласия врача.

Физкультурная группа здоровья у детей, таблица (третья группа)

Группа здоровья Функциональные отклонения органов, систем Степень развития, гармоничность развития Острые заболевания (простуда, ОРЗ) Хронические заболевания, патологии
Третья Есть функциональные отклонения. • Избыток массы тела первой, второй степени;
• дефицит массы тела;
• низкий рост;
• допускается незначительное отставание нервно-психического развития.
ОРЗ продолжительные, период выздоровления и восстановления затяжной (вялость, повышенная возбудимость, нарушается сон, аппетит, долго держится температура в пределах от 37 до 37,9 °C. Хронические заболевания в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями.

Степень компенсации не ограничивает возможность обучаться и трудиться.

Активность детей четвертой и пятой групп значительно ограничивается, спортивные занятия заменяются ЛФК (лечебной физкультурой). Занятия проводят под надзором специалистов по специально разработанным и утвержденным программам.

Группа здоровья у детей, таблица в школе (четвертая и пятая группы)

Группа здоровья Функциональные отклонения органов, систем Степень развития, гармоничность развития Острые заболевания (простуда, ОРЗ) Хронические заболевания, патологии
Четвертая • Функции пораженных органов изменены;
• выраженное проявление заболевания.
• Нормальное физическое развитие;
• дефицит или избыток массы тела 1, 2, 3 степени;
• непропорциональное телосложение;
• низкий рост;
• нервно-психическое развитие нормальное или отстает.
Частые обострения основного хронического заболевания. Есть тяжелые хронические патологии в стадии декомпенсации.
Пятая Выраженные изменения функций пораженных систем, органов. • Дефицит или избыток массы тела 2, 3 степени;
• нервно-психическое развитие значительно отстает от нормального.
Частые обострения основного хронического заболевания. Есть тяжелая хроническая патология или врожденный порок, приводящий к инвалидности.

Есть таблицы, в которых сразу указано, к какой группе здоровья будет относиться ребенок при наличии у него определенных наиболее часто диагностируемых нарушений здоровья и развития.

Источник

Группы здоровья для детей и взрослых. Что они обозначают и зачем нужны

При поступлении ребенка в детский сад, школу, санаторий или летний лагерь определяется группа здоровья. Есть такие группы и для взрослых. Что это за показатель, зачем нужен и на основании чего определяется?

👶 Что такое группа здоровья у ребенка

Группа здоровья – это оценочная категория и условный показатель физического и психического состояния детей и подростков до 17 лет включительно. От группы здоровья зависит, будет ли ребенок ограничен в спортивной или социальной деятельности.

Группа здоровья присваивается на медицинском освидетельствовании по результатам анализов и осмотров врачей. Целью распределения детей по группам стоит сохранение их здоровья и предоставление максимально комфортных условий для развития. Например, если в летнем лагере более проблемных и слабых детей отправят заниматься физкультурой вместе с более сильными и выносливыми, то для первых такие занятия принесут не пользу, а только вред.

Всего существует 5 групп здоровья детей. Порядок их присвоения регламентирован Приказом Минздрава от 30.12.2003 №621.

Как и кем определяется

Группу здоровья определяет медицинская комиссия, состоящая из врача-педиатра, невролога и иных узких специалистов по необходимости. Состояние здоровья ребенка оценивается на момент обследования. Заболевания, ранее перенесенные ребенком – даже в острой форме – не учитываются за исключением хронических.

Врачи дают комплексную оценку здоровья ребенка, учитывая следующие факторы:

Виды и характеристика

Присвоение группы здоровья происходит строго после врачебного осмотра, консультации узких и профильных специалистов по необходимости. Поэтому не нужно бояться назначения ребенку той или иной группы. Наоборот, при определении группы здоровья врач даст рекомендации о корректировке образа жизни для улучшения состояния ребенка, а если потребуется – пропишет лечение.

Группа здоровья Простуда и ОРЗ Физическое развитие Функциональные отклонения Хронические заболевания, патологии
Первая (I) Болезни нечастые (2-3 раза в год), протекают легко В норме, соответствует возрасту Отсутствуют Отсутствуют
Вторая (II) Болезни более 3-4 раз в год, частые и/или длительные Нормальное физическое развитие, возможен незначительный дефицит или избыток массы тела. Возможна незначительная задержка физического развития при отсутствии эндокринных заболеваний (низкий рост и т. п.) Незначительные функциональные изменения, хронические заболевания и выраженные нарушения отсутствуют. Возможна предрасположенность к хроническим или наследственным заболеваниям при наличии провоцирующего фактора. Возможна пониженная сопротивляемость к инфекциям Отсутствуют
Третья (III) Болезни более 4 раз в год, затяжные, с осложнениями и долгим периодом выздоровления Осложнения и/или последствия после травм, операций при компенсации функций органов, с возможностью обучения и труда. Возможно незначительное нервно-психическое отставание в развитии, дефицит или избыток веса I, II стадии Есть функциональные отклонения, которые не мешают обучаться и трудиться вместе со сверстниками В стадии ремиссии, с редкими обострениями. Функции органов и систем организма сохранены или компенсированы
Четвертая (IV) Частые обострения хронических заболеваний Возможны физические недостатки или последствия операций / травм при нарушении функций органов, необходимость поддерживающей терапии. Возможность приостановки обучения и снижения социальной активности Функции пораженных органов или систем организма изменены. Заболевания проявляется в выраженной форме В активной стадии или в состоянии нестойкой ремиссии с постоянными осложнениями. Функции органов и систем организма или сохранены, или компенсированы, или компенсированы частично
Пятая (V) Частые обострения хронических заболеваний с осложнениями Выраженные физические недостатки или нарушения в работе органов и систем организма. Дети-инвалиды. Серьезные ограничения для возможности ежедневного обучения, труда, выполнения повседневных дел. Возможно нервно-психическое отставание в развитии Ярко выраженные изменения пораженных органов и систем организма В тяжелой форме, приводящей к инвалидности, с редкими ремиссиями и частыми осложнениями / обострениями. Выраженная декомпенсация функций органов и систем организма. Заболевание характеризуется рецидивным течением, требует постоянного лечения и реабилитации

Группа здоровья может изменяться по мере взросления ребенка. Если родители выполняют данные врачом рекомендации по лечению и реабилитации, и здоровье ребенка улучшается, ему могут присвоить более «легкую» группу.

Источник

Adblock
detector