Меню

Хантыйская сказка как щука себе голову сделала

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей «В гости к Хантам».

Олмаз Гашумова
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей «В гости к Хантам».

Гашумова Олмаз К., воспитатель, МБДОУ № 17 «Белочка», г. Сургут, ХМАО, ЮГРА.

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей «В гости к Хантам».

Образовательные области: познание, здоровье, безопасность, физическая культура.

Цель – Познакомить дошкольников с промыслами народов Ханты.

Познание:

1. Систематизировать знания детей о своеобразии жизни народов Севера Ханты.

2. Дать понятия об основных видах промысла Северных народов Ханты: оленеводство, охота, рыболовство, сбор дикоросов.

1. Воспитывать интерес к жизни, промыслам, обычаем других народов.

Материал – слайды (презентация)

Ход ЗАНЯТИЯ:

В: Ребята, сегодня, мы с вами отправимся в гости к Хантам! Кто, такие Ханты? Где они живут, вы знаете?

В: Ребята, для тех, кто забыл, я напомню слово «Ханты» означает «народ», «человек».

В: Перед вами карта Ханты – Мансийского автономный округа. Какие города нашего округа вы знаете? Найдите и покажите.

Д: Дети работают с картой, находят и называют города.

В: Вот это наш Ханты- Мансийский округ. Велик? или мал?

На Севере нашего округа, в тайге, в тундре, по берегам реки Оби, вдали от городов расселились ханты. Живут они с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Образ жизни Хантов их основные занятия сложились в древности и почти в неизменном виде дошли до наших дней.

В: Давайте отправимся в гости к Хантам – оленеводам. А вот и первый чум. Тут же рядом пасутся олени. Любуемся этими выносливыми животными.

В: Ребята, расскажите, что вы знаете о Северном олене? Опишите, какой олень? Чем питается? (Олень бежит легко, красиво, гордо подняв голову. Ноги тонкие, но сильные, рога ветвистые, словно настоящий лес. Раздвоенные копыта не позволяют проваливаться в снег и в болотистую тундру, кормятся они мхом- ягелем, разрывая копытами снег).

В: Ребята вы знаете, что Ханты очень ценят северного оленя. Расскажите, для чего разводят Ханты оленей?

В: Какие предметы одежды Хантов изготовленные из оленьей шкуры вы знаете? Назовите.

В: Олень ловкий, сильный, а оленеводу ещё нужно быть ловчее, сильнее. Чтобы получились из нас умелые оленеводы? Давайте поиграем в хантыйскую игру:

Д: Дети и педагог играют в игру.

В: дальше нас ждут Ханты-охотники.

В: Охотничий промысел на Югре разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной.

В: Ребята, а вы знаете на кого охотятся Ханты? Назовите.

Д: Белка, заяц, лиса, лось, медведь

В: Как вы думаете, а на кого еще могут охотиться Ханты? Кто еще обитает в нашем Северном крае?

Д: Утки, гуси, глухари, куропатки, рябчики, тетерев…

В: Дальше мы с вами познакомимся с рыболовством Хантов:

В: А знаете, каким способом ханты ловят рыбу?

Д: Сетью, неводом, удочкой, ловушками.

В: Какую рыбу ловят Ханты? Назовите.

Д: Муксун, нельма, сырок, язь, щука, язь, карась, окунь.

В: Ханты очень любят щуку, поэтому очень много сочиняю про неё пословиц, загадок и сказок. Вот одну Хантыйскую сказку я вам сейчас расскажу.

В: А чтобы будущие рыбаки Ханты были ловкими да сильными, детей с детства приучали к труду, к играм, развивающим сноровку.

В: Ребята, давайте, с вами поиграем в Хантыйскую игру: «Борьба на палке»

Чертится линия. Играющие по двое садятся лицом друг к другу, упираясь ступнями ног. Держась за палку двумя руками, начинают перетягивать друг друга. Кто перетянет победитель. Такие игры тренировали руки, можно была управляться с вёслами, сетями.

Д: Дети с педагогом играют в игру.

В: Ребята, а вы знаете, чем лакомятся Ханты, ведь у них нет конфет, сладостей, магазинов, где все это можно купить. Ханты собирают «дикоросы» (дикорастущие ягоды, грибы).

В: Какие дикоросы вы знаете, назовите.

Д: Очень любят Ханты: бруснику, клюкву, чернику, голубику.

В: Ребята, сейчас я загадаю Хантейскую загадку, а вы попробуйте отгадать о какой она ягоде?

В лесной неведомой глухомани,

В дальнем краю висят маленькие серебряные лыжи.

— Это листочки брусники

В: Вот еще одна Хантыйская загадка, отгадайте и её. Посреди болота женщина в красном (желтом) платке сидит.

В: Морошка —ягода-хамелеон: вначале ягоды красные, потом, наливаясь соком, становятся янтарно-жёлтыми. Народное название — «моховая смородина». Это любимая ягода северян в национальных округах. Ханты говорят, что нет ничего в мире слаще и ароматнее. Плоды едят при кашле и простуде, применяют при ожогах.На Севере говорят: «Морошку запасать – болезней не знать!»

В: Ребята, вам понравилось наше путешествие к Хантам?

В: Чему бы вы хотели научиться у народа ханты? Что особенно в их жизни вызывает у вас интерес?

Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Источник

Skazka kak schuka sebe golovu sdelala na russkom yazyke

сказка «Как щука себе голову сделала» на русском языке Подробнее

Социальная фотография — Владимир Песня Подробнее

Иван Васильевич меняет профессию (комедия, реж. Леонид Гайдай, 1973 г.) Подробнее

Удмуртский язык через тексты_6-тӥ урок Подробнее

Фильм Мулла. Субтитры на русском, английском, немецком, турецком языке. Можно выбрать в настройках. Подробнее

Сказки народов Севера Подробнее

Миллион в брачной корзине (1985) комедия Подробнее

ASOdesk Academy #10.1 Фичеринг приложений и их влияние Подробнее

Как жить по ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ по МОЕМУ ХОТЕНИЮ. Наука и магия Живого Дома. Часть 1 Подробнее

Цыган 1 серия (1979) Подробнее

«Остров обреченных». 10 серия Подробнее

ЧК МИФ 4 1 05 03 L3 Уширение спектральных линий Подробнее

Все правила 1 четверти по русскому языку в 5 классе Подробнее

Заседание семинара «Онтология науки» Подробнее

Развитие речи у «физиков» и «лириков» Подробнее

ГЛ. 4. ТИТАН, Т. ДРАЙЗЕР АУДИОКНИГА НА АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКЕ Подробнее

Басня Лисица и виноград – как снять стресс Подробнее

Развитие речи младших школьников: особенности работы в курсе русского языка УМК «Гармония» Подробнее

Black&White PR #10 Персональный брендинг. Интернет-Буржуй и Ника Зебра Подробнее

Источник

Из чего себе щука голову сделала

Феликс учится по специальности «хоровое дирижирование». Как рассказала руководитель его исследовательской работы, преподаватель колледжа Татьяна Васильченко, это очень активный, подвижный и любознательный ребенок. Он живо откликнулся на ее предложение подготовиться к краеведческим чтениям. В выборе темы участвовала мама Феликса – Ирина. Работа получилась творческая и очень интересная. Ведь нужно было не только изучить сказки народа ханты, но и визуализировать одну из них с помощью косточек настоящей щучьей головы. Выловленной, кстати, в реках нашего края. Итак, из чего все же щука себе голову сделала?

Читайте также:  Как сделать тент для лодки пвх своими руками видео

Как-то вечером мне мама рассказала сказку «Как щука себе голову сделала». Я спросил: «Откуда ты знаешь эту сказку?» Она поведала мне такую историю. Была в деревне Лямина, откуда моя мама и я родом, школа-интернат. Учились в ней дети коренной национальности – ханты. В 1963 году школа-интернат стала восьмилетней, а через два года приобрела статус санаторно-лесной школы. В эту школу привозили детей ханты с ослабленным здоровьем. Ребята в этой школе учились и лечились.
В 1970-е годы ежегодно перед 1 сентября педагоги забирали детей школьного возраста со стойбищ рыбаков, охотников и оленеводов. Собрать детей на учебу удавалось только к началу октября, когда завершался процесс сбора и заготовки дикоросов, и ханты возвращались из тайги. Ребята начальных классов очень тяжело переживали разлуку с родителями. Вечерами они садились в кружок и пели песни на своем языке и плакали. Учителям было очень жалко детей, и они просили ребятишек рассказать им свои сказки. В один из таких вечеров мама услышала сказку «Как щука себе голову сделала».
Сказка меня очень захватила своим необычным описанием, и я решил провести исследование. Своей целью я поставил изучение неразрывной связи человека с природой в народных сказках и представить свое творческое видение образов этой сказки. Сначала я нашел сказку «Как щука себе голову сделала» среди других сказок народа ханты. Затем изучил щучью голову и определил, похожи кости из головы щуки на предметы, которые проглотила щука в сказке. Когда я читал первый раз сказку, то представлял образы, которые потом буду искать.
Вот краткое содержание сказки. «Раньше щука была безголовой. Уродливее не находилось в речках нашего края. Долго просила щука Водяного царя Ингк-хон подарить ей голову. Ингк-хон отказывал: «Ты злая. Много рыбы изведешь. Не дам тебе зубов, не дам головы». Вот однажды ушел Ингк-хон в гости к людям. Щука встала под мостками, с которых женщины воду черпали, караулит. Бежала по берегу девочка-сиротка Сотхотлопэ. За день она 100 домов обошла, устала, пить захотела. Легла девочка на мостик, напиться не может, пьет. А щука раздувалась-раздувалась, сделалась огромная и проглотила Сотхотлопэ.
Смастерила щука из девочки для своей головы хрящ – мягкую косточку, на крест похожую. Плыл рыбак в лодочке, греб согнувшись. И его проглотила ненасытная щука. Получились из лодочки крепкие челюсти. И рыбак в дело пошел. Под вечер переплывал реку лось. Отломила щука ударом хвоста лосиную ногу с копытом. И такая кость, похожая на лосиную ногу, щучьей голове пригодилась. Старушка горбатая шла с сыном вдоль берега, вязанку хвороста несла, забрела в реку, ноги сполоснуть. Утащила злая рыбина старую женщину вместе с хворостом. Плыла по реке деревянная лопата. Разинула щука рот пошире, проглотила лопату, лобовую часть себе из нее сделала. Много еще людей и добра заглотила эта хищная щука, соорудила себе громадную голову и острые зубы… Так до сих пор щуки хищные, зубастые и ходят, пальца им в рот не клади. Про эту рыбу ханты поговорку сложили: «И у мертвой щуки зубы живые».
Мы с моим руководителем Татьяной Викторовной Васильченко отварили голову щуки, которую выловил ее муж, – заядлый рыбак. Потом стали разбирать. Я включил воображение и стал делать книгу-сказку. Помогала мне иллюстрировать ее студентка третьего курса отделения «дизайн» нашего колледжа Юлия Васильченко.
По итогам своей работы я могу сказать, что художественный мир народов ханты богат и самобытен. Любой предмет у этого народа служит для воспитания и уважительного отношения к природе, к миру. Мир народов ханты тесно связан с их бытом и образом жизни. Я убедился, что кости из щучьей головы похожи на предметы, которые проглотила щука в сказке. Проработав сказку, у меня возникло желание найти и узнать, каких животных ханты и манси использовали для изготовления игрушек. Этим я и буду заниматься дальше.

Источник

Уроках в начальной школе

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

(хантыйская легенда)

Среди прочих созвездий на небе есть созвездия «Большая медведица» и «Малая медведица». Как в далекой древности, так и сегодня ханты называют их «Большой лось» и «Маленький лось». У нашего народа сохранилась легенда о тех туманных временах, когда оба этих созвездия появились на нашем северном небе.

Однажды Всевышний Верхний Бог отправил с неба на землю зверей, птиц, рыб, насекомых и разную другую живность. Он сказала им, чтобы все они жили на земле, размножались на ней и сами себе добывали пищу.

Как только животные и разные другие твари, отпущенные Богом, разошлись по земле, стали на ней жить и размножаться, Бог отправил на землю человека.

Бог сказал человеку, чтобы он ходил на двух ногах, чтобы он сам себе добывал пищу и сам для себя шил одежду.

Вместе с другими зверями Бог отпустил на землю и четвероногих оленей, но он не разрешил человеку ловить, резать этих животных и есть оленье мясо.

За всем, что происходило на земле, Бог наблюдал с неба. Оттуда, сверху, ему было очень хорошо видно, как живет человек, и как он относится к оленям.

Случалось, что человек не мог подстрелить в урмане зверя, а в реке или в озере поймать рыбу, тогда он резал оленей, варил в котле оленье мясо и ел его.

Бог увидел, как человек режет оленей и как он ест оленье мясо. Бог рассердился на человека зато, что тот не послушал его. Он решил наказать человека. Бог создал лося с шестью ногами и отпустил его на землю.

Шестиногий лось быстро спустился с неба на землю и стал на ней жить. Однажды земные люди увидели шестиногого лося и стали за ним охотиться. Но как ни старались люди догнать этого зверя, они так и не смогли приблизиться к нему.

Шестиногий лось так быстро бегал, что человек никогда не поспевал за ним. Он часто без добычи возвращался на стойбище и очень сильно голодал.

Читайте также:  Как сделать силиконовую форму для заливки гипса в домашних условиях

Бог смотрел, смотрел на то, как мучается человек, и сжалился над ним. Однажды он позвал своего младшего сына и сказал ему:

— Младший сын, спустись с неба на землю, поймай там шестиногого лося и укороти у него две ноги.

Младший сын Бога спустился с неба на землю и погнался за шестиногим лосем.

Семь дней и семь ночей младший сын Бога гонял шестиногого лося по урману, гонял он его по рекам и озерам северной земли. И только к концу седьмого дня младший сын Бога догнал лося и оторвал у него две ноги.

Четвероногий лось уже не мог бегать так же быстро, как бегал шестиногий лось, человек стал охотиться на него и перестал резать оленей..

И как только человек перестал резать оленей, стали расти стада этих животных. Когда оленей стало очень много, люди стали жить очень хорошо и забыли, что такое бедность. Они всегда ездили на оленях, всегда были сыты, и всегда носили теплую одежду, сшитую из лосинных шкур.

С тех давних времен, когда младший сын Бога спустился на землю, чтобы догнать шестиногого лося и укоротить у него две ноги, прошло много-много лет. Но до сих пор на небе видны следы подволок младшего сына Бога, которые люди называют теперь загадочным словом «Млечный путь».

Когда-то жили все птицы вместе и не улетали в теплые кpaя. Стало холодно, собрались все вместе и решили завтра лететь.

Глухарь ночевал отдельно. Утром прилетел он туда, откуда должны были улететь птицы, но место было пустое, птицы уже улетели. Глухарь так плакал, что глаза у него покраснели. Весной птицы прилетели. Он рассказал, как провел зиму. Боровая птица решила больше не улетать на юг. Водоплавающая не поняла глухаря и стала на зиму улетать.

Традиционно именно изображение фигурки глухаря ставили ханты на спинки детских колыбелей. По представлениям коренных народов Сибири это способствовало лучшему сну ребенка. Оказывается, одна из душ человека у хантов имеет вид птицы, чаще всего тетерки. «Эта душа может покидать тело во время сна и подвергаться опасностям. Человек тогда не спит. Для того чтобы не дать ей покинуть тело ребенка и чтобы он крепко спал, на колыбели и изображалась птица».

Эволюция избавила голову глухаря от лишнего веса: функции зубов перешли к желудку. Чтобы он работал исправно, глухари на отмели или на обочинах дорог глотают мелкие камешки. Орнитологи утверждают, будто на хороший галечник собираются птицы с округи почти в 50 км. В болотистых же топях Западной Сибири глухари набивают зоб косточками шиповника (до 2100 шт.), черемухи или даже костяники

Рябчик раньше был большой птицей. Однажды оп внезапно всnорхнул и напугал Торума (Бога). Торум рассердился и порвал его на семь частей, на семь частей света раскидал по кусочку. Из одного кусочка стал теперешнuй рябчик. И с тех пор белое рябчиковое мясо есть у всех зверей и птиц. У глухаря есть белое мясо, у лося вдоль хребта тоже идет белое мясо рябчика.

Вспоминает Е.Д.Айпин историю, как в старину одна старая хозяйка дома, приспособив к концу жердочки клюв гагары, подгоняла ленивых и стращала слишком озорных детей. Видно припомнив это, взрослые иногда говорят нерадивым детям: «Нет на тебя гагары клюва!»

На р. Вах было широко распространено представление о духе – главе всех пернатых, который ведает распределением птиц на земле, определяет время их перелетов.

Как окунь стал полосатым

Зайчонок очень хотел научить Выдренка бегать наперегонки. Побежал он к речке, где жил Выдренок, а тот лежит в воде у самого берега и медленно пошевеливает своим маленьким хвостиком. А потом как закричит:

— Ой-е! Кто-то меня за хвост поймал!

Тянут зверята Выдренка, вот уже и спина его показалась из воды, а за ним и голова Окуня. Утка и закричит: «Дети мои, утята, берите по хворостинке и бейте, хлещите его. А я буду клевать в голову».

С тех пор Окунь стал полосатым, с красными передними плавниками.

Хищность, прожорливость и проворство ее вошли в пословицу. У хантов же существовало представление о духе Сарт-лунг в виде огромной щуки, обитающей в глубоких омутах и озерах. В гневе он мог якобы перевернуть и даже перекусить лодку.

Как щука себе голову сделала

— Ты злая. Много рыбы изведешь. Не дам тебе зубов, не дам головы.

Вот однажды ушел Ингк-хон к людям в гости. Щука встала под

мостками, с которых женщины воду черпали, караулит.

Плыл рыбак в лодочке-обласке, греб согнувшись. И его проглотила ненасытная щука. Получились из лодочки крепкие челюсти. И рыбак в дело пошел.

Под вечер переплывал реку лось. Отломила щука ударом хвоста лосиную ногу с копытом. И такая кость, похожая на лосиную ногу, щучьей голове пригодилась.

Старушка горбатая шла с сыном вдоль берега, вязанку хвороста несла, забрела в реку ноги сполоснуть. Утащила злая рыбина старую женщину вместе с хворостом.

Плыла по реке деревянная лопата. Разинула щука рот пошире,

проглотила лопату, лобовую часть себе из нее сделала.

Черпала неподалеку девушка воду, упустила берестяной ковш.

Много еще людей и добра заглотила эта хищная рыба, соорудила

себе громадную голову и острые, как частокол зубы.

Так до сих пор щуки хищные, зубастые и ходят, пальца им в рот не клади. Про эту рыбу ханты поговорку сложили: «У щуки и мертвой зубы живые».

Растительный мир Тюменского Севера

Люди издревле поклонялись деревьям. Сто лет назад человек, срубивший кедр, чтобы обобрать шишки, становился объектом всеобщего презрения. Бывали случаи, когда виновных тут же вешали на первой попавшейся лесине, раздетыми донага привязывали к деревьям и оставляли в таком положении на съедение комарам и муравьям.

С почтением ханты относились к рощам (как правило, березовым). Такие рощи считались покровителями отдельных селений. Люди верили, что в них живут духи, способные отвести беду. Им приносились кровавые жертвы. Для этого забивалось священное животное, шкуру с головой и копытами относили в рощу.

Почти каждая хантыйская семья имела свою священную рощу, от деревьев которых откалывались щепки для изготовления домашних духов-охранителей. Такие изображения из дерева считались живыми.

Деревья, которые трещат в, казалось бы, безветренную погоду, выдают тем самым, что укрывают духа. Такие обжитые духами места называются у народов Севера «святое колдовское место». В таких святых местах, под страхом смотри нельзя ни сорвать травы, ни повалить дерево.

Читайте также:  Как сделать так чтобы на тебя подписались вконтакте

Наиболее почитаемым деревом у сибирских народов была береза. Она считалась священной у хантов, манси, селькупов и др. Видимо, столь распространенное почитание березы объясняется тем, что она была самым щедрым и полезным деревом: давала материал для покрытия летних чумов и изготовления разнообразной берестяной посуды, в бересту завертывали покойников, березовый сок считался вкусным и полезным напитком, березовый гриб (чага) являлся у сибирских аборигенов универсальным лечебным средством и т.д. Белый цвет березы связывался с чистым, светлым и добрым началами. Хантыйская легенда рассказывает:

.. Было время. Забыли люди о доброте. Завидуют друг другу. Обманывают друг друга. Черные мысли в их головах рождаются. Черные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой зависти, коркой лжи покрывается.

Великий стон до неба дошел. Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила ее сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось. Кусочки по земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так появились на нашей земле березы. Говорят, что это небесной жизни кусочек.

Хантыйская легенда о кедре

Лиственница. Стройное высокое дерево. Она имеет толстую кору и благодаря этому малочувствительна к огню. Это дерево почти не страдает от низовых пожаров, ожогов солнечных лучей, не повреждается заморозками.

Осенью, когда хвоинки тихим дождем осыпаются вниз, одевается

она в красную кору. Легенда рассказывает:

В давние времена это было. Человек на человека войной пошел. Кровь лилась. И взмолились женщины и дети:

Ханты верили, что все живое имеет душу. Прислушайтесь! Под кроной лесных деревьев чувствуется общение с каким-то, стоящим вне обычного течения жизни, миром. Лес может устоять против многих бед, но против человека он бессилен.

Среди всех видов деревьев у ханты особым уважением пользуется лиственница. Так в стихотворение А.С.Тарханова «Языческие лиственницы», мы читаем следующие строки :

Семь грозных лиственниц от Бога

Для послушания людей,

И для таинственной дороги, Бегущей в марево людей.

И я у лиственниц священных

Две веры для души обрел,

И получил благословенье

Оттуда, где парит орел.

Миф о сотворении Земли

Егор Степанович Прасин, 1926г.

Часть 4. ИЗО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД

О мансийских орнаментах

Как проведет крылом,

Так я и сумею изобразить ее.

Ходящий по земле зверь

Как протянет ногу свою,

Так я и сумею скопировать –

Такая я умелая мастерица…»

Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры манси. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, берёсты, бисера, ткани, дерева, кости, металла. Орнаментом и сегодня украшают манси свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта.

Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. В нем в яркой форме раскрываются художественные особенности народа, его эстетические вкусы, богатство и национальное своеобразие искусства, чувства ритма, понимание цвета и формы.

Исследователи орнамента угорских народов относят его происхождение к эпохе неолита и бронзы.

Орнаментальное искусство манси обычно рассматривается в комплексе с орнаментальным искусством хантов, так как в нем много сходного. Наличие общих черт явилось результатом их местных контактов и тесных экономических связей, существовавших между ними. Так, во время поездок с верховьев Сосьвы, Сыгвы на Обь манси меняли хантам свои орнаментированные шубы (сахи), кисы, сушеную рыбу. Рыбий жир транспортировался в берестяной посуде (кукыр), украшенной орнаментом, что приводило к обмену мотивами орнаментов, их осмыслению этими народами.

Издавна существовало разделение труда по производству и отделке одежды, обуви, утвари и других бытовых предметов. Мужчины обычно занимались изготовлением и отделкой изделий из кости, дерева и металла. Женщины обрабатывали шкуры и берёсту, шили вещи, красиво орнаментировали изделия.

Особенно велика и разнообразна роль женщины в области декоративного искусства. Используя тот или иной материал, мастерица применяла определенные приемы его обработки, переданные предыдущими поколениями. Вместе с тем она стремилась полнее использовать свойства мастерица, отобрать то, что ему соответствует, внося свои варианты оформления. Вот почему предметы, изготавливаемые мастерицами, глубоко индивидуальны, неповторимы.

Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая мансийская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. Чувство достоинства и поклонения мастерству предков звучат с особой силой тогда, когда демонстрируются вещи, изготовленные мамой, бабушкой или отцом.

В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представление об окружающей действительности. Это звери: «лапа лисы», «след белки», «заячьи ушки»; птицы: «выводок утят», «хвост тетерева», «гнездо птицы»; растения: «березовая ветка»; явления природы: «накаты волн», «рябь воды»; сам человек: «туловище человека». Орнаменты возникали в результате долгих наблюдений за окружающим миром. Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

Хорошие мастерицы широко известны в народе, к ним едут издалека, чтобы заказать ту или иную вещь. Мастерицы стараются всегда точно выполнить орнамент. Ведь существует примета: если ошибется мастерица, то случится несчастье в семье, с ней самой или с ее родственниками.

Существовал и своего рода запрет на изготовление орнаментов: во время траура, сколько бы времени он ни длился, вырезать орнамент не разрешалось.

Некоторые орнаменты выполнялись только в строго определенное время, по случаю какого-либо события, например, вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшему медведя. В другое время такого изображения не делали.

На изготовление вещи мастерица затрачивала много времени. Например, для того, чтобы вышить рубаху или платье, требовалось один или два года. На сахи орнамент выполнялся в течение пяти-шести лет. Работа обычно велась в зимнее время при скудном освещении.

«Цельная берёзовая ветка»

«Живущий в березе дух превратился в дерево во время доисторических сражений».

«Берёзовая ветка с ломаной лозой»

По легенде из п. Теги Березовского района, по Оби спускаютя «те, кто напускает болезнь». Богатырь Тэк ики побеждает их и превращает в березы. Далее хантыйский богатырь вырубает часть деревьев, при этом говорится «души ис хур срубил».

Ханты – «Березовый сук», «Большая березовая ветвь», «Малая березовая ветвь», «Ветви березы», «Березовая лишняя ветка», «Ветвистая березовая ветка».

Манси – «Ветка березы», «Обломанная ветка березы», «Длинная березовая ветвь», «Прямо стоящая березовая ветвь», «Маленькая березовая ветвь».

Источник

Adblock
detector