Меню

Херви клекли маска душевного здоровья

Маска здравомыслия

Маска здравомыслия

Психопатия, как и сама личность, впервые упоминается в причудливых, хотя и безошибочных описаниях еще в Древней Греции. Философ Теофраст (371–287 гг. до н. э.), сменивший Аристотеля на посту руководителя школы перипатетиков в Афинах, в своей книге «Характеры» дает блестящий список тридцати нравственных темпераментов. Один из них выбивается из общего ряда.

«Безнравственный человек, — горестно сокрушается Теофраст, — пойдет и возьмет в долг у кредитора деньги, которые никогда не вернет… Приобретая мясо на рынке, он напомнит мяснику о тех услугах, которые некогда оказал ему, а стоя около весов, стащит, если сумеет, кусок мяса и суповую кость. Если он преуспеет в этих начинаниях, то прекрасно; если же нет, он украдет кусок требухи и сбежит, смеясь».

И этот человек убежал, смеясь.

Но спустя пару тысячелетий, в начале XIX века, безнравственный человек вернулся — и на этот раз стал одним из ключевых метафизических игроков в спорах по поводу свободы воли. Может ли так быть, ломали голову философы и врачи, что некоторые нарушители моральных границ, бессовестные и никчемные люди, — не просто «плохие», но в отличие от остальных негодяев очень плохо осознают последствия своих поступков (если вообще осознают их)? Один из участников этих дебатов явно считал, что все обстоит именно так.

В 1801 году французский врач Филипп Пине ль написал в своем блокноте слова manie sans delire, после того как некий человек спокойно, хладнокровно и невозмутимо забил собаку до смерти прямо на его глазах. Позже, в том же году, Пинель составил педантичное, всестороннее и чрезвычайно точное описание этого синдрома. Если не считать того, что убийца собаки не продемонстрировал ни малейшего сожаления по поводу своих действий, во всех остальных отношениях он казался абсолютно здравомыслящим человеком. Пинель создал выражение, которое повторяли с тех пор все, кто контактировал с психопатами. Мания без бреда.

Как выяснилось, француз, убивший собаку, оказался не одинок в своих пристрастиях. Врач Бенджамин Раш, работавший в Америке в начале 1800-х, оставил записи, напоминавшие отчеты Пине ля: о таком же гнусном поведении — при сохранных мыслительных процессах. Тем, кто совершал подобные деяния, Раш приписывал «врожденную неестественную нравственную испорченность», при которой «возможна исходная дефектная структура тех частей организма, которые отвечают за моральные качества разума».

«Воля, — продолжает Раш, — может быть сломлена даже у людей, обладающих хорошим пониманием происходящего… воля становится инстинктивным инструментом порочных поступков из-за вмешательства страстей».

Раш предвидел рождение современной нейробиологии еще два столетия назад. Другими словами, цунами безумия вовсе не обязательно обрушиваются на хрустальные берега логики. Ваш ум может быть одновременно и здравым, и нездоровым.

А сейчас давайте перенесемся на полтора столетия вперед. В Медицинском колледже Джорджии американский врач Герви Чекли составил более подробный список la folie raisonnate. В своей книге «Маска здравомыслия» («The Mask of Sanity»), изданной в 1941 году, Чекли собрал приведенный ниже, в чем-то эклектичный, композиционный портрет психопата. Он отмечает, что психопат является умным человеком, характеризуемым бедностью эмоций, отсутствием чувства стыда, эгоцентризмом, поверхностным очарованием, отсутствием чувства вины, отсутствием тревоги, невосприимчивостью к наказанию, непредсказуемостью, безответственностью, манипулятивностью и неустойчивым жизненным укладом в том, что касается отношений с другими людьми. Примерно так же видят картину этого расстройства клиницисты XXI века (хотя с помощью программ лабораторных исследований и разработанных методов электроэнцефалографии и функциональной магнитно-резонансной томографии сейчас мы лучше понимаем, почему именно все это происходит).

Но в портрете Чекли видно то, что выглядит гениальностью. Психопата описывают как человека с «проницательным и живым умом, наделенного даром красноречия и обладающего “невероятным очарованием”».

Читайте также:  Рукодельница в контакте здоровье

В одном из ярких мест своей книги Чекли так описывает внутреннюю работу разума этих социальных хамелеонов, повседневную жизнь за завесой ледяной бесчувственности:

«Психопату неизвестны главные факты и данные о том, что можно было бы назвать персональными ценностями, и он вообще не способен понимать такие вещи. У него не может возникнуть ни малейшего интереса к трагедиям, радостям или стремлениям людей, изображенным в серьезной литературе или искусстве. Он безразлично относится к этим вещам и в жизни. Красота и уродство, за исключением самого поверхностного уровня, добро, зло, любовь, ужас и юмор не имеют для него никакого значения, они не в состоянии тронуть его.

Более того, он лишен способности видеть, что трогает окружающих. Как будто, несмотря на свой острый ум, в этой сфере человеческого существования он видит все в черно-белом цвете. Эти вещи невозможно объяснить ему, потому что в его сфере осознания нет ничего, что могло бы перебросить мост через эту пропасть с помощью сравнения. Он может повторять ваши слова и бойко говорить, что он все понимает, но у него нет никакой возможности осознать то, чего он не понимает».

Можно сказать, что психопат понимает слова, но не музыку эмоций. Я остро почувствовал то, что описывал Чекли, вовремя одной из своих первых встреч с психопатами. Джо было двадцать восемь лет, он выглядел лучше Брэда Питта, а его коэффициент интеллекта был равен 160. Почему он ощутил потребность без всякого смысла ударить девушку на парковке, отвезти ее в пригород, многократно изнасиловать под угрозой ножа, затем перерезать ей горло, а затем швырнуть лицом вниз в вагонетку на заброшенной строительной площадке, находится за пределами понимания. Некоторые части ее тела потом нашли в «бардачке» его машины.

Эту моральную головоломку впервые сформулировала Джудит Джарвис Томсон, автор эксперимента с толстяком и вагонеткой, окотором мы уже говорили в первой главе. Хотя эта дилемма является предметом обсуждения, большинство людей с ней достаточно легко справляются. Если бы врач лишил жизни молодого человека, это было бы достойно порицания. У него нет никакого права убивать пациента — независимо от того, какими соображениями гуманизма и сострадания он руководствовался. Он стал бы убийцей. Но как справится с этой дилеммой человек типа Джо?

«Я вижу, в чем тут коренится проблема, — Джо комментировал события по мере того, как я излагал их. — Если все, что вы делаете, сводится к игре с числами, то это чертовски глупо, правда? Вы убиваете одного парня и спасаете пятерых. Это утилитаризм. Весь фокус в том, чтобы не думать об этом слишком долго… если бы я был врачом, я бы все решил сразу и уже больше к этому не возвращался. Это пять по цене одного, так? Пять хороших новостей — я имею в виду семьи пациентов — и одна плохая новость. Это хорошая сделка. Разве не так?»

«Они выражают эмоции с помощью чисел», — сказал мне некий старший судебный психиатр, когда мы беседовали в его офисе о психопатах. В случае Джо это звучало буквально.

Читайте также

Отсутствие здравомыслия

Отсутствие здравомыслия Все мы обладаем способностью развивать свои умственные способности, позволяющие нам понимать явления и факты окружающего мира, прогнозировать исход событий и разрешать проблемы. Эта способность в значительной степени развивается у одних людей

5. Маска наивности

5. Маска наивности У Харитонова есть одно чрезвычайно любопытное произведение — Рассказ мальчика — «как я стал таким». Здесь явная перекличка с Уайтовским «Рассказом парня (или, как можно перевести слово boy — мальчика) о себе», хотя Уайт и Харитонов несомненно не слышали

Читайте также:  Как принимать масло хельбы для женского здоровья

МАСКА ИЗ ЯЙЦА

МАСКА ИЗ ЯЙЦА Мой безусловный фаворит на протяжении уже многих лет – это рецепт маски из яйца в различных вариантах. Можно смешать белок, взбитый в пену, с соком лимона или апельсина. Можно взять желток и добавить к нему мед и растительное масло. Можно использовать и белок

МАСКА ИЗ КАРТОФЕЛЬНОГО ПЮРЕ

МАСКА ИЗ КАРТОФЕЛЬНОГО ПЮРЕ Пусть вся семья ест себе пюре, а вы нанесите его на лицо. Если предварительно добавите туда немного растительного масла и молока, то только улучшите результат. Для пюре лучше всего использовать молодую

Маска за лицом

Маска за лицом Тот факт, что по крайней мере определенная доля психопатов, по всей видимости, испытывает эмпатию (и возможно, в большей степени, чем обычные люди), помогает до какой-то степени разгадать тайну, каким образом психопаты в исследовании уязвимости Анжелы Бук

НАВЫКИ ЗДРАВОМЫСЛИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

НАВЫКИ ЗДРАВОМЫСЛИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Подростки часто сами принимают решения — хорошие или не очень. Их чувство здравого смысла лишь начинает формироваться, и, по мнению некоторых родителей, это происходит слишком медленно.Родителей часто беспокоит стремление детей

Маска бескорыстия

Маска бескорыстия Неустанное подчеркивание своей незаинтересованности в том, что вам предлагают сделать, должно удивить вас. То же самое касается рекламирования своей честности и добропорядочности.Люди, действительно обладающие теми или иными качествами, обычно не

Маска, я вас знаю!

Маска, я вас знаю! Какое у тебя авто? «БМВ»? «Опель Омега»? «Тойота Королла»? А у нас — новейшая «Батман Тандю». Модификация «Плие» и «Антраше». Не слышал? Еще бы: супер-модерн! Легкость, грациозность, прыгучесть…Хочешь убедиться? Сели, поехали…Отличная дорога, зеленый

Успех как маска стыда

Успех как маска стыда Глупо утверждать, будто несчастье других вдохновляет. Поэтому переживший травму не контролирует реакцию окружения, которому он доверяется. Пожарные — настоящие герои, мы обожаем их за силу и мужество, они неуязвимы, они спасают нас. Ничто не

Глава 13. Эго – маска гордыни

Глава 13. Эго – маска гордыни Смирение паче гордости. Добротолюбие Склонность Эго к слиянию с низкими страстями и пороками легко объяснима. Еще Гермес Трисмегист учил: «Подобное притягивает подобное». Высокие идеи, тонкие чувства, экстатические переживания недоступны

Глава 14. Эго – маска агрессии

Глава 14. Эго – маска агрессии Как ни неприятен для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончается в стыде. Л. Толстой Агрессия изначально присуща человеку. Собственно, агрессия – это энергия преодоления. Сама по себе она безлична

Глава 16. Эго – маска жадности

Глава 16. Эго – маска жадности – Какой самый страшный зверь на свете? – Жаба – полмира задавила. Народная мудрость Так что такое жадность? Существует вот такое краткое определение жадности: жадность – это неумеренность в приобретении и потреблении, а также неумение

Глава 17. Эго – маска зависти

Глава 17. Эго – маска зависти Зависть – досада по чужом добре, или благе. Нежелание добра другому, а одному лишь себе. Завидовать – досадовать на чужую удачу, счастье; болеть чужим здоровьем; жалеть, что у самого нет того, что есть у другого. В. Даль. Толковый словарь живого

Глава 20. Маска недоверия

Глава 20. Маска недоверия Может ли мое Эго быть открытым и доверчивым? Нет, не может!Открытость и доверие – это красота маленького ребенка. Маленькие дети в совершенстве открыты и доверчивы, потому что они живут вневременно в вечном настоящем. Поэтому они связаны со своими

Читайте также:  Денежное дерево польза для здоровья

Глава 21. Маска духовности

Глава 21. Маска духовности Эго способно обратить в свою пользу все что угодно, даже духовность. Если, например, вы узнали о какой-то особо благотворной технике медитации и духовной практике, тогда отношение к ней Эго проявляется, во-первых, в том, что оно рассматривает ее

Источник

Часть 2: Маска здравомыслия психопатов

Ре зкая нестыковка между абсолютно нормальным (если не более чем нормальным) лицом, с которым психопаты встречают окружающий их мир, и абсолютно непостижимой иррациональностью и бесчеловечностью их поступков, привели к тому, что их стали называть «волками в овечьих шкурах» и «змеями в костюмах». Клекли ввёл в обращение фразу «маска здравомыслия» для иллюстрации несоответствия между образом нормальности и фундаментальной анормальности психопатов. Хотя это обозначение применялось в основном к серийным убийцам, насильникам и архизлодеям, Клекли не преминул отметить, что подавляющее большинство психопатов не совершают насильственных преступлений, и в «местах заключения находится лишь небольшая часть психопатов, так как типичный их представитель. вряд ли станет совершать серьёзные [насильственные] преступления, которые могли бы повлечь за собой длительный срок тюремного заключения.» 10 Антисоциальность их поступков заключается в том, что они нарушают общепринятые «правила» социального поведения. Разумеется, что это часто принимает форму преступления, однако многие психопаты с успехом действуют в рамках закона, нанося лишь межличностный или денежный ущерб.

Даже их приступы сильного «гнева» являются тщательно продуманной показухой. Один относительно самосознательный психопат поведал следующее: «Существует целый спектр эмоций, которые я понимаю лишь посредством слов, чтения и моего незрелого воображения. Я могу представить себе, что я чувствую эти эмоции (т.е. знать, что они собой представляют), но в реальности я не способен их переживать.» 22 У другого психопата, смущённого после вопроса о том, как он чувствовал, спросили о физических ощущениях эмоций, на что он ответил: «Конечно! Я же не робот. Во время секса или драки у меня реально поднимается настроение.» 23 Способные лишь на самые примитивные телесные ощущения, психопаты не способны переживать интенсивные эмоции, не говоря уже о том, чтобы держать их под контролем; любое проявление психопатом эмоций является лишь показухой с целью манипуляции.

Что касается причин этого будоражащего психического нарушения, исследователи теперь уверены в том, что, вопреки некогда бытовавшему представлению о том, что психопатия является следствием детской травмы, в основе этого расстройства лежат существенные генетические и биологические факторы. В опубликованном в 2007 году дополнении к проводимому на протяжении уже 20 лет исследованию психопатии Роберт Хаэр комментирует: «Я должен отметить, что первые результаты исследования генетики поведения согласуются с точкой зрения эволюционной психологии о том, что психопатия является в меньшей мере результатом нейробиологического дефекта, а скорее передающейся по наследству адаптивной жизненной стратегией.» 24 Или, как он выразился в своей книге « Лишённые совести» :

Блэр обладает редким очарованием, которое так часто отмечается психологами, изучающими психопатию.

Известное замечание, сделанное Мадлен Олбрайт в 1996, когда ее спрашивали об 500 000 смертельных случаев в Ираке, по большей части детей, из-за эмбарго. Она ответила, что она считала, что ‘ Это того стоило’, то есть, пол миллиона смертей были необходимой ценой, которую надо было заплатить, чтобы расправиться с Саддамом.

Психопаты способны к холодному планированию геноцида людей, например, палестинцев; к чему люди, обладающие совестью не способны. Один человек может быть убит в момент ссоры. Много тысяч могут умереть лишь при холодном заранее спланированном расчете.

Источник

Adblock
detector