Меню

Как сделать упражнение по русскому языку 2 класс чуракова

ГДЗ Русский язык учебник 2 класс 3 часть Чуракова. Ответы на задания

Особенностью третьей части учебника русского языка за второй класс (автор Чуракова, программа «Перспективная начальная школа») является то, что учитель с ее помощью знакомит школьников с простейшими способами образования слов. Эта процедура словообразования позволит школьнику представить состав, структуру слова, а понимание состава слова является важнейшим условием грамотного письма. Идея авторов хороша, но способы «знакомства» вторклашек с составом слова уж очень мудреные.

Все упражнения проверены учителем начальных классов. Листайте вкладки, чтобы найти нужное упражнение.

Ответы к 3 части учебника русский язык 2 класс Чуракова:

ГДЗ в процессе разработки. Будем добавлять упражнения ежедневно, не теряйтесь!

Особенностью третьей части учебника русского языка за второй класс (автор Чуракова, программа «Перспективная начальная школа») является то, что учитель с ее помощью знакомит школьников с простейшими способами образования слов. Эта процедура словообразования позволит школьнику представить состав, структуру слова, а понимание состава слова является важнейшим условием грамотного письма. Идея авторов хороша, но способы «знакомства» вторклашек с составом слова уж очень мудреные.

Все упражнения проверены учителем начальных классов. Листайте вкладки, чтобы найти нужное упражнение.

Ответы к 3 части учебника русский язык 2 класс Чуракова:

ГДЗ в процессе разработки. Будем добавлять упражнения ежедневно, не теряйтесь!

Если буква заблудилась (стр. 5)

Если буква заблудилась (стр. 5)

Учитель/родитель не только должен побудить детей произносить вполголоса вслух нужные слова и слоги, но и сам(а) неоднократно очень внятно произносит оба сравниваемых слова, форсируя произношение первого слога.

Поскольку многие дети продолжают путать буквы и звуки, необходимо обратить их внимание на изображение звуков в квадратных скобочках: здесь наглядно видно, что изменились два звука — был твердый звук [в], стал мягкий звук [в’]; был гласный звук [ы], стал гласный звук [о].

Упражнение 1

Ответы к упражнению 1, страница 7

1. Читай дальше и помогай Мише правильно ставить вопросы к подчёркнутым словам.

(Кто?) Полоскун (что делает?) живёт у речки.

Сначала найди ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО в каждом предложении.
Определи: КТО это? или ЧТО это?
Потом ищи, ЧТО ДЕЛАЕТ этот КТО-ЧТО.
Спиши эти три предложения. Подчеркни ОСНОВУ (главные члены).

Ответы к упражнению 2, страница 7

2. Открой вторую часть учебника на странице 56. Найди упражнение 36.
Маша из первых двух предложений выписала главные члены. Проверь, правильно ли она это сделала. И помоги задать вопросы.

Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-серёжку. Они долго висят, украшая сосны.

Ответы к упражнению 3, страницы 7-9

3. Прочитай отрывок из сказки.

Устно по цепочке проверьте все сомнительные написания.

В этом упражнении проверяется знание нескольких правил.
Здесь, по Машиным подсчётам, девять слов — на одно правило, три слова — на другое и два слова — на третье.
Ты сможешь расшифровать Машины подсчёты?
Постарайся записать текст без ошибок.

9 слов — на безударный гласный звук в корне слова: снежинки, в лесу, весной, сидел, на верхушке, сосны, сидел, сосновая, кора.

3 слова — на парный звонкий-глухой согласный в корне: мягкая, мягко, в снег.

2 слова — на написание ЖИ под ударением: кружились, снежинки.

Открой вторую часть учебника на странице 9. Найди текст под цифрой 2: запись 2.
О чём говорится в первом предложении? Какой вопрос ты задашь к действующему лицу: кто? или что? А что о нём говорится?

Красный, жёлтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. Укрывает её тёплым лоскутным одеялом. Редеет сумрачный лес. Улетают на юг пернатые певцы. Солнышко светит ярко, но греет уже не так, как летом. Пришла осень. (По В. Бианки)

Кто «укрывает» землю лоскутным одеялом? Это должно быть тебе понятно из первого предложения.

Задай вопросы к главным членам в остальных предложениях.
Спиши третье и четвёртое предложения.
Подчеркни в каждом из них основу.

(Что?) Лес (что делает?) редеет. (Кто?) Певцы (что делают?) улетают.

Из пятого и шестого предложений выпиши только главные члены. Подчеркни их как положено.

Важно, чтобы школьники задавали вопросы к главным членам и четко проговаривали окончания глаголов, являющихся сказуемыми. Сложность выделения главных членов в 3-м и 4-м предложениях состоит в том, что в них непривычный для школьников порядок слов: сначала идет сказуемое. Но учитывая, что в первом предложении точно такой же порядок слов, как в 3-м и 4-м, учитывая, что устно школьники эту работу уже выполнили до конца, мы рассчитываем, что они справятся с этим заданием. В 5-м и 6-м предложениях порядок расположения главных членов разный. В 5-м предложении есть небольшая сложность (сказуемое выражено двумя глаголами), но есть подсказка Летучей Мыши.

Ответы к упражнению 4

Необходимо, чтобы школьники по цепочке читали каждое слово и определяли, что оно стоит в форме множественного числа: «они — что? сапоги, сапоги — они, это форма множественного числа »; «они — что? деньги, деньги — они, это форма множественного числа ».

Можно ли поставить 1-е, 3-е и 4-е слова в форму единственного числа? Это будет их начальной формой?

Слова сапоги, лыжи и варежки можно поставить в форму единственного числа, что школьники и должны сделать: он — что? сапог (он, один), она — что? лыжа (она, одна), она — что? варежка (она, одна). Форма единственного числа и будет начальной формой этих слов.

А 2-е слово можно поставить в форму единственного числа? А 10-е слово? 12-е?

Слова: деньги, ясли и сени нельзя поставить в форму единственного числа. Но прежде чем рассуждать об этом, необходимо выяснить, понимают ли школьники значения этих слов. Сени — помещение между жилой частью дома и крыльцом. Ясли: 1) кормушка для скота, прикрепленная наклонно к стене; 2) то же, что детские ясли: воспитательное учреждение для детей до трех лет.

Итак, таких слов, как ясля, сеня не существует, то есть данные слова нельзя поставить в форму единственного числа. Слово деньга′ с ударением на последнем слоге есть — так в старину называли мелкую монету и так в просторечии называют деньги. Но это слово не является формой единственного числа от слова деньги.

Неужели у этих слов нет начальной формы? На этот вопрос отвечает Летучая Мышь: Если у слова, называющего предмет, есть только форма множественного числа, то эта форма и будет начальной формой этого слова. Все ли слова из списка имеют форму единственного числа?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо опять вернуться ко всему списку слов и проверять каждое из них, пытаясь поставить в форму единственного числа: они — что? сапоги; он — что? сапог (один) и т. д. Формы единственного числа не будет у слов очки (если, конечно, это не множественное число слова очко), брюки, грабли, ясли, сени. Слово пони — неизменяемое, поэтому у него одинаковые формы единственного и множественного числа. Слово ладоши в единственном числе имеет форму ладоша.

Выпиши столбиком пять слов, у которых есть форма единственного числа. Покажи это так: сапоги — сапог. Затем выпиши пять слов, у которых нет формы единственного числа. Покажи это так: деньги — нет ед. ч.

В последнем образце, данном школьникам, имеется в виду, что у слова есть только форма множественного числа (деньги), а формы единственного числа нет: деньги — нет ед. ч.

Последнее задание, предполагающее сначала назвать, а потом обвести слова в начальной форме, нацелено на то, чтобы школьник в первом столбике назвал и обвел все формы единственного числа, а во втором столбике (где есть только формы множественного числа) назвал все формы множественного числа, так как именно они являются начальными формами выписанных слов.

Ответы к упражнению 5

Поставь слова, выделенные цветом, в начальную форму.

Необходимо выписывать слова так: иголки — иголка; от ёлки — ёлка (ВМЕСТЕ с предлогом!), шелестят — шелестеть, блестят — блестеть. Эту работу необходимо сначала выполнить устно, задавая вопросы к каждому слову в паре: кто? что? — иголки; что? — иголки (они), что? — иголка (она, одна); от чего? — от ёлки, кто? что? — ёлка, что? — ёлка (она, одна); ветви что делают? — шелестят, что делать? — шелестеть; бусы что делают? — блестят; что делать? — блестеть.

иголки — иголка
от ёлки — ёлка
шелестят — шелестеть
блестят — блестеть

Найди в третьем двустишии слова, называющие предметы. Поставь их также в начальную форму.

Поставить слова, называющие предметы, в начальную форму значит поставить их в форму единственного числа именительного падежа. Поскольку падежей дети пока не знают, они заменяют это на вопросы «кто? что?», адресованные слову. Слова из 3-го двустишия лучше всего поставить в начальную форму сначала устно, задавая к каждому слову из пары вопросы, а затем — письменно.

игрушки — игрушка
флаги — флаг
звездочки — звездочка
хлопушки — хлопушка

Ответы к упражнению 6

Упражнение выполняется сначала устно, а затем — письменно. Важно, чтобы вопросы к сказуемым школьники задавали от подлежащих, а не просто абстрактно: он что делает? — украшает; что делать? — украшать; плоды что делают? — созревают; что делать? — созревать; птицы что делают? — поедают; что делать? — поедать.

Он (что делает?) украшает — (что делать?) украшать
плоды (что делают?) созревают — (что делать?) созревать
птицы (что делают?) поедают — (что делать?) поедать.

Ответ к упражнению 7

Все выделенные слова называют действия. Вопрос задается от подлежащего.

пингвин (что делает?) живет — (что делать?) жить
кит (что делает?) бороздит — (что делать?) бороздить
носорог (что делает?) носит — (что делать?) носить
бегемот (что делает?) живет — (что делать?) жить
осьминог (что делает?) имеет — (что делать?) иметь

Ответ к упражнению 8

Я коня водой пою,
Песню солнышку пою.

Слова пою нужно поставить в начальную форму. Цель упражнения — продемонстрировать второклассникам, насколько важна для слова начальная форма — именно она в некоторых случаях является способом различить смысл слов. В стихотворении наглядно видно, как совпадают по звучанию и написанию две формы разных слов: пою (форма слова поить) и пою (форма слова петь).

Я (что делаю?) пою (коня) — (что делать?) поить.
Я (что делаю?) пою (песню) — (что делать?) петь.

Ответ к упражнению 9

. Текст состоит из двух маленьких частей. Выпиши из первой части слова-названия действий столбиком. Напиши рядом начальные формы этих слов вместе с вопросом.

При выполнении этого упражнения важно, чтобы школьники сначала устно задавали вопросы к сказуемым от подлежащих, а потом записывали нужные глаголы по образцу.

(что делал?) падал — (что делать?) падать
(что делал?) сидел — (что делать?) сидеть
(что делал?) считал — (что делать?) считать
(что делал?) слизывал — (что делать?) слизывать

Если буква заблудилась (с. 14)

Если буква заблудилась (с. 14).

При сравнении звуков важно, чтобы дети обязательно вслед за учителем произносили нужные звуки и прислушивались к себе, а затем обратили внимание на транскрипцию, записанную в квадратных скобках. Школьники должны прийти к выводу, что оба сравниваемых звука глухие, но один из них мягкий, а другой — твердый. Общим является то, что оба звука — согласные, оба — глухие.

Ответ к упражнению 10

Прочитай слова:
беспечный, болотная, ветхое, дерзкие.
Что называют эти слова: предметы? действия? признаки?
Охарактеризуй, в какой форме стоит каждое слово: назови число и род.

Беспечный (ед.ч., м.р), болотная (ед.ч., ж.р), ветхое (ед.ч., ср.р), дерзкие (мн.ч.).

Можно ли определить род у последнего слова? (Нельзя) Почему нельзя? (Оно во мн.ч.)
Открой Толковый словарь. Найди в нем все эти слова.
Все ли слова удалось найти именно в такой форме?
В какой форме стоят в словаре ВСЕ слова, называющие признаки: в каком числе и в каком роде?

Цель упражнения — добиться того, чтобы школьники практически удостоверились в том, что в Толковом словаре (а значит, и в других словарях!) слова, называющие признаки, всегда стоят в форме единственного числа мужского рода, то есть в начальной форме. Чтобы это закрепить, можно предложить школьникам открыть словарь «Пиши правильно » на букву Р (там будет слово русский) и на букву Ф (слово фиолетовый). Или попросить открыть словарь «Произноси правильно » и найти там слова-признаки. Они отыщут слова: августовский, быстрый, мощный, мягкий, скучный и хищный. Это было бы полезно, так как дети лишний раз потренировались бы в правильном произношении некоторых из этих слов.

Ответ к упражнению 11

Ответ к упражнению 12

Это упражнение объединяет две взаимосвязанные задачи, которые мы решаем на протяжении целого ряда уроков: мы учим задавать к словам в предложении вопросы и учим ставить слова в начальную форму. Чтобы выполнить первое задание, необходимо оценить ту форму, в которой реально стоит каждое слово, и только потом поставить его в начальную форму. Устно это должно выглядеть таким образом:

они кто? что? — почки, почки — они, мн. ч.; она что? — почка (она одна) — ед. ч., то есть начальная форма. Почки что делают? — зеленеют; что делать? — зеленеть — начальная форма. Зеленеют на чем? — на тополях. Он кто? что? — тополь (он один) — ед. ч., отвечает на вопрос: что?, значит, это начальная форма и т. д.

Ответ к упражнению 13

Ответ к упражнению 14

Упражнение 14 закрепляет все уже прежде полученные знания о написании И и Ы после Ц в корнях слов.

Ответ к упражнению 15

Голубц[ы], ножниц[ы], ресниц[ы], шлёпанц[ы], щипц[ы], пяльц[ы].

Вкусные голубцы, большие ножницы, густые ресницы; домашние шлепанцы, сахарные щипцы (для раскалывания сахара) или горячие щипцы (для завивки волос), круглые пяльцы.

Ответ к упражнению 16

Цель устной работы в этом упражнении — еще раз повторить правило, которое касаетсясуществительных с основой на Ц, стоящих именно во множественном числе, на конце которых слышится и произносится звук [ы].

Весёлые жильц[ы], хорошие певц[ы], голодные птенц[ы], солёные огурц[ы].

Ответ к упражнению 17

Это упражнение нужно сначала выполнить устно, добившись того, чтобы школьники очень четко произносили нужные слова в форме множественного числа. Было бы неплохо, если бы дети по цепочке записывали на доске слова в форме множественного числа — это позволит контролировать правильность написания некоторых слов: молоДцы, стрелЬцы, кузнЕцы … храбрЕцы, на это нужно обратить особое внимание.

Ответ к упражнению 18

Упражнение предполагает, что дети сначала по цепочке устно проверят или обоснуют написание каждой орфограммы.

Густые ресниц[ы], арабские ц и фры, новый ц и ркуль, ц ы плячий пух, сладкие леденц[ы], сердито ц ы кать, вкусные голубц[ы], китайц[ы] и немц[ы], ал жи рские ц и трусы, ц и трусовые пл о ды, х о дить на ц ы почках, ц ы пки на руках, звонкие бубенц[ы], красные перц[ы], пл я сать ц ы гано чк у, острые ножниц[ы].

И только после этого они смогут ответить на вопрос: «Сколько разных правил надо знать, чтобы после Ц написать нужную букву? » Самый лучший вариант — говорить правило и тут же иллюстрировать его примерами из упражнения. Например, один ученик начинает:

1. «После Ц пишется Ы в окончаниях слов-названий предметов, стоящих во множественном числе: ресницЫ, голубцЫ, китайцЫ и немцЫ… ».

Читайте также:  Как сделать узел подмеса для теплого пола своими руками

Учитель просит другого продолжить выбирать примеры на это правило из упражнения. Или:

2. «После Ц пишется И в корнях слов-названий предметов, если звук после Ц находится под ударением, например: цИфры, цИнковый, цИтрусы, цИркуль, цИкл».

3. «После Ц пишется Ы в корнях слов-названий предметов, если это слова-исключения или родственные им слова, например: цЫплячий, цЫкать, на Цыпочках, цЫганочка, цЫпки ».

Ответ к упражнению 19

Ценность этого упражнения в том, что школьники опять (как и в упражнении 17) сами должны поставить слова в форму множественного числа и только потом записать их с нужной буквой. Если навык сформирован, они не ошибутся в написании окончания.

Девиц[ы], певиц[ы], львиц[ы], медведиц[ы], верблюдиц[ы], таблиц[ы], улиц[ы].

Ответ к упражнению 20

Лобик ← лоб, зубик ← зуб, кубик ← куб, клювик ← клюв.

Ответ к упражнению 21

Ответ к упражнению 22

Если буква заблудилась (с. 24)

Если буква заблудилась (с.24)

В этой зарядке важно (как всегда!), чтобы учитель форсированно произносил нужные звуки и побуждал детей произносить их и прислушиваться к себе. После этого дети должны прийти к выводу, что начальные звуки в словах имеют сходные характеристики: они глухие и мягкие.

Кит пустил большой фонтан,
Погрузился в океан.

Ответ к упражнению 23

Ответ к упражнению 24

На первом этапе освоения процедуры словообразования важно зачеркивать окончание того слова, от основы которого образуется новое слово: в этом случае детям лучше запоминается то, что слово должно сначала лишиться своего окончания, если от него образуется новое слово. Вполне логично вернуться к словам с нулевыми окончаниями: дети должны уяснить, что эти слова тоже отбрасывают свои окончания — нулевые окончания, — прежде чем дать жизнь другим словам. Именно прояснению этого посвящен спор Миши и Анишит Йокоповны. Школьники должны выслушать аргументы обеих сторон и выбрать правильную точку зрения.

труб [а] → труб/;
труб/ + к + [а] = труб к [а].

слив [а] → слив /;
слив/ + к + [а] = слив к [а].

Проверке того, насколько дети поняли логику словообразования, посвящено следующее упражнение.

Ответ к упражнению 25

столик ← стол
стол [] → стол /
стол/ + ик + [] = стол ик []

гномик ← гном
гном [] → гном /
гном/ + ик + [] = гном ик []

арбузик ← арбуз
арбуз [] → арбуз /
арбуз/ + ик + [] = арбу з ик []

домик ← дом
дом [] → дом /
дом/ + ик + [] = дом ик []

Ответ к упражнению 26

Это упражнение аналогично упражнению 21, которое дети уже выполняли. Они уже работали именно с этой группой слов. Но если в упражнении 1 дети ставили стрелку от нового слова к слову-производителю, то в упражнении 26 школьники приучаются ставить стрелку в другую сторону: от того слова, которое дает жизнь новому; они выделяют уже не только корень, но и нулевые окончания, а также суффикс. Все эти новые действия лучше всего тренировать на тех словах, которые уже знакомы детям.

уголь [] → угол ёк []
пень [] → пен ёк []
огонь [] → огон ёк []
конь [] → кон ёк []
окунь [] → окун ёк []
зверь [] → звер ёк []
якорь [] → якор ёк []

Ответ к упражнению 27

Угол ок [], угол ёк []; сын ок [], пен ёк []; сыр ок [], якор ёк [].

Ответ к упражнению 28

угол + ок + [. ] = уголок []
сын + ок + [. ] = сынок []
пень + ёк + [. ] = пенёк []
сыр + ок + [. ] = сырок []
якорь + ёк + [. ] = якорёк []

Ответ к упражнению 29

Это упражнение — одно из многих, где авторы учебника рассчитывают на то, что учитель проведет устную работу по цепочке, во время которой каждый школьник даст объяснение или проверку нужной орфограммы.

Х о л о док (холод, холодный) нас осв е жит (свежий),
Ч а й из мяты подб о дрит (бодрый).
Хор о шо (хороший), что каждый го д (года)
На лугах она цв е тёт (цвет)!

Ответ к упражнению 30

Дочитав текст до конца, дети должны обнаружить, что данный текст представляет собой считалку.

Какие правила нужно знать, чтобы записать текст правильно? Написание парных согласных на конце слова (стриЖ — стрижи; камыШ — камыши; обеД — обеды; пеС — псы) и в середине слова (слиВки — сливочки). Написание существительных мужского рода с основой на шипящий звук (стриЖ — без Ь; камыШ — без Ь) и женского рода (мыШЬ — с Ь ). Написание безударных гласных в корне (лЕтишь — летный, лЕчу — полет, хвОстом — хвост, сбИвала — бить, выхОди — выходит). Написание ЧА под ударением с буквой А (чАс).

!Ответ к упражнению 31

Смысл еще и в том, чтобы показать чередование согласных в корнях слов: дети впервые увидят, что чередование согласных вызвано именно процессом образования одного слова от основы другого слова. До демонстрации пар слов, участвующих в словообразовании, было совершенно непонятно, откуда в корнях появляются чередующиеся согласные звуки. Главное, чтобы в результате урока школьники поняли механизм образования нового слова: слово, ОТ КОТОРОГО образуется новое слово, обязательно лишается своего окончания. Новое слово всегда образуется НЕ от другого слова, а от ОСНОВЫ другого слова!

Пусть на первом этапе школьники обязательно зачеркивают окончания тех слов, ОТ основ КОТОРЫХ образуются новые слова. Приучайте детей ставить наклонную вертикальную палочку после основы слова, чтобы показать, что это слово потеряло свое окончание. После того как школьник с помощью знака «плюс» прикрепил к основе суффикс, важно, чтобы он поставил еще один значок «плюс» и многоточие (или пустой квадратик), чтобы показать, что слово завершается окончанием. (Мы в настоящее время работаем с существительными и прилагательными, поэтому нам важно, чтобы школьник не забывал выделять окончания.)

черда ч н [ый] ← черда к []
удач н [ый ]← удач [а]
обла ч н [ый] ← обла к [о]
кула ч н [ый] ← кула к []
мра ч н [ый] ← мра к []

!Ответ к упражнению 32

Если в упражнении 31 мы учились лишать слово нулевого окончания, то в этом упражнении мы работаем и с нулевыми окончаниями, и с окончаниями слов женского рода. Было бы хорошо, если бы, показывая путь образования слов, дети подчеркивали чередующиеся согласные в корнях: кула к — кула ч ный, мра к — мра ч ный.

облак [о] → облак/
обла к / + н + [ый] = обла ч н [ый]

мрак [] → мрак/
мра к / + н + [ый] = мра ч н [ый]

кулак [] → кулак/
кула к / + н + [ый] = кула ч н [ый]

Если буква заблудилась (с. 34)

Если буква заблудилась (с.34)

После того как дети произнесли нужные звуки и послушали их, они должны дать им характеристику. Звук [щ’] — глухой мягкий; звук [л] — звонкий твердый. Было бы хорошо, если бы они еще и записали это коротко: [щ’] — глух., мяг.; [л] — звон., тв. После этой записи дети легко поймут, что имела в виду Маша, которая сказала, что «в этих звуках нет ничего общего »: у них действительно совершенно разные характеристики.

Когда дети отвечают на последний вопрос («Сравни конечные звуки в словах друг и щук»), очень важно, чтобы они смотрели не на буквенную запись, а на звуковую — в квадратных скобках: [друк] [щ’ук]. Тогда дети увидят, что конечные звуки в этих словах одинаковые, хотя и обозначены разными буквами.

В огород пришёл мой друг,
посадил на грядке щук лук.

Ответ к упражнению 33

Дети должны показать в самом общем виде, как образовались пять слов.

пустя ч н [ый] ← пустя к []
успе ш н [ый] ← успе х []
гре ш н [ый] ← гре х []
поте ш н [ый] ← поте х [а]
возду ш н [ый] ← возду х []

Задание, нацеленное на то, что школьники просмотрят три последних упражнения и выяснят, в корнях каких слов есть чередование звуков, предполагает, что они назовут пары слов.

Таба к — таба ч ный, кула к — кула ч ный, мра к — мра ч ный, пустя к — пустя ч ный (чередование [к] и [ч’]).

Успе ш ный — успе х ; гре ш ный — гре х ; поте ш ный — поте х а; возду ш ный — возду х (чередование [ш] и [х]).

Дети должны отметить, что буквосочетания КЧ, ЧН пишутся без Ь.

Ответ к упражнению 34

Дети записывают столбиками пары слов, после чего выделяют корни и окончания.

соба ч к [а] ← соба к [а]
задач к [а] ← задач [а]
ре ч к [а] ← ре к [а]
апте ч к [а] ← апте к [а]

Ответ к упражнению 35

собак а → собак /
собак/ + к + [а] = соба ч к [а]

рек а → рек /
рек/ + к + [а] = ре ч к [а]

задач а → задач /
задач/ + к + [а] = задач к [а]

аптек а → аптек /
аптек/ + к + [а] = апте ч к [а]

Ответ к упражнению 36

Сначала дети должны поработать устно. Объяснить, кого называют белоручкой (бездельников, тех, кто не хочет запачкать руки, хочет оставить их «белыми », то есть чистыми). Объяснить, что такое мясорубка (машинка, с помощью которой рубят мясо на фарш). Это пропедевтика знакомства со сложными словами. Учебник спрашивает: «Ты заметил( а), что в образовании каждого из этих слов участвовали основы разных слов?» Можно дополнить этот вопрос и уточнить: «А это ОСНОВЫ каких именно слов?» Школьник в первом случае должен назвать слова: белый и ручка; а во втором — слова мясо и рубит.

Вся остальная работа — стандартная: устная проверка слов с обозначенными звуками и пропущенными буквами с последующим записыванием текста. В этом упражнении мы впервые еще очень робко обращаем внимание детей на букву соединительного гласного звука — букву О. Не нужно ничего отрабатывать: учебник вернется к этому еще несколько раз, и тогда будет проводиться специальная работа.

Ответ к упражнению 37

Коф е варка, птиц е лов, овц е вод, знам е носец.
Это сложные слова, у них по два корня.

Ответ к упражнению 38

мам [а] → мам онт []
пап [а] → пап онт []
баб [а] → баб онт []
дед [] → дед онт []
внук [] → внуч онт []

Ответ к упражнению 39

Задание «дать проверку 4-м словам» не предполагает, что дети возьмут те слова, которые уже есть на плакате у Мыши: они должны взять другие слова, о чем их предупреждает учитель.

Задание «придумать 5 словосочетаний с этими словами» не имеет в виду те четыре слова, которым дети уже дали проверку: лучше взять другие слова.

Гладкий мех, близкий друг, низкий домик, узкий проход, липкий мёд.

Ответ к упражнению 40

Во время проверки слов по цепочке школьник читает вслух доставшееся ему слово и дает проверочное слово или объясняет, согласно какому правилу пишется именно эта буква. Если в слове две трудности написания, школьник объясняет обе.

Ответ к упражнению 41

репка, скрепка, щепка, липка, тропка, скорлупка, крупка, ступка, шляпка. Вместе со словом лапка — 10 слов.

Чтобы облегчить задание («Покажи, как образовались еще три слова »), можно ввести лишний шаг. Пусть дети сначала письменно покажут, какое слово дало жизнь другому: репа > репка; скрепа > скрепка; щепа > щепка. И только потом пусть показывают эту процедуру более подробно по образцу, данному в учебнике.

лапка ← лапа
репка ← репа
скрепка ← скрепа
щепка ← щепа
липка ← липа
тропка ← тропа
скорлупка ← скорлупа
крупка ← крупа
ступка ← ступа
шляпка ← шляпа

реп [а] → реп/
реп/ + к + [а] = реп к [а]

троп [а] → троп/
троп/ + к + [а] = троп к [а]

щеп [а] → щеп/
щеп/ + к + [а] = щеп к [а]

Ответ к упражнению 42

Знание каких правил написания проверяется в этом тексте?
Сумеешь записать его правильно? Сделай это по законам стиха.

В стихотворении проверяются следующие правила написания слов: написание буквосочетания ЧК, написание парных звонких- глухих согласных в середине и на конце слова; написание безударных гласных в корне и написание ЖИ-ШИ под ударением. Хотелось бы заметить, что в словах лягуШКи и для просуШКи проверяется не написание буквосочетания ШК, как думают многие школьники, но написание парного согласного в середине слова (проверочные слова: лягуШечка, просуШить). Само по себе написание ШК не является проблемой: проблемой является только то, что букву Ш можно спутать с буквой Ж, которая в середине слова может обозначать этот же глухой звук [ш] (бума[ ш]ка — бумажка — бумажечка; кни[ш]ка — книжка — книжечка).

Вскочили на бо чк у лягу ш ки.
Зачем? Для чего?
Для просу ш ки!

И снова попрыгали с бо чк и.
Зачем? Для чего?
Для промо чк и!

Не могут лягу ш ки ре ши ть:
В в о де или в сухости жи ть?

Если буква заблудилась (с.42)

Если буква заблудилась (с.42)

Дав характеристики звуков [л] и [р], дети должны прийти к выводу, что у этих звуков сходные характеристики: оба — звонкие твердые. Звуки, которые обозначены подчеркнутыми буквами, одинаковые: это звук [ш]. Важно, чтобы дети не путали: в тексте подчеркнуты БУКВЫ, и буквы — разные. А внутри квадратных скобочек эти слова записаны звуками, и сравниваемые звуки — одинаковые.

Ответ к упражнению 43

Первое задание к этому упражнению предполагает, чтобы школьники просто показали, какое из двух слов дало жизнь другому. Учебник это уже делает на примере слов лампа — лампочка. Теперь то же самое надо сделать на примере слов лиса — лисичка: лиса > лисичка или лисичка ламп [а] → ламп/
лапм/ + очк + [а] = ламп очк [а].

Устная проверка всех сомнительных написаний заключается в том, что дети по цепочке читают слово с орфограммой и называют проверочное слово: коро[ п]ки — короБочки; игру[ ш]ки — игруШечка и т. д. В слове Ё[жы]ку буквосочетание ЖИ находится НЕ под ударением, и, строго говоря, дети могут не знать, какую букву здесь писать — это может быть и так: Ёжеку.

Ответ к упражнению 44

В этом упражнении проверяется усвоение только двух орфограмм: написание ЧК без Ь и написание безударных гласных в корне. До письменного выполнения задания можно спросить об этом детей: что именно проверяется в этом упражнении?

Жила соба чк а по имени Пти чк а. Летать была у соба чк и привы чк а. Выйдет соба чк а и пол е тит. Куры гл я дят, и п е тух гл я дит.

Если буква заблудилась (с.44)

Если буква заблудилась (с.44)

Нам важно, чтобы дети произносили слова и учились выделять тот звук, который требуется. В данном случае они сравнивают звуки [ф] и [т]. И еще нам важно, чтобы дети не путали звуки и буквы. Чтобы присоединиться к мнению Маши или Миши, школьникам необходимо дать характеристику каждому из этих звуков. Тогда они смогут присоединиться к мнению Маши:

Читайте также:  Как сделать чтобы люди сами несли тебе деньги

Можно спросить: а почему же Миша подумал иначе — ведь есть же какая-то причина его ошибки? Миша спутал букву В и звук [ф], поэтому и подумал, что только одна характеристика у звуков одинаковая (они твердые).

Плов плот мы дружно смастерили,
По реке на нём поплыли.

Ответ к упражнению 45

Это упражнение (если, конечно, его выполнение не пришлось на дом) тоже лучше всего сначала выполнить устно: дети объясняют, что именно в нем проверяется, и дают проверочные слова на каждый случай.

Ответ к упражнению 46

еж их а ← ёж
слон их а ← слон
лос их а ← лось
зайч их а ← заяц
пауч их а ← паук
морж их а ← морж
повар их а ← повар
ткач их а ← ткач
волч их а ← волк

Небольшое затруднение может вызвать разве что слово зайчиха. Нужно показать, что слово зайчиха точно так же, как и во всех других случаях, образовалось от ОСНОВЫ слова, называющего животное мужского пола: зайчиха зая ц
зай ч их а

Такое же чередование согласных в корне есть в парах слов:

яи ч ниц а огур ч ик коне ч н ый

Привлечь внимание ко всем этим тонкостям можно только в том случае, если класс в целом очень сильный. Если уровень развития класса не позволяет, лучше не отвлекать детей на частности: важно, чтобы они усвоили некие общие закономерности, которые позволят им в дальнейшей учебной деятельности мысленно структурировать любое слово, а значит, и правильно его писать.

Ответ к упражнению 47

Следующее задание — показать более подробно, как именно из ОСНОВЫ одного слова образовалось другое, новое слово. Дети должны это сделать по образцу на с. 46.

еж/ + их + [а] = еж их [а]
морж/ + их + [а] = морж их [а]
слон + их + [а] = слон их [а]
паук/ + их + [а] = пауч их [а]

Ответ к упражнению 48

медведица ← медведь
медведь [] → медведь /
медведь/ + иц + [а] = медвед иц [а]

верблюдица ← верблюд
верблюд [] → верблюд /
верблюд/ + иц + [а] = верблюд иц [а]

Ответ к упражнению 49

волчица ← волк/
волк/ + иц + [а] = волч иц [а]

волчиха ← волк/
волк/ + их + [а] = волч их [а]

Ответ к упражнению 50

первокласс ник
второкласс ник
троеч ник
отлич ник
школь ник

Ответ к упражнению 51

первокласс ник первокласс ниц а
второкласс ник второкласс ниц а
троеч ник троеч ниц а
отлич ник отлич ниц а
школь ник школь ниц а

Ответ к упражнению 52

Важно, чтобы дети показали, как слово, ОТ основы КОТОРОГО образовано другое слово, лишается своего окончания, и лишь затем к основе без окончания прикрепляется суффикс и новое окончание.

Ответ к упражнению 53

Ответ к упражнению 54

Детям предстоит прочитать стихотворение по-другому, заменяя слова, придуманные поэтом, на обычные слова: «Потому что пудинг — очень вкусное блюдо. Тот, кто любит пудинг и часто ходит в гости, не бывает худ (худым), а бывает толст (толстым) ». После этого по образцу, данному в учебнике, дети должны показать, как именно образовались смешные слова: гостинг — гость, худинг — худой, толстинг — толстый.

Ответ к упражнению 55

сын ишк а ← сын
брат ишк а ← брат
баб ушк а ← баба
изб ушк а ← изба

Ответ к упражнению 56

Плачет ива у доро ж ки,
Просит всех л е сных зв е рей:
«Пот е ряла я серё ж ки,
Разыщите их ск о рей!»
(М.Пляцковский)

Ответ к упражнению 57

Ответ к упражнению 58

(Канава) У кана в ки
Две (козявочки) козя в ки
Продают ежам (булавочка) була в ки.
(К.Чуковский)

Начальные формы выделенных слов:

Ответ к упражнению 59

Ответ к упражнению 60

Ответ к упражнению 61

Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь, уши,
Мойся, шейка.
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!
(Э.Мошковская)

Если буква заблудилась (с.56)

Если буква заблудилась (с.56)

Задание к этой звукобуквенной зарядке не представляет для детей сложности. Это смена вида деятельности, но такая, которая не будет по-настоящему отвлекать от освоения новой темы — «Обращение».

У моей сестрички
Бантики в косичке.

Ответ к упражнению 62

В этом упражнении два обращения включаются в достаточно большой контекст. Для того чтобы обратить на них внимание, строчки, в которых они содержатся, выделены цветом. Третье четверостишие, которое тоже требуется списать без ошибок, вновь содержит наиболее важные орфограммы (безударные гласные в корне слова и парные согласные в середине слова).

Ты не бойся, Наташа!
Не вздрагивай, Ира.
Вас уже никогда
Не обидит задира.

Мы его окру жи ли
На детской пл о ща д ке
И ле г ко пол ожи ли
На обе лопа т ки.
(С.Махотин)

Ответ к упражнению 63

Ход выполнения этого упражнения предполагает, что сначала школьники выяснят, какие правила нужно знать, чтобы записать текст правильно, затем дают проверочные слова в каждом случае и лишь потом записывают текст. Мы вновь и вновь стараемся добиться того, чтобы школьники не относились формально к определению характера орфограмм. В данном случае мы обращаем внимание детей на то, что в словах подушки, ушки, рожки и ножки проверяется написание парных согласных в середине слова, а не написание буквосочетания ШК.

Ответ к упражнению 64

После выделения корня обращаем внимание на значение слов с приставками, пытаемся обосновать то, что приставки придают однокоренным словам разный смысл. Для этого спрашиваем: «Слова добежать и забежать означают разное? Кто может объяснить, какая же разница в смысле в них содержится? Сравните два предложения: “Сережа добежал до магазина” и “Сережа забежал в магазин”. Эти предложения сообщают о разном? Сравните: “Мальчик добежал до школы” и “Мальчик убежал из школы” ». И так далее. Важно, чтобы слова, которые мы наблюдаем, были обязательно включены в контекст предложений.

Последний вопрос на с. 59 «От какого слова образовались все слова с частичкой перед корнем?» предполагает, что дети догадаются: все эти слова образовались от слова БЕЗ таких частичек — от слова бежать.

После этого на с. 60 мы знакомим детей с определением приставки. Вслед за этим дети возвращаются к списку слов в Обратном словаре и выбирают из этого списка слова, подходящие по смыслу к словосочетаниям. Во время этой работы важно, чтобы дети обнаружили, что даже словосочетание (а уж тем более предложение!) очень требовательно: далеко не всякое слово подходит. Причем неподходящим слово делает в данных случаях именно приставка. Так, в первом случае подходят только два слова из списка: добежать до аптеки и пробежать до аптеки (например: «Мальчику надо было пробежать расстояние от школы до аптеки ». Но чтобы обнаружить, какое слово подходит, а какое нет, нужно примерить каждое слово к рассматриваемому словосочетанию.

до бежать до аптеки
за бежать за лекарством
от бежать от собаки
про бежать мимо дома

Если буква заблудилась (с.60)

Если буква заблудилась (с.60)

На софе сидеть приятно.
Почему? И так понятно.

На софе и на сове. Сравнивая звуки [в’] и [ф’], школьники должны прийти к выводу, что у звуков одна характеристика одинаковая: оба — мягкие. Но первый звук — звонкий, а второй — глухой.

Ответ к упражнению 65

Прочитай текст.
Гулял (без) зонтика щенок, Щенок (под) дождиком промок (От) носика (до) хвостика, (От) хвостика (до) носика.
(П. Синявский)
Как будешь писать слова в скобках: слитно со словами-названиями предметов или раздельно? Что это: приставки или предлоги?
Докажи это. Запиши текст правильно.
Запиши выделенные цветом слова столбиком в начальной форме. Покажи, от каких других слов они образовались. Например: дождик ← дождь.

Гулял без зонтика щенок,
Щенок под (сильным) дождиком промок
От (чёрненького) носика до (маленького) хвостика,
От (маленького) хвостика до (чёрненького) носика.
(П.Синявский)

дождик ← дождь
носик ← нос
хвостик ← хвост

Ответ к упражнению 66

Сначала нужно разобраться, где же слово-действие, а где — слово-предмет в первом предложении. Для этого побуждаем детей задавать вопросы к интересующим нас словам: не жалея (чего?) мыла; нос (что делала?) мыла. То же самое проделываем и со вторым предложением: зависело б (от чего?) от мыла; веснушки я б (что сделала?) отмыла. Выяснив разное значение слов, можно выяснять, как же они пишутся. Побуждаем детей вставить слово между предлогом и словом и между приставкой и частью слова. Оказывается, что в первом случае это возможно (от душистого мыла), а во втором — нет. Только после тщательной устной работы можно выполнять упражнение письменно.

Ответ к упражнению 67

Л е нивая ко ш ка
Не ловит мышей.
Л е нивый мальчи ш ка
Не моет ушей.
Л е нивая мы ш ка
Не выроет норку.
Л е нивый мальчи ш ка
Не любит уборку.
Л е нивая му ш ка
Не хочет л е тать.
Л е нивый мальчи ш ка
Не хочет читать!
Как жи ли бы в этой
Л е нивой избу ш ке,
Не будь на земле
Нел е нивой стару ш ки?

Ответ к упражнению 68

Это упражнение вновь возвращает детей к проблеме слитного написания приставок и раздельного написания предлога. Это главная задача упражнения. Поэтому мы решаем ее в два этапа: сначала побуждаем детей выписать глаголы с приставкой за-. И только после этого (когда сложная часть работы уже выполнена отдельно) дети будут записывать упражнение целиком. Кроме этой задачи, решается обычная задача для каждого упражнения: объяснить написание всех слов с орфограммами перед тем, как их писать. И наконец, в упражнении вновь обращается внимание на сложное слово: сначала выясняется его значение (разноцветные — это разного цвета), а затем выясняется, какую букву нужно написать на месте пропуска. Дети, как правило, помнят, что именно буква О является буквой соединительного гласного.

Ответ к упражнению 69

В упражнении проверяется написание самых важных орфограмм (безударные гласные в корне, парные согласные в середине слова) и нового правила (написание НЕ с глаголами).

Не х о чу (хочет) я лезть в к о ро б ку (короб, коробок),
то чн о божия к о ро в ка (корова).
Не сажайте на була в ку (булавочка),
то чн о глупую козя в ку (козявочка).

Если буква заблудилась (с.66)

Если буква заблудилась (с.66)

Звуковая зарядка несложная, она позволит закрепить главный тренируемый навык — давать характеристику согласным звукам.

Я был у тёти на работе,
Букет цветов вручил я тёте.

Ответ к упражнению 70

Задание направлено на то, чтобы школьники обнаружили приставки в выделенных глаголах и поняли, от каких глаголов без приставок они образовались.

по обедать ← обедать
рас топить ← топить
плыть → по плыть
купать → по купать

Ответ к упражнению 71

Задание побуждает детей самих образовать глаголы с помощью этих приставок, при этом задумываясь над тем, всегда ли это возможно. Так, если глаголы переплыть и поплыть существуют, то глагола расплыть нет. Если существует глагол покупать (можно «покупать кого-то в ванне »), то глаголов перекупать и раскупать не существует, если, конечно, образовывать их от глагола купать, а не купить; омонимичные же им глаголы перекупать (перекупать товар) и раскупать (раскупать новогодние елки), образованные от основы другого глагола купить, существуют. Чтобы укрепить понимание школьниками того, какие слова являются родственными (однокоренными), учебник предлагает им выполнить третье задание. Школьники должны задуматься о значении слова растопить и решить, являются ли глаголы растопить (печь) и утопить (в реке) родственными словами. Дети должны еще раз вспомнить, что родственные слова — это не просто слова, имеющие общую часть: важно то, что эта общая часть хранит ОБЩИЙ СМЫСЛ этих слов. А если смысл разный, то ни о какой родственности говорить невозможно. Дети должны присоединиться к мнению Маши. На это же различение слов с омонимичными корнями направлено и последнее задание. Дети должны понять, что глаголы покупать (в ванне) и покупать (подарки) — это разные слова, слова с разными значениями. Они должны определить, что слово покупка является родственным словом второму из этих слов, а слово купание — первому слову.

Слова покупать (в ванне) и покупать (подарки) не являются родственными, так как у них разное значение.

Ответ к упражнению 72

В этом упражнении проверяется написание НЕ с глаголами и выделение обращений с помощью запятых. Причем обращений много (12), и они встречаются как в начале, так и в конце предложений. Дети часто не замечают обращений в следующих случаях: «Не шепчи в садах, листва ». «Не шурши в полях, трава ». «Пес, у дома не ворчи ». (Возможно и так: «Пес у дома, не ворчи ».) «Не гонись за мышкой, кот». После выполнения упражнения (а не до его выполнения) можно коллективно проверить, как расставлены знаки.

Не шали, котенок мой.
Не играй клубком.
Петушок-дружок, не пой
Под моим окном.
Не шепчи в садах, листва.
Гуси, не шипите.
Не шурши в полях, трава.
Двери, не скрипите.
Дятел, клювом не стучи.
Белка, не скачи.
Пес, у дома не ворчи.
Филин, не кричи.
Не гонись за мышкой, кот.
Не танцуйте, ласки.
Братик мой вот-вот сомкнет
Черненькие глазки!
(А.Меджидов, перевод В.Лунина)

Ответ к упражнению 73

Это упражнение возвращает школьников к теме образования новых слов-действий с приставками от родственных слов без приставок. В этот раз дети увидят, насколько велико разнообразие приставок: они обнаружат (пусть подсчитают!) 15 глаголов, родственных глаголу лететь. У школьников есть возможность понять, что приставка всякий раз придает глаголу некий особый оттенок смысла. Сначала подстановка нужного слова осуществляется всеми вместе устно, а потом работа выполняется письменно так, как этого требует учебник. Важно, чтобы, отыскав подходящее слово, дети не успокаивались и продолжали примерять другие слова к этому же словосочетанию. Только это сможет убедить их в том, что иногда подходит одно, именно это слово, а в других случаях, наоборот, — подходят разные слова. Варианты ответов: облететь вокруг села; перелететь через забор; подлететь к дому; пролететь мимо // полететь ( прилететь, долететь, улететь, вылететь) на юг; вылететь из гнезда; взлететь ( налететь, залететь) на дерево; слететь (взлететь, улететь) с дерева.

об лететь вокруг села
пере лететь через забор
при лететь к дому
про лететь мимо
у лететь на юг
вы лететь из гнезда
вз лететь на дерево
с лететь с дерева

Ответ к упражнению 74

Это упражнение нацеливает детей на то, чтобы они с помощью известных им уже приставок попробовали образовать новые слова от глаголов без приставок. Будет хорошо, если во время устной работы дети будут употреблять образованное ими слово не изолированно, а в словосочетании, например: залепить (дыру), налепить (пластырь), облепить (гнездо), влепить (пощечину), прилепить (наклейку), долепить (фигурку), полепить (из пластилина), слепить (изделие), отлепить (от стены), вылепить (из глины). Или: закрепить (болты), подкрепить (свои силы), прикрепить (к двери), скрепить (свои отношения), открепить (от стены), укрепить (по-толок).

за лепить за крепить
на лепить под крепить
об лепить при крепить
в лепить с крепить
вы лепить от крепить
пере лепить у крепить
при лепить
до лепить
по лепить
с лепить
от лепить

Ответ к упражнению 75

Дети должны убедиться в том, что приставки могут сообщать парам однокоренных слов противоположный смысл, то есть превращать в антонимы. Примеры словосочетаний: входить (в подъезд, в сад, в сарай, в комнату, в класс) — выходить (из подъезда и т. д.); вносить (в дом, в парк, в цирк) — выносить (из дома и т. д.); ввозить (в магазин, в гараж) — вывозить (из магазина и т. д.).

Читайте также:  Как сделать фигурный ламбрекен для штор своими руками

Ответ к упражнению 76

Ответ к упражнению 77

Ответ к упражнению 78

Школьники найдут в О братном словаре четыре слова, родственные слову скакать: прискакать, поскакать, проскакать и ускакать. Образцы словосочетаний: прискакать к озеру (прискакать быстрее всех); поскакать к лесу (поскакать за помощью); проскакать большое расстояние ( проскакать мимо деревни); ускакать от врага (ускакать в тридевятое царство).

при скакать быстрее всех
по скакать по лесу
про скакать мимо деревни
у скакать от врага

Если буква заблудилась (с.73)

Если буква заблудилась (с.73)

Некоторые школьники знают, что данные строчки — из «Сказки о царе Салтане » А.С. Пушкина. Со сменой слова изменилось два звука: были звуки [п’] и [э]; на их месте появились другие звуки: [п] и [у]. Дети должны заметить, что в прежнем слове был мягкий согласный звук [п’], а в новом слове на его месте появился твердый согласный [п]. Оба они глухие, но разные: один — мягкий, другой — твердый.

Ответ к упражнению 79

Ответ к упражнению 80

Ответ к упражнению 81

Первое задание к упражнению предполагает, что дети объяснят смысл каждого слова из Обратного словаря, родственного слову читать. Начнут они со слова зачитать, данного в контексте (на плакате у Мыши). Из контекста дети поймут, что зачитать в данном случае — это истрепать, затаскать в процессе чтения. Можно тут же предложить детям другой контекст, где слово «зачитать » будет иметь совсем иной смысл: «Командир зачитал солдатам новый приказ ». В данном случае зачитать — это прочитать вслух. Можно привести и третий контекст, чтобы на примере хотя бы одного слова дети поняли, что значение слова очень важно определять в контексте. Например: «Эта книга — большая редкость. Я, конечно, дам тебе ее почитать. Но, смотри, — не зачитай! » В данном случае зачитать означает не вернуть, не возвратить назад.

Следующие четыре слова, которые дети будут объяснять, они должны непременно поставить в контекст. И объяснять исходя из контекста. На первом этапе учитель сам может придумывать предложения и просить детей объяснить слово, употребленное в этом предложении. Но постепенно нужно приучать детей самим придумывать контекст для объяснения слова. «Петя с удовольствием перечитал любимую сказку »: перечитать — прочитать еще раз. «Учитель дочитал текст сочинения »: дочитать — прочитать до конца. «Я хочу почитать эту книгу »: почитать — познакомиться с содержанием книги, читая ее. «Мальчик прочитал эту книгу и вернул в библиотеку »: прочитать — закончить чтение книги.

Ответ к упражнению 82

Первое задание: уточнить по Обратному словарю, используются ли данные приставки со словами, родственными словам бежать и лететь, является достаточно сложным по формулировке. Поэтому, если дети поймут его смысл и выполнят его без помощи учителя, это само по себе будет очень хорошо. Поскольку обсуждать значение приставки за- достаточно сложно, можно ограничиться уточнением: что значит забежать в предложении «Собака забежала к нам во двор»? (Здесь забежала означает то же, что вбежала.) Что значит залетела в предложениях «Бабочка залетела в комнату » и «Птица залетела на самую верхушку сосны »? (В первом случае залетела — это то же, что влетела, то есть попала извне внутрь помещения. Во втором предложении залетела — это то же, что взлетела, или поднялась очень высоко.) Хотелось бы сразу заметить, что работа, посвященная уточнению значений слов, является чрезвычайно важной, поскольку обучает детей точному словоупотреблению. Приставка до- в тех словах, которые предлагаются школьникам для анализа, обладает значением, о котором они могут сказать сами: это значение доведения действия до конца (делать и доделать что-то, например: читал книгу и дочитал ее; бежал в школу и добежал до школы; писал изложение и дописал его; летела к реке и долетела до реки). Разобрать глаголы дочитать и долететь детям будет несложно: этот состав отмечен цветом в Обратном словаре.

Ответ к упражнению 83

В Обратном словаре дети найдут восемь глаголов, родственных слову возить. Важно, чтобы они сумели найти наиболее точные слова из списка для того, чтобы вставить в предложения. В первом предложении это слово развозить, а во втором — перевозить. Разобрать эти слова по составу детям снова может помочь Обратный словарь.

Деду Морозу предстояло раз воз и ть подарки по домам.
Пришлось пере воз и ть ёлку на другую сторону реки.

Ответ к упражнению 84

Задача этого упражнения — побудить детей задуматься над смыслом однокоренных слов, найти среди них синонимы и антонимы. Даже если дети не справятся с этим заданием самостоятельно, а справятся только с помощью Маши, польза от этого все равно есть: они знакомятся с тем, что с помощью приставок можно сообщить словам сходный или противоположный смысл.

Слова, близкие по значению: завозить = привозить, увозить = вывозить.
Слова, противоположные по значению: завозить ≠ увозить, ввозить ≠ вывозить.

Ответ к упражнению 85

Лечь на траву, печь пироги, течь около оврага, стричь быстро.

Ответ к упражнению 86

Задача этого упражнения — побудить детей присоединить новое знание о написании глаголов в начальной форме с шипящим на конце к уже имеющимся навыкам написания слов мужского и женского рода с основой на шипящий звук. Дети должны будут во время устной работы вспомнить правила и разделить слова с основой на шипящий на три группы: слова-действия, слова-предметы мужского рода, слова-предметы женского рода.

Ответ к упражнению 87

Дети должны выписать столбиком слова: нагрузка, перегрузка, разгрузка, погрузка, отгрузка, выгрузка. Они должны обнаружить, что все слова являются родственными (однокоренными), после чего им предстоит правильно выделить общий корень. Для этого важно, чтобы они ориентировались не только на этот список слов, но и на другие родственные слова: грузить, груз. Это позволит им правильно выделить корень. Выделить окончание тоже несложно.

на груз к[а]
пере груз к[а]
раз груз к[а]
по груз к[а]
от груз к[а]
вы груз к[а]

Ответ к упражнению 88

на груз к [а]
пере груз к [а]
раз груз к [а]
по груз к [а]
от груз к [а]
вы груз к [а]

Ответ к упражнению 89

Нам очень важно, чтобы дети понимали процесс образования одного слова из другого неформально, а задумываясь над самим смыслом словообразования: слово появляется в языке не случайно, в нем возникает потребность, необходимость. Дети должны понять: без слова арбуз не было бы слова арбузный, без слова луна не появилось бы в языке слово лунный, без слова книга не родилось бы слово книжный. Поэтому, сопоставляя эти пары слов, они должны грамотно расставить стрелки: арбуз > арбузный (или арбузный лунный; книга > книжный.

арбуз → арбузный
луна → лунный
книга → книжный

Ответ к упражнению 90

м.р ж.р
острый меч родная дочь
ловкий циркач степная дичь
тяжёлый кирпич любая мелочь
зелёный мяч образовалась течь
юный москвич большая печь
храбрый царевич горечь разлуки

Лечь на пол, отстричь косы, помочь в ремонте, стеречь дом, натечь в лодку, толочь зерно.

Ответ к упражнению 91

Если буква заблудилась (с.82)

Если буква заблудилась (с.82)

Элементарная звуковая зарядка, рассчитанная на то, что ее выполнят слабенькие дети. Оба звука обладают одинаковыми характеристиками, поэтому нужно дать проявить себя тем школьникам, которые пока не совсем хорошо различают звуки.

Ответ к упражнению 92

Внешне (по своему лингвистическому рисунку) упражнение напоминает упражнение 89. Но по содержанию оно сложнее. Именно поэтому его выполнение предваряется объяснением одного слова через другое. Это должно помочь школьникам сориентироваться: земля > приземлиться; солнце > солнечный; черный > чернеть.

приземлиться ← земля
солнечный ← солнце
чернеть ← чёрный

Ответ к упражнению 93

В этом упражнении дети еще раз убеждаются в общей закономерности словообразования: для того чтобы от ОСНОВЫ одного слова образовалось другое слово, это первое слово должно сначала лишиться своего окончания, а уже потом к оставшейся ОСНОВЕ можно прикреплять частички и спереди (приставки), и сзади (суффиксы). Поэтому очень важно, чтобы дети сначала догадались, от ОСНОВЫ какого слова образовалось каждое из слов, а затем грамотно выполнили первую операцию: лишили это исходное слово его окончания: плечо — плеч/; удача — удач/; свеча — свеч/.

плеч [о] → плеч /
на + плеч / + ник + [] = на плеч ник []

свеч [а] → свеч /
под + свеч / + ник + [] = под свеч ник []

удач [а] → удач /
не + удач / + ник + [] = не удач ник []

Ответ к упражнению 94

Это упражнение предполагает, что каждый школьник выполнит его самостоятельно, поскольку оно связано с письмом в клуб «Ключ и заря ». Мы уже оказали детям частичную помощь, выделив корни слов и подчеркнув в корнях двух последних слов буквы чередующихся согласных. Та помощь, которую может оказать учитель, должна заключаться в том, чтобы дети правильно заполнили конверты, адресованные в Москву и обратно. В выполнении этого задания важно, чтобы 1) при разборе слов по составу дети не забыли выделить нулевые окончания; 2) чтобы они не забыли отбросить окончания у слова, от ОСНОВЫ которого образовалось новое слово: дело — дел/; граница — границ/; конец — конец/; 3) чтобы не забыли выделить нулевые окончания у всех трех новых слов.

дел [о] → дел /
без + дел / + ник + [] = без дель ник []

конец []→ конец /
на + коне ц / + ник + [] = на конеч ник []

границ [а] → границ /
по + грани ц / + ник + [] = по гранич ник []

Ответ к упражнению 95

Это упражнение имеет нестрогий характер. Его цель — обратить внимание детей на то, что слова в русском языке продолжают образовываться. Вот, например, имена известных литературных героев, которые придумал писатель Николай Носов. Образец выполнения задания: Знайка

Ответ к упражнению 96

В уг о лке (треугольник) с и дела (сидя) мышка,
Грызла сла д кую (сладок) коври ж ку (коврижечка),
За п и вала (пить) м о л о ком (молочный),
За е дала (есть) кр е ндельком (крендель).

Тёплое молоко, тетрадь в клетку.

Ответ к упражнению 97

Ответ к упражнению 98

Ответ к упражнению 99

Котик ← кот, дождик ← дождь, денёк ← день.

Ответ к упражнению 100

Основная орфограмма в этом тексте — безударный гласный, проверяемый ударением. Лишь в одном случае (в слове «голубой ») гласный проверяется путем подбора слова, которое является его дальним (этимологическим) родственником: голубой — голубь. Чтобы это выяснить, дети должны открыть Словарь происхождения слов во 2-й части учебника. Школьникам нужно правильно употребить слово надев и обнаружить обращение в предпоследней строчке.

Ответ к упражнению 101

Если это упражнение учитель рассчитывает выполнить не в классе, а дома, то лучше всего устно по цепочке проговорить все трудности написания слов и предложения с обращением. Обратите внимание детей на написание слова «голубчик ». Можно спросить их: «А каким однокоренным словом можно назвать девочку? (голубушка). Так какую же букву напишем на месте звука [п]?».

Если буква заблудилась (с.91)

Если буква заблудилась (с.91)

Сравнивая прежнее и новое слова, дети должны заметить, что одна характеристика у звуков [б] и [п] — общая (твердые звуки), а другие характеристики — разные (один — звонкий, другой — глухой). Особенность этой звуковой зарядки в том, что двустишие нужно будет записать, используя нужное слово (надела) и букву (взЯла).

Я надела шарф и шапку
И взяла под мышку папку.

Ответ к упражнению 102

лес/ + степь/ = лес о степь[]
лес/ + завод/ = лес о завод[]

Ответ к упражнению 103

В этом упражнении детям встречается слово сороконожка, написание которого они не смогут проверить, если не поймут, как оно образовалось. Только обнаружив, что в образовании этого слова участвовали слова «сорок ножек », дети определят, что нужно писать на месте звука [ш].

Ответ к упражнению 104

Слова, обозначающие Слова, обозначающие
людей неживые предметы
труб о чист пол о тёр
звер о лов дым о ход
птиц е лов листопад
верт о лёт
неб о скрёб

Ответ к упражнению 105

Первые устные вопросы к упражнению предполагают, что школьники через анализ смысла разных частей стихотворения догадаются, почему мальчик называет папу сначала паповозом, потом папоходом и затем паполётом. Объяснив смысл этих слов, школьники их выпишут, выделят корни и подчеркнут букву соединительного гласного. Не поняв, на какие другие слова похожи данные слова (на паровоз, пароход и самолёт), школьники не смогут ответить и на первые устные вопросы.

Ответ к упражнению 106

Ответ к упражнению 107

Школьники должны обнаружить, что данный текст — это скороговорка. Подтвердить это мнение можно только одним способом: нужно постараться быстро его прочитать и во время чтения сделать несколько ошибок. Это и будет доказывать, что благодаря повторяющимся в разной последовательности звуковым сочетаниям текст труднопроизносим: язык заплетается, и человек делает ошибки при чтении. Сначала проясняем смысл слова «кашалот ». Кашалот — это кит, зубатый кит. Дети должны записать слова кашевар и кашеед, подчеркнув букву соединительного гласного, и главное — объяснить, почему они думают, что эти слова — сложные: кашевар — тот, кто варит кашу, а кашеед — тот, кто кашу ест. Некоторые дети смогут догадаться, что Миша посчитал, что слово кашалот тоже является сложным словом. Чего не учел Миша? Во-первых, слово кашалот не состоит из разных частей (в русском языке оно появилось из немецкого, в немецком — из французского, во французском — из португальского, где означало «рыбу с большой головой »); во-вторых, даже если мы этого не знаем, мы можем посмотреть на устройство этого слова: в нем нет тех букв (О или Е), которые могут соединять ОСНОВЫ двух разных слов в единое сложное слово.

Миша ошибочно написал слово кашалот. Оно не состоит из разных частей и в нём нет соединительных гласных о или е.

Ответ к упражнению 108

В этом тексте дети должны выделить корни: полз, скрип и плак/плач.

Ночной лес
Полз ёт полз ун полз учий,
Скрип ит скрип ун скрип учий,
И, глубоко вздохнув,
За плак ал плач плак учий.
(Г.Юдин)

Ответ к упражнению 109

Ответ к упражнению 110

Найди сложное слово. Выдели в нём корни и подчеркни букву соединительного гласного.

Ответ к упражнению 111

Ответ к упражнению 112

Источник

Adblock
detector