Меню

Как сделать упражнение по русскому языку 2 класс климанова

ГДЗ по русскому языку за 2 класс Климанова, Бабушкина часть 1, 2

Издательство: Просвещение 2015-2020

Тип: Учебник, Перспектива

На протяжении всей школьной жизни одним из главных предметов является русский язык, но прививать ответственное отношение к нему нужно с самых первых лет. «ГДЗ по русскому языку 2 класс Климанова Просвещение» максимально подробно и доступно объяснит юным школьникам важные речевые аспекты и научит их грамотно излагать свои мысли в письменной и устной форме.

Основы грамотной речи для школьников

За свой первый школьный год ребята усвоили небольшой, но очень важный объем информации. Сейчас они уже могут уверенно писать под диктовку простые предложения и умеют различать их по интонации. Со второго года обучения их ждет новое увлекательное путешествие в мир правописания и чистой речи. Особое место в школьном образовании занимает представленный учебник. В нем содержится отличный комплекс упражнений, который в легкой игровой форме дает учащимся новые знания. Они также сопровождаются иллюстрациями и творческими заданиями, которые прививают ученикам интерес к обучению и раскрывают их творческий потенциал. Но даже такого прекрасного учебника бывает недостаточно, чтобы каждый второклассник усвоил программу на отлично. Невнимательность на занятиях, пропуски уроков или банальная нехватка времени может дорого обойтись ребятам.

Надежный помощник второклассников

Коллективом квалифицированных педагогов и методистов было разработано вспомогательное пособие к основному учебнику, чтобы не только слегка облегчить учебный процесс, но и сделать его более эффективным. В «ГДЗ по русскому языку 2 класс Климанова Л.Ф. Просвещение» содержится:

Теперь, занимаясь домашней работой самостоятельно или с родителями, ученики смогут прояснить возникающие затруднения и успешно с ними справиться.

Преимущества практики с онлайн-решебником по русскому языку за 2 класс от Климановой

Регулярная работа с онлайн-решебником оказывает благоприятное воздействие на процесс обучения ребенка. Подружившись с ним, каждый второклассник получает возможность:

Похожие ГДЗ

ГДЗ Рабочая тетрадь русский язык 2 класс Климанова Л.Ф.

ГДЗ Тесты русский язык 2 класс Михайлова С.Ю.

ГДЗ Тетрадь учебных достижений русский язык 2 класс Михайлова С.Ю.

Источник

ГДЗ Русский язык 2 класс учебник 2 часть. Климанова, Бабушкина. Ответы ✔

У. 122

В ГДЗ на 7 гуру мы постарались учесть все основные требования учителей, но у вашего учителя требования могут быть свои собственные. Если в тексте пропущена орфограмма, как правило, ее необходимо ее подчеркивать. Некоторые учителя очень требовательны и снижают оценку, считая отсутствие подчеркивания за ошибку. Вспомним, как подчеркивать орфограммы >> В заданиях учебника есть вопросы для устного и письменного ответа. Некоторые учителя требуют подробного ответа письменно на устные вопросы, подстраивайтесь под своего учителя, и ребенок быдет получать только хорошие и отличные отметки.

Ответы на задания проверены и одобрены учителем начальных классов.

Ответы к учебнику русский язык 2 класс 2 часть:

Листайте вкладки и смотрите ответы к нужной странице.

У. 122

В ГДЗ на 7 гуру мы постарались учесть все основные требования учителей, но у вашего учителя требования могут быть свои собственные. Если в тексте пропущена орфограмма, как правило, ее необходимо ее подчеркивать. Некоторые учителя очень требовательны и снижают оценку, считая отсутствие подчеркивания за ошибку. Вспомним, как подчеркивать орфограммы >> В заданиях учебника есть вопросы для устного и письменного ответа. Некоторые учителя требуют подробного ответа письменно на устные вопросы, подстраивайтесь под своего учителя, и ребенок быдет получать только хорошие и отличные отметки.

Ответы на задания проверены и одобрены учителем начальных классов.

Ответы к учебнику русский язык 2 класс 2 часть:

Листайте вкладки и смотрите ответы к нужной странице.

Страница 4

Страница 4. ГДЗ к теме Слово и его значение

Стр. 4. Что рассказало слово

Упражнение 1. Посоревнуйтесь, кто больше знает слов.

На небе: облака, звёзды, солнце, месяц.
На земле: цветы, деревья, лужи, следы, кочки.
В воде: рыбы, водоросли, улитки, кувшинки.

Упражнение 2. Прочитайте стихотворные строчки Александра Шибаева. Как вы их понимаете?
Всему название дано —
И зверю, и предмету…
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.

Любой предмет или явление имеет свое название. Все вокруг можно назвать словами.

Стр. 5

Упражнение 3. Рассмотрите рисунки. Опишите с помощью слов, что на них изображено. Составьте одно-два предложения по каждому рисунку. Запишите.

У Ани куртка красная, а у Вани зелёная.
У мальчика волосы рыжие, а у девочки русые.

Упражнение 5. Назовите словами все предметы в классной комнате. Все ли названия предметов вам известны? Знаете ли вы, как пишутся эти слова? Если сомневаетесь, проверьте себя по словарю. Запишите названия предметов.

Парта, стул, доска, стол учителя, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик, пенал, учебник.

Стр. 6

Духовное родство: тесть, тёща, зять, невестка, крестник, крёстные.
Кровное родство- все остальные.

Страница 7

Упражнение 7. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Спишите любую из них.
Отец и мать — священные слова.
При солнышке тепло, при матери добро.
Всякой матери своё дитя мило.
Отгадайте загадку: Две матери, две дочери да бабушка со внучкою, а всего трое.

При солнышке тепло, при матери добро.
Ответ на загадку: бабушка, мама и дочь.

Упражнение 8. Прочитайте текст.
У меня большая семья. Мама работает в ателье. Она шьёт красивые платья. Папа собирает на заводе автомашины. Старший брат Илья учится в университете. Я учусь в третьем классе, а сестра Наталья заканчивает школу.
Выпишите слова с разделительным мягким знаком (ь). Устно составьте рассказ о своей семье.

Сем ь я, ател ь е, ш ь ёт, Ил ь я, трет ь ем, Натал ь я.

Упражнение 9. Игра «Знатоки». Какие слова загаданы? Запиши их.
1. Человек, который совершает поездку на транспорте. 2. Вид городского электрического транспорта без рельсов. 3. Шестой день недели. 4. Дорога с рядами деревьев по обеим сторонам.
Какая орфограмма есть во всех отгадках?

Пассажир, троллейбус, суббота, аллея.
Удвоенная согласная.

Стр. 8-9

Упражнение 10. Рассмотрите рисунки. Какие столы на них изображены? А какие ещё бывают столы? Какими свойствами должен обладать предмет, чтобы его можно было назвать словом стол?

Прямоугольный, круглый и деревянный столы. Столы могут различаться по форме и материалу.
У стола есть ножки и столешница.
Модель слова стол:
(-)(-)О(-)

Стр. 10

Упражнение 11. Допишите предложение.

Упражнение 12. Какие названия птиц вы знаете? Что у них общего? Можно ли назвать курицу птицей? Продолжите высказывания Ани и Вани. С каким из них вы согласны?

Стр. 11

Упражнение 13. Прочитайте текст. Спишите его.
Куры — домашние птицы. У них красный гребешок на голове. Особенно красивы пёстрые перья у петуха.

Куры — домашние птицы. У них красный гребешок на голове. Особенно красивы пёстрые перья у петуха.

Упражнение 14. Игра «Знатоки». Кто полнее и точнее опишет предмет, не называя его словом, тот и победит. Для этого выберите любое из приведенных ниже слов.

Редис. Это овощ, он красный, круглый, маленький. Это корнеплод. Он растет в земле.
Огурец. Это овощ, он зеленый, продолговатый. Растет на длинном вьющемся стебле.
Яблоко. Это фрукт. Оно круглое, бывает зелёное, жёлтое, красное, на вкус сладкое. Растет на дереве.
Лимон. Это фрукт. Он желтый, почти круглый, кислый. Растет в жарких странах.
Капуста. Это овощ. Она зелёная, круглая, состоит из большого количества собранных в кочан листьев.

Телятки гладки,
Привязаны к грядке,
Лежат рядками,
Зелены сами. (Кабачки)

А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зелёные хитрецы,
Молодые огурцы.

Стр. 12

Упражнение 16. Прочитайте загадку. Отгадайте ее. Объясните, какие буквы в словах пропущены. Запишите загадку, вставляя пропущенные буквы.

На л е сной п о лянке
Я всё утро рос
Под напев зарянки,
Говорок б е рёз.
Подберёзовик.

Страница 13 Тематические группы слов

Нет письменных заданий на этой странице.

Страница 14

Рассмотрите рисунки. Назовите изображённые на них предметы. Распределите слова — названия предметов по группам и запишите их.

Страница 15

Упражнение 17. Прочитайте слова.
Луна, грузовик, строитель, Юпитер, комета, ракета, дворник, звёзды, Cолнце, сапожник, учитель, самолёт, компьютер.
Распределите слова в три группы: люди, машины, космос. Запишите их.
Люди: строитель, …
Машины: …
Космос: …

Люди: строитель, дворник, сапожник, учитель.
Машины: грузовик, ракета, самолёт, компьютер.
Космос: Луна, Юпитер, комета, ракета, звёзды, Солнце.

Упражнение 18. Составьте несколько тематических групп слов: названия времен года, дней недели, у домашних и диких животных. Запишите предложения.

Времена года: весна, лето, осень, зима.
Дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Домашние животные: коза, овца, корова, собака, кошка.
Дикие животные: медведь, волк, лиса, заяц, лось, косуля.

Ромашка, василёк, незабудка — это цветы.
Берёза, сосна, дуб — это деревья.
Сирень, шиповник, смородина — это кустарники.
Деревья, кустарники, цветы — это растения.

Страница 16. Имена собственные и нарицательные

Упражнение 20. Прочитайте по порядку слова сначала левого, а потом правого столбика.
Сравните слова, придумайте, что в них общего и чем они различаются.
Напишите предложения по образцу.
Объясните написание заглавной буквы. Обведите слова с общим значением для каждой группы слов.

С заглавной буквы пишутся имена собственные.

Страница 17

Упражнение 21. 21. Прочитайте текст, придумайте заглавие. Выпишите имена собственные.
Москва — большой и красивый город. В центре города — старинный Кремль. Рядом Красная площадь. В Москве широкие улицы и высокие дома. В городе есть чудесные парки, музеи и театры. Москва — столица России. Россия — твоя Родина.
Расскажите о своей малой родине, где вы родились и выросли.

Заглавие: Москва.
Москва, Кремль, Красная площадь, Россия.

Упражнение 22. Подберите и запишите пять имён собственных и пять нарицательных.

Упражнение 23. Знаете ли вы, как пишутся ваше полное имя и отчество? Запишите. Это ваше имя собственное.

Пишем свое имя и отчество. Например: А ртём А лександрович, Е лизавета Д митриевна.

Страница 18

Упражнение 24. Мальчика можно назвать по-разному: мальчик, ученик, школьник, второклассник, сын, внук. А как можно сказать о девочке? Запишите.

Девочка, ученица, школьница, второклассница, дочь, внучка.

Упражнение 25. Прочитайте слова. Разделите их на две группы: имена собственные и имена нарицательные.
Запишите слова в два столбика.

пёс П олкан
кошка М урка
кот В аська
собака Д ружок
корова З орька
телёнок Р ыжик
конь В оронок

Упражнение 26. Прочитайте слова. Есть ли среди них именасобственные?
Мурка, кошка, конь, собака, гнедой, животные, трезор.
Правильно ли написаны слова? Запишите слова, исправляя допущенные ошибки.

М урка, кошка, конь, собака, Г недой, животные, Т резор.

Упражнение 27. Разгадайте ребусы. Запишите имена ребят. Какие слова лишние?

Страница 19

Упражнение 28. Прочитайте слова. Почему одно из слов каждой пары написано с заглавной буквы? Заполните пропуски в предложениях с помощью этих слов.

1. Лёва С кворцов делал домик для скворцов.
2. Олег П астухов был у пастухов.
3. Андрюша Р ыбаков любил слушать рассказы рыбаков.
4. Толя А рбузов привёз много арбузов.
5. Женя О хотников читал книгу про охотников.

Запишите составленные предложения.

Упражнение 29. Рассмотрите рисунки. Придумайте животным такие клички, чтобы они отражали их характер или указывали на внешний вид. Составьте и запишите 3-4 предложения об этих животных.

Корова П еструшка пасется на лугу. Щенок З воночек будит нас поутру звонким лаем. У кота М атроскина есть полоски на спинке и на хвосте.

Страница 20

Упражнение 30. Придумайте собакам клички, которые начинались бы со звуков ж-ш, д-т. Запишите. Какие правила вы вспомнили?

Орех Орехович Орехов!
Горох Горохович Горохов!
Арбуз Арбузович Арбузов!
Банан Бананович Бананов!

Страница 21. ГДЗ к теме Слова с несколькими значениями

Упражнение 32. Прочитайте словосочетания и соотнесите их с рисунками. Подумайте, почему в названиях разных предметов есть слово кисть?
Словосочетания: кисть на поясе (флаге), кисть малярная, кисть винограда, кисть руки. Есть ли что-то общее у этих предметов? Обратите внимание, что все предметы разные, а обозначены они одним словом кисть. Сколько значений у этого слова? Посмотрите, как объясняются эти значения в Толковом словарике на стр. 157. Составьте и запишите четыре предложения со словом кисть, чтобы оно было употреблено в разных значениях

Штору украшала длинная кисть. Кисть винограда виднелась из-под его листьев. Маляр взял кисть и покрасил стену. Я поднял вверх кисть руки.

Страница 22

Упражнение 33. Прочитайте и отгадайте загадку С. Маршака:
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.

Упражнение 34. Прочитайте стихотворение Екатерины Серовой. Найдите многозначное слово.

Страница 23

Упражнение 35. Прочитайте предложения, определите значения выделенных слов по Толковому словарику на с. 157. Спишите.
1. Андрей и Олег занимаются моделированием в Доме творчества. 2. Сегодня в доме весело: мы встречаем Новый год! 3. Я живу в высотном доме.

1. Андрей и Олег занимаются моделированием в Доме творчества. 2. Сегодня в доме весело: мы встречаем Новый год! 3. Я живу в высотном доме.

Упражнение 36. Рассмотрите рисунки. Обратите внимание на сходство формы изображённой части предметов. Что в них общего? Почему используют такие сочетания слов: нос самолёта, нос лисы, нос корабля? Составьте предложение с любым из данных сочетаний и запишите его.

Нос лисы чует маленькую мышку даже под слоем снега.

Упражнение 37. Прочитайте предложения. Подумайте, почему разные предметы названы одним словом. Что у них общего? Спишите, подчеркните многозначные слова.

Ответы к странице 24

Упражнение 38. Ответьте на вопрос: почему иглы у сосны, ёжика и вязальные иглы назвали одним словом?

Составьте со словом игла 2-3 предложения.

Страница 25

Упражнение 39. Прочитайте стихи. В каких значениях употребляется слово колокольчик? Можно ли сказать, что словоколокольчик — многозначное? Почему два разных предмета стали называть одним словом?

Страница 26. Словесное творчество

Страница 27. Ответы по теме Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)

Упражнение 41. Нарисуйте модели слов. Сравните слова по значению, звучанию и написанию. (одинаковые) Составьте два предложения с любой парой одинаковых по звучанию, но разных по значению слов.

Мы вырастили на огороде зелёный лук. Иван взял лук и стрелы и отправился в путь.

Упражнение 42. Спишите предложения. Подчеркните омонимы.
У нашей Машеньки коса до пояса. Коси, коса, пока роса.

Упражнение 43. Рассмотрите модели слов. Что общего у слов данной пары? Чем они различаются?
Спишите предложения. Объясните сходство и различие выделенных слов. Илья запер дверь на ключ. Из-под земли бьёт холодный ключ.

У этих слов одинаковое звучание, но разное значение. Это омонимы.

Страница 28

Упражнение 44. Прочитайте рассказ. Почему мальчики не сразу поняли друг друга? Составьте и запишите два предложения, в которых слово овсянка употреблялось бы в разных значениях.

Овсянка сидит на ветке берёзы и заливисто поёт. Я ем овсянку на завтрак.

Страница 29 ГДЗ по теме Слова, близкие по значению (синонимы)

Упражнение 45. Прочитайте группы слов. Спишите их. Сравните слова по звучанию и значению.
Умный — мудрый — толковый.
Вежливо — учтиво — любезно.
Убежать — улизнуть — удрать.

Умный — мудрый — толковый.
Вежливо — учтиво — любезно.
Убежать — улизнуть — удрать.

В каждой строке записаны синонимы. Это слова, разные по звучанию, но схожие по значению.

Читайте также:  Как сделать фрактальный чертеж цветов в кореле

Упражнение 46. Спишите пословицу. Составьте по рисунку два-три предложения с любыми из слов упр. 45.

Мудрым никто не родился, а научился.

Дети учтиво поздоровались с дедушкой. Мудрый старик рассказал им интересную историю. Кошка убежала от злой собаки.

Упражнение 47. Прочитайте строки из стихотворения Сергея Михалкова. Запишите ответ на вопрос. Синонимы в предложении подчеркните.
Мы оставили Трезора
Без присмотра, без надзора,
И поэтому щенок
Перепортил всё, что мог.
Кого оставили дети без присмотра, без надзора?

Страница 30

Упражнение 48. Прочитайте слова, которые подобрали Аня и Ваня. Сравните звучание и значение слов. Близки ли эти слова по значению?Какие из этих слов мы используем в обычной речи, а какие можно встретить только в стихах, сказках, пословицах?
— Комната, горница, светлица, каморка.
— Звать, кликать, кричать, призывать.

Какие из этих слов мы используем в обычной речи? Комната, звать, кричать, призывать.
Какие можно встретить только в стихах, сказках, пословицах? Горница, светлица, кликать.

Упражнение 49. Прочитайте слова-синонимы. Подумайте, какие оттенки значения появляются в каждом слове. Какие из данных слов звучат грубовато? Везде ли их можно употреблять?
Смотреть — глазеть — взирать — пялиться — уставиться.
Ехать — нестись — мчаться.

Слова глазеть, пялиться, уставиться звучат грубовато.

Упражнение 50. Спишите предложение. Какими синонимами из слов для выбора можно заменить слово юркие в данном предложении, а какие не подойдут?

Смелые, юркие стрижи носились над водой и хлопотливо трещали.

Страница 31

Упражнение 51. Прочитайте слова-синонимы. Какие из них вы чаще используете, обращаясь к своим родным? Спишите эти слова.

Списываем из учебника.

Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведёт её скорей
К милой матушке своей.

Упражнение 53. Прочитайте. Подберите к каждому слову по два синонима из слов для выбора. Запишите слова группами. Великолепный, умный, смелый.
Слова для выбора: мудрый, храбрый, смышлёный, отважный, отличный, прекрасный.

Великолепный, отличный, прекрасный.
Умный, мудрый, смышлёный.
Смелый,храбрый, отважный.

Стр. 32 Словесное творчество

Бураны, вьюги, метели. Канитель, шум, толкотня. Зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет.

Ответы к странице 33

Упражнение 55. Прочитайте стихотворение. Можно ли назвать выделенные слова синонимами? (Да) Объясните почему (они близки по значению). Составьте 1-2 предложения о том, как выглядит дуб осенью. Запишите их.
Выпишите из текста 4 слова с безударными гласными, 1 слово с непроизносимым согласным.

Д о ждя́ (д о ждь), б ои́ тся (б о́ язно), ст ои́ т (ст о́ я), зак а лённый (зак а́ ливание), поз д ней (опоз д а л).

Упражнение 56. Прочитайте слова, которые Аня и Ваня считают синонимами. Верно ли они подобрали слова в группы?

Страница 34. Творческая переменка

Упражнение 57. Какое слово повторяется в диалоге героев Эдуарда Успенского слишком часто? Замените его словами-синонимами из слов для выбора. Прочитайте, что у вас получилось.

Упражнение 58. Прочитайте текст. Исправьте его, заменив повторяющиеся слова синонимами.
На прогулке в парке мы видели красивые фонтаны, красивые беседки. Красивые девочки бегали по аллеям с воздушными шарами.
Слова для выбора: прекрасный, великолепный, симпатичный. Стал ли текст от замены слов лучше?
Придумайте ему название и запишите в исправленном виде.

Прогулка по парку
На прогулке в парке мы видели великолепные фонтаны, прекрасные беседки. Симпатичные девочки бегали по аллеям с воздушными шарами.

Страница 36. ГДЗ 7 гуру к теме Слова, противоположные по значению (антонимы)

Упражнение 59. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
1. Говори мало, слушай много, а думай ещё больше.
2. Легче друга потерять, чем найти.
3. Умел взять, умей и отдать!
4. Умный себя винит, глупый — своего товарища.
5.Тяжело в учении — легко в бою.
Запишите парами выделенные слова. Сравните их по значению и звучанию. Близки ли они по смыслуили противоположны? Объясните свой ответ.

Слова разные по звучанию и противоположные по смыслу.

Упражнение 60. Прочитайте слова-антонимы из «Словарика синонимов и антонимов» М.Львова. Ясный — пасмурный, ненастный. Спишите стихотворные строчки А.Жарова. Обведите слова-антонимы.

Ответы к странице 37

Упражнение 61. Прочитайте стихотворение Г.Сапгира. Найдите в тексте слова-антонимы. Подберите к словам с пропущенными буквами проверочные слова. Запишите слова парами, вставляя пропущенные буквы. Какая пословица выражает основную мысль стихотворения?

На вкус и цвет товарищей нет.

Страница 38

Упражнение 62. Подберите к каждому слову из левого столбика слово с противоположным значением (антоним) из правого столбика. Запишите слова парами.

Упражнение 63. Прочитайте текст. Подберите к слову солнечный антоним. Запишите новое заглавие. Какой день может быть описан в тексте с таким заглавием? Замените все выделенные слова антонимами и запишите получившийся текст.

Холодный ветер дует в лицо. На деревьях грустно трепещут листья. По небу плывут тяжёлые облака. По тёмной воде быстро плывёт кораблик.

Страница 39. ГДЗ по теме Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)

Упражнение 64. Прочитайте предложения. Сравните значение выделенных сочетаний слов. Запишите их.

У нас дома живёт большой пушистый кот.
Мой сосед не любит читать, у него дома книг кот наплакал.

Страница 40

Страница 41

Нет письменных заданий на этой странице.

Стр. 42. Проверь себя

1. Прочитайте слова. Найдите имена собственные. Выпишите их, правильно оформив на письме.

2. Подберите к словам каждой строки слова с общим значением. Запишите группы слов.

3. Прочитайте и спишите предложения. Подчеркните многозначные слова.

4. Спиштеи пары слов, указав синонимы буквой с, а антонимы буквой а.

5. Найдите устойчивые обороты речи. Объясните их значение. Выпишите фразеологизмы.

1. Сидеть на уроке как на иголках. 2. Работать спустя рукава.

Страница 43. ГДЗ по теме Состав слова

Нет заданий на этой странце учебника.

Страница 44. Как собрать и разобрать слово

Кот я, кот енька, кот ок, кот ик.

Упражнение 68. Запишите ответы на вопросы, подобрав к выделенным словам однокоренные. В родственных словах подчеркните корень. Кто ходит на охоту? Кто охраняет лес? Кто ухаживает за садом? Кто чинит часы? Кто ходит в море?

Охот ник, лес ник, сад овник, час овщик, мор еход.

Ответы к странице 46

Упражнение 69. Спишите предложения. Выделите корень в родственных словах. Поставьте ударение. Обратите внимание на написание корня.

Списываем, выделяем дугой корень СВЕТ в словах свет, свети́ть, светлячки́, све́тлые, свети́льник.

1. Свет вечерней зари погас. 2. Солнце перестало свет и́ть. 3. В траве блестели свет лячки́. 4. Зажглись све́т лые звёзды. В окне избушки мерцал свет и́льник.

Корень у родственных слов пишется одинаково.

Упражнение 70. Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова. Какая часть слова является общей? Где она стоит?
Прилетели, приплыли, прибежали, пришли, приехали, примчались.
Спишите слова. Общую часть слов подчеркните.

При летели, при плыли, при бежали, при шли, при ехали, при мчались.

Страница 47

Упражнение 71. Прочитайте слова. Кого они называют?
Лисёнок, тигрёнок, котёнок, мамонтёнок, слонёнок, страусёнок, китёнок, кенгурёнок.

Слова называют детенышей животных.

Найдите общую часть в словах. Одинаково ли она пишется в разных словах? После какой части слова она стоит?

Запишите слова. Обозначьте в них общую часть, которая стоит после корня.

Упражнение 72. Прочитайте весёлое стихотворение А. Грачёва, добавляя пропущенную часть слова. Понаблюдайте, где она стоит, для чего служит.

У норы добычи ждёт, притаившись, серый кот[].
Мышь осталась без хвоста, вырываясь от кот[а].
А теперь и за версту не приблизится к кот[у].
Крыса старая — и та, видя грозного кот[а],
Удерёт в нору под дом, чтоб не встретиться с кот[ом].
Там дрожит и в темноте вспоминает о кот[е].

Окончание служит для связи слов в предложении.

Ответы к странице 49

Ответы к странице 50

Упражнение 75. Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова и запишите их. Обозначьте корни. Сравните слова по значению и написанию. Какое из них не относится к группе родственных слов?

Слово водитель не относится к группе родственных.

Упражнение 77. Прочитайте. Все ли слова в группах родственные? (нет) Выпишите только родственные слова, выделите корень.

Звон, звонок, позвонить.
Холод, холодный, холодильник.
Гора, горный, горчица.
Море, моряк, морковь.

Страница 51

Упражнение 78. Дополните предложения однокоренными словами: море, морской, приморский, моряк, морячка.

Упражнение 79. Рассмотрите рисунок. Запишите ответы на вопросы.
1. Что изобразил художник на рисунке? 2. Кто ухаживает за садом? 3. Какие ножницы он держит в руке?
Выпишите из своих ответов родственные слова. Чем они похожи? Какая в них общая часть? (корень САД) Выделите корень.

1. На рисунке художник изобразил цветущий сад.
2. Этот сад вырастил садовник.
3. Он держит в руке садовые ножницы.

Страница 52

Упражнение 80. Прочитайте предложения. Найдите родственные слова.
1. Летний дождь щедро оросил засохшие поля. 2. Утром росинки блестят на солнце. 3. Я люблю бродить по росистой траве. 4. Роса исчезает к полудню.
Выпишите однокоренные слова. Поставьте в них ударение. Выделите корень. Как проверить букву безударного гласного в корне слова? (нужно подобрать такое родственное слово, чтобы ударение падало на эту букву)

Страница 53

Упражнение 81. Прочитайте. Понаблюдайте, как произносятся и пишутся родственные слова в группах. Какое из слов помогает правильно писать все остальные родственные слова?

Ответы к странице 54

Какая часть в родственных словах остается неизменной? Как она называется? (корень) Выделите эту часть.

Страница 55

Упражнение 84. Прочитайте текст. Разделите его на предложения и запишите. Подчеркните однокоренные слова. Какие из них являются проверочными?

Страница 56

Упражнение 85. Прочитайте предложения. К словам с пропущенными буквами подберите проверочные слова из слов для выбора. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках пишите проверочные слова.

1. Друзья по м и р и́лись ( м и р ) после ссоры. 2. Сестра при м е р я́ла (при м е́ р ка) новое платье. 3. Стиральная машина сама про пол о ск а́ла ( пол о́ щ ет) белье. 4. Девочка при л а ск а́ла ( л а́ ск а) котёнка. 5. Хорошо спрятаться от солнца в т е н и́ ( т е нь ) деревьев! 6. Старик вы́ т я н ул ( т я́ н ет) неводом золотую рыбку. 7. Не ж а л е́ло ( ж а́ л ко) солнце жара для хорошего загара. (Е.Измайлов) 8. В нашем пруду ж и ву́т ( ж и ть) карасики. 9. Во дворе школы второклассники с л е п и́ли ( л е́ п ка) весёлого снеговика. 10. Была оттепель, и снег при л и п а́л ( л и́ п кий) к лыжам.

Упражнение 86. Отгадайте загадки, прочитайте пословицы. Выпишите слова с безударными гласными звуками, выделите в них корень, напишите проверочные слова.

По г..рам, по д..лам ходит шуба да кафтан. (Баран) Л..тит — говорит, а сядет — м..лчит. (Оса) Много в..ды — много тр..вы. Д..ревья см..три в пл..дах, а человека — в д..лах. Птица кр..сна п..ром, а человек — трудом.

По г о рам, по д о лам ходит шуба да кафтан. (Баран) Л е тит — говорит, а сядет — м о лчит. (Оса) Много в о ды — много тр а вы. Д е ревья см о три в пл о дах, а человека — в д е лах. Птица кр а сна п е ром, а человек — трудом.

Страница 57

Упражнение 87. Понаблюдайте, совпадает ли произношение и написание парных звонких и глухих согласных в корнях выделенных слов. Какое правило надо вспомнить, чтобы написать эти слова без ошибок?

Найди среди предложений пословицы и запиши их по памяти

Упражнение 88. Спишите пословицы. Какую букву надо вставить? Объясните смысл пословиц. На что кла..(т-д), когда в семье ла..(т-д) На языке мё..(т-д), а под языком лё..(т-д). Кто любит тру..(т-д), того люди чтут.

На что клад, когда в семье лад. На языке мёд, а под языком лёд. Кто любит труд, того люди чтут.

Страница 58

Упражнение 89. Прочитайте слова. Определите, какие буквы пропущены. Подберите к каждому данному слову проверочное и запишите слова парами.

Упражнение 90. Прочитайте загадки Н.Бетеньковой. Запишите любую загадку, вставляя пропущенные буквы. Найдите корни в выделенных словах.

Я и горький, я и сла д кий (сла д о к),
К солнцу я тянусь из гря д ки (гря д а ),
Малышам полезный дру г (дру г а ),
А зовусь я просто лу к (лу к а ).

Я и круглый, я и гла д кий (гла д о к),
И на вкус приятно сла д кий (сла д о к).
Знает каждый карапу з (карапу з ы ),
Что зовут меня арбу з (арбу з ы ).

Упражнение 91. Прочитайте текст. Выпишите из текста однокоренные слова к слову снег, выделите корень.
Однажды где-то в заснеженных северных краях Ветер сильно продрог. Он сел на снеговика во дворе дома и решил, что зима ему надоела. Ветер полетел на юг и пригнал тучу, чтобы ливень смыл с земли снежное покрывало. Но Мороз дохнул на тучу холодом. Капельки воды замёрзли и превратились в снежинки. Очень удивился Ветер, когда из тучи вместо дождя повалил густой снег.

За снеж енных, снег овика, снеж ное, снеж инки.

Страница 59

Упражнение 92. Выделите корень в словах каждой группы, чередующиеся согласные подчеркните.
Друг — дружок — дружить (г-ж). Тихий — тихо — тишина (х-ш). Медведь — медвежий — медвежонок (д-ж). Дышать — дыхание — дышит (ш-х).

Дру г — дру ж ок — дру ж ить (г-ж). Ти х ий — ти х о — ти ш ина (х-ш). Медве д ь — медве ж ий — медве ж онок (д-ж). Ды ш ать — ды х ание — ды ш ит (ш-х).

Упражнение 93. Прочитайте текст. Озаглавьте его и запишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните их написание.

У кошки Анфиски родились котя т ки (котя т а ).
Скоро у котят открылись гла з ки (гла з а ) и прорезались зу б ки (зу б ы ). Малыши первый раз выбрались из корзинки. Один зале з (зале з а ть) под шка ф (шка ф ы ). Другой запол з (пол з а ть) под кровать. Под кроватью стояли сапо ж ки (сапо ж о к). Котёнок залез в сапо г (сапо г и ) и уснул.

Учитель может потребовать выделить корни в словах с пропущенными буквами.

Страница 60

Красные сапо ж ки (сапожок) в земле лежат. (Свёкла)
Под ду б ком (дубы), ду б ком (дубы)
Свилась клу б ком (клубок) — и с хвостиком. (Репка)
Без ру к (руки), без но г (ноги), а рисовать умеет. (Мороз)

Упражнение 96. Составьте текст. Определите порядок следования предложений. Запишите, что у вас получилось.Объясните правописание подчёркнутых орфограмм.
1. На ёлку повесили флажки и разные игрушки.
2. Олег и Дарья готовят концерт.
3. Пришёл Новый год. Мы нарядили ёлку.
4. Тут медведь, волк и золотая рыбка.

Пришёл Новый год. Мы нарядили ёлку. На ёлку повесили фла ж ки (флажок) и разные игру ш ки (игрушечки). Тут медведь, волк и з о лотая (золото) ры б ка (рыба). О лег (имя собственное) и Д арья (имя собственное) готовят концерт.

Стр. 61. Ответы к уроку Приставка

Упр. 97. Образуйте от данных слов новые слова, добавляя приставки: над-, на-, с-, пере-, от-, под-, при-, про-.
Писать, читать, лететь.
Какие новые слова у вас получились? Запишите их. Выделите в них приставки.

Писать, над писать, на писать, с писать, пере писать, от писать, под писать, при писать, про писать.
Читать, на читать, пере читать, про читать.
Лететь, на лететь, с лететь, пере лететь, от лететь, под лететь, при лететь, про лететь.

Страница 62

Упражнение 98. Запишите ответ на вопрос, используя слова с приставками. Приставки выделите. Что сделал котёнок, который испугался щенка? Котёнок сначала … на стол, потом … через диван и … под шкаф.
Слова для выбора: залез, перелез, заполз.

Котёнок сначала за лез на стол, потом пере лез через диван и за полз под шкаф.

Упражнение 99. Спишите предложения. Найдите и выделите приставки в словах.
1. Илья с друзьями любит побродить полесу. 2. Вдруг что-то зашуршало, зашипело за кустом. 3. От ветра закачались деревья. 4. Лес зазвенел, застонал, затрещал; заяц послушал и вон побежал. (Н. Некрасов).

1. Илья с друзьями любит по бродить полесу. 2. Вдруг что-то за шуршало, за шипело за кустом. 3. От ветра за качались деревья. 4. Лес за звенел, за стонал, за трещал; заяц по слушал и вон по бежал. (Н. Некрасов).

Упражнение 100. Рассмотрите рисунок. Составьте и запишите по рисунку рассказ, используя слова для выбора. Выделите в них приставки.
Слова для выбора: окружают, подступили, пролетает, зацвели, созрели.

Деревянный дом о кружают берёзы. Они под ступили к самым стенам. В небе про летает ворона. За цвели в поле ромашки. Со зрели яблоки.

Еще вариант спредложений:

Стоит на краю рощи избушка. Её о кружают высокие стройные берёзы. Деревья под ступают очень близко к домику. Высоко в небе про летает стриж. На лугу за цвели цветы. В саду со зрели яблоки.

Страница 63

Упражнение 101. Перед вами карта города. Объясните устно, как добраться от школы до стадиона. Используйте слова, обозначающие действия. Слова для выбора: выхожу (из школы), перехожу (улицу), прихожу (на стадион), ухожу (домой).
Запишите составленный рассказ. Выделите в словах приставки.

После школы я иду на стадион. Я вы хожу из школы и поворачиваю налево. Затем я пере хожу улицу по пешеходному пере ходу и иду прямо. Через пять минут я при хожу на стадион.

Страница 64

Упражнение 102. Понаблюдайте за написанием разделительного твердого знака и сделайте вывод, в каком месте слова и перед какими гласными он пишется.

О б ъ е хать, с ъ ё житься, о б ъ я снять, с ъ е сть.

Упражнение 103. Сравните пары слов. Объясните, где появляется в словах твёрдый знак (ъ). Гласным или согласным звуком оканчиваются приставки? Наблюдайте, с каких букв начинается корень слова.

Устно. Вывод написан под упражнением.

Страница 65

Упражнение 104. Сравните слова в каждой группе. Чем они отличаются? Какой знак вы поставите при их списывании?
1. Под..ехал, об..явление, с..едобный, объ..снить.
2. Вороб..иный, солов..и, в..юга, сер..езный,прол..ется.

1. Под ъ ехал, об ъ явление, с ъ едобный, об ъя снить.
2. Вороб ь иный, солов ь и, в ь юга, сер ь ёзный, прол ь ется.

Упражнение 105. Найдите ошибки в диктанте второклассника. Какую орфограмму он знает недостаточно хорошо? Объясните его ошибки.

Стр. 66. ГДЗ по теме Суффикс

Маленький дом можно назвать домик. Очень большой дом называют домище или домина. Старенький, неказистый дом — это домишко.

Страница 67

Упражнение 107. Отгадайте загадки. Спишите их. Обозначьте суффикс в выделенных словах.

Глаз ищ и, ус ищ и, хвостище, когтищи, а моется всех чище. Это кот.
Мал еньк ий, усат еньк кий, мохнат еньк ий, со спинкой полосат еньк ой. Это кот.

Страница 68

Упражнение 109. Запишите, как называют спортсменов, изображённых на рисунках. А как называют человека, который болеет за свою команду? Составьте и запишите предложения с этими словами.

Футболист забил гол в ворота противника. Хоккеист ударил клюшкой по шайбе. Болельщик подбадривал свою команду.

Страница 69

Выделяем суффиксы в выделенных словах. В слове зайчик суффикс ик, корень зайч (от «заяц»)

Стр. 70. ГДЗ к теме Окончание

Упражнение 112. Прочитайте текст. Постарайтесь восстановить пропущенную часть слова.

Пришла весна. Люди и животные рады весн[е]. От весн[ы] они ждут тепла и радости.

Пропущенная часть нужна для связи слов в предложении.

Упражнение 113. Прочитайте текст. Догадайтесь, какая часть слова поможет связать все слова в предложении. (окончание) Допишите последнее предложение.

Ответы к странице 71

Упражнение 114. Измените слова по образцу, найдите и выделите окончания.

Упражнение 115. Прочитайте текст. Запишите текст, вставляя пропущенные окончания.

Какие отметки могут быть у отличника?

Стр. 72. Проверь себя

2. Определите, какие части слова выделены в словах.

Стакан-чик (суффикс чик), при-школь-н-ый (приставка при), уехал-а (окончание а), при-город-ный (корень город).

3. Собери в группы однокоренные слова.

Лес, лесник, лесной, лесистый, лесовик. Лист, листочек, лиственный, листик.

4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

5. Прочитайте предложения. Выпишите выделенные слова и обозначьте в них окончание.
Ваня отдыхал на море. По листу ползёт гусеница. У Кати в корзине сыроежки.

Ван[я], мор[е], по лист[у], гусениц[а], у Кат[и], в корзин[е], сыроежк[и].

Страница 74. ГДЗ по теме Части речи

Что такое части речи

Упражнение 116. Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи? Отличается ли каждая группа слов друг от друга? Объясните.
1. Лодка, лягушка, птица, дерево, малыш. 2. Плывёт, квакает, летит, растёт, идёт.
К какой из них можно поставить вопросы к т о? и что?, а к какой — что делает? Соедините слова двух групп и запишите предложения по образцу. Образец. Лодка (что делает?) плывёт.

Кто? Лягушка, птица, малыш.
Что? Лодка, дерево.
Что делает? Плывёт, квакает, летит, растёт, идёт.

Лодка (что делает?) плывёт. Лягушка (что делает?) квакает. Птица (что делает?) летит. Самолёт (что делает?) летит. Дерево (что делает?) растёт. Малыш (что делает?) идёт.

Страница 75

Упражнение 117. К какой группе относятся выделенные слова в стихотворении Саши Чёрного? Объясните.
Зеленеют все опушки, зеленеет пруд.
А зелёные лягушки песенку поют.

Упражнение 119. Прочитайте текст. Какие слова обозначают признаки предметов? Выпишите сочетания слов, обозначающие предмет и его признак.
В нашем лесу есть и белые берёзки, и тёмные ели, и старые дубы. Но больше всего я люблю сосновый бор. Там даже в пасмурный день кажется, что светит солнце.

Белые берёзки, тёмные ели, старые дубы, сосновый бор, пасмурный день.

Страница 76

Упражнение 120. Прочитайте рассказ Н.Сладкова.
Выпишите из последнего предложения слова, обозначающие: 1) предметы, 2) действия, 3) признаки.

1) Волк, луна, морда.
2) Петь, любит, увидет, поднимет, поёт.
3) Круглую.

Страница 77

Упр. 113. Прочитайте текст из старинного учебника русского языка. Это рассказ или стихотворение? (Стихотворение, так как есть рифма) Убедите слушателей, что картины родной природы действительно очень красивы.
Родные картины
Родные милые к..ртины: поля, берё..ки и леса, луга, овражки и равнины, а под г..рою звон руч..я. Над ручейком склонились ивы. Село в..днеется вд..ли. Под солнцем золотятся нивы. Кр..чат в болоте журавли.
Попробуйте записать текст в стихотворной форме, вставляя пропущенные буквы. Все ли пропущенные буквы можно проверить? Попробуйте сами составить небольшой текст с описанием природы.

Родные милые к а рти́ны (сл.):
Поля, берё з ки (берё з ы ) и леса,
Луга, овражки и равнины,
А под г о ро́ю (г о́ ры) звон руч ь я.
Над ручейком склонились ивы.
Село в и дне́ется (в и д) вд а ли́ (д а ль).
Под солнцем золотятся нивы.
Кр и ча́т (кр и к) в болоте журавли.

Назовите слова, обозначающие предметы. На какой вопрос все они отвечают? Спишите любую часть текста, вставляя пропущенные буквы. Все ли пропущенные буквы можно проверить? Попробуйте сами составить рассказ с описанием природы. Вы можете воспользоваться словами для выбора. Слова для выбора: небо (высокое, хмурое, голубое, чистое), облака (белые, лёгкие), поле (широкое, золотое), луг (цветущий, зелёный), лес (густой, еловый, дремучий).

Узкая тропинка ведёт через дремучий лес. Вдоль неё растут высокие деревья. Белые березки расположились на самой опушке. Сосны тянут свои длинные ветви к небу. Вдали виднеется маленькая деревня.

Страница 78

Упражнение 122. Прочитайте скороговорки. Научитесь их быстро произносить. Выпишите слова, обозначающие действия предметов. Поставьте к каждому слову вопрос.

Что делали? Лавировали. Что сделали? Не вылавировали. Что сделала? Проворонила.

Упр. 110. Прочитайте слова. Подумайте, на какие три группы эти слова можно разделить. Что общего у слов каждой группы? Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? Запишите слова в три столбика.

Предмет Признак предмета Действие предмета

акация красивый идёт
библиотека синий учится
вишня узкий бегает
медведь огромная пишет
мальчик тяжёлое дружит
ранец компьютерный

Упр. 111. Прочитайте слова по группам. Обсудите, что называют слова каждой группы: предметы, признаки предметов или их действия. На какие вопросы они отвечают?

Стр. 76. ГДЗ по теме Имя существительное

Упр. 115. Прочитайте текст. Запишите слова, которые служат ответами на вопросы.

Алёша, папа, яблони, груши. Эти слова обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?

Упр. 116. Прочитайте стихи. Выпишите неодушевленные имена существительные. На какой вопрос они отвечают?

Что? Вещи, молоток, тиски, клещи, напильник, ножовка, сноровка.

Упр. 117. Прочитайте стихотворный текст. Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? Запишите их вместе с вопросом.

Кто? Олень, лев, барсук, рысь, медвежата.

Упр. 118. Прочитайте начало сказки Шарля Перро (в переводе М.Булатова). Вспомните её название. Найдите в тексте слова, которые отвечают на вопрос кто? и на вопрос что? Найдите в словах ответов буквы безударных гласных звуков. Подчеркните их. Устно подберите проверочные слова.

Кто? Мельник, сыновья, осёл, кот, братья. Что? Наследство, мельница.
Мельник оставил св о и́м трём с ы н о вья́м наследство.
Братья сразу же под е ли́ли отцовское наследство.
Старший брат взял себе мельницу.
Среднему брату достался о сёл.
Младшему из братьев дали к о та́.

Упр. 120. Игра «Кто это? Что это?». Рассмотрите рисунки.

1. Покупатели, мама, ребёнок, малыш, полки, корзина, куртка, штаны, ботинки, груши, яблоки, ананасы, бананы, апельсины, киви, фрукты, помидоры, картошка, овощи, магазин.

2. Зоопарк, слон, песок, птицы, воробьи, забор, зрители, мама, дети, волосы, куртка, брюки, сапоги, шапка, кепка, морковь, интерес.

Упр. 121. Прочитайте предложения. На какой вопрос отвечает каждое из этих слов? Какие из них можно назвать именами существительными, а какие нет? Почему? (потому что это действия предметов) Спишите предложения. Подчеркните имена существительные.

Упр. 122. Прочитайте текст. Почему некоторые слова в этом тексте написаны с заглавной буквы? (Это имена собственные.)

Упр. 123. Назовите и запишите по группам как можно больше имён собственных с данными значениями. Какие из этих названий надо заключать в кавычки? (названия автомобилей и журналов)

Названия городов: Москва, Тула, Воронеж, Пенза, Белгород, Курск, Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Владивосток, Хабаровск, Париж.

Названия рек: Дон, Енисей, Обь, Иртыш, Лена, Волга, Амур, Кама, Ангара, Тобол.

Названия морей: Азовское, Чёрное, Андаманское, Баренцево, Берингово, Красное, Охотское.

Названия стран: Россия, Китай, Япония, Тайланд, Индия, Монголия, Франция, Италия, Испания.

Названия столиц разных государств: Москва, Пекин, Париж, Мадрид, Рим, Коломбо, Бангкок.

Названия автомобилей: «Тойота», «Мазда», «Жигули», «Камаз», «Рено», «БМВ».

Название журналов для детей: «Весёлые картинки», «Нафаня», «Мурзилка», «Три кота».

Упр. 124. Прочитайте предложения. Выпишите собственные имена существительные. Какие буквы в выделенных словах надо проверить? Выпишите их вместе с проверочными словами.

Г видон, И ришка, Г ришка, М аришка, С алтан.

1. Серёжа М уравьёв не боится муравьёв. 2. Игорь Л истьев сделал букет из листьев. 3. Витя В асильков нарвал букет из васильков. 4. Иванова П оля вернулась с поля. 5. У маленькой Г руши в корзинке груши. 6. Юра Г оршков принёс пять горшков.

Упр. 126.

У М иши был щенок. А у К ати был котёнок. Щ енок и котёнок очень подружились. О ни ели из одной миски.

Упр. 127.

Фамилии писателей: И.А.Крылов, А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, К.И.Чуковский, С.Я.Маршак.

Названия городов: Самара, Псков, Новгород, Владимир.

Названия стран: Россия, Италия, Польша.

Упр. 128.

В ела П оля вола в поле. С поля вол П олю вёл.

Упр. 129.

Телёнок был шерстяной и мокренький. Ему давали имена: Бобик, Рекс, Тузик, Стремительный, Гаврюша.

Ш арик, Д ядя Ф ёдор, Б обик, Р екс, Т узик, С тремительный, Г аврюша.

Упр. 130.

Имена, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов и рек пишутся с заглавной буквы.

Упр. 131.

Гулял по улице щенок
Не то Дружок,
Не то Пушок.
Гулял в метель и в солнцепёк,
И под дождём гулял и мок,
И если даже шёл снежок,
Гулял по улице щенок.
Гулял в жару,
В мороз
И сырость,
Гулял,
Гулял,
Гулял
И вырос.
В.Левин

Упр. 132.

Упр. 133.

Т а релк[и], г е ро[и], з а вод[ы], к а ртин[ы], комн а т[ы], кв а ртир[ы], л о пат[ы], м а г а зин[ы], мальч и к[и]. Это словарные слова.

Упр. 134.

Упр. 135.

Директора́, догово́ры, шофёры, то́рты, столяры́.

Упражнение 120.

Прочитать и запомнить

Упражнение 121.

В магазине купили пару чулок и пару носков.
В автобусе нет свободных мест.
У Танюши много дел.
С одной яблони собрали несколько килограммов яблок.
На рынке много помидоров, апельсинов и мандаринов.
В магазине большой выбор сапог, ботинок и валенок.

Упражнение 122.

Больше всего имён существительных. Предметы объединяет слово багаж.

Страница 91. ГДЗ 7гуру по теме глагол

Упражнение 123.

Упражнение 124.

Слова отвечают на вопрос что делать? и обозначают действия предметов.

Упражнение 125. Выберите одну из загадок. Спишите ее. Обведите глаголы.

Упражнение 126.

Что? Ручьи, снег, почки, солнце, птицы.
Что делают? Бегут, прилетают, набухают. Что делает? Греет, тает, светит.

Весной солнце светит ярче и греет жарче. Тает снег. Бегут быстрые ручьи. На ветках деревьев набухают почки. Прилетают с юга перелетные птицы.

Упражнение 127.

Шофёр (что делает?) водит машину.
Врач (что делает?) лечит людей.
Дворник (что делает?) подметает двор.
Трактористы (что делают?) пашут землю.
Садоводы (что делают?) сажают деревья.

Упражнение 128.

Что делают? Прыгают, кружатся, громоздятся, мчат, грохочут, трещат.

Эти глаголы называют действия нескольких предметов.

Упражнение 129.

Летом мы часто ходили на реку. Там мы купались, грелись на со л нце, к а тались на ло д ке. На опушке мы собирали земл я нику и рвали щ а вель. Мы х о дили на лу г в о рошить сено. Мы радовались и см е ялись.

Перескажите записанный текст так, чтобы в нем говорилось о действиях одного человека.

Летом я часто ходил на реку. Там я купался, грелся на солнце, катался на лодке. На опушке я собирал землянику и рвал щавель. Я ходил на луг ворошить сено. Я радовался и смеялся.

Упражнение 130.

Упражнение 131.

Гремел гл. гром. Лил гл. дождь. Сквозь дождь глядело гл. солнце. На небе появлялась гл. разноцветная радуга.

Упражнение 132.

Игра «Волшебник». Перескажи текст так, как будто события уже произошли.

Володя вернулся домой из школы очень грустный. Он получил двойку. Его бабушка сильно огорчилась.

. Замените выделенные слова антонимами. Запишите получившийся текст.

Володя вернулся домой из школы очень весёлый. Он получил пятёрку. Его бабушка сильно обрадовалась.

Упражнение 133. Прочитайте потешку. О чем в ней идет речь? (О работе и заботах) Запишите потешку, вставляя глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?

Над вписанными глаголами подписываем карандашиком гл.

Упражнение 134.

Первая группа слов обозначает предметы. Это существительные. Вторая группа обозначает действия предметов. Это глаголы.

Упражнение 135.

Упражнение 136.

В стихотворении использован приём олицетворения.

Страница 99. ГДЗ по теме имя прилагательное

Упражнение 137.

Какая? Ледяная, лубяная, светлая, тёмная.

Это имена прилагательные.

Упражнение 138.

Укажите с помощью имен прилагательных различные признаки предметов.
по вкусу по форме по цвету

Яблоко (какое?) сладкое, круглое, красное.
Слива (какая?) сладкая, овальная, фиолетовая.
Лимон (какой?) кислый, овальный, жёлтый.
Орехи (какие?) вкусные, круглые, коричневые.

Упражнение 139.

Упражнение 140.

Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.
Круглый, красный, сладкий, с зелёной кожей гладкой.

Упражнение 141.

Прочитайте текст. Какова его главная мысль? (Нужно беречь природу) Озаглавьте текст. (Луговые цветы)

Луг (какой?) зелёный.
Колокольчики (какие?) голубые.
Гвоздики (какие?) красные.
Ромашки (какие?) белые.
Оля (какая?) маленькая.

Мы добавили имена прилагательные. При необходимости подпишите прил. над ними.

Упражнение 142.

Тёплый, маленький, пушистый, серебристый, гибкий, быстрый, собачий.

Упражнение 143.

Каждое словосочетание составлено из прилагательного и существительного.

Упражнение 144.

Над прилагательными пишем карандашиком прил.

Упражнение 145.

1. На ветке сидит чёрная ворона. 2. Серый заяц лакомится морковкой на огороде. 3. На вешалке висит детское пальто. 4. На яблоне висят красные яблоки. 5. Коля катался на красивых роликовых коньках. 6. Шофёр уверенно вёл машину по широкому шоссе.

Упражнение 146.

Под кустом притаился маленький зверёк. У него были длинные уши, короткий хвост. Тело покрыто серой шерстью. Глаза у зверька были испуганные.

Упражнение 147.

Весеннее утро веет прохладой. Воздух прозрачный и чистый. Распускаются на ветках деревьев первые листочки. Земля покрывается зелёным ковром. Жужжат вокруг насекомые. Все радуются новому весеннему дню!

Упражнение 148.

. Составьте предложения с выделенными словами.

Зелёный жук ползёт по траве. Жёлтый мотылёк порхает над цветком. В лесу чистый и свежий воздух. Ласковый ветерок качает ковыль на лугу.

Упражнение 149.

Деревья (что сделали?) распустились.
Голубые подснежники (что делали?) цвели.
Травка (что сделала?) зазеленела.
Одуванчики (что сделали?) зацвели.

Упражнение 150. Прочитайте отрывок из стихотворения С.Михалкова. Как бы вы его озаглавили? (Игрушки)

1) Имена существительные: полка, слоны, собаки, верблюды, волки, кошки, гармошки, утки, дудки, куклы-матрёшки.
2) Глаголы: лежали, стояли.
3) Имена прилагательные: пушистые, губные.

Глаголы: ложится, созреет. Имена существительные: день, снег. Имена прилагательные: прекрасный, ясный, неспелый, учёный.

Упражнение 152. Игра «Угадай-ка».

Заяц: маленький, длинноухий, косой. Снег: белый, холодный. Мороз: трескучий, лютый. Книга: интересная, детская. Дождь: проливной, грибной, осенний. Сметана: белая, вкусная, густая, жирная. Волк: серый, зубастый, злой. Лиса: рыжая, хитрая.

Упражнение 153. Какие имена прилагательные помогают не только увидеть лесную глушь, но и почувствовать свежесть леса? (тенистой, сырой, студёный)

В глуши л е сно́й (л е с), в глуши з е лёной (з е́ лень),
Всегда т е ни́стой (т е нь) и сырой,
В крутом овраге под г о ро́й (г о́ ры)
Бьёт из камней родник студёный.

Упражнение 154.

На рисунке изображен осенний пейзаж. Трава уже пожелтела. Листья на деревьях пожухли. По сухой траве идет человек. Он торопится домой.

Страница 111. ГДЗ 7gy.ru по теме предлог

Упражнение 155. Прочитайте. Свяжите слова друг с другом по смыслу. Какие слова помогают нам в этом? (Предлоги)

Сесть за парту. Положить книгу на парту. Вызвать к доске. Стоять у доски.

Упражнение 156.

Кот залез на обеденный стол. Кот притаился под столом. Кот спрятался за стол. Кот забрался в кухонный стол.

Упражнение 157.

Мама накрыла стол красивой скатертью. Лампа висит над столом. Ваза с цветами стоит на столе. На столе стоят чашки. Мама налила в чашки чай.

Упражнение 158.

Лисята у норы. Чайки над водой. Книга на столе. Дым из трубы. Всадник на коне. Подарок для сестры. Письмо от друга. Избушка в лесу.

По белым стволам берёз и по их зелёным листьям бегают солнечные зайчики.

Упражнение 159.

Упражнение 160.

Спелое яблоко упало (с чего? откуда?) с яблони (на что?) на землю.
Резвая птичка перелетала (с чего?) с ветки (на что?) на ветку.
Мы ехали (куда?) в деревню (на чём?) на машине.
Жёлтенькая канарейка улетела (откуда?) из клетки (куда?) на волю.

Предлоги с другими словами пишутся раздельно.

Упражнение 161.

Острые зубы (у кого?) у собаки. Крепкие рога (у кого?) у коровы. Длинная грива (у кого?) у лошади. Цепкие лапы (у кого?) у обезьяны. Пушистая шерсть (у кого?) у овцы. Полосатая шкура (у кого?) у тигра. Рыжий хвост (у кого?) у лисы.

Упражнение 162.

Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.

А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.

Волки на кобыле,
Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике,
Жабы на метле.

Упражнение 163. Выпишите сначала слова с приставками, а потом сочетания слов с предлогами. Вставьте между словом и предлогом другое слово.

При ходить, с делать, от бежать, на писать, в ъехать, за рисовать, до смотреть, по гладить.

С высокого дерева, от двухэтажного дома, на письменном столе, в начальной школе, за центральным парком, при нашей школе, об отличной учёбе, за стареньким домом, до тенистой аллеи, по синей воде.

Упражнение 164.

1. У индусов есть ручные слоны. Один индус по шёл со слоном в лес по дрова. Слон про таптывал хозяину дорогу и помогал валить деревья.

2. Вдруг слон за мер и на сторожился. Хозяин хотел ударить слона, но у видел, что из кустов вы скочил огромный тигр. Слон по вернулся, с хватил хоботом тигра, поднял вверх и бросил на землю. Тигр ис пугался и у бежал.

Подчеркиваем пробел между предлогами и словам, выделяем приставки.

Упражнение 165.

Вошёл в автобус. Вошёл в трамвай. Вошёл в метро. Вышел из автобуса. Вышел из трамвая. Вышел из метро.

Пассажир вошёл в автобус. Мальчик вошел в трамвай. Я вошёл в метро и стал ждать свой поезд. Мужчина вышел из автобуса и зашагал по дороге к дому. Человек вышел из трамвая на конечной остановке. Я вышел из метро во время дождя.

Упражнение 166.

Страница 120. Проверь себя

2. 1) имя прилагательное;
2) признак предмета;
3) какой?
4) маленький.

1) глагол;
2) действие;
3) что делает?
4) бежит.

3. Имена существительные: собака, автобус, девочка, книга, кот, улица.
Имена прилагательные: домашний, пушистый, интересная.
Глаголы: читать, убежать, ехать.
Предлоги: из, от, по.

Пушистый кот убежал от собаки. Девочка читает интересную книгу.

Страница 122. ГДЗ по теме Предложение. текст.

Упражнение 167.

Упражнение 168.

Малыши играют в прятки.
Огурцы растут на грядке.
Поросята спят в овраге.
Мушкетёры точат шпаги.
Дети в цирк бегут ватагой.
Раки дремлют под корягой.
Щуки плавают по дну.
Волки воют на луну.

Это предложения повествовательные, невосклицательные. Списываем 4 из них.

Упражнение 169.

Упражнение 171. Спишите текст.

Упражнение 172.

Разъяснения в учебники под заданием.

Долгожданная весна наступила в наших краях. Яркое солнце греет сильнее. Прилежный ученик красиво пишет слова и предложения. Маленькая девочка громко читает стихотворение.

Упражнение 175. Прочитайте и спишите предложения. В скобках пишите нужный вопрос: что делал? что делала? что делали?

Мама (что делала?) шила Нине новое платье.
Маленькая Светочка (что делала?) играла с новой куклой.
Вася (что делал?) рисовал лошадку.
Серёжа и папа (что делали?) читали сказку.

Марина любит (кого?) братишку. Она катает (кого?) малыша в коляске. Марина рассказывает (кому?) мальчику весёлые истории. Серёжа слушает (кого?) сестру.

Человек (что делал?) жил, человек (какой?) рассеянный, жил (где?) на улице, на улице (какой?) Бассейной.

1. Жил человек рассеянный на улице Бассейной. 2. Медвежонок ест мёд. 3. Мальчик нашёл гриб.

Упражнение 179. Составьте из слов предложения, а из предложений текст.

У нашего горластого петуха красный гребешок. Берёт он ночью свой гребешок. Петух расчёсывает свой разноцветный хвост. Вот почему у него такой пышный хвост.

Упражнение 181.

1. Текст-описание 2. Текст-сообщение. 3. Текст-рассуждение

Списываем один из текстов.

Упражнение 182.

В витрине магазина стоял очень красивый велосипед. Он был большой, железный. Большие колеса сверкали на солнышке своими спицами. Рама у велосипеда была оранжевого цвета. На боку красовалась синяя надпись. У этого велосипеда 12 скоростей и мягкое сиденье. Не велосипед, а мечта!

Упражнение 183. Запишите ответы на вопросы.

У таксы чёрная или коричневая шерсть, длинные висячие уши, умные глаза, короткие ноги и узкое тело. С таксой хозяин может ничего не бояться, потому что она всегда готова защитить его. Таксу использовали для охоты на барсука.

Упражнение 184.

Упражнение 185. Напишите записку родителям или друзьям.

Милая мамочка!
Я сделала все уроки и пообедала. Хомячка покормила. Не теряй меня, я у Кати в гостях.

Упражнение 186.

Нужно добавить вопросы о жизни бабушки, спросить про её дела.

Упражнение 187. Напиши письмо друзьям, родителям или героям детских книг.

Здравствуй, Аня! Как у тебя дела? Как ты учишься? Как там котёнок, подрос? У меня всё отлично. Скоро каникулы. Мы с мамой приедем к вам в гости. Мы вместе с тобой будем гулять и играть в интересные игры. Я привезу с собой новую настольную игру. До встречи через месяц! Твоя подруга Вика.

Упражнение 188. Напишите своим родителям приглашение на праздник весны и окончания второго класса.

Дорогие мама и папа! Приглашаю вас на праздник весны и окончания второго класса. Праздник состоится 28 мая в нашем классе в 18-00. Ваша дочь Вика.

Упражнение 189. Вспомните, в каких известных вам сказках, рассказах и стихотворениях описывается общение человека с природой.

Рассказы Снегирёва, Пришвина, Ушинского, Сладкова, Скребицкого, стихи Токмаковой.

Страница 146

Упражнение 236. ==

Страница 147

Упражнение 237. Прочитайте стихотворение. Чем оно похожена сказку? Чьи разговоры сумел записать магнитофон?
Слышишь, звякнул колокольчик
На лесной лужайке.
Есть у нас магнитофончик —
Маленький всезнайка.
Он на тоненькую плёнку
Пишет разговоры:
Что сказал комар зайчонку,
Лягушачьи споры…
Целый день он с нами ходит,
А настанет вечер —
Разговоры переводит
В звуки нашей речи…
И. Токмакова
Какие, по-вашему, разговоры могут вести кузнечики, цветы, трава, деревья? Попробуйте с помощью взрослых составить сборник таких разговоров. Оформите его, как книжку. Нарисуйте картинки.

148-149

«Какие бывают предложения и тексты. Для чего они создаются»

Проверь себя, страница 150

2. Подлежащее, сказуемое.

4. Ваня побывал в Москве. Москва стоит на берегу реки. Ваня полюбил этот чудесный город.

Вот и конец учебника по русскому языку. Конец второго класса. Встречайте каникулы. Приятного вам всем отдыха!

Источник

Adblock
detector