Меню

Как сделать упражнение по русскому языку 3 класс байкова

ГДЗ Русский язык 3 класс тетрадь для самостоятельной работы № 2 Байкова. Ответы на задания

Ответы к заданиям тетради «Русский язык 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 2». Байкова Т.А. Проверка домашнего задания не отнимет у вас, уважаемые родители и учителя, много времени с ГДЗ на 7 гуру. Вы всегда можете сверить ответы ребенка с правильными.

Листайте вкладки с упражнениями, чтобы посмотреть ответы к ним.

Ответы к тетради №2 русский язык 3 класс Байкова:

Ответы к заданиям тетради «Русский язык 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 2». Байкова Т.А. Проверка домашнего задания не отнимет у вас, уважаемые родители и учителя, много времени с ГДЗ на 7 гуру. Вы всегда можете сверить ответы ребенка с правильными.

Листайте вкладки с упражнениями, чтобы посмотреть ответы к ним.

Ответы к тетради №2 русский язык 3 класс Байкова:

Упражнение 1

Ответы к упражнению 1, с. 3

1. Впиши новое словарное слово. Подчеркни в нём буквы, написание которых надо запомнить. Вставь пропущенные буквы.

Загадка эта неле г ка:
П и шусь всегда через два К,
И мя ч и шайбу клю ш кой бей,
А называюсь я хо кк ей.

Ответы к упражнению 2, с. 3

2. Расшифруй запись и запиши пословицу. В новом словарном слове подчеркни букву, написание которой надо запомнить.

Подчеркни основу предложения.

Ответы к упражнению 3, с. 3 — 5

3. Прочитай пословицы в конце упражнения (с.5). Пользуясь инструкцией, вставь пропущенные окончания в имена существительные.

Б. Определяю падеж:
1. Нет (кого? чего?) пчёлк… — (Р.п.)
2. Тоскует (на ком? на чём?) на чужбин… — (П. п.)
3. Сижу (у кого? у чего?) у печ… — (Р.п.)
4. Не растёт (без кого? без чего?) без корн… — (Р.п.)

1. Нет пчёлк[и] без жальца.
2. На чужбин[е] и собака тоскует.
3. Сижу у печ[и] да слушаю людские речи.
4. Без корн[ей] и полынь не растёт.

Ответы к упражнению 4, с. 5 — 6

4. Покажи стрелками словосочетания, в которых существительное с пропущенным окончанием является зависимым словом. Над стрелками запиши вопросы, которые ты задашь от главного слова к зависимому. Вставь пропущенные буквы. Рядом с существительными в скобках укажи число, склонение и падеж.

Найди в тексте слова с орфограммой «безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением». Подчеркни орфограмму синим карандашом.

Подчеркиваем синим карандашом орфограмму “безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением”: котёнка (котик), кормить (корм), принесла (нёс), отвернулся (завёрнут), говорит (говор, разговор).

Найди в тексте слова с орфограммой «звонкий/глухой парный согласный на конце слова и перед другим согласным». Орфограмму подчеркни жёлтым карандашом.

Жёлтым карандашом подчеркиваем орфограмму “звонкий/глухой парный согласный на конце слова и перед другим согласным”: овсяной (овёс), кашки (каша), от чашки (чашечка), редиски (редисочка), от миски (мисочка).

Ответы к упражнению 5, с. 6

5. Впиши новое словарное слово, поставив его в ед.ч. Р.п. Выдели окончание. Подчеркни буквы, написание которых надо запомнить. Вставь нужные буквы. В скобках, где возможно, напиши проверочные слова.

(Скáжет) Ск а зала к о рова:
— Вчера возле дома
— Я с ъ ела с о л о м[ы].

Какая орфограмма пропущена в выделенном слове? Выпиши это слово в начальной форме. Рядом напиши 3-4 глагола с такой же орфограммой.

В выделенном слове пропущена орфограмма «написание слов с разделительным Ъ».

С ъ есть, с ъ ехать, c ъ ёжиться, под ъ ехать, об ъ явить.

Ответы к упражнению 6, с. 6 — 7

6. Перед словами с пропущенными буквами в скобках напиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

Найди в тексте имена существительные I скл. ед.ч. Сверху укажи падеж. Выдели окончания.
Найди и подчеркни личное местоимение. Над ним укажи лицо, число и род.

Ответы к упражнению 7, с. 7

7. Рядом с существительными с пропущенными окончаниями в скобках укажи склонение, падеж и число. Вставь пропущенные окончания. Подчеркни синим карандашом слова, для верного выбора буквы окончания в которых надо знать два правила.

Простокваши (I скл., ед.ч., Р.п.) дали Клаше (I скл., ед.ч., Д.п.) —
Недовольна Клаша:
— Не хочу я простокваши (I скл., ед.ч., Р.п.)
Дайте просто каши (I скл., ед.ч., Р.п.).

Ответы к упражнению 8, с. 8

8. Впиши новое словарное слово, поставив его в форму ед.ч. Р.п. Подчеркни букву, написание которой надо запомнить. Вставь пропущенные буквы. Над существительными в форме ед.ч. Р.п. напиши склонение. Выдели окончания.

Вихрем летели из новой «перины»

Лист ь я б е рёзы
И лист ь я о сины,

Кисти рябины,
Ладо ш ка кл е новая,

Дуба л и сточек,
Да ши ш ка с о сновая.

Выпиши словосочетания с выделенными прилагательными. Над ними укажи число и род. В словосочетаниях замени прилагательные родственными существительными в форме ед.ч. Р.п. Запиши словосочетания, которые у тебя получились.

Ладошка кленовая ед.ч. ж.р. – ладошка клёна.
Шишка сосновая ед.ч. ж.р. – шишка сосны.

Ответы к упражнению 9, с. 9

9. Вставь пропущенные буквы. Впиши слово ТОРТ, в нужных формах. Поставь в них ударение. Какое ударение у существительного ТОРТ: неподвижное или подвижное? Нужное подчеркни.

Н е сли мы обл а ко с собой,
Буке т с и рени голубой.
Мы срезали для Наденьки
С и рень в пришкольном садике.

Взгл я нула Надя на с и рень:
— Какой красивый сорт!
Но он завянет через день,
Купили б лучше торт!

От тóрта польза есть —
Его же можно с ъ есть!
Я торт люблю с орехами.
За тóртом бы поехали!

Во всех формах слова торт ударение падает на корень, следовательно, у существительного торт ударение неподвижное.

Найди выделенные местоимения. Синим карандашом подчеркни местоимения 1-го лица, а жёлтым — местоимения 3-го лица.

Ответы к упражнению 10, с. 10 — 11

10. Спиши, вставляя нужные буквы. Над существительными с пропущенными окончаниями укажи склонение, число и падеж. Стрелкой покажи словосочетание, в которое входит выделенное прилагательное. Над прилагательным укажи число, род и падеж.

Найди в тексте синоним слову ДОЖДЬ. Подчеркни его жёлтым карандашом.
А синим карандашом подчеркни устойчивое выражение, которое является синонимом словосочетанию «сильный дождь».

Ответы к упражнению 11, с. 11

11. Впиши новое словарное слово. В выделенном слове обозначь приставку. Подчеркни букву, с которой начинается корень.

Синим карандашом подчеркни обращение.

Ответы к упражнению 12, с. 11 — 12

Я рас с ердился, да как заору:
— Нет! Это чужая квартира.

Раз в яжите, отпустите
Этих маленьких детей.

Тут Федорины коты
Рас ф уфырили хвосты.

1 л., мн.ч., И.п.
Мы лягушками нынче объелись,
1 л., мн.ч., Р.п.
И у нас животы раз б олелись!

А завтра рас с кажет он сам
1 л., мн.ч., Д.п.
Про все свои подвиги нам.

Кто из лютых когтей
Раз ъ я рённых зверей
Нашу бедную Лялечку вызволит?

Всем очень нужен, знаю я,
Раз у мный
Рас п орядок дня.

Ответы к упражнению 13, с. 13

13. Из упражнения 12 выпиши 8 слов с безударным гласным в корне, проверяемым ударением. Рядом напиши проверочные слова. Орфограмму подчеркни.

Расс е рдился (сéрдится), разв я жите (развя́жет), к о ты (кот), хв о сты (хвост), разб о лелись (боль), к о гтей (кóготь), разъ я рённых (я́рость), зв е рей (зверь).

Ответы к упражнению 14, с. 13 — 14

14. Впиши нужную приставку: ИЗ-/ИС-, РАС-/РАЗ-, БЕС-/БЕЗ-, ВС-/ВЗ-. Подчеркни буквы, с которых начинаются корни слов.
Найди и подчеркни жёлтым карандашом все имена собственные.

Ис п угалася коза,
Рас т опырила глаза.

Но жуки-червяки
Ис п угалися,
По углам, по щелям
Раз б ежалися.

«Я кровожадный,
Я бес п ощадный,
Я злой разбойник Бармалей ».

И вс к ричал Гиппопотам :
«Что за стыд, что за срам!»

Выделенное предложение разбери по членам предложения.
В первом и последнем двустишиях найди слова-синонимы. Выпиши их парами.

Ответы к упражнению 15, с. 15 — 16

15. Запиши правильно приставки: вставь букву З или С. Подчеркни букву, с которой начинается корень в этих словах. Рядом со словами с выделенными орфограммами в скобках запиши проверочные слова.

И раз ъ я рился (я́рый) Брундуляк:
— Так погоди же ты, смельчак (смéлый)

А вз в олнованный, дрожащий Крокодил
От волнения салфетку проглотил (глóтка).
А жираф,
Хоть и граф (графа),
Вз г ромоздился на шкаф.

Он ударил в медный таз (тазы)
И вс к ричал: «Кара-барас!»

Волки от ис п уга
С к ушали друг друга.

Но бес с овестный (совесть) смеётся
Так, что дерево трясётся (тря́ска).

Но если б вы знали, какой безо б разный (óбраз),
Дрожащий, и мокрый, и жалкий, и грязный,
Вс к локоченный (клок), еле живой
Предстал он тогда предо мной!

Подчеркни жёлтым карандашом все обращения.
А синим карандашом подчеркни существительные, которые не имеют формы единственного числа.

Ответы к упражнению 16, с. 16 — 17

16. Впиши новые словарные слова по порядку. Подчеркни в них буквы, написание которых надо запомнить. Вставь пропущенные буквы. В квадратных скобках [] укажи звуки, которые обозначены выделенными буквами

[с]
Из троллейбуса
[с]
Я вылез,
Папа выпрыгнул за мной,
А п о том
Мы прокатились
[шы] [х]
На машине легковой.
А потом
В м е тро спустились
[ч’а]
И помчались
Под Москвой.

Ответы к упражнению 17, с. 17 — 18

17. Вставь пропущенные буквы. Впиши предлог БЕЗ. Подчеркни первые буквы в словах, в форму которых входит данный предлог. Над этими существительными укажи склонение, падеж и число.

II скл., Р.п., ед.ч.
Несу башмак без к аблука,
II скл., Р.п., ед.ч.
Один рукав без п иджака,
I скл., Р.п., ед.ч.
Смычок без с крипки и ошейник.
Безносый чайник и кофейник,
Да котелок из чугуна
II скл., Р.п., ед.ч.
Насквозь проржавленный, без д на.
II скл., Р.п., ед.ч.
Несу министра без п ортфеля,
Он правил без году неделю.

Найди в тексте и выпиши 7 существительных с орфограммой “парный по звонкости/глухости согласный на конце слова”. Орфограмму подчеркни. Рядом напиши проверочные слова (эти же слова в форме ед.ч. П.п. с предлогом о).

башма к – о башмаке
рука в – о рукаве
смычо к – о смычке
ошейни к – об ошейнике
чайни к – о чайнике
кофейни к – о кофейнике
котело к – о котелке

Ответы к упражнению 18, с. 19 — 20

18. Впиши новые словарные слова по порядку. Подчеркни в них буквы, написание которой надо запомнить.

Прочитай значения слов ВИНЕГРЕТ и ОБЕД.
Составь и запиши 2 предложения с другими значениями этих слов.

В предложении “Повар готовил обед”, слово обед обозначает пищу. Ставлю над этим словом цифру 2. В предложении “То-то был винегрет, когда починили свет”, слово винегрет обозначает «мешанина, всякая всячина». Ставлю цифру 2.

Магазин закрылся на обед. (Значение 4: «перерыв в работе в середине дня».)
Мама приготовила винегрет. (Значение 1: «холодное кушанье из мелконарезанных овощей, мяса или рыбы».)

Ответы к упражнению 19, с. 20

19. Вставь пропущенные буквы в окончаниях существительных. Как ты объяснишь выбор буквы? Ответ напиши в скобках.

Подчеркни все существительные с орфограммой “парный по звонкости/глухости согласный в середине слова”.

Ответы к упражнению 20, с. 21

20. В первую строчку впиши первое словарное слово, поставив его в форму ед.ч. П.п. с предлогом В. Во вторую строчку последнего четверостишия впиши второе словарное слово, поставив его в форму мн.ч. В.п. с предлогом НА.
В словарных словах подчеркни буквы, написание которых надо запомнить. Найди в тексте существительные в форме ед.ч. П.п. Выдели у них окончания. Над каждым из них укажи склонение.

I скл.
Почтальон всегда в д о рог[е].
I скл.
Ждёт его медведь в берлог[е].
I скл.
Ждёт его в нор[е] лиса —
У зверей есть адреса.

Почтальона ждут везде:
I скл. II скл. II скл.
В конур[е], в дупл[е], в гнезд[е].

И звериные послания,
Несмотря на р асс тояния,
В самый дальний уголок
Почтальон доставит в срок.

Найди в тексте родственные слова. Подчеркни их синим карандашом.

Ответы к упражнению 21, с. 22

21. Впиши новое словарное слово, поставив его в форму ед.ч. П.п. с предлогом НА. Подчеркни в нём букву, написание которой надо запомнить. Вставь пропущенные буквы.

Впиши в столбик слова-синонимы. Рядом напиши родственные существительные со значением действия, образованные от этих слов.

В последнем предложении подчеркни основу.

Ответы к упражнению 22, с. 22- 23

22. С помощью приставок БЕЗ-/БЕС- образуй от данных слов и запиши слова-антонимы.

Честный – бесчестный, совестный – бессовестный, злобный – беззлобный, радостный – безрадостный, сильный – бессильный.

С любой парой слов составь и запиши 2 предложения.

Богатырь вызвал врага на честный бой.
Злодей из сказки совершил бесчестный поступок.

Ответы к упражнению 23, с. 23

23. Найди в тексте существительные с безударными окончаниями. Над каждым укажи число, склонение, падеж. Выдели окончания. Жёлтым карандашом подчеркни разные формы одного местоимения.

ед.ч., II скл., П.п.
На самолёт[е]
сущ.
Я лечу в Париж [пар’иш].
А ты за мной
ед.ч., II скл., П.п. гл.
На облак[е] паришь [пар’иш].

Выделенные слова – слова-омонимы (ответ Маши), так как они звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разные значения.

Ответы к упражнению 24, с. 24 — 25

24. Впиши новое словарное слово. Подчеркни в нём буквы, написание которых надо запомнить. В квадратных скобках [] укажи звуки, которые обозначены выделенными буквами.

[т’]
Гвоздь,
Набивая
Себе
Цену, —
Войти
Отказывался в стену.
[зн]
Но было поздно:
М о л о ток
3 л., ед.ч., В.п. 3 л., ед.ч., Д.п. [к]
В неё (в стену) войти ему (гвоздю) помог.

Найди подчёркнутые местоимения. В скобках запиши существительные в нужной форме, на которые указывают данные местоимения. Над местоимениями укажи лицо, число и падеж.

Ответы к упражнению 25, с. 25

25. Вставь пропущенные буквы. Рядом с существительными с пропущенными окончаниями в скобках укажи склонение и падеж.

По вечерам в пасть к бегемоту
Летает птичка на работу.
Удобней чистить зубы птичкой (I скл., Т.п.),
Чем зубочисткой (I скл., Т.п.) или спичкой (I скл., Т.п.)!

Выпиши сложное слово. В скобках напиши слова, которые дали ему жизнь.

Ответы к упражнению 26, с. 25 — 26

26. Запиши слова в скобках в форме ед. ч. Т. п. Над ними укажи их склонение.

Найди в тексте существительные со значением действия. Подчеркни их синим карандашом.
Найди в тексте слова-синонимы и подчеркни их жёлтым карандашом. Рядом в скобках укажи склонение, число и падеж этих слов.
Выпиши в столбик выделенные слова. Подчеркиваю в них орфограммы. Рядом напиши проверочные слова.

х о дить – хóдит
л е гко – лёгонький
з е мля – зéмли

Ответы к упражнению 27, с. 27

27. Впиши новое словарное слово, поставив его в нужную форму. Подчеркни букву, написание которой надо запомнить. Вставь пропущенные буквы.

Идёт в зоопарке
3 л. ед.ч. И.п
С э кскурсией он (Фома).
3 л. ед.ч. Д.п.
— Смотрите (смотрит), — ему (Фоме) говорят, —
Это слон.
И снова не верит Фома:
— Это ложь.
Совсем этот слон
На слона не похож.

Найди в тексте выделенные формы одного местоимения. Подумай, какое существительное они заменяют. Рядом в скобках запиши нужные формы этого существительного. Над местоимениями укажи число, лицо и падеж.

Читайте также:  Как сделать ногти для детей как у взрослых

Ответы к упражнению 28, с. 28

28. Запиши слова в скобках в нужной форме. Над ними укажи склонение, число и падеж. Выдели окончания.

Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети очень,
Очень любят рисовать
На бумаг[е] (I скл., ед.ч., П.п.),
на асфальт[е] (II скл., ед.ч.,П.п.),
на стен[е] (I скл., ед.ч., П.п.)
И в трамва[е] (II скл., ед.ч., П.п.) на окн[е] (II скл., ед.ч., П.п.).

У существительных I скл. и II скл. в ед.ч. в П.п. пишется окончание е.

Ответы к упражнению 29, с. 28 — 29

29. Разгадай кроссворд. Ответами будут слова, пришедшие в русский язык из французского.

1. Искусственный водоём, сооружённый для плавания, купания. Бассейн
2. Летняя открытая пристройка к дому, зданию. Терраса

2. Единица массы, равная 1000 кг. Тонна
3. Число, равное тысяче тысяч (1000 000). Миллион
4. Тот, кто едет в общественном транспорте. Пассажир
5. Дорога с твёрдым покрытием. Шоссе

Ответы к упражнению 30, с. 29 — 30

30. Впиши новое словарное слово. Подчеркни в нём букву, написание которой надо запомнить. Найди в тексте другую форму этого слова.
В скобках укажи склонение, число и падеж. Выдели окончание.

Сорока кр о вать прив я зала к хв о сту
— Ах, как хор о шо о тдыхать на лету!
Но раз, задр е мав на закате,
Сорока св а лилась с кроват[и] (III скл., ед.ч., Р.п.).

Найди слова с безударным гласным в корне, проверяемым ударением. Орфограмму подчеркни синим карандашом.

Ответы к упражнению 31, с. 30 — 31

31. Впиши новые словарные слова по порядку. Подчеркни в них буквы, написание которой надо запомнить. Рядом с существительными с пропущенными окончаниями в скобках напиши нужные формы опорных слов с предлогами. Вставь пропущенные окончания.


Круглые сутки
Дозорный у будк[и] (у земли)
Поглядывал вокруг —
На сев е р,
На юг,
На зап а д,
На в о сток, —
Не виден ли дымок?

Над выделенными словами укажи часть речи. Стрелками покажи словосочетания, в которые они входят. Выпиши выделенные слова в столбик, поставив их в начальную форму. Покажи, как они образованы.

Базарный. Базар/ + н + ый = базарный
Пожарный. Пожар/+ н + ый = пожарный

Ответы к упражнению 32, с. 31 — 32

32. Прочитай пословицы и поговорки. Вставь пропущенные буквы. Рядом с существительными с пропущенными окончаниями в скобках укажи число, склонение и падеж.

Найди слова, в которых пропущена орфограмма «безударный гласный в корне, проверяемый ударением». Подчеркни её синим карандашом.
Найди существительные с орфограммой “парный звонкий/глухой согласный на конце слова”. Орфограмму подчеркни жёлтым карандашом.

В окончаниях имён существительных I скл. и II скл. в П.п. ед.ч. пишется буква Е, а в окончаниях существительных III скл. – буква И.

Ответы к упражнению 33, с. 32 — 33

33. Прочитай отрывки из стихотворений. Вставь пропущенные буквы.

Поступают телеграммы:
«Что за новый Геркулес?»,
«Уточните килограммы»,
Подтвердите точный вес».

Поссоришься с грамматикой —
Не сладишь с математикой.

Найди в первом и во втором отрывках из стихотворений слова, в которых есть греческий корень ГРАММ. Выпиши их в следующем порядке:

1. Корень ГРАММ используется в значении «мелкая мера веса».

2. Корень ГРАММ используется в значении «буква, слово».

Ответы к упражнению 34, с. 34

34. Впиши новое словарное слово в нужной форме. Подчеркни в нём буквы, написание которых надо запомнить. Вставь пропущенные буквы. В выделенных словах подчеркни последнюю букву основы и поставь ударение. В скобках укажи их число и падеж.

Кто г о ряч е й водой умывается
Называется молод ц óм.(ед.ч.,Т.п.)
Кто холодной водой умывается
Называется храбре ц óм. (ед.ч.,Т.п.)
А кто не умывается,
Никак не называется.

Найди и подчеркни жёлтым карандашом слова-антонимы.
Выделенные слова запиши в форме мн.ч. И.п. Какое правило помогло тебе записать окончания в этих словах? Подчеркни эту орфограмму синим карандашом.

Ответы к упражнению 35, с. 34 — 35

35. Впиши новое словарное слово в нужной форме. Подчеркни в нём буквы, написание которых надо запомнить. Вставь нужные буквы. В выделенном слове подчеркни последнюю букву основы и поставь ударение. В скобках укажи их число и падеж.

Трактористу
Не до сна —
За окóлиц е й (ед. ч., Т. п.)
Весна!
Вывел тра к т о р на раздолье,
Плугом острым пашет поле.

Найди в тексте слово, родственное словарному слову. Выпиши его в начальной форме. Письменно покажи, как оно образовано.

Ответы к упражнению 36, с. 35 — 36

36. В существительных с пропущенными окончаниями подчеркни последнюю букву основы. Поставь ударение. Впиши и выдели окончания. В скобках укажи число, склонение и падеж.

Ру сс кий ни с м еч [óм] (ед.ч., II скл., Т.п.), ни с к а л ач [óм] (ед.ч., II скл., Т.п.) не шутит. Кла д со сл о в ц [óм] (ед.ч., II скл., Т.п.) кл а дётся. Только и есть за ду ш [óй] (ед.ч., I скл., Т.п.). Взял с сéр дц [ем] (ед.ч., II скл., Т.п.), так и ешь с пéр ц [ем] (ед.ч., II скл., Т.п.). Люди п а хать, а мы под м еж [óй] (ед. ч., I скл., Т. п.) л е жать.

Подчеркни все известные тебе орфограммы. Найди родственные слова. Выдели в них корень.
Выпиши из пословиц глаголы, стоящие в начальной форме. Разбери их по составу.

Ответы к упражнению 37, с. 36 — 37

37. Впиши новое словарное слово в форме ед.ч. В.п. Подчеркни в нём букву, написание которой надо запомнить. Вставь пропущенные буквы.

Зайчишка
Празднует
П о беду
Он чемпионом стал
По бегу.
Как смог
Из труса
Выйти толк?
Косого тренирует
Волк.

Праздновать (гл.), праздник (сущ.), праздный (прил.).
Бег (сущ.), бегать (гл.), беговая (дорожка) (прил.).
Трус (сущ.), трусить (гл.), трусливый (прил.).
Толк (сущ.), толковый/бестолковый (прил.), толковать (гл.).

Ответы к упражнению 38, с. 37 — 38

38. Вставь пропущенные буквы. Над существительными в форме ед.ч. укажи склонение и падеж. Выдели окончания. Первое и второе предложения разбери по членам предложения.

I скл., Т.п. II скл., И.п.
Под берёз[ой] живёт подберёзовик[].
I скл., Т.п. II скл., И.п.
Под осин[ой] живёт подосиновик[].
II скл., Д.п.
Мухомор[у] законы не писаны.
II скл., И.п. II скл., П.п.
Муравей[] живёт в муравейник[е],
II скл., П.п.
А скворцы поселились в скворечник[е].
Только мухам законы не писаны.

Выпиши парами родственные слова. Выдели в них корень.

берёз а – под берёз овик
осин а – под осин овик
Муравей – муравей ник
Скворец – сквореч ник
Мух о мор – мух а

Ответы к упражнению 39, с. 38 — 39

39. Запиши слова в скобках во мн.ч. И.п. Выдели у них окончания.
Найди имена прилагательные. Стрелками покажи словосочетания, в которые они входят. Над ними укажи род, число и падеж.

Найди слова с орфограммой “безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением”. Орфограмму подчеркни синим карандашом.

Ответы к упражнению 40, с. 39

40. Вставь пропущенные буквы. Cлова в скобках запиши в форме мн.ч. В.п. Выдели в них окончания. В первом предложении поставь нужные знаки.

Эй, ребята, поскорей
Выходите из дверей.
На пол[я], в лес[а] и парк[и]
Получать свои подарк[и]!

Подчеркни жёлтым карандашом слова, в форму которых входит выделенный предлог.

Ответы к упражнению 41, с. 39 — 40

41. Впиши в первую строчку первое словарное слово, поставив его в форму ед.ч. П.п. с предлогом О. Во вторую строчку — второе словарное слово, поставив его в форму мн.ч. Р.п. с предлогом У. В словарных словах подчеркни буквы, написание которых надо запомнить.

О косм о се мечтает Слон.
П.п.
У косм о на в тов на примет[е],
В.п.
Поднять ракет[у] может он —
Д.п.
Но не поднять Слона ракет[е].

Найди в тексте существительные I склонения. Над ними укажи падеж. Выдели окончания.

Ответы к упражнению 42, с. 40 — 41

42. Вставь нужные буквы. Найди выделенные слова. Реши, рядом с какими словами в скобках ты укажешь род, а рядом с какими — число и падеж.

Солнце вышло из-за туч (мн.ч., Р.п.),
Упал на землю яркий луч (м.р.).

— Кто живёт под потолком?
— Гном.
— Кто с ним бегает вдоль крыш (мн.ч., Р.п.)?
— Мышь (ж.р.).

У клавиш (мн.ч., Р.п.) рояля — два цвета.
И — не случайно это!

— Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош (мн.ч., Р.п.)?

И сказал румяный янки,
Член конгресса и богач (м.р.):
— Есть, как видно, деньги в банке
У владельца этих дач (мн.ч., Р.п.)!

Вьётся речка небольшая,
Средь полей и рощ (мн.ч., Р.п.) петляя.
То на солнышке сверкнёт,
То в лесную глушь (ж.р.) свернёт.

Ответы к упражнению 43, с. 42

43. Впиши новое словарное слово, поставив его в форму ед.ч. Р.п. Подчеркни в нём букву, написание которой надо запомнить.
Найди в тексте имя существительное в форме мн.ч. И.п. Подчеркни его синим карандашом. Выдели окончание. Найди личное местоимение 1-го лица в форме мн.ч. Р.п. и подчеркни его жёлтым карандашом.

Найди и выпиши глагол, у которого два безударных гласных в корне. Рядом напиши проверочные слова.

Ответы к упражнению 44, с. 42 — 43

44. Запиши слова в скобках в форме мн.ч. Р.п. Выдели окончания.

А без образования
Какое основание
Считать себя умней
Уж[ей] или еж[ей],
Слон[ов] и бегемот[ов],
Енот[ов], кашалот[ов],
Олен[ей] и тюлен[ей],
Морж[ей] или стриж[ей]?

Ответы к упражнению 45, с. 43 — 44

45. Прочитай отрывки из стихотворений. Найди слова с пропущенными окончаниями. Выдели в них суффикс. Рядом в скобках напиши слова, от основ которых они образованы. Укажи род исходного слова. Впиши окончания.

Лялечка прыгнула с дерева,
Чуд ищ е (чудо, с.р.) прыгнуло к ней,
Сцапало бедную Лялечку
И убежало скорей.

Лестницею винтовой
Каждый вечер,
Ближе к ночи,
На маяк идёт рабочий.
Наверху фонар ищ е (фонарь, м.р.) —
Яркий,
Как пожар ищ е (пожар, м.р.)

Найди в одном из отрывков существительное с орфограммой “непроизносимый согласный в корне слова”, которую нельзя проверить, — это словарное слово. Подчеркни его жёлтым карандашом.

Ответы к упражнению 46, с. 44

46. Из упражнения 45 выпиши 6 слов с орфограммой “безударный гласный в корне, проверяемый ударением”. Орфограмму подчеркни. Рядом напиши проверочные слова.

С дер е ва (дерéвья), уб е жало (бег), ск о рей (скóро), в и нтовой (винт), веч е р (вечéрний), нав е рху (верх).

Ответы к упражнению 47, с. 45

47. Впиши новое словарное слово в форме мн.ч. В.п. Подчеркни в нём букву, написание которой надо запомнить. Вставь нужные буквы.
Найди в тексте существительные во мн.ч. Над ними укажи падеж.

ХЛОПОТУНЬЯ

Далеко ещё зима,
Но не для потехи
В.п.
Тащит белка в закрома
В.п. В.п.
Ягоды, о рехи.

сущ. прил. гл.
Хлопотунья, хлопотливый, хлопотать.

Ответы к упражнению 48, с. 46

48. Вставь пропущенные буквы. Какая орфограмма пропущена в словах? Напиши её название:

Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением.

Найди в стихотворении существительные – названия птиц. Среди них найди и подчеркни синим карандашом слова в форме ед. ч. Выдели окончания. Над ними укажи склонение и падеж.
Существительные – названия птиц в форме мн.ч. подчеркни жёлтым карандашом. Выдели окончания. Сверху укажи падеж.
У подчеркнутых слов выдели окончания. Рядом в скобках укажи число и падеж.

Ответы к упражнению 49, с. 47

49. Прочитай стихотворение. Найди в тексте существительные в форме мн.ч. Рядом в скобках напиши их падеж. Выдели окончания.
Найди имена прилагательные. Стрелками покажи словосочетания, в которые они входят.

Проснулись в рощ[ах] (П.п.), ручейк[и] (И.п.) —
Звенят, шумят, бегут.
Собрал мороз в мешок
Снежк[и] (В.п.),
Собрал и там и тут.
Из-под рябин (Р.п.), из-под берёз (Р.п.),

Недосчитался двух снежк[ов] (Р.п.),
Сберечь их не сумев.

Выпиши в столбик выделенные слова в начальной форме. Определи, от каких частей речи они образованы (существительное, прилагательное, глагол). Покажи это письменно.

Белизна ← белый (прил.).
Скрип ← скрипеть (гл.).
Снежных ← снег (сущ.).

Ответы к упражнению 50, с. 48

50. Впиши новое словарное слово в форме ед.ч. Р.п. с предлогом У. Подчеркни в нём буквы, написание которых надо запомнить.
Найди в тексте существительные в форме ед.ч. Р.п. Подчеркни их синим карандашом. Выдели окончания. Над словами укажи склонение.
Существительные в форме мн.ч. Р.п. подчеркни жёлтым карандашом. Выдели окончания.

Словосочетание «через тридевять морей» является синтаксически неделимым (цельным) словосочетанием. Предлог через относится ко всему словосочетанию, которое стоит в В.п. Однако словоформа морей в этом сочетании имеет форму мн.ч. Р.п. Определить падеж этого слова можно подставив вспомогательные слова: ВИЖУ моря и НЕТ морей.

Ответы к упражнению 51, с. 49

51. Прочитай пословицы. В скобках укажи число и падеж выделенных слов. Обозначь окончания.

Отц[ам] (мн. ч., Д. п.) копить, дет[ям] (мн. ч., Д. п.) сорить. На дум[ах] (мн. ч., П. п.) — что на вил[ах] (мн. ч., П. п.); на слов[ах] (мн. ч., П. п.) — что на сан[ях] (мн. ч., П. п.). Руки грабл[ями] (мн. ч., Т. п.), ноги вил[ами] (мн. ч., Т. п.).

Ответы к упражнению 52, с. 49

52. Прочитай отрывок из стихотворения. Существительные в форме мн. ч. Д. п. подчеркни синим карандашом. Выдели у них окончания.
Найди местоимения в форме мн. ч. Д. п. Подчеркни их жёлтым карандашом подчеркиваю Рядом с местоимениями поставь скобки. В скобках укажи лицо.

Читайте также:  Как сделать фундамент вокруг старого дома своими руками

Ответы к упражнению 53, с. 49 — 50

53. Запиши слова в скобках в форме мн. ч. Д. п. Выдели окончания.

Найди и подчеркни синим карандашом слова, в которых есть сочетания ЧА-ЩА

Ответы к упражнению 54, с. 50

54. Впиши новое словарное слово в нужной форме. Подчеркни в нём букву, написание которой надо запомнить. Вставь пропущенные буквы.
Найди существительные в ед.ч. Над ними укажи число, склонение и падеж. Выдели окончания.
А над существительными во мн. ч. укажи число и падеж. Выдели окончания.

Вит[я] (ед. ч., I скл., И. п.) наш лежит в кроват[и] (ед. ч., III скл., П. п.)
С одеял[ами] (мн. ч., Т. п.) на ват[е] (ед. ч., I скл., П. п.),
Кроме плюш[ек] (мн. ч., Р. п.) и п и рожн[ых] (мн. ч., Р. п.),
Ничего не хочет есть.

Ответы к упражнению 55, с. 51

55. Впиши во вторую строчку второе словарное слово, поставив его в форму ед.ч. В.п. с предлогом В.
В пятую строчку впиши третье словарное слово, поставив его в форму ед.ч. В.п. с предлогом В.
В последнюю строчку впиши четвёртое словарное слово в начальной форме. Во всех словарных словах подчеркни буквы, написание которых надо запомнить.

Сахара — весьма раскалённое место:
Там сразу в п и рог превращается тесто.
Не надо в Сахаре (ед. ч., I скл., П. п.)
[ф]
Ни печки (ед. ч., I скл., Р. п.), ни дров —
В п е сок бросил тесто…
[ф]
И за в тр а к готов!

Впиши пропущенные безударные окончания существительных. Над этими существительными укажи число, склонение и падеж.
В квадратных скобках [ ] укажи звуки, которые обозначены выделенными звуками.

Ответы к упражнению 56, с. 52

56. Запиши слова в скобках в форме мн. ч Т. п. Выдели окончания.
Найди в тексте глаголы, обозначающие действия, которые уже произошли. Подчеркни их синим карандашом.

Найди в стихотворении слово, которое употреблено в переносном значении. Подчеркни его жёлтым карандашом. Составь и запиши предложение с этим словом, употребив его в прямом значении.

На ёлке растут коричневые шишки.

Ответы к упражнению 57, с. 53

57. Вставь пропущенные буквы. Запиши слова в скобках в форме мн. ч. П. п.
Найди существительные в форме ед. ч. с безударными падежными окончаниями. Выдели окончания. Рядом с ними поставь скобки. В скобках запиши нужные формы опорных слов.

Я шёл зимою вдоль болот[а] (вдоль села)
В галошах,
В шляп[е] (в стене)
И в очках.
Вдруг по реке пронёсся кто-то
На металлических
Крючках.

Ответы к упражнению 58, с. 53 — 54

58. Впиши новое словарное слово. Подчеркни буквы, написание которых надо запомнить.
Найди существительные в форме ед. ч. Над ними укажи склонение, число и падеж. Выдели окончания.
Найди существительные в форме мн. ч. Над ними укажи число и падеж. Выдели окончания.

мн. ч., П. п.
Плыла в облачк[ах]
I скл., ед. ч., И. п. мн. ч., П. п.
Вобл[а] в очк[ах]
II скл., ед. ч., В. п. II скл., ед. ч., Т. п.
Листала журнал с интерес[ом] …
II скл., ед. ч., В. п.
Вдруг видит р асс каз —
мн. ч., П. п.
О вобл[ах] как раз
II скл., ед. ч., И. п.
Писал знаменитый профессор.

Ответы к упражнению 59, с. 54

59. Вставь пропущенные буквы.

ХОМЯЧОК

Жил-был на свете один Хомячок
Спать он ложился на левый бочок.
А просыпался — на правом боку.
Это не нравилось Хомяку.

Выпиши из текста две пары родственных слов, поставив их в начальную форму. В каждой паре покажи стрелками, какое слово дало жизнь другому. Подчеркни чередования в корнях.

Ответы к упражнению 60, с. 55

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок.

Жирафёнок мой на вате (ед. ч., I скл., П. п.)
Спит в игрушечной кровати (ед. ч., III скл., П. п.).

Слонёнок от счастья визжал.
Слониха — ха-ха! Хохотала.

А теперь, зайчонок мой,
На обед пора домой.

Услышал страусёнок
Нотации спросонок.

Без забот
И без тревоги (ед. ч., I скл., Р. п.)
Медвежонок жил в берлоге (ед. ч., I скл., П. п.).

Ответы к упражнению 61, с. 56 — 57

61. Запиши правильно окончания прилагательных.

Торгов[ый] центр.
Продуктов[ый] магазин.
Мехов[ое] ателье.
Летн[ее] кафе.
Детск[ий] сад.
Кондитерск[ие] изделия.
Обувн[ая] мастерская.
Верхн[яя] одежда.
Автобусн[ая] остановка.
Театральн[ая] касса.

Ответы к упражнению 62, с. 58

62. Прочитай пословицы в конце упражнения. Пользуясь инструкцией, вставь пропущенные окончания. в прилагательные.

А. Нахожу существительное, к которому относится данное прилагательное.
1. Слово
2. Корове
3. Речь

Б. Определяю род и падеж у существительного в ед.ч или только падеж у существительного во мн.ч.
1. (Кто? что?) слово (И.п., ед.ч., ср.р.)
2. (Кому? чему?) корове (Д.п., ед.ч., ж.р.)
3. (Кого? что?) речь (В.п., ед.ч., ж.р.)

В. Задаю вопрос от существительного к прилагательному.
1. Слово (какое?) доб[р]ое
2. Корове (какой?) бодли[в]ой
3. Речь (какую?) ум[н]ую

4. По ударному окончанию вопроса пишу безударное окончание прилагательного. Учитываю 2 варианта окончаний: после мягкой и после твёрдой основы.

1. Добр[ое] слово до сердца дойдёт.
2. Бодлив[ой] корове бог рог не даёт.
3. Умн[ую] речь хорошо и слушать.

Ответы к упражнению 63, с. 59 — 60

63. Найди имена прилагательные, в которых пропущены окончания. Рядом с ними поставь скобки. В скобках укажи число, род и падеж. Вставь пропущенные буквы.

На рынке,
Где всегда народ,
Стоит торговец ловкий (ед. ч., м. р., И. п.).
Он
Людям
Воздух
Продаёт
В красивой упаковке
И видно,
До того хорош
Его цветной (ед. ч., м. р., И. п.) товар!
Я сам
Последний (ед. ч., м. р., В. п.)
Отдал
Грош
Купил
Воздушный (ед. ч., м. р., В. п.) шар.

Выпиши две группы родственных слов (название стихотворения тоже учитывай). В каждой группе подчеркни то слово, которое дало жизнь другому слову:

продавец – продавать (продаёт);
воздух – воздушный.

Ответы к упражнению 64, с. 60 — 61

64. Прочитай отрывок из стихотворения. Найди в тексте имена прилагательные. Стрелками покажи словосочетания, в которые они входят. Над стрелкой напиши вопрос, который ты задаёшь от главного слова к зависимому. Рядом с прилагательными в скобках укажи число и род. Впиши окончания прилагательных.

Найди в тексте существительные I скл. П. п. Выдели окончания. Существительное с ударным окончанием подчеркни жёлтым карандашом. Существительное с безударным окончанием — синим.

Ответы к упражнению 65, с. 61

65. Впиши новое словарное слово. Подчеркни в нём букву, написание которой надо запомнить. Найди слова с пропущенными буквами. Реши, перед каким из них в скобках ты напишешь проверочное слово, а перед каким укажешь род. Вставь пропущенные буквы.

Найди прилагательное. Стрелкой покажи словосочетание, в которое оно входит. Над прилагательным укажи число, род и падеж.

Ответы к упражнению 66, с. 62

66. Найди в тексте прилагательные с пропущенными окончаниями. Стрелками покажи, от каких существительных они зависят. Над этими существительными укажи число, род и падеж. Впиши нужные окончания. Выдели их соответствующим значком.

С крыльца (какого?) парадного (ед.ч., с.р., Р.п.). Из дворца (какого?) летнего (ед.ч., м.р., Р.п.).

Ответы к упражнению 67, с. 62 — 63

67. Найди в тексте прилагательные с пропущенными окончаниями. Стрелками покажи, к каким существительным они относятся. Над стрелками запиши вопросы, которые ты задаёшь от главного слова к зависимому. Выдели окончания вопросов. Впиши и выдели окончания прилагательных.

Первое предложение разбери по членам предложения.
Выпиши из стихотворения родственные слова. Выдели у них корень. Над ними укажи часть речи.

Найди прилагательные, которые образованы от основ существительных III скл. Выпиши их в столбик в начальной форме. Письменно покажи, как они образованы.

Ночной (от ночь): но[ч’]/ + н + ой = ночной;
мышиный (от мышь): мы[ш]/ + ин + ый = мышиный.

Ответы к упражнению 68, с. 64

68. Впиши новое словарное слово, поставив его в форму ед.ч. В.п. с предлогом В. Подчеркни в нём букву, написание которых надо запомнить. Вставь пропущенные буквы. Рядом с прилагательным в скобках укажи число, род, падеж.

Бежим в б и бл ио теку,
В свободный (ед. ч., м. р., В. п.) наш приют, —
Там книжки человеку
В обиду не дают!

Выпиши выделенное слово в начальной форме. Письменно покажи, как оно образовано.

Ответы к упражнению 69, с. 64 — 65

69. Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте прилагательные в форме ед.ч. Стрелками покажи словосочетания, в которые они входят. Над стрелками запиши вопросы, которые ты задаёшь от главного слова к зависимому. Рядом с этими прилагательными поставь скобки. В скобках укажи их род и падеж. Выдели окончания.

Шло письмо по разным странам,
По воде и по земле

Посмотрело, как фламинго
Чистит перья по утру,
Как бежит собака динго

Выделяем окончания прилагательных

Найди в тексте неизменяемые имена существительные. Подчеркни их синим карандашом.

Ответы к упражнению 70, с. 65 — 66

70. Прочитай пословицы. Определи, к каким существительным относятся прилагательные с пропущенными окончаниями. Покажи это стрелками. Над стрелками запиши вопросы, которые ты задаёшь от главного слова к зависимому. Вставь пропущенные окончания. Окончания вопросов и прилагательных выдели соответствующим значком.

Найди и подчеркни все слова с разделительным Ь. В выделенной пословице замени прилагательные словами-синонимами.
Запиши пословицу, которая у тебя получилась.

От плохого семени не жди хорошего племени.

Ответы к упражнению 71, с. 66 — 67

71. Найди в тексте прилагательные с пропущенными окончаниями. Стрелками покажи словосочетания, в которые они входят. Над стрелками напиши вопросы, которые ты задаёшь к прилагательным. Рядом с прилагательными в скобках укажи число, род и падеж. Вставь пропущенные буквы.

Выпиши выделенное слово в начальной форме. Письменно покажи, как оно образовано.

Для членов клуба. Запиши подчёркнутое слово в начальной форме. Сделай его звукобуквенный разбор.

дрозд [дрост] — 2 слога
д [д] — согл., звонк. парн., твёрд. парн.
р [р] — согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
о [о] — гласн., ударн.
з [с] — согл., глух. парн., твёрд. парн.
д [т] — сог л., глух. парн., твёрд. парн.
5 б., 5 зв.

Ответы к упражнению 72, с. 68

72. Найди в тексте существительные с пропущенными окончаниями. Рядом с ними в скобках укажи число, склонение и падеж. Впиши пропущенные буквы окончаний.
Затем найди прилагательные с пропущенными окончаниями. Рядом с ними в скобках укажи число, род и падеж. Впиши буквы окончаний.

Едет цирк передвижной (ед. ч., м. р., И. п.),
Клоун в шапочке (ед. ч., I скл., П. п.) цветной (ед. ч., ж. р., П. п.),
И такой же рыжий (ед. ч., м. р., И. п.) клоун
На фургоне (ед. ч., II скл., П. п.) нарисован.
Из машины грузовой (ед. ч., ж. р., Р. п.)
Мишка машет головой.
В красной (ед. ч., ж. р. П. п.) курточке (ед. ч., I скл., П. п.) водитель.
Он, наверно, укротитель.

Выпиши 4 слова с орфограммой “безударный гласный в корне, проверяемый ударением”. Рядом напиши проверочные слова.

Передвижной (двигать), цветной (цвет), головой (головы, головка), водитель (водит).

Ответы к упражнению 73 с. 69

73. Найди в тексте существительные с пропущенными окончаниями. Рядом в скобках укажи число, склонение и падеж. Вставь пропущенные окончания.
Затем найди прилагательные с пропущенными окончаниями. Рядом в скобках укажи число, род и падеж. Вставь пропущенные буквы.

Серый (ед. ч., м. р., И. п.) мышонок Тарасик
Продал свой белый (ед. ч., м. р., В. п.) матрасик,
Продал свой стол и комод
И устремился в поход.
В лодке (ед. ч., I скл., П. п.), из корочки (ед. ч., I скл., Р. п.) дынной (ед. ч., ж. р., Р. п.)
Плыл он по речке ( ед. ч., I скл., Д. п.) пустынной (ед. ч., ж. р., Д. п.),
Плыл, догоняя паром,
Грёб лебединым (ед. ч., ср. р., Т. п.) пером.

Выпиши выделенные слова в начальной форме. Письменно покажи, как они образованы.

пустынный
пустын/я → пустын/
пустын/ + н + ый = пустынный

Ответы к упражнению 74, с. 70

74. Вставь пропущенные буквы. Реши, перед какими словами в скобках ты напишешь:
— проверочное слово;
— форму опорного слова (или укажешь склонение, число и падеж);
— вопрос (или укажешь род, число и падеж).

(Привёл) Приведёт тебя (трóпка) тропинка
Под (какой?) (м. р., ед. ч., В. п.) зелёный потолок.
Ты найдёшь в (какой?) (ж. р., ед. ч., П. п.) лесной ложбинке (в земле) (I скл., ед. ч., П. п.)
Самый тихий (м. р., ед. ч., В. п.) уголок.
Под (каким?) (м. р., ед. ч., Т. п.) берёзовым навесом
Сядь, послушай (сказок) сказки леса.

Ответы к упражнению 75, с. 70 — 71

75. Найди в тексте прилагательные. Рядом с ними поставь скобки. В скобках укажи число, род и падеж. Вставь пропущенные окончания.
Рядом с выделенными словами в скобках напиши слова, от основ которых они образованы. Подчеркни чередования в корнях. Вставь нужные буквы.
Вставь пропущенные орфограммы во всех остальных словах.

Зимним (ед. ч., м. р., Т. п.) вестником не зря
Называют снегиря.
Тайну зимнюю (ед. ч., ж. р., В. п.), дру ж ок (дру г )
Тихой (ед. ч., ж. р.,Т. п.) песней выдал:
«Скоро выпадет сне ж ок (сне г )!»
Он и правда выпал.

Выпиши из стихотворения слово с орфограммой “непроизносимый согласный в корне слова”. Рядом напиши проверочное слово.

Ответы к упражнению 76, с. 71

76. Впиши пропущенные буквы. Слова в скобках запиши в нужной форме. Рядом в скобках укажи их род, число и падеж.

Иванов повадку (какую?) львиную (ж. р., ед. ч., В. п.)
Изучает пятый год
Он спокойно в пасть (какую?) звериную (ж. р., ед. ч., В. п.)
Руку (какую?) левую (ж. р., ед. ч., В. п.) кладёт.

Ответы к упражнению 77, с. 72

77. Вставь пропущенные буквы. В скобках запиши обоснование:

Читайте также:  Как сделать чтобы скайп включался вместе с компьютером

1. Укажи форму Р.п. ед.ч.

(Ситца) ситец, (пальца) палец, (ливня) ливень, (стебля) стебель, (корня) корень, (ногтя) ноготь.

2. Укажи начальную форму.

(Кошка) кошек, (ложка) ложек, (вилка) вилок, (полка) полок, (марка) марок, (краска) красок, (песня) песен, (чашка) чашек, (шапка) шапок, (палка) палок.

Ответы к упражнению 78, с. 72 — 73

78. Впиши новое словарное слово. Подчеркни в нём буквы, написание которых надо запомнить. Рядом со словами с пропущенными буквами напиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

ОТКУДА ВСЁ БЕРЁТСЯ

О днажд ы
Толстый рыжий
Львёнок (львёнка),
Совсем-совсем ещё ребёнок (ребёнка),
От мамы уб е жав
Отважно,
Задумался
О самом важном.
Сперва бутон,
Потом цв е точек (цветочка).
Сначала почка
Потом л и сточек (листочка).
Сперва я йцо,
Потом цыплёнок (цыплёнка).
А из чего берётся
Львёнок (львёнка)?

Найди в стихотворении слова с орфограммой “безударный гласный в корне, проверяемый ударением”. Орфограмму подчеркни синим карандашом.

Ответы к упражнению 79, с. 73 — 74

79. Вставь пропущенные буквы.

Потерял в лесу фонарик светлячок,
Обыскал он каждый кустик и сучок.
Плачет ночью светлячок совсем не зря:
Ну какой он светлячок без фонаря!

Выпиши выделенные слова. Покажи письменно, как они образованы.

кустик
куст/
куст/ + ик + … = кустик

Ответы к упражнению 80, с. 74 — 75

80. Перед словами с пропущенными буквами в скобках напиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте и подчеркни жёлтым карандашом сложное слово.

Найди в стихотворении 3 слова с орфограммой «беглый гласный». Выпиши их в той форме, в которой они стоят в тексте. Орфограмму подчеркни.
Рядом напиши проверочные слова.

Мош е к (мошка), таракаш е к (таракашка), букаш е к (букашка).

В тексте есть слова, в которых при изменении формы слова появляется орфограмма «беглый гласный»: без нагрузки (нагруз о к), трясогузки (трясогуз о к), по тропинкам (тропин о к), по дорожкам (дорож е к), на ножках (нож е к). Если уровень подготовки класса позволяет, то учитель может предложить детям найти эти слова.

Ответы к упражнению 81, с. 75

81. Впиши новое словарное слово. Подчеркни в нём букву, написание которой надо запомнить. Вставь нужные буквы. Среди слов с пропущенными буквами найди те, где пропущена орфограмма “беглый гласный”. Орфограмму подчеркни синим карандашом.

Он стрекочет, как кузнечик,
Он — весёлый человеч е к.
На лице веснуш е к рой.
Он — моих стихов г е рой.

Ответы к упражнению 82, с. 75 — 76

82. Найди в тексте прилагательные. Стрелками покажи, к каким существительным они относятся. Перед прилагательными в скобках запиши вопросы, которые ты задаёшь от главного слова к зависимому. Выдели окончания вопросов и прилагательных.

Брюки в зеркало глядятся
И самих себя стыдятся.

Может, это зеркало
Так их исковеркало?

Выпиши слова с орфограммой «безударный гласный в корне». Рядом напиши родственные проверочные слова.

Зерк а ло (зеркáльный), гл я дятся (взгляд), п о л о сатые (пóлосы, полóски), п я тнистые (пятнышко).

Ответы к упражнению 83, с. 76 — 77

83. Найди в тексте существительные с пропущенными окончаниями. Рядом в скобках напиши нужную форму опорного слова. Затем найди прилагательные с пропущенными окончаниями. Рядом в скобках вопросы, на которые они отвечают. Вставь пропущенные буквы.

Найди в тексте и подчеркни синим карандашом глаголы в форме прошедшего времени. Глагол в форме настоящего времени подчеркни жёлтым карандашом.

Ответы к упражнению 84, с. 77 — 78

84. Впиши новое словарное слово в форме ед. ч. Р. п. Подчеркни в нём буквы, написание которых надо запомнить. Вставь пропущенные буквы.

Спросил меня голос
В пустыне дикой:
Много ли в море
Растёт з е мл я ники?
— Столько же, сколько
Селёдок солён[ых] (Р. п.)
Растёт на берёзах
И ёлках зелён[ых] (П. п.)

Найди в стихотворении прилагательные в форме мн. ч. Выдели окончания.
Рядом с ними поставь скобки. В скобках укажи падеж.

Ответы к упражнению 85, с. 78 — 79

85. Запиши слова в скобках в нужной форме. Выдели окончания. Стрелками покажи, к каким существительным они относятся. Над стрелками запиши вопросы, которые ты задаёшь от главного слова к зависимому. В словосочетаниях над главными словами укажи падеж.

Никогда вы не найдёте

Найди в тексте и подчеркни синим карандашом сложные слова.

Синим карандашом подчеркиваем сложные слова: длиннохвостых (длинный, хвост), броненосных (броня, нести).

Ответы к упражнению 86, с. 79

86. Вставь пропущенные буквы. Слова в скобках запиши в форме мн. ч. Р. п. Правильно запиши приставки БЕЗ- и БЕС-.

Найди в тексте и подчеркни синим карандашом сложные слова.

Прилагательные в скобках записываем в форме мн. ч. Р. п.: рыжих, серых, полосатых, бескрылых, крылатых, безрогих, рогатых, бесхвостых, хвостатых.
Вставляем пропущенные буквы: с комнат о й (со стеной), п о лно (полный), ж и вёт (жить; жи-ши), зл о дей (соединительный гласный).
Слово злодей – сложное слово (зло, деять/делать), где о является соединительной гласной.

Ответы к упражнению 87, с. 80

87. Вставь пропущенные буквы.

Над речною кручей
Лось стоял один —
Гордый и могучий
Леса властелин.

Первые 4 предложения разбери по членам предложения.

Ответы к упражнению 88, с. 80 — 81

88. Впиши во вторую строчку первое словарное слово. В четвёртую строчку впиши новое второе. В словарных словах подчеркни в нём буквы, написание которых надо запомнить. Вставь пропущенные буквы. Как ты объяснишь выбор буквы в окончаниях прилагательных? Ответ запиши в скобках.

Младшему (какому?) (ед. ч., м. р. Д. п.) сыну
О тец объяснил:
«В пламени ярком (каком?) (ед. ч., м. р., П. п.)
Родится мета лл ».

Ответы к упражнению 89, с. 81 — 82

89. Вставь пропущенные буквы. Прилагательные в скобках запиши в нужной форме. Выдели окончания. Рядом с ними в скобках укажи число и падеж. Над существительными, к которым относятся эти прилагательные, поставь знак х.

Нет, это не солнце,
А красивый павлин,
Огромный и сонный
Павлин-исполин,
По далям полей,
По просторам равнин
Гулять спозаранку
Выходит один.
Выходит —
И хвост распускает
павлиний
х
Над белыми (мн. ч., Т. п.) нитями авиалиний,
Над голубыми (мн. ч., Т. п.),
х
морскими (мн. ч., Т. п.) просторами,
х
Над поездами железными (мн. ч., Т. п.), скорыми(мн. ч., Т. п.).

Выделенные прилагательные выпиши в той форме, в которой они стоят в скобках. Покажи, как они образованы.

железный
желез/о → желез/
желез/ + н + ый = железный.

Ответы к упражнению 90, с. 82 — 83

90. Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте словосочетания: сущ.+прил. в форме ед. ч. Подчеркни их синим карандашом. Рядом с прилагательными в скобках укажи род и падеж.
Найди словосочетания: “сущ.+прил.” в форме мн. ч. Подчеркни их жёлтым карандашом. Рядом с прилагательными в скобках укажи падеж. Во всех словосочетаниях выдели окончания.

Выпиши выделенное слово (беззаботный). Разбери его по составу.

Ответы к упражнению 91, с. 83

91. Прочитай отрывки из стихотворений, вставив подходящие по смыслу слова из списка. Впиши их, поставив в нужную форму. Вставь пропущенные буквы.

Список слов: русский, Россия, Российский.

Государственный гимн Российской Федерации

Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.

Бился ль ты в горах Кавказа,
Или пал за Сталинград,
Мой земляк, ровесник, брат,
Верный долгу и приказу
Русский труженик-солдат.

Привет, Россия – родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!

Ответы к упражнению 92, с. 84

92. Вставь пропущенные буквы. Рядом с глаголами с пропущенными буквами в скобках напиши вопросы, чтобы не ошибиться в написании.

Найди в стихотворении слова-антонимы. Подчеркни их жёлтым карандашом.

Ответы к упражнению 93, с. 84 — 85

93. Напиши перед данными глаголами в скобках вопросы, на которые они отвечают. А рядом — их начальные формы. Разбери по составу глаголы в начальной форме.

Ответы к упражнению 94, с. 85 — 86

94. Вставь пропущенные буквы. Найди в стихотворении глаголы в форме прошедшего времени и подчеркни их синим карандашом.

Глаголы в форме прошедшего времени выпиши в следующем порядке:

1. Глаголы прошедшего времени во мн.ч.

Опрокинулись, зазвенели, загалдели, испугались, заперли.

2. Глаголы прошедшего времени в ед.ч.

Над глаголами прошедшего времени в ед.ч. укажи род.

Ответы к упражнению 95, с. 86 — 87

95. Впиши новое словарное слово. Подчеркни в нём букву, написание которой надо запомнить. Перед словами с пропущенными буквами в скобках запиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

Подчеркни в первом предложении основу. Над подлежащим укажи лицо и число.

Ответы к упражнению 96, с. 87

96. Прочитай текст. В каждом предложении найди глагол. Над ним укажи число и время.
Разбери каждое предложение по членам предложения.

Найди и выпиши слово, в котором есть орфограмма «беглый гласный». Рядом напиши проверочное слово.

Ответы к упражнению 97, с. 87 — 88

97. Вставь пропущенные буквы. Найди в стихотворении все глаголы. Рядом с ними поставь скобки. В скобках укажи время и число.

Опустилась (прош. вр., ед. ч.) ночь
И в речке
Замерцали (прош. вр., мн. ч.) звёзды-свечки.
И тогда из-под коряг
На охоту вышел (прош. вр., ед. ч.) рак.
Рак — тихоня неуклюжий —
Ищет (наст. вр., ед. ч.) лакомство на ужин.
Убегают (наст. вр., мн. ч.) даже братья
От его РАКОпожатья.

Выпиши из текста сложное слово, которое придумал поэт. Рядом в скобках напиши слова, которые дали жизнь этому слову.

Ответы к упражнению 98, с. 88 — 89

98. Впиши словарные слова по порядку. Подчеркни в них буквы, написание которых надо запомнить. Вставь пропущенные буквы. Рядом с выделенными глаголами в скобках укажи время и число.

Вещи везут (наст. вр., мн.ч.) на перрон,
Кидают (наст. вр., мн. ч.) в открытый в а гон.
Готово. Уложен б а гаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж.

Ответы к упражнению 99, с. 89

99. Спиши, вставляя нужные буквы. Вспомни, как пишутся приставки, предлоги и частица НЕ с глаголами. Над глаголами укажи время и число.

Ответы к упражнению 100, с. 90

100. Вставь нужные буквы. Найди и подчеркни все глаголы. Рядом с ними поставь скобки. В скобках укажи время и число.

Если кто-то с места сдвинется (буд.вр, ед.ч.),
На него котёнок кинется (буд.вр, ед.ч.).
Если что-нибудь покатится (буд.вр, ед.ч.),
За него котёнок схватится (буд.вр, ед.ч.).
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдёшь (буд.вр, ед.ч.) из наших лап!

Выпиши выделенное слово. Подчеркни в нём безударные гласные. Определи, в каких частях слова находятся эти орфограммы. Для каждой орфограммы напиши проверочное слово.

Ответы к упражнению 101, с. 90 — 91

101. Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте прилагательные. Над ними укажи число, род и падеж.
Найди глаголы. Над ними укажи время, число и лицо.

Ответы к упражнению 102, с. 91 — 92

102. Вставь пропущенные буквы. Рядом с выделенными глаголами в скобках укажи время, число и лицо.

Плывут (наст вр., мн. ч., 3 л.) пугливые мальки
По речке,
Будто катерки.
А на листах кувшинки
Лягушки греют (наст вр., мн. ч., 3 л.) спинки
И расправляет (наст. вр., ед. ч., 3 л.) крылья
Стрекозья эскадрилья.
И сам я, будто пароход,
Лечу (наст. вр., ед. ч., 1 л.), фырчу (наст. вр., ед. ч., 1 л.),
Плыву (наст. вр., ед. ч., 1 л.) вперёд.
А где-то там,
На дне речном,
Залёг
Подводной лодкой
Сом.
Он под корягою лежит (наст. вр., ед. ч., 3 л.),
Границы наши сторожит (наст. вр., ед. ч., 3 л.).

Найди в тексте подчёркнутое слово. Разбери его по составу.
Выпиши прилагательное в рамке в начальной форме. Письменно покажи, как оно образовано.

Под вод н [ой] (подводн – основа; под – приставка; вод – корень; н – суффикс; ой – окончание).

Речной
рек/а → рек/
рек/ + н + ой = речной

Ответы к упражнению 103, с. 92 — 93

103. Вставь нужные буквы. Найди глаголы, стоящие в повелительной форме. Подчеркни их жёлтым карандашом.

Мы 1 л., мн. ч. объ я сняли д и карке:
— Ты 2 л., ед. ч. же обычная кошка!
Ну помурлычь хоть немножко!

Найди личные местоимения. Над ними укажи лицо и число.
Найди в тексте слова, в которых есть орфограмма «безударный гласный в корне, проверяемый ударением». Подчеркни орфограмму синим карандашом.

Ответы к упражнению 104, с. 93 — 94

104. Вставь пропущенные буквы. Найди глаголы в начальной форме. Подчеркни их синим карандашом. Над остальными глаголами укажи время, число и лицо.

Но осень ещё веселей!
То сливы сбиваешь наст. вр., ед. ч., 2 л. с ветвей,
То рвёшь наст. вр., ед. ч., 2 л. в огороде горох,
То взроешь буд. вр., ед.ч., 2 л. рогатиной мох…
Стучит наст. вр., ед. ч., 3 л. молотилка вдали —
И рожь на возах до земли.

Выпиши подчёркнутое слово (молотилка). Сверху укажи часть речи. Рядом напиши родственное слово — глагол.

Ответы к упражнению 105, с. 95

104. Рассмотри иллюстрации к устойчивым выражениям. Найди эти выражения в словаре и запиши на пустых строках.

1. Как воды в рот набрать.
2. Яблоку негде (некуда) упасть.
3. Как вкопанный (стоит).
4. Кот наплакал.

Конец тетради! Ура!

Источник

Adblock
detector