Меню

Как сделать упражнение по русскому языку отец и сыновья

Русский язык 4 класс Как написать план текста «Отец и сыновья»?

Задание по русскому языку для 4 класса 7. Прочитайте

Отец и сыновья

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Сыновья не слушались.

Вот отец велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько сыновья ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит: «Если в согласии жить будете,

никто вас не одолеет. Если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит».

• Определите тему и главную мысль текста.

• Что отражает заголовок: тему или главную мысль текста?

• Почему в тексте выделены три части? О чём говорится во вступительной, основной и заключительной частях текста?

• Составьте план текста. Для этого придумайте к каждой части текста заголовок. Запишите план.

• Устно передайте содержание каждой части.

Учащимся предлагается прочитать басню Л. Толстого «Отец и сыновья».

В данном тексте выделены три части, так как можно выделить 3 микротемы. Эти микротемы и можно отразить, составив план басни «Отец и сыновья». Также стоит учитывать, что обычно текст состоит из 3-х частей, включающих 1) вступление, 2)основную часть и в конце следует 3) вывод.

План

Главной мыслью этого короткого нравоучительного рассказа Льва Толстого оказывается мысль о согласии. Если жить в согласии, то не будет страшен никакой недруг, вот к какой идее подводит писатель читателя. Темой же этого рассказа окажется взаимоотношение между отцом и его сыновьями, процесс воспитания детей в семье.

При этом в названии рассказа Толстой отразил именно его тему, оставив главную мысль для заключения рассказа.

Рассказ разбит автором на три части. В первой описана завязка ситуации. Во второй ее решение, а в заключении сделан вывод.

Составим план рассказа Толстого:

Сыновья не слушают отца

Отец дает сыновьям веник.

Выполним задание по русскому языку по басне Толстого «Отец и сыновья.

Выполняем задание по русскому языку «Отец и сыновья» по данному нам тексту.

Главная мысль: семья должна быть вместе, только так она будет сильной и непобедимой.

Тема: наставление главы семейства.

Заголовок выражает тему произведения, т.е. говорит, о чем будет рассказ.

Толстой выделил три части, так как это завязка, основной сюжет и выводы. В первой части мы узнаем, что сыновья были не дружны, хотя отец их просил быть дружными. Во второй части отец показывает пример, что одному будет сложно, а если все вместе, то они непобедимы, а в третьей части делает вывод.

План с заголовками:

1) Сыновья не могут жить в согласии, как велел отец.

2) Веник, как пример «дружбы».

1.) Тема и главная мысль: важность жизни в согласии, в том, чтобы быть вместе, тогда можно справиться с трудностями, которых в жизни очень много.

2.) Заголовок отражает тему, главная мысль по заголовку нам пока не понятна.

3.) Сразу придумаю заголовки трех частей из которых как раз будет понятно, о чем в этих частях говорится. Это в то же время будет и пересказом каждой части текста.

Для того, чтобы написать диалог на тему «Посещение врача», нужно представить ситуацию. Предположим, что мама с 10-летним сыном идет к стоматологу для медосмотра перед школой.

Мама и сын входят в кабинет:

Мама: Добрый день, можно?

Врач: Здравствуйте. Да, заходите.

Врач: Что вас беспокоит?

Мама: Мы по профосмотру для справки в школу.

Врач: Как тебя зовут?

Врач: Сережа, сколько тебе лет?

Врач: Тебя что-нибудь беспокоит?

Врач: Хорошо, садись в кресло. Какие-либо аллергические реакции есть?

Мама: Да, на пенициллин.

Врач: Хронические заболевания?

Врач: Хорошо. Распишитесь здесь, пожалуйста.

Врач: Здесь есть небольшой кариес на нижней пятерке. Можно поставить пломбу. Сережа, будем лечить зубик?

Врач: Хорошо. Это займет 30 минут. Вы можете подождать в коридоре. Я вас позову.

Не буду переписывать текст полностью, напишу только слова со вставленными в них пропущенными буквами, приведя в скобках проверочные слова:

в лЕсу (лес); гнЕздо, в гнЕзде (много гнёзд); пИщАли (писк, пищАть); прилЕтит (прилёт); чЕрвячками (чЕрви); дОмой (дом); н..гам (нОги); в трАве (трАвка); по зЕмле (зЕмли, назЕмный).

Конечно же, птичка не нарочно упала к ногам мальчика. Она специально хотела обратить его внимание на себя, чтобы отвлечь его от своих птенчиков.

Закончить рассказ можно так: Когда птичка упала с дерева перед мальчиком, он побежал за ней.

Но она вспорхнула и перелетела на другое место поблизости. Мальчик бросился снова за птичкой, но она опять убегала и садилась в траву. Это повторялось несколько раз, пока птичка не вспорхнула и не улетела так далеко, что мальчику уже не видно было её.

Расстроенный, он решил вернуться к гнезду и взять хотя бы одного птенца. Однако мальчик уже не смог найти то прежнее место, где было гнездо. Так птичка спасла своих птенцов. Ну как тут не назовёшь птичку умной?

Своим поведением она подтверждает название замечательного рассказа «Умная птичка».

Источник

Конспект урока литературного чтения «Отец и сыновья» Л.Н.Толстой
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конспект урока литературного чтения «Отец и сыновья» Л.Н.Толстой

Скачать:

Предварительный просмотр:

Автор: Накорякова Ольга Сергеевна

УМК: «Литературное чтение. 2 класс» Л.Ф. Климанова.

Тип урока : урок открытия новых знаний

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Планируемые результаты (предметные):

Личностные результаты: приобретают первичные навыки оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Читайте также:  Как сделать так чтобы не было видно лифчик

Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, в парах, фронтальная, индивидуальная.

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

Цель: настроить учащихся на работу, способствовать активизации познавательной деятельности.

— Начинаем урок литературного чтения

Подготовка к работе

Выставляют смайлик на лесенке

Л: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

— Оцените свое настроение, с которым вы пришли на урок.

— Предлагаю вам в начале урока отгадать загадку.

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (Семья.)

Слушают песню и смотрят на экран

— Как вы поняли, почему девочке было скучно, чего ей не хватало, чтобы почувствовать себя счастливой?

Отвечают на вопрос

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: активизировать знания учащихся., определить типичные недостатки.

1. На доске по щелчку появляется высказывание:

— Я хочу начать наш урок со слов известного писателя Л.Н. Толстого, который сказал:

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. /Л.Н. Толстой/

— Как вы понимаете слова Толстого?

— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать?

2. Работа в группах по карточкам Приложение 2

— Предлагаю вам вспомнить произведения, которые мы читали в этом разделе, а для этого поработать в группах.

Задание: Прочитать отрывок из произведения, определить автора, название и жанр.

Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

1 ученик зачитывает высказывание

Отвечают на вопросы

Один ученик из группы зачитывает задание, другой зачитывает ответ, третий проверяет правильность выполнения на интерактивной доске

К: планируют учебное сотрудничество:

П: выделяют существенную информацию в тексте, строят рассуждения

3. Постановка учебной задачи.

Цель: создать проблемную ситуацию для определения учащимися целей и задач урока

— Сколько карточек осталось не открытыми?

— Прочитайте в учебнике название и автора одного из них.

— Что осталось не открытым?

— Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке?

— Какие задачи поставим?

Отвечают на вопросы.

Читают в учебнике название и автора: Л.Н.Толстой “Отец и сыновья”

Ставят цели, формулируют тему урока.

Р: принимают, понимают и решают учебные задачи урока, планировать свои учебные действия уметь выражать свои мысли (К).

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: организовать деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

1. Первичное чтение произведения “Отец и сыновья” учителем.

— Послушайте басню Л. Толстого “Отец и сыновья”. Слушая, подумайте о ком и о чем это произведение?

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.)

понимают, принимают и сохраняют учебную задачу (Р), воспринимают на слух художественное произведение в исполнении учителя (П), слушают и извлекают нужную информацию (П)

участвуют в коллективном обсуждении прочитанного (К)

2. Работа над текстом.

— О чем это произведение?

— Объясните, почему сыновья ссорились?

— Что тогда отец сказал сыновьям?

— Объясните, почему они не смогли сломать веник, но легко переломали прутья?

(о том, что надо всегда жить в мире и согласии).

3. Вторичное чтение произведения:

— Откройте электронный учебник на с.83. Прочитайте произведение. Подумайте, к какому жанру относится это произведение?

— К какому жанру относится это произведение?

— Докажите, что это басня.

— Скажите, над чем же надо задуматься?

— Прочитайте слова, в которых заключена основная мысль басни?

5. Физминутка для глаз

Цель: обеспечить условия для снятия усталости, оказать помощь детям в переключении их деятельности.

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ПОРТАЛ http://easyen.ru

Выполняют упражнения для глаз

6. Первичное закрепление.

Цель: пробудить интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе, обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения, развитие связной устной речи и логического мышления.

1. Мотивация перечитывания и анализа произведения.

Работа с деформированным текстом.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

поиск неточностей в тексте

понимают содержание прочитанного, строят рассуждения об объекте (П), осуществляют синтез как составление целого из частей, проводят сравнение (П), принимают, понимают и решают учебные задачи урока (Р), осуществляют контроль своих действий (Р), участвуют в коллективном обсуждении (К).

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ
(Басня)

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в мире; они не слушались. Вот он приказал принести веник и говорит: “Сломайте!”

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит: “Так-то и вы: если дружно жить будете, никто вас не победит ; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит”.

— Изменился ли смысл текста с другими словами?

— Почему не изменился?

— Зачем нам автор рассказал эту историю?

Один ученик читает текст с карточки, другой проверяет по оригиналу в ЭФУ.

Источник

Конспект НОД » Пересказ рассказа Л. Н. Толстого » Отец и сыновья»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Пересказ расказа Л. Н. Толстого с использованием эксперимента и опорной схемы ( Мнемоцепочка).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию

«Пересказ рассказа Л. Н. Толстого « Отец и сыновья»

« Художественно – эстетическое развитие»

«Социально – коммуникативное развитие».

Ведущая познавательная область – Речевое развитие

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область « Художественно – эстетическое развитие»:

Образовательная область « Познавательное развитие»

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Предметно – развивающая среда: портрет Л. Н. Толстого, иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «Отец и сыновья», мнемоцепочка ( Мнемокарточки) по рассказу, веник из березовых прутьев.

Читайте также:  Как сделать на андроиде чтобы фото сохранялись на карту памяти

— Ребята, посмотрите на этот портрет. Кого напоминает вам человек, изображенный на нем? (Деда Мороза).

Воспитатель читает рассказ, показывая иллюстрации.

— Понравился вам рассказ? Чему он может вас научить? ( Жить дружно, не ссориться)

— Правильно. Этот рассказ очень поучительный, поэтому это не просто рассказ, а басня, т. е. рассказ, который чему – то учит.

— А теперь скажите, что наказывал отец своим сыновьям? (Жить в согласии)

— Что значит «жить в согласии»? (Дружно, помогать друг – другу)

— Слушались они его? ( Нет, не слушались)

— Как отец смог убедить детей в правильности своих слов? Как? ( Он дал им веник и сказал сломать)

— Смогли сыновья сломать веник? ( Нет, не смогли)

— Как вы думаете, почему? ( Веник крепкий, в нем много прутиков)

— Давайте и мы попробуем убедиться в этом. (Воспитатель дает детям веник. Они пытаются его сломать, передают друг – другу, затем воспитатель развязывает веник и предлагает переломать по одному пруту)

— Ребята, как легче сломать веник. Когда все прутья в одной связке, или по одиночке?

— А сыновья сумели все – таки сломать веник? Как? ( По одному прутику)

— Что значит слово «Одолеть»? (победить, побороть)

— А теперь давайте немного отдохнем. Пусть каждый обнимет своего друга. ( Дети подходят друг к другу, обнимаются).

Встаньте, дети, встаньте в круг, (Дети встают в круг)

Я твой друг и ты мой друг (Показывают на себя и на других)

Пусть будет шире Дружбы круг. ( Расширяют круг)

Слева друг и справа друг. ( Поворачиваются налево, потом направо)

В кругу стоят друзья твои

Ты им улыбку подари. ( Обнимаются)

— А теперь садитесь на стульчики. Я еще раз прочитаю рассказ, а вы постарайтесь его запомнить.

— А теперь я хочу послушать ваш рассказ. Не спешите, смотрите на схему перед вами. Она вам подскажет.

Отвечают 2-3 ребенка. Остальные подсказывают по мере необходимости.

— Молодцы ребята. Вам понравилось, как мы сегодня перессказывали рассказ Л. Н. Толстого? Как он назывался? Что вам понравилось больше всего?

— А мне понравилось, как внимательно вы слушали и дружно помогали своим товарищам. Вместе даже рассказ получается интереснее. А теперь я приглашаю Вас дружно поиграть в игрушки.

Источник

Урок литературного чтения на тему «Л.Толстой. Отец и сыновья». 2-й класс

Класс: 2

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Личностные результаты: приобретают первичные навыки оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, в парах, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование урока: ЭФУ; интерактивная доска, ноутбуки у каждого ученика, мультимедийная презентация, раздаточный материал, хрестоматия.

Слушают песню и смотрят на экран

Отвечают на вопросы.

Читают в учебнике название и автора: Л.Н.Толстой “Отец и сыновья”

Ставят цели, формулируют тему урока.

Ответы на вопросы

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

3 мин.

Цель: настроить учащихся на работу, способствовать активизации познавательной деятельности.

— Начинаем урок литературного чтения

“Лесенка успеха” Приложение 1

Подготовка к работе

Выставляют смайлик на лесенке

Л: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

— Оцените свое настроение, с которым вы пришли на урок.

— Предлагаю вам в начале урока отгадать загадку.

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (Семья.)

Звучит песня “Моя семья”. Слова и музыка Александра Ермолова

СЛАЙД 2 — Как вы поняли, почему девочке было скучно, чего ей не хватало, чтобы почувствовать себя счастливой? Отвечают на вопрос
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

4 мин

Цель: активизировать знания учащихся., определить типичные недостатки.

1. На доске по щелчку появляется высказывание:

— Я хочу начать наш урок со слов известного писателя Л.Н. Толстого, который сказал:

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. /Л.Н. Толстой/

— Как вы понимаете слова Толстого?

— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать?

— Предлагаю вам вспомнить произведения, которые мы читали в этом разделе, а для этого поработать в группах.

Задание: Прочитать отрывок из произведения, определить автора, название и жанр.

Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

1 ученик зачитывает высказывание

Отвечают на вопросы

Один ученик из группы зачитывает задание, другой зачитывает ответ, третий проверяет правильность выполнения на интерактивной доске

К: планируют учебное сотрудничество:

П: выделяют существенную информацию в тексте, строят рассуждения

СЛАЙД 3 Проверка.
3. Постановка учебной задачи.

2 мин

Цель: создать проблемную ситуацию для определения учащимися целей и задач урока

— Сколько карточек осталось не открытыми?

— Прочитайте в учебнике название и автора одного из них.

— Что осталось не открытым?

— Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке?

— Какие задачи поставим?

Р: принимают, понимают и решают учебные задачи урока, планировать свои учебные действия уметь выражать свои мысли (К).
4. Построение проекта выхода из затруднения

5 мин

Цель: организовать деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

1. Первичное чтение произведения “Отец и сыновья” учителем.

— Послушайте басню Л. Толстого “Отец и сыновья”. Слушая, подумайте о ком и о чем это произведение?

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.) понимают, принимают и сохраняют учебную задачу (Р), воспринимают на слух художественное произведение в исполнении учителя (П), слушают и извлекают нужную информацию (П)

участвуют в коллективном обсуждении прочитанного (К)

2. Работа над текстом.

— О чем это произведение?

— Объясните, почему сыновья ссорились?

— Что тогда отец сказал сыновьям?

— Объясните, почему они не смогли сломать веник, но легко переломали прутья?

Ответы на вопросы

(о том, что надо всегда жить в мире и согласии).

3. Вторичное чтение произведения:

— Откройте электронный учебник на с.83. Прочитайте произведение. Подумайте, к какому жанру относится это произведение?

Жужжащее чтение.
После чтения:

— К какому жанру относится это произведение?

— Докажите, что это басня.

— Скажите, над чем же надо задуматься?

— Прочитайте слова, в которых заключена основная мысль басни?

5. Физминутка для глаз

2 мин

Цель: обеспечить условия для снятия усталости, оказать помощь детям в переключении их деятельности.

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ПОРТАЛ http://easyen.ru

Выполняют упражнения для глаз
6. Первичное закрепление.

13 мин

Цель: пробудить интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе, обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения, развитие связной устной речи и логического мышления.

1. Мотивация перечитывания и анализа произведения.

Работа с деформированным текстом.

Приложение 3

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

поиск неточностей в тексте

РАБОТА В ПАРАХ

понимают содержание прочитанного, строят рассуждения об объекте (П), осуществляют синтез как составление целого из частей, проводят сравнение (П), принимают, понимают и решают учебные задачи урока (Р), осуществляют контроль своих действий (Р), участвуют в коллективном обсуждении (К).
Л.Н. Толстой.

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ
(Басня)

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в мире; они не слушались. Вот он приказал принести веник и говорит: “Сломайте!”

Сколько они ни старались, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит: “Так-то и вы: если дружно жить будете, никто вас не победит; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит”.

— Изменился ли смысл текста с другими словами?

— Почему не изменился?

— Зачем нам автор рассказал эту историю?

Один ученик читает текст с карточки, другой проверяет по оригиналу в ЭФУ.

Слова заменены синонимами

2. Работа с пословицей.

ПРОВЕРКА на интерактивной доске.

— Как понимаете смысл?

— Подходит ли эта пословица к нашей басне?

3. Выразительное чтение

Заслушивание 2-3 учеников.

Индивидуальная работа на ноутбуках.

Готовят выразительное чтение с опорой на памятку в ЭФУ

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

5 минут

Цель: организовать деятельность учащихся по применению новых знаний.

1. Автор прочитанного произведения.

2. Что велел принести отец?

3. Назовите синоним слов мир, лад, единодушие.

5. Герои прочитанного произведения.

7. Назовите жанр прочитанного произведения.

РАБОТА В ГРУППАХ

Самостоятельная работа по карточкам.

осуществляют контроль своих действий (Р),

осознают познавательную задачу (П), ориентируются в тексте и в учебнике(П), извлекают нужную информацию (П),

СЛАЙД 5 ПРОВЕРКА. (На экране – ответы на кроссворд)

— Прочитайте слово, которое у вас получилось по горизонтали.

— А что такое легенда?

Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.

Высказывают свое мнение.

8. Дополнительное чтение.

6 минут

Цель: развитие познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения, развитие нравственных качеств, уважения к женщинам.

— Сегодня мы с вами узнаем еще один жанр. А поможет нам произведение Ивана Фёдоровича Панькина “Легенда о матерях”

Слушание аудиозаписи легенды из ЭФУ.

формулируют несложный вывод о прочитанном (П), участвуют в коллективном обсуждении прочитанного (К), вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого, соблюдают правила общения (К)
ВОПРОСЫ после прослушивания:

— Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?

— Можно ли поступок матерей считать героическим?

— Как же надо относиться к нашим мамам?

— Кто уже может сказать, что такое легенда?

Чтение определения в хрестоматии

— Подтвердились ли ваши предположения?

Слушают аудиозапись и отвечают на вопросы после прослушивания

Читает один ученик вслух, остальные следят по учебнику

9. Рефлексия деятельности(итог )

3 мин

Цель: предоставить возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

— Какие задачи мы ставили в начале урока? Справились?

Работа со слайдом презентации:

— Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?

— Оцените свое настроение и свои знания, полученные на уроке.

— Спасибо вам за урок!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Выставляют смайлики на лесенке

высказывают суждения о значении нравственных качеств (К), обмениваются мнениями с одноклассниками по поводу прочитанных произведений (К)
СЛАЙД 6 Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
(Тараданова Дарья)

Стихотворение читает заранее подготовленный ученик
10. Домашнее задание.

2 мин

— Дома предлагаю вам выполнить задания по выбору:

— составите текст, в котором расскажете, как любите свою маму, какая она необыкновенная;

— перечитаете “Легенду о матерях” и составите вопросы для одноклассников;

Источник

Adblock
detector