Меню

Как сделать урок интересным и увлекательным в начальной школе

Как сделать урок интересным?
методическая разработка по теме

Использовать нестандартные формы надо правильно и умело. Эффективность учебного процесса в школе прежде всего зависит от правильного выбора форм организации обучения по предмету.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Нестандартные формы обучения в начальной школе

или как сделать урок интересным.

Во все времена педагоги постоянно искали способы оживления урока, стараясь разнообразить формы объяснения и обратной связи.

Использовать нестандартные формы надо правильно и умело. Эффективность учебного процесса в школе прежде всего зависит от правильного выбора форм организации обучения по предмету.

При выборе форм работы необходимо учитывать условия, в которых развертывается учебный процесс. Наличие разнообразного дидактического материала, специального оборудования позволяет индивидуализировать процесс обучения. Также много влияет содержание учебного материала, который может иметь разную трудность, разную новизну. Важно учитывать, как форма способствует проявлению активной позиции каждого ученика, которая выражается в защите своего мнения, умение доказывать, аргументировать соответствующее положение, отстаивать свою точку зрения, проявлять чувство коллективизма.

У каждого учителя в «методической копилке» накоплены свои, «фирменные» методы и приёмы. Решению задач, поставленных мною на уроках способствуют «активные методы и приемы обучения».

В своей работе я использую такие методы :

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся.

Методы словесной передачи информации слухового восприятия информации.

Например, урок русский язык, 3 класс.

Тема «Предложение, словосочетание, слово»

— Сказочные гости пришли к нам в гости с вопросами. Петушка очень волнует, из чего состоит наша речь? Ответьте, дети.

Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.

Например, урок наглядная геометрия, 3 класс.

Тема «Площадь прямоугольного треугольника»

Дети рассматривают прямоугольный треугольник, высказывают предположения о нахождении его площади. После чего проводят эксперимент и доказывают, что треугольник можно достроить до прямоугольника. ( См. приложение )

Методы передачи информации с помощью практической деятельности.

Например, урок русский язык, 3 класс.

— Посмотрите на этот предмет и скажите в какой сказке мы оказались? («Золотой ключик или приключения Буратино»)

-Запишите в тетради словосочетание золотой ключик.

-Какие орфограммы встретились в словах?

-Слово ключик разберите по составу.

-Почему в нем пишется суффикс –ик?

-Составьте предложение с этим словом.

Методы стимулирования и мотивации учащихся.

Например, на уроках математики дети решают разноуровневые задачи. На уроках русского языка выбирают из предложенных заданий то, которое им больше нравится.

Например, урок русский язык, 3 класс.

Тема «Имя прилагательное»

После изучения нового материала, дети подбирают к словарным словам однокоренные прилагательные и придумывают с этими словами рассказ.

Сочинение сказок, рассказов, стихов на заданную тему.

Создание проблемной ситуации. Например, урок окружающий мир, 3 класс.

Тема «Живая и неживая природа»

В начале урока детям ставятся проблемные вопросы:

-можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и то же?

При работе в группе выбирается консультант, который осуществляет контроль. Такая форма работы ведет к созданию ситуации взаимопомощи.

Например, урок русский язык 2 класс.

Тема «Закрепление знаний о проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова»

При повторении теоретического материала использую фронтальный опрос.

— Объясните, что значит безударная гласная?

— Почему безударные гласные нуждаются в прверке?

— Как проверить написание безударной гласной в корне слова?

— Всегда ли можно проверить написание безударной гласной в корне? Как поступают в этом случае?

Методические приемы: постановка проблемных вопросов, проблемные ситуации, работа с карточками, коммуникативная атака, игровой момент, подарок за работу на уроке, телеграмма, письмо, разговор по телефону, эстафета, фотоглаз, выборочное чтение, чтение пословиц «наоборот», кроссворды, нетрадиционное начало урока, начало урока с элементами театрализации и другие.

Также в своей практике я применяю не только нестандартные формы обучения, но и новые информационные технологи (НИТ). Знаю, что за новыми информационными технологиями – будущее. Использование НИТ может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебе.

Особенно мне нравится проводить уроки с использованием компьютерной презентации. На таких уроках значительно экономится время, материал представляется с большим объемом наглядности. Дети с интересом участвуют в учебном процессе. Причем больший интерес развивается в том случае, если дети сами участвуют в подготовке презентаций к урокам.

В 2006 году мы с детьми участвовали в городском конкурсе ученических проектов. Тема исследовательского проекта: «Три кита в экономике» (окружающий мир, 3 кл.).

Он направлен на воспитание и уважение к людям труда через знакомство с предприятиями города и профессиями родителей. Проект проводился в течение трех недель. Целью этого проекта является не только получение практических знаний по данной теме, но и привитие навыков работы с информацией и работа в команде.

Помимо этого дети научились пользоваться новыми компьютерными программами и кратко излагать свои мысли. Перед ребятами был поставлен вопрос: «Что требуется для производства товаров и услуг?» Весь класс был разделён на три группы: журналисты, экскурсоводы, экологи. Каждая группа занималась исследованием определенной темы. Вы видите их на экране. Результатом работы детей стали:

Читайте также:  Как сделать тушь для кукол своими руками

Буклет «Что значит для человека труд?»;

Мультимедийная презентация о предприятиях нашего города;

Журнал: «Профессии всякие важны, профессии всякие нужны»;

Плакаты по охране природных богатств.

В процессе работы у учащихся формировался опыт работы с компьютерной техникой, опыт работы в компьютерных программах, исследовательской деятельности.

В результате дети узнали о крупных предприятиях нашего города, таких, как ООО «Кроностар», ООО «Шарьинский ДОК», железнодорожная дорога, электросети, почта, банк. А так же о деятельности частных предпринимателей.

Ребята провели большую работу: сбор материала о предприятиях города, интервью с родителями, издание журнала «Профессии всякие важны, профессии всякие нужны», создание буклета «Труд» и презентации «Что такое капитал?» Защита проекта прошла успешно. Проект «Три кита экономики» занял первое место.

Вывод. Сущность всех вышеперечисленных способов, форм и методов обучения состоит в том, чтобы получить на уроке высокий результат при наименьшей затрате сил и времени, чтобы урок поднял детей на очередную ступень в их умственном росте, развитии и воспитании.

Источник

Совет учителям: 5 способов сделать урок интересным

Алина Косова

Довольно часто можно услышать, как учителя сетуют на то, что дети обленились, потеряли интерес к учёбе и ничего не хотят делать. Я им не верю. В 99% нелюбимый и скучный предмет для школьника ассоциируется с нелюбимым и скучным педагогом. Вот несколько простых советов, которые помогут сделать урок интересным и отличным от других.

Как сделать урок интересным?

1. Оживите!

Правду говорят: «Относись к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе». Переделаем это на свой лад: «Относить к своим урокам так, как хотел бы, чтобы к ним относились ученики».

Когда учитель сидит за столом, уткнувшись носом в учебник, за которым его и не видать, и что-то вяло бубнит себе поднос – ну о каком интересном уроке может идти речь?

«Открыли книгу на странице N, читаем параграф, отвечаем на вопросы письменно – я проверю!». От одной этой фразы хочется выть даже спустя много лет после окончания школы.

Оживите: встаньте из-за стола, пройдитесь по классу, объясняя тему, заглядывайте в глаза ученикам, жестикулируйте, проявите эмоции, покажите интерес к тому, что вы говорите. Вы удивитесь, но ученики начнут смотреть на вас, а не в экран телефона под партой, они начнут улыбаться, когда улыбаетесь вы, таращить глаза, когда вы рассказываете что-то удивительное! Урок заиграет новыми красками, между классом и учителем возникнет диалог, прервать который сможет только звонок на перемену.

2. Сделать урок интересным могут примеры из жизни

Можно часто услышать от школьника фразу: «Мда, мне же так пригодятся в жизни логарифмы!» На самом деле в этом есть доля правды. Прежде чем начать что-то учить, человек должен понять, зачем ему это надо. «Чтобы быть умным и всесторонне развитым» — этот аргумент не работает.

Приводите примеры из жизни. Веселые, грустные, страшные, шокирующие, запоминающиеся – любые, которые способны пробудить эмоции. О том, как человек чуть не отравился, неправильно посчитав количество таблеток (реальная математика!), о том, что будет, если положить яйцо в микроволновку (и почему), о том, как вы сами, мудрый учитель, были школьником и чего-то не могли понять из курса химии.

Таким образом, ученики не только лучше запомнят правило, но и станут вам ближе.

Эффективно подготовиться к ЕГЭ вы можете на онлайн-курсах MAXIMUM. Каждый третий ученик нашего центра сдает ЕГЭ на 80+ баллов. В прошлом году мы помогли поступить на бюджет 140 тысячам выпускников со всей России, поможем и вам. Консультация бесплатно!

3. Доброта, открытость, юмор

Ребята признаются, что больше всего им нравятся учителя, которые умеют пошутить и посмеяться: над собой, над ситуацией, над ошибкой. Не по-злому, а искренне. А какой восторг вызывают произнесенные учителем мемы «не надо так» или «нельзя просто так взять и…»! Преподаватель с нахмуренными бровями, яростно сжимающий указку, давно уже не вызывает уважение и всегда проигрывает искренности, открытости и готовности помочь.

Не бойтесь, что ученики расслабятся и сядут на шею — они ценят ваше человеческое отношение.

4. Новые подходы к решению заданий

Любой школьник всегда будет сравнивать одного учителя с другим, один урок со вторым, поэтому иногда стоит разнообразить привычный подход к выполнению стандартных упражнений из учебника.

Например, не просто решить задачу, а решить её быстрее всех и отправить правильный ответ смской в мессенджер (раз уж приносят на урок смартфоны – пусть используют их в целях обучения!). Или, например, читать стих по ролям, да еще и по-театральному выразительно. Кто-то из учителей воскликнет: «Баловство!», а я вам скажу, что после такого приёма почти весь класс выучил стих наизусть прямо на уроке, не прилагая больших усилий.

Читайте также:  Как сделать так чтобы тебе приснился твой будущий парень

5. Используйте технологии, чтобы сделать урок интересным

Современный учитель должен максимально использовать дары 21 века: огромное количество приложений, видео, картинок, сайтов, способных разнообразить ваш урок, вдохновить новой идеей. Создайте с учениками беседу в соцсети для максимально удобного общения, быстрого обмена информацией. Таким образом, вы будете в курсе новых трендов и увлечений ваших учеников:интереснее станут не только ваши уроки, но и вы сами.

На самом деле существует очень много способов сделать урок увлекательным, преподавание – это бесконечный простор для творчества. Но выполнение даже этих пяти простых правил уже поможет вам подняться на новый уровень.

Источник

12 способов сделать школьный урок интересным

12 способов сделать школьный урок интересным

Молодой учитель истории Моисей Богатырёв уже рассказывал, чего больше всего боялся в первый год работы в школе и как прошёл его первый педсовет. Теперь он набрался опыта и советует, как применять правило светофора, примеры из шутеров (для начала выясните, что это такое!) и добиваться результата.

Когда я только пришёл в школу, у меня возникло три вопроса: как заинтересовать детей, как сделать уроки продуктивными и как успеть подготовить все уроки на неделю качественно. Не то чтобы спустя год работы у меня появились ответы, но размышление над ними принесло плоды. Уже сейчас я могу предложить идеи, которые легко реализовать. Они не требуют особых усилий и упростят учебный процесс за несколько уроков.

Как сделать уроки продуктивными

Классическое мнение в российской школе гласит: если ребёнок молчит и слушает, значит, всё в порядке. Но ведь продуктивность урока определяется не гробовой тишиной, а освоением образовательных результатов.

Что толку от полного молчания в классе, если к концу урока никто ничего не запомнил? Дисциплина гораздо сложнее, чем просто послушание. У спартанцев она включала в себя не только беспрекословное выполнение приказов. Даже дисциплина в армии заключается не только в молчаливом подчинении.

В первую очередь она должна быть управляемой. Шум и гам на уроке — не всегда плохо. Более того, даже беготня по классу может быть полезной. Это зависит от ответа на вопрос «зачем?»: зачем вы хотите добиться тех или иных результатов? Почему вы именно так выстраиваете работу? Таких вопросов при подготовке к уроку я задаю себе очень много. И могу предложить ряд простых рекомендаций для учителей.

1. Установите правило светофора

Всем известные с детства сигналы. В любом регионе мира в любой школе любой ученик сможет объяснить этот базовый принцип ПДД. И это надо использовать на уроке! Светофор — потрясающая идея для налаживания дисциплины в классе. Красный свет означает, что говорит только учитель или выполняется индивидуальное задание. Жёлтый свет означает общение и ответы по очереди (причём учитель тоже не имеет права перебивать ученика!), зелёный свет — для парной или командой работы, он значит настоящую свободу общения. Через 5-6 уроков ученики реагируют на слова учителя в разы быстрее, если не забывать про светофор самому.

2. Возьмите письменное согласие

Потратьте один урок на это: договоритесь с детьми о том, как им будет комфортнее работать. Составьте перечень правил, распишитесь все и повесьте на входе в кабинет. Это будет их и ваша зона комфорта. Ученики быстро считают ваш посыл: у вас в кабинете всегда безопасно.

Помните, что правила нельзя нарушать и вам. Договорились не кричать и не оскорблять — извольте выполнять

Пропишите в правилах наказания за нарушение. Однажды я отменил урок, потому что плохо к нему подготовился (дети сразу меня раскусили, потому что домашнее задание сделали все). И 40 минут они развлекались в классе.

3. Приводите жизненные примеры

В 2018 году мало просто учить детей подчиняться приказам и безропотно выполнять задания по инструкции. Школа должна учить учиться, ставить в жизни цели, учить рефлексии. Всё это кажется многим учителям ненужным, но именно так дети смогут понять, зачем им школа. Ведь для любого предмета и любой темы можно найти понятный и простой пример из жизни школьников. «Как ты собираешься выиграть в Counter-Strike, если не умеешь находить слабые места в стратегии противника?! Давай узнаем, как это делал Наполеон». И это лишь самая очевидная банальность.

Многие действия на уроке уже работают на какие-то навыки, просто этот процесс должен быть осмысленным. Существует список универсальных учебных действий — это самая простая схема грамотных образовательных результатов.

Читайте также:  Как сделать себе укол внутримышечно в бедро фото

При оглашении темы урока спросите у учеников, что нужно сделать для её освоения. В конце урока порефлексируйте, попросите вспомнить, что вы делали и достигли ли целей. Простые инструменты, для реализации которых не нужны временные затраты. Но, превращая их использование в систему, вы выводите школьное образование на качественно другой уровень.

Как превратить любой урок в интересный

Никаких оговорок: любой урок с гарантией 100% может быть интересным! Дело просто в том, что это понятие для ребёнка состоит из множества мелочей. Их легко может обеспечить учитель.

4. Сделайте уроки комфортными

Детей категорически нельзя оскорблять и унижать. Нужно однозначно уважать личное пространство ученика. Педагог обязан оставить все свои трудности, личные эмоции, злость и грусть за пределами кабинета, либо честно признаться в этом ученикам и отложить урок до лучших времён. Он должен быть в первую очередь человеком, который умеет сопереживать и понимать чувства других.

5. Создайте в классе территорию счастья

Класс — это территория позитива, света, веселья. Приложите все усилия для создания такой атмосферы, тогда ученики сами захотят к вам приходить. Они будут знать, что у вас всегда можно найти поддержку, что в вашем кабинете в них всегда будут верить, что в нём нет места агрессии и злобе.

Поощряйте даже маленькие успехи, в том числе свои. У вас получилось обыграть в шахматы компьютер на сложном уровне? Расскажите детям! Вчера отлично посидели в кафе с друзьями — сохраните эту улыбку и чувства для детей. Они будут видеть в вас пример и стараться соответствовать вашей открытости, искренности и дружелюбию.

6. Используйте разные форматы

Труд не должен быть повинностью, а домашние задания не надо превращать в банальные «вызубри параграф». Урок должен быть разнообразным: пускай ученики ищут ответы на ваши вопросы в роликах, интернете, текстах, картинках. Старайтесь чередовать формы работы: баттл, круглый стол, дискуссия, поле чудес, конспект, смешанное обучение — в интернете можно найти массу фишек.

Как я разрешила ребёнку не учиться, а он не одичал (это называется анскулинг)

Используйте элементы геймификации: вместо контрольной сделайте карточки с заданиями и подсказками. За выполнение — плюс балл, за использование подсказок — минус балл. Для «пятёрки» нужно набрать определённое количество баллов. Вместо банального теста можно использовать удачные приложения Kahoot или Quizizz.

7. Продумывайте домашние задания

Домашние задания — бич современной российской школы. Они убивают желание учиться у большинства школьников. Поэтому вместо банального чтения романа предложите детям нарисовать географическую карту: где был главный герой, с кем общался. Вместо пересказа параграфа о древнем человеке предложите придумать сказку о нём.

Ставьте «пятёрку», если будут соблюдены основные условия («орудия труда, образ жизни, искусство»). Составляйте одно домашнее задание на несколько предметов, делайте критерии проверки понятными для учеников. Так вы научите детей воспринимать образовательный процесс серьёзно, а не как повинность.

Как успеть всё это с нагрузкой в 30 часов в неделю

Делать всё это невероятно тяжело не потому, что занимает много времени. Никто и нигде в нашей образовательной системе не стимулирует креативность. Учителя — это брошенная и забытая профессия. Это невероятно печально. Потому что талантов у нас множество, а невероятных учителей ещё больше. В наших силах изменить образовательную систему: сделать её человечнее, светлее, счастливее, продуктивнее, интереснее.

8. Начните с простого

Первое и самое главное — никто не говорит, что уже сейчас надо полностью переделать все уроки. Я начал этот текст с мысли, что большинство идей (как тот же светофор) реализуемы уже завтра без особых усилий, стоит только захотеть и попробовать.

9. Ищите поддержку

Нужно искать её у коллег в школе, у родителей, у администрации. Думаю, если привести серьёзные аргументы каждой стороне, то постепенно у вас появятся сторонники. Сделайте первый шаг, сломите эту стену, боритесь с системой, не дайте скудоумию взять верх над здравыми идеями.

10. Думайте на перспективу

Каждое изменение — заготовка на будущее. Вы сможете использовать большинство наработок по второму, третьему и даже четвёртому кругу.

11. Изучите ФГОС

Проектная деятельность. Попробуйте изучить суть нового отечественного ФГОСа. Она правда полезная. Именно проекты позволяют вывести часть материала в самостоятельное изучение учениками, что сократит работу учителя в несколько раз.

12. Зайдите в поиск

В интернете лежит множество идеальных технологических карт урока, структур и схем для составления занятий и придумывания результатов. Всем этим сокровищем надо уметь пользоваться.

Я в вас верю! Поверьте и вы в себя!

Иллюстрации: Shutterstock (Kit8.net)

Источник

Adblock
detector