Меню

Как сделать урок литературы в 5 классе интересным

Совет учителям: 5 способов сделать урок интересным

Алина Косова

Довольно часто можно услышать, как учителя сетуют на то, что дети обленились, потеряли интерес к учёбе и ничего не хотят делать. Я им не верю. В 99% нелюбимый и скучный предмет для школьника ассоциируется с нелюбимым и скучным педагогом. Вот несколько простых советов, которые помогут сделать урок интересным и отличным от других.

Как сделать урок интересным?

1. Оживите!

Правду говорят: «Относись к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе». Переделаем это на свой лад: «Относить к своим урокам так, как хотел бы, чтобы к ним относились ученики».

Когда учитель сидит за столом, уткнувшись носом в учебник, за которым его и не видать, и что-то вяло бубнит себе поднос – ну о каком интересном уроке может идти речь?

«Открыли книгу на странице N, читаем параграф, отвечаем на вопросы письменно – я проверю!». От одной этой фразы хочется выть даже спустя много лет после окончания школы.

Оживите: встаньте из-за стола, пройдитесь по классу, объясняя тему, заглядывайте в глаза ученикам, жестикулируйте, проявите эмоции, покажите интерес к тому, что вы говорите. Вы удивитесь, но ученики начнут смотреть на вас, а не в экран телефона под партой, они начнут улыбаться, когда улыбаетесь вы, таращить глаза, когда вы рассказываете что-то удивительное! Урок заиграет новыми красками, между классом и учителем возникнет диалог, прервать который сможет только звонок на перемену.

2. Сделать урок интересным могут примеры из жизни

Можно часто услышать от школьника фразу: «Мда, мне же так пригодятся в жизни логарифмы!» На самом деле в этом есть доля правды. Прежде чем начать что-то учить, человек должен понять, зачем ему это надо. «Чтобы быть умным и всесторонне развитым» — этот аргумент не работает.

Приводите примеры из жизни. Веселые, грустные, страшные, шокирующие, запоминающиеся – любые, которые способны пробудить эмоции. О том, как человек чуть не отравился, неправильно посчитав количество таблеток (реальная математика!), о том, что будет, если положить яйцо в микроволновку (и почему), о том, как вы сами, мудрый учитель, были школьником и чего-то не могли понять из курса химии.

Таким образом, ученики не только лучше запомнят правило, но и станут вам ближе.

Эффективно подготовиться к ЕГЭ вы можете на онлайн-курсах MAXIMUM. Каждый третий ученик нашего центра сдает ЕГЭ на 80+ баллов. В прошлом году мы помогли поступить на бюджет 140 тысячам выпускников со всей России, поможем и вам. Консультация бесплатно!

3. Доброта, открытость, юмор

Ребята признаются, что больше всего им нравятся учителя, которые умеют пошутить и посмеяться: над собой, над ситуацией, над ошибкой. Не по-злому, а искренне. А какой восторг вызывают произнесенные учителем мемы «не надо так» или «нельзя просто так взять и…»! Преподаватель с нахмуренными бровями, яростно сжимающий указку, давно уже не вызывает уважение и всегда проигрывает искренности, открытости и готовности помочь.

Не бойтесь, что ученики расслабятся и сядут на шею — они ценят ваше человеческое отношение.

4. Новые подходы к решению заданий

Любой школьник всегда будет сравнивать одного учителя с другим, один урок со вторым, поэтому иногда стоит разнообразить привычный подход к выполнению стандартных упражнений из учебника.

Например, не просто решить задачу, а решить её быстрее всех и отправить правильный ответ смской в мессенджер (раз уж приносят на урок смартфоны – пусть используют их в целях обучения!). Или, например, читать стих по ролям, да еще и по-театральному выразительно. Кто-то из учителей воскликнет: «Баловство!», а я вам скажу, что после такого приёма почти весь класс выучил стих наизусть прямо на уроке, не прилагая больших усилий.

5. Используйте технологии, чтобы сделать урок интересным

Современный учитель должен максимально использовать дары 21 века: огромное количество приложений, видео, картинок, сайтов, способных разнообразить ваш урок, вдохновить новой идеей. Создайте с учениками беседу в соцсети для максимально удобного общения, быстрого обмена информацией. Таким образом, вы будете в курсе новых трендов и увлечений ваших учеников:интереснее станут не только ваши уроки, но и вы сами.

На самом деле существует очень много способов сделать урок увлекательным, преподавание – это бесконечный простор для творчества. Но выполнение даже этих пяти простых правил уже поможет вам подняться на новый уровень.

Источник

литературно-развлекательная игра для 5 класса «Литературовед»
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Эту игру можно провести на предметной неделе.

Она подчинена следующим целям:

практическое применение школьных знаний;

развитие слухового внимания, скорости реакции, логического мышления;

проявление лидерских качеств.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»

подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Вопросы для отборочного тура

Литературная игра по станциям в 5 классе

Развитие слухового внимания, долговременной и оперативной памяти ассоциативных связок, скорости реакции, логического мышления, проявлению эрудиции, умению работать в коллективе, проявлению лидерских качеств.

Уважаемые ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по станциям литературной страны. И вы окажитесь здесь не только пассивными наблюдателями, но и активными участниками необычного мероприятия.

В игре участвует 2 команды по 5-6 человек.

Выбирается жюри конкурса.

Задание для зрителей: сочинить текст, чтобы все слова начинались на одну и ту же букву («Русский», «Литература»). Например:

Понедельник Прохор Попов, простой парнишка, провёл по-иному: почему-то пораньше проснулся, пошёл прогуляться по пробуждающемуся парку. По пути повстречал Петю. Прохор предложил Петюне пройтись по парковым путям, площадкам, полянкам. Пареньки поиграли, полакомились пломбиром. Потом пошли подкрепиться посущественнее: поели пирожки, пиццу, попили, попробовали привлекательные пирожные. Попутно покормили пони, пташек. После прогулки побежали покупаться. Позагорали, поплавали. Пляж привлёк приятелей песчаной просторной площадкой. Потом попробовали поймать пескарей, попотчевали пушистенького Персика.

Пошли помогать Петькиной прабабушке прополоть, полить помидорчики. Прабабушка помощь приняла, поблагодарила парней. Потом поспешили понянчить Прохорову Полиночку, поужинали, помыли по-быстрому посуду. Потемнело. Прохор побрёл провожать притомившегося Петьку. По пути полюбовались превосходной природой.

Получился пречудесный полезный понедельник.

Игроки из 2-х команд (по 5 человек) становятся через одного и отвечают на вопросы поочерёдно. Кто ошибается или не знает ответа, выбывает. Победитель — кто остался последний и правильно ответил на заключительный вопрос.

1. Самый популярный русский богатырь (Илья Муромец)

2. Колыбельные песни, частушки, скороговорки, загадки, пословицы, былины. Что это? (Жанры фольклора)

3. Что такое фольклор? (Устное народное творчество, народная мудрость)

4. Кто написал картину «Богатыри»? (В.М. Васнецов)

5. Жанр произведения «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (былина)

6. Как располагаются богатыри на картине Васнецова? (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович)

7. Из какого языка заимствовано слово фольклор? (из английского)

8. Кто является автором фольклорных произведений? (народ)

9. Краткие изречения, в которых выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости (пословицы)

10. Назови пословицу (Век живи — век учись. Ученье — свет, а неученье — тьма)

12. Что это: «Лёгок на помине»? (поговорка)

13. Лежал, лежал да и в речку побежал. Что это? (Снег)

14. Короткий устный рассказ с остроумной концовкой (Анекдот)

15. Как ещё называли по-другому частушки? (припевка, побаска, частуха, прибаутка)

16. Вспомни частушку (Стоит парень у ворот, широко разинул рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот)

Сказочная. “Что за прелесть эти сказки!”

2. Назовите типы сказок. (Волшебные, бытовые, сказки о животных).

3. Какая связь между словами «сказка» и «фольклор» (сказка — жанр фольклора, народная мудрость)

Читайте также:  Как сделать чтобы свечка не тухла при ветре

4. Короткие истории фантастического характера (сказки)

5. Кто говорил такие волшебные слова: «Симсим, открой дверь!» (Али-Баба. Арабская сказка. «Али-Баба и 40 разбойников»)

6. В какой сказке девочка зимой идёт в лес за цветами? («12 месяцев» С.Я.Маршак)

7. Какими словами обыкновенно начинаются русские сказки? (В некотором царстве, в некотором государстве жили-были).

8. На чём или на ком совершили необыкновенное путешествие с железнодорожной станции в деревню Простоквашино дядя Фёдор и его друзья? (На тракторе. Э.Успенский. «Дядя Фёдор, пёс и кот» ).

9. Какая из перечисленных сказок не является литературной: «Аленький цветочек», «Кот в сапогах», «Царевна-лягушка», «Спящая царевна»? («Царевна-лягушка»)

10. Назовите сказочного персонажа, который знал 1001 сказку. (дочь визиря Шахразада)

11. Кто такой бахарь? (сказитель, рассказчик)

12. Что это: «И я там был, мёд-пиво пил. » (концовка сказки)

13. Как звали царевну-лягушку? (Василиса Премудрая)

14. Какая из перечисленных сказок волшебная: «Колобок», «Царевна-лягушка», «Теремок»? («Царевна-лягушка»)

Приглашаются по одному участнику от команды на каждый поединок. Они поочерёдно отвечают, не повторяясь. Кто правильно даёт ответ последним — тот победитель.

1. Назовите сказочников. (Г.Х.Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро, Астрид Линдгрен, А.С.Пушкин, Н.Носов, А.Милн, С.Т. Аксаков, В.А. Жуковский, П.П. Бажов, П.П. Ершов и др.)

2. Отрицательные сказочные герои (Баба Яга, Кощей Бессмерный, леший, Змей Горыныч, колдунья, ведьма)

3. Какие волшебные диковинки из сказок вы знаете? (Сапоги-скороходы, скатерть самобранка, говорящее зеркальце, шапка-невидимка, ковёр-самолёт, волшебная палочка, ступа).

1. Что такое эпитет? (художественное определение)

2. Назовите тропы (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола)

3. Приведите пример сравнения (словно пух, как солнце, будто тень)

4. Какое художественное средство: лес рук? (метафора)

5. Приведите пример эпитета (грозное море, лакомый кусочек)

6. Назовите постоянные эпитеты (добрый молодец, трава зелёная, красна девица)

7. Что такое автобиография (описание своей жизни)

8. Синоним к термину гипербола (преувеличение)

9. Как по-другому зачин? (начало)

10. Что такое монолог? (высказывание одного лица)

11. Пример олицетворения (ночевала тучка, ветер уснул, речка бежит)

12. Вводная часть в поэме «Руслан и Людмила» (пролог)

13. Размеры стиха (ямб, хорей — двусложные)

14. Сколько строчек обычно в частушках? (4)

15. Жанр произведения А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»? (поэма)

16. Обязательный элемент басни (мораль — вывод, нравоучение)

2. Какой дуб в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»? (зелёный)

3. Что делает леший у лукоморья? («Там леший бродит»)

4. Сколько витязей выходит из вод? (30)

5. Что делает царь Кащей («Над златом чахнет»)

6. С кем бредёт ступа? (С Бабою Ягой)

7. Что делает кот учёный, когда идёт направо? («Песнь заводит»)

8. Чего нет в избушке у лукоморья? («Избушка там на курьих ножках стоит без окон и дверей»)

9. Кто служит царевне? (Бурый волк)

10. Когда ходит кот учёный по цепи? («И днём, и ночью»)

11. Кого несёт колдун через леса, через моря? (богатыря)

12. Как зовут главного героя рассказа И.С. Тургенева “Муму”? (Герасим)

13. С каким фольклорным героем сближает дворника Герасима в рассказе “Муму” И.С.Тургенев? (сравнивает его с русским богатырем)

14. Как звали девушку из рассказа И. Тургенева «Муму», которую полюбил Герасим? (Татьяна)

1. Человек, лечащий животных по сказке К.Чуковского (Айболит)

2. Самая маленькая сказочная девочка (Дюймовочка)

3. Зелёная царевна (лягушка)

4. Слабоумный паренёк из сказки (Иванушка-дурачок)

5. Дружит со щукой (Емеля)

6. Собеседница вороны, укравшая у неё сыр (лиса)

7. Отчество у Мороза (Иваныч)

8. Название сказки обо всех временах года (12 месяцев)

9. Деревянный сказочный мальчишка (Буратино)

10. Сколько было богатырей у мёртвой царевны? (7)

12. Наглая плутовка, выгнавшая зайца из избушки (лиса)

13. Мальчик, превратившийся в козлёнка (Иванушка)

14. Как звали его сестрёнку (Алёнушка)

15. Транспорт с крыльями, который украл мальчика для бабы Яги (гуси-лебеди)

16. Кто развалил теремок? (медведь)

17. Папа Буратино (Карло)

18. Самый маленький мальчишка (с пальчик)

19. Девочка с голубыми волосами (Мальвина)

20. Подружка семи гномов (Белоснежка)

21. Волшебная избушка (на курьих ножках)

22. Злая старуха, укравшая Иванушку (Баба Яга)

23. Отчество медведя (Потапыч)

24. Девушка, потерявшая башмачок (Золушка)

25. Девочка в ярком головном уборе (Красная шапочка)

26. Сколько козлят съел волк? (6)

27. Волшебные слова Емели (по-шучьему веленью)

28. Рыбак, ловивший рыбу хвостом (волк)

29. Кого угощала лиса манной кашей из плоской тарелки? (журавля)

30. Старухино изделие из муки (Колобок)

31. Волшебный конёк Иванушки (Горбунок)

32. Сколько сыновей у батюшки царя? (3)

Станция № 7 “Весёлые художники”

От каждой команды участвует по 5 человек. Задача команды – нарисовать Бабу Ягу.

Баба Яга рисуется поочерёдно: 1-е номера рисуют голову, 2-е номера — туловище, 3-и номера – ноги, руки, 4-е номера – метлу, 5-е номера – ступу.

Станция №8 «Чёрный ящик»

Нужно отгадать, что в чёрном ящике, задавая наводящие вопросы. Ведущий отвечает только “да” или “нет”. Кто отгадает, какой сказочный герой находится в коробке, получит приз.

Какой обычный в быту предмет заменял героям русских сказок и карту и компас? Сказочный путеводитель (Клубок указывает Ивану-царевичу дорогу к Василисе Премудрой в сказке « Царевна-лягушка » и царевичу путь к нужному царству в сказке « Три царства — медное, серебряное и золотое »)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование и совершенствование речевых навыков, активизация лексики.

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав.

Успешный Дебют наших гимназистов на КУБКЕ ЕВРОПЫ 2017 по интеллектуальным играм среди школьников.Чемпионат Европы по «Что? Где? Когда?» и одновременно «Кубок Европы&quot.

ЦЕЛИ1. Дидактические: формирование системы знаний о великих отечественных писателях-военных, о героических страницах отечественной истории, связанных с ними; проверка усвоения фактов биографии изученн.

1. Урок-игра «Путешествие в страну сказок». Основная цель разработки: обобщение и систематизация знаний по сказкам. Путешествие в страну сказок достаточ.

Задача воспитателя группы продленного дня:- добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными н.

Источник

Как сделать урок интересным?
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Этот материал поможет учителю русского языка при подготовке к уроку

Скачать:

Предварительный просмотр:

КАК СДЕЛАТЬ УРОК ИНТЕРЕСНЫМ? (Из опыта работы)

Может ли современный урок русского языка быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие силы ученика? Может ли он, наконец, не только давать знания, расширяющие кругозор учащегося, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения? Может и должен! Но преподавание для этого нужно построить прежде всего как курс развития речи и мышления.

Арсенал приемов, обеспечивающих успешное достижение названных выше целей, достаточно обширен. Назовем некоторые из них.

1. Почти на каждом уроке может быть использован текст, который под диктовку учителя записывают учащиеся. Иногда одновременно он записывается на доске, иногда учащиеся самостоятельно проверяют запись с помощью образца, заранее заготовленного в презентации. В зависимости от цели урока и содержания текста проводится комментирование каждой фразы или анализ всего текста в целом.

Воспитательное воздействие связного текста (а не отдельных предложений или словосочетаний) бесспорно. При этом текст наглядно показывает взаимосвязь и взаимодействие всех элементов грамматики. Ведь почти все, что человек говорит или пишет, т. е. живой поток устной или письменной речи,— это текст, которым в обыденной жизни владеет уже шестилетний ребенок. Зачем же, пользуясь для закрепления изучаемого материала отдельными, не связанными по мысли предложениями, отбрасывать детей назад в их речевом и умственном развитии?

Читайте также:  Как сделать углорез по дереву своими руками

Тексты, выбранные в соответствии с особенностями возрастной психологии детей, вызывают у них интерес, желание проникнуть в сюжетные коллизии, оценить происходящее. Если один текст распределяется на несколько уроков, дети с нетерпением ждут его продолжения.

Если на разных этапах урока поговорить о взволновавших детей проблемах, поднятых в тексте, то и словарные диктанты, и разборы предложений будут восприниматься детьми как что-то лично им необходимое, нужное, интересное.

2. Органической частью урока может стать игра, вбирающая в себя его основные учебные задачи.

В начале такого урока класс должен быть разделен на две команды с яркими, запоминающимися названиями. Игровые моменты могут возникать практически на каждом этапе: во время лексической работы, разбора, объяснения орфограмм и т. д. Задания для синтаксических, морфологических и других турниров могут готовиться детьми заранее. Например, дома дети подбирают примеры из стихотворений, иллюстрирующие то или иное правило, формулируют на их основе задания и на уроке предлагают их игрокам команды-соперницы. Задания могут быть самыми разнообразными: найти слова, употребленные в переносном значении; определить спряжение глаголов; выделить главные члены предложения и т. п.

Во время выполнения заданий представителями команд (каждый из них занимает лишь по четверти пространства доски, причем на противоположных концах ее) класс работает над текстом — таким образом практически исключается возможность подсказки.

Умение координировать работу класса и представителей команд придет к учителю в процессе практики уже на втором, третьем уроке. По окончании работы составы команд-противниц (т. е. практически весь класс), наблюдавших за дуэлью своих представителей и проверявших друг у друга правильность выполнения заданий, получают плюс-очки за правильные замечания и, соответственно, минус-очки за ошибки.

Подсчет очков определяет команду победительницу на сегодня — но завтра можно отыграться! Эта цель мобилизует детей, делает живой взаимопомощь, потому что руководят ими естественное желание помочь своей команде.

3. «Музыкально-литературный диктант» поднимает урок на более высокий эмоциональный уровень (название условно; материал для такого диктанта — и записи популярных песен, и чтение мастерами художественного слова стихотворений или прозаических отрывков). Тематически объединенный с текстом, используемым на данном уроке, музыкально-литературный диктант выполняет эстетические функции, он обостряет восприятие школьниками поставленной перед ними проблемы и как бы «погружает их в текст художественного произведения.

После краткой беседы по содержанию (или просто обдумывания в тишине услышанного) при повторном прослушивании детям предлагается выполнить грамматические задания.

4. Прием «открытие темы» опирается на психологические особенности детского восприятия, на естественное желание разгадать загадку, в интересной форме поставленную учителем. Стимулирует творческую деятельность детей совпадение формулировок правил, выведенных в процессе беседы с учителем, с теми формулировками, которые даны в учебнике.

Большую помощь в «открытии тем» оказывают рисунки. Так, например, на одном из уроков по лексике на доске могут быть нарисованы следующие простейшие рисунки:

На одном нарисованы два человека: большой и маленький, на другом два лица: одно смеется, другое плачет, на третьем: человек в движении.

Дети с удовольствием делают под ними подписи: маленький — большой; смеется — плачет; пришел — ушел — и отвечают на вопрос учителя о том, что общего у этих трех пар слов. (Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.) Учителю остается лишь познакомить детей с термином «антонимы» и предложить им проверить правильность их поиска по учебнику.

Учитель на уроке должен быть другом, которому можно доверить даже сомнительную гипотезу, соучастником поисков, для которого ход рассуждений столь же интересен и нов, сколь он интересен и нов для самих школьников. Ведь ребенок не может мыслить творчески, если он боится ошибиться, допустить оплошность. Поэтому авторитарная педагогика для игрового, поискового, «живого» урока неприемлема.

Устойчивость любого знания определяется прочностью фундамента и «планностью» соединения несущих конструкций. Фундамент предлагаемой системы работы на уроке русского языка — личность учителя, способного «без швов» связать в единое целое все элементы урока и через интерес, любовь к предмету, стимулируемую использованными на уроке материалами, добиться желаемых результатов: научить детей понимать грамматический строй языка, писать без ошибок, красиво и логично говорить, умно и по-доброму мыслить.

Покажем на некоторых фрагментах уроков русского языка в У классе, как может выглядеть практическая реализация названных положений..

1. Фрагмент урока «Самостоятельные и служебные части речи».

«Открытие темы». На доске слева записаны самостоятельные, а справа — служебные части речи, составляющие в совокупности начало «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» (название сказки дети должны вспомнить без помощи учителя).

Сначала открывается правая сторона доски. Учитель читает предлоги, союзы и частицы. Выясняется, что предлоги, союзы и частицы лексического значения не имеют, так как не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества и членами предложения не являются ведь к ним нельзя задать вопрос. Следовательно, они выполняют только служебную функцию. Затем открывается левая половина доски- самостоятельные части речи.

При чтении слов на левой части доски выясняются смысловые функции самостоятельных частей речи и их роль в предложении. На доске и в тетрадях записывается тема урока, сформулированная самими учащимися: «Самостоятельные и служебные части речи».

Возможен и другой вариант работы с данным текстом.

На доску с помощью проектора проецируется последовательно:

2) текст с опущенными служебными частями речи;

3) только служебные части речи;

4) снова полный текст.

Выясняются лексические, морфологические и синтаксические различия между самостоятельными и служебными частями речи, и записывается тема урока.

Далее обращается внимание на то, что при отсутствии служебных частей речи связного текста мы лишены. И только совокупность самостоятельных и служебных частей речи дает нам возможность создать текст, доступный для понимания.

Закрепление. Игра. Опять погружаемся в мир пушкинской сказки. Только теперь это «Сказка о рыбаке и рыбке». Игра, направленная на закрепление сведений о самостоятельных и служебных частях речи, развивает одновременно литературную интуицию, память, воображение.

I тур — существительные: старик, старуха, землянка, корыто, невод, тина, трава, рыбка и т. д.

II тур — прилагательные: морская, синее, золотая, человечий, великое и т. д.

III тур — имя числительное: тридцать (лет) и три (года), в третий (раз), с одной и т. д.

IУ тур местоимения: он (закинул); (отпусти) ты (старче) меня; (за) себя (дам выкуп) и т. д.

У тур — глагол: жил, пряла, ловил, пришел, закинул, откуплюсь и т. д.

УI тур — наречие: (море) слегка (разыгралось); еще пуще (старуха вэдурилась); (не пойдешь, поведут) поневоле и т. д.

УII тур — предлог: (старик) со (старухой); у (самого синего моря); (они жили) в (ветхой землянке) и т. д.

УIII тур — союз: (тридцать лет) и (три года); (служат ей бояре) да (дворяне) и т. д.

IХ тур частица: не (хочет) и т. д. Победивший в каждом туре (т. е. записавший большее количество слов данной части речи) приносит очко своей команде. В конце игры очки суммируются и выясняется команда-победитель.

Ответственно подготовившийся к уроку учитель не должен бояться неожиданностей в игре. Он должен за несколько дней до данного урока посоветовать детям перечитать «Сказку о рыбаке и рыбке» («Это понадобится вам для интересной игры»); в слабом классе можно попросить детей принести текст сказки на урок.

Если школьники затрудняются назвать слова какой-то части речи, то учитель приходит им на помощь, а очки за этот тур не присуждаются никому.

Читайте также:  Как сделать переход на новую строку на айфоне

Относительно небольшое количество записанных слов также не должно пугать. «Еще одно слово вспомнил? Молодец! Отлично» — такая атмосфера в классе будет способствовать накоплению словарного запаса школьников, а их внутренняя раскрепощенность поможет раскрытию способностей каждого.

Раскованность и смех должны присутствовать на уроках, так же как в какие-то моменты необходимы грусть, скорбь, сострадание. Естественные душевные порывы- это один из способов раскрепощения личности, это борьба с одиночеством и эгоизмом. Самым важным здесь является нравственная основа каждого движения души. Если это смех, то важно, чтобы вызвавший его смеялся вместе со всеми, чтобы это был смех не над человеком, а над ситуацией, чтобы не было и тени издевки или насмешки. В противном случае мы перечеркиваем все познавательные и воспитательные достижения игры, и ответствен за это один человек — учитель.

Фрагмент домашнего задания.

— Представьте себе, что вам нужно рассказать учащимся о сказках А. С. Пушкина так, чтобы вашим слушателям очень захотелось эти сказки прочитать. Для этого изложите письменно краткое содержание любой сказки. Надпишите над словами, к каким частям речи они относятся. Неизвестные пропустите.

Вам надо рассказать о самом-самом интересном в сказке, но судьба героев не должна быть раскрыта до конца. Например, так:

О том, как семь богатырей и королевич Елисей, любивший царевну, не дали совершиться страшной несправедливости, о том, как были наказаны злоба и жестокость, вы узнаете, когда прочитаете сказку».

II. Фрагмент урока «Имя существительное как часть речи».

Работа с текстом. Краткое слово учителя:

— Вспомнив умные, поучительные, красивые сказки А. С. Пушкина, мы обратимся теперь к творчеству писателя, который родился почти через сто лет после А. С. Пушкина, к творчеству замечательного сказочника Евгения Шварца.

Может быть, дети перечислят названия его сказок, которые они читали, фильмов, которые сделаны по его пьесам («Обыкновенное чудо», «Тень», «Дракон», «Голый король», «Два клена» и др.). Если нет, им поможет учитель.

Несколько слов учитель скажет о пьесе Е. Шварца «Дракон», герой которой, благородный рыцарь Ланцелот, бродит по свету, защищая обиженных и угнетенных, вступая в неравный бой со злом.

Сто лет, целый век, разделяют творчество Пушкина и Шварца, но так ли уж непохожи их мысли, так ли уж далеки проблемы, которые их волнуют?

Оставив вопрос открытым, учитель начинает диктовать монолог благородного рыцаря Ланцелота:

— В Черных горах есть огромная пещера. В пещере этой лежит книга. Каждый день заполняются в ней новые страницы. Кто пишет? Мир! Горы, травы, камни, деревья, реки видят, что делают люди. От ветки к ветке, от капли к капле, от облака к облаку доходят до пещеры в горах известия о злых и добрых делах. Книга растет, и заглянувший в нее однажды не успокоится никогда. (По Е. Шварцу).

Учащиеся У класса догадываются, что на самом деле такой книги нет, а книга эта — неуспокоенная совесть человека. А если не догадываются, не надо им это объяснять.

Взрослые представления о совести и добре или наивная догадка о том, что и Пушкин, и Шварц читали книгу, которую пишет мир, будут ответом на заранее поставленный учителем вопрос,— неважно! Дети в этот момент подумают о том, о чем хотели их заставить думать писатели.

После «открытия темы» учитель может в сказочной форме — при этом учебники у ребят закрыты — рассказать о волшебной части речи, не называя ее; «волшебство» этой части речи в том, что она называет сущность всего, что окружает нас в мире, и т. д. Дети по просьбе учителя в написанном тексте подчеркивают все существительные, анализируют их с точки зрения семантической, морфологической, синтаксической.

III. Фрагмент урока Имя существительное как часть речи» (продолжение).

Выборочный музыкально-литературный диктант (грамзапись песни Б. Окуджавы «Бумажный солдат).

Во время первого прослушивания ребята думают над содержанием песни, во время второго выписывают услышанные существительные.

— Глупо ли погиб солдат? А может быть, был великий смысл в его гибели? Или выбрать «тихую жизнь»?

А зачем Ланцелоту надо было заглядывать в книгу, которую пишет мир? Ведь он мог бы жить тихо и спокойно, а вместо этого каждый день подвергал свою жизнь опасности, борясь со злыми и равнодушными людьми, к нему лично отношения не имеющими.

Эти и другие вопросы, задаваемые учителем или детьми друг другу, обязательно приведут к употреблению слов: смелость, храбрость доброта, отвага, доблесть, бесстрашие, нежность.

«От к р ы т и е тем ы». Можно выписать эти слова на доску (а если доска раздвижная, они должны быть написаны учителем перед уроком и до поры до времени закрыты).

Еще раз обратим внимание на то, какими словами мы охарактеризуем наших героев: Ланцелота, бумажного солдата. И вернемся к разговору о морфологии:

— Какую часть речи представляют слова, написанные на доске? (Мы стараемся задавать вопросы в разных формах: в противном же случае тренируется только механическая память, а не способность к осмысленному анализу вопроса и аргументированному ответу.)

— Имя существительное,— ответят дети, безошибочно поставив к словам нужный вопрос.

— Но ведь имя существительное должно обозначать предмет, а слова смелость, храбрость, доброта и т. д. обозначают признаки наших героев? — не успокоится учитель.

Дети задумаются, и неважно, догадаются ли они сами о существительных, обозначающих признак, но обозначающих его «как предмет», или прочитают об этом в упр. 478. Их размышления будут способствовать более глубокому пониманию и запоминанию изучаемого материала.

IУ. Фрагмент урока «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

«Открытие темы». Учитель просит детей посмотреть в свои тетради и выяснить, к каким из выписанных накануне слов из песни Б. Окуджавы они задают вопрос к т о?, а к каким — ч т о? Косвенные падежные формы вопросов не должны смущать их в поиске этот момент надо обговорить, иначе, неподготовленные, дети могут растеряться.

Выяснив, что только к одному из слов, слову солдат, мы задаем вопрос кто?, учитель просит объяснить причину этого.

Ответы самые разные: «Солдат живой», «Он страдает», «Он хочет, чтобы все были счастливы», «У него есть душа» и т. д.— во все они подводят нас к понятию «одушевленные имена существительные».

Может быть поставлен проблемный вопрос: почему же существительное солдат мы характеризуем как одушевленное, хотя в песне речь идет о бумажном солдатике, об игрушке? Учащиеся должны прийти к выводу, что у каждого имени существительного одушевленность- неодушевленность — постоянный морфологический признак, имеющий не только смысловой, но и грамматический показатель — совпадение форм родительного и винительного падежей: р. п.— солдата; в. п.— солдата.

А имена существительные, к которым ставят вопрос ч т о?, называются неодушевленными. Этот вывод, он же — тема урока, записывается в тетрадях и на доске.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что же нужно знать тому, кто стремится создать на своих уроках положительную эмоциональную обстановку? Прежде всего, то, что на уроках такой строгой науки, как математика, сделать.

Основной формой обучения в технологии является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами её организации служат лабораторно-практические, учебно-практические, творческие и.

Размышления о том, как поддержать интерес учащихся на уроке.

как сделать урок привлекательным.

В статье раскрывается тема применения информационных технологий на уроках музыки. Рассматриваются различные формы применения мультимедийных средств на уроках. Применением ИКТ на уроках муз.

Источник

Adblock
detector