Меню

Как сделать урок литературы в начальной школе интересным

Как сделать урок литературы интересным

ДОСТУПНО ВНЕСЕНИЕ ОТВЕТОВ

Как сделать урок литературы интересным

Задача учителя заключается в том, чтобы учить маленького человека жить в мире с самим собой, с природой, с окружающими его людьми. На какие ценности следует ориентироваться, занимаясь воспитанием и обучением детей? Как заинтересовать ребёнка? Пути, которые ведут к важному решению, очень разные.

Вот некоторые приемы, которые, безусловно, помогут сделать современный урок познавательным, интересным и нескучным как для детей, так и для учителя.

Большой интерес вызывают кроссворды. Можно предложить такие работы:

Составить вопросы к словам в заполненном кроссворде.

Заполняя кроссворд, определить, какое ключевое слово выделено, и объяснить его значение.

Создать кроссворд самостоятельно, используя термины, которые были изучены раньше.

Ольга – сухая икебана, пустой сосуд, птичье перо.

Татьяна – русская берёзка, полная чаша, кукла в руках судьбы.

Используя это приём можно прибегнуть к межпредметным связям: нарисовать ассоциацию, сопоставить литературного героя с музыкальным произведением.
Ученики объясняют, чем вызваны эти ассоциации, рассказывают о своих чувствах, но для этого они должны хорошо понимать литературного героя.

Очень близко с ассоциациями находится метафора, где бы она ни встретилась, она всегда обогащает понимание человеческих действий, знаний и языка. Понимание метафоричности творческого мышления, метафорической природы интуитивных догадок диктует необходимость пристального внимания к этому явлению на самых различных стадиях обучения и воспитания, и особенно в школе.

Человек очень переживает.

Что значит «хороший запах»? Попробуйте объяснить, что это такое.

Прием «Живые рисунки» очень эффективен, он создает на уроке ситуацию заинтересованности. Он побуждает работать «молчаливых» детей. Прослушав или прочитав определенный текст, ученики воспроизводят эпизод произведения: принимают соответствующие позы, придают лицу необходимое выражение, при помощи только междометий стараются выразить настроение героев, представляют в воображении одежду героев и потом рассказывают о ней.

Игру «Крокодил» хорошо использовать на уроках обобщения знаний. Учащиеся делятся на две команды, одни демонстрируют с помощью мимики и жестов без слов и какого-либо оборудования какое-либо явление, случай из жизни героя, писателя, какое-либо правило правописания.

А игру «Верю – не верю» можно использовать на любом этапе урока. Учитель задает классу вопросы, которые начинаются словами «Верите ли вы, что…?» Дети соглашаются с этим утверждением или нет. Например, верите ли вы, что А.С. Пушкин сжег письмо от любимой жены?

Верите ли вы, что прообразом Татьяны Лариной, главной героини «Евгения Онегина», стала жена А.С.Пушкина – Н.Н.Гончарова? (ответ: нет, т.к. он начал работу над романом в 1823году, а женился в 1831г.)

Верите ли вы, что сам А.С.Пушкин, оценивая свой роман «Евгений Онегин», говорил о его идеальности? (ответ: отчасти, он говорил о романе «собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных…)

Верите ли вы, что сказка А.С.Пушкина «О золотом петушке» была написана во время эпидемии холеры? (ответ: да в Болдинскую осень)

И в заключении хочется сказать, что, конечно же, можно много трудиться, и показывать, и спрашивать и заучивать, и решать… Но если мы не увидим самого главного – есть ли за всеми нашими усилиями развитие ребенка, вряд ли мы достигнем успеха..

Источник

5 интересных способов сделать уроки литературы менее скучными

5 интересных способов сделать уроки литературы менее скучными

Лев Николаевич Толстой очень любил детей. Но наверняка писать конспекты и заучивать даты ему не нравилось так же сильно, как и современным школьникам. Учительница литературы Татьяна Наумова рассказывает, как вывести учеников из состояния скуки и добавить в изучение классики немного праздника и блёсток.

Когда я посмотрела фильм «Величайший шоумен», он вверг меня в пучину профессионального кризиса. Нет, вовсе не потому, что я осознала, что всю жизнь мечтала укрощать львов.

Фильм рассказывает про человека, который создаёт цирк своей мечты. И он великолепен. Блеск, золото, огни, концентрат счастья! А в учительской работе всегда нарушен баланс между этим праздником и буднями. Ты ходишь на работу и гораздо чаще, чем удачное жонглирование, наблюдаешь, что шарики валятся на пол, слон сбежал и топчет кого-то в углу, а тигры просто ковыряются в мясе, а не стремятся прыгать по тумбам.

Речь, конечно, пойдёт не о тиграх и не о выступлениях. Она о том хрупком ощущении праздника, которое часто теряется за чередой обязательных заданий, и о том, как его вернуть. Понятно, что перечень моих приёмов очень краткий. И очень примерный. Каждый из нас делает это по-своему. Просто так здорово и важно, что мы всё время чему-то учимся и открываем новое. И иногда выходим из класса с чувством, как будто нас осыпали блёстками и дали сладкую вату.

Читайте также:  Как сделать черно белый эффект в фотошопе cs6

1. Проводите нетипичные контрольные

Например, всем нужно писать контрольные. Но они неинтересные. Мне кажется, что вид листа с заданиями — это вообще очень гнетуще. Ты смотришь на лист, лист глядит на тебя. Вы оба придавлены объёмом и ожиданиями.

А если разрезать лист по заданиям? Сделать не n вопросов на одном большом листе, а маленькие листочки с одним заданием? Можно эти листочки начать чем-нибудь подбадривающим: «Задание 6?! Ты уже тут — и так быстро! Отличный результат». Ученик получает листочек с заданием только после выполнения предыдущего. Задания, разумеется, идут от простого к сложному, поэтому скорость выполнения достаточно высокая, у ребенка ощущение успеха, несмотря на передвижения по классу, атмосфера рабочая и сосредоточенная.

Лучшей частью этой контрольной я считаю последнее задание. Просто написать на листочке: «Задание № 8. Отличная работа! Спасибо за контрольную! Отдыхай». Меня очень тронуло, что дети после контрольной попросили оставить листочки себе. Мы ведь очень часто забываем, что после любой сложной работы ждём похвалы и одобрения и контрольная не исключение. Понятно, что ещё будут результаты и комментарии, но ведь человек старался и делал, и так важно отметить его труд.

2. Создавайте карты произведений

Хорошим (хотя и требующим некоторой подготовки) способом проведения урока я считаю рисование карт. Множество произведений школьной программы строятся по принципу road movie — перемещение из точки А в точку Б. Возможно, автор даже хотел им что-то сказать! Но запомнить это трудно, особенно если сейчас автор описывает ту берёзку, которую упоминал 30 страниц назад. Но ведь есть вариант взять ватман и составить карту передвижений героев.

В зависимости от количества детей в классе можно либо работать по группам (у каждой свой кусочек текста, она его досконально изучила и готова блеснуть), либо рисовать всем вместе. Каждому важен свой кусочек, поэтому подробная проработка важных эпизодов присутствует. Да и рисовать интересней, чем писать: «Пётр Андреевич Гринёв вместе со своим слугой приезжают в Белогорскую крепость. Белогорская крепость выглядит так…»

Мне очень нравится, что в картинках (даже если с рисованием не очень) проявляется личное отношение к произведению

Если герой мерзкий, то он и нарисован примерно никак. А если речь идёт о пушистом олене, то видно, что он заслужил 20 минут проработки великолепных рогов.

Карта может существовать в различных плоскостях и быть как настольным, так и настенным произведением. Понятно, что тут речь идёт о тонком балансе между детскими интересами и изучением текста. Но его можно найти, и это, как правило, не вызывает сложностей.

3. Рисуйте комиксы

Комиксы захватили мир. Мне кажется, нам следует смириться, что все эти великолепные книги, где картинок больше, чем текста, будут становиться всё популярнее.

У комикса есть важное достоинство: он вычленяет основное и дополняет это диалогами/монологами/размышлениями. Очень часто ребёнку на странице кажется важным либо абсолютно всё, либо совсем ничего. Тут комиксы и становятся отличным учебным материалом.

От крещения Руси до смерти Сталина: что можно узнать о русской истории из комиксов

Представьте, что вам нужно нарисовать страницу из «Заячьих лап». Текст у Паустовского достаточно сложный и плотный, но ты же художник! Что ты выберешь для 4–6 квадратиков на листе? Да, надо уместить текст. Да, придётся перечитать страницу несколько раз, потому что если добавить цвет, то нужно точно помнить, что там было написано на вывеске и в каком доме жил доктор. Да, это, вообще-то, серьёзная и важная работа. Кажется ли она такой? Нет, потому что ты рисуешь комикс. Официально! И тебя за это ещё и похвалят!

4. Пишите иллюстрированные конспекты

Сложно переоценить важность конспекта, потому что это трудоёмкий, но очень эффективный способ для запоминания. Понятно, что если мы работаем с длинными текстами или с набором теоретических понятий, то нужно всё это разложить в голове. Желательно — надолго. Желательно — с наименьшим количеством страданий.

Я думаю, что никто из нас не стремится сделать из детей таких механических людей, которые выдают тонны информации, не вникнув в неё. Она требует освоения и присвоения. Я считаю необычайно важным момент, когда ребёнок находит в материале что-то своё. Оно может быть разным, но это искра, из которой потом всё разгорится (а заодно и запомнится). Понятно, что мы сейчас опять говорим об эпохе визуального. А плотный лист текста не выглядит симпатичным и лёгким. Поэтому что? Добавим иллюстративности.

Читайте также:  Как сделать чернила с пером в thaumcraft 4

5. Делайте интеллект-карты

Интеллект-карты — это вид записи информации, когда мы располагаем её от к центра к краям. Чем ближе к краю, тем больше она дробится. Этот способ позволяет делать записи более схематично и подстраивать их под себя.

Работа над ними не скучная, потому что мы широко используем ассоциации, громко спорим и ищем вместе. Я схематично делаю некий костяк. Но в лучшие дни мои скелеты сильно меняются, а иногда вообще отвергаются, потому что ученики нашли свой способ: «Татьяна Сергеевна, но так лучше!»

Я очень люблю, когда роль руководства ослабевает и мы вместе ищем способ, как сделать лучше. Мне кажется, это бесценно — работать над интересной вещью с интересными людьми.

Иллюстрации: Shutterstock (Eugene Ivanov)

Источник

«Как сделать уроки чтения интересными?»

Современная жизнь требует от человека, вступающего в нее, качественного образования, высокого интеллектуального и физического развития, глубокого знания окружающего мира, сознательного, творческого подхода к природе, обществу.

В Концепции модернизации образования РФ перед теоретиками и практиками школы поставлена задача совершенствования учения школьников как ведущего вида их деятельности, изыскания путей, условий, системы дидактических средств, в целях повышения познавательной активности детей в учебном процессе. Как известно, учебный процесс протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если учитель использует в своей работе различные методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования условно подразделяют на подгруппы: методы эмоционального стимулирования; методы развития познавательного интереса; методы формирования ответственности и обязательности; методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.

Эти вопросы задавала себе и я. В результате изучения психолого-педагогической литературы, опыта учителей и его анализа, я пришла к выводу, что воспитать у детей познавательный интерес к учению можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика. Ведь то, что привлекает детей, заставляет их размышлять, сосредоточиваться, легче запоминается, вызывает чувство радости и удовлетворения. Недаром Ш.А. Амонашвили в своих работах отмечал, что «педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни, чтобы этот процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями».

Одним из главных учебных предметов в начальной школе я считаю литературное чтение. Ведь хорошо читающие дети, имеющие высокий уровень речевого развития успешно обучаются не только в начальных классах, но и в среднем звене. Без чтения человек не может постичь окружающий мир. Поэтому каждый учитель стремиться, чтобы чтение было самым любимым для детей уроком.

Дети идут в школу с огромным желанием научиться в первую очередь читать. Поэтому уже с первых уроков я начинаю знакомство с буквами. На первом уроке обучения грамоте мы знакомимся с волшебной страной «Букварией» и ее жителями: гномиками Тимом и Томом, маленькими феями Иришкой и Настенькой, человечком Ударение. Далее идет блоковое изучение букв. При работе над каждой буквой работаем над артикуляцией, разучиваем стихотворения на изученные буквы. Таким образом, к началу букварного периода дети практически знакомы со всеми буквами алфавита. К моменту знакомства с согласными дети неплохо умеют классифицировать гласные и согласные буквы. Именно в этот момент начинается процесс обучения чтению.

Каждый урок начинаю с разминки. В процессе разминки большое внимание уделяю работе над дикцией, четкому произношению слов и фраз. Здесь мне помогают чистоговорки, скороговорки. В скороговорках нужно преодолеть все трудные звукосочетания. Очень важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких – либо затруднений и оговорок. Работая над скороговоркой, вырабатываю чистоту звука, интонации с помощью заданий: «Прочитай скороговорку с удивлением, с радостью, с возмущением». В разминку также входят чтение открытых и закрытых слогов, составление слов по слоговой таблице, игровые приемы «Доскажи словечко», «Слог потерялся», «Слоговая туча», «Угадай, какая буква пропущена», «День-ночь» и другие. Очень помогает в работе сборник игровых упражнений В.В. Волиной «Занимательное азбуковедение».

Дети приходят в 1 класс с довольно скромным запасом слов. С первых шагов учу детей выражать свои мысли точно, ясно, в меру громким голосом. Пополнять словарный запас слов помогают пословицы, поговорки. На своих уроках применяю некоторые приемы и методы, разработанные в пособии Г.А. Бакулиной «Интеллектуальное развитие на уроках обучения грамоте».

Читайте также:  Как сделать скриншот на андроиде highscreen easy s

Игры, игровые приемы, загадки, ребусы, кроссворды, применяемые на уроках, делают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные виды чтения на уроке не дают детям скучать. Но самое главное, чтобы работа велась систематически и регулярно.

Приведу пример одного из уроков.

Урок литературного чтения в 1 классе

Тема: «Чтение слогов, слов и текстов с буквами М, м»

Цели:

Оборудование: предметные рисунки, разрезная азбука, «Русская азбука» В.Г. Горецкий

Ход урока.

1. Организация на работу.

Приветствие, проверка готовности класса и учащихся к уроку, настрой на хорошую работу.

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

а) Актуализация знаний учащихся

На доске помещены рисунки следующих предметов: кот, кит, машина, мяч, дом, дерево.

-Назовите изображенные на доске предметы, постарайтесь их запомнить.

-Закройте глаза. (учитель делает 3 перестановки).

-Откройте глаза. В какой последовательности были изображены предметы первоначально? Какие предметы поменяли свои места?

Учитель распределяет изображенные предметы на 2 группы.

В 1-ой группе: кит, кот, машина. Во 2-ой группе: мяч, дом, дерево.

Найдите «лишнее» слово в 1-ой группе, во 2-ой группе (машина, мяч).

-По какому признаку вы исключили эти слова?

б) Формулирование целей урока совместно с учащимися.

-Какой слог лишний? Почему? Чей это слог – Тима или Тома? Придумайте слова, начинающиеся на этот слог.

-Кто булку в молоко макал?

-Что Боря макал в молоко? (при ответе на вопросы дети прочитывают скороговорку с логическим ударением на нужном слове)

3. Изучение нового материала.

1) Чтение текстов на с.91:

а) чтение текста «Мурка» «цепочкой».

-Какие имена собственные есть в тексте?

б) словарная работа:

-В этом тексте встречается словарное слово молоко.

Сколько слогов в этом слове?(3)

-Назовите 1-ый слог (мо), 2-ой (ло), 3-ий (ко).

-Что интересного заметили? (в каждом слоге буква о).

-Словарное слово молоко пишется с тремя буквами о.

-Молоко – очень важный продукт. В нем содержатся многие полезные элементы, в том числе кальций. Недостаток кальция в организме приводит к нарушению осанки, искривлению позвоночника, переломам костей, кариесу и многим другим болезням. Чтобы этого не случилось нужно пить молоко, хотя бы два стакана в день.

Если хочешь стать здоровым, жизнерадостным, веселым,

Пей парное молоко – силу нам дает оно!

в) чтение текста «Кролики» жужжащим чтением;

г) чтение – разведка:

-Найдите предложения, в которых говорится:

-Что у Максима в сарае?

-Чем кормил Максим кроликов?

-Сколько раз в тексте употребляется слово кролики?

-Назовите слова с буквой «м».

Физминутка

Дружно помогаем маме,
Мы бельё полощем сами.
Раз, два три, четыре-
Потянулись, наклонились-
Хорошо мы потрудились.

д) чтение текста «Мама» парами.

-Прочитайте последнее предложение, соблюдая интонацию.

-Какую песенку спела мама?

2) Словесное рисование по рис. на с.92.

-Прочитайте слова и расскажите, какую картинку нарисовал веселый художник.

4. Первичная проверка понимания нового материала.

Игра «Любопытный учитель»

-Я буду задавать вопросы, вы можете отвечать только лишь с помощью слов со звуками [м] и [м`].

-Что ты любишь из еды? (мороженое, молоко)

-Куда ты любишь ходить? (в музей)

-Куда вы собираетесь поехать летом? (на море)

-Какой вид транспорта предпочитаешь? (машина)

-Какие ты знаешь профессии, специальности? (маляр, милиционер, медсестра).

5. Закрепление и применение знаний.

-Я буду читать загадку, а вы будете в тетради печатать отгадку:

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (мел)

Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (мыло)

Над рекой поперек,
Великан врастяжку лег.
Через реку, по спине,
Он ходить позволил мне. (мост)

Какой это мастер на стекла нанес,
И листья, и травы, и заросли роз. (мороз)

б) работа над схемами слов

-К любому слову составьте схему, подготовьтесь проанализировать слово по схеме.

6. Подведение итогов урока.

Учитель даёт характеристику работы всего класса на уроке, а также отдельных учащихся.

7. Рефлексия.

При выходе из класса учащиеся ставят «+» около любой рожицы, выражая свое отношение к уроку.

Источник

Adblock
detector