Меню

Как сделать урок математики интересным для начальной школы

8 способов сделать урок математики интересным

Многие дети жалуются своим родителям, что на уроках математики им невероятно скучно. Они не понимают, зачем учить стопки формул и как они могут пригодиться в реальной жизни. Именно поэтому мы подготовили 8 способов, которые помогут разнообразить урок математики и заинтересовать ученика.

1. Наполните урок смыслом

Большая часть уроков математики в школе страдает от следующих моментов:

Несколько возможных вариантов исправить это:

2. Начните с конкретных примеров — оставьте абстрактные понятия на потом

Современная математика выглядит как наука, изучающая абстрактные понятия. Практические пути решения реальных проблем, которые решались великими математиками прошлого, сегодня подаются в виде алгебраических формул, аксиом и теорем. Ученики не всегда понимают, какое отношение все, что написано в их учебниках, может пригодиться им в жизни. Помогите им понять это.

Вместо того, чтобы начать каждую тему с формулы, начните с конкретных примеров проблем, которые первоначально были решены с помощью этой формулы. Помогите ученикам увидеть, как теоретическая математика может решать такие проблемы, показывая им сначала ход мышления, а потом решение.

3. Начните с интересной, реальной проблемы (желательно локальной)

Большинство уроков математики начинаются так: «Вот новая формула для сегодняшнего урока, вот как вы должны вставить значения, вот правильный ответ».

Проблема в том, что в таком подходе нет даже попытки мотивировать ученика.

Будет здорово, если вы подстегнете интерес учеников. Используйте презентации, обучающие видео и другие вспомогательные средства. Ищите в интернете интересную информацию и используйте ее на уроках.

Вот, например, проблема: 10 самых опасных для жизни городов России (норма загрязнения воздуха в городах превышена от 11 раз до 34 раза).

(фото взято из flickr.com)

Что можно сделать на уроке: определить основные причины загрязнения воздуха, вместе решить, что нужно делать, чтобы снизить уровень загрязнения. С помощью несложных вычислений, ученики смогут рассчитать, в каких условиях можно снизить уровень загрязнения.

Или можно предложить следующую тему: В Китае построили самый большой в мире телескоп.

(фото взято из topblognews.ru)

Что можно сделать на уроке: найти площадь 500 метрового телескопа, обсудить, как строительство телескопа повлияло на окружающую среду, и решить, какую площадь вырубили для строительства телескопа.

4. Креативность и контроль над ситуацией

Мы считаем, что математика — чрезвычайно интересная наука, для освоения которой нужен живой и открытый ум. Не стоит сводить работу на уроке к заучиванию формул и монотонному решению однотипных заданий по готовому алгоритму.

Мы все креативны и любим быть такими, но в большинстве школ креативность не поощряют (посмотрите отличное видео от TED Talks, Кена Робинсона: Как школы подавляют творчество (есть русские субтитры)).

Есть множество способов поощрить креативность учеников на уроках математики. Используйте новые технологии, чтобы описать математические концепции: подготовьте к занятию анимации, диаграммы или интересную инфографику. Создайте что-то самостоятельно или скачайте в интернете.

Давайте ученикам индивидуальные задания, которые задействуют креативное мышление и помогают ощутить уверенность в своих силах.

5. Задавайте больше интересных вопросов

Прочитайте условие. Какой ответ будет верным?

Лодка с большим количеством гальки плывет по озеру. Гальку выбрасывают во впадину в озере. В это время уровень воды в озере (по отношению к берегу):

а) поднимется,

б) опустится

в) останется прежним.

Для многих учеников математические вопросы чаще всего ассоциируются с задачами в учебнике. Задача для них выглядит как длинное предложение: «Вот проблема на словах. Возьмите цифры, подставьте их в формулу, сделайте расчет и переходите к следующей задаче».

Интересное условие задачи обязательно зацепит внимание учеников, в отличие от задания по типу: «Есть вот такие числа, найдите одно или несколько неизвестных». Пример выше вызовет больше эмоций, чем обычный вопрос из книги.

Вот еще один пример:

Представьте, что вы прыгаете с парашютом. Как будет выглядеть график вашей скорости в зависимости от времени, с момента прыжка из самолета до достижения конечной скорости?

а) Вогнутым вниз на увеличение

б) Вогнутым вниз на уменьшение

в) Прямой линией с наклоном в плюс

г) Растущим и выгнутым вверх

Когда ученики привыкнут решать подобные задачи, они сами начнут придумывать интересные примеры из жизни, связанные с расчетом по уже изученным формулам.

6. Дайте ученикам составить собственные вопросы

Ученики понимают намного больше, когда им нужно придумать собственные вопросы. Самый простой способ — попросить учеников написать вопросы для проверочной работы по теме.

Можно разделить класс на 2–4 группы. Каждая группа должна составить блок вопросов для контрольной работы. На уроке ребята обмениваются комплектами заданий и решают их.

Если кто-то из составляющих допустил ошибку или подготовил задание, которое невозможно решить, можно на уроке разобрать, почему так получилось: в чем ошибся составляющий, что его могло запутать.

7. Журнал

Предложите ученикам вести математический журнал, подобно тому, как великие ученые документировали ход своей работы над решением какой-либо проблемы.

Вы должны знать, что рефлексия — это ключевой элемент эффективного обучения.

Математический журнал поможет вам и вашим ученикам проследить, как они воспринимают учебный материал, с каким трудностями сталкиваются и что помогает им достичь успеха.

Как вести математический журнал:

8. Проекты

Самый эффективный способ взаимодействия с учениками — это дать им возможность сделать что-то самостоятельно. Помогите ученикам увидеть математику вокруг себя: в вещах, которые их окружают, в природных явлениях и процессах.

Вы можете использовать современные средства обучения, которые помогут вам показать школьникам разного возраста, насколько интересной бывает математика.

(фото взято из technabob.com)

Вот лишь несколько идей:

Источник

Как сделать урок математики интересным?

Просмотр содержимого документа
«Как сделать урок математики интересным? »

Как сделать урок математики интересным.

Читайте также:  Как сделать спящий режим на компьютере windows 7

Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желаемым процессом. Вспомним, что французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

 личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

 содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

 методов и приемов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Поговорим о некоторых требованиях к современному уроку. С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:

 Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока).

 Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т.д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета.

 Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывать темы своего курса как с родственными, так и с другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

Как привить учащимся интерес к обучению? Как активизировать их познавательную деятельность на уроке? Как сделать процесс обучения наиболее результативным? Наверняка подобные вопросы встают перед каждым учителем. Каждый из них в процессе интенсивных поисков, раздумий, проб находит свой вариант решений.

Я преподаю замечательный предмет – математику. Для развития интереса к математике я применяю различные формы и методы организации учебного процесса, средства обучения.

Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов. Разминка занимает 5-7 минут.

В чем смысл данного вида работы? Он проводится или на этапе проверки домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы очень просты (репродуктивные) и требуют однозначный, быстрый ответ, проверяющий знания и внимание детей, умение слушать и слышать вопрос.

Если устную разминку проводить в начале урока перед объяснением новой темы, то она должна включать не только вопросы на проверку домашнего задания, но и актуализацию опорных понятий, пройденных раньше (неделю, месяц, год назад), которые необходимо восстановить в памяти ребенка.

Приведу примеры вопросов:

 Назовите наименьшее однозначное число.

 Можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка?

 Сколько человек в трех квартетах?

 Сложите порядковые номера месяцев года – мая и августа.

 Периметр прямоугольника из проволоки 12 см, его разогнули и сделали квадрат. Чему равна его площадь?

 Чему равна сумма цифр, на которые показывают стрелки механических часов в 9 часов утра?

 Сколько ног, хвостов и рогов у трех коров?

1. Задачи для устного счета

1. От ленты отрезали 12 метров, а потом, еще 1/5 оставшейся части.
Найдите первоначальную длину ленты, если во второй раз отрезали 4 метра.

2. Около школы строят девятиэтажный дом. Шесть этажей уже построили. На сколько этажей меньше осталось построить, чем уже построили?

3. В одном кабинете 31 комнатное растение, а в другом 23. Сколько растений нужно перенести из одного кабинета в другой, чтобы растений в каждом кабинете стало поровну?

4. Гусь и утка вместе весят столько же, сколько поросенок. Гусь весит 8 кг, а поросенок 14 кг. Сколько весит утка?

2. Задачи, основанные на геометрическом материале

1. Длина и ширина прямоугольника вместе составляет 1 дм 4 см, причем длина равна 8 см. На сколько см ширина меньше длины?

2. Периметр квадрата 28 см. Чему равен периметр прямоугольника, если его ширина равна стороне квадрата, а длина в 2 раза больше ширины?

3. Периметр прямоугольника 64 см. Найдите длину прямоугольника, если ширина составляет 1/4 часть периметра?

4. Найдите площадь огорода прямоугольной формы, если человек обходит его за 5 минут, со скоростью 20 м/мин. Известно, что ширина огорода 20м.

3. Задачи на движение

— благодатный материал, служащий прекрасным средством развития мышления, поскольку обеспечивает напряжение мысли каждого ученика.

2. От пункта А до пункта В 580 км, а от пункта В до пункта С 420 км. На каждые 100 км пути автомобиль расходовал по 7кг топлива. Сколько всего топлива он израсходовал?

4. По дороге движутся навстречу друг другу пешеход и велосипедист. Сейчас между ними 52 км. Скорость пешехода 4 км/ч, а скорость велосипедиста 9 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 6 часов?

4. Задачи с несколькими способами решения

1. Пакет пряников и связка баранок вместе весят 9 кг, а два пакета пряников и связка баранок вместе весят 13 кг. Сколько весит 1 пакет пряни­ков и сколько весит 1 связка баранок?

2. 48 открыток расклеили в 3 альбома, и оказалось, что в первом и третьем одинаковое количество открыток. Сколько открыток во втором альбоме, если в первом и втором вместе 29 открыток?

3. В магазине 240 кг винограда развесили в пакеты по 3 кг и по 2 кг. Общий вес тех и других пакетов оказался одинаковым. Сколько пакетов каждого вида получилось?

Ответ: 40 пакетов; 60 пакетов.

5. «Магические квадраты»

Подберите числа так, чтобы квадрат стал магическим.

Источник

Методическая статья «Как сделать уроки математики интересными».

ДОСТУПНО ВНЕСЕНИЕ ОТВЕТОВ

Читайте также:  Как сделать чехол для проездного билета своими руками

Как сделать обучение математике интересным? Учитель: Куприянова И.Н.

Основной целью современного математического образования в школе в свете требования ФГОС основного общего образования становится освоение учащимися системы математических знаний, необходимых для изучения смежных дисциплин и практической деятельности человека. Учитель должен помочь в формирование представлений о значимости математике в современном обществе, умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах и в жизни. Важный вопрос, который волнует педагогов – как сделать уроки математики интересными, нескучными и запоминающимися?

Для выполнения поставленных целей нужны новые педагогические технологии, методы и приемы. В своей статье, я хочу поделиться элементами технологий, методов и приемов, которые я использую на уроках.

В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

При использовании данной технологии опираюсь на основные положения теории проблемного обучения (М. И. Махмутов). Придерживаюсь особенностей создания проблемных ситуаций, требований к формулировке проблемных вопросов, т. к. вопрос становится проблемным при определенных условиях: он должен содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного; вызывать удивление при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворенность имеющимися знаниями и умениями.

Проблемная ситуация может создаваться, когда обнаруживается несоответствие имеющихся знаний и умений действительному положению вещей. Чтобы учащиеся обнаружили это несоответствие, учитель просит учеников вспомнить известную формулировку понятия, правила, а затем предлагает для анализа такие специально подобранные факты, при анализе которых возникает затруднение.

Проблемная ситуация создается, когда детям предлагается вопрос, требующий самостоятельного сопоставления ряда изученных фактов или явлений, и высказывания собственных суждений и выводов, или дается специальное задание для самостоятельного решения. В процессе такого эвристического поиска возникает и поддерживается устойчивое внимание.

Пример 1: «Неравенство треугольника»

Создание проблемной ситуации на уроке «Геометрии 7 класс» «Возможно ли построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами 2 см, 5 см и 9 см?»

Создание проблемы в начале урока.

Сегодня на уроке вам понадобится, наблюдательность, внимание, скорость, взаимопонимание и хорошее настроение.

Вопрос: Как связаны эти предметы, что их объединяет?

При переводе с греческого арабский переводчик, вероятно, не обратил внимания на чертеж и перевел слово «нимфа» не как «бабочка», а как «невеста». Так и появилось ласковое название знаменитой теоремы – «Теорема Невесты». В конце урока дети дают ответ.

1) Решим задачу: «Огород занимает 6 ар земляного участка. На 1/3 огорода посажен картофель. Какую часть всего земляного участка занимает картофель?» Можем ли мы решить задачу? Как?

2) Охарактеризуйте задачу. Отойдем от огорода и картофеля, перейдем к величинам. Что нам известно? [целое]. Что нужно найти? [часть]

3) Возьмем ту же задачу, но изменим значения одной величины: «Огород занимает 4/5 земельного участка. На 2/3 огорода посажен картофель. Какую часть всего земельного участка занимает картофель?» Изменился ли математический смысл задачи? [нет]. Значит, опять известно целое, а ищем часть. Влияет ли замена 6 на 4/5 на решение? Можно ли решить? [нет].

4) Что за ситуацию мы получили?

[Обе задачи на нахождение части от числа. Но одну мы можем решить зная определенные дроби, понятие числителя и знаменателя, а вторую не можем].Проблема: не знаем общего правила нахождения дроби от числа. Нужно вывести это правило.

Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

Обучение математике, как правило, сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачки, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление. Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок.

Пример 1. Метапредметная проблемная ситуация на уроке по теме «Окружность. Длина окружности».

В качестве домашнего задания предлагается начертить несколько окружностей разного радиуса и ниткой измерить длину окружности и найти отношение длину окружности к ее диаметру. У детей эта ситуация вызывает удивление, т.к. отношение длины окружности к ее диаметру есть число постоянное, равное числу π.

Используя таблицу калорийности продуктов, составьте меню из данных блюд, наиболее подходящее для вашей группы на день (5 приемов пищи).

Источник

Как разнообразить урок математики

10 увлекательных идей для урока, которые сделают из учеников гениев

Всем известно, что школьный урок в первую очередь должен быть интересен детям, которые его слушают. Проблема в том, что ребёнок — создание беспокойное и гиперактивное, он не может долго сидеть на одном и том же месте, ему хочется больше двигаться, бегать и прыгать, заниматься чем угодно, лишь бы не слушать скучный и непонятный материал. Поэтому для того чтобы малыш перестал отвлекаться на уроках математики и думать о посторонних, не относящихся к теме предмета вещах, необходимо разнообразить занятия и привнести в них частичку того, что поможет ребёнку лучше понимать педагога и полюбить учиться. Иными словами, нужно привнести в занятия увлекательные идеи, элементы игры и творчества.

Читайте также:  Как сделать осушитель воздуха для компрессора своими руками видео

Игра в «молчанку»
Один из интересных способов разнообразить урок математики — это проведение занятия в полной тишине. Ребята смогут общаться с педагогом при помощи карточек красного и зелёного цветов. Красный цвет обозначает «нет», зелёный – «да». Учитель задаёт ребятам вопросы по теме урока (желательно те, на которые можно ответить односложно), а дети поднимают карточки с тем или иным цветом. Такой подход к организации урока используется во многих школах как с гуманитарным, так и с математическим уклоном.

Графический диктант
Этот способ разнообразить занятие математикой походит на своего предшественника. Педагог также может задавать детям вопросы по теме урока, предпочтительно с односложными ответами. Но ребята вместо карточек рисуют чёрточки на листке бумаги в клетку. Например, ответ «да» может обозначать вертикальная чёрточка, а ответ «нет» — горизонтальная. У детей получится что-то вроде графика, который вы сможете сверить с правильным графиком и наглядно показать учащимся то, насколько хорошо они разбираются в теме урока.


На старт, внимание…
В этом подходе важна быстрота и скорость детей в решении задачи и математических примеров. В начале урока необходимо раздать детям листочки или карточки с условиями задачи или напечатанными примерами. После этого можете засечь время и следить за тем, как быстро ученики справятся с такой задачей. Можете дать детям определённое время на решение и проследить, кто в классе уложится в отведённый вами срок. Этот способ хорошо поможет в усвоении и закреплении пройденного ранее материала.

В мире сказок
На уроках в начальной школе очень хорошо подойдёт «сказочная» тема для отработки и закрепления усвоенного детьми материала. Можно разыграть сценки из сказок, нарядить детей в костюмы, которые вы можете попросить напрокат у завуча воспитательной работы или в школьном драмкружке. Обязательно нужно поставить задачу и попросить детей найти её решение.
Как пример, можно разыграть сценку из детской сказки «Буратино». Злой Карабас-Барабас украл таблицу умножения, и ребята должны будут её вернуть. По пути могут встречаться различные препятствия, которые можно будет преодолеть, решая примеры из этой самой таблицы. Таким образом, повысится интерес детей к уроку, пройденному разделу и к самому предмету математики в целом.
Возможны варианты проведения уроков и с использованием презентаций, просмотра отрывков из фильмов и прочего. Всё зависит от вашей фантазии.

В страну выученных уроков
Для того чтобы привить ребятам максимальный интерес к уроку, можно прибегнуть к такому методу организации занятия, как урок-путешествие. На доске или слайдах может быть нарисована карта с промежуточными остановками на ней. Это будет карта некой придуманной вами страны, путешествуя по которой дети смогут узнать новую тему урока и услышать её подробный разбор. На «остановках» можно давать ученикам задания и следить за тем, как правильно и быстро они справляются с ними. Такой способ организации урока поможет привить детям интерес к уроку и математике в целом.

Урок-викторина
Для проведения такого нестандартного урока, необходимо подготовить вопросы и ответы по теме занятия. Суть проста: викторина предполагает, что учащиеся будут отвечать на вопросы и зарабатывать баллы за правильные ответы. Класс может разделиться на несколько группировок, которым можно присвоить свои названия. Число заработанных каждой группировкой баллов можно записывать на доске или на листке бумаги. В конце урока подводятся итоги викторины. Побеждает та команда, у которой набрано больше всего правильных ответов и, соответственно, баллов.

Давайте поговорим!
Очень хорошо помогает в усвоении материала проведение занятия в форме диалога. Ваша цель — поставить перед классом сложную задачу или дать список нелёгких примеров. Ребята могут общаться друг с другом для того, чтобы догадаться, как решить то или иное задание. Такая форма проведения урока очень хорошо помогает развить у детей навыки межличностного общения и коммуникации.

Конференция
Можно на уроке провести математическую конференцию. Для этого класс необходимо разбить на группировки из трёх — четырёх человек. Заранее всем группам учеников необходимо подготовить доклады или рефераты по теме урока, с которыми они потом должны будут выступить перед классом. Приветствуются подготовленные учениками вспомогательные материалы — иллюстрации, стенды, плакаты, презентации и многое другое. После выступления докладчика слово даётся его оппонентам. Цель педагога: развить по теме урока дискуссию, во время которой дети будут учиться отстаивать свою точку зрения.

КВН
Вместо стандартного и скучного занятия можно устроить целый КВН по теме урока! Учащиеся смогут в игровом режиме легко и просто усвоить необходимый объём знаний по выбранной вами тематике. Обязательно устройте разогрев учащихся с помощью разминки, на которой дети смогут предварительно решать задания и примеры, чтобы подготовиться к более сложным вопросам непосредственно во время КВН.

Эстафетная палочка
На первую парту кладётся листок с предварительно заготовленными заданиями. Они должны быть оформлены в виде таблицы с пустыми клеточками. Ученик, сидящий на первой парте, заполняет первую пустую клеточку и передаёт листок дальше, на следующую парту. Листок должен дойти до конца ряда и быть заполнен полностью. В конце эстафеты вы оцениваете, как быстро и правильно дети справились с заданиями, а также их поведение во время урока.


Здесь приведено много способов, которые позволят сделать урок математики более интересным и содержательным. Идеи, приведённые в материале, могут быть использованы как поодиночке, так и в связке. Например, идею с эстафетой можно легко устроить на математическом КВН.

Совмещенный урок мужества с уроком по математике в 6 классе (проводится накануне Дня Победы)

Источник

Adblock
detector