Меню

Как сделать урок математики в 6 классе интересным

Урок занимательной математики в 6-м классе

Разделы: Математика

Оборудование: мультимедийная установка, “Черные ящики” с предметами: кубик, мяч и шахматы, датчик силы, Labquest.

Цель урока: развивать логическое мышление, математическую речь; воспитывать познавательный интерес к математике; учить умению анализировать полученные результаты, делать выводы, умению работать в группе.

Участвуют две команды.

Домашнее задание команд: придумать название, девиз и эмблему команды.

Состав жюри: старшеклассники и учителя школы.

1. Приветствие команд (оценивается до 5 баллов)

2. Мозговой штурм (блиц-опрос). За 1 минуту ответить на 10 вопросов. Нет ответа, можно перейти к другому вопросу. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

1.Прибор для измерения углов называется.

2.Чему равна четверть часа?

3.Чему равен прямой угол?

5.Тройка пробежала 30 км. Сколько пробежала каждая лошадь?

6.Как называется сумма сторон треугольника?

8.Как называется нижняя часть числа?

9.У какой фигуры нет ни начала, ни конца?

10. Назовите самое маленькое двузначное число.

1.Сколько ушей у 3 мышей?

2.Может ли в треугольнике быть 2 тупых угла?

3. как называется прибор для построения окружности?

4.На дереве сидело 6 птиц. Охотник выстрелил и сбил одну птицу. Сколько птиц осталось сидеть на дереве?

5.Три человека ждали поезд три часа. Сколько времени ждал каждый?

6.У какой геометрической фигуры длина равна ширине?

8.Может ли страус назвать себя птицей?

9.Что тяжелее: пуд пуха или пуд железа?

10.Как называется сотая часть числа?

2. Расшифруйте! Конкурс капитанов.

За каждый правильный ответ команда получает один балл.

3. Математические ребусы. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

4. Музыкальная пауза. Кто лучше исполнит куплеты из песни. Командам раздают слова знакомой детской песни. Звучит фонограмма. Какая команда дружнее и лучше исполнит свою песню ( оценивается до 5 баллов).

5. Математический Ералаш. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Расставьте цифры так, чтобы сумма цифр была одна и та же по горизонтали и по вертикали.

2. Поставьте числа 1, 2, 3,4 так, чтобы по горизонтали и по вертикали не было одинаковых цифр.

3. Сумма двух чисел равна 462. Одно из них оканчивается нулем. Если этот нуль зачеркнуть, то получится второе число. Найдите эти числа.

6. Разгадайте тайны “Черного ящика”

1. В “черном ящике”- предмет, название которого происходит от греческого слова, означающего в переводе – “игральная кость”. Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх маленьких детей. (Кубик)

2. Благодаря этому телу можно доказать упругость тел и сжимаемость газов. Он – друг некоторых спортсменов. Его форма схожа с формой нашей планеты. Иногда, о нем плачут маленькие девочки. (Мяч)

3. Они – символ мудрости и справедливости. Имя изобретателя неизвестна. Древнее название- чатуранга. Это постоянный спор “Двух К”.

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков. (Шахматы)

7. Богатырская сила. (звучит песня) (оценивается до 5 баллов)

Мы вам тоже предлагаем показать свою силу духа. С помощью датчика силы в течение 5 с вы измеряете среднюю силу каждого участника команды и вычисляете среднюю силы вашей группы. Запишите полученные данные в порядке возрастания.

8. До некоторого времени в составе математики выделялась область, которая была связана с вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями. Эту науку назвали информатикой. Отдельной наукой информатика была признана лишь в 1970-х.

Информатика — молодая научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности.

Вам предлагается составить анаграммы из слова ИНФОРМАТИКА

9. Итог урока. Жюри подводит итоги.

10. Домашнее задание: нарисовать обложку к учебнику “Математика-2100” 6 класса.

Источник

Как провести современный и эффективный урок математики в 5-6 классе

ДОСТУПНО ВНЕСЕНИЕ ОТВЕТОВ

Как провести современный и эффективный урок математики в 5-6 классе

Есть только два направления изменения человека – развитие либо деградация. Поэтому, если образование не способствует развитию, то оно будет служить деградации.

ХХ I век называют веком технологий. Действительно, ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обходиться без высоких технологий. Это особо должно касаться сферы образования.

Одним из приоритетных направлений программы развития образования является информатизация образования. Информационная технология способна сформировать условия для организации личностно-ориентированного обучения.Использование информационных технологий на уроке способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной математики. Кроме того, компьютер потенциально готовит учащихся к жизни в современных условиях, к анализу большого потока информации и принятию решений.

Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем,кто их преподает, и ко всему преподаваемому.

Начиная работать с пятиклассниками учитель, легко увлечет их своим предметом, если сумеет представить мир чисел как нечто сказочное, загадочное, манящее. Было предложено ученикам завести тетрадис названием “Математическая копилка”, где они записывают интересные примеры и задачи. Заполняя страницы тетради, ученики обращаются к увлекательным книгам для внеклассного чтения по математике, например, к таким: Перельман Я.И. “Живая математика”, Нагибин Ф.Ф. “Математическая шкатулка”, Гарднер М. “Математические чудеса и тайны”, Остер Г. “Задачник” и др., а также используют Интернет-технологий.

Приведу примеры таких заданий для учащихся 5-6 классов:

1.Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 метров канавы. Сколько землекопов выкопают 100 метров канавы за 100 часов?

Читайте также:  Как сделать чтобы сайт открывался с www и без

2.Пильщики распиливают бревно на метровые обрубки. Длина бревна – 5 метров. Распиловка бревна поперек отнимает каждый раз полторы минуты. Сколько минут потребуется, чтобы распилить все бревно?

3.Пусть записано подряд семь цифр от 1 до 7:

Легко соединить их знаками “плюс” и “минус” так, чтобы получилось 40:

Можно ли четырьмя двойками выразить число 111?

5.Выразите число 100 пятью одинаковыми цифрами. Предложите четыре способа решения.

При закреплении изучаемого материала можно использовать компьютерные презентации и тестирования. Комплект слайдов позволяет отработать прочные навыки по изучаемой теме. К тому же слайды можно использовать во время проверочной работы. Например, фрагмент презентации по теме «Сравнение десятичных дробей».

1. Записать по три десятичных знака после запятой:

2. Сравнить десятичные дроби:

3,01 и 3,1 1,6 и 1,63 8,12 и 8,5 8 и 8,1.

1. Записать по три десятичных знака после запятой:

12,200 3,040 1,601 2,000 7,300

2.Сравнить десятичные дроби:

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся.

На таких уроках у ребят интерес к предмету повышен. Они увлечённо отвечают на вопросы, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой, и сами себе выставляют предварительные оценки. При традиционном обучении учитель, закончив объяснение, обычно просит задавать вопросы. Но их, как правило, не бывает. Ученику ещё не разобраться, всё ли ему понятно, поэтому учителю трудно контролировать ход усвоения учебного материала каждым учеником.

вариативность и альтернативность способов обучения,

рациональная организация учебного процесса,

активное использование ИКТ (Интернет-технологий),

создание условий для активной собственной познавательнойдеятельности,

поощрение стремления ученика к поиску своих траекторий и способоврешения,

самоконтроль и взаимоконтроль,

создание «ситуации успеха»,

ориентированность обучения, привлечение кобучению, воспитанию и развитию дополнительного образования.

Методика преподавания математики уже накопила значительный опыт применения технических средств в учебном процессе, но пока нельзя утверждать, что информационные технологии (примером которых могут служить компьютерные презентации и др.) используются с полной отдачей. Использование компьютера на уроке позволяет учителю создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся, положительное отношение к предмету.

Система современного образования, а значит, прежде всего, ее главное

Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала.

Только работая вместе, в постоянном взаимодействии изаинтересованности,современный учитель и современный школьник могут к окончанию обученияполучить результаты, необходимые далее для жизни в информационномобществе.

Таким образом, используя компьютерную технику, учитель интенсифицирует процесс обучения, делал его более наглядным и динамичным. Эффективное использование компьютера на уроке, умелое сочетание своего педагогического мастерства и возможностей компьютерной техники позволяет учителю повышать качество знаний учащихся.

Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания и всестороннего развития творчески свободной личности.

Источник

Игровой урок по математике в 6-м классе

Разделы: Математика

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Интеллектуальная игра – эффективная форма проведения уроков математики, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в ее процессе им приходится решать серьезные задания. Атмосфера такого урока позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес обучающихся к учебному предмету.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе.

Игровой урок по математике в 6 классе.

Тема урока: Действия с дробями.

Тип урока: нестандартный

Форма урока: повторение и обобщение полученных знаний.

Вид урока: путешествие.

Сегодня я предлагаю совершить путешествие в страну “Дробей”.

А на каком виде транспорта вы узнаете, отгадав загадку.

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек
Лишь оставили дымок.
(Поезд-плакат)
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.(поезд)

А в дороге нам помогут строки стихотворения:

Не беда, что дорога длинна
Не боимся, что путь будет труден.
Никогда не давались легко
Достижения людям.

Некоторые бабочки, как птицы, улетают на зимовку. Узнайте название бабочки, которая из Северной Америки летит в Южную, преодолевая расстояние более трех тысяч километров.

Для этого выполните вычисления и в кружки впишите буквы, соответствующие найденным ответам.

Дерево с ответами – бабочками

6,8:2 = 3,4
10,25:5 = 2,05
80,64:8 = 10,08
0,3:6 = 0,05
2,4:4 = 0,6
1:4 = 0,25
Читайте также:  Как сделать прическу на бок для мужчин в домашних условиях
М О Н А Р Х
3,4 2,05 10,08 0,05 0,6 0,2

Сотни и тысячи этих бабочек, разместившись на ветках, создают впечатление пестрой листвы и цветов.

Расшифруйте название самого крупного в мире острова. Для этого выполните вычисления, запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.

– при умножении и делении на 10,100,1000 и т.д. запятая переносится вправо или влево на определенное количество знаков.

Г Р Е Н Л А Н Д И Я
5,7 14230 1,659 0,57 38 23 0,57 0,1 62,5 0,0579

В кружки вписаны буквы, соответствующие найденным ответам:

Полученное слово “КИГЕЛИЯ” является названием дерева, которое растет в Африке и называется “колбасным” деревом. Его зрелые плоды похожи на вареные колбаски до 60 см.Этими колбасками охотно питаются животные, но для человека они не съедобны. (Приложение)

Их используют для производства некоторых лекарств и красок.

Выясните, в каком столбике верно записано число.

Напишите в кружке букву, ему соответствующую.

р о т о к а с
17,6 4,6 0,3 1,1 1,76 0,4 0,197
1) 165,64 – (а – 12,5) = 160,54
2) 278,74 – (6,5 – в) = 276,84
3) 5х + 3х – 1,3 = 1,1
4) (х + 0,3):7 = 0,2
5) 4,36 – 5,28:х = 1,36
6) 17*(0,6 – х) = 3,4
7) 10х + 3,72 = 5,69
а = 17,6
в = 4,6
х = 0,3
х = 1,1
х = 1,76
х = 0,4
х = 0,197
(р)
(о)
(т)
(о)
(к)
(а)
(с)

Полученное слово – “РОТОКАС” означает название самого короткого в мире алфавита. В нем насчитывается 12 букв, и он используется жителями Папуа Новой Гвинеи. (Приложение)

Алфавит состоит из двенадцати букв, использующихся для записи одиннадцати звуков:

A E G I K O P R S T U V.

Буквы какого алфавита используют для обозначения точек, отрезков, прямых? (МОРЗЕ)

1 2 3 4 5 6 7
П А Л Е Т К А

В древнем Египте палеткой называли каменную пластину с изображением первых фараонов, убивающих своих врагов, изображали животных, воинов, крепости, мифологические и исторические сюжеты. (Приложение)

Молодцы! Путешествие окончено. Возвращаемся домой.

3,4 2,05 10,08 0,05 0,6 0,2

6,8:2 = (М) 10,25:5 = (О) 0,3:6 = (А) 1:4 = (Х) 80,64:8 = (Н) 2,4:4 = (Р)

Источник

Как сделать урок математики интересным

Туманина Елена Николаевна,
учитель математики
МОБУ Лицей №6, г. Мелеуз
Республика Башкортостан.

Задача учителя заключается не только в том, чтобы увеличить объем знаний за счет углубления и расширения теоретической составляющей данного профильного предмета, но и продемонстрировать его роль в развитии других областей знаний, его значимость в эмоциональной области человеческого познания, через знакомство с историей математики, эволюцией математических идей. Обучающиеся, для которых предмет является непрофильным, должны получить не только знания, соответствующие программе, но и убежденность в глубокой взаимосвязи всех изучаемых ими предметов. Установление связей между математикой и изучаемых в школе предметами дает учителю возможность формировать у обучающихся целостность картины мира, показать многообразие свойств живой и неживой природы.

Например, при знакомстве с последовательностями необходим подбор задач, которые показывают непосредственную связь с действительностью.

Попробуем построить материал по интересам.

Задача. В период интенсивного роста человек растёт в среднем на 5 см в год. Сейчас рост у ученика С. – 180 см. Какого роста он будет в 2018 году? Задача. Ежедневно каждый болеющий гриппом человек может заразить 4 окружающих. Через сколько дней могут заболеть все ученики нашей школы?

Для «историков».

Также необходимо подчеркнуть, что прогрессии известны издавна, а потому нельзя сказать, кто их открыл. Ведь и натуральный ряд – это арифметическая прогрессия. Во время раскопок в Египте был найден папирус, который датируется 2000 г. до н.э., но и его было переписано из другого, еще более раннего, отнесенного к ІІІ тысячелетию до н.э. Ученые расшифровали текст папируса, содержание некоторых задач дает возможность отнести их к задачам на прогрессии.

О том, как давно была известная геометрическая прогрессия, свидетельствует и легенда об истории изобретения шахмат. Изобретатель шахмат, ученый Сета, попросил в награду у индийского принца Сирама за свое изобретение столько пшеничных зерен, сколько их получится, если на первую клеточку шахматной доски положить одно зерно, на вторую в два раза больше и так далее.

В вавилонских текстах рассказывается о том, что увеличение освещенной части лунного диска на протяжении первых пяти дней происходит по закону геометрической прогрессии со знаменателем 2, а в следующие десять дней – по закону арифметической прогрессии с разностью 16. Широкий интерес вавилонян к астрономии делает понятным возникновение этой задачи.

Составлением аналогичных задач занимались много любителей математики на протяжении многих столетий. Задачи на прогрессии встречаются в одной из древнейших памяток права – «Русской правде», составленной при Киевском князе Ярославе Мудром (ХІ ст.). В этом документе есть статья, посвященная вычислению приплода от 22 овец за 12 лет при условии, что каждая овца ежегодно приносит одну овцу и два барана. Также содержатся сведения о приплоде от пчел за определенный промежуток времени, о количестве зерна, собранного на определенном участкае земли и др. Эти задачи не имели хозяйственного значения, а были результатом развития интереса к математике и математическому содержанию данных задач.

Значительное количество задач на прогрессии есть в «Арифметике» Л. Магницкого, которая была основным математическим учебником в России на протяжении почти полстолетия.

Читайте также:  Как сделать так чтобы кот не орал по ночам

Для любителей «азартных» игр.

Задача: С древнейших времен известно немало игр в камушки. Вот одна их них. Играют двое. Они поочередно кладут любое количество камней в кучу от 1 до 10. Выигрывает тот, кто доведет количество камней в куче до 200. Кто победит: первый или второй? И как надо играть что бы выиграть ( т.е. надо найти выигрышную стратегию)

Решение: начнем рассуждать с конца. Если перед моим ходом в кучу 190-199 камней, то я ставлю 200 и побеждаю. Поэтому перед этим должен поставить противнику ровно 189.

Рассуждая дальше логично, получим выигрышную последовательность: 2,11, 23, 34, 45, 56, 67, 78, 89, 101, 112, 123, 134, 145, 156,167,178,189, 200. Итак, первый, кто образует кучу из 2 камней, обеспечивает себе выигрыш.

Задача: Вот другая игра в камушки. Она носит название «ним». Играют двое и по очереди берут камни из двух куч.

За один ход можно взять:

а) любое число камней из двух куч или
б) по одинаковому количеству из обеих куч.

Выигрывает тот, кто берет последним. Первоначальное количество камней в кучах произвольное.

А теперь вопрос: кто выиграет в этой игре (первый или второй)? Как играть, чтобы выиграть?

Решение: Рассмотрим пример игры. Будем записывать остаток камней после каждого хода игроков:
Первая куча камней (К_1) Вторая куча камней К_2
Начальное значение 1000 18
I игрок 11 18
II игрок 5 12
I игрок 5 3
II игрок 1 3
I игрок 1 2
II игрок 1 1
I игрок 0 Выиграл

Легко согласится, что в приведенном примере первый игрок, поставив набор (1,2), обеспечил себе победу, поэтому такой набор камней назоыем выигрышным. Стратегия игры на выигрыш поэтому проста: надо вычислить выигрышный набор для всех разновидностьей камней в кучах и постоянно ставить их противнику.

В первом наборе разновидность ∆=1. Взяв разновидность ∆=2, мы видим, что первое число должно быть такое, какое еще не встречал (3), а второе число (5)- это сумма ∆ и первого и т.д. получим последовательность,выигрышных наборов.
∆ К_1 К_2 ∆ К_1 К_2
1 1 2 5 8 13
2 3 5 6 9 15
3 4 7 7 11 18
4 6 10 8 12 20

В 1202 году появилась книга итальянского математика Леонардо из г. Пиза, в которой содержались сведения по математике, приводились решения всевозможных задач. Среди них была простая, не лишенная практической ценности, задача о кроликах: «Сколько пар кроликов в один год от одной пары рождается?» В результате решения этой задачи получился ряд чисел 1, 2, 3, 5,8, 13, 21, 34, 55, 89, 144 и т.д. Этот ряд чисел позже был назван именем Фибоначчи, так называли Леонардо.

Леонардо Фибоначчи (1180-1240)-крупный итальянский математик, автор «Книги абака».

Эта книга несколько веков оставалась основным хранилищем сведений по арифметике и алгебре. Именно по трудам Л. Фибоначчи вся Европа осваивала арабские цифры, систему счета, а также практическую геометрию. Они оставались настольными учебниками, чуть ли не до эпохи Декарта (а это уже 17 век!). Но по иронии судьбы до нашего времени сохранилась память только об одной задаче из этой книги.

Именно в этой задаче появляется последовательность, обессмертившая имя Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, …

Для «художников».

«Золотое сечение», как идеальная и приятная глазу пропорция человеческого тела и его элементов, широко использовалось многими художниками, начиная с другого великого Леонардо – Леонардо да Винчи.

Много интересного в арифметики чисел Фибоначчи. Каждое третье число Фибоначчи чётно, каждое четвёртое делится на три, каждое пятнадцатое оканчивается нулём, два соседних числа взаимно просты. Число ап делится на число ак тогда и только тогда, когда п делится на к.

О золотой пропорции много говорим в предпрофильной подготовке учащихся, т.к. эта тема представляет собой богатейший материал для организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Свойства ряда чисел Фибоначчи неразрывно связаны с золотой пропорцией и выражают порой магическую и даже мистическую сущность закономерностей и явлений.

Для «философов».

Фундаментальную роль числа в природе определил еще Пифагор своим утверждением «Все есть число». Поэтому математика являлась одной из основ религии последователей Пифагора (пифагорейского союза). Пифагорейцы считали, что бог Дионис положил число в основу мировой организации, в основу порядка; оно отражало единство мира, его начало, а мир представлял собой множество, состоящее из противоположностей. То, что приводит противоположности к единству, и есть гармония. Гармония является божественной и заключается в числовых соотношениях.

Для «ленивых».

Задача: Девятиклассник Паша пошел в школу, но на середине пути вспомнил, что сегодня контрольная, и повернул домой. Пройдя ровно половину расстояния (от поворота до дома), он представил папу, который сегодня с утра дома, и снова повернул к школе. Когда он прошел половину расстояния (от поворота до школы), то все-таки вернулся. Пройдя половину расстояния до дома, он опять повернул и т.д. Куда придет Паша?

Ответ: Паша будет курсировать между точками 1/3 и 2/3, все время приближаясь к ним при поворотах.

Человечество ценит математику за ее прикладное значение, за общность и мощь ее методов исследования, за действенные прогнозы при изучении природы и общества.

Использованные источники литературы:

Источник

Adblock
detector