Меню

Как сделать уроки истории интересными и запоминающимися

Как сделать урок интересным?! (из опыта работы методического объединения учителей истории и права)

Оптимальные условия обучения

Творческий учитель понимает, что огромное значение имеют условия, в которых учатся дети: ставим свежие цветы, вешаем на стену цветной плакат и таблицы, подчеркивая основные тезисы словесно или с помощью рисунков.

Многие учителя используют музыку в начале урока для создания соответствующего настроения. Выявлено, что именно музыка вводит в специальное состояние релаксации, когда мозг открыт для восприятия и информации. Можно использовать «Четыре времени года» Вивальди, «Музыка на воде» Генделя и т.п.

Методические приёмы, которые влияют на формирование мотивации

— «Что было бы, если бы в 1920 г победили «белые», а не красные?».

— «Что было бы, если бы Россия не вступила в «Антанту» и не воевала бы в Первую Мировую войну?» и т.д.

Отсрочка отгадки

В начале урока учитель дает загадку, отгадку на неё можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.

Пример:

(Полусферические крыши не выдерживали натиска снега зимой).

Фантастическая добавка

Учитель дополняет реальную ситуацию элементами фантастики.

Кроссворды.

Читаем!

Отрывки из художественной и научно-популярной литературы можно использовать на наших этапах уроках и разной целью: для иллюстрации, для постановки вопросов на закрепление полученного материала, на формирование мотивации.

Легко быть смелым:
Если разрешили.
А как же мы до этого все жили?
Рукоплескали глупостям не раз
И это так объединяло нас.
Кричали, что идём вперёд,
А думали совсем наоборот.

(Стихотворение к теме «Годы застоя» (1964-1985 год))

а) С 18 лет Александр Македонский участвовал в сражениях и прославился как воин, но всю жизнь он безуспешно пытался доказать свою непричастность лишь к одной смерти. Чьей?

б) Александр Македонский в юности был отличным бегуном, и отец предложил ему выступить на Олимпийских играх. Какое условие не мог выполнить его отец, чтобы честолюбивый юноша принял его предложение.

(Александр согласен был состязаться только с царями.)

в) Собираясь в 22-х летнем возрасте на войну, Александр раздал друзьям и подданным всё своё имущество. На вопрос, что он оставил себе, по-царски, «скромно» ответил: «Мне будет достаточно:» Чего?

Творчеству учителя нет предела и поэтому надо стараться, чтобы уроки не просто обучали, но и увлекали.

Источник

4 способа сделать урок истории интересным

Как выжить в школе, если ты — молодой учитель и не хочешь, чтобы дети на твоих уроках зевали и под партами писали друг другу сообщения? Можно, конечно, изгнать из класса телефоны и включить строгость, а можно придумать способы сделать свои уроки проще и приятнее для всех — об этом рассказывает наш блогер, учитель истории Тимур Алексеев.

Тему для новой статьи я выбрал ещё в сентябре, когда некоторые из прочитавших (спасибо им большое!) указали на то, что во всём моём тексте много эмоций, размышлений, но нет конкретных советов на тему, что можно сделать на уроках.

Я, разумеется, не ставлю перед собой цели написать пошаговую инструкцию по ведению уроков или методичку, но постараюсь обобщить и конкретизировать весь тот «опыт». Слово «опыт», конечно же, является здесь самоиронией, поскольку полтора года — это не срок! Помните, как у Высоцкого «девять месяцев — это не лет»?.

Для того чтобы начать разбирать кейсы, мне сперва следует вернуться к тому, что я писал в предыдущих статьях. Инновации и «хайп» — это чудесно и прекрасно, но реализация всех новомодных идей должна проводиться постепенно и продуманно, шаг за шагом, выверенно (как мало слов — но сколько личной боли в них!).

Отказаться от учебника или писать свой новый — прекрасный стимул развиваться, но надолго ли вас хватит? Только не забывайте, что снова вернуться к учебнику у вас получится уже с трудом — дети не поймут.

Таким образом, я остановлюсь на тех вещах, которые использую в своём педагогическом инструментарии и могу посоветовать другим.

Молодой учитель, который только попал в школу, — это человек, который оказался в состоянии хаоса: он нигде не успевает, что-то забывает, теряет. Это обычная ситуация, поскольку школьная жизнь — она быстротечная, связанная с общением с большим количеством детей (только за один день на твоих уроках могут побывать 180 человек — и они все разные, со своей спецификой). Естественно, человек, совсем недавно покинувший комфортную университетскую аудиторию, в таких условиях переживает тот самый «выход из зоны комфорта».

Виртуальный класс

Естественно, одна из проблемных ситуаций — это школьные тетради. Домашние задания можно и нужно проверять, иначе дети считают сигнал к разрешённому и санкционированному безделию. Здесь я нашёл следующий выход из ситуации. Поскольку я работаю в старшей школе, все дети ходят с смартфонами (кроме того, в моей школе есть возможность «вооружить» детей школьными планшетами и ноутбуками), я создал виртуальный класс через платформу Google Classroom. Это очень удобно!

Дети могут получать задания дистанционно (и здесь не будет типичной истории «я не увидел, не знал, меня не было, мне не сказали»). Для учителя это возможность не портить себе зрение за разбором неаккуратного почерка, оставлять комментарии к работе, использовать в заданиях материал из интернета, видеть сдавших работу (тут не работает отговорка «я сдавал, а вы потеряли»).

Телефон и интернет — не враги

Вообще, я сторонник того, что телефон — не враг, а помощник учащегося. Допустим, мы с детьми часто решаем тесты в Kahoot через мобильное приложение — это весело, быстро и полезно. По сути, обычный формат рефлексии и актуализации знаний, облаченный в игровую форму.

Кроме того, я совсем не против, если дети ищут информацию в интернете — разве мы не делаем так же? Конечно, доступность знания не обозначает его качественности. Здесь надо быть аккуратным — учить детей тому, как отбирать источники информации, а также вообще понимать, что делает ребёнок в телефоне — ищет ли нужную информацию или просто обновляет социальные сети.

Читайте также:  Как сделать скриншот экрана на samsung galaxy s3 i9300

Видеоролики и визуализации

Что касается источников информации, то, естественно, детям приятнее смотреть красивый визуализированный текст в интернете, чем учебники, некоторые из которых уже морально устарели. Тут для историков я могу рекомендовать сайт Arzamas, методистом которого был мой школьный учитель Константин Владимирович Левушкин, материалы сайта «Постнаука» (но здесь нужно быть аккуратнее — не каждый текст может подойти детям), статьи на сайте «Дилетант», видеоролики TED.

Неплохие ролики есть и у «Oversimplified», а иногда я пользовался роликами Youtube-канала «История для чайников». Отдельная благодарность кинокомпании Starmedia, снявшей целый цикл фильмов по истории России, их документальный сериал по Великой Отечественной войне — обязательный «musthave»!

Однако сразу оговорюсь — используя подобные материалы, нужно тщательно прорабатывать их внедрение в структуру урока. Просто показать и спросить — это будет халтурой.

В последнее время подчёркивается мысль, что нынешнее поколение детей — это поколение Youtube, «эффекта вау», что формирует в них отличительное качество — неумение долго концентрироваться и крайнюю необходимость в визуализации всего происходящего. Вот и недавно под одной из таких статей в комментариях в фейсбуке развернулось очередное сражение сторонников и противников теории Youtube-поколения.

Пока ещё не выбрал, к чьему лагерю примкнуть, но, естественно, качественная и подробная визуализация материала необходима. Но тут можно покопаться и в том, что вообще человеческая память — интересная и глубокая вещь. Если вернуться к педагогике, то это создаёт широкое поле для деятельности — допустим, предложить детям визуализировать прошлое.

5 классных YouTube-каналов, которые ведут учителя

Про инстаграм я не буду в очередной раз рассказывать. Это уже заезженно и утомительно, но в качестве другого примера могу привести следующее — на сайте W-O-S делалась инфографика по политическим режимам, состоящая из того, как обычные бытовые атрибуты (газета, интернет) будут выглядеть при разных режимах. Я предложил детям расширить количество этих атрибутов, и у них вполне успешно получилось.

Искажённые тексты и карикатуры

Конечно, в своей педагогической практике я больше нацелен на использование инновационных методик и ресурсов, однако, как говорится, «новое — это хорошо забытое старое». У своего коллеги, допустим, я заимствовал идею переписывания ложных текстов: даётся нарочно искажённый текст, который необходимо исправить. Это очень хорошо развивает «критическое мышление». Ничего нового в этой практике нет — но она работает!

Прекрасно понятно учащимся и другое задание — нарисовать карикатуру про какое-либо историческое и общественное явление. Иногда для более глубокого понимания какого-либо глобального явления, как правило, для войн, я прошу написать дневники простых людей эпохи, солдат или обычных жителей. Так ученики могут сразу вникнуть в историю повседневности (популярное направление последние лет 20 в исторической науке, кстати говоря).

В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что инновации не синонимичны «нигилизму», а скорее, должны представлять гармоничный синтез яркого нового и проверенного старого. Надеюсь, что вышенаписанное будет полезно коллегам, не только молодым!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

7 идей, как сделать уроки истории интересными

Часто детям скучно на уроках истории: приходится заучивать много дат и определений. Как их заинтересовать? Наш новый блогер Константин Андреев рассказывает, как сделать уроки истории интересными для подростков, какими методами пользоваться, как работать с источниками.

Учитель всегда фиксирует формулировки Федеральных государственных образовательных стандартов, которые дадут ему возможность свободнее работать со своими учениками. В ФГОС можно увидеть формулировку про метапредметные результаты: «…умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность» (5-й класс). Педагогу есть на что опереться для обоснования выбора тех или иных форм работы с историческими источниками.

Принципы использования исторических источников в работе с подростками

Основные принципы использования исторических источников в работе с подростками напоминают, что образовательный процесс должен быть интересен и ученику, и учителю. Педагог имеет полный арсенал инструментов, чтобы общение с прошлым доставляло пользу, вызывало эмоции, удивляло, настраивало, вдохновляло.

1. В основе работы лежит деятельность. О деятельностном подходе к образованию написано много хорошего. В контексте работы с историческими источниками важны перспективы преобразования окружающей подростка действительности.

2. Значимый результат. У учащегося должно быть ощущение, что работа с историческим документом является значимой не только для него, но и для кого-то ещё — может даже, для общества в целом. Это даёт позитивные эмоции, перспективы действиям, вдохновляет на более тщательное отношение к текстам, дневникам, письмам, автографам, фотографиям.

3. Гармоничное сочетание групповой и индивидуальной работы. Очень часто ребёнок работает с документом, изучает его, а его опыт не используется группой. Его маленькие открытия просто не находят свидетелей среди одноклассников и педагогов. Тайное открытие — тоже открытие, но необходимо чувствовать и понимать более глубокие процессы, происходящие в коллективе.

4. Распределение ролей и их осознание участниками процесса. Грамотное распределение ролей и функций среди учащихся при взаимодействии с документами может дать особый результат. Роли могут быть игровыми (в основном используются для младших подростков) или более серьёзными и несущими с собой элементы ранней специализации.

5. Возможность выбора и определение индивидуального пути в решении задач.

6. Чётко осознаваемые подростками действия. Ребёнок должен понимать, для чего что-то делает, почему так, а не иначе.

7. Сочетание эмоционального и рационального отношения к документам. Необходимо видеть личность автора, пытаться понять его, но помнить, что из документа можно взять не только это.

8. Использовать результаты работы с источниками в дальнейших исследованиях. Ориентируясь на вышеперечисленные принципы, можно сделать процесс изучения истории более насыщенным, позитивным и полезным. Подростки, которые осознают, что изучение исторических источников — это не только урок истории, но и возможность более глубоко понять время, научиться работать с источниками личного происхождения, которые могут храниться в семье, могут применять полученные знания и умения в жизни более осознанно.

Читайте также:  Как сделать снасть для ловли сома с берега видео

Формы взаимодействия с историческими источниками на уроках

1. Чтение документа по ролям. Часто для вовлечения в активное изучение источников, текстов, документов педагоги используют чтение по ролям, которое может быть полноценным действием. На основе этого можно выстроить всё занятие или его часть.

Игровая составляющая добавляет неформальности и позволяет включить в процесс даже не склонных к выступлениям и декламациям учеников.

Знакомя учащихся с определённым периодом или событием, учитель заранее готовит тексты, которые размещает, например, в конвертах, прикреплённых снизу к сиденью стульев (варианты размещения могут быть разные: разложенные в книгах, положенные в шкатулку и другие). Дети, обнаруживая тексты, выдержки из документов, читают их по очереди (например, по датам написания, если они известны). В процессе прочтения формулируются основные позиции, вопросы.

«Учебник с его однозначной трактовкой — это всегда шоры, тёмные очки»

Подобная форма может применяться при актуализации знаний на занятиях. Она должна быть тщательно подготовлена, а документы и тексты — иметь внутреннюю драматургию.

2. Расшифровки письменных источников личного происхождения. Для этого необходимо иметь комплект письменных источников, связанных между собой. Подобными комплектами могут быть переписка (письма), дневники, тетради, записные книжки, рукописные книги рецептов и прочее.

В Музее истории ГУЛАГа уже несколько лет реализуется проект «Лаборатория „Прожито“» (в сотворчестве с электронным корпусом дневников «Прожито»), в рамках которого участники могут приобщиться к расшифровке подлинных дневников прошлого. Недавно для работы в лаборатории стали привлекать школьников. Особенностью такой формы познания является самостоятельная и групповая работа. Каждый получает доступ к отсканированной странице текста, с которой работает, и становится ответственен за расшифровку и «редактуру» отрывка дневника или письма. После завершения расшифровки фрагменты зачитываются в хронологическом порядке. Ученик, расшифровывающий текст, может интерпретировать его, в ходе прочтения расставлять акценты и знакомить с ними других слушателей. Это особо ценно, когда документы связаны между собой и другим крайне важно знать, что указывается в другом документе.

Основой для расшифровок могут служить документы, хранящиеся в школьном музее. В этом случае значимость проделанной работы не вызывает сомнений, а «оцифрованный» источник может быть использован в дальнейшем.

Используя расшифровки, можно получить материал для дальнейшей работы. Так, расшифровав комплект писем московского школьника 1930–40-х годов, участники образовательных программ Музея истории ГУЛАГа создали таблицу, в которой зафиксировали информацию из этих писем.

В таблицу подростки вносили информацию о ценах на продукты, о погоде, о взаимоотношениях с разными людьми, что позже позволило более полноценно проанализировать время, элементы повседневности подростка 1930-х годов.

Создание таких таблиц с критериями, на которые дети обращают внимание при работе с историческими источниками, может быть продиктовано темой, которую проходят на уроке, а иногда может использоваться и в рамках других предметов. Полученная и зафиксированная при анализе информация может лечь в основу проектно-исследовательской работы, создания мультимедиаматериалов (например, по истории школы, семьи, района или города).

3. Сопровождение текстов, воспоминаний иллюстрациями. Предложите детям сопроводить имеющийся текст иллюстрациями. Изображения (фотографии, живописные произведения и прочее) можно найти в интернете, а на их основе смонтировать видео. Для монтажа есть масса простых бесплатных программ и приложений.

Визуальный ряд можно подбирать и под фрагменты записанных воспоминаний. Например, ребёнок может дома по разработанному заранее опроснику записать на диктофон рассказ своей бабушки или одного из родителей и сопроводить иллюстрациями аудиофрагмент.

В результате появляется уникальный творческий продукт, где внутренний сценарий определён содержанием текста, а иллюстрации могут быть подобраны подростком исходя из сформулированных им задач. При использовании такой формы может получиться качественный ролик, созданный с юмором (если текст позитивный), и это не должно вызывать возмущения, а наоборот, находить поддержку. Ребёнок выстраивает работу с разными материалами и источниками, и связи, которые он организует, опираются на доверие его выбору. Эти работы даже могут быть использованы для психолого-педагогической диагностики.

Тексты, которые имеют в своей основе более деликатную, тонкую и трагическую информацию, могут быть использованы детьми для создания более серьёзного творческого продукта. В подобной работе необходимо обозначить возможность постоянной консультации с педагогами, а может, и со сторонними специалистами (музейными сотрудниками, друзьями школы, родственниками).

4. Документальная анимация. В последние годы развитие мобильной техники (смартфоны, планшеты), а также создание огромного количества программ и приложений обозначило и появление новых форм в работе с детьми. Многие из специфических программ сегодня могут быть использованы педагогом для решения самых неожиданных задач.

Если раньше для того, чтобы снять мультфильм (анимационный фильм), была необходима серьёзная подготовка, специальное рабочее место, качественная камера, то сегодня всё это может заменить смартфон и специальное приложение.

Создание анимационного фильма в технике stop-motion или ролика может оживить любой исторический источник. Причём как в прямом смысле этого слова (текст, буквы или изображение могут двигаться в кадре), так и в переносном (подростками может быть снята сцена из письма, дневника, оживлён рецепт, найденный в поваренной книге прабабушки). Материалом для съёмки ролика может служить практически всё: от канцелярских принадлежностей до самих артефактов и документов, от старых вырезок газет до фотографий из семейных архивов.

Качество ролика, создаваемого индивидуально или совместно, имеет значение, но не является основным. Основное в этом процессе — идеи, коллективная работа и распределение ролей, транслируемые роликом смыслы, образы, предварительная проработка и анализ исторического источника.

Например, в рамках всероссийской акции «Ночь в музее» Музей истории ГУЛАГа провёл мастер-класс по документальной анимации. В основе снимаемого участниками акции ролика была история здания, в которое переехал музей. Получился простой и оригинальный видеоряд, где здание музея представляло из себя силуэт, вырезанный из газеты. С каждым десятилетием силуэт здания менялся за счёт изменений передовиц газет. Совместная работа по подбору материала, определению параметров съёмки, содержания ролика — качественные кейсы не только для подростков, но и для взрослых.

Читайте также:  Как сделать настольный хоккей своими руками в домашних условиях

5. Линогравюра. Учитель, используя различные техники, инструменты и формы, может существенно обогатить работу с учащимися, выйти за рамки предмета, использовать знания из смежных или совсем других дисциплин, что может дать результат, опирающийся на мотивацию и интерес подростков.

6 важных событий Второй мировой войны, о которых почти не рассказывают в школе

Особенно интересна подросткам возможность самостоятельно что-то делать, пробовать, создавать. Это требует тщательной подготовки, потому что детям подросткового возраста (особенно мальчикам) нужен быстрый результат, а работа с историческим документом не всегда оперативно даёт результат. Реализовать потребность быстрого результата поможет использование прикладных техник в работе с историческими источниками.

В Музее истории ГУЛАГа для посетителей регулярно организуются мастер-классы по линогравюре, где не только рассказывают про одну из самых распространённых печатных техник, но и работают с текстом. Сначала участники прорабатывают предлагаемый текст из произведения лагерной прозы (в случае с подростками это может быть текст письма, воспоминания, выдержки из мемуаров и прочее), потом учатся художественными средствами показывать разные явления, эмоции, людей. После пробы специальных инструментов учатся гравировать и позже тиражировать получаемое изображение.

6. Линия времени. Часто педагоги ограничивают свои возможности и возможности своих подопечных тем, что абсолютно не используют пространство аудитории, класса. Как правило, парта или несколько сдвинутых вместе парт — это граница пространства, которое задействовано в работе.

Любая форма, которая выходит за границы парт, уже может претендовать на элемент оригинальности и быть интересна ребятам за счёт своей нестандартности.

Профессиональные тренеры и коучи часто используют малярный скотч, на котором удобно писать маркером, в своих тренинговых упражнениях. Им удобно размечать пространство, делать из него временные таблички для обозначения «станций». Из скотча можно сделать линию времени с обозначением дат. Подобная линия времени может быть использована в игровых упражнениях на занятиях. Например, на неё можно наносить информацию из документов. Представим, что из дневника или переписки школьники узнают о событиях в жизни отдельно взятой семьи или человека. Нанесение этих событий на линию времени может визуализировать их, помогать осознавать соразмерность временных отрезков.

Использовать линию времени можно по-разному. Варианты её применения ограничены фантазией педагога и способностью школьников выдумывать.

7. Разработка аудиогида. Еще одним видом творческого продукта, полученного в ходе совместной работы подростков, может стать аудиогид. Современные приложения позволяют не только сделать качественный аудиогид, но и опубликовать его для использования неограниченным кругом лиц.

Творческий путь по созданию может быть любым. Представим, что группа школьников разрабатывает аудиогид по истории района, в котором находится их школа, или объектом их исследования становятся мемориальные места в школьном пространстве. Историческими источниками для создания неформального аудиогида могут стать архивные материалы из школьного музея, воспоминания выпускников школы, опросы старожилов города.

Все эти материалы могут приобретать разные формы аудиопредставления. Например, рассказ о «мемориальном кабинете заслуженного учителя» может быть представлен написанным по воспоминаниям диалогом между двумя учениками 1970-х годов. А мемориальная доска с именами погибших может «ожить» благодаря чтению фрагментов их писем с фронта, чтению извещения о их гибели или чтению цитат из наградных листов. Эти документы доступны в специализированных открытых базах данных.

Создание подобных аудиогидов может стать не только элементом занятий, но и полноценным деятельностным проектом по истории школы.

Примеры различных форм заданий и упражнений, которые можно применить на уроках

Для использования разных форм в работе с подростками требуется серьёзное время, подготовка и достаточная свобода педагога (как внутренняя, так и внешняя). Если педагог стремится использовать интересные и живые формы работы, он может начинать с малого. Например, с простых и действенных форм заданий — как аудиторных, так и домашних. Вот несколько форм, которые могут подстегнуть к разработке новых.

1. Википоиск. С помощью «Википедии» за счёт использования гиперссылок в тексте статей перейти от одной статьи (например, «Ленин (Ульянов) Владимир Ильич») к другой (например, «Солнечное затмение»). Необходимо потратить как можно меньше переходов по гиперссылкам и зафиксировать свой уникальный путь. Эту форму можно использовать с элементами соревновательности, давая одинаковые вводные разным группам, ограничивая время выполнения. Эта форма может быть как регулярной разминкой, так и элементом снятия напряжения на уроке.

2. Поиск автографов в книгах. Особыми заданиями можно считать те, которые педагог даёт подросткам для самостоятельного выполнения или же совместно с родителями. Например, задание по поиску автографов на форзацах книг домашней библиотеки может дать интересный результат.

Домашнюю библиотеку можно использовать и для задания сфотографировать расстановку книг и объяснить, почему книги расположены таким образом. Из подобных заданий может выйти полноценный процесс изучения семейной родословной или же того, как пополнялась семейная библиотека в разные годы и разными людьми.

3. Самый старый предмет. У учителей пользуется популярностью задание по поиску самого старого документа, хранящегося в семье. Задание может показаться простым, но оно преследует очень важную цель — обеспечить диалог внутри семьи о тех документах, семейных артефактах, которые способны рассказать историю и побудить на изучение родословной подростка.

Многие из представленных форм работы, заданий, деятельности являются сложными в осуществлении. Учитель не должен бояться подобных трудностей, так как заложенные основы исторического мышления дадут отсроченные результаты.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Adblock
detector