Меню

Как сделать уроки с ребенком и остаться любящей мамой адекватной

10 способов не беситься, когда делаешь с ребёнком уроки

Почти всем приходилось сидеть над учебником вместе с ребёнком, скрипеть зубами и пытаться не сорваться. Ксения Букша два года одна занималась со своей приёмной дочерью и сформулировала несколько правил, которые позволяют сохранить нервную систему родителям и хорошие оценки ребёнку.

Мы с дочкой 4-й и 5-й классы учились дома. Она приёмная, до этого никто её не учил. Даже читать умела плохо. Приходилось много сидеть вместе. А ведь у нас была адаптация, доверие ко мне ещё не сформировалось. Было непросто.

Зато у меня появился опыт. Я могу рассказать, что нужно делать тем, кому приходится делать с детьми уроки, сидеть вечерами за математикой или русским. Или тем, кто боится перевести ребёнка на семейное образование и говорит:

Я не смогу. Я всегда бешусь, когда делаю с ребёнком уроки» или «Я не умею нормально объяснять. Когда он ничего не понимает, я начинаю раздражаться и орать.

1. Дать возможность делать уроки самостоятельно

Некоторые родители сидят с ребёнком за уроками просто по инерции или из перфекционизма. Проверьте, что будет, если дать ему самостоятельность. Большинство детей побарахтается и выплывет. Многие первоклассники могут делать уроки сами с первого дня. Некоторым помощь нужна только в организации (усадить в начале и проверить в конце).

Ребёнку нужна помощь, если он реагирует хотя бы одним из перечисленных способов:

2. Не делать уроки за него

Часто родители жалуются на то, что ребёнку «ничего не надо», он забросил школу и уроки, махнул на всё рукой. В этом случае уроки с ним делать бесполезно. Сначала надо разобраться с мотивацией. В зависимости от причин, решения могут лежать в самых разных сферах — от визита к врачу до смены школы или формы обучения. Помощь подействует только тогда, когда будет, кому помогать. Если главный работник спит, а вы таскаете кирпичи, — это не называется помощью.

В некоторых случаях проблема в нас. Если ребёнок спокойно, без катастрофы, учится в своём темпе (три-четыре с минусом), а мы насильно тащим его к звёздам — может быть, стоит пересмотреть свои желания. Помогать ребёнку с уроками — значит не делать за него, а именно помочь справиться самостоятельно.

3. Разобраться, в чём проблема

Итак, я точно знаю, что моему ребёнку нужна помощь. Ему трудно усваивать материал. Он расстраивается по поводу учёбы или уже махнул на себя рукой («я тупой»), смотрит в книгу и видит фигу. Я хочу ему (ей) помочь. Для этого мне надо искать и находить ключики от его мозга — это самое важное. Нужно всматриваться в тетрадки, вслушиваться в ошибки и учиться понимать, как думает мой ребёнок. Не сравнивать его с тем, как надо, а понимать реальность.

Например, моя дочь не могла понять задачки на движение по течению и против течения. Выяснилось, что она плохо представляет себе, что вода в реке может двигаться. Когда я объяснила, что «это как лента в супермаркете», дело пошло. Мы представили заводную машинку, которая ездит по этой ленте взад и вперёд.

Дроби мы учили на арбузах, которые делят мальчики. Арбузы всегда в числителе, а мальчики — в знаменателе. Например, если арбуз один, а мальчиков двое, то каждому достанется одна вторая арбуза.

Технических приёмов очень много. Некоторые описаны в книгах и методических пособиях, другие родитель изобретает сам по ситуации. Подумайте о разных каналах восприятия и способах, которые его облегчают: зрение, слух, движение, ритм, рисование, декламация… Лепить буквы из пластилина? Раскрашивать таблицу умножения? Рассказывать её как стихи, петь, прыгать, хлопать?

Если трудности в обучении значительные, искать ключ от мозга особенно полезно. Потому что на самом деле плохих учеников нет — есть те, про которых никто не знает, как их научить.

4. Учить материал по частям

Часто родитель бесится потому, что ребёнок не в силах усвоить всю мысль, которую ему предлагают, сразу. В таком случае надо это осознать, разбить мысль на части и скормить ребёнку по кусочкам.

Для этого надо совершить переворот в своём сознании. Нам кажется, что пятью три равно трижды пять — и это очевидно. Но ребёнку может потребоваться много раз считать клеточки в прямоугольнике, рисовать ряды точек и складывать три раза по пять и пять раз по три, чтобы этот факт уместился у него в голове.

Это как с младенцем. Легко понять, что кусочек пищи достаточно маленький: ребёнок не выплюнул, а начал жевать. Чаще всего «трудные» ученики могут усваивать информацию только маленькими порциями и по ступенькам.

5. Признать и принять свои чувства

Вот теперь про «бесит». Наши основные отрицательные эмоции, связанные с учёбой ребенка: стыд за него («Как так, мой — и хуже других!»); родительское чувство вины («Я что-то не так делаю…»); страх за будущее («Пропадёт, ничего не добьётся, под забором будет лежать!»). Их надо осознать и чувствовать в свободное время, а не когда мы делаем вместе уроки.

Если стыд, страх и вина зашкаливают, попробуйте:

Моя дочь, когда мы учились вместе, находилась в состоянии адаптации к семье и не принимала меня как родителя. Поэтому снимать напряжение приходилось очень часто. Это касается и следующего пункта.

Читайте также:  Как сделать шпаргалку на экзамен через word

6. Понять, что чувствует ребёнок, и помочь ему

У «трудных» учеников много трудных чувств. Например, они любят прикинуться дурачками, чтоб от них отстали. Их самолюбие уже под плинтусом. Учёба для них — стресс. А ещё мозги кипят и устают от непривычных усилий. И собственная тупость злит. И хочется рыдать от безнадёги.

Попробуем увидеть эти чувства и учесть их, когда сидим за уроками. Моя дочь не любила, когда её проверяли, даже если она всё знает. Ей было страшно от самой ситуации проверки. Поэтому очень долго я просила её саму придумать вопросы и «проверить» меня. Сильные отрицательные эмоции блокируют мышление. Если не разобраться со злостью и слезами, не будет ни единого шанса найти икс.

7. Научить ребёнка понимать, чего он не знает

Метакогниция означает «знать, что я знаю», «понимать, как именно я думаю». Иными словами, самому держать в руке ключи от своего мозга. Уметь задать вопрос, если чего-то не понял.

Нужно уметь попросить конкретной помощи, а не просто сидеть, тупить и плакать.

Так, чтобы на вопрос: «Ну ЧЕГО ты не понимаешь?» — не было бы ответа «НИЧЕГО не понимаю». Ребёнок должен уметь сказать: «Я не понимаю, как из этой формулы получается другая» или «Я не понимаю, почему здесь «ться», а здесь «тся». Метакогнитивные навыки — половина пути к самостоятельной учёбе.

Чтобы их освоить, нужно почаще озвучивать ребёнку мыслительную цепочку, которую вы вместе с ним проходите. Лучше всего это делать не только за уроками, но и в любой совместной деятельности, например, ориентируясь в незнакомом городе или что-то планируя. Очень полезно понимать, как движется мысль в голове.

8. Выработать ритм

Бывает так, что за уроками приходится сидеть только потому, что ребёнок не может сам сосредоточиться. Тогда наша главная задача — найти ритм работы, вовлечь в него ребёнка, а в перспективе — научить его входить в этот ритм самостоятельно.

Есть простые приёмы, которые помогают «собрать» ребёнка с улетающим вниманием во время приготовления уроков.

9. Учитывать индивидуальные особенности

Чаще всего, если ребёнок не может делать уроки сам, у него есть проблемы с нервной системой. Сделать уроки сейчас, пока не устал? После прогулки возбудится или успокоится? После обеда будет клонить в сон или наоборот — голодное брюхо к учению глухо? Может, ребёнок начинает нормально думать после девяти вечера, а может, лучше доделать уроки ранним утром, перед школой?

Ответы на эти вопросы сугубо индивидуальны. Нужно почаще спрашивать себя: эффективно ли мы занимаемся сейчас или всё без толку по какой-то далёкой от учёбы причине.

10. Быть гибким

Часто лень — это не сопротивление, а самосохранение. Может быть, ребёнок опустил руки не потому, что не верит в себя, а потому, что ясно видит: работа ему не под силу. А мы не хотим этого признать.

Может быть, действительно будет лучше не в гимназии, а в обычной школе, не в массовой, а в коррекционной, не в государственной, а в маленькой частной (если есть возможность), с репетитором или дома.

Может быть, поможет просто смена учителя, и вам нужна не крутая и бодрая, которая гонит класс вперёд, а неторопливая и спокойная. Может быть, нам пора принять: да, наш ребёнок не отличник, интеллект никогда не будет его сильной стороной, у него другие достоинства.

Но может быть и так, что мы поделаем уроки вместе год, два, три, пять — а там потихоньку ребёнок сможет делать это сам. Главное — не пропустить этот момент и вовремя перейти к пункту первому этой статьи.

У нас это уже почти случилось. Чего и вам желаю.

Источник

Как сделать уроки с ребенком и остаться адекватным родителем

Содержание:

Делать уроки с ребенком нелегко – именно в эти минуты между родителями и детьми накапливается негатив, что в конечном итоге выливается в ссору. Ребенок чувствует давление со стороны «умного» взрослого и свою несостоятельность в некоторых моментах, а родитель гипертрофированно хватается за голову с осознанием того, что чадо ничего не знает и не умеет. Знакомая ситуация? Стоп, ее можно избежать, если взглянуть со стороны и выяснить, в чем же неправ ребенок и родитель. Ведь в конфликте всегда виноваты оба. Предлагаем несколько правил, которые помогут сделать уроки без криков и слез.

Правило 1

Если ребенок не хочет делать уроки и ищет отговорки, тянет время, то в первую очередь нужно выяснить, почему это происходит. Важно понимать, малыш не хочет делать уроки вообще, или есть нелюбимый предмет, который ему не дается. При отсутствии интереса к урокам можно воспользоваться вторым и третьим правилом, а вот неприязнь к одному предмету поможет побороть восьмое правило.

Правило 2

Чтобы ребенок усердно делал уроки, давайте ему передышку. Очень тяжело прийти со школы и снова сесть за письменный стол. Наверняка, таким сознательным учеником хотят видеть своих детей многие родители, но биологические процессы никто не отменял – мозг должен отдыхать и обрабатывать иную информацию, нежели правила, задачи и схемы. Придя со школы, дайте ребенку отдохнуть, покушать, вариантом отдыха может стать небольшая прогулка или активные игры. Помните, физическая активность не должна быть изнуряющей, иначе сконцентрироваться на уроках будет еще труднее. Дети младшего школьного возраста могут поспать – вид отдыха зависит от темперамента малыша. Самое главное, чтобы перерыв принес ребенку восстановление и отдых нервной системе. Тогда и уроки он будет делать с новыми силами.

Читайте также:  Как сделать небольшую будку для собаки своими руками

Правило 3

Разработайте режим для уроков, чтобы делать их в одно время. Это приучает к дисциплинированности, и ребенок сам привыкнет садиться за уроки. Правильный режим дня полезен не только для здоровья, он учит самоорганизации, поэтому крови становятся неотъемлемой частью жизни ребенка. Если не сделал уроки – чувствуешь не в своей тарелке, словно забыл что-то важное.
Учитывая способности и темперамент ребенка, отведите на уроки определенное время. Начать делать уроки вовремя – правильно, но также правильно нужно их и заканчивать. Не нужно растягивать этот процесс до глубокого вечера, организм в этом случае устает еще больше, на утро ученик встает не выспавшимся, восьмичасового сна не ощущается. Время на выполнение устанавливается индивидуально, но в среднем младший школьник должен успевать сделать уроки за 1,5 часа, для старшеклассника это 3 часа. Конечно, увеличьте время, если нужно готовиться к контрольной работе или писать сочинение.

Правило 4

Психологи советуют делать перерывы каждый час на 10 минут. Так можно снизить нагрузку и усталость, чтобы максимально продлить продуктивное время. Во время перерыва не стоит ученику играть или затевать другое дело – можно перекусить, сделать зарядку, размяться. Особенно важны перерывы для младших школьников, у которых устает спина от длительного пребывания в одном положении, а руки – от постоянного напряжения при письме.

Правило 5

Начинайте делать домашнее задание вместе с ребенком с самых первых дней школы. Здесь важно присутствие родителя и незаметный контроль. Если малыш путается, не может правильно организовать процесс выполнения или имеет трудности, самое время родителю помочь справиться с неурядицами. Через время ребенок научится организовывать свое время и такой жесткий контроль не будет нужен.

Обязательно внушите малышу, что если родитель не присутствует при выполнении уроков, то это не означает, что нельзя обратиться за помощью. Ребенок должен быть спокойным, что ему при необходимости помогут. Так можно делать при выполнении сложных заданий, просить папу или маму проверить задачи. Если малыш попросил проверить работу или подошел за советом, обязательно хвалите его. Это придаст уверенности в собственных силах.

Правило 6 – ЖЕЛЕЗНОЕ

Никогда не нужно делать уроки за ребенка. Это должен усвоить каждый родитель. Все мы помним старый стишок «папа решает, а Вася сдает» Конечно, решить задачу за 5 минут проще, но не нужно это делать за ученика, поскольку:

Что же делать в таком случае? Конечно, не стоит смотреть, как ребенок бьется над решением задачи и не видит правильных вариантов. Ваша обязанность – лишь подсказать и подтолкнуть к решению, но не проделать все этапы.

Правило 7

Если какой-то предмет вызывает сложности, не оставляйте это просто так. Всегда найдите время, чтобы сделать с ребенком подобные задачи и развить нужный навык. Не стоит нагружать ребенка дополнительно сразу после выполненных уроков – лучше выделить время в выходной день и посвятить его трудным моментам темы. В этом случае можно незаметно подтянуть предмет, уделяя ему дополнительное время.

Правило 8

Восьмое правило действует для того случая, если малышу не нравится выполнять конкретный предмет. Для того, чтобы узнать причину этого, расскажите из своего опыта, что нравилось или не нравилось в предметах, что плохо давалось. Это поможет малышу открыться и почувствовать в родителе не контролера и ментора, а равноправного собеседника, которому можно открыться, найти совет. В ходе предварительного разговора ученик должен понять, что не все предметы одинаково легко даются, для некоторых необходимо приложить больше усердия и старания.

Очень часто неприязнь к предмету рождается от неприязни к учителю. Если педагог слишком строг или оскорбил чем-то ребенка, здесь может сработать защитная реакция – не активничать на уроках, не делать домашнего задания, не проявлять инициативу, чтобы быть незамеченным таким учителем. Конфликт будет усугубляться, если его не решить сразу. Объясните ребенку, как нужно работать на уроке и чего ждет педагог. Но ни в коем случае не высказывайте неуважительного отношения к учителю – не зарабатывайте дешевый авторитет. В некоторых случаях не лишне подойти в школу и выяснить у педагога, в чем причина слабой успеваемости, как ее повысить.

Правило 9

Наблюдая за способностями ребенка, выясните, с чем у него появляются трудности. Если не даются точные предметы или языки – организуйте дополнительные занятия. Чем раньше это начать, тем быстрее ученик восстановит базовые знания и разовьет свои умения. Кому-то нужно заниматься предметом дополнительно весь срок обучения. Ничего страшного в этом нет. Человек – не семирукий Шива, он не может быть одинаково хорош во всех сферах знаний. Чтобы помочь ребенку адаптироваться и освоить предмет, организация дополнительных занятий будет очень полезной.

Правило 10

Проявите терпение и не забывайте о том, что и вы когда-то были маленькими, делали все постепенно, методом проб и ошибок. Учиться – значит осваивать знания постепенно, поэтому ребенок не может успеть все и сразу. А родителям не стоит подгонять малыша, иначе ему будет некомфортно, он станет ощущать себя слабым и даже малейшая трудность превратиться в непреодолимую скалу.

Только при совместных усилиях и правильном подходе процесс обучения станет посильным для малыша. Никто лучше родителей не знает о его способностях и умениях. Если правильно пользоваться этой информацией, можно достичь многого легко и без стресса.

Читайте также:  Тюнинг игрушечных машинок как сделать губу на бампер

Источник

Как сделать уроки с ребенком и остаться любящей мамой адекватной

Некоторые родители, когда их ребенок начинает посещать детский сад, не обращают внимания на замечания воспитателей, которые советуют им не опекать слишком малыша, а учить его самостоятельности. Но вот ему исполняется 7 лет и надо идти в школу, получать знания по мере своих способностей, общаться со сверстниками и взрослеть…

Если до этого возраста родители успели научить ребенка самостоятельности и усердности, то никаких проблем с выполнением домашних заданий, которые задают в школе, у них не возникает. Им нужно просто объяснить школьнику, что ему надо до их прихода с работы сделать уроки, навести порядок в своей комнате и поесть.

В этом случае ребенок знает, что приготовление уроков является важным пунктом в режиме его дня и для него недопустимо прийти в школу, не выполнив домашние задания. Его родителям остается только спросить его вечером, что ему задали, и успел ли он приготовить уроки. Оптимально, если они в начальной школе будут проверять уроки и помогать ему решать задачи, которые он не смог осилить самостоятельно.

Если же до 7 лет все за ребенка делали родители, не позволяя ему утруждать себя, то он не знает, что значит нести ответственность за свои поступки и идет в школу инфантильным, не способным к самоорганизации и падким на любую возможность нарушить запрет учеником. До прихода родителей с работы, он будет сидеть за компьютером или планшетом, играя в различные игры, в его комнате будет постоянный беспорядок, а готовить уроки самостоятельно, без участия родителей его не заставишь.

Хорошо, если родители спокойные и нераздражительные люди, но нередко случается так, что во время приготовления уроков с ребенком мама или папа превращается в «фурию», начинает орать на ребенка, обзывать его и даже наказывать. У таких родителей дети быстро теряют интерес к учебе, чтобы не допустить этого школьный психолог Наталья Евсикова рекомендует родителям придерживаться 7 советов, которые помогут им заниматься уроками без стресса:

1. Превратите выполнение домашних заданий в ежедневный ритуал. Приучите ребенка каждый день выполнять уроки в одно и то же время, в одном и том же месте. Такие рамки помогают приучить к дисциплине. Например, с 18 до 19 часов. Если же по каким-то причинам вы не успели приготовить уроки с вечера, разбудите ребенка с утра пораньше и попросите его доделать то, что он не успел вечером.

2. Заранее договоритесь с ребенком о правилах выполнения уроков. Конечно, родители не могут каждый день сидеть рядом с ребенком, когда он готовит уроки. Постоянное присутствие родителей совсем не обязательно, гораздо важнее их одобрение сделанного и поддержка. Заранее договоритесь с ребенком, что он до вашего прихода с работы самостоятельно делает рисование, чтение, музыку и другие простые упражнения, а вы, вернувшись домой, проверите все сделанное и будете рядом, пока он доделает более сложные задания. Многим детям очень трудно без присутствия родителей организовывать свою работу. Им требуется несколько лет, чтобы научиться соблюдать свое расписание и самостоятельно начать выполнять уроки.

4. Сотрудничайте с учителями. Некоторые родители в том, что их ребенок плохо учится и не желает делать уроки, обвиняют учителей. Мол, они задают слишком много заданий на дом, не умеют хорошо объяснять и не проводят дополнительных занятий. Не нужно плохо отзываться об учителях в присутствии ребенка. Если вас что-то не устраивает и есть вопросы, обсуждайте их непосредственно с учителем. Только он может дать точный совет, как продуктивнее и комфортнее заниматься дома с вашим ребенком.

5. Перепоручите выполнение уроков другому взрослому. Если вы вдвоем с ребенком часами сидите за уроками, а ему никак не удается понять и решить даже простейшие упражнения, попробуйте перепоручить ежедневную обязанность делать домашние задания другому взрослому. Возможно, вы не обладаете педагогическими способностями и плохо объясняете ребенку, а другому это удастся лучше. Не кричите и не настаивайте на своем во время выполнения уроков с ребенком, иначе ребенок будет испытывать чувство вины и вообще потеряет желание учиться.

6. Наймите репетитора. Если с освоением школьной программы у ребенка есть серьезные проблемы, поговорите с учителем, возможно, он посоветует вам нанять репетитора, чтобы ему было легче на уроках. При этом важно объяснить ребенку, что вы не сомневаетесь в его способностях, и как только он научится делать уроки самостоятельно, вы сразу откажитесь от посторонней помощи.

7. Постепенно приучайте к самостоятельности. Каждый ребенок индивидуальный, не нужно своего сравнивать с другими детьми, которые уже давно делают уроки без помощи родителей. Приучать к самостоятельности надо постепенно. Сначала во время выполнения уроков сидите рядом с ребенком постоянно, затем только если у него возникают трудности с решением задач и уже через несколько месяцев вам будет нужно только проверять его уроки. Обычно через 5-6 лет с начала посещения школы многие родители с радостью замечают, что их ребенок научился сам планировать работу и свое время, и им больше не нужно готовить уроки вместе с ним.

Источник

Adblock
detector