Меню

Понял как сделать москву самым влиятельным княжеством руси

Четыре принципа Ивана Калиты

Именно Иван Калита понял, как сделать Москву самым влиятельным княжеством Руси.
Он придерживался четырех неписаных правил:

Искусно обращая карательные экспедиции Орды против своих врагов, Калита быстро добился великокняжеского стола, который потом в основном доставался московским князьям. В 1327 г., когда в Твери началось восстание против ордынского баскака (сборщика податей) Чол-хана (Щелкана), Калита участвовал в его подавлении, а затем добился возвращения и казни бежавшего тверского князя Александра. Калита старался достигать своих целей без войны. При нем Московское княжество отдохнуло от нашествий, поэтому летописец записал: «Быстъ тишина великая на всей Русской земле на сорок лет, и пересташа тaтарове воевати землю Русскую». Уставшие от усобиц и набегов люди устремились в Московское княжество, которое быстро росло и богатело.

Московское княжество стало «тихим местом» куда стремились люди

Калите, как надежному союзнику, Орда доверила сбор дани с русских земель. Он выполнял эту обязанность жестоко и даже ходил войной на недоимщиков. Москва могла теперь поддержать союзников и наказать врагов, в ее руках засвистел «финансовый кнут».

Калита укрепил дружбу с главой Церкви на Руси, митрополитом Петром. Часто наезжая в Москву из Владимира, куда из разоренного Киева перебрался еще его предшественник, Петр в конце жизни окончательно переселился сюда и здесь же умер. Перед смертью он начал строительство первого каменного собора Успения Богородицы (1326). Калита настоял, чтобы Церковь сразу же объявила Петра святым. Так Москва получила своего чудотворца, что в Средние века было жизненно важно. Теперь митрополиты жили в основном в Москве, и город обрел значение церковного центра Руси.

Москва обрела значение церковного центра Руси

Московские князья были одержимы страстью к «собиранию земель». Земли они захватывали, покупали, получали от нуждавшихся в покровительстве князей — словом, добывали любыми путями. Эти земли-примыслы становились частной собственностью князя, его отчиной, и он мог полностью распоряжаться ими и завещать их. На них можно было «помещать» своих преданных слуг, а это увеличивало военные силы князя. Примыслы лежали в разных концах Руси, часто внутри враждебных Москве княжеств и постепенно покрыли страну как бы сетью. В свою духовную грамоту (завещание) Калита включил все свои владения: 5 городов, 54 волости и 32 села — это было целое государство. К этому времени в зависимость от Москвы попали Галицкое, Белозерское и Углицкое княжества.

Сыновья Калиты были достойны отца, но им не повезло. В 1350-х годах всю Европу сразила эпидемия легочной чумы, выкосившая целое поколение московских князей. Старший сын, князь Симеон Гордый, и младший Андрей умерли в 1353 г. Их средний брат, Иван Красный, правил недолго. Старшим мужчиной в роду остался Дмитрий Иванович, которому было всего 8 лет. Во главе княжества встали уважаемый в Орде митрополит Алексей, мать князя, его воспитатель, московский тысяцкий (должность, примерно соответствующая военному министру) Василий Вельяминов и др. Но за истекшие полстолетия выросли два поколения московских бояр, которые прочно, связали свою судьбу с процветанием династии. Они вернули Москве потерянный было владимирский великокняжеский стол и сохранили мир с Ордой. Но жизнь уже требовала иных решений.

Источник

Понял как сделать москву самым влиятельным княжеством руси

Четыре принципа Ивана Калиты, или «тишина великая»

Калита понял, как сделать Москву самым влиятельным княжеством Руси. Он придерживался четырех неписаных правил: жить в мире с Ордой; контролировать «выход»; «собирать земли»; дружить с Церковью.

Искусно обращая карательные экспедиции Орды против своих врагов, Калита быстро добился великокняжеского стола, который потом в основном доставался московским князьям. В 1327 г., когда в Твери началось восстание против ордынского баскака (сборщика податей) Чол-хана (Щелкана), Калита участвовал в его подавлении, а затем добился возвращения и казни бежавшего тверского князя Александра. Калита старался достигать своих целей без войны. При нем Московское княжество отдохнуло от нашествий, поэтому летописец записал: «Быстъ тишина великая на всей Русской земле на сорок лет, и пересташа тaтарове воевати землю Русскую». Уставшие от усобиц и набегов люди устремились в Московское княжество, которое быстро росло и богатело.

Калите, как надежному союзнику, Орда доверила сбор дани с русских земель. Он выполнял эту обязанность жестоко и даже ходил войной на недоимщиков. Москва могла теперь поддержать союзников и наказать врагов, в ее руках засвистел «финансовый кнут».

Калита укрепил дружбу с главой Церкви на Руси, митрополитом Петром. Часто наезжая в Москву из Владимира, куда из разоренного Киева перебрался еще его предшественник, Петр в конце жизни окончательно переселился сюда и здесь же умер. Перед смертью он начал строительство первого каменного собора Успения Богородицы (1326). Калита настоял, чтобы Церковь сразу же объявила Петра святым. Так Москва получила своего чудотворца, что в Средние века было жизненно важно. Теперь митрополиты жили в основном в Москве, и город обрел значение церковного центра Руси.

Московские князья были одержимы страстью к «собиранию земель». Земли они захватывали, покупали, получали от нуждавшихся в покровительстве князей — словом, добывали любыми путями. Эти земли-примыслы становились частной собственностью князя, его отчиной, и он мог полностью распоряжаться ими и завещать их. На них можно было «помещать» своих преданных слуг, а это увеличивало военные силы князя. Примыслы лежали в разных концах Руси, часто внутри враждебных Москве княжеств и постепенно покрыли страну как бы сетью. В свою духовную грамоту (завещание) Калита включил все свои владения: 5 городов, 54 волости и 32 села — это было целое государство. К этому времени в зависимость от Москвы попали Галицкое, Белозерское и Углицкое княжества.

Читайте также:  Как сделать чтобы волосы были как мокрая химия

Сыновья Калиты были достойны отца, но им не повезло. В 1350-х годах всю Европу сразила эпидемия легочной чумы, выкосившая целое поколение московских князей. Старший сын, князь Симеон Гордый, и младший Андрей умерли в 1353 г. Их средний брат, Иван Красный, правил недолго. Старшим мужчиной в роду остался Дмитрий Иванович, которому было всего 8 лет. Во главе княжества встали уважаемый в Орде митрополит Алексей, мать князя, его воспитатель, московский тысяцкий (должность, примерно соответствующая военному министру) Василий Вельяминов и др. Но за истекшие полстолетия выросли два поколения московских бояр, которые прочно, связали свою судьбу с процветанием династии. Они вернули Москве потерянный было владимирский великокняжеский стол и сохранили мир с Ордой. Но жизнь уже требовала иных решений.

Источник

Понял как сделать москву самым влиятельным княжеством руси

Мы будем говорить об истории Северо-Восточной Руси, которую иначе называют Московской Русью. Сегодня это название звучит как тавтология: ведь мы привыкли, что столица России — город Москва. Однако исторически оно оправдано: до того, как возникло Московское государство, существовала уже домонгольская, так называемая Древняя или Киевская Русь. А в послемонгольский период претендентом на наследие Руси, выступала Литва, и, по крайней мере, до XVI в. существовала «немосковская», Литовская Русь. С самого зарождения Руси и до конца XV в. можно говорить также о Руси Новгородской. Только с XVI в. (особенно с его второй половины) названия «Русь», «Россия», «Российское царство» начинают употреблять, понимая под этим царство Московское. Наконец, с правлением Петра Великого начался период «Петербургской Руси», или Российской империи. На фоне этой разноголосицы имен употребление средневековых названий нашей страны: Московия, Московская Русь или просто Москва, и сегодня полно смысла.

Московская Русь зародилась в недрах Древней Руси, первого государства восточных славян (см. книгу В. Я. Петрухина «Древняя Русь» в этой же серии). Славяне, пришедшие в междуречье Волги и Оки из пределов Киевской и Новгородской земли, создали здесь новое мощное государство — Владимиро-Суздальское княжество, которое с середины XII в. резко выделилось из среды других древнерусских княжений своей силой и самостоятельностью. Центр развития Руси в конце XII — начале XIII в. стал постепенно смещаться к северо-востоку. Владимирские князья все меньше интересовались правом на киевский престол, видя в своем стольном городе реальную столицу Руси.

Однако возникшее Великое Владимирское княжение в конце 1330-х гг. было сокрушено ударом монголо-татар, и Северо-Восточная Русь, в отличие от западных областей, вошла в состав их новой степной державы. С этого момента и начинается история средневековой Руси — история освобождения от ига захватчиков, создания независимого, а затем и многонационального царства. Его и называют Московской Русью, поскольку весь ход развития страны оказался связан с расцветом небольшого удельного княжения, стольным городом которого стала Москва.

Сперва совсем маленькое, Московское княжество за 400 лет сумело освободиться от ига захватчиков, «вернуть» все земли, входившие когда-то в Древнюю Русь, начать освоение евразийских степей, тайги и тундры. В Московской Руси сформировался язык, национальный характер и культура русского народа, были заложены основы экономики, очерчены ее границы.

В книге рассказывается, как именно это происходило.

ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ РУСИ

МОСКВА И ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Будущий центр России, город Москва, возник в междуречье Оки и Волги в XI или XII в. (археология пока не дает точной даты). Свое имя он получил от Москвы-реки, на которой стоит. А кто так назвал реку, языковеды еще не решили. В глубокой древности (I тысячелетие до н. э. — середина I тысячелетия н. э.) здесь осели финно-угорские племена (их центром была крепость Дьяково, городище недалеко от нынешнего Коломенского). На берегах реки селились и древние балты, предки литовцев и латышей — следы их наречия сохранялись под Москвой до XIX в. Поэтому название реки расшифровывали по-разному, исходя из разных языков — и как быстрая, и как темная, и как медвежья. Вероятно, оно восходит к балтскому или славянскому понятию «влага», «вода».

Первые славянские поселения на Москве-реке

В VIII в. скандинавы и славяне связали Северную Европу с Византией путем «из варяг в греки», на котором дороги заменяли реки. Одним из узлов этого пути было место, где истоки Днепра, Волги и Оки близко подходят друг к другу. Здесь суда волоком тащили по суше или низкой воде, отсюда можно было отправиться и на юг, и на восток, и на север. Примерно посредине этого речного треугольника текла небольшая Москва-река, соединявшая Волгу с Окой.

В конце X — начале XI в. на ее берегах появились первые поселки славян с окружавшими их полями и курганами (могильными холмами). Славяне шли сюда с уже освоенного плодородного юга и богатого севера, от Киева, Смоленска и Новгорода. Их влекли леса, богатые пушниной, и малоосвоенные земли, но главное — отсюда можно было властвовать над путями, связывавшими Восток и Запад. К началу XIII в. вдоль всей Москвы-реки и впадавших в нее рек появились сотни деревень славян из племенных союзов вятичей и кривичей (только в черте Москвы осталось до 900 курганных могильников). Эти земли входили во Владимиро-Суздальское княжество, лежавшее на северо-востоке Древней Руси.

Читайте также:  Как сделать облепиховое масло на водяной бане

«Основание Москвы» и ее первая крепость. Князь Юрий Долгорукий

Мы не знаем точной даты появления многих древних городов, поэтому договорились считать днем их рождения первое упоминание в летописи. Москва впервые названа по имени под датой 1147 г.: «Приди ко мне, брате, в Москов» — такими словами суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий, вернувшись из похода на Великий Новгород, пригласил к себе союзника, князя Святослава Ольговича. Вскоре Юрий Долгорукий приказал построить город-крепость: «повеле соделати град мал, древян и нарече его Москва-град». Она встала там, где сходились границы земель Рязани, Смоленска, Чернигова и Новгорода. Ее трудно было миновать: через нее шли древние сухопутные дороги из Новгорода в Рязань, из Смоленска во Владимир. Поэтому Москва часто упоминается в рассказах о походах княжеских дружин. Москва-река служила важной торговой дорогой между северо-западом и юго-востоком Руси. Поэтому город быстро рос, богатея вместе с Суздальской землей, вплоть до конца первой трети страшного для всей Руси XIII века.

МОСКВА В СОСТАВЕ ОРДЫ

Катастрофа 1230-х гг

В конце 1230-х годов на Русь напали орды Бату-хана (Батыя). В большинстве это были народы Средней Азии и южных степей, говорившие на тюркских языках, но вела их кочевая монгольская знать, пришедшая из Сибири. Историки называют захватчиков монголо-татарами, а их господство — монголо-татарским игом (татары — имя одного из монгольских племен, которым в конце концов стали называть всех ордынцев, то есть прежде всего — тюрок). Ни монгольские, ни тюркские племена еще не имели опыта построения больших государств, поэтому в составе их войск были китайские чиновники, ответственные за налаживание управления покоренными землями, и китайские военные инженеры.

Постоянно ссорившиеся друг с другом русские князья не смогли собрать достаточно сил, чтобы победить захватчиков в открытом поле. А стены их лучших крепостей, построенные из земли и дерева, плохо защищали от боевых машин. Зимой 1237–1238 гг. пали города Рязанской и Владимирской земель; в 1239–1240 гг. погибли Чернигов и Киев.

Одновременно с запада пришла новая беда: завоевавшие Прибалтику рыцари-крестоносцы достигли границ Новгорода и Пскова. Русь была на краю гибели. Нужно было сохранить хотя бы остатки независимости. Это удалось сделать дальновидному князю Александру Ярославичу Невскому (1220–1263). Он видел, что бороться сразу с двумя противниками невозможно.

Татары были все-таки дальше от оставшейся непокоренной Северной Руси, чем крестоносцы. Правда, они требовали подчинения и выплаты дани (для этого нужно было «дать число» — позволить сосчитать ее плательщиков). Но они не посягали на православную веру и не отнимали у князей их власть. Поэтому татары были менее опасны, и князь Александр убедил новгородцев вынужденно подчиниться им. Это помогло дать отпор натиску рыцарей, защитить западные рубежи Новгорода и вернуть уже потерянный было Псков.

Но Древняя Русь как единая страна больше не существовала. Южные и западные княжества (Киевское, Полоцкое, Смоленское и другие), спасаясь от татар, вошли в состав Великого княжества Литовского, а восточные — в созданную Бату-ханом степную державу, позже названную Золотой Ордой. Ее столицы, Сарай-Берке и Сарай-Бату, как по волшебству выросли на Волге близ Каспийского моря.

Источник

Четыре принципа Ивана Калиты, или «тишина великая»

Четыре принципа Ивана Калиты, или «тишина великая»

Калита понял, как сделать Москву самым влиятельным княжеством Руси. Он придерживался четырех неписаных правил: жить в мире с Ордой; контролировать «выход»; «собирать земли»; дружить с Церковью.

Искусно обращая карательные экспедиции Орды против своих врагов, Калита быстро добился великокняжеского стола, который потом в основном доставался московским князьям. В 1327 г., когда в Твери началось восстание против ордынского баскака (сборщика податей) Чол-хана (Щелкана), Калита участвовал в его подавлении, а затем добился возвращения и казни бежавшего тверского князя Александра. Калита старался достигать своих целей без войны. При нем Московское княжество отдохнуло от нашествий, поэтому летописец записал: «Быстъ тишина великая на всей Русской земле на сорок лет, и пересташа тaтарове воевати землю Русскую». Уставшие от усобиц и набегов люди устремились в Московское княжество, которое быстро росло и богатело.

Калите, как надежному союзнику, Орда доверила сбор дани с русских земель. Он выполнял эту обязанность жестоко и даже ходил войной на недоимщиков. Москва могла теперь поддержать союзников и наказать врагов, в ее руках засвистел «финансовый кнут».

Калита укрепил дружбу с главой Церкви на Руси, митрополитом Петром. Часто наезжая в Москву из Владимира, куда из разоренного Киева перебрался еще его предшественник, Петр в конце жизни окончательно переселился сюда и здесь же умер. Перед смертью он начал строительство первого каменного собора Успения Богородицы (1326). Калита настоял, чтобы Церковь сразу же объявила Петра святым. Так Москва получила своего чудотворца, что в Средние века было жизненно важно. Теперь митрополиты жили в основном в Москве, и город обрел значение церковного центра Руси.

Московские князья были одержимы страстью к «собиранию земель». Земли они захватывали, покупали, получали от нуждавшихся в покровительстве князей — словом, добывали любыми путями. Эти земли-примыслы становились частной собственностью князя, его отчиной, и он мог полностью распоряжаться ими и завещать их. На них можно было «помещать» своих преданных слуг, а это увеличивало военные силы князя. Примыслы лежали в разных концах Руси, часто внутри враждебных Москве княжеств и постепенно покрыли страну как бы сетью. В свою духовную грамоту (завещание) Калита включил все свои владения: 5 городов, 54 волости и 32 села — это было целое государство. К этому времени в зависимость от Москвы попали Галицкое, Белозерское и Углицкое княжества.

Читайте также:  Как сделать четкость фото в фотошопе cs6 на русском

Сыновья Калиты были достойны отца, но им не повезло. В 1350-х годах всю Европу сразила эпидемия легочной чумы, выкосившая целое поколение московских князей. Старший сын, князь Симеон Гордый, и младший Андрей умерли в 1353 г. Их средний брат, Иван Красный, правил недолго. Старшим мужчиной в роду остался Дмитрий Иванович, которому было всего 8 лет. Во главе княжества встали уважаемый в Орде митрополит Алексей, мать князя, его воспитатель, московский тысяцкий (должность, примерно соответствующая военному министру) Василий Вельяминов и др. Но за истекшие полстолетия выросли два поколения московских бояр, которые прочно, связали свою судьбу с процветанием династии. Они вернули Москве потерянный было владимирский великокняжеский стол и сохранили мир с Ордой. Но жизнь уже требовала иных решений.

Читайте также

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕЧАТЬ ИВАНА КАЛИТЫ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕЧАТЬ ИВАНА КАЛИТЫ В феврале 2001 года Г.К. Каспаров привлек наше внимание к малоизвестному факту оснащения печати Ивана Калиты (1328 г) Звездой Давида, — символом иудаизма. Но есть при печати Великого князя Ивана и буддийский символ вечности.Времена

Великая тишина?

Великая тишина? В московских летописях писали: «И была тишина великая на 40 лет». «Тишина» состояла в том, что с 1328 по 1366 год на московское княжество не нападали монголы.Но в эти же годы московские войска вместе с монголами вторгались в Новгородскую землю в 1333 году,

57. Иван Калита и «великая тишина»

57. Иван Калита и «великая тишина» Летописцы сообщают: когда Калита получил великое княжение, «бысть оттоле тишина велика на 40 лет, и пересташа погании воевати Русскую землю и заклати христиан, и отдохнуша и починуша христиане от великия истомы, многия тягости и насилия

Потомки Ивана Калиты

Потомки Ивана Калиты Семен Иванович Гордый (1340–1353 годы) При Семене, или, как его именовали, Симеоне с соседними князьями большой проблемы не было. Зато на Западе неожиданно образовался сильный враг – Литва. Литва номинально считалась вассалом хана, но в то же время

Внук Ивана Калиты

Внук Ивана Калиты История мира — это биография великих людей. Т. Карлейль Высказывание знаменитого английского историка прошлого столетия Томаса Карлейля, вынесенное в эпиграф этой главы, быть может, слишком категорично. Однако в нем есть большая доля правды.

Приход Ивана Калиты в разгар кризиса

Приход Ивана Калиты в разгар кризиса Татарские пастухи, сторожившие свои табуны в окрестностях города, единственные успели бежать в Москву, а оттуда в Орду. Мирные купцы ордынские также были перебиты, а их имущество разграблено. Узбек был взбешён. Получилось очень

«Чтобы свеча не угасла». Московское княжество Ивана Калиты

«Чтобы свеча не угасла». Московское княжество Ивана Калиты После смерти Александра Невского между его сыновьями началась борьба за великий стол. В Северо-Восточной Руси появилось четыре великих княжества — Владимирское, Тверское, Нижегородское, Московское,

67. ДУХОВНАЯ ГРАМОТА ИВАНА ДАНИЛОВИЧА КАЛИТЫ

67. ДУХОВНАЯ ГРАМОТА ИВАНА ДАНИЛОВИЧА КАЛИТЫ Вторая «Духовная грамота» Ивана Калиты написана в 1328 г. Она напечатана в «Собрании государственных грамот и договоров», т. I, № 22.Во имя отця и сына и святого духа. Се яз грешный худый раб божий Иван пишу душевную грамоту, ида в

Московское княжество Ивана Калиты. «Чтобы свеча не угасла». XIII–XV века

Московское княжество Ивана Калиты. «Чтобы свеча не угасла». XIII–XV века В результате междоусобной борьбы, развернувшейся после смерти Александра Невского между его родственниками, в Северо-Восточной Руси появились еще три великих княжества – Московское, Тверское,

57. Иван Калита и «великая тишина»

57. Иван Калита и «великая тишина» Летописцы сообщают: когда Калита получил великое княжение, «бысть оттоле тишина велика на 40 лет, и пересташа погании воевати Русскую землю и заклати христиан, и отдохнуша и починуша христиане от великия истомы, многия тягости и

Наследство Ивана Калиты

Наследство Ивана Калиты Иван Данилович Калита умер в 1341 году, в последний день марта, и перед смертью слышал великопостный звон церкви Иоанна Лествичника, возвышавшейся над дубовым Кремлем.Из наследства, оставленного Иваном, нам наиболее важными представляются

§ 3. Политические взаимоотношения русских земель в княжение Ивана Калиты

§ 3. Политические взаимоотношения русских земель в княжение Ивана Калиты Татарская рать во главе с пятью темниками, приведенная из Золотой орды князем Иваном Даниловичем Калитой, жестоко расправилась с жителями Твери, Кашина и других городов, сел и волостей. Великий

§ 4. Внутренняя политика Ивана Калиты

§ 4. Внутренняя политика Ивана Калиты В различных источниках имеется оценка не только мероприятий, проводимых московским великим князем Иваном Даниловичем Калитой по отношению к другим князьям и княжествам Северо-Восточной Руси, но и его внутренней политики

Наследники Ивана Калиты

Наследники Ивана Калиты Иван Калита (Московский князь с 1305 года и великий князь с 1328 года) умер в 1340 году, оставив всю власть, без дробления на уделы, своему старшему сыну Симеону. История называет его Симеоном Гордым за его высокомерие и деспотическое отношение ко всем

Источник

Adblock
detector