Меню

Понятие здоровья критерии психического здоровья

Какие критерии психического здоровья личности являются главными: основные психологические понятия

Каждый из нас стремится быть здоровым. И речь идет не только о физическом здоровье.

Наличие каких-то отклонений в развитии психики человека тоже является болезнью, которую необходимо обследовать и лечить.

Но как определить, что человек психически не здоров?

Именно о таких критериях определения мы расскажем далее в статье.

Что такое физическое и психологическое благополучие человека?

В целом, под здоровьем принято понимать такое состояние человеческого организма, когда все его органы и системы нормально функционируют. Это создает его общее физическое и психическое благополучие. Когда индивид здоров, он может жить нормальной жизнью и беспрепятственно действовать (учиться, работать, развиваться и т.п.).

Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что здоровье в совокупности – это одновременное нормальное функционирование:

Что значит психическое здоровье личности?

Определение его не ограничивается лишь отсутствием каких-то патологий в теле человека.

Психическое здоровье – это такое состояние психики индивида, при котором он ощущает свое психологическое и социальное благополучие, может самостоятельно бороться со стрессами и реализует свои цели.

Человек со здоровой психикой является полноценным членом общества, который способен трудиться, наряду со всеми остальными, и добиваться поставленных целей.

Он может это все делать в силу того, что:

Специалисты в области изучения психического состояния людей анализируют и формируют заболевания, которые уже официально утверждены на сегодняшний день. Тем не менее, категория здоровья нефизического не всегда является однозначной.

Тем не менее, существуют единые критерии психического здоровья, о которых будет подробно рассказано далее в статье.

Основные критерии

ВОЗ официально утвердила следующие критерии психического здоровья.

Другими словами человек должен понимать, что ему принадлежит его тело, и он может им управлять. То есть тело подчиняется разуму, но никак не наоборот.

И наша реакция вполне логична. Например, на вежливость мы отвечаем тем же, а на грубость стараемся, либо успокоить собеседника, либо тоже грубим в ответ, отстаивая свою позицию.

Когда человек совершает какое-либо, даже самое простое действие, он уверен в том результате, который он получит. Например, все мы знаем, что если солнце восходит, значит – это утро, а если заходит – вечер.

Мы ни на долю секунды не сомневаемся в этом общеизвестном факте, когда наблюдаем эти явления. Тем не менее, если человек, увидев рассвет, сомневается, какое время суток в данный момент (при этом нет какие-либо объективных причин, по которым он «потерялся во времени»), значит, в его психике имеются какие-то проблемы.

От такого несоответствия возможно развитие психических расстройств.

Данный критерий по смыслу связан с предыдущим, потому что, если социальной нормой будет оскорбление друг друга и отсутствие уважения, тогда воспитанный гражданин будет считаться ненормальным, и он будет верить в это.

Невзирая на то, что это совершенно другие люди, не имеющие ничего общего с его матерью.

Таким образом, определяющее значение при формировании психики человека играют:

Полезное видео

Смотрите видео по теме:

Источник

Виды здоровья. Психическое и психологическое здоровье: понятия, критерии и основные отличия

Психологическое здоровье и психическое здоровье на самом деле являются совершенно разными вещами. И в случае неполноценности с одной или другой стороны поведение человека изменится, и это, скорее всего, будет заметно. По этой причине необходимо поддерживать уровни психологического здоровья и психического здоровья.

Определение терминов

Для того чтобы ответить на вопрос о том, чем психическое здоровье отличается от психологического, необходимо сначала понять оба этих термина.

Противоположностью хорошего психического самочувствия являются отклонения, а также самые разные расстройства и заболевания человеческой психики. При этом, если психика в порядке, это вовсе не является гарантией здоровья душевного.

При полноценной психике и полной адекватности человек может иметь тяжелейшие душевные заболевания. Проще говоря, человеку не хочется жить. Может быть и совершенно наоборот: прекрасное душевное состояние, совмещенное с психическими отклонениями и неадекватностью.

Под определение психологическое здоровье подпадает не просто душевное самочувствие, но и состояние личности. То есть это определенный вид самочувствия, при котором душевное и личностное сочетаются, у человека все хорошо в жизни, при этом личность его находится в состоянии роста и готовности к движению вперед.

Психологическое самочувствие описывает личность в целом, оно относится к нескольким сферам сразу: к познавательной, мотивационной, эмоциональной, а также к волевой областям. Помимо этого, сюда можно отнести различные проявления силы духа.

Критерии психического состояния

Здоровье представляет собой основу всей человеческой жизни, определенную гарантию успеха и того, что все будет хорошо. Оно является одним из обязательных условий для достижения целей в жизни. Во многих культурах оно является не только ценностью одного индивида, но и огромным общественным достоянием.

Психологические основы физического, психического и социального здоровья принято рассматривать в двух его аспектах. Критерии оценки психического самочувствия наиболее полно раскрыты А. А. Крыловым. Они применимы также и к психологическому состоянию.

Ученый выделяет критерии в соответствии с тем, каким образом они себя проявляют (различные процессы, свойства). Крылов полагает, что личность, которая в порядке психически, может характеризоваться следующими свойствами:

Опираясь на эти критерии психологического здоровья и психического здоровья, которые вывел Крылов, есть возможность сделать вывод, что нормальная психика, как определенная составляющая самочувствия в целом, включает в себя совокупность таких характеристик, которые помогают установить равновесие и предоставить возможность человеку выполнять свои функции в социуме.

Читайте также:  Красота эмоции здоровье айрапетов

Человек с нормальной психикой адаптирован к жизни в социуме, а также принимает в нем непосредственное участие.

Критерии психологического состояния

В науке тему нормального психологического самочувствия подробно разрабатывала И. В. Дубровина. Отличие психического здоровья от психологического заключается в том, что первое относится к отдельным процессам и механизмам человеческой психики, а второе имеет непосредственное отношение к личности в общем, а также тесно связано с наивысшими проявлениями человеческой, так сказать, души.

Термин дает возможность выделить проблемы психологического и психического здоровья. Дубровина дает заметку о том, что психологически нормальная личность способна обладать такими качествами, как самодостаточность, понимание и принятие самого себя. Все это дает человеку возможность для развития самого себя в контексте взаимосвязи с окружающим миром и людьми в различных условиях культуры, экономики, экологии и социума нашей реальности.

Помимо всего вышеперечисленного, психологически нормальные личности имеют при себе такие качества, как:

Итак, в чем разница психического и психологическое здоровья человека? Первое представляет собой определенную динамическую совокупность свойств психики индивида, которые способны поддерживать гармонию между потребностями его и общества. Они также являются предпосылкой человеческой ориентации на исполнение своего жизненного предназначения.

Психологическая же норма обычно интерпретируется как способность к жизни индивида, как сила этой самой жизни, которая была обеспечена наиболее полным развитием, а также как способность к приспособлению и личностному росту в меняющейся, иногда неблагоприятной, но совершенно обыденной для большинства среде. Все это является предпосылками для нормального психологического самочувствия.

Всемирная организация здравоохранения

В чем еще заключается разница психического и психологическое здоровья человека? ВОЗ дает такое определение психическому: это благополучное состояние, в котором индивид оказывается способен к реализации своего собственного потенциала, способен справляться с привычными стрессами и раздражителями в жизни, приносить собственный вклад в общественную жизнь, выполнять свою работу наиболее продуктивно, дабы она приносила наибольшие плоды.

ВОЗ выделяет следующие критерии:

К слову, существует даже Всемирный день психического здоровья, который принято отмечать десятого октября. Начало этому было положено в 1992 году.

Отличие терминов в ВОЗ

В ВОЗ отличают психологическое здоровье и психическое здоровье человека главным образом по тому, что психическое самочувствие принято относить к совершенно отдельным процессам психики, а также ее механизмам. Психологическое же, в свою очередь, принято относить к самой личности в общем. Это дает возможность отделить психологический аспект любой проблемы.

Связь психологического состояния с физическим на данный момент является неоспоримой.

Психологические характеристики долгожителей

Джюэтт исследовал психологические типы как формы психического здоровья людей, которые благополучно сумели дожить до сильно преклонного возраста (80-90 лет). Результаты исследований продемонстрировали, что всем этим людям были присущи следующие качества:

Портрет желаемого результата

Таким образом, если составлять сильно обобщенный портрет внутреннего мира здорового человека на основе выделенных выше характеристик, то можно увидеть личность творческую, спонтанную, радующуюся своей жизни, веселую, открытую для чего-то нового, не прекращающую познавать себя и свой окружающий мир, не только используя разум, но и задействуя свои интуицию и чувственность.

Такой человек полностью принимает собственную личность, при этом осознавая ценность и абсолютную уникальность людей, что его окружают. Он также находится в постоянном самосовершенствовании и помогает с этим другим людям.

Подобная личность прежде всего берет ответственность за собственную жизнь на себя самого, а из неудачных ситуаций извлекает полезные уроки. Жизнь его, конечно же, наполнена смыслом, который он сам отыскал.

Про таких людей обычно говорят, что «он находится в гармонии» как с самим собой, так и с миром, что его окружает. Из этого можно выделить ключевое слово для описания термина «психологическое здоровье». Этим словом будет «гармония».

Согласие с самим собой

У психологически нормального человека в гармонии находятся различные аспекты, к которым можно отнести психические, интеллектуальные, телесные и эмоциональные. Критерии, при помощи которых можно дать определение тому, насколько здоров определенный человек, на самом деле предстают довольно размытыми.

Сами понятия психического и психологического здоровья личности и их нормы в большинстве своем обуславливается обычаями, традициями, моральными устоями, культурными и социальными особенностями сообщества.

Не слишком чувствительный и даже циничный патологоанатом в своей профессии способен реализовать свой потенциал более чем полно, при этом за пределами своей рабочей атмосферы он может смотреться в глазах других людей несколько странно.

Нормы психического здоровья

Психика человека ухудшается с возрастом (после примерно 80 лет, иногда даже раньше) и во время болезней. Благополучие психики вовсе не является чем-то постоянным, оно динамично. К нормам этого состояния относятся:

Различные состояния

У состояния психологического здоровья человека имеется несколько уровней. Сначала идет уровень креативный (высокий). Это стабильная адаптируемость к окружающей среде и наличие запаса сил для преодоления стресса, плюс активная жизненная позиция.

Далее идет адаптивный (средний уровень). Под него попадают нормально адаптированные к социуму люди, при этом ощущающие некую тревогу. Они не приспособлены к ситуациям, выходящим за их рамки понимания.

Последний уровень (низкий) называется дезадаптивным. Людям такого уровня свойственны стремление к приспособлению к обстоятельствам, однако при этом они не обращают внимания на свои возможности и желания. Либо они, наоборот, занимают «атакующую» позицию, желая подчинить мир своим желаниям. Таким людям, как правило, необходимы индивидуальные занятия и психологическая помощь.

Существует излюбленное выражение психиатров, что не существует полностью здоровых людей, есть только недообследованные. Данные Е. Шапошникова говорят о том, что полным составом нормальных психологических показателей обладает лишь двадцать пять или тридцать процентов населения. При этом в определенных жизненных ситуациях даже самые «нормальные» люди могут реагировать несколько необычно.

Читайте также:  Бады для здоровья женщины

Приблизительно пятьдесят процентов людей балансируют на грани психических норм и тех или иных отклонений. При всем этом приблизительно пять процентов считаются психически ненормальным и требующими квалифицированной помощи. В разных странах эти показатели незначительно меняются.

Источник

Критерии психического здоровья

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья

· осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

· чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

· критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.

· соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

· способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.

· способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.

· способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Является ли сохранение психического здоровья в школе основой для успешного обучения? Существует ли единая система мер по сохранению психического здоровья? Может ли школа не только сохранять, но и укреплять психическое здоровье детей? На подобные вопросы школьные психологи давно уже пытаются найти ответы. Попробуем рассмотреть их с позиции Центра образования «Школы Здоровья «Самсон».

Ни для кого не секрет, что в школу приходят разные дети. Это определяется и домашней системой воспитания, и особенностями возрастного развития ребенка, и многими другими факторами. Если задать родителям вопрос: «Чего вы ждете от школы?», многие ответят примерно так: «Чтобы ребенка научили (здесь следует перечень важного по мнению родителей) и воспитали». Некоторые добавляют: «Хотим, чтобы ребенку в школе было комфортно». Входит ли в эту фразу желание сохранить психическое здоровье?

Таким образом, психическое здоровье в школе можно рассматривать как комфортное эмоциональное состояние, при котором каждый учащийся может реализовать свой потенциал, свои ресурсные возможности, успешно справляясь с возможными стрессовыми ситуациями и эффективно обучаться. Это и есть ответ на вопрос: «Является ли сохранение психического здоровья в школе основой для успешного обучения?». Именно психическое здоровье является основой успешного обучения и развития эффективных взаимоотношений как внутри школьного коллектива, так и за его пределами.

Перейдем ко второму вопросу: «Существует ли единая система мер по сохранению психического здоровья?». Укрепление психического здоровья в школьных условиях реализуется при помощи разнообразных мероприятий, каждое из которых направлено на оказание положительного воздействия для формирования и укрепления психического здоровья.

Так, например, в Центре образования «Школа Здоровья «Самсон» организована система психолого-педагогического сопровождения, главная задача которой – создание эмоционального комфорта и условий для саморазвития каждого ребенка.

Система психолого-педагогического сопровождения учитывает зону ближайшего развития и психические новообразования на всех возрастных ступенях и строится на следующих принципах:

Все вышеперечисленные меры представляют собой комплексную профилактику по сохранению психического здоровья учащихся.

На каждого ребёнка создаётся индивидуальная психологическая карта, куда вносятся общие сведения о ребёнке, данные обследования его различными специалистами (логопедом, педагогом-куратором врачом и психологом), отслеживается динамика развития, записываются рекомендации (интеллектуальная собственность школы, авторское свидетельство РАО № 4716 от 15.03.2001). Карта заполняется 2 раза в год – по итогам психологического мониторинга. Благодаря зафиксированным в Карте данным, можно увидеть динамику развития ребёнка, в случае необходимости получить данные обследования учащегося другими специалистами, а также иметь возможность корректировать программу развития в течение учебного года.

По результатам проводимой диагностики психологами разрабатываются рекомендации педагогам и родителям. Эти рекомендации учитываются при составлении индивидуального учебного плана каждого ребёнка. Психологами и медиками разработаны рекомендации по использованию на уроках здоровьесберегающих технологий, учитывающих потребности ребёнка в смене видов деятельности, динамических пауз, особенности обучения лево- и правополушарных детей. Использование здоровьесберегающих технологий даёт возможность организовать работу на уроке, исключив стрессы, снизив тревожность, снять перегрузки учащихся, поддержать внимание и, таким образом, работать над сохранностью психического здоровья.

Таким образом, для каждого учащегося выстраивается индивидуальная траектория развития, соответствующая его интеллектуальному уровню, а также уровню физического и психического здоровья.

Укрепление психического здоровья охватывает действия по созданию такой школьной среды, которая будет позволять учащимся понимать, принимать и вести здоровый образ жизни и тем самым поддерживать психическое здоровье. Следовательно, единую систему мер по сохранению психического здоровья вполне возможно создать и работать над этим необходимо не только в рамках отдельной школы.

Для того чтобы ответить на третий вопрос: «Может ли школа не только сохранять, но и укреплять психическое здоровье детей?», необходимо пронаблюдать за некоторыми показателями психического здоровья у учащихся нашей школы. Такими показателями являются: уровень тревожности, уровень мотивации, субъективная оценка самочувствия. Так же можно рассмотреть уровень интеллектуального развития, если мы говорим о том, что психическое здоровье влияет на успешность обучения.

О высокой значимости психического здоровья можно судить по определению здоровья, данному в Уставе ВОЗ: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Психическое здоровье является неотъемлемой частью этого определения. И очень важно, чтобы ребенок и его родители, приходя в школу, ставили перед собой (кроме образовательных и воспитательных задач) задачу: «Сохранение и развитие психического здоровья».

«Я не боюсь еще и еще раз повторять:

Читайте также:  Вреден ли для здоровья насвай

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности

детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровье сберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. Вся работа в детском саду должна быть пронизана заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Пути достижения физического и психологического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они должны проходить через всю организацию жизни детей в детском саду, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Нельзя решать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. Необходимо развивать двигательную активность детей на прогулке, в подвижных, спортивных играх, самостоятельной двигательной деятельности, используя возможности оборудования на участке детского сада, оборудования в групповых комнатах и спортивного зала.

В соответствии с «программой воспитания и обучения в детском саду», по которой мы работаем, физическое воспитание в дошкольном учреждении должно осуществляться, как на специальных физических занятиях, так и в повседневной жизни. В нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей вне физкультурных занятий. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Есть разнообразное физическое оборудование, а также пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре. На участке ДОУ имеется беговая дорожка, футбольная площадка, прыжковая яма.

Система физкультурно-оздоровительной работы включает следующие мероприятия:

— водные процедуры, специальные оздоровительные игры

— проведение гимнастики после сна

— ходьба по солевой, ребристой дорожке

— обливание рук прохладной водой

В нашем детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, обеспечивается заботливый уход за детьми, пребывание на свежем воздухе, организуется полноценное питание, систематически во все времена года проводится утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия, организуется обучение детей плаванию. Особое внимание в системе физического воспитания мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Подобные мероприятия способствуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и здоровьем детей.

Закаливание будет эффективным, если оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Для этого необходимы:

— чёткая организация теплового и воздушного режима помещения

— рациональная не перегревающая одежда для детей

— соблюдение режима прогулок во все времена года (4 – 5 часов)

— сон при открытых фрамугах

— гигиенические процедуры (умывание, обливание рук до локтя прохладной водой)

— хождение босиком (при t пола 18° C)

В разных возрастных группах проводят разные виды закаливания. В среднем возрасте это воздушные ванны, ходьба по корригирующим дорожкам, дыхательная гимнастика, обливание рук до локтя прохладной водой, купание в бассейне круглый год, гимнастика после дневного сна, солнечные ванны в летний период.

В проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни мы не можем не отметить важность взаимодействия с семьей. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени проводят в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Естественно, что работа с родителями, тем более в такой области – задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении вполне по силам.

— через оформление различных стендов

— участие родителей в совместных праздниках и Днях здоровья

— посещение родителями занятий

Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в детском саду.

На участке детского сада создана экологическая учебная тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

На тропинке проводятся как наблюдения, так и физкультминутки, эмоциональные этюды, подвижные игры экологического характера, используется метод – эстетотерапия – любование красотой природы родного края: зимним небом, белоствольными красавицами, разноцветьем осенних листьев и цветов, первоцветами и т.п..

Помните! Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!

Величайший немецкий философ Шопенгауэр сказал: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».

Источник

Adblock
detector