Меню

Практическая работа определение групп здоровья детей и подростков

Критерии здоровья и его группы

Критерии здоровья и его группы

Научно-исследовательским институтом гигиены детей и подростков РАМН было предложено всех детей по состоянию здоровья разделить на пять групп здоровья:

I – здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием (2%); практически здоровыми детьми врачи и педагоги считают тех, которые жизнерадостны, активны, любознательны, устойчивы к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливы и сильны, с высоким уровнем физического и умственного развития.

Педагоги получают сведения о здоровье детей от медицинских работников (поликлиники, детского сада). К сожалению, существующая до настоящего времени практика не всегда обеспечивает полноту информации о здоровье ребенка при направлении его в ДОУ. Однако опыт показал, что эта информация необходима (в доступном виде) всем участникам работы по формированию здоровья ребенка: и медсестрам, и педагогам, и родителям, и самому ребенку.

I критерий здоровья — наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе (семейный анамнез).

Таблица 1. Факторы способствуют развитию у ребенка синдрома дефицита внимания и гипермоторности (повышенной двигательной активности)

Кроме того, и на девочек, и на мальчиков одинаково отрицательно влияют факторы, которые связаны с профессиональной деятельностью их родителей до зачатия ребенка: пыль фиброгенного действия и производственный шум, вредные химические вещества (у матери) и производственная вибрация (у отца).

Врачи считают, что ребенка с неблагополучным анамнезом нельзя отнести к категории абсолютно здоровых, т.е. к I группе здоровья. Такие дети относятся ко II А группе, т.е. к группе «рискующих», и мы, взрослые, несем большую ответственность за то, чтобы риск никак не проявился, так как слишком активные интенсивные оздоровительные мероприятия без учета индивидуальных возможностей ребенка могут привести к противоположному результату.

II критерий здоровья — физическое развитие и степень его гармоничности. Бóльшая часть дошкольников имеет нормальное физическое развитие, но в каждом детском саду есть дети с отклонениями в физическом развитии (с избытком или дефицитом массы, низким или слишком высоким ростом, которые не соответствуют возрасту). Причины: неправильное питание, наличие каких-либо заболеваний, плохая регуляция роста со стороны нервной и эндокринной систем, отсутствие условий, способствующих росту костей и мышц (мало движений, отсутствие достаточного количества сна). Зарубежные педиатры предлагают простые и полезные формулы для определения нормальных показателей длины и массы тела в возрасте от 1 года до 6 лет:

масса тела (кг) = возраст (годы) × 2 + 8; длина тела (см) = возраст (годы) × 6 + 77.

III критерий здоровья — нервно-психическое развитие ребенка. Важными в психопрофилактической работе с детьми в ДОУ являются предупреждение интеллектуальных перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе. Причины нарушения НПР: предъявляемые строгие дисциплинарные требования (авторитарный стиль воспитания); длительное нахождение в большом коллективе сверстников (при отсутствии места для релаксации и уединения); неудовлетворение биологической потребности в двигательной активности; объем умственной и физической нагрузки, неадекватный функциональным возможностям организма; постоянные нарушения в режиме дня; приобщение детей к длительному просмотру видеофильмов, к компьютерным играм и др. В профилактике нарушений деятельности нервной системы ребенка важное значение имеет полноценный ночной и дневной сон.

IV критерий здоровья — это степень резистентности (инфекционной устойчивости) организма по кратности острой заболеваемости. Если ребенок болеет не более трех раз в год, то его резистентность нормальная. Если он болеет от четырех до шести раз, то его резистентность снижена, он предрасположен к повторным инфекциям и это часто болеющий ребенок. Все часто болеющие дети нуждаются в специальном оздоровлении и их можно разделить на две группы:

Читайте также:  Доктор мясников о бадах сибирское здоровье

«Условно» часто болеющие дети болеют обычно в течение года 4-5 раз, заболевания протекают легко, без осложнений, повышение заболеваний приходится на период адаптации к новым условиям (ясли, детский сад, школа). Переход в хронические заболевания отмечается редко. Такие дети не нуждаются в проведении специальных мероприятий, повышающих иммунитет. Оздоровительная работа в этих случаях заключается в облегчении адаптации к ДОУ и школе (подготовка в поликлинике и непосредственно в ДОУ).

Для «истинно» часто болеющих детей характерны значительная отягощенность генеалогического анамнеза (как правило, у родственников есть хронически бронхолегочные заболевания); высокая частота (6-7 раз и более в течение года) и более тяжелое, продолжительное, осложненное течение заболеваний, требующее применения антибактериальной терапии (при этом частота заболеваний сохраняется на протяжении 2-3 лет и более); наличие сопутствующих отклонений со стороны различных органов и систем; тяжелая адаптация к дошкольному учреждению; быстрое формирование хронических заболеваний, в том числе хронических очагов инфекции. Эти дети нуждаются в диспансерном наблюдении, комплексном оздоровлении и специальной иммунной реабилитации.

V критерий здоровья — уровень основных функций, характеризующих постоянство внутренней среды организма. О функциональном состоянии педагоги и медицинские работники судят по результатам утреннего приема; анкетирования родителей и воспитателей (самочувствие и поведение, уровень гемоглобина, показатели анализов мочи, функциональные пробы, пробы на выносливость и др.)

VI критерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний — обычно определяет врач. Если у ребенка есть какое-либо хроническое заболевание, то он наблюдается у соответствующего специалиста, и задача родителей — соблюдать все рекомендации по предупреждению обострений и по оптимизации его здоровья.

Одним из важных показателей здоровья детей является их физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для оценки физического развития детей проводят антропометрические исследования. Определяют морфологические признаки (длину тела и массу тела), функциональные признаки 3 (емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук); соматоскопические признаки (состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень жироотложения; состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, стон, развитие мускулатуры). Кроме того, исследуют уровень биологического развития ребенка: формирование зубной системы, моторики, речи, ростовые процессы.

Физическое развитие, являясь одним из показателей здоровья, может изменяться под влиянием различных заболеваний. Особенно заметные изменения в физическом развитии (гигантизм, карликовый рост, неравномерное развитие отдельных частей тела) наблюдаются при нарушении деятельности некоторых желез внутренней секреции. У детей, часто и длительно болеющих, особенно у страдающих хроническими заболеваниями (рахит, туберкулез, дизентерия, гипотрофия), отмечается замедление роста, снижение прибавки массы тела, ослабление тонуса мускулатуры, нарушение осанки, плоскостопие. Вместе с тем течение и исход болезни во многом определяются состоянием организма, его физическим развитием.

Таким образом, состояние здоровья и физическое развитие находятся в тесной зависимости и при медицинском обследовании детей должны исследоваться параллельно.

О состоянии физического развития ребенка судят на основании совокупности всех исследуемых признаков (морфологических, функциональных, соматоскопических). Чтобы судить о гармоничности его развития, необходимо сопоставить показатели массы тела с данными длины тела. Если разрыв между показателями массы и длины тела больше установленной в стандарте нормы, это свидетельствует о начинающейся дисгармонии физического развития, причем полное заключение об этом может дать только врач. Примерно каждые 5— 10 лет местные стандарты необходимо уточнять, так как они зависят от изменения материального и культурного уровня жизни населения.

Читайте также:  Служба по контракту требования по здоровью

Стандарты физического развития широко используются как для оценки физического развития детских коллективов, так и для индивидуальной оценки развития ребенка.

Уровень и степень гармоничности физического развития вычисляют с помощью антропометрических исследований, опираясь на региональные стандарты физического развития. достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности — с помощью оценочных таблиц (шкалы регрессии и центильных интервалов). Сравнительная оценка уровня физического развития различных коллективов детей или одного и того же коллектива в динамике позволяет косвенно судить об условиях жизни детей. Систематическое наблюдение за каждым ребенком, посещающим дошкольное учреждение, дает возможность своевременно выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии и быстро устранить причины, вызвавшие эти отклонения. Частота обследования ребенка определяется темпами его физического развития.

Оценку физического развития детей проводят 2 раза в год (осень, весна) по данным антропометрических показателей (длина и масса тела) и для детей дошкольного возраста дополняют результатами тестирования физической подготовленности. В зависимости от медицинских показаний ослабленных, отстающих в физическом развитии детей обследуют чаще. Кроме того, рекомендуется проводить обследование перед выездом детей на дачу и после возвращения с дачи для выяснения, насколько полезным для них было пребывание за городом. Все результаты обследования заносят в индивидуальную карту.

1 О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения: Инструктивно-методическое письмо Министерства образования России от 14 марта 2000 г. 65/23-16.

2 Спасем детей — спасем Россию: док. фильм, награжденный дипломом VIII Междунар. кинофестиваля / Ант. В. Горячев. — 1999.

3 Функциональные показатели определяются только у детей старшего дошкольного возраста.

4 Профилактические осмотры проводятся на основании приказов Минздрава России и Минобразования России от 30 июня 1992 г. 1д 186/272 «0 совершенствовании системы медицинского обслуживания детей в ОУ»; Минздрава России от 14 марта 1995 г. № 60 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе Медико-экономических нормативов», «Об утверждении Медицинской карты ребенка для ОУ» от 16.10.01 № 371; СанПиН 2.4.1. 1249-03.

Источник

Определение групп здоровья детей и подростков в возрасте от 3 до 17 лет включительно.

Для разработки и реализации оздоровительных мероприятий выделяют группы здоровья детей и подростков по результатам медицинских профилактических осмотров. Для группировки приняты следующие критерии:

1)Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний.

2)Уровень функционального состояния основных систем организма.

3)Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

4)Уровень достигнутого развития.

Для получения характеристик дети проходят профилактический медицинский осмотр.

Группы здоровья детей и подростков

Группа здоровья Контингент групп здоровья
I Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций
II Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям
III Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями
IV Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями
V Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма
Читайте также:  Информация в уголок здоровья в подготовительной группе

Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом, который на основании анализа данных выносит полный клинический диагноз с указанием основного заболевания или заключение «здоров».Комплексную оценку состояния здоровья на основании заключений специалистов дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

Детям, впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями комплексная оценка состояния здоровья не дается, в таких случаях проводится полное диагностическое обследование. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.

Все дети, независимо от того к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.

Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме.

Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно врачом-педиатром.

Вопрос №10

Рекомендации пациента по сохранению и укреплению здоровья

Одно из условий сохранения здоровья – соблюдаемый порядок труда, отдыха, сна, питания. Четкий и правильный распорядок рабочего дня облегчает любую деятельность, позволяет максимально использовать все возможности организма человека, испытывать меньшую нагрузку. Прием пищи, сон, гигиенические процедуры необходимо выполнять в одно и то же время. Благодаря рациональному распределению времени в течение дня организм испытывает нормальную нагрузку, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, организм меньше изнашивается.

Правила личной гигиены

Простые ежедневные истины: содержать тело в чистоте, уход за полостью рта, ногтями и волосами, мытье рук перед едой, выбор одежды и обуви по сезону из натуральных материалов, использование только индивидуальных предметов быта.

При отсутствии необходимой физической нагрузки возникает увеличение массы тела и это приводит к развитию самых различных патологий эндокринной и сердечнососудистой системы. Регулярная физическая нагрузка повышает выносливость человека, устойчивость организма к болезням, улучшает настроение. Это может быть как ежедневная зарядка и ходьба, так и любые спортивные, семейные игры, занятия танцами или фитнесом.

Разумное питание подразумевает несколько основных правил:

соотношение белков, жиров, углеводов должно составлять как 1:1:4;

рациональная калорийность, показатели которой зависят от возраста, пола и особенностей трудовой деятельности

соответствие между калорийностью пищи, которую человек потребляет, и энергией, которую его организм расходует;

частота приема пищи: не реже 3 раз в день для взрослого человека;

качество пищи: полноценные белки, наличие достаточного количества клетчатки, витаминов, микроэлементов, минимальное количество тугоплавких жиров;

качество приготовления пищи: достаточная термообработка, ограничение жареного, пряного, острого; ограничение соли.

включать в ежедневный рацион больше фруктов, овощей, рыбы, а также продуктов изготовленных из муки грубого помола.

Полноценный сон позволяет всем органам и системам нашего организма отдохнуть, после напряженной дневной работы. Взрослый человек должен спать не менее восьми часов. Очень полезно перед сном совершить недолгую прогулку на свежем воздухе, а затем проветрить комнату. Спокойному, глубокому сну препятствует и слишком поздний прием пищи, поэтому ужин должен быть не позже чем за 1,5 ч. перед сном.

К естественным факторам внешней среды, которые широко применяются для закаливания организма, относятся воздух, вода и солнечные ингаляции. Выбор закаливающих процедур зависит от ряда объективных условий: времени года, состояния здоровья, климатических и географических условий места жительства.

Источник

Adblock
detector