Меню

Правильная осанка и ее значение для здоровья и хорошей учебы

Правильная осанка и её значение для здоровья и хорошей учёбы

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Подготовили ученики 5 «Д» класса: Потанина Диана Початкова Дильдора Учитель физической культуры: Наталья Борисовна Бейникова Правильная осанка и её значение для здоровья и хорошей учёбы Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средней Образовательной Школы №7 «Эдельвейс» 2016 год

Цель исследования: Изучить осанку для определения ее значения для здоровья человека и выявить причины неправильной осанки.

Задачи исследования: 1. выяснить, что такое осанка; 2. узнать о правильной и неправильной осанке и ее значении для здоровья учащихся; 3. изучить литературу по этой проблеме; 4. изучить факторы, которые влияют на её нарушение

Методы исследования Наблюдение. Изучение литературы об осанке. Эксперимент. Анкета.

ЭКСПЕРИМЕНТ Мы предложили провести эксперимент : Проверить осанку доступными для нас способами: В положении стоя : п одойти к стене и встать к ней спиной если тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырех точках таких как : затылок, лопатки, ягодицы и пятки значит осанка правильная. Если встать прямо и напрячь колени, и при этом теряется равновесие то осанка неправильная.

Анкета Мы провели анкету среди учеников школы ( 5 д класса) и выяснили что многие ребята плохо относятся к своему здоровью. Завтракают 14 человек. Витамины с минеральным комплексом пьют 2/3 класса ; рыбу и молочные продукты почти никто не любит (за исключением йогуртов и молочных коктейлей) ; утреннюю гимнастику никто не делает ; у телевизора мои одноклассники «торчат» от 1,5 часов и более ;телевизор смотрят лежа на диване 14 человек, сидя в кресле 7 человек и лишь 12 лежа на полу!

Вывод Изучив и проанализировав наиболее распространённые факторы, влияющие на осанку детей в списке для нашего класса остались: Неправильная поза: при сидении за столом (компьютерным, обеденным, школьным), ходьбе, ношении портфелей, просмотре ТВ). Отсутствие или недостаток физических нагрузок. Режим труда и отдых.

По каким причинам портится осанка? Итак, осанка портится только по 2-ум причинам : из-за недостатка физической активности и несоразмерной нагрузки на разные отделы позвоночника.

Источник

Правильная осанка и ее значение для здоровья

Формирование осанки у школьников связано с основными задачами предмета “Физическая культура” и проводится с учетом возрастных особенностей развития учащихся.

Под осанкой принято понимать привычное положение тела. Правильная осанка характеризуется прямым положением туловища и головы; развернутой грудной клеткой; отведенными назад плечами, находящимися на одном уровне; нормальными естественными изгибами позвоночника; полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами; прилегающими к грудной клетке лопатками, находящимися на одинаковой высоте.

С самого начала обучения в школе, в жизни учащихся появляются некоторые отрицательные моменты: резкое ограничение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, связанное с необходимостью длительного поддержания рабочей позы, усвоенные еще в дошкольном возрасте неправильные привычки сидеть горбясь и искривляя позвоночник, стоять с упором на одну ногу, ходить с наклоненной вниз головой и опущенными и сведенными вперед плечами.

Учитель должен уметь оценивать состояние осанки школьников и учить этому самих детей. Осматривать осанку можно на расстоянии до 1 м. в положении обычной стойки в двух позах: фас и профиль; сначала ребенок стоит лицом, затем спиной и в профиль. Нормальная осанка характеризуется умеренной изогнутостью позвоночника, нормальной формой спины, правильным положением головы, туловища, ног. В позе “лицом” нужно обратить внимание на форму шеи, линии плеч, талии, форму грудной клетки и ног. В норме все линии правой и левой стороны туловища должны быть симметричными. Осматривая школьника со спины, обращают внимание на шейно-плечевые линии, верхние и нижние линии лопаток, боковые линии спины и талии, линию позвоночника.

Читайте также:  Согласно определению воз здоровье человека это

Могут обнаружиться следующие нарушения осанки: ассиметрия плеч, разное положение лопаток (опускание одной из них, неодинаковое выступание углов лопаток и расхождение этих углов кнаружи), разные линии талии, боковой изгиб позвоночника.

Линия позвоночника осматривается более внимательно. Школьнику предлагают поднять руки вверх. Если в этом положении наблюдается боковой изгиб, следует осмотреть линию позвоночника в наклоне вперед при расслабленных мышцах. Если и при этом боковой изгиб не сглаживается, значит, имеет место боковое искривление – сколиоз. Такие дети нуждаются в специальной лечебной гимнастике и постоянном медицинском наблюдении. Однако чаще отмечается сглаживание боковых изгибов. Это свидетельствует о намечающихся тенденциях к сколиозу или о неустойчивости нарушений, вызванных неправильной манерой держаться. Всякие нарушения осанки не только ухудшают внешние формы тела, но и приводят к различным отклонениям от правильной работы организма.

Надо постоянно следить за своей осанкой: не горбиться, плечи распрямлять, живот втягивать, голову держать прямо. В младшем школьном возрасте кости обладают большой гибкостью и податливостью и при постоянном воздействии могут принять ту или иную форму, а после 18 лет исправить недостатки осанки будет очень трудно.

Скелет человека и осанка взаимосвязаны. Если нарушается правильное развитие костей, нарушается и осанка. Скелет служит опорой тела. В теле человека насчитывается 206 костей (не считая зубов). При помощи хрящей, связок, мышц они соединены между собой и образуют крепкий каркас – скелет. Человек без скелета не смог бы ходить, стоять, сидеть, работать. Скелет – надежная опора человеческого организма. В скелете различают кости позвоночника, грудной клетки, черепа, таза, верхних и нижних конечностей.

Позвоночник состоит из отдельных небольших косточек-позвонков, соединенных друг с другом мягкими хрящами. Позвоночник защищает от повреждений спинной мозг, находящийся внутри. Как бы мы ни бегали, ни прыгали, спинной мозг не испытывает тряски. Он лишь мягко покачивается, так как гибкий позвоночник смягчает все толчки. Окостенение позвонков оканчивается лишь к 25 годам, поэтому очень важно выполнять все правила осанки. У школьников при неправильной позе, особенно во время письма, искривляется неокостеневший позвоночник.

Легкие и сердце заключены в костный каркас грудной клетки. Сделав глубокий вдох и выдох, можно заметить, что грудная клетка расширяется и сжимается. Она состоит из 12 пар очень крепких, но гибких ребер. Одним концом, кроме двух нижних, они прикреплены к узкой грудной кости — грудине, а другим — к позвоночнику.

Основа рук и ног — прямые, негнущиеся кости. Скелет ноги (нижней конечности) состоит из трех частей: бедра, голени и стопы. Скелет руки тоже состоит из трех частей: плеча, предплечья и кисти. Кости конечностей соединены между собой подвижно, поэтому руками и ногами мы можем делать разнообразные движения.

Кости черепа очень тверды. Они прочно, неподвижно соединены, образуя защитную коробку. В ней находится мозг. Во всем черепе подвижна только кость нижней челюсти.

Как же проверить правильность осанки? Для этого можно рекомендовать такой способ: встать к стене, плотно прижавшись затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками, подбородок слегка приподнять. Постараться зафиксировать в сознании мышечные ощущения при таком положении. Естественно, ходить в таком положении человек не сможет, но если в течение дня он 3–4 раза будет осуществлять самоконтроль, стараясь удерживать такую позу, это благоприятно отразится на его осанке.

Нужно научиться и правильно стоять: прямо, расправив плечи, подобрав живот, чуть выдвинув грудь вперед. Ходить следует так, будто некая воображаемая сила тянет вас за грудь вперед и чуть вверх. Попробуйте, и вы увидите, что плечи распрямятся, центр тяжести тела сместится вперед, походка станет легче.

Читайте также:  Клиника здоровье в болшево

Ухудшает осанку при слабой мускулатуре и привычка носить в одной и той же руке тяжесть (портфель, хозяйственную сумку). Слабые мышцы плохо удерживают скелет, поэтому так важно их тренировать, заниматься физкультурой и спортом.

У каждого школьника должен быть свой стол и стул, на котором удобно сидеть. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Лампу ставят слева, чтобы не было резких теней.

Итак, мы стоим красиво, сидим красиво. А ходим как? Это тоже очень важно. Походка выдает настроение человека, его самочувствие, возраст. Иногда даже не нужно видеть, достаточно слышать, как ходит человек, чтобы сделать определенные выводы.

Многие не виноваты. Им просто никто и никогда не говорил, какую походку у мужчин и женщин принято считать красивой и приличной. А она должна быть умеренно быстрой и легкой, обязательно ритмичной. Уверенно ставшая на землю нога (всей ступней или чуть с носка). Тело выпрямлено, голова слегка откинута, руки легко и естественно помогают ходьбе, движение плеч и бедер почти незаметно. Это общая основа. Личный стиль сделает походку не похожей ни на чью другую. Но как бы ни менялась походка в зависимости от обстоятельств или с возрастом, она всегда будет оставаться красивой. Надо только следить за собой.

Формирование правильной осанки является одной из конкретных задач физического воспитания в начальной школе, поэтому в программу по физической культуре включены специальные упражнения на осанку.

Упражнения для формирования правильной осанки

Упражнения на ощущение правильной осанки

Упражнения из исходного положения стоя

Упражнения из исходного положения стоя

И.п. – сидя на пятках, руки на коленях. Поднимаясь на колени, поднять обе руки через стороны вверх, ладони смотрят вверх. Вернуться в и.п. (5–6 раз).

И.п. – сидя на пятках. Встать на колени, руки через стороны поднять вверх медленно, с напряжением. Вытягивать себя вверх, прогибаясь назад (4 раза).

И.п. – сидя на пятках, руки к плечам. Встать на колени, разворот туловища назад-вправо, правой рукой достать левую пятку, глазами посмотреть на свою пятку; задержаться в этом положении на 3–5 секунд. Вернуться в и.п., повторить в другую сторону (4–6 раз).

И.п. – сидя на пятках. Поднять руки вверх, с усилием вытягивать себя вверх, опуская через стороны руки вниз, согнуть их в локтях и прижать к туловищу сбоку, задержаться на несколько секунд. При этом лопатки сведены, грудь расправлена, спина ровная, живот втянут (4–5 раз).

И.п. – стоя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднимаем руки вверх, на выдохе опускаем (6 раз).

И.п. – стоя на коленях. Отклониться назад, руками достать пятки, прогнуться всем корпусом (1–2 раза).

И.п. – сидя по-турецки. Поднять руки вверх и сцепить в замок, ладонями кверху. Спина ровная. С силой вытягивать себя вверх, задерживаться на 15–30 секунд.

И.п. – сидя на коленях, таз между ног. Соединить руки за спиной; одна сверху, другая снизу. Задержаться на некоторое время, затем поменять положение рук.

И.п. – сидя ноги вперед. Наклониться вперед, взяться за носки, головой тянуться к коленям.

И.п. – сидя ноги вперед. Наклониться вперед, взяться за голеностоп правой ноги и поднять ее руками вверх, не сгибая колено. Удерживая ногу, подтянуть и выпрямить спину. Задержаться в этой позе на некоторое время. Повторить с другой ноги.

Упражнения лежа на спине

Упражнения из исходного положения лежа на животе

Источник

Правильная осанка и ее значение для здоровья и хорошей учебы

Влияние осанки на здоровье человека

Наша осанка и состояние здоровья тесно взаимосвязаны. Это отмечал еще Гиппократ, утверждавший, что причину всех болезней нужно искать в позвоночнике. Ну, может быть, не всех, но процентов восьмидесяти уж точно. Как ни странно, но неправильная осанка вызывает патологии не только непосредственно позвоночника, а также всех внутренних органов.

Правильная осанка – что это?

Осанкой называют такое положение тела, когда человек стоит прямо, не напрягаясь, не прикладывая при этом никаких усилий, чтобы удержать привычную позу. Если осанка правильная, то голова находится на одной вертикали с туловищем, грудь выдвинута немного вперед, плечи немного опущены и слегка развернуты кзади, живот подтянут.

Когда осанка правильная, то в любом положении тела нагрузка равномерно распределена по мышцам и суставам.

Говоря о правильной осанке, надо упомянуть о положении позвоночника. В норме позвоночник имеет по два изгиба: в районе шеи и поясницы – внутрь (лордозы), в области груди и крестца – наружу (кифозы). Если посмотреть сбоку, то он по форме напоминает букву S. Такое строение поддерживает вес тела, равномерно распределяет нагрузку и обеспечивает амортизацию при любых сотрясениях, защищая внутренние органы.

Какие бывают нарушения осанки

Основа для нарушения осанки чаще всего закладывается в младшей школе, когда позвоночник у ребенка еще не окреп. Ребенок сидит за партой сгорбившись, носит тяжелый рюкзак с учебниками, мало двигается. Другие причины нарушений осанки – врожденные пороки развития, заболевания и травмы позвоночника, опухоли, инфекции.

К самым распространенным нарушениям осанки относятся:

Осанка и позвоночник

Значительные нарушения осанки с течением времени приводят к заболеваниям позвоночника. Мышечный дисбаланс, возникающий вследствие патологического кифоза или лордоза, вызывает дегенеративные изменения в позвоночнике, приводящие к болям в разных его отделах. Боли в пояснице, шее, грудном отделе – все это чаще всего следствие неправильной осанки.

При прямой, без физиологических изгибов, спине позвоночник не выполняет своих амортизирующих функций, что ведет к возникновению протрузий диска и впоследствии развитию межпозвонковых грыж.

При нарушении баланса мышц суставы изнашиваются сильнее, что ведет к дегенеративным изменениям – артрозу. К тому же при неравномерном распределении нагрузки на мускулы возникает риск получить травму при физической работе, занятиях спортом.

Осанка и дыхание

Нарушенная осанка, в частности круглая спина, не дает легким при вдохе полностью расшириться и в них поступит меньше воздуха. Так называемая жизненная емкость легких зависит и от положения головы. Когда она сильно наклонена, емкость легких уменьшается на треть. А это означает, что в организм поступит недостаточно кислорода – возникнет кислородное голодание всех органов. В первую очередь это отразится на работе головного мозга, но затронет также и сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Осанка и пищеварение

Если осанка правильная, то органы, расположенные в брюшной полости, функционируют нормально. При неправильном положении тела происходит их смещение, сжатие. При искривленном позвоночнике ослабленные мышцы не поддерживают кишечник и желудок. Нарушается отток желчи, ухудшается перистальтика кишечника. Следствием становятся расстройства процессов пищеварения: запоры, изжога и даже грыжи.

Осанка и внутренние органы

Внутренние органы связаны со спинным мозгом нервными волокнами, благодаря чему они и функционируют. При нарушениях осанки, смешении позвонков, возникновении позвоночных грыж эти связи также нарушаются. Отсюда и появляются боли и расстройства в самых разных органах начиная от головных болей и заканчивая геморроем и бесплодием.

Нарушения осанки: сгорбленная спина, выпяченный живот, опущенная голова – не только сильно портят внешний вид и старят на несколько лет. Они вызывают сбои в работе всего организма, ведут к заболеваниям, расстройствам и болям. Именно поэтому правильная осанка – это необходимое условие для здоровья человека.

Источник

Adblock
detector