Меню

Правовые аспекты охраны здоровья детей

Сущность здоровья, правовой аспект охраны здоровья в ДОУ

Ландыш Абдуллина
Сущность здоровья, правовой аспект охраны здоровья в ДОУ

Сущность здоровья, правовой аспект охраны здоровья в ДОУ

В отечественной системе наук о человеке используются следующие аспекты трактовки понятия здоровье человека:

— гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врождёнными и приобретёнными биологическими и социальными явлениями (Ю. П. Лисицын);

— процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психологических возможностей человека, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни (В. П. Казначеев);

— возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека (Р. М. Баевский, М. Попов, П. Михайлов);

— целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции (Р. И. Айзман, В. П. Казначеев, А. Г. Щедрина).

Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только наличие болезней и физических дефектов.

Наиболее признанными являются три вида здоровья: физическое, психическое, социальное. Их трактовки изучались по определениям А. Т.Гончаровой:

Физическое здоровье – это здоровье организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно работает, функционирует и развивается.

Психическое здоровьезависит от состояния головного мозга: оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания, памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

К понятию «здоровье» примыкает понятие «здоровьесбережение». Последнее относится к фундаментальным социальным потребностям человека. Одни исследователи видят в здоровьесбережении способы активной биосоциальной жизнедеятельности людей, которые в максимальной степени укрепляют индивидуальное и общественное здоровье при наличии благоприятных социальных и природных условий.

«Организм человека – это великолепная самообновляющаяся система, но даже она не может нормально функционировать, не имея нужных материалов».

Все мы выходцы из природы, следовательно, здоровье – дар природы.

Если рассматривать здоровье с точки зрения целевой функции общества, то его можно определить как процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций человека для достижения оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Такой подход к содержанию понятия «здоровье» отражает не только природные данные для индивидуума, но и акцентирует факт активного вмешательства человека в состояние своего здоровья. В медицине и психологии здоровья определены признаки здоровья:

— устойчивость к воздействию повреждающих факторов;

— показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;

— функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;

-наличие резервных возможностей организма;

— отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития;

— высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

В пособии Н. В. Полуяновой по нетрадиционным методам оздоровления названы параметры оценки степени здоровья человека:

— высокая устойчивость к болезням и высокая работоспособность;

— удовлетворительная устойчивость к болезням и работоспособность;

— неустойчивость к болезням и сниженная работоспособность [38. С. 10].

Здоровье конкретного человека определяется понятием «индивидуальное здоровье». В этой связи возникает необходимость раскрыть содержание понятия «норма» здоровья. Анализ используемой литературы показал, что под нормой понимается стремление к определенному стандарту, полученному через статистическое усреднение многочисленных данных о работе различных систем организма у людей с учётом возраста, пола, особенностей

конституции и других индивидуальных качеств. За границами нормы – патология, нарушения, болезнь; за этими же границами – резервы организма, востребование которых происходит в экстремальных ситуациях.

Право граждан России на охрану здоровья утверждается в законодательных документах, и прежде всего, в государственном документе №1- Конституции РФ [26].

В настоящее время проблема охраны и укрепления здоровья населения введена в ранг национальной безопасности. Ее решение касается многих социальных сфер, так как здоровьеобуславливается множеством факторов: генетические, состояние окружающей среды, медицинское обеспечение, условия и образ жизни. Поэтому необходимо использование комплексного подхода.

Основной международный документ, защищающий благополучие детей – Конвенция ООН о правах ребенка [25]. В соответствии с этим документом страны, подписавшиеся под ней, обязаны обеспечивать детям защиту и заботу, необходимую для их благополучия, предпринимая для этого соответствующие законодательные и административные меры.

Так во всех поколениях советского и постсоветского периодов Законом Российской Федерации «Об образовании» (последний вступил в силу с 1 сентября 2013г) на дошкольные образовательные учреждения возлагается ответственность за жизнь и здоровье воспитанников [50].

В Типовом положении о ДОУ охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей определена основной задачей ДОУ.

В Концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии.

Читайте также:  Сильные по здоровью имена для девочек

Е. С. Комарова, разрабатывая рекомендации для ДОУ по анализу результатов различных направлений деятельности, выделила ряд особенностей функций дошкольного учреждения как социально- педагогической системы.

Наличие социально-бытовой функции традиционной для детских садов, как кажется ей, коренным образом отличается от многих других учреждений образовательной отрасли. Наиболее существенным в этом отличии является то, что на первый, главенствующий план выдвигается задача охраны жизни и здоровья детей.

Следовательно, на всех уровнях управления ДОУ, необходимо хорошо знать документы, на основании которых осуществляется его деятельность по данному направлению:

— СанПиН 2.4.1.2731-10 (утверждены постановлением главного санитарного врача РФ);

— Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников;

— Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

— Письмо Минобрнауки РФ, департамента государственной политики в образовании «О медицинском обслуживании детей в дошкольных образовательных учреждениях» (от 22.04.2009 г. № 03-768);

— Федеральный Закон от 29.10.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине не под силу. К тому же установка на здоровье (а, соответственно, на здоровый образ жизни) не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия. [1. С. 7].

Большинство детей дошкольного возраста РФ охвачены общественным дошкольным воспитанием, осуществляемого дошкольными образовательными учреждениями, значит, педагогическое воздействие, направленное на формирование ценностного отношения к здоровью, должно обеспечиваться именно в ДОУ.

Несмотря на сложные социально-экономические условия, отражающиеся на финансировании общественного дошкольного образования, необходимо акцентировать внимание на его значимости.

Российская система дошкольного образования, по признанию специалистов всего мира, является уникальной. Так как обеспечивает не только уход, присмотр, воспитание и обучение, но и питание, медицинское обслуживание [3. С. 15].

Выступление на педсовете «Особенности формирования основ безопасной жизнедеятельности» Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях,.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Современные здоровьесберегающиетехнологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:.

Источник

Охрана здоровья детей в Российской Федерации: правовые вопросы

Дата публикации: 29.08.2019 2019-08-29

Статья просмотрена: 457 раз

Библиографическое описание:

Богданова, Е. Н. Охрана здоровья детей в Российской Федерации: правовые вопросы / Е. Н. Богданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62196/ (дата обращения: 08.12.2020).

В статье проанализированы нормативно-правовые акты по вопросам охраны здоровья детей. Представлены статистические данные и различные точки зрения на состояние законодательной базы и сложившихся негативных тенденций в сфере детского здравоохранения. Обозначены существующие проблемы правового регулирования охраны здоровья детей. Выявлены основные риски и негативные последствия указанных в статье проблем, предложены пути их решения.

Ключевые слова: охрана здоровья детей, здравоохранение, законодательство.

Во второй половине XX века сложившиеся в России экономические, экологические, социальные и другие кризисные ситуации в различных сферах жизни способствовали негативному воздействию на здоровье подрастающих поколений, поэтому интерес к проблемам охраны здоровья детей постоянно растет. Вопросы охраны здоровья детей законодателем определены в качестве приоритетных, включающих не только «заботу об их здоровье, но и надлежащую правовую защиту» [12]. С каждым годом в России увеличивается количество нормативных актов, направленных на реализацию организайцонно-правовых мер по охраны здоровья детей. Однако, их количественное увеличение только усиливает несогласованность и противоречивость в действующей системе законодательства, регулирующей важные практические задачи детского здравоохранения. Следовательно, актуальность исследования правовых вопросов охраны здоровья детей, обоснованна и становится объектом интересов не только представителей юридического сообщества, но и врачей, политологов, иных специалистов.

Цель исследованиясостоит в выявлении проблем, связанных с правовой основой охраны здоровья детей, правовым регулированием и правоприменением в сфере детского здравоохранения РФ.

Для достижения поставленной цели исследования проведён аналитический обзор международных правовых документов, действующего федерального законодательства и других нормативно-правовых актов, регулирующих охрану здоровья детей. Выявлены основные проблемы правового регулирования и правоприменения в сфере охраны здоровья детей. Изучены методологические подходы решения выявленных проблем. В процессе исследования использовался формально-юридический метод при анализе действующего международного и национального законодательства РФ. Формально-логический метод позволил обратиться к уже существующим методологическим подходам и логическим законам при выявлении тех или иных правовых пробелов, коллизий норм, регулирующих вопросы охраны здоровья детей. Использованные в процессе исследования различные отчеты и аналитические показатели, вызвали необходимость применения статистического метода. Кроме того, увеличение смертности, снижение рождаемости, дефицит бюджетного финансирования детского здравоохранения — всё это не только результат использования возможностей статистики, но и существенный правовой аспект, который также определяет актуальность данного исследования.

Читайте также:  Бубновский домашние уроки здоровья гимнастика без тренажеров 60 упражнений

Законодательное регулирование детского здравоохранения в Российской Федерации строится и развивается на основе общепризнанных международных норм, в числе которых следует выделить Всеобщую декларацию прав человека, согласно ст. 25 «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь» [12]; Декларацию прав ребенка «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту до и после рождения» [12]; Конвенцию о правах ребёнка, которая определяет, что «государства — участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья» [12] и т. д. Однако на основании проведённого аналитического обзора международно-нормативных документов можно резюмировать следующее. Имплементация в России международно-правовых норм, регулирующих вопросы охраны здоровья детей, является проблемной и слаборазвитой областью теории и практики национального права. Во-первых, до сих пор остается неразрешённым вопрос о соотношении, национального законодательства с международными нормами. С одной стороны, в ч.4 ст.15 Конституции РФ указано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [12]. С другой стороны, вынесенное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 г. № 21-П г, а так же последующие изменения в национальном законодательстве, коснувшиеся расширения полномочий Конституционного Суда, определили нормы национального права приоритетными [1, с.126–128]. Во-вторых, сложную правовую проблему представляет учет национальных и культурных особенностей различных групп детей, проживающих на территории РФ. Для представителей восточной диаспоры с мусульманской религией, других конфессий и религий, определённые положения международных нормативных документов — продукт западной цивилизации, неприемлемы и спорны [4, с.186]. По данной проблеме целесообразно обратиться к исследованиям А. Е. Черкасовой, которая в своей работе «Институциональное взаимодействие медицины и религии» отмечает «оказание медицинской помощи без учета религиозно-культурных особенностей индивидуума, может привести к крайне негативным последствиям» [8, с.45]. Однако, духовная составляющая человеческой личности в современном здравоохранении РФ выходит за границы компетенции медицины.

Современное российское законодательство по охране здоровья детей представляет собой многоуровневую и многогранную структуру федеральных и региональных законодательных, нормативно-правовых и отраслевых актов, затрагивающее различные сферы общественных отношений. Несмотря на плодотворную деятельность законодателей по вопросам детского здравоохранения, в последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей во всех возрастных группах. По официальным статистическим данным Федеральной службы государственной статистики за 2017–2018 год 35 % детей в России рождаются с врожденными заболеваниями, 12 % детей в России рождаются не доношенными, число детей инвалидов в стране составляет более 500 000 (2 %). Около 50 % детей рожденных в России, имеют психологические отклонения. К моменту окончания школы 2,5 % выпускников остаются полностью здоровыми, соответственно 97,5 % имеют проблемы со здоровьем, а 70 % из них имеют хронические заболевания. На январь 2018 г. раком болеют примерно 20 00 детей до 17 лет, причем 60 % приходится на малышей от 0 до 4 лет. В 2017–2018 учебном году в Российских школах, на уроках физкультуры умерло 211 учеников, в основном из за проблем с сердцем [12].

В России одновременно реализуются Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и Приоритетный национальный проект «Здоровье», на финансирование которых выделяются значительные средства из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. При этом, как свидетельствует проведенное исследование Н. В. Рехтиной и Н. Н. Калмыкова, статус и процедуры реализации этих программ в нормативных правовых актах не определены, в результате мероприятия данных программ зачастую дублируются [2]. Следовательно, выполнение не связанных, а где-то и противоречивых между собой программ приводит к их низкой результативности и бесконтрольным программным расходам на здравоохранение, что не способствует эффективному решению правовых проблем охраны здоровья детей.

О необходимости совершенствования законодательной базы по вопросам правового регулирования детского здравоохранения в своём исследовании затрагивает и председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья детей Т. В. Яковлева, утверждая, что врачи бьют тревогу — разработка государственных образовательных стандартов ведётся без надлежащего медицинского сопровождения [10]. Е. А. Певцова и С. А. Усатов по данной проблеме отмечают, что «несогласованность вводимых локальных изменений в образовательный процесс со всей организационно-образовательной системой, ведет к их ключевому противоречию. Кроме того, зачастую, из-за отсутствия профессиональной и грамотной педагогической экспертизы, с учётом мнения медицинских специалистов те идеи, которые ставит законодатель в сфере образования, не только порой не достигают намеченной цели, но и негативно отражаются на состоянии здоровья детей» [6]. В этой связи высказывание директора НИИ возрастной физиологии Российской академии образования М. М. Безруких весьма актуально: «главный вопрос не только в том, соответствует ли нагрузка на детей нормативу, но и соответствует ли сам норматив возможностям здоровья современного ребенка» [12]. Таким образом, на основании выше изложенных точек зрения и проведенного анализа таких нормативных актов как ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. № 120 «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания», стала очевидной необходимость выработки и законодательного закрепления норм, определяющих правомочие представителей сферы здравоохранения быть включёнными в состав экспертов для проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания детского населения России.

Читайте также:  Ставропольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Общественные отношения в сфере охраны здоровья ребёнка регламентированы различными отраслями права. Однако, рассмотрение правовых вопросов охраны здоровья детей в различных отраслях правовой системы, не только не повлияло на интеграцию действующих нормативно-правовых актов при решении проблем детского здравоохранения, а усилило их противоречивость в слишком большой и слишком сложной правовой системе здравоохранения РФ. В значительной степени общественные отношения в сфере охраны здоровья детей урегулированы Трудовым кодексом Российской Федерации, который наряду с общими нормами регулирования труда устанавливает особенности регулирования труда несовершеннолетних. Так, в соответствии с разъяснениями Минздрава РФ Письма от 16.05.2017 N 15–2/3036225–9596, «лица, не достигшие 18-летнего возраста, допускаются к работе только по результатам медицинского осмотра и только в оптимальных или допустимых условиях труда» [12]. В связи с этим необходимо указать на то обстоятельство, что на практике далеко не все работодатели стремятся официально нанимать несовершеннолетних работников, т. к. работодатель при этом несёт дополнительные материальные расходы, в том числе на проведение медицинских осмотров. Следовательно, в силу сложившихся рыночных отношений, работодателю выгоднее не официально принимать на работу несовершеннолетнего, тем самым пренебрегая правилами охраны здоровья детей. При решении данной проблемы представляется справедливым согласиться с предложением В. Алистархова «чтобы заинтересовать потенциальных работодателей в официальном приеме несовершеннолетних на работу, необходимо законодательно освободить работодателя от обязанности нести хотя бы расходы на медицинские осмотры несовершеннолетних и закрепить для таких работников прохождение их на бесплатной основе в государственных медицинских учреждениях» [7].

Также стоит отметить, что не оставляет без внимания проблемы правового регулирования охрана здоровья детей и отрасль гражданского права. В частности это выражается в том, что в современном здравоохранении сложилась устойчивая тенденция развития платных медицинских услуг. По оценке экспертов, крупнейшими сегментами рынка частной медицины в России являются стоматология — 60 %, гинекология — 20 %, диагностика — 10 %, косметология — 6 % [5, с.262–264]. С одной стороны — это способствует возможности получения медицинских услуг, не доступных в рамках программ обязательного медицинского страхования, с другой стороны, во-первых, на практике, сфера коммерческой медицины не доступна для детей из малоимущих или многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во-вторых, анализ судебной практики показал, «нездоровое» стремление коммерческой медицины гнаться не за качеством предоставляемых медицинских услуг, а за количеством пациентов, что негативно отражается на развитии детского здравоохранения.

Подводя итог проведённому исследованию вопросов правового регулирования охраны здоровья детей, необходимо отметить то, что на сегодняшний день современное российское законодательство по вопросам детского здравоохранения в значительной степени носит дискретный характер, в большинстве случаев состоит из не связанных между собой нормативных актов, следовательно, негативные тенденций низкой эффективности государственных мер, в сфере правового регулирования детского здравоохранения, позволяют утверждать о необходимости её модернизации. Кроме того, целесообразно, прислушаться в этом плане к мнению известного правоведа А. Тадеева, который считает, что действующее российское законодательство в сфере здравоохранения с огромным числом нормативно-правовых актов уже содержит развитую систему правовых мер по охране здоровья детей. Следовательно, совершенствование действующего законодательства детского здравоохранения, должно быть не изобретением новых правовых механизмов и принятием новых законов, а повышение эффективности применения уже имеющихся правовых норм, т. е. улучшения правоприменительной практики [9]. Таким образом, сущность выше изложенного сводится к тому, что в сфере правового регулирования детского здравоохранения назрела острая необходимость в совершенствовании «Концепции проекта Федерального закона «Об охране здоровья детей”», с учётом имеющихся проблем правоприменительной практики. Ранее, в рамках исследовательской работы «Научные основы государственной политики в области охраны здоровья детей», на соискание учёной степени доктора медицинских наук, Е. Ю. Лапиным уже был разработан и научно обоснован проект Федерального закона «Об охране здоровья детей» [3, с.53], однако как показали проведённые исследования, данная научная концепция так и осталась на уровне проектной разработки.

Источник

Adblock
detector