Меню

Предмет и методы патологии болезнь и здоровье

Тема №1. Предмет, задачи и методы общей патологии. Основные понятия патологии: болезнь, этиология, патогенез

1. Объект, предмет, структура общей патологии.

2.Основные понятия общей патологии: этиология, патогенез, предболезнь, болезнь, патологический процесс, патологическое состояние, патологическая реакция.

3. Роль причин и условий в возникновении болезней

Термин «патологическая физиология» впервые использовал L.Gailliot (Галлиот), выпустивший в 1819 г. учебник под названием «Общая патология и патологическая физиология» («Pathologie general et physiologie pathologique»); этим термином пользовался Р.Вирхов (1947), а утвердил его В.В.Пашутин, издав «Лекции по общей патологии (патологической физиологии)».

Патофизиология как и любая другая наука имеет свой предмет и свой метод изучения.

Объектом исследования па­тофизиологии является больной организм, а предметом изучения служит:

— во-первых, выяснение общих и частных (конкретных) механизмов, лежащих в основе резистентности организма, возникновения, развития и завершения патологических процессов и болезней;

— во-вторых, изучение типовых патологических процессов, различная комбинация которых определяет клиническую картину различных заболеваний;

— в-третьих, выявление специфичных для отдельных органов и систем типовых форм нарушений функций и их восста­новления.

Таким образом, предмет патофизиологии составляет совокупность знаний, накопленных при изучении сущности болезней, причин и условий их возникновения, механизмов развития и преодоления, а также совокупность знаний об основных компонентах болезни (воспаление, лихорадка, гипоксия, нарушение обмена веществ и др.) и важнейших закономерностях повреждения отдельных органов и систем.

а) частный патогенез, который изучает механизмы отдельных патологических реакций, процессов, состояний и заболеваний (нозологических единиц). Частный патогенез изучают клиницисты, раскрывая механизм конкретных заболеваний у конкретных больных (например, патогенез сахарного диабета, пневмонии, язвенной болезни желудка и т.д.). Частный патогенез относится к конкретным нозологическим формам.

б) общий патогенез предполагает изучение механизмов, наиболее общих закономерностей, лежащих в основе типовых патологических процессов или отдельных категорий болезней (наследственных, онкологических, инфекционных, эндокринных и т.д.). Общий патогенез занимается изучением механизмов, приводящих к функциональной недостаточности какого-либо органа или системы. Например, общий патогенез? изучает механизмы развития сердечной недостаточности у больных с патологией сердечно-сосудистой системы: при пороках сердца, инфаркте миокарда, ишемической болезни сердца, заболеваниях легких с легочной гипертензией.

Общий и частный патогенез тесно связаны друг с другом, так как вскрытие и обобщение общих закономерностей возможно только на основе анализа частных форм патологии, а созданное на этой основе учение об общем патогенезе используется при раскрытии механизмов конкретных заболеваний и индивидуальных форм их течения.

Изучение патогенеза сводится к изучению так называемых патогенетических факторов, т.е. тех изменений в организме, которые возникают в ответ на воздействие этиологического фактора и в дальнейшем играют роль причины в развитии болезни. Патогенетический фактор вызывает появление новых: расстройств жизнедеятельности в развитии патологического процесса, болезни.

2. Прежде, чем дать современное определение понятия «болезнь», следует определить, что такое «норма», «здоровье», «предболезнь».

Определяя различные параметры функционирования раз­личных органов и систем человека и сравнивая их с нормативными, можно говорить о том, что человек здоров или болен. Так что же такое здоровье, как одно из ключевых понятий но­зологии?

Часто это понятие определяют с различными добавлениями как отсутствие болезни. Примеры этих определений:

Таким образом, основными критериями здоровья являются:

уравновешенность организма с внешней средой,

соответствие структуры и функции,

способность организма поддерживать гомеостаз,

полноценное участие в трудовой деятельности.

Р.М.Баевский и В.Л.Карпман выделяют две фазы предболезни:

I фаза характеризуется преобладанием неспецифических жалоб при практически сохранной работоспособности. В эту фазу предболезни нарушение гомеостаза происходит на уровне информационных и энергетических процессов, что снижает адаптационные возможности организма.

II фаза предболезни характеризуется специфическими изменениями с четким адресом будущего заболевания. Здесь хорошо определяются анатомо-морфологические структуры, в которых наряду с метаболическими имеются уже структурные изменения. Это и есть предболезнь в ее клиническом смысле, область состояний в интервале между здоровьем и болезнью, где происходит переход количественных изменений в качественные, переход этиологических факторов в патогенетические.

Предболезнь можно рассматривать как реализованную организмом вероятность заболевания, которая обусловлена влиянием внешних факторов и снижением адаптационных возможностей организма. Снижение функциональных возмож­ностей организма делает адаптацию несовершенной.

Предложено много различных дефиниций термина «болезнь «:

Из приведенных определений понятия «болезнь» следует, что:

а) причинами болезней являются патогенные факторы внешней или внутренней среды, причем ведущая роль в возникновении болезни принадлежит факторам внешней среды, даже если это и касается наследственных заболеваний;

б) для болезни характерна недостаточность приспособительных реакций организма. Они могут быть даже значительно усилены, но недостаточны для поддержания равновесия организма с окружающей средой;

Читайте также:  Ст 100 фз рф об основах охраны здоровья граждан в рф

в) болезнь характеризуется снижением трудоспособности и социальной полезности человека. Кратковременное снижение трудоспособности вследствие переутомления, а также в последние месяцы беременности не следует считать уменьшением социальной полезности человека. Следует иметь в виду, что понижение трудоспособности, как признак заболевания, не характерен для болезней детей и стариков.

Дата добавления: 2014-01-13 ; Просмотров: 3100 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Часть 1. Предмет патологии. Учение о болезни

I. Предмет патологии.

Патология (общая патология)— учение о болезни, объединяет патофизиологию и патологическую анатомию, является фундаментом медицины. Термин «патология» часто употребляется для обозначения нарушений жизнедеятельности и болезней. В этом смысле термины «патологический» и «болезненный» идентичены.

Патофизиология— наука о закономерностях возникновения, развития и исхода болезней. Патофизиология изучает причины и условия возникновения болезней (этиоло­гия), механизмы их развития (патогенез) и выздоровления (саногенез).

Составные части патофизиологии:

2. Частная патофизиология органов и систем.

3. Клиническая патофизиология — прикладная дисциплина, занимающаяся ис­
пользованием патофизиологических закономерностей в клинических условиях для интер­
претации данных лабораторных и инструментальных исследований.

Патологическая анатомия— раздел патологии, изучающий структурные (морфо­логические) проявления болезней. В практической медицине врач-патологоанатом иссле­дует трупы умерших с целью определения причины болезни и смерти.

//. Современное понятие нормы и здоровья.

В толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова норматрактуется, как стандарт, типичный вариант, идеальный образец. Патология обычно рассматривается как противо­положность нормы. В медицине существует три основных подхода к определению нормы.

3. Оптимальная норма. Этот подход базируется на представлении о статистиче­ском установлении величины параметров, при которых заболеваемость и смертность ми­нимальны. Например, ожирение и высокая концентрация в крови холестерина неблаго­приятны, так как увеличивают риск смерти от сердечной патологии (рис. 1.1). Но это не значит, что нужно добиваться минимальной концентрации холестерина в крови, так как это, в свою очередь, увеличивает риск смерти от злокачественных опухолей.

Рис 1.1. Риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у мужчин в зависимости от каждого от­дельно взятого фактора риска и их сочетания [Каппе1 ^.В. Ргеуепйуе сагсИо1о§у. Роз1§га€1 Мой 1977;61: 71-85]

Примечание: величины, выходящие за пределы нормы, находятся в темных клетках.

Следовательно, существует некое оптимальное значение концентрации холестери­на (оптимальная норма), которое минимизирует риск утраты здоровья и смерти. В практи­ческой медицине оптимальная норма используется достаточно редко, так как ее установ­ление требует проведения большого числа дорогостоящих массовых обследований.

Здоровье. Большинство ученых сходятся во мнении, что в настоящее время не су­ществует универсального определения понятию «здоровье». Среди предлагаемых разно­образных формулировок можно выделить несколько принципиально отличающихся.

1. Здоровье как норма. Базируется на отождествлении понятия «здоровье» с поня­тием «норма». При таком подходе здоровье рассматривают как отсутствие существен­ных отклонений от нормы основных жизненно важных показателей,

3. Здоровье как успешное приспособление. Этот подход к понятию индивидуаль­ного здоровья возник в 60-е годы прошлого века. В основе определений понятий «здоро­вье» и «болезнь» с позиции этого подхода лежат представления об адаптации. Переход от здоровья к болезни рассматривается в данном случае как процесс снижения степени адап­тации организма к окружающим условиям, результат недостаточности адаптационных механизмов, их истощения и срыва [Меерсон Ф.З., 1973; Казначеев В.П., Баевский Р.М., 1980].

Здоровье с точки зрения теории адаптации может быть охарактеризовано по ус­пешности адаптации организма к естественным жизненным ситуациям или стандарти­зованным условиям специальных тестов. Большинство методов, предлагаемых в настоя­щее время для оценки здоровья, основаны именно на оценке адаптивных возможностей различных систем организма.

4. Здоровье как благополучие. Наиболее полно этот подход отражен в распростра­
ненном определении понятию «здоровье» данном ВОЗ еще в 1946 году «. здоровье еле-

дует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополу­чия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов».

Качество з

Рис 1.2. Трехмерная модель здоровья [Куликов В.П., 2000].

IIII Понятие болезни. Патологические реакции, процессы, состояния. Симптом и синдром. Классификация, стадии развития и исходы бо­лезней.

Согласно формулировке ВОЗ, болезнь— особый вид страдания, вызванный поврежде­нием организма, отдельных его систем различными повреждающими факторами, харак­теризующийся нарушением системы регуляции и адаптации, и снижением трудоспособ­ности.

Можно выделить наиболее важные характеристики болезни в современном па­тофизиологическом понимании:

Болезни характеризуются специфическими проявлениями, такими как патологиче­ская реакция, патологический процесс, патологическое состояние, симптомы и синдромы.

Патологическая реакция— кратковременная неадекватная реакция организма на воздействие раздражителя. Например, гипергликемия при приеме углеводов у больного сахарным диабетом.

Читайте также:  Джоанна будвиг формула здоровья льняное масло и творог

Патологический процесс— закономерная последовательность явлений, возни­кающих в организме при воздействии патогенного фактора, приводящая к нарушению процессов жизнедеятельности. Один и тот же патологический процесс может вызы­ваться различными факторами. Например, опухоль может развиваться под влиянием об­лучения, курения, интоксикации, и др.

Типовой патологический процессразвивается всегда по одинаковым закономер­ностям вне зависимости от причины и локализации. К типовым патологическим процес­сам относятся воспаление, лихорадка, опухоль, тромбоз, аллергия.

Симптом— какой-либо признак, проявление болезни. Например, боль при травме конечности, раннее пробуждение при неврозе.

Синдром— устойчивая совокупность признаков болезни, объединенных общим па­тогенезом. Например, нефротический синдром, характеризующийся такими симптомами, как дизурия (нарушение выделения мочи), протеинурия (белок в моче), гематурия (кровь в моче), гипопротеинемия (снижение концентрации белка в крови), отеки.

Источник

Медицинская учебная литература

Учебная медицинская литература, онлайн-библиотека для учащихся в ВУЗах и для медицинских работников

Предмет, задачи и методы патологии

Патология — фундаментальная наука, изучающая закономерности возникновения, развития и завершения болезней. Предметом ее исследования является больной организм.

Как учебная дисциплина патология основывается на синтезе двух наук: патологической физиологии и патологической анатомии.

Методы, используемые в патологии. Для познания и объяснения сущности патологических процессов и болезней патология использует данные:

Патология включает два раздела — общую и частную патологию.

Общая патология изучает типовые (стереотипные) патологические процессы, лежащие в основе болезней, — дистрофию, некроз, атрофию, нарушения крово- и лимфообращения, воспаление, аллергию, лихорадку, гипоксию, а также приспособительные и компенсаторные реакции, шок. стресс и опухоли.

Частная патология изучает конкретные болезни, причины и механизмы их развития, проявления, осложнения и исход отдельных заболеваний.

Патология является теорией медицины, так как именно она позволяет раскрыть сущность болезни, выявить ее функциональные и структурные проявления, указать направление поиска принципов профилактики и лечения болезней.

Для решения стоящих перед ней задач патология использует два подхода:

Вместе с тем единство и взаимообусловленность фикции и структуры в норме и при патологии стирают грань между этими двумя подходами, и они по существу лишь дополняют друг друга. Так, патофизиология в настоящее время широко использует для анализа патологических процессов морфологические методы. Патологическая анатомия в свою очередь располагает методами, позволяющими оценивать функцию поврежденных структур.

Патологическая анатомия использует несколько методов. К ним относятся биопсия, вскрытие трупов и эксперименты на животных.

Биопсия — прижизненное исследование кусочков тканей и opганов больного. Высокое техническое оснащение современной клинической медицины позволяет получить фрагмент ткани (биоптат) практически любого органа человека.

Анализируя с пoмощью микроскопа и других методов изменения, обнаруженные в биоптате, патологоанатом устанавливает прижизненный клинический диагноз заболевания. Результаты исследования биопсийного материала позволяют выявить болезнь на самых ранних этапах ее развития, когда еще отсутствуют четкие клинические симптомы заболевания. Это дает возможность рано начать лечение и служит залогом благоприятного исхода болезни. В ряде случаев только патологоанатом может установить правильный диагноз (например, точно определить характер опухоли).

Вскрытие (аутопсия) трупов умерших больных проводится для выяснения тех изменений в органах и тканях, которые были вызваны болезнью, а также для установления причины смерти; по результатам вскрытия составляется патологоанатомический диагноз.

Эксперименты на животных широко используются для изучения морфологических изменений в органах и тканях в процессе болезни, от самых ранних ее проявлений до завершения, а также с целью оценки эффективности различных методов лечения.

Патофизиология — фундаментальная дисциплина, и поэтому моделирование (в том числе на животных) болезней, близких к заболеваниям человека, является ее ведущим методом.

История патологии.

Возникновение патологии и выделение ее в качестве самостоятельной науки относятся к первой половине XIX в., когда благодаря развитию химии, биологии, физиологии, хирургии, терапии и морфологии для нее была подготовлена coответствующая основа.

Первая в России кафедра патологической анатомии и патологической физиологии была организована в 1849 г. в Московском университете известным терапевтом А. И. Полуниным. Он пepвым понял необходимость сопоставления проявлений болезни, имевшихся при жизни больного, с изменениями, которые выявлялись при вскрытии трупов. А. И. Полунин — основоположник клинико-анатомического направления, которое стало характерной чертой отечественной медицины. Идеи А. И. Полунина продолжали и развивали его многочисленные ученики и последователи. Среди них и создатель Московской школы патологоанатомов, автор первого в России учебника по патологической анатомии проф. М. Н. Никифоров. Учениками М. Н. Никифорова были академики А. И. Абрикосов и И. В. Давыдовский. Развивая идеи, заложенные А. И. Полуниным и М. Н. Никифоровым, А. И. Абрикосов создал принципы отечественной патологической анатомии и внес большой вклад в разработку многих проблем общей и частной патологии. И. В. Давыдовский доказал закономерности развития патологических процессов и болезней; ему принадлежат крупные исследования в области общей патологии, патологии военного времени. Учеником М. Н. Никифорова был профессор М. А. Скворцов — признанный основоположник детской патологической анатомии.

Читайте также:  Рисунки на тему азбука здоровья

Преемником идей Московской школы патологоанатомов стал ученик А. И. Абрикосова — академик А. И. Струков. С его именем связаны разработки патоморфологии туберкулеза, ревматических болезней, патологии микроциркуляции, воспаления, а также введение в патологическую анатомию новых методов исследования — гистохимии, гистоферментохимии, электронной микроскопии, придавших ей функциональную направленность. Современный этап развития патологической анатомии характеризуется появлением молекулярной патологии, изучающей болезни на молекулярном уровне, обеспечивающим межклеточные отношения. Это направление в нашей стране возглавляет академик М. А. Пальцев.

Параллельно с патологической анатомией развивалась и патологическая «физиология. В 1849 г. тот же профессор А. И. Полунин стал основателем кафедры патологической физиологии в Московском университете. В этот период эксперимент на животных уже прочно вошел в арсенал методов научного исследования. Фундаментом для развития патологической физиологии явились исследования физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, терапевта С.П. Боткина.

В создании кафедр общей и экспериментальной патологии (патологической физиологии) в России большая заслуга принадлежит выдающемуся физиологу, ученику И. М. Сеченова — проф. В. В. Пашутину. Его научные исследования были сосредоточены на механизмах нарушения обмена веществ, голодании и патологии эндокринной системы. Крупный вклад в развитие общей патологии внесли отечественные патофизиологи профессора А.Б. Фохт, А.А. Богомолец, Н.Н. Аничков, С.С. Халатов, А.Д. Сперанский, Н.Н. Сиротинин. которые разрабатывали различные аспекты проблем реактивности, старения, патологии эндокринной системы. Н. Н. Аничков и С. С. Халатов создали первую экспериментальную модель атеросклероза и многое сделали для понимания механизмов его развития.

Большой вклад в развитие патологии внесли крупные зарубежные физиологи и морфологи — К. Бернар. В. Кеннон. К. Рокитанский, Р. Вирхов, Г. Селье. Так, известный физиолог XIX века К. Бернар является основоположником экспериментально-физиологического направления в патологии и учения о постоянстве внутренней среды организма — гомеостазе. Крупнейший немецкий патолог Р. Вирхов — основатель учения о клеточной патологии. Клеточная теория патологии стала мощным стимулом для изучения и систематизации клеточных, а позднее субклеточных механизмов развития болезни. Широкую известность и pacпpoстранение получили исследования Г. Селье, показавшего важную роль нейроэндокринной системы в формировании приспособив тельных реакций и расстройств жизнедеятельности. Он является основоположником учения о стрессе.

Представление о типовых, или стереотипных, реакциях, т. е. об относительно небольшом наборе ответов организма на изменения окружающего мира и внутренней среды, распространяется на все и физиологические, и патологические процессы. Стереотипные реакции проявляются на всех уровнях организации живой материи. На молекулярном уровне набор стереотипных реакций относительно невелик, на уровне внутриклеточных структур их несколько больше (например, в митохондриях могут происходить набухание, потеря матрикса, разрушение крист, разрыв наружной мембраны); на уровне клетки — секвестрация (отделение части клетки), дифференцировка, деление, созревание. Различные сочетания стереотипных реакций на уровне внутриклеточных структур, клеток, тканей и органов в условиях патологии составляют специфику общепатологических процессов, а на уровне систем и всего организма — картину болезни.

Учение о гомеостазе — совокупности типовых реакций, составляющих относительное постоянство состава крови, метаболизма, температуры тела, артериального давления, иными словами — постоянства внутренней среды. Эти же реакции определяют ответы организма на патогенные воздействия.

Гетерогенность — еще одна важная биологическая закономерность. Органы функционируют на протяжении многих десятков лет потому, что в каждый данный момент функционально активна не вся ткань органа, а только ее определенная часть. Функционирующие структуры разрушаются, для их восстановления требуются время, энергетические и пластические затраты. Пока идет процесс восстановления разрушившихся структур, функция органа осуществляется другими структурами, которые в свою очередь тоже разрушаются. Все это в норме создает структурнофункциональную мозаичность органов и тканей, которая называется гетерогенностью. Она выявляется на всех уровнях жизнедеятельности: даже отдельная митохондрия не функционирует в клетке одновременно всей своей структурой. Явление гетерогенности создает функциональный (жизненный) резерв организма. Исчезновение гетерогенности структур клеток и тканей является плохим прогностическим признаком, указывающим на истощение резервных возможностей организма.

Знание указанных биологических закономерностей позволяет правильно понять болезнь, оценить состояние больного и проводить целенаправленное лечение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Adblock
detector