Меню

Председатель комитета государственной думы по охране здоровья

Доклад председателя комитета по охране здоровья Дмитрия Морозова на заседании коллегии Минздрава России

26 июня 2020 года Председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Дмитрий Морозов принял участие в заседании Коллегии Минздрава России «Об итогах работы Министерства здравоохранения РФ в 2019 году и задачах на 2020 год», выступив с докладом на тему «Законодательное регулирование охраны здоровья граждан в 2019-2020 гг.».

Участниками заседания стали заместитель Председателя Правительства Т.А.Голикова, заместитель Председателя Совета Федерации Г.Н.Карелова, советник Президента России А.Ю.Левицкая, руководитель Росздравнадзора А.В.Самойлова, Председатель ФФОМС Е.Е.Чернякова, Президент Национальной медицинской палаты Л.М.Рошаль, заместитель Мэра Москвы по социальным вопросам А.В.Ракова, Председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов П.В.Глыбочко, представители органов исполнительной власти субъектов РФ, главных внештатных специалистов, ФМБА России, руководители высших органов исполнительной власти субъектов РФ.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В 2019-2020 гг.

13 мая в Государственной Думе состоялся первый «Правительственный час» в этом году – он был посвящен «Охране здоровья граждан в период эпидемии» и парламентарии обсудили доклад М.А. Мурашко, единогласно в итоге поддержав Министерство здравоохранения. С этого мне бы хотелось начать свое выступление.

Действительно, сегодня мы обсуждаем итоги работы 2019 года, но уже сквозь призму первого полугодия 2020 года, опыта функционирования системы в экстремальных условиях и новой реальности.

В Комитете Государственной Думы по охране здоровья активно работали все подкомитеты, 12 Экспертных Советов, 14 рабочих групп. В 2020 году дополнительно мы организовали «Рабочую группу по законодательному обеспечению охраны здоровья в период эпидемии».

Ряд ключевых позиций 2019 года

Государственная Дума в 2019 году приняла 32 федеральных закона по охране здоровья, наш Комитет провел 16 Круглых столов и Парламентских слушаний на самые актуальные темы, в том числе в Тамбовской, Волгоградской и Сахалинской областях, Республиках Саха(Якутия) и Татарстан.

В части важнейших законодательных изменений организации оказания медицинской помощи я бы подчеркнул введение нового нормативного регулирования паллиативной помощи. Были решены проблемы обезболивания, лечения на дому за счет ОМС, взаимодействия медицинских и социальных служб. Под председательством В.В. Володина Государственная Дума провела большие Парламентские слушания по этой проблеме с участием Министра здравоохранения, всех субъектов РФ. Немаловажными стали законы о посещении пациентов в реанимации, обеспечении эффективной работы международного Медицинского кластера, особенностях лицензирования медицинских организаций Крыма. Вместе с Комитетом по обороне мы регламентировали Медицинское обеспечение Вооруженных Сил РФ.

Разумеется, принципиально важным является финансовое обеспечение здравоохранения. Осенью 2019 года в бюджет 2020-2022 гг. заложено от 4 трлн 90 млрд до 4,4 трлн (с ростом +20%), включая новые позиции лекарственного обеспечения пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями после ВМП, 85 региональных программ борьбы с онкологическими заболеваниями (969 млрд. рублей), федеральное финансирование 2 орфанных заболеваний (апластическая анемия неуточненная и наследственный дефицит факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта-Прауэра), инвестиции 153 объектов (из них 62 новых) – Рязанская, Тверская, Воронежская, Тульская, Смоленская и Мурманская области, Краснодарский край, Республики Крым и Саха(Якутия) и многое другое. Финансирование федеральных проектов было в приоритете – 1,7 трлн. руб. до 2024 года.

Совершенствование лекарственного обеспечения в стране потребовало существенных законодательных новелл: государственного регулирования цен на лекарства с возможностью роста 1 раз в год и снижения вслед за снижением цены в референтных странах; упорядочения регистрации фармацевтических субстанций, разрешения культивирования наркосодержащих растений, а также ввоза конкретной партии незарегистрированных наркотических и психотропных лекарственных препаратов для конкретных пациентов. Мы приняли законы о взаимозаменяемости лекарственных препаратов, переносе сроков маркировки лекарств на 1 июля 2020, важнейший – о Социальном налоговом вычете на лекарства.

Не могу не отметить принятый федеральный закон об Организации отдыха и оздоровления детей, в котором мониторинг и контроль касаются, в том числе, охраны здоровья детей. Комитет работает над законопроектом о «школьной медицине», здоровьесберегающем учебном процессе. Подчеркну – у нас впервые появился отдельный Федеральный проект по детскому здравоохранению.

Большое внимание мы уделили законодательной защите врачей, завершив работу над законами об административной и уголовной ответственности за воспрепятствование деятельности медицинского работника, непредоставление преимущества машинам «скорой помощи». Осмысление прав и обязанностей современного врача, медицинской помощи и услуги, «врачебной ошибки» стало предметом постоянной работы экспертов Комитета, круглых столов «Медицина и право. Врач и пациент», «Хирургия – зона профессионального и юридического риска». Над этой проблемой мы работаем вместе с Национальной Медицинской Палатой.

В 2019 году были сняты возрастные ограничения участия в программе «Земский доктор», принят закон о «Практической подготовке обучающихся». В кадровой политике последовательно придерживались исполнения поручения Президента о целевой подготовке, в том числе в ординатуре.

Законодательное регулирование COVID-19

Окончание 2019 года ознаменовалось эпидемией COVID-19. Разумеется, требовались новые законодательные решения, и в кратчайшие сроки мы все вместе провели необходимую законотворческую работу.

Затем Правительство наделили правом устанавливать особенности обращения и госрегистрации лекарств и медизделий в условиях эпидемии, ограничивать оптовую и розничную торговлю ими.

Важным стали полномочия устанавливать особенности реализации базовой программы ОМС, в том числе формирование страхового запаса ОМС на финансовое обеспечение переподготовки врачей, ремонта оборудования, компенсации недополученных доходов медорганизациям. Целый блок законов устанавливал ответственность за нарушения санитарно-эпидемиологических правил, новых регламентов.

В целом, законодатели регламентировали право Правительства устанавливать особенности организации всей медицинской помощи в ситуации угрозы распространения заболевания.

Читайте также:  Фестиваль здоровья в школе отчет

Рабочая группа Комитета провела несколько заседаний, ежедневно взаимодействуя с Министерством здравоохранения, формулируя предложения депутатов и наших коллег из регионов. Благодарны М.А. Мурашко и его команде за сотрудничество, за включение нас в работу над Временными клиническими рекомендациями лечения COVID-19.

За это время мы неоднократно обращались и в Правительство Российской Федерации, в том числе к Председателю Правительства М.В. Мишустину, предлагая наши решения в текущий момент и на перспективу. Здравоохранение 2020+, охрана здоровья в постэпидемический период должны учесть накопленный клинический и организационный опыт.

Законодательные перспективы развития здравоохранения после эпидемии

В оставшееся полугодие 2020 года и в последующем мы бы хотели уделить внимание ряду позиций, которые депутаты представили в ходе Правительственного часа:

1. Финансирование. Действительно, многое решено и в рамках Нацпроекта и дополнительно. Но – никуда не делась просроченная кредиторская задолженность медицинских организаций – свыше 14 млрд. рублей. Надо найти решение этой проблемы.

4. В этой связи обращаем внимание на законопроекты, касающиеся вакцинации. Круглый стол Комитета «Вакцинация. Как избежать эпидемии?», прошедший в апреле 2019 года, последующие Парламентские слушания убедили в необходимости не только расширять национальный календарь прививок, но и проводить большую организационную работу, формировать Доклад по Вакцинации, создать Совет при Министерстве. Сейчас в Госдуме находится законопроект о расширении бесплатной иммунизации в частных медицинских учреждениях.

5. Частную медицину надо задействовать более эффективно, используя для государственных задач ее ресурсы и инвестиции (и в рамках ГЧП, и заказом ОМС с четким контролем).

6. Следует закрепить в законе новые возможности телемедицины, искусственного интеллекта. Успешная практика г.Москвы, Республики Татарстан, Московской области и других субъектов тому свидетельство. Важно завершить формирование личных кабинетов пациентов, подключение всех больниц к интернету. Следует быстрее перейти на полный электронный документооборот. Просим поддержать наши законопроекты, в том числе по дистанционному медосмотру водителей.

7. Законопроект о регистрах льготников принят в двух чтениях. Не могу не поблагодарить председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко, вице-премьера Т.А. Голикову за внимание к лекарственному обеспечению орфанных пациентов. Спасибо Президенту за решение об отдельном финансировании лечения этих детишек.

8. Важно усиление профессиональных НКО, саморегулирования медицинской деятельности. Просим поддержать подготовленные изменения в законодательстве по правам врачей, трактовке «врачебной ошибки», участии в экспертизе неблагоприятных событий профессиональных ассоциаций врачей. Врач не может не быть членом профессиональной ассоциации.

10. Эпидемия, необходимость сохранения экономики, определили потребность в новой концепции современной производственной медицины, развития профпатологии, равноправном участии медиков в управлении производственными процессами.

12. Вместе с совершенствованием целевой подготовки врачей, работы НМО, в том числе дистанционной, считаем необходимым уделить максимум внимания увеличению приема в медицинские колледжи, воспитанию грамотных фельдшеров.

13. Следуя поручениям Президента, необходимо сформировать новую отраслевую систему оплаты труда медиков, предусмотреть дополнительное финансирование. Считаем важным закрепить социальные льготы отдельным специалистам – реаниматологам, сотрудникам скорой помощи, инфекционных отделений. Предусмотреть возможность предоставления жилья медицинским работникам по договорам социального и служебного найма с последующей приватизацией.

14. Президент продлил Выплаты стимулирующего характера на июль и август. Необходимо их довести до каждого в полном объеме. Предлагаем распространить их помимо фельдшеров на медсестер и акушерок.

Многое требует завершения – антитабачный блок законопроектов, организация межрегиональных центров специализированной помощи детям, включая детскую онкологию, профилактика йодного дефицита, концепция общественного здравоохранения, охрана психического здоровья. Следует развивать медицинские университеты, повышать их финансирование, в том числе финансирование федеральных клиник. Важна адресная поддержка фундаментальной и прикладной медицинской науки.

Работая в одной команде, хочется поблагодарить всех медиков, пожелать Министерству, М.А. Мурашко, всем коллегам в нашей любимой Родине, успехов. Благодарим вас!

Источник

Морозов Дмитрий Анатольевич

Дмитрий Морозов родился 5 мая 1971 года в городе Минск, Беларусь. В 1994 году с отличием окончил педиатрический факультет Саратовского государственного медицинского университета, а в 1996 году стал выпускником клинической ординатуры кафедры детской хирургии.

С 1996 года в течении шестнадцати лет работал на кафедре детской хирургии Саратовского государственного медицинского университета имени Василия Разумовского. Через два года Морозов стал членом Российской ассоциации детских хирургов. В 2000 году Дмитрий Анатольевич защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук в Российском Государственном Университета имени Николая Пирогова. С 2003 года являлся заведующим кафедрой и руководителем университетской клиники. Через пять лет получил ученое звание профессора по кафедре детской хирургии.

С 2008 года на протяжении четырех лет Морозов назначен председателем Саратовского регионального отделения Российской ассоциации детских хирургов. С 2010 года стал директором научно-исследовательского института фундаментальной и клинической уронефрологии Саратовского государственного медицинского университета. В 2012 году занял кресло главного специалиста детского хирурга по Приволжскому федеральному округу.

В следующем году Дмитрий Анатольевич являлся заместителем директора Московского НИИ педиатрии и детской хирургии, заведующим отделением абдоминальной хирургии. С сентября 2013 года назначен директором НИИ детской хирургии. Через два года стал руководителем отдела детской хирургии Научного Центра здоровья детей, заведующим отделением общей хирургии. С октября 2013 года выступал заведующим кафедрой детской хирургии и урологии-андрологии Первого Московского государственного медицинского университета имени Ивана Сеченова.

Читайте также:  Ответственность директора школы за здоровье ребенка по закону

С 2013 года Морозов выступает председателем Жюри ежегодных Российских научных студенческих конференций. Является руководителем Школы мастерства «Детская хирургия» Первого МГМУ имени Ивана Сеченова. Входит в редакционную коллегию журналов: «Российский Вестник хирургии, анестезиологии и реаниматологии детского возраста», «Детская хирургия», «Лечение и профилактика». Член Правления Общества детских хирургов Москвы.

Дмитрий Анатольевич с 2014 года назначен заместителем председателя Президиума Российской Ассоциации детских хирургов. Под его руководством защищено семь кандидатских и одна докторская диссертации. Входит в Диссертационный Совет Саратовского Государственного Медицинского Университета по специальности «урология».

С 2016 по 2019 год, в течение исполнения полномочий депутата Государственной Думы VII созыва, выступил соавтором 16 законодательных инициатив и поправок к проектам федеральных законов. По инициативе главы комитета по охране здоровья весной 2019 года стартовала проверка школьных лагерей и других мест детского отдыха, приуроченная к началу летнего сезона. Параллельно Дмитрий Анатольевич осуществляет контроль над исполнением закона о телемедицине и пытается дополнить его положениями об удаленном распространении лекарств и дистанционных консультациях пациентов в регионах.

Награды и Признание Дмитрия Морозова

«Отличник здравоохранения России»
Лауреат конкурса Союза педиатров России «Детский врач 2007 года»
Почетная грамота министерства здравоохранения России
Диплом III степени премии Российского конкурса «Лучший детский хирург России 2011 года»
Благодарственное письмо президента России «За заслуги в развитии бюджетного законодательства, многолетнюю добросовестную работу».
Благодарность Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «За большой вклад в законотворческую деятельность и развитие парламентаризма в Российской Федерации».

Семья Дмитрия Морозова

Источник

ДОКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ДМИТРИЯ МОРОЗОВА НА ЗАСЕДАНИИ КОЛЛЕГИИ МИНЗДРАВА РОССИИ

26 июня 2020 года Председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Дмитрий Морозов принял участие в заседании Коллегии Минздрава России «Об итогах работы Министерства здравоохранения РФ в 2019 году и задачах на 2020 год», выступив с докладом на тему «Законодательное регулирование охраны здоровья граждан в 2019-2020 гг.».

Участниками заседания стали заместитель Председателя Правительства Т.А.Голикова, заместитель Председателя Совета Федерации Г.Н.Карелова, советник Президента России А.Ю.Левицкая, руководитель Росздравнадзора А.В.Самойлова, Председатель ФФОМС Е.Е.Чернякова, Президент Национальной медицинской палаты Л.М.Рошаль, заместитель Мэра Москвы по социальным вопросам А.В.Ракова, Председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов П.В.Глыбочко, представители органов исполнительной власти субъектов РФ, главных внештатных специалистов, ФМБА России, руководители высших органов исполнительной власти субъектов РФ.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В 2019-2020 гг.

13 мая в Государственной Думе состоялся первый «Правительственный час» в этом году – он был посвящен «Охране здоровья граждан в период эпидемии» и парламентарии обсудили доклад М.А. Мурашко, единогласно в итоге поддержав Министерство здравоохранения. С этого мне бы хотелось начать свое выступление.

Действительно, сегодня мы обсуждаем итоги работы 2019 года, но уже сквозь призму первого полугодия 2020 года, опыта функционирования системы в экстремальных условиях и новой реальности.

В Комитете Государственной Думы по охране здоровья активно работали все подкомитеты, 12 Экспертных Советов, 14 рабочих групп. В 2020 году дополнительно мы организовали «Рабочую группу по законодательному обеспечению охраны здоровья в период эпидемии».

Ряд ключевых позиций 2019 года

Государственная Дума в 2019 году приняла 32 федеральных закона по охране здоровья, наш Комитет провел 16 Круглых столов и Парламентских слушаний на самые актуальные темы, в том числе в Тамбовской, Волгоградской и Сахалинской областях, Республиках Саха(Якутия) и Татарстан.

В части важнейших законодательных изменений организации оказания медицинской помощи я бы подчеркнул введение нового нормативного регулирования паллиативной помощи. Были решены проблемы обезболивания, лечения на дому за счет ОМС, взаимодействия медицинских и социальных служб. Под председательством В.В. Володина Государственная Дума провела большие Парламентские слушания по этой проблеме с участием Министра здравоохранения, всех субъектов РФ. Немаловажными стали законы о посещении пациентов в реанимации, обеспечении эффективной работы международного Медицинского кластера, особенностях лицензирования медицинских организаций Крыма. Вместе с Комитетом по обороне мы регламентировали Медицинское обеспечение Вооруженных Сил РФ.

Разумеется, принципиально важным является финансовое обеспечение здравоохранения. Осенью 2019 года в бюджет 2020-2022 гг. заложено от 4 трлн 90 млрд до 4,4 трлн (с ростом +20%), включая новые позиции лекарственного обеспечения пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями после ВМП, 85 региональных программ борьбы с онкологическими заболеваниями (969 млрд. рублей), федеральное финансирование 2 орфанных заболеваний (апластическая анемия неуточненная и наследственный дефицит факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта-Прауэра), инвестиции 153 объектов (из них 62 новых) – Рязанская, Тверская, Воронежская, Тульская, Смоленская и Мурманская области, Краснодарский край, Республики Крым и Саха(Якутия) и многое другое. Финансирование федеральных проектов было в приоритете – 1,7 трлн. руб. до 2024 года.

Совершенствование лекарственного обеспечения в стране потребовало существенных законодательных новелл: государственного регулирования цен на лекарства с возможностью роста 1 раз в год и снижения вслед за снижением цены в референтных странах; упорядочения регистрации фармацевтических субстанций, разрешения культивирования наркосодержащих растений, а также ввоза конкретной партии незарегистрированных наркотических и психотропных лекарственных препаратов для конкретных пациентов. Мы приняли законы о взаимозаменяемости лекарственных препаратов, переносе сроков маркировки лекарств на 1 июля 2020, важнейший – о Социальном налоговом вычете на лекарства.

Не могу не отметить принятый федеральный закон об Организации отдыха и оздоровления детей, в котором мониторинг и контроль касаются, в том числе, охраны здоровья детей. Комитет работает над законопроектом о «школьной медицине», здоровьесберегающем учебном процессе. Подчеркну – у нас впервые появился отдельный Федеральный проект по детскому здравоохранению.

Читайте также:  Социально гигиенические аспекты здоровья детей

Большое внимание мы уделили законодательной защите врачей, завершив работу над законами об административной и уголовной ответственности за воспрепятствование деятельности медицинского работника, непредоставление преимущества машинам «скорой помощи». Осмысление прав и обязанностей современного врача, медицинской помощи и услуги, «врачебной ошибки» стало предметом постоянной работы экспертов Комитета, круглых столов «Медицина и право. Врач и пациент», «Хирургия – зона профессионального и юридического риска». Над этой проблемой мы работаем вместе с Национальной Медицинской Палатой.

В 2019 году были сняты возрастные ограничения участия в программе «Земский доктор», принят закон о «Практической подготовке обучающихся». В кадровой политике последовательно придерживались исполнения поручения Президента о целевой подготовке, в том числе в ординатуре.

Законодательное регулирование COVID-19

Окончание 2019 года ознаменовалось эпидемией COVID-19. Разумеется, требовались новые законодательные решения, и в кратчайшие сроки мы все вместе провели необходимую законотворческую работу.

Затем Правительство наделили правом устанавливать особенности обращения и госрегистрации лекарств и медизделий в условиях эпидемии, ограничивать оптовую и розничную торговлю ими.

Важными стали полномочия устанавливать особенности реализации базовой программы ОМС, а также возможность компенсации недополученных доходов медорганизациям. Целый блок законов устанавливал ответственность за нарушения санитарно-эпидемиологических правил, новых регламентов.

В целом, законодатели регламентировали право Правительства устанавливать особенности организации всей медицинской помощи в ситуации угрозы распространения заболевания.

Рабочая группа Комитета провела несколько заседаний, ежедневно взаимодействуя с Министерством здравоохранения, формулируя предложения депутатов и наших коллег из регионов. Благодарны М.А. Мурашко и его команде за сотрудничество, за включение нас в работу над Временными клиническими рекомендациями лечения COVID-19.

За это время мы неоднократно обращались и в Правительство Российской Федерации, в том числе к Председателю Правительства М.В. Мишустину, предлагая наши решения в текущий момент и на перспективу. Здравоохранение 2020+, охрана здоровья в постэпидемический период должны учесть накопленный клинический и организационный опыт.

Законодательные перспективы развития здравоохранения после эпидемии

В оставшееся полугодие 2020 года и в последующем мы бы хотели уделить внимание ряду позиций, которые депутаты представили в ходе Правительственного часа:

1. Финансирование. Действительно, многое решено и в рамках Нацпроекта и дополнительно. Но – никуда не делась просроченная кредиторская задолженность медицинских организаций – свыше 14 млрд. рублей. Надо найти решение этой проблемы.

4. В этой связи обращаем внимание на законопроекты, касающиеся вакцинации. Круглый стол Комитета «Вакцинация. Как избежать эпидемии?», прошедший в апреле 2019 года, последующие Парламентские слушания убедили в необходимости не только расширять национальный календарь прививок, но и проводить большую организационную работу, формировать Доклад по Вакцинации, создать Совет при Министерстве. Сейчас в Госдуме находится законопроект о расширении бесплатной иммунизации в частных медицинских учреждениях.

5. Частную медицину надо задействовать более эффективно, используя для государственных задач ее ресурсы и инвестиции (и в рамках ГЧП, и заказом ОМС с четким контролем).

6. Следует закрепить в законе новые возможности телемедицины, искусственного интеллекта. Успешная практика г.Москвы, Республики Татарстан, Московской области и других субъектов тому свидетельство. Важно завершить формирование личных кабинетов пациентов, подключение всех больниц к интернету. Следует быстрее перейти на полный электронный документооборот. Просим поддержать наши законопроекты, в том числе по дистанционному медосмотру водителей.

7. Законопроект о регистрах льготников принят в двух чтениях. Не могу не поблагодарить председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко, вице-премьера Т.А. Голикову за внимание к лекарственному обеспечению орфанных пациентов. Спасибо Президенту за решение об отдельном финансировании лечения этих детишек.

8. Важно усиление профессиональных НКО, саморегулирования медицинской деятельности. Просим поддержать подготовленные изменения в законодательстве по правам врачей, трактовке «врачебной ошибки», участии в экспертизе неблагоприятных событий профессиональных ассоциаций врачей. Врач не может не быть членом профессиональной ассоциации.

10. Эпидемия, необходимость сохранения экономики, определили потребность в новой концепции современной производственной медицины, развития профпатологии, равноправном участии медиков в управлении производственными процессами.

12. Вместе с совершенствованием целевой подготовки врачей, работы НМО, в том числе дистанционной, считаем необходимым уделить максимум внимания увеличению приема в медицинские колледжи, воспитанию грамотных фельдшеров.

13. Следуя поручениям Президента, необходимо сформировать новую отраслевую систему оплаты труда медиков, предусмотреть дополнительное финансирование. Считаем важным закрепить социальные льготы отдельным специалистам – реаниматологам, сотрудникам скорой помощи, инфекционных отделений. Предусмотреть возможность предоставления жилья медицинским работникам по договорам социального и служебного найма с последующей приватизацией.

14. Президент продлил Выплаты стимулирующего характера на июль и август. Необходимо их довести до каждого в полном объеме.

Многое требует завершения – антитабачный блок законопроектов, организация межрегиональных центров специализированной помощи детям, включая детскую онкологию, профилактика йодного дефицита, концепция общественного здравоохранения, охрана психического здоровья. Следует развивать медицинские университеты, повышать их финансирование, в том числе финансирование федеральных клиник. Важна адресная поддержка фундаментальной и прикладной медицинской науки.

Работая в одной команде, хочется поблагодарить всех медиков, пожелать Министерству, М.А. Мурашко, всем коллегам в нашей любимой Родине, успехов. Благодарим вас!

Источник

Adblock
detector