Меню

Причины ухудшения здоровья младших школьников

Проблемы здоровья младших школьников

Дата создания: 2014/01/13

Автор: Рудковский Виктор

За последние десятилетия все чаще и чаще на разных уровнях поднимаются вопросы о здоровье нации, в частности, вопрос о здоровье младших школьников. В обществе здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека. Появляются данные статистики, в которых ясно показано, что здоровье детей ухудшается и это связанно чаще всего со школой. Около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в здоровье. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, поэтому это требует от учителя младших классов глубоких знаний физиологии и гигиены ребенка для эффективного построения учебного процесса.

Негативное влияние по отношению к своему здоровью оказывает ряд факторов, связанных с организацией учебного процесса в школе: увеличение учебной нагрузки, «совершенствование» учебного процесса за счет увеличения объема информации, отсутствие хорошо организованного, качественного питания в школах, отсутствие адаптации учебного процесса к индивидуальным психофизиологическим особенностям детей. Это требует от младшего школьника мобилизации его психофизиологических возможностей, поэтому опытный педагог должен четко представлять себе уровень этих возможностей.

Проблема сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников касается не только семьи, но и учителя. И если люди научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Здоровье детей как социальная проблема современного общества. Ряд факторов, связанных с организацией учебного процесса в школе таких как: увеличение учебной нагрузки, увеличения объема информации учебного процесса, отсутствие хорошо организованного, качественного питания в школах, отсутствие адаптации учебного процесса к индивидуальным психофизиологическим особенностям детей, нарушения санитарно-гигиенических правил и режима школьника, так или иначе, оказывает влияние на здоровье школьников. Лишь очень крепкие и выносливые от рождения дети не испытывают вредных последствий этих нарушений, у других детей в этих условиях могут развиться нарушение осанки, искривление позвоночника, близорукость. Так, неправильное положение ребенка на занятиях в школе и при подготовке домашних заданий, ношение учебников в портфелях и папках при слабости опорно-двигательного аппарата вызывают изменение осанки ребенка с развитием искривления позвоночника. Эти нарушения чаще возникают у детей, которые не занимаются физкультурой и спортом, а также у детей со сниженным зрением и слуха.

Чрезмерная нагрузка, отсутствие правильного чередования умственного напряжения и отдыха, прогулок на воздухе, физических упражнений и физического труда, недостаточный сон, неоправданные перегрузки дополнительными развлечениями ведут к умственному переутомлению школьников. Они становятся легко возбудимыми и раздражительными, капризными, не всегда адекватными в поведении, малообщительными, плаксивыми, плохо усваивают школьные задания. Так постепенно в результате умственного переутомления ослабляется весь организм вплоть до появления тяжелых нервно-психических состояний.

Существенно влияют на рост и развитие учеников дефекты осанки. Вообще процесс формирования осанки как привычной, непринужденной манеры держать свое тело начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима. Осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но в большинстве случаев ее нарушения являются приобретенными. Чаще всего нарушения осанки встречаются у детей астенического телосложения, слабо развитых физически. Кроме того, длительное пребывание ребенка за партой в неправильной рабочей позе (неправильная посадка) достаточно легко приводит к патологическим искривлениям и слабости мышц, которые должны удерживать позвоночник в правильной форме; сам же он быстро привыкает к неправильному положению туловища.

Профилактика и коррекция нарушений зрения у детей также составляет сегодня серьезную проблему для начальной школы. Известно, что дефекты зрения формируются под влиянием сложного комплекса многочисленных факторов, в котором переплетаются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) влияния. При этом во всех случаях определяющими оказываются условия внешней среды. Их довольно много, но особенно большое значение в детском возрасте имеют характер, длительность и условия зрительной нагрузки.

Элементарные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников может выражаться через:

Читайте также:  Osb плита вред для здоровья

Ребенок должен иметь ясное представление о том, что такое правильная осанка и как ее воспитать. Для самоконтроля можно рекомендовать учащимся наблюдать за своей осанкой в зеркало. Спина должна касаться спинки стула, предплечья до локтевого сустава лежать на столе, ноги – на перекладине или подставке, должны быть согнуты в коленном суставе под тупым или прямым углом. Стол удобен для занятий, если он на 2-3 см выше локтя ребенка, стоящего около стола. Правильное расстояние от глаз ребенка до книги (тетради) проверить нетрудно: поставив руку на локоть, ребенок кончиками пальцев должен коснуться виска. Между грудью и столом должна свободно проходить ладонь. Книга при чтении должна быть наклонена под углом 450 и расположена на расстоянии не менее 30 см от ребенка. При правильном положении глаза ребенка должны быть на уровне большого пальца руки, поставленной на локоть. Настольная лампа должна быть достаточной Мощности (4-50 Ватт), но не слишком яркой и находиться слева от ребенка и лишь, в крайнем случае, перед ним.

Закаливание. Особое внимание следует обратить на детей, пропускающих занятия из-за простуды, часто приходящих в школу с кашлем, насморком. Практика показывает, что закаленными могут стать все школьники. И тогда резко сократятся пропуски занятий, повысится успеваемость. Закаливание имеет не только оздоровительное, но и большое воспитательное значение. Ребенку нужно прилагать регулярно определенные усилия, пока закаливающие процедуры не станут обычными, ребенок видит конкретные результаты: раньше вода 30 градусов казалась прохладной, а теперь 19 градусов теплой. Дети очень любят сами наблюдать за показаниями водного термометра. Достижение результата (закаленности) может служить стимулом в стремлении к другим конкретным результатам: в учебе, внеклассных занятиях и т.д. У ребенка формируется чувство уверенности в своих силах. В 3 классе на уроке природоведения вполне уместно и полезно обсудить с детьми, как они практически закаливают свой организм и что им это дает. В убеждении детей проводить целенаправленное закаливание могут помочь интересные примеры из жизни выдающихся людей.

Каждый школьник должен следить за чистотой рук, ухаживать за зубами (чистить 2 раза, обязательно на ночь и утром), быть опрятным в одежде и обуви. Но дети младшего школьного возраста довольно часто не умеют правильно мыть руки и чистить зубы. Одежда и обувь школьника должны быть рассчитаны на усиленную потребность детей в движении, на погоду и климат, должны быть удобными, просторными и хорошо проницаемыми для тепла и кожных испарений. Для ношения книг рекомендуется как для мальчиков, так и для девочек школьный ранец с широким ремнем. Каждодневное ношение кипы книг под мышкой или в одной руке может способствовать образованию бокового искривления позвоночника. Многие дети испытывают неприязнь к ранцу и категорически отказываются от него, указывая, что у других детей портфели. Учителям надо приложить усилия и на родительских собраниях доказать пользу ношения книг в ранце, особенно в младших классах.

При выполнении домашних заданий целесообразно, как и в школе, устраивать 10-минутные перерывы после каждых 30 мин работы для ученика 1-2-го класса и на 15 мин. Во время перерыва нужно встать, потянуться. Сделать несколько глубоких вдохов, походить по комнате или выполнить несколько легких гимнастических упражнений. Иначе ребенок может переутомиться.

Внешними признаками утомления могут быть изменения в поведении школьника: плохой аппетит, вялость, сонливость, головная боль, потеря интереса к изучаемому предмету Переутомление ребенка, перегрузка нервной системы, способствуют ее истощению, приводят к возникновению неврозов. Статистика свидетельствует, что сегодня 10-15 % детей имеют нервные расстройства. Поэтому как бы ни был занят ребенок уроками в школе и дома, необходимо, чтобы у него оставалось свободное время для отдыха и прогулок, для занятий спортом. Контроль над строгим соблюдением распорядка должны осуществлять не только родители и другие члены семьи, но и сам ребенок.

Грамотно организованный учебный процесс с соблюдением таких условий положительно влияет на здоровье школьника.

Источник

Причины нарушения здоровья младших школьников и проблемы его сохранения

Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.

По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35–40% имеют хронические заболевания. Количество детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся [2, 27].

Читайте также:  Судебный пристав требования к кандидату по состоянию здоровья

Обнаруженная тенденция к ухудшению здоровья учеников приняла устойчивый характер, можно заметить неблагоприятную динамику по основным показателям здоровья учеников по мере их обучения в учебном заведении. Например, по данным, полученным за последнее десятилетие в разных исследованиях (Э. Н. Вайнер, М. В. Антропова), здоровыми могут считаться всего лишь 5-25% учащихся. В начальной школе здоровыми являются всего лишь 10-12% детей. У 60% первоклассников были обнаружены функциональные нарушения, 21,3% показали отставание биологического возраста от паспортного почти на два года, 45% детей не готовы к обучению и усвоению школьной программы на нейропсихологическом уровне [11, 10].

Плохое здоровье приходящих в школу детей самым негативным образом сказывается на процессе их адаптации к учебным нагрузкам. Это в дальнейшем становится причиной ухудшения здоровья и неуспеваемости. Об этом в своих работах упоминает Э. Н. Вайнер и др.

К моменту окончания начальной школы каждый третий ребенок приобретает нарушение осанки, к шестому классу почти 80% детей приобретают расстройство нервной системы той или иной степени тяжести. К окончанию школы каждый третий ребенок имеет хроническую патологию, половина детей страдает близорукостью, у 30-40% врачи диагностируют сердечнососудистые заболевания. К такому выводу пришла Л. А. Коротаева. Такая ситуация является прямым следствием учебной перегрузки школьников, нарушений требований гигиены и низкого уровня психологических навыков межличностного общения у педагогов (В. И. Бондин). В соответствии с данными НИИ гигиены и профилактики детских заболеваний, почти 90% детей школьного возраста имеют те или иные отклонения физического и психического здоровья [21, 47].

Здоровье ребенка, возможности его социально-психологической адаптации, развитие и нормальный рост в большинстве случаев определяются средой его обитания. Ребенок в возрасте от 6 до 17 лет тесно соприкасается с системой образования, в связи с тем, что более 70% времени своего бодрствования он проводит в образовательных учреждениях. Вместе с тем в этот период происходит самый интенсивный рост и развитие молодого организма, закладываются основы здоровья на всю жизнь, организм ребенка отличается высокой чувствительностью к экзогенным факторам окружающей среды [13, 125].

Данные, полученные специалистами Института возрастной физиологии РАО, свидетельствуют, что школьная образовательная среда продуцирует факторы риска нарушения здоровья. С влиянием этих факторов связывают 20-40% случаев ухудшения здоровья детей школьного возраста. Результаты исследований ИВФ РАО помогли классифицировать школьные факторы риска по мере убывания значимости и силы воздействия на здоровье учеников [21, 54-55]:

1. Стрессовая педагогическая тактика.

2. Несоответствие методики обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся.

3. Несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса.

4. Недостаточная образованность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

5. Недочеты в существующей системе физической культуры.

6. Интенсификация процесса образования.

7. Недостаточная функциональная грамотность педагога в области охраны и укрепления здоровья.

8. Медицинские школьные службы были частично разрушены.

9. В работе по формированию здорового образа жизни отсутствует системный подход.

Можно сделать вывод, что традиционный образовательный процесс создает у учащихся постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к ослаблению механизмов саморегуляции физиологических функций и в значительной мере провоцируют развитие хронических заболеваний. В результате система школьного образования, существующая сегодня, является здоровьезатратной.

Факторами риска в педагогике могут стать условия обучения, учебная нагрузка, а также особенности взаимоотношений в коллективе педагогов. Первый из названных факторов объединяет все практические условия учебного процесса: размеры учебной мебели, освещение, температурный режим, то есть все, что подлежит гигиеническому нормированию. Второй фактор является отражением информационной стороны учебного процесса и организации обучения: распределение видов учебной деятельности на протяжении учебного дня, четверти, года, объем заданий и т.п. Третий фактор помогает обобщить стиль взаимоотношений учителя и ученика, в том числе включая оценку результатов учебной деятельности. Даже небольшие нарушения в системе этих отношений непосредственно отражаются на психическом состоянии учеников и имеют поведенческую основу [2, 77]. Поведение всегда неразрывно связано с культурой и мотивацией, которые формируются в процессе воспитания.

Читайте также:  Сибирское здоровье все о продукции

Обязательно следует учитывать, что утомительность урока формируется не только по какой-либо одной причине, например из-за сложности материала или высокой психологической напряженности. Всегда работает определенное сочетание совокупности разных факторов.

Интенсификация процесса обучения проходит по разным направлениям.

Первое направление – увеличение числа учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.д.) По факту, учебная школьная нагрузка, в соответствии с данными Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, а также нескольких региональных институтов, в ряде учебных заведений, особенно с углубленным изучением предметов, составляет в начальной школе 6,2-7,6 часов в день. Для основной школы этот показатель составляет 7,2-8,3 часа в день, для средней школы – 8,6-9,2 часа в день. Если учесть время на приготовление домашних заданий, рабочий день современного школьника составляет 9-10 часов в начальной школе, от 10 до 12 – в основной и от 13 до 15 – в средней школе. Следует отметить, что серьезное увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно. Такие дети чаще обнаруживают нервно-психические нарушения, высокую утомляемость, которая обычно сопровождается иммунными и гормональными дисфункциями. У них ниже сопротивляемость болезням и диагностируется ряд других нарушений.

Вторым вариантом интенсификации учебного процесса является сокращение количества часов при сохранении либо увеличении объема материала. Министерство образования располагает данными, что за время с 1945 по 1998 гг. в начальной школе произошло серьезное уменьшение часов на образовательную область филологии и математики, на 49% и 62% соответственно. Каждому человеку, знакомому с системой обучения и существующими программами (традиционной и развивающей), знакомо следующее: объем учебного материала и его содержание ни одной из областей на протяжении последних 50 лет не уменьшилось. Существенное и довольно резкое сокращение количества часов неминуемо должно было привести к увеличению числа домашних заданий и интенсификации процесса обучения [21, 90].

Чаще всего интенсификация приводит к появлению у учеников состояний переутомления, утомления и усталости. Надо сказать, что переутомление формирует основу для развития острых нарушений здоровья и может спровоцировать развитие хронических заболеваний. Также могут развиться нервные, психосоматические и другие заболевания.

Обычно утомление ученика на уроке вызывается не одной причиной (сложным материалом либо психологической напряженностью), а неким сочетанием, совокупностью разных факторов.

Основные болезни учащихся – это нарушение зрения и осанки, гастриты и неврозы, травмы, респираторные и кишечные инфекционные заболевания. Четверть младших школьников страдает ожирением, десятая часть – недобором веса. Большинство из этих проблем можно избежать, соблюдая режим и правила здорового питания. Научить этому школьников должны взрослые.

Причиной близорукости чаще всего становятся большие нагрузки на глаза, а также наследственность. Родители должны обеспечить ребенку хорошее освещение в рабочей зоне, следить, чтобы он подолгу не сидел за компьютером. Между уроками полезно делать зарядку для глаз – это практикуется во многих школах.

Часто у младших школьников бывают проблемы с желудком. Чтобы избежать их, ребенка нужно с детства приучать к правилам здорового питания. Школьник должен обязательно соблюдать режим, и есть полноценную горячую пищу. Поэтому очень важна школьная организация питания. Например, во всех столичных школах малыши обеспечены горячими завтраками и обедами. Если же в вашей школе этого нет – нужно приготовить здоровый перекус для школьника с собой.

Еще одна «школьная» проблема – нарушенная осанка. Причиной становится неправильная посадка, тяжелые портфели и сумки на одно плечо, а также неразвитой мышечный корсет. Сколиоз особенно опасен для здоровья младшего школьника. Педиатры советуют родителям и учителям следить, чтобы спина у ребенка всегда была ровная, вовремя поправлять его, если он горбиться. А укрепить мышцы помогут занятия спортом.

Физкультура также благотворно скажется на иммунитете. Ведь именно школьники чаще всего болеют сезонными ОРВИ. Также помогут в борьбе с болезнями прогулки на свежем воздухе, мультивитамины и прививки [2, 96].

Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Источник

Adblock
detector