Меню

Принцип приоритета безопасности жизни и здоровья людей

Механизмы реализации

Проблемы безопасности носят межведомственный и межрегиональный характер и требуют на государственном уровне комплексного подхода, формирования единого экономикоправового пространства, ответственности органов власти и руководителей за результативность и последствия принимаемых ими управленческих решений. Практическая деятельность по обеспечению безопасности строится на базе ряда основополагающих принципов, в том числе:

Принцип приоритета безопасности жизни и здоровья людей.

Принцип интегральной оценки опасностей. Управление риском включает весь совокупный спектр существующих в обществе опасностей, и вся информация о принимаемых решениях в этой области общедоступна.

Принцип устойчивости экосистемВеличина антропогенного воздействия должна строго ограничиваться и не превышать величин предельно допустимых нагрузок на экосистемы.

Состав мероприятий, которыми должна обеспечиваться безопасность населения в случае возникновения ЧС, кто, как и какими средствами должен с ними бороться, в какой мере и кто несет ответственность, определяется существующей и постоянно развивающейся нормативнозаконодательной базой страны, которая является важнейшим элементом системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Выводы и рекомендации ученых представляют лицам, принимающим решения, возможность адекватно реагировать на различные источники и уровни опасностей, прогнозировать аварийные ситуации и сценарии их развития, создавать эффективные системы управления снижением риска и ущерба от аварий и катастроф, ликвидации их последствий; предъявлять обоснованные требования к новым технологическим и проектным разработкам. Научные сведения и методики требуются практически на всех стадиях процесса государственного и регионального регулирования безопасности природнотехногенной сферы, аккумулирования информации, анализа ситуации, выработки и сопоставления альтернатив, оценки возможных последствий их реализации, поиске причин неудач и т. п. Игнорирование научных подходов при осуществлении хозяйственной деятельности грозит потерей управляемости. Без поддержки и использования результатов научной и инновационной деятельности не возможно решать сложные и комплексные проблемы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на федеральном и региональном уровнях. В настоящее время практически полностью определился круг теоретических и прикладных научных направлений, объединяемых в одной проблемной области под общим названием техногенная безопасность. Объектами исследований современной теории безопасности является установление фундаментальных закономерностей перехода и взаимодействия естественных природных систем, объектов техногенной и биологической сферы, социальноэкономических структур от нормальных (штатных) к аварийным и катастрофическим состояниям; создание научных основ диагностирования, мониторинга, раннего предупреждения и предотвращения аварий и катастроф, построение систем защиты и реабилитации.

На результатах таких исследований формируются количественные и качественные параметры принимаемых управленческих решений, конструкторскотехнологических и эксплуатационных нормативнотехнических документов, заключений комиссий по анализу аварий и катастроф. Наиболее

обобщающими считаются такие критерии как: риски для жизни и жизнедеятельности; качество и продолжительность жизни.

В условиях, когда нет возможности закрыть или переоснастить даже особо опасные производства, наука призвана разрабатывать надежные методы диагностики, продления ресурса безаварийной эксплуатации действующих производств, определить перспективы создания будущих технических систем, найти решения защиты человека, территорий и объектов от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их возможных последствий.

Читайте также:  Фис золотая библиотека здоровья 13 выпуск

Таким образом, важнейшая задача фундаментальной науки состоит в определении основных принципов безопасности сложных технических систем, построении классификации аварий и катастроф, предупреждения и смягчении их последствий с учетом реально существующих процессов общественного социально-экономического развития. Научнотехническая политика в области безопасности предусматривает также постановку системных исследований по важнейшим проблемам механики, физики и химии аварий и катастроф для сложных технических систем. Такие исследования особенно эффективны, если выполняются на комплексных трехмерных математических моделях с постановкой натурных и полунатурных экспериментов.

Не менее сложной областью исследований является решение задач по проблемы уменьшения опасности стихийных бедствий. Проводимые в районах вероятных природных катастроф экспериментальные работы чрезвычайно важны для установления фундаментальных закономерностей взаимосвязи предшествующих природной катастрофе процессов с вариациями электромагнитного поля и с измерением пространственной структуры ионосферы.

По результатам исследований составляются необходимые для принятия управленческих решений прогнозные и оценочные карты, а также карты и атласы природных опасностей для территорий крупнейших регионов страны и зон наибольшей концентрации потенциально опасных объектов.

Прикладные исследования проводятся на базе результатов фундаментальных разработок. Они отличаются отраслевой специализацией и ориентируются, прежде всего, на промышленные предприятия химического, металлургического, машиностроительного, энергетического, транспортного (включая трубопроводные системы), горнорудного и строительного комплексов.

Развитие теории и практики управления безопасностью сложных технических систем до последнего времени шло, в основном, по пути предъявления экстраординарных требований к качеству оборудования, систем управления и персоналу, ограничивающих возможные негативные техногенные воздействия на окружающую среду и человека.

Перспектива представляется, как движение внутрь сложной технической системы, к проектированию их по критериям безопасности. При этом учитывается, что в такой системе в процессе эксплуатации могут возникнуть цепочки событий, которые в обычной ситуации не приводят к опасным состояниям, но при определенном стечении обстоятельств могут стать причиной чрезвычайных ситуаций.

Непосредственно к проблеме научного обеспечения безопасности в природнотехногенной сфере относится большое число высоких технологий, реализуемых с участием различных отраслей экономики, а также осуществляемых в составе национальных программ и приоритетов.

К ним относятся высокие технологии: контроля за состоянием технических и природных систем; управления природными ресурсами во взаимосвязи между происходящими климатическими процессами и биогеохимическими циклами, протекающими в атмосфере и океане; технологии защиты и восстановления окружающей среды; в области качества жизни, включая технологии в области сельского хозяйства, биоресурсов и здравоохранения.

В области энергетики в центре внимания находятся экологически чистые и безопасные энергетические технологий, в том числе связанные с безопасными типами ядерных реакторов, удалением и захоронением радиоактивных отходов, демонтажа и продления ресурса атомных электростанций.

Будет происходить экологизация технологий и их переориентация на ресурсосбережение, широкое распространение получат безотходные экологически чистые технологии, начнется формирование новой отрасли, специализирующейся на производстве средств мониторинга и защиты природной среды, предотвращение угрозы экологических катастроф.

Читайте также:  Рисунки на тему здоровье главная ценность

При объединении нескольких технологических разработок в одной области образуется система критических технологий, которая имеет межотраслевой и долговременный характер реализации.

Одной из ближайших задач государства в области стратеги научнотехнического развития является преобразование государственного сектора в научнотехнической сфере. Этот процесс должен объединить стратегически важные подразделения научных организаций государственной формы собственности в

научно – технические комплексы, лидирующие в определенной области науки и техники, способные по своему техническому оснащению и кадровому потенциалу обеспечивать разработку и реализацию в отраслях экономики новейших достижений науки и техники. На базе таких научных организаций будут создаваться Национальные центры науки и высоких технологий, включающие в себя производственные структуры и высшие учебные заведения, обеспечивающие весь научно – инновационный цикл – от фундаментальных исследований, подготовки кадров, прикладных исследований и разработок до производства и поставки новой продукции.

Разрабатываются новые формы финансирования науки и стимулирования ее развития. Подготовлены законодательные предложения о том, чтобы была принята система бюджетного финансирования, при которой расходы на науку из федерального бюджета не будут менее 2% валового внутреннего продукта.

В федеральном бюджете будет определен удельный вес Финансирования фундаментальной науки. Конкурсность финансирования в системе академической науки будет обеспечена через систему грандов Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда. Бюджетное финансирование прикладных научных исследований и разработок будет вестись на конкурсной основе по программам и проектам, соответствующим приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий федерального уровня. Причем эти проекты и программы будут иметь сквозную направленность – от исследований и разработок до производства продукции или освоения новой технологии. В системе возвратного бюджетного кредитования науки появится новая форма проведения конкурса высокоэффективных быстрореализуемых научнотехнических проектов под сниженную учетную ставку Центрального банка. Дополнительными источниками финансирования будут внебюджетные фонды, работающие на принципе возвратности и платности, частные инвестиции, средства страховых фондов, система лизинга в науке.

Наряду с системой бюджетного финансирования будут отрабатываться косвенные методы повышения научнотехнической активности за счет предоставления налоговых льгот предприятиям, в первую очередь, малым и средним, реализующим научнотехнические достижения.

В законодательном плане должны предусматриваться меры по разработке и принятию нормативных документов, в первую очередь наряду с законом о науке – федерального закона об инновационной деятельности и государственной инновационной политике, о защите интеллектуальной собственности и поддержке отечественных товаропроизводителей наукоемкой продукции.

Источник

Приоритет охраны жизни и здоровья человека

Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека.

Читайте также:  Как оформить надомное обучение по состоянию здоровья

Согласно указанному принципу регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле:

— как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ;

— одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Значение основы жизни и деятельности российского общества придает земле и другим природным ресурсам Конституция Российской Федерации (ст. 9). Поэтому ЗК РФ и иные нормативные акты, устанавливая нормы и требования рационального использования и охраны земли, учитывают ее особенности как природного объекта, составной части природы, природного ресурса.

Предусматривая общие для всех обладателей земли (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов) права и обязанности по использованию земельных участков, ЗК РФ формулирует соответствующие статьи таким образом, чтобы в их содержании присутствовали нормы о соблюдении экологических, строительных, санитарно-гигиенических и иных специальных требований (пп. 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ), чтобы использование земель любой категории осуществлялось способами, которые не должны наносить вред окружающей среде (п. 1 ст. 42 ЗК РФ), чтобы проводились целенаправленные мероприятия по охране земель как природного объекта (п. 4 ст. 42 ЗК РФ). Так, например, реализация проектов застройки земельных участков без соблюдения природоохранных требований не соответствует данному принципу.

Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

Провозглашая как принцип земельного законодательства приоритет охраны земли, законодатель имеет в виду необходимое ограничение хозяйственной свободы собственников земельных участков в целях охраны окружающей среды. Это означает, что каждый обладатель земли (собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор), организуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен прежде всего предусмотреть конкретные эффективные меры по ее охране. Эти меры могут быть разными, так как они устанавливаются в соответствии с особенностями категорий земель и той или иной хозяйственной деятельности, находя отражение в соответствующих статьях ЗК РФ.

Приоритет охраны жизни и здоровья человека.

Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека при любой хозяйственной деятельности, связанной с использованием и охраной земель, логично вытекает из первого и второго принципов. Но если соблюдение первых двух принципов косвенно содействует охране жизни и здоровья людей, то третий принцип указывает на необходимость принятия таких специальных решений и выполнения таких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие на его здоровье при использовании земли. Гарантией соблюдения названного принципа служит обращенная ко всем землепользователям обязанность нести необходимые затраты для достижения целей данного принципа, даже если эти затраты окажутся существенными.

Источник

Adblock
detector