Меню

Приоритет охраны жизни и здоровья человека обеспечение благоприятных статья

Статья 5. Основные принципы охраны окружающей природной среды

Статья 5. Основные принципы охраны окружающей природной среды

При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую природную среду, органы государственной власти области и местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, включая иностранные юридические и физические лица, обязаны руководствоваться следующими основными принципами:

сохранения качества природной среды, уровень которого является неопасным для здоровья человека и его жизнедеятельности;

замены деятельности, которая сопровождается неблагоприятными воздействиями на здоровье человека, вызывает разрушение и деградацию окружающей природной среды и истощение природных ресурсов, на другой вид деятельности с меньшим экологическим ущербом, даже если ее осуществление имеет более высокую стоимость;

предотвращения экологического ущерба хозяйствующими субъектами за счет обязательных профилактических мероприятий, исключающих или уменьшающих возможный экологический ущерб;

сохранения биологического разнообразия, сложившегося в районе осуществления хозяйственной и иной деятельности;

разрешительности воздействия на окружающую природную среду на основе обязательного специального разрешения на ведение хозяйственной и иной деятельности;

платности за воздействие на окружающую природную среду, являющееся следствием его хозяйственной деятельности;

ответственности хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и местного самоуправления, граждан за экологические и связанные с ним социальные, экономические и другие неблагоприятные последствия их деятельности;

доступности информации об окружающей природной среде для всех граждан;

участия граждан и общественных организаций в принятии решений, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Приоритет охраны жизни и здоровья человека

Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека при любой хозяйственной деятельности, связанной с использованием и охраной земель, логично вытекает из первого и второго принципов. Но если соблюдение первых двух принципов косвенно содействует охране жизни и здоровья людей, то третий принцип указывает на необходимость принятия таких специальных решений и выполнения таких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие на его здоровье при использовании земли. Гарантией соблюдения названного принципа служит обращенная ко всем землепользователям обязанность нести необходимые затраты для достижения целей данного принципа, даже если эти затраты окажутся существенными.

Участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю.

Согласно данному принципу граждане РФ, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, которые могут в дальнейшем оказать воздействие на состояние земель. В свою очередь, публичные органы обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

Примером реализации данного принципа в земельном законодательстве является ст. 31 ЗК РФ, устанавливающая гарантии участия населения в принятии решений о предоставлении земельных участков для целей строительства. Пункт 2 ст. 23 ЗК РФ также предусматривает возможность установления публичного сервитута с учетом результатов публичных слушаний.

Дополнительной гарантией реализации данного принципа является право граждан и общественных организаций на осуществление общественного земельного контроля за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия органами власти решений, затрагивающих их права и законные интересы.

Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Согласно данному принципу все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Рассматриваемый принцип повторяет общеизвестное положение: принадлежность следует судьбе главной вещи. В данном случае земельный участок рассматривается как главная вещь, а все, что прочно связано с ним (здания, сооружения и т.д.), является его принадлежностью.

Этим принципом земельный участок фактически объединяется в одну сложную вещь (земельно-имущественный комплекс) с другими объектами недвижимости, которые прочно связаны с земельным участком. Тем самым устанавливается, что в таком качестве эти объекты, составляющие единый земельно-имущественный комплекс, и должны участвовать в гражданском обороте.

В целях реализации данного принципа в п. 4 ст. 35 ЗК РФ были включены специальные правовые нормы, меняющие содержание ст. 273 ГК РФ. Более подробно об этом см. соответствующий параграф учебника, рассматривающий особенности приобретения прав на земельные участки под объектами недвижимости.

Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.

Реализация данного принципа заключается в том, что изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается.

Однако необходимо отметить, что установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.

Читайте также:  Решение родительского собрания по здоровью

Источник

Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость государственного экологического надзора;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;

сохранение биологического разнообразия;

обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды;

международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Источник

Приоритет охраны жизни и здоровья человека обеспечение благоприятных статья

§ 1. основные положения

(значение принципов; приоритет охраны жизни и здоровья человека; сочетание экологии и экономики; рациональное использование ресурсов)

Использование природных ресурсов и охрана окружающей среды основываются на различных законоположениях, касающихся устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды), сочетания рационального использования и охраны природного ресурса и его части в границах территорий отдельных субъектов Российской Федерации (например, сочетание бассейнового и административно-территориального принципов) и всей страны в целом, разграничения функций управления в области использования и охраны природных ресурсов и функций их хозяйственного использования, что только и может обеспечить предупреждение деградации окружающей среды в целом и др.

Ряд законоположений может рассматриваться в качестве принципов, под которыми понимаются общие исходные идеи, руководящие начала, основные правила поведения. Задача исследователя состоит в том, чтобы были сформулированы и закреплены лишь основные принципы, т. е. те, которые могут помочь правоприменению, укреплению экологического правопорядка.

К принципам вообще и к принципам использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в частности отношение разное. Одни считают наличие принциповв законе его недостатком, многословием, расплывчатостью, а сами принципы называют простыми словами, декларациями, не несущими даже смысловой нагрузки.

Другие не согласны с таким мнением: принципы – это основополагающие начала, основные положения, подходы к решению вопроса, мероприятию, к содержанию, концепции, целям и задачам его. Даже в науке принципы играют огромную роль. На основе принципов речь идет именно о принципиальных подходах к решению любых проблем. Тем более, будучи закреплены законом, они становятся «законными», «законодательными», обязательными.

Читайте также:  На какие категории по степени тяжести повреждения здоровья подразделяются несчастные случаи на

Даже различные термины и понятия нуждаются в толковании. Бывает доктринальное (научное) толкование их, оно необходимо. Оно может быть субъективным. Когда же понятия и термины включаются в закон (в преамбулу или даже в статью), они имеют официальное принципиальное значение. По такому пути идет законотворчество Российской Федерации в последнее время: в законах даются перечни таких терминов и понятий и их раскрытие, толкование. Тем большее значение это имеет для принципов. Принципы становятся «каркасом», на котором зиждется, строится все «здание» права и осуществляется вся многогранная деятельность в области экологических отношений*.

* См. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». М.: Норма, 1997. С. 17.

Приоритет охраны жизни и здоровья человека

Необходимо подчеркнуть следующие основные моменты, касающиеся принципов: их приоритеты и гарантии. Приоритет в экологическом праве отдается человеку, его здоровью, жизни, их охране от вредного воздействия окружающей природной среды в силу техногенных и антропогенных отрицательных воздействий. В этом плане осуществляются меры по предупреждению таких воздействий и по быстрому реагированию на них в целях ликвидации их последствий.

Сама охрана окружающей среды не является самоцелью – ее главная задача заключается в обеспечении реальных гарантий прав человека и гражданина на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду, экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.

Указанный принцип приобрел характер конституционного: согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Как и другие принципы экологического права, это предписание имеет прямое действие, может стать доводом, аргументом в споре, может быть положено в основу административного и судебного решения, что и происходит на практике.

Не случайно приоритет человека назван первым среди других принципов в Законе РФ об охране окружающей природной среды 1991 г. Жизнь и здоровье человека – основная цель охраны окружающей природной среды, всего экологического права. Из этого законодательного постулата вытекают и остальные принципы охраны окружающей среды, тесно связанные между собой.

Сочетание экологии и экономики

Встает важный вопрос о возможности или невозможности приоритета экологии над экономикой, или экологических интересов над экономическими. Конечно, полная отмена индустриального развития и воздействия на природу невозможна, но так вопрос не ставится и не может ставиться (по словам профессора В. В. Петрова, это экологический утопизм). С другой стороны, совершенно недопустимо и невозможно индустриальное развитие без учета требований экологической безопасности (по словам того же автора, это экономический экстремизм).

Решение вопроса находится где-то «в середине». Закон нашел его в виде разумного, научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов. Правда, в законах об охране природной среды Казахстана (СНГ) и Якутии (РФ) говорится о приоритете экологических интересов над экономическими при их научно обоснованном сочетании. На первый взгляд противоречивая формулировка. Но она компромиссная и демонстрирует большую заботу об учете экологических интересов.

Здесь можно иметь в виду запрет отдельных видов производства, внедрение прогрессивных новейших технологий и устройств (безотходных, малоотходных, замкнутого, повторного водоснабжения, очистных сооружений), лесовосстановление, повышение плодородия почв. В этом плане важны итоги и решения конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.), ибо они сформулированы именно по указанным направлениям.

Бывший Президент США Буш заявил, что Америка посадит 1 млрд. деревьев; Премьер Австралии также заявил, что его страна посадит 1 млрд. деревьев. Германия прекратила производство и использование в холодильниках газа фреона – разрушителя озонового слоя. В России все же на первом месте стоят экономические интересы (видимо, в связи с отсутствием средств), а экологические интересы – на втором месте; их разумного сочетания пока нет.

Рациональное использование ресурсов

Длительное время велась дискуссия: что важнее – рациональное использование природных ресурсов или их охрана от загрязнений, защита природной среды. В определенной степени спор представлялся схоластичным: в ходе потребления природных ресурсов должна осуществляться их охрана; лучшим способом защиты природы является рациональность ее потребления.

Рациональное использование природных ресурсов предполагает учет законов природы (которые являются объективными, не носят волевого характера, не зависят от желаний людей, даже облеченных большой властью) и потенциальных возможностей окружающей среды (которые небезграничны, обладают верхним пределом, могут испытывать опасные перегрузки).

Рационализм природопользования заключается в том, чтобы постоянно поддерживать такое состояние, когда возможно оптимальное воспроизводство природных ресурсов, когда не допускаются необратимые последствия для окружающей среды. А они наступают в виде исчезновения некоторых видов животных и растений, усыхания Аральского моря, драматических последствий чернобыльской катастрофы.

Читайте также:  Поговорим о здоровье классный час

Законом запрещается разработка и реализация народнохозяйственных проектов, связанных с нарушением или разрушением высокопродуктивных естественных экологических систем и природного равновесия, неблагоприятными изменениями климата и озонового слоя Земли, уничтожением генетического фонда растений и животных, наступлением других необратимых последствий для здоровья человека, окружающей природной среды*.

*См. Фешбах М., Френдли А. Экоцид в СССР. Здоровье и природа на осадном положении. М., 1992.

Статьей 358 «Экоцид» УК РФ предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет за массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

Содержание

Читать: Аннотация
Читать: Предисловие
Читать: Общая часть
Читать: Тема i. экологическое право как учебная дисциплина
Читать: § 1. социальная обусловленность экологического права
Читать: § 2. предмет экологического права
Читать: § 3. метод экологического права
Читать: Тема ii. источники экологического права
Читать: § 1. понятие и виды источников экологического права
Читать: § 2. закон – высшая форма правового акта
Читать: § 3. нормативные указы главы государства и иные подзаконные акты
Читать: § 4. значение общих принципов, договоров и обычаев
Читать: § 5. правотворчество субъектов федерации в области охраны окружающей среды
Читать: Тема iii. принципы и объекты охраны окружающей среды
Читать: § 1. основные положения
Читать: § 2. принцип устойчивого развития
Читать: § 3. правовое обеспечение экологических отношений
Читать: § 4. международное сотрудничество в охране окружающей среды
Читать: § 5. объекты охраны окружающей среды
Читать: Тема iv. экологические права и обязанности граждан
Читать: § 1. обращения граждан
Читать: § 2. право граждан на объединения для охраны окружающей среды
Читать: § 3. публичные мероприятия в защиту природы
Читать: § 4. принятие экологических решений и контроль за их выполнением
Читать: § 5. референдумы об охране окружающей среды
Читать: § 6. право граждан и организаций на получение экологической информации
Читать: § 7. судебная практика в области защиты экологических прав
Читать: Тема v. механизм действия экологического права
Читать: § 1. правовое регулирование экономического механизма охраны среды
Читать: §2. роль местного самоуправления
Читать: § 3. природоохранные органы
Читать: § 4. экологическая экспертиза
Читать: § 5. экологический контроль
Читать: § 6. чрезвычайные экологические ситуации
Читать: Тема vi. ответственность за экологические правонарушения
Читать: § 1. дисциплинарная ответственность
Читать: § 2. административная ответственность
Читать: § 3. гражданско-правовая ответственность
Читать: § 4. уголовная ответственность
Читать: § 5. правоохранительная практика
Читать: Особенная часть
Читать: § 1. управление земельным фондом
Читать: § 2. общие экологические требования
Читать: § 3. экологические требования к земледельцам
Читать: § 4. значение земельной реформы
Читать: Тема viii. охрана и рациональное использование недр
Читать: § 1. законодательство о недрах
Читать: § 2. лицензирование недропользования
Читать: § 3. охрана континентального шельфа
Читать: § 4. недра мирового океана
Читать: Тема ix. охрана и рациональное использование вод
Читать: § 1. водные отношения
Читать: § 2. государственное управление в области охраны вод
Читать: § 3. способы использования и охраны водных объектов
Читать: § 4. водоохранные зоны
Читать: § 5. цели использования водных объектов
Читать: Тема x. охрана и рациональное использование лесов
Читать: § 1. лесное законодательство россии
Читать: § 2. лесной фонд
Читать: § 3. организация лесного хозяйства
Читать: § 4. управление лесным фондом
Читать: § 5. древесно-кустарниковая растительность
Читать: Тема xi. охрана и рациональное использование животного мира
Читать: § 1. основные положения
Читать: § 2. права и обязанности пользователей животным миром
Читать: § 3. гражданско-правовые начала пользования животным миром
Читать: Тема xii. охрана атмосферного воздуха
Читать: § 1. правовые меры защиты воздуха
Читать: § 2. шум и радиация
Читать: § 3. озоновый слой земли
Читать: Тема xiii. объекты особой охраны
Читать: § 1. основные положения
Читать: § 2. государственные природные заповедники и национальные парки
Читать: § 3. государственные природные заказники и памятники природы
Читать: § 4. парки и сады
Читать: § 5. лечебно-оздоровительные местности
Читать: Тема xiv. организация экологического управления в городах
Читать: § 1. основные положения
Читать: § 2. городские комитеты охраны природы
Читать: § 3. экологические отделы городских администраций
Читать: § 4. договорные формы
Читать: Тема xv. правовая охрана окружающей среды за рубежом
Читать: § 1. эколого-правовые системы стран – членов снг
Читать: § 2. правовая охрана природы в сша
Читать: § 3. использование зарубежного опыта правовой охраны окружающей среды
Читать: Сведения об авторе:

Источник

Adblock
detector