Меню

Проблема личной ответственности человека за свое здоровье

Чувство личной ответственности за оздоровление

Пожалуй, снова начну с себя. Первый шаг, интуитивный, в направлении самостоятельного контроля за своим здоровьем и дальнейшим оздоровлением был сделан мной в 18 лет. В период детства и отрочества образовалась история болезни толщиной с увесистый том сборника сочинений какого-либо из классиков литературы. Получив свою детскую историю болезни «на руки», я не отдала ее во взрослую поликлинику, а попросила завести новую. С этого момента я стала «здоровым» человеком. Конечно, болезней не уменьшилось, но пришло состояние свободы от болезней, так необходимое для перехода в состояние здоровья.

Все мы, люди со своими представлениями о здоровье, а врачи еще и с многими матрицами, заложенными во время обучения в медицинском институте. Оговорюсь для уточнения, я рассматриваю прием у хорошего врача, грамотного специалиста, который не просто просиживал штаны в ВУЗе, а пытался запомнить хоть что-нибудь. Все то, что преподают в медицинском институте запомнить могут единицы, имеющие феноменальную память. Все остальные, со средними способностями к запоминанию, могут держать в голове далеко не все, что им преподавали. А если учесть, что список заболеваний постоянно пополняется, схемы лечения совершенствуются, появляются новые методы диагностики, да и концепции лечения и диагностики известных заболеваний постоянно меняются, в голове рядового врача образуется полный бардак. И спасение врача от разрыва мозга только в запоминании нескольких универсальных схем лечения и диагностики, которыми он и пользует всех пациентов. Здесь уже подключается рядовая статистика, которая говорит нам о том, что большинство людей болеют «рядовыми», общеизвестными заболеваниями, поддающимися лечению и старыми схемами. Возможно, они уже не так эффективны, но вполне действуют.

Кроме того, у большинства пациентов иммунитет еще не совсем «умер», и организму нужно лишь только немного помочь, подтолкнуть к самоизлечению и временно ослабить действие болезнетворного агента. Только вот аллопатические препараты имеют еще и побочное действие, зачастую сопоставимое по силе с прямым, нужным для организма во время болезни. Получается, что, принимая аллопатию, мы «немного» помогаем организму и также «немного» ослабляем его, но уже в другом месте. Это как штопать носок в области пальцев одновременно вырезая такую же дырку на пятке. И получается, что даже у среднестатистического пациента может не хватить «сил» справиться и с болезнью, и с побочным действием препарата.

Теперь представим себе картину – врач, вооруженный стандартными схемами лечения, и пациент, ожидающий, что его на 100% вылечат этими схемами и ему не придется прикладывать усилий к самоизлечению. Любой врач прекрасно понимает, что стандартная схема лечения — это попытка надеть костюм единого размера на заболевания разного размера. А пациент ждет «индивидуального пошива». Вот и получается, что ожидания пациентов могут вообще не оправдаться или оправдаться не на 100%. Это касается диагностики и лечения распространенных, «классических» заболеваний. Что же до редких, новых, трудно диагностируемых, осложненных состояний, то ситуация напоминает фразу «либо ишак сдохнет, либо эмир». Пока пробуют различные стандартные схемы лечения судьба играет с человеком в русскую рулетку. Так что при таком раскладе призывы пациентов к врачам исполнять свой долг становятся бессмысленными. Врачи исполняют, что могут.

Но это только начало пути к себе и собственному здоровью.

Источник

Что такое здоровье или ответственность за свое здоровье

Возлагать ответственность за свое здоровье на себя не принято в обществе постсоветского пространства. Многие не знают, что такое здоровье и как его сохранить. Мы все надеемся, что придет кто-то и решит проблемы с каждым днем ухудшающегося нашего здоровья.

До сих пор встречаются те, кто считает, что врач относится к пациенту как начальник к безмолвному подчиненному. Нас приучили, что мы – население — собственность государства, а так как медицинская служба в основном государственная, значит, она и отвечает за состояние своей собственности, т.е. нас. Поэтому все рекомендации, методы лечения должны приниматься нами к исполнению и лучше без лишних обсуждений.

Сегодня есть попытки поменять это положение: создаются указы о выборе врача пациентом, о выборе обслуживающей поликлиники, но все это часто буксует из-за бюрократических проволочек и главное — сами пациенты не готовы брать ответственность на себя за свое здоровье. Насколько легче, когда твои проблемы кто-то решает. Этот инфантилизм играет с нами плохую шутку. Хорошо если нам встретится, действительно, грамотный и небезразличный специалист своего дела. А если нет?

Что значит: взять ответственность за свое здоровье

Это возможность свободно распоряжаться своим здоровьем и, конечно же, право знать свой диагноз. На основании этой свободы лично принимать решение о методах лечения и поддержания своего здоровья. Все это отражено в Законе об охране здоровья граждан. Но, к сожалению, эта часть Закона мало популяризируется среди обычных граждан. Поэтому для многих непонятно, как можно брать ответственность за то, о чем ты мало знаешь. Вопрос: что такое здоровье? — многих застает в тупик.

Читайте также:  Независимая экспертиза здоровья в ростове

Безграмотность в вопросах поддержания здоровья просто зашкаливает. Есть люди, которые даже не могут показать, где у них находится печень, а где поджелудочная железа и не потому что они здоровы и им не приходилось с этим сталкиваться, а потому что они уверены, что это не их дело, а дело – врача. Почему-то выбирая машину или бытовую технику, мы можем долго читать отзывы, инструкции, примерять возможности техники к нашим потребностям. Если же говорить о медицинских назначениях, то мы даже боимся спросить у врача, почему он назначил именно это лекарство, а не другое. Не пытаемся вместе с врачом докопаться до причин возникшего заболевания и о методах его профилактики, нам просто в голову не приходит отвлекать доктора — ведь у него столько писанины!

У большинства из нас к своему здоровью развито потребительское отношение. Мы его эксплуатируем, особенно в молодые годы, не опасаясь последствий. Согласитесь, пока «гром не грянет», мало кто задумывается, что свое здоровье нужно не просто сохранять, а и укреплять.

Не воспитывается в нашем обществе личная ответственность за свое здоровье. О чем можно говорить, что даже гигиенические навыки прививаются не во всех семьях. Можно, конечно, переложить всю ответственность на государство, мол, оно мало заботится об окружающей среде, о санитарном состоянии сел и городов, не вводит уроки о здоровье в школы. Но, тем более, на этом фоне, ни в каком возрасте не поздно приобретать знания о том, что нужно делать, для того чтобы не заболеть, оказать первую доврачебную помощь, как выжить в экстремальных ситуациях. Ведь это наша жизнь. И лозунг «Ваше здоровье в ваших руках!» не просто слова, а призыв к действию.

Современный человек просто обязан знать, что полезно и что противопоказано его организму, чтобы оставаться как можно дольше здоровым и активным. Поэтому без знания, что такое здоровье из чего оно складывается трудно понять, как нужно действовать, чтобы заниматься или профилактикой заболеваний, или восстановлением здоровья.

Что такое здоровье человека

Здоровье — «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [Устав ВОЗ, 1946].

Гиппократ (V веке до н.э.) учил, что состояние здоровья является доказательством того, что человек достиг состояния гармонии как внутри себя, так и со своим окружением, и все, что оказывает влияние на мозг, воздействует и на тело.

Перикл говорил, что «здоровье — это состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко и, не теряя самообладания, переносить любые жизненные невзгоды».

В настоящее время признано, что здоровье — это отсутствие болезней в физическом теле и сознании человека. При этом все физиологические системы организма работают нормально и эффективно. В сознании человека отсутствует угнетение или раздражение, нет отрицательных эмоций и отрицательных мыслительных процессов. Общий настрой сознания бодрый, уверенный и устойчивый.

Состояние здоровья человека зависит от нескольких факторов:

Если мы, как отдельная личность немного можем влиять на окружающую среду и совсем не можем на генетическую предрасположенность, то образ жизни, от которого зависит на 70% наше состояние здоровья — это наш выбор. Значит, ответственность за свое здоровье – это возможность выбрать здоровый образ жизни. Что такое здоровье? Это когда мы хотим и можем:

Мы должны понимать, что большинство заболеваний легко поддаются профилактическим мероприятиям и это помогает избежать осложнений, а значит и экономических затрат. А вот лечение болезни часто приводит к переходу заболеваний в хроническую форму, что бьет еще и по нашему кошельку. Поэтому сохранение своего здоровья выгодно и э кономически. Деньги нужно вкладывать в первую очередь в укрепление и сохранение своего здоровья, а не собирать их на свои похороны.

Сейчас становится модно среди молодежи заботиться о своем здоровье и брать ответственность за него на себя. Но и в любом возрасте не поздно заняться этим.

Стандарты здоровья:

Брать ответственность за свое здоровье или нет — это наш личный выбор. Нужно выбрать: быть здоровым или больным. Никакие государственные программы по оздоровлению населения и знание «Что такое здоровье» не принесут значимых лично для каждого из нас результатов, пока мы не возложим ответственность за свое здоровье лично на себя и не начнем действовать: «Наше здоровье только в наших руках!»

Полностью видеофильм «Здоровье — мудрых гонорар» можно посмотреть здесь

Читайте о том, как сохранить свое здоровье в статьях на сайте MEDIMARI:

Источник

Журнал «Психология»

Ответственность за свое здоровье — необходимость давать себе отчет в своих действиях и поступках, психических состояниях, выборе социального окружения, др., отвечать за их возможные последствия для здоровья. Ответственность предполагает свободу распоряжаться своим здоровьем, иметь информацию о состоянии организма (право знать диагноз).

Читайте также:  Здоровье змея в тюряге

В советские времена ранги медицинского работника (и соответственно медицинского психолога) и пациента интерпретировались как отношения «начальника» и «подчиненного». Здоровье населения рассматривалось как ресурс и собственность государства; медики были государственными служащими, отвечающими за состояние этого ресурса; их рекомендации были обязательны к исполнению.

О праве пациента распоряжаться своим здоровьем не было и речи. Каждый житель был прикреплен к определенному медицинскому учреждению и не мог выбирать себе врача и клинику. Сегодня ситуация в отечественном здравоохранении меняется.

Известно, что здоровье каждого человека определяется (а) особенностями его организма и образа жизни (факторы хозяина), (б) воздействием, которое он испытывает извне (факторы среды). Факторы хозяина включают биологическую (в том числе генетическую) предрасположенность организма к тем или иным заболеваниям, а также привычки (курение, переедание, гиподинамия, др.) и склонность к рискованным формам поведения (Т. Х. Тульчинский, Е. А.

Варавикова, 1999). Среди факторов хозяина, опираясь на положение об активности психики (школа А. Н. Леонтьева), личности, ее свободе выбора, рассматривается (Н. Д. Творогова, 2005) и такой фактор — «свобода и ответственность личности за выбор поведения, направленного на болезнь, или поведения, направленного на здоровье» (направленность на здоровье или на болезнь это индивидуальный выбор зрелой личности).

Личность обычно имеет возможность осознанно контролировать свои негативные эмоции (не допуская, чтобы они превращались в хронические), рационально питаться, систематически выполнять физические упражнения, противостоять дистрессу, быть социально активной, не употреблять алкоголь и наркотики, не курить, своевременно обращаться за медицинской помощью, др. Для здоровья важно также, чтобы она стремилась к самореализации и имела духовно наполненную жизнь.

По мере контроля своего здоровья, личность все более чувствует себя автономно и свободно, возлагая при этом на себя ответственность за свой выбор (за свободу зачастую приходится расплачиваться чувством вины, если, например, несвоевременно воспользовался данными и возможностями биомедицинских наук).

Источник

Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
статья на тему

сообщение из опыта работы над данной темой в школе-интернате 8 вида

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Чернушка

Формирование чувства ответствен6ности за свое здоровье

Составила: Хасанова Т.Н. Воспитатель 1 категории

Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.

Начало XXI века стало для человечества периодом социальных, технических и культурных перемен. В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшению состояния здоровья населения страны, особенно подрастающего поколения. Это связано со многими причинами социального характера и, главное, с возрастающим отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности. В связи с этим все более становится необходимым обучение населения, и особенно подрастающего поколения, безопасному поведению в различных опасных ситуациях. И у взрослых, и у детей необходимо воспитывать ответственность за свою жизнь и здоровье.

Люди различны, поэтому различаются и их способность чувствовать, понимать, осознавать свою ответственность. Одни люди берут на себя ответственность с желанием, другие пытаются ее избегать. Это различие прекрасно видно по тому, как человек относится к своим собственным ошибкам. Ответственный человек признает свои ошибки, а избегающий ответственности пытается переложить их на кого-нибудь

Основные задачи формирования ответственности за свое здоровье следующие:

• сформировать у обучающихся представление о:

-позитивных факторах, влияющих на здоровье;

— правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

— рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной

• дать представление о:

— негативных факторах (с учетом принципа безопасности) риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

— влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

— составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

— делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

— выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования, самостоятельно поддерживать свое здоровье;

— представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

— потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

При выборе стратегии воспитания формирования ответственности за свое здоровья необходимо, учитывая психологические и психофизические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития. Исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы.

Читайте также:  Салернский кодекс здоровья доклад

Одним из компонентов воспитания формирования ответственности за свое здоровья является просветительская работа с родителями обучающихся, привлечение родителей к совместной работе с детьми.

Обучение здоровью должно быть направлено на то, чтобы научить обучающихся ответственно относиться к своему здоровью. Это, значит, анализировать и уточнять свои убеждения, установки и ценности, развивать личные навыки и навыки межличностного общения, а также расширять свои знания и понимание целого ряда вопросов, связанных со здоровьем. Единственный результат обучения здоровью – это «принятие обучающимся на себя ответственности за свое здоровье».

Следует осуществлять простые и очень важные действия:

Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

Организация работы спортивных секций, кружков;

Проведение дополнительных уроков физической культуры.

Организация спортивных перемен.

Физкультминутки для учащихся.

Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.

Урочная и внеурочная работа.

Спортивные кружки и секции: волейбол, футбол, шашки и шахматы, настольный теннис, легкая атлетика.

Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни поможет школьнику использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Приобретение обучающимися навыков личной гигиены играет большую роль в предупреждении ряда заболеваний.

Высокий уровень бытового, уличного травматизма, несчастных случаев на воде, требует от самих детей строго соблюдения основных правил предупреждения травм и основательных знаний по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Усвоение и применение обучающимися гигиенических знаний по охране правильной посадки за партой, несомненно, помогут предупредить возникновение и развитие неправильной осанки и близорукости.

Для сохранения здоровья я учу детей соблюдать режим дня.

Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывает мобилизацию защитных сил организма.

В группе, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками, а в интернате обучающиеся опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

Наша школа имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса:

● внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;

● с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся;

● создана медико-психологическая служба;

● созданы необходимые санитарно-гигиенические условия в школе и классах, интернате.

Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.

Приоритетными направлениями здоровья детей и подростков во время их пребывания в школе-интернате являются:

● здоровье и здоровый образ жизни;

● соблюдение режима дня;

● соблюдение правил личной гигиены;

● санитарно-просветительные мероприятия (беседы, антиалкогольное и антитабачное);

● полноценное питание – комплексный обед, витаминизированные напитки;

● различные формы физического воспитания:

● изучение основ безопасности жизнедеятельности при ЧС и ПДД;

● обязательная прогулка на свежем воздухе с большой двигательной ктивностью.

Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.

В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому организму, мы должны поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это мы учитываем, составляя режим дня, недельную нагрузку и план работы интерната.

Таким образом, для формирования чувства ответственности за свое здоровье зависит от многих составляющих:

● активного участия в этом процессе самих обучающихся;

● создание здоровьесберегающей среды;

● высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

● планомерной работы с родителями;

● тесного взаимодействия социально-культурной сферой города.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества.

сообщение из опыта работы над данной темой в школе-интернате 8 вида.

Для ребенка от 6 до 17 лет важной средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодр.

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на.

Источник

Adblock
detector