Меню

Проблемы взросления и культура здоровья

Репродуктивное здоровье

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов

Пояснительная записка

Предлагаемый курс адресован учащимся 9-х классов общеобразовательных школ и актуален в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору естественнонаучного профиля обучения. Предполагается, что этот образовательный курс будет способствовать формированию у учащихся интегративности знаний, пониманию их практического применения. Заложить основы репродуктивного здоровья целесообразно в том возрасте, когда совпадают остро проявляющийся интерес к противоположному полу и этап интенсивного развития организма, характеризующийся анатомической и физиологической перестройкой, появлением новых эмоций, ощущений, влечений. Именно сейчас возможно формирование осознанного отношения к репродуктивному здоровью, исключению факторов риска. Особые акценты делаются на формирование ответственного поведения как социального фактора, на формирование представлений о гендерных ролях, о которых не говорится при изучении обязательных дисциплин – биологии и экологии. Используются преимущественно активные и интерактивные методы обучения.

Программа реализуется в следующей логической последовательности: вначале вводная теоретическая установка учителя, затем исследовательская деятельность учащихся. В курс включены проектные работы по созданию долговременного веб-квеста, которые помогут выработать программу сохранения и укрепления здоровья, профилактики социального поведения. Материалы по проектной деятельности позволяют разнообразить формы организации учебного процесса, способствуют развитию мотивации личности к познанию и творчеству, создают условия для творческой самореализации личности ребенка. Каждый учащийся анализирует проблему, включая ее в свою базу знаний по предметам и демонстриру-ет классу свое понимание в виде презентации соз-данных веб-страниц, что позволяет создать корректный конечный продукт, который можно использовать во внеурочной деятельности. Квест-проект можно использовать также для контроля знаний, т.к. к вопросам предлагаются варианты ответов. Если ответы выбраны верно, то результат легко будет проверить по его достижении.

Представление проектов происходит на итоговой конференции. В процессе защиты выполненных заданий по квест-проекту ребенок реально видит, что по каждому действию, задаче и т.д. может существовать несколько точек зрения или вариантов решения и совсем не обязательно его точка зрения, его вариант решения будут правильными и лучшими. Ребенок учится сопоставлять, сравнивать, наконец принимать другие точки зрения.

Программа курса рассчитана на 17 ч и составлена как дополнение к основному курсу. При изучении элективного курса учащиеся знакомятся с основами репродуктивного здоровья и со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих определенным профессиям.

Положительными сторонами такой формы изучения предмета является то, что ученик приобретает дополнительные возможности, осваивая методику проектирования и работая в проектах:

он учится выходить за рамки содержания и форм представления учебного материала преподавателем;

получает дополнительную возможность профессиональной экспертизы своих творческих способностей и умений;

учится использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности;

имеет возможность сравнивать свой творческий продукт с работами других участников проекта, может найти адекватную для себя творческую среду, образовательное пространство, в которой его возможности реализуются в большей степени.

Цель: на конкретном материале развивать интерес, склонности, исследовательские способности девятиклассников; сформировать мотивацию на самостоятельную исследовательскую работу; расширять социокультурный потенциал личности школьника; формировать умения расширять и преобразовывать свои знания, получаемые из информационных источников и реальной жизни.

способствовать систематизации и расширению знаний по темам курса на доступном научном уровне;

формировать умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых технологий;

способствовать комплексному осмыслению знаний в экологии человека;

формировать социально-ответственное поведение, способствующее укреплению здоровья;

осуществлять предпрофильную подготовку через ознакомление учащихся с деятельностью различных специалистов (андрологов, гинекологов, психологов, наркологов и т. д.).

Основные виды занятий:

– проблемная лекция;
– урок-диспут;
– урок-дискуссия;
– практические занятия;
– урок-исследование;
– проектная деятельность.

Учебно-тематический план

Количество часов

всего

лекции

практика

1. Особенности развития организма юноши и девушки под воздействием биосоциальных факторов

Источник

Презентация «Дневник нерождённого ребёнка»
презентация к уроку по экологии (8 класс) по теме

Учебная презентация, которую можно показывать на уроках экологии в 8 классе по теме «Проблемы взросления и культура здоровья», в 10 классе «Рост численности человечества», на классных часах, конференциях, круглых столах и др. мероприятиях. Из опыта работы по данной презентации могу сказать, что дети смотрят её с удовольствием и после просмотра у девочек наворачиваются слёзы.

Читайте также:  Пищевая тарелка здоровья питание

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Дневник нерожденного ребенка»

Согласно исследованию, женщины, делавшие аборт, в 5 раз чаще склонны к злоупотреблению наркотическими препаратами. Риск смерти от самоубийства в 6 раз выше для женщин, которые делали аборт. В России на 100 рождений приходится 180 абортов. Рождаемость в России ниже, чем в любой стране Европы. С 1992 года смертность превышает рождаемость. К 2080 г. мы потеряем 70 млн. человек. Нас останется половина от живущих сегодня. По статистике.

Сегодня началась моя жизнь, хотя мои родители об этом пока не знают. Я девочка, у меня будут русые волосы и голубые глаза. Все уже определено, даже то, что я буду любить цветы. 5 сентября

Некоторые считают, что я еще не человек. Но я настоящий человек, так же как маленькая крошка хлеба все же настоящий хлеб. Моя мама есть, и я тоже есть. 19 сентября

Я уже умею открывать рот. Подумать только, через год я научусь смеяться, а потом и говорить. Я знаю, что моим первым словом будет слово «МАМА». 23 сентября Мама

Сегодня начало биться мое сердце… 25 сентября Мое сердце бьется

Я каждый день понемножку расту. Мои руки и ноги начинают принимать форму. 2 октября

У меня формируются пальчики – смешно, какие они маленькие. Я смогу гладить ими мамины волосы. 12 октября Мамочка, любимая моя…

Только сегодня доктор сказал моей маме, что я живу здесь под ее сердцем. Как она, наверное, счастлива! 20 октября

Мои папа и мама, должно быть, думают, как меня назвать. 23 октября Аленка? Маша? Танюша?

Я уже немного вижу. Когда мама принесет меня в мир, он будет полон солнечного света и цветов. 13 ноября

Интересно, слышит ли мама тихий стук моего сердца? Оно бьется так ровно. У тебя будет здоровая маленькая дочка, мама! 24 ноября

Источник

Подростковый возраст. Взгляд психолога на проблему взросления.

От автора: Размышление психолога о том, почему «запугивание страшными последствиями» и строгие ограничения и правила для современных подростков не подходят.

Подростковый возраст. Взгляд психолога на проблему взросления.

Молодому тринадцатилетнему человеку из прошлого, чтобы ощущать себя взрослым нужно всего лишь пройти обряд инициации, усвоить правила семьи и четко следовать семейным традициям.

Современные тинэйджеры лишены таких четких ориентиров.

Для своей самоидентичности современные подростки выбирают кого угодно, но только не своих родителей, не свою семью. И это тоже реалии нашего времени. Родители часто сами неосознанно транслируют своим детям посыл «Что мы живем неправильно, мы совершили много ошибок. Хочу, чтобы ты жил по-другому, лучше!» Вот и ищут современные девушки и юноши свой путь, пробуют жизнь на вкус, иногда совершая ошибки.

Взрослый мир транслирует подросткам с одной стороны снисходительность к проступкам (смягчение наказания, условное наказание), с другой стороны, у подростков нет возможности проявлять самостоятельность и выбор: жесткая структура школьного образования, маленькая вариативность школьных образовательных программ, нет возможности самостоятельно зарабатывать деньги. Вот подростки сами для себя решают с какого возраста считать себя взрослым, да и критерии взрослости сами для себя выбирают. И проверяют их действенность, истинность в референтных группах.

Понимание особенностей подросткового возраста, осознание некоторых стереотипов и мифов о подростковом возрасте поможет нам, взрослым, выстраивать теплые и доверительные отношения с взрослеющими детьми.

Читайте также:  Польза и вред мандарин для здоровья

Чем же современные подростки отличаются от нас, взрослых людей?

Во-первых, тот известный гормональный бум. Половое созревание сопровождается интенсивной работой эндокринной системы. Подростки становятся очень эмоционально лабильными и в тоже время ригидными. Что это значит?

Градус эмоциональности тинэйджера гораздо выше чем у взрослого. Подросток может ощущать себя счастливым в 3 раза чаще чем взрослый, но и несчастным может чувствовать себя в 5 раз чаще.

В тоже время при высокой эмоциональности очень слабая переключаемость. Подросток может сильно страдать из-за проблемы, ощущать себя глубоко несчастным, но решиться на изменения ему трудно. Нет на это энергии, сил. В таких ситуациях тинэйджерам нужна помощь другого человека.

Другая особенность подростков – личностная незрелость, выражающаяся в так называемом кризисе самоидентичности. Суть кризиса подросткового периода – это прежде всего поиск ответа на вопросы «Кто Я?», «Какой Я?», «Чего Я хочу?», «Куда Я иду?», «Что мне можно, а что – нельзя?»

Общий смысл этих вопросов можно выразить словами известного литературного героя: «Кто я, тварь дрожащая или право имею?!»

Механизмы проявления этого кризиса нам хорошо знакомы. Это вызов, отрицание общепринятых правил, традиций и проверка границ дозволенного. А так же подражание, уподобление какому-нибудь персонажу, известному медийному лицу, литературному герою, киногерою, соседу дяде Васе и др.

И третья особенность подростков – ощущение эмоции страха. Можно сказать, что тинейджеры практически страх не ощущают. Чувство безопасности у них понижено. Они не озабочены проблемами безопасности. Поэтому подростки могут без страха стоять на парапете крыши, заниматься паркуром, «зацепингом», влезать во всевозможные жуткие места, перебегать перед бегущим транспортом.

Чем больше запугивать подростка, рассказывать ему про ужасы курения, наркотиков или раннего секса, тем вероятнее можно спровоцировать желание попробовать. Ощущение легкого страха и риска только бодрит и вызывает желание попробовать. Что бы подросток испугался по-настоящему, сильно, он должен увидеть очевидную причинно-следственную связь между поступком и последствиями.

Так, среди подростков бытует миф, что «наркотик не может сломить сильную личность». И если подросток не найдет другого способа проверить сильная ли он личность, то он может попробовать и наркотики.

Пока курят взрослые, курение среди подростков будет по-прежнему распространяться. Логика мышления курящего подростка очевидна. «Курение вредно для здоровья, но взрослые курят. Значит курить вредно только детям. Я-то не ребенок. Я уже взрослый и могу курить».

Подростки курят. Не знаю, что говорит официальная статистика, но пройдите мимо школ и колледжей. Всюду за углом стоят группки курящих подростков. Пятьдесят процентов повзрослев отказываются от этой вредной привычки, пятьдесят процентов продолжают курить.

Если вы хотите, чтобы Ваш подросток не курил, демонстрируйте ему отказ от вредных привычек как ценность. Как ваше осознанное решение, в основе которого лежат ваши убеждения, а не страх перед смертью и болезнями.

Это одна из ошибок родителей, когда они из тревоги и страхов устанавливают запрещающие правила и границы. Обычно это только вызывает у подростка желание проверить, бросить вызов устойчивым традициям и правилам.

Подростку необходимо признание его взрослости, самостоятельности, «крутости». Родителям важно понимать, как и какими способами давать это своим детям-подросткам. Критерии взрослости в каждой семье разные. Хочу сразу сказать, что «хорошо учиться и слушаться маму и папу» для подростков не работает. Это для малышей, для младших школьников.

Ищите. Думайте. Экспериментируйте.

Осознавайте, что для вас есть взрослеющий ребенок. Как вы понимаете, что степень его свободы надо увеличить, а степень контроля уменьшить.

Для родителей подростков главный ресурс – осознанность, доверие, принятие чувств своего ребенка.

Источник

Экология человека, Культура здоровья, 8 класс, Федорова М.З., Кумченко В.С., Воронина Г.А., 2012

Экология человека, Культура здоровья, 8 класс, Федорова М.З., Кумченко В.С., Воронина Г.А., 2012.

Читайте также:  История развития учения о здоровье человека

В пособии рассматриваются вопросы приспособления организма человека к различным экологическим условиям, а также влияния природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни. В книгу включены лабораторные работы по оценке функционального состояния организма, которые помогут выработать программу сохранения и укрепления здоровья. Материалы по проектной деятельности позволят разнообразить формы организации учебного процесса, расширить рамки учебного предмета.

История развития представлений о здоровом образе жизни.
Вспомните! Здоровье, здоровый образ жизни.
Какой образ жизни вел человек 20-30 тыс. лет назад? Ответа на этот вопрос нет, так как люди каменного века не имели письменности. Археологические раскопки свидетельствуют, что физические качества древнего человека развивались и совершенствовались в борьбе за существование в процессе труда и охоты. Охота развивала силу, выносливость и умственные способности. Древние люди не делали утренней зарядки и упражнений типа «поднять руки — вдох, опустить — выдох». Но наскальная живопись свидетельствует, что первобытные люди были всегда в движении, всегда в действии (рис. 3).

Росписи на стенах древнеегипетских храмов, возраст которых превышает 5 тыс. лет, воспроизводят физические упражнения, которые мы сегодня назвали бы гимнастическими или акробатическими. Сохранилась фреска, где участник игры с разбегу хватается за рога быка (рис. 4). Бык движением головы поднимает человека в воздух, и тело смельчака опускается на спину животного.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Окружающая среда и здоровье человека
1. Что изучает экология человека 1
§ 2. Здоровье и образ жизни 9
3. История развития представлений о здоровом образе жизни 15
§ 4. Из истории развития взаимоотношений человека с природой 18
5. Различия между людьми, прожинающими в разных природных условиях 23
§ 6. Влияние климатических факторов на здоровье 26
§ 7. Экстремальные факторы окружающей среды 2S
Глава II. Влияние факторов среды на системы органов
§ 8. Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия) 32
§ 9. Условия правильного формирования опорно-двигательной системы 36
§ 10. Воздействие двигательной активности на организм человека 40
§ 11. Природные и антропогенные факторы. влияющие па состав крови 48
§ 12. Иммунитет и здоровье 51
§ 13. Условия полноценного развития системы кровообращения 57
§ 14. Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы 61
15. Правильное дыхание 66
§ 16. Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты — важный экологический фактор 69
S 17. Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний 70
§ 18. Рациональное питание и культура здоровья 79
19. Воздействие солнечных лучей на кожу 83
§ 20. Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание 86
§21. Средства и способы закачивания 89
22. Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы 93
§ 23. Условия нормального функционирования зрительного анализатора 96
§ 2 4. Внешние воздействия на органы слуха и равновесия 99
§ 25. Стресс как негативный биосоциальный фактор L08
S 26. Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности 107
§ 27. Биоритмы и причины их нарушений 111
§ 28. Гигиенический режим сна — составляющая здорового образа жизни 116
S 29. Влияния окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции 120
Глава III. Репродуктивное здоровье
S 30. Особенности развития организма юноши и летчики под действием биосоциальных факторов 122
31. Проблемы взросления и культура здоровья 125
§ 32. Факторы риска внутриутробного развития 127
§ 33. Гендерные роли 129
§ 34. Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся ПОЛОВЫМ путем 131
§ 35. Ответственное поведение как социальный фактор 135
Заключение 137
Словарь терминов и понятий 139.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Adblock
detector