Меню

Сложи узор кубики никитина схемы описание как сделать

Конспект мастер-класса «Игра Б. П. Никитина «Сложи узор» как средство развития познавательного интереса у детей 4–5 лет»

светлана подойникова
Конспект мастер-класса «Игра Б. П. Никитина «Сложи узор» как средство развития познавательного интереса у детей 4–5 лет»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 3 «Тополек»

муниципального образования город-курорт Геленджик

Мастер – класс для родителей

«Использование игры Б. П. Никитина «Сложи узор«

как средство развития познавательного интереса

у детей 4-5 лет».

Подойникова Светлана Анатольевна

МБДОУ д/с № 3 «Тополек»

Цель: знакомство родителей с игрой Б. П. Никитина «Сложи узор»; создание условий, способствующих активизации и совершенствованию познавательной сферы, ориентировочной деятельности; повышение творческой активности.

развивать пространственное воображение, сообразительность и логическое мышление, умение анализировать, синтезировать и комбинировать.

— Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на мастер-классе.

— Формировать познавательную активность у родителей.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Я рада всех видеть на нашем мастер-классе и хочу предложить вашему вниманию развивающую игру Б. П. Никитина – «Сложи узор».

«Сложи Узор» – одна из самых популярных игр Никитиных, очень любимая детьми и взрослыми.И не удивительно: из содержимого этой маленькой коробочки рождаются причудливые узоры, цифры, буквы, симпатичные животные и ещё много всего интересного. А главное, создаёт их сам малыш!

В «Сложи Узор» можно играть, начиная с 1,5- 2 лет. Чаще всего именно с нее начинают знакомство с развивающими играми Никитиных.

Игра «Сложи Узор» прекрасно развивает:

• мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза;

• самоконтроль и самоанализ;

• целеустремленность и усидчивость;

Как организовать занятия по развивающим играм?

Занимаясь с детьми развивающими играми,перед ними ставятся следующие задачи:

— создать модель развивающей среды;

— дать толчок развитию разносторонних природных способностей детей;

— в игре учить мыслить самостоятельно;

— с раннего возраста развивать у детей ощущения, восприятие, воображение, мышление, а также некоторые личностные качества (сосредоточенность, наблюдательность, внимание, умение использовать приобретенный опыт в нестандартных ситуациях).

Возрастная категория детей 4-5 лет относится к среднему дошкольному возрасту. В данном возрасте происходит интенсивное физическое развитие малыша: изменяются сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная системы, опорно-двигательный аппарат. Наибольшие изменения происходят в высшей нервной деятельности, активно развиваются и совершенствуются межанализаторные процессы и связи, механизм взаимодействия сигнальных систем. К достижению 5 лет повышается эффективность педагогического воздействия. В этом возрасте у ребенка еще слабо развиты механизмы сопоставления слова и предмета реального мира.

Средний дошкольный возраст характеризуется следующими особенностями, исходя из которых детям необходимо подбирать развивающие игры (4-5 лет):

Стремление к самостоятельности. Так, развивающая игра должна давать максимальную самостоятельность ребенку, в то же время оставаясь полностью безопасной, доступной и понятной ребенку. В этом возрасте ребенок уже пытается установить свои правила игры, мотивируя их;

Этические представления. В ребенке развиваются эмоции, малыш учится понимать чувства и состояния других людей, сопереживать и сочувствовать им. Этические представления формируются не посредством того, что говорят взрослые, а сквозь призму их поступков и поведения в целом. Именно поэтому так велико значение ролевых развивающих игр (4-5 лет, отображающих ситуации реальной жизни;

Развитие воображения, позволяющего моделировать ситуации, развивать их. Однако следует учитывать, что в силу развитой фантазии в ребенке также развиваются страхи. Развивающая игра должна объяснять ребенку природу многих действий и явлений;

Развитие социальных связей. У ребенка появляется больше друзей, его общение выходит из семейного круга, что отражается в сюжетно-ролевых играх. В них появляются сложные системы персонажей, отношения между ними усложняются.

В этом возрасте развивающие игры также используются психологами в качестве диагностического инструмента, который позволяет на ранних стадиях выявить комплексы и страхи ребенка и произвести их коррекцию с наименьшим ущербом психическому здоровью малыша;

Активное познание – ребенку не только интересны предметы окружающего мира, но и их природа.

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков.Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.

Читайте также:  Как сделать чтобы вай фай не отключался при спящем режиме

В своей педагогической деятельности я активно использую развивающие игры, как в образовательной деятельности (в частности формирование элементарных математических представлений, так и в свободной игровой деятельности детей.

Вашему вниманию предлагаю один из вариантов игры с кубиками «Сложи узор». Педагог рассказывает сказку, родители по схемам выстраивают сюжет.

Сказка: «Лесное путешествие»

Жила – была принцесса. Однажды она пошла собирать цветы.

Пришла она к еловому лесу.

Через лес шла тропинка.

Принцесса пошла по тропинке и увидела полянку. А на полянке много бабочек.

А бабочек видимо-невидимо. И все разные…

Бабочки летали над цветами и собирали нектар.

Принцесса собрала букет цветов и отправилась обратно домой.

Источник

Мастер-класс для педагогов «Кубики Никитиных «Сложи узор». Формирование комбинаторных навыков у дошкольников

Елена Ядрышникова
Мастер-класс для педагогов «Кубики Никитиных «Сложи узор». Формирование комбинаторных навыков у дошкольников

внутри 12 кубиков с гранями 2х цветов и инструкция с правилами игры и заданиями.

Авторские игры Никитиных обладают большой степенью вариабельности, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра, по словам автора, предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать. Такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка!

Эта игра развивает умение сочетать и варьировать цвет и форму, что ведет к созданию образа. Она очень важна для успешного освоения детьми простейших азов черчения, позволяет развить образное мышление и умение осуществлять комбинаторные действия.

Кубики в коробке.

Для выполнения разных заданий требуется разное количество кубиков. Сущность игры заключается в воспроизведении на плоскости построек по образцам.

Образец для игры, в инструкции их 59.

При постройке ребенок должен соблюдать архитектурную точность, правильность взгляда сбоку (слева или справа, правильность окраски спереди, сверху и сбоку.

А еще эта игра поможет закрепить или научить ребенка, где находится правая, а где левая стороны.

«Сложи узор»

В основе игры – 16 кубиков.Их грани окрашены необычным образом: красная, синяя, белая и желтая, а оставшиеся разделены диагональю на два треугольника, которые также имеют свой цвет. Благодаря этому из кубиков можно создавать множество разных узоров. Автор рекомендует это пособие детям от 1,5 лет. Начиная с простейших заданий, малютки с раннего возраста учатся конструировать, совершенствуют мыслительные операции (синтез, анализ, развивают творческие способности.

На занятиях дети выполняют несколько типов заданий:

• складывают кубики по схеме;

• глядя на готовый узор, переносят схему в тетрадь;

• создают собственный рисунок.

К пособию «Сложи узор» прилагается два альбома с образцами. Первый предназначен для развития детей 2-4 лет, второй – 4-8.

Что бы ребенку было интересно играть мы решили завести друзей. На помощь к нам пришли звери из шоколадных яиц (для мальчиков можно взять машинки). Именно для них мы строили дорожки. Сравнивали чья длиннее\короче, сколько ушло кубиков на ту или иную дорожку (счет). Ребенок выкладывает все задания рядом с альбомом. Но первые разы мы выкладывали в альбоме, это еще один плюс для начала. Ну и сейчас она подбирает не только верхние грани но и боковые.

Закрепляем понятия: цвет, высота, сравнение.

Начинаем постепенно усложнять. Выкладывать задания из кубиков разного цвета например бусы для мамы. Так же знакомим с двухцветными гранями (задание елочка).

Следующее лесенки знакомят ребенка с понятием «полоска\ряд\этаж» и » столбик».

Так же дорожки можно усложнять выполняя их из двухцветных граней.

После того как ребенок научился выполнять задания в один ряд, я стала усложнять, прибавляя ряды и столбики. И тут нам опять на помощь пришли звери из шоколадных яиц.

Домики по сказке » заюшкина избушка»

и лес. тут один и тот же элемент повторяется несколько раз. Так же елочки могут быть разной высоты.

а теперь вернемся к » правильным» кубикам. Если кубики изготовлены верно:

Передняя грань — белая

то большинство сложенных узоров повторится на обратной стороне, только в другом цвете. ребенку очень нравится переворачивать картинку и смотреть что же вышло.

Покажу еще задания который мы сегодня пропустили, но они так же вводились постепенно и обычно использовались игрушки-помощники (звери\машинки\куклы)

Ну и узоры сложение которых требует времени и использования всех кубиков. Пока эти картинки мы выкладываем в альбоме.

Ну и пока последний раздел в нашем альбоме » потеряшки». Задание выложить узор с недостающими кубиками. или положить недостающие кубики на картинку.

Ну и прошу выкладывать фигуры так что бы рисунок совпадал не только на верхней грани, но и по бокам.

Источник

Развивающая игра «Сложи узор» (кубики Никитина)

Алёна Гадяцкая
Развивающая игра «Сложи узор» (кубики Никитина)

Читайте также:  Как сделать хачапури с ветчиной и с сыром

Цель: Совершенствовать теоретические знания и практические навыки педагогов в развитии творческих способностей ребёнка посредством использования развивающих игр.

Оборудование: кубики Никитина, схемы- узоров: дом, лодка, крючок, молния, елка, фонарики, конфета, паркет, рыбка, лес, поляна.

1. Вступительная часть.

— Объявление темы и цели мастер- класса. Содержание мастера- класса в целом и его отдельных составных частей.

2. Теоретическая часть.

Использование развивающей игры «Сложи узор» в развитии способностей детей 5-6 лет в группе ЗПР.

3. Практическая часть.

Проведение имитационной игры со слушателями сказка «Золотая рыбка».

Моделирование: составление сказки по теме.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!Сегодня я хочу представить свой опыт работы по теме: «Развивающая игра «Сложи узор» кубики Никитина».

Любые игры только тогда дают результаты, когда малыши играют с удовольствием, с интересом. Вот этот интерес к развивающим играм, к интеллектуальному напряжению, какого они обязательно требуют, и надо развивать у детей. Именно развивать, т. к. сам он ниоткуда не появляется. Кроме того,здесь действует одна закономерность: чем больше развито какое- то качество, тем сильнее жаждет его проявления.

Так просит деятельности и детский ум. Поэтому очень важно дать ему окрепнуть и познать радость успеха, радость преодоления трудности – и как можно раньше.

Первое условие успеха- улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность в прогрессе ребёнка, в росте его сил. При этом, конечно, нельзя забывать, что перехваливание- похвала не по заслугам- может и навредить. Всегда нужно уметь показать ребёнку как бы резерв его возможностей, что можно делать еще лучше.

— Ты сегодня быстро сложил узор, быстрее, чем вчера. А если ещё постараться, может получиться ещё лучше.

— Что, по- твоему, сегодня у тебя особенно удалось?

— А что ещё не совсем получилось?

Все это поддерживает интерес ребенка к игре, к движению вперед, к совершенствованию…

Но это интерес легко притупить не только небольшим нажимом, принуждением, но даже просто «перебарщиванием», доведение игры до того, что она стала надоедать.

Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или … в другой раз мы поиграем побольше», чтобы впереди была приятная перспектива- завтрашняя радость.

Творчество развивается и творческие силы крепнут только там, где есть свобода их проявления. Но это вовсе не означает, что надо просто ждать, когда у ребёнка возникнет желание играть. Надо организовать это желание, пробудить его, создать условия для его возникновения.

Основное правило развивающих игр:

Взрослый не должен выполнять задание за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом.Во время выполнения задания нельзя злоупотреблять даже замечаниями тип: «Ай…», или «Гм» и т. п. Воздерживаться от подобных замечаний надо именно в ходе игры, когда ребёнок ещё не окончил очередного задания. Почему они нежелательны?

Нужно сказать что в начале, когда малыш только знакомится с игрой,подобные эмоциональные реплики даже помогают: одобрительные- окрыляют, критические- побуждают работать внимательнее. Но затем лучше от них постепенно отказаться, потому что ребёнок начинает больше судить о своих действиях не по результатам своей работы, а по замечаниям окружающих. А это приведет к тому, что у ребёнка не будет развиваться самоконтроль.После очередного шага в решении задачи он станет смотреть на вас: улыбнетесь вы или нахмуритесь. И если это станет главным критерием в его оценке собственных действий, то самоконтроль, самоанализ заменяется стремлением просто угадать, как относятся к этому окружающие.

Очень часто, желая что-то внушить ребёнку, упорно и навязчиво повторяют ему одно и тоже. Нет лучшего способа добиться прямо противоположного результата. И наоборот, запрет, недоступность всегда вызывает интерес и желание узнать, что это такое. Эту закономерность надо использовать и в играх тоже. Нельзя развивающие игры превращать в обычные, всегда доступные игрушки. Игра становится доступной, привычной и теряет свою привлекательность. Вот почему после игры надо всё аккуратно уложить и поставить на место, недоступное для ребенка, но все- таки такое, чтобы игра была видна самому ребёнку. У детей ведь очень многое зависит от случайности; попалось на глаза вещь- захотелось взять её и поиграть, а не попадется- может надолго забыть о ней.

Начинать игру лучше с заданий, достаточно легких для ребёнка, чтобы он чувствовал удовлетворение от успешной работы. Но вот он добрался до трудного задания и, несмотря на все усилия, сегодня его не одолел. Как же быть завтра? Начинать с этого трудного? Нет, лучше попробовать взять препятствие «с разгона», т. е. начать игру с более легких или с уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, пока неодолимому. Метод «ледокола» нужно использовать в развивающих играх, т. к. он вселяет в ребенка веру в собственные силы и учит самостоятельности. Ну, а если и метод «ледокола» не помогает, лучше просто пропустить неподатливое задание и взять какое- нибудь из следующих, стоящих после, но не всегда обязательно более трудных. И есть, наконец, ещё выход из трудного положения- оставить эту игру до нового увлечения. Играя в другие игры, ребёнок растет, набирается сил и через месяц- другой может с первого захода одолеть когда-то непосильное для него задание. А на долю взрослого в таких трудных случаях выпадает обязанность, во-первых, похвалить ребёнка за уже достигнутое, а во-вторых, поддержать бодрость духа на будущее и пояснить, что сразу ни у кого не получается и даже его папа в его возрасте еще не мог решать такие трудные задачи.

Читайте также:  Как сделать полный экран на телевизоре сони

Для любой игры необходимо непринужденная, свободная обстановка, когда все внимание сосредоточено на самой игре, а не на том, чтобы «сесть как следует. Играть не обязательно за столом, можно и на полу, и не только сидя, а лёжа на животе- как удобнее».

Всёвыше сказанное можно уложить в нескольких правилах:

1. Игра должна приносить радость.

2. Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения.

3. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Давайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более и трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.

4. Обязательно начинайте с посильных задач.

5. Если ребенок не справляется с заданием, значит вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий.

6. Увлечения детей приходят «волнами» поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на месяц- два, а потом «случайно» пусть малыш вспомнит о ней.

7. Берегите игру, не ставьте её по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребёнок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

8. Оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» узорам, придумывайте, фантазируйте, пока ребёнка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач.

9. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребёнка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, и сделать кувырок на коврике.

Опыт работы с детьми ЗПР показывает, что намеченные на одном занятии программные задачи, не могут быть усвоены ребёнком с первого раза. Задачи во время игры усложняются.

В начале учебного года проводится индивидуальное тестирование детей с помощью различных упражнений и дидактических игр, наиболее полно показывающих уровень знаний детей. По результатам педагогических наблюдений и проанализировав листы адаптации и лист здоровья составляется перспективный план работы на текущий учебный год. Кроме перспективного плана составлялись примерные конспекты каждого занятия. На любом занятии с использованием развивающих игр существуют неограниченные возможности для развития творческих способностей детей, решаются воспитательные задачи. Дети приучаются действовать дружно, целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца, решать, поставленные перед ним задачи.

(Приложение: диагностика, перспективный план)

Приглашаю Вас окунуться в сказочное царство кубиков Никитина.

Я буду читать текст сказки, а Вы по ходу выкладывать соответствующие узоры.

«Сказка про золотую рыбку»

Жили – были 7 принцесс. У них был большой и уютный ДОМ и огромная мечта – подержать в руках ЗОЛОТУЮ РЫБКУ. И вот однажды они отправились на поиски своей мечты. Их путь лежал через густой и тёмный ЛЕС. Каждая принцесса зажгла свой ФОНАРИК, чтобы не сбиться с пути…и уже через несколько минут они оказались на красивой ЦВЕТОЧНОЙ поляне, где под лучами солнца порхали разноцветные БАБОЧКИ. Спуститься вниз к реке им помогла волшебная ЛЕСЕНКА. Они сели в ЛОДКУ и поплыли. Принцессы настолько залюбовались красотой окружающей природы, что не заметили, как к лодке подплыла ЗОЛОТАЯ РЫБКА. Все принцессы загадали желание и отпустили рыбку домой. И стали жить они долго и счастливо!

Играя, таким образом, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, научатся развивать сюжет, использовать в речи разные виды предложений.

А теперь задание для Вас,уважаемые коллеги:

Составьте сюжет сказки с использованием следующих узоров-заданий:

1 ВАРИАНТ: ДОМ, ЛОДКА, КРЮЧОК, МОЛНИЯ.

2 ВАРИАНТ: ЕЛКА, ФОНАРИКИ, КОНФЕТА, ПАРКЕТ.

Спасибо за внимание!

Познавательный проект «Развивающие игры» («Кубики Никитина», «Дроби», «Сложи квадрат», «Рамки-вкладыши»). Тип проекта: познавательный. Актуальность проекта: Замечательный двигатель.

detsad 209593 1399305089Самодельные кубики Никитина Здравствуйте, уважаемые коллеги. Для развития творческих способностей детей,решила в своей работе с детьми использовать кубики Никитина»Сложи.

Источник

Adblock
detector