Меню

Служба раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

«Оказание ранней помощи детям с ОВЗ в детском учреждении»
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая группа)

Содержание материала даёт ответы на актуальные вопросы В каких организациях, учреждениях реализуется служба ранней помощи? Кому нужна эта помощь? Каковы цели и задачи службы ранней помощи?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Оказание ранней помощи детям с ОВЗ в детском учреждении

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р начата реализация Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года:

создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность реализации данного направления обусловлена:

Кому нужна ранняя помощь?

• Во-первых, это дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и их семьи.

• Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

• В раннем возрасте в первую очередь речь будет идти о тех детях, у кого наблюдается отставание в развитии (например, задержка психомотрного развития, задержка речевого развития), либо выявлены нарушения, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии. Контингент таких детей может быть достаточно обширен, а имеющиеся у них проблемы крайне вариативны: снижение слуха 2-4 степени, слепота, церебральный и спинальный параличи любой этиологии, генетические синдромы и хромосомные абберации и др. Здесь речь идет о необходимости специальной, в том числе и психолого-педагогической помощи, начиная с самого рождения.

• Во-вторых, группы ранней помощи могут создаваться для детей от 1 до 3 лет, не посещающих дошкольную образовательную организацию с целью поддержки семьи, не обладающей достаточным воспитательным потенциалом и нуждающейся в сопровождении специалистов. Такие группы позволяют безболезненно адаптировать ребенка раннего возраста к условиям детского сада.

Цель службы ранней помощи оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, оказание помощи их семьям, в первую очередь посредством развитой консультативной деятельности, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Основные задачи службы ранней помощи:

• выявление на основе психолого-педагогического обследования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (или потенциальные риски) и возможных трудностей семей, в которых они воспитываются;

• оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (риском нарушения в развитии) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

• осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (риском нарушений развития);

• включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;

• определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

В каких типах организаций/учреждений реализуется ранняя помощь?

Ранняя помощь детям с ОВЗ оказывается:

в центрах психолого-педагогической и социальной помощи

Основные принципы, лежащие в основе работы службы ранней помощи

2. Междисциплинарный подход. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

4. Партнерство. Принцип подразумевает установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи и ближайшим окружением. Крайне важным является понимание, что родители и другие члены семьи не просто наблюдатели, они активные участники всего процесса.

5. Конфиденциальность. Принцип во многом основан на этических нормах работы специалистов. Информация о ребенке и семье, появляющаяся у специалистов во время их сопровождения, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ.

Практический этап. Сюда входит организация пилотной площадки: приобретение и размещение специального оборудования, перераспределение игровых зон, перестановка мебели, в соответствии с контингентом воспитанников, формирование реестра, разработка программ, обеспечение кадрового состава группы, зачисление воспитанников, заключение договоров с родителями, (законными представителями) об образовании образовательных услуг, повышение профессионального роста педагогов посредством организации курсов повышения квалификации, оказание педагогической помощи родителям через индивидуальные консультации, открытые просмотры мероприятий, формирование профильной страницы на официальном сайте детского учреждения.

Четвертый этап инновационного проекта – заключительный перевод инновационных механизмов в режим функционирования, анализ проведенной работы, выводы, диссеминация опыта работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная статья раскрывает организацию работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в условиях ДОУ.

Презентация наглядно раскрывает работу Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в ДОУ.

Статистические данные свидетельствуют о серьёзных нарушениях в психоэмоциональном здоровье современных детей.Почему в России с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи.

методическая разработка для логопедов.

В последнее время в связи с развитием науки и техники на нас и наших детей обрушивается большое количество информации. При этом усложняются и школьные программы, которые требуют более сильной концентр.

Читайте также:  Чилийский лосось опасен для здоровья

Традиционные методы психолого – педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчиво-го положительного результата, так как не устраняют первопричины нарушений. В отличие от них, метод ки.

Оказание ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках работы Консультационного центра.

Источник

Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ
статья по теме

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезными социальными, психологическими и педагогическими проблемами.

Для ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) семья имеет особое значение, выступая в качестве условия выживания и практически единственного шанса на положительный результат процесса социализации. Чем тяжелее нарушение развития, тем более жизненно важной для него является поддержка семьи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

« Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ»

Свиягина Ирина Леонидовна, педагог-психолог

Состояние психологического здоровья детей раннего возраста является на сегодняшний день ключевым вопросом, который прямо или косвенно включен в решение стратегических задач региональной образовательной политики, что, несомненно, указывает на актуальность обозначенной темы. Проблематика развития детей раннего возраста все чаще встречается в запросах родителей на консультативных приемах у педагога-психолога ПМПК и СРП. С каждым годом растет процент детей, имеющих отклонение от нормы в сенсомоторном и психоречевом развитии.

Раннее детство – уникальный и неповторимый в жизни каждого человека период. Новые требования к современной системе образования, ориентированные на качество процесса воспитания, развития дошкольников раннего возраста, в еще большей степени предполагают активное привлечение родителей в образовательный процесс.

Самые близкие взрослые, родители являются первыми людьми, которые передают ребенку опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, художественно-эстетическом, социально-личностном развитии. Именно они создают особый эмоциональный микроклимат семьи, основанный на чувстве любви, принятия, благодаря которому у ребенка раннего возраста формируется особое отношение к себе, его чувство самоценности, мировоззренческая позиция.

Опыт показывает, что большинство детей не умеют или не считают нужным играть со сверстниками и организовывать совместную деятельность. Нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей (задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и т.н.), являются прямым следствием такого «неумения» родителей.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезными социальными, психологическими и педагогическими проблемами.

Для ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) семья имеет особое значение, выступая в качестве условия выживания и практически единственного шанса на положительный результат процесса социализации. Чем тяжелее нарушение развития, тем более жизненно важной для него является поддержка семьи.

Сотрудничество педагогов с родителями помогает лучше понять ребенка, а также передать им свои знания и профессиональный опыт. Наблюдая за своим ребенком в обстановке, отличной от домашней, родители объективнее узнают его уровень, возможности, затруднения, при этом становятся активными участниками, а не сторонними наблюдателями. Тесная и постоянная связь со специалистами, их консультации, лечение – необходимое условие успешного развития и преодоления трудностей.

Информирование родителей способствует расширению знаний родителей о психологических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии, о типичных возрастных закономерностях в развитии личности; дает направление на самостоятельный поиск нужной информации, учит ориентироваться в современной специальной литературе.

Главным и необходимым условием достижения целей программы являются отношения между матерью и ребенком. В современной модели взаимодействия «родитель  ребенок  специалист» родителю (маме) отводится ведущая роль, ему принадлежит инициатива. Специалисту отводится роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. Таким образом, специалист и родитель находятся на одном уровне партнерских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребенка.

Использование информационных и, особенно, телекоммуникационных технологий, на наш взгляд повышает эффективность взаимодействия педагогов и родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с ОВЗ. Использование телекоммуникаций позволяет педагогам оперативно информировать родителей, организуя при этом индивидуальный диалог. Более сложные средства ИКТ позволяют проводить виртуальные консультации для родителей. Использование для этих целей списков рассылки и телеконференций дает возможность проведения массовых мероприятий и массового информирования родителей без их очного собрания и визитов в службу ранней помощи.

Эффективным дополнением программы является выпуск электронного информационно-методического журнала для родителей, разделы которого включают теоретический и практический материал по определенной теме. Открытие подписки на электронный вариант журнала позволяет родителям знакомиться с новыми материалами издания, получая свежий номер на CD-диске или по электронной почте.

Итак, практические занятия с родителями и детьми в сочетании с информационными технологиями оказывает позитивное влияние:

Таким образом, для получения позитивной динамики в развитии детей раннего возраста с особыми возможностями здоровья, необходимо разнообразить, совершенствовать и находить новые формы, технологии развития воспитательного потенциала семьи, вовлекать их в совместный коррекционно-образовательный процесс, что повышает качество психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ.

Читайте также:  Влияние паразитов на здоровье человека

Источник

проект «Служба ранней помощи»

Проект «Службв ранней помощи» для детей от 0 до 3 лет создан с целью воплощения в жизнь службы, направленной на оказание психолог-педагогической поддержки семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ от 0 до 3 для содействия его оптимальному развитию и социализации в обществе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Описание реализации проекта по созданию службы ранней помощи

1. Краткое описание проекта

Современные научные исследования показывают критическое значение первых двух-трех лет жизни в развитии ребенка. Семья, отношения с матерью, ранний опыт и социальное окружение очень важны в формировании личности ребенка и развитии его мозга. Специалисты Службы ранней помощи помогают семье создать оптимальные условия для развития ребенка, поддерживают родителей, помогают им преодолеть трудности в воспитании ребенка с особыми потребностями.

Инновационная сущность услуги заключается в:

Дети от 0 до достижения 3 лет, нуждающиеся в государственной защите, с ограниченными возможностями здоровья или риском возникновения нарушения развития, и их семьи.

2. Анализ ситуации с оказанием психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями в организации

Исследование этого вопроса показало, что в Саянском районе наблюдается:

— рост числа детей, имеющих нарушения развития уже при рождении;

— рост числа социально-неблагополучных семей (семьи с одним родителем, семьи с крайне низким уровнем дохода, семьи необеспеченные жильем и проч.).

Анализ традиционной системы помощи детям раннего возраста показал, что она не удовлетворяет важнейшие потребности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями. В системе образования не хватает специалистов, занимающихся с детьми с различными проблемами: педагогов – дефектологов, логопедов, психологов.

В последние годы в дошкольных образовательных организациях увеличивается количество детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи I-го уровня; I– II; II-го и III-го уровня). Растет количество детей со смешанными расстройствами психического развития. Причинами данных нарушений являются патология протекания беременности и родов, заболевания в раннем детском возрасте, плохая экология, недостаточность адекватной помощи. Увеличивается количество детей с фонетико-фонематическим нарушением речи и с дефектным произношением, осложненным разными формами дизартрии, а также детей, нуждающихся в посещении логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи.

Отмечается увеличение числа детей-инвалидов, поступающих в дошкольные образовательные организации. В структуре детской инвалидности занимают болезни: нервной системы, психическое расстройство и умственная отсталость, заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем,.

Наблюдается рост детей с проявлениями дефицита внимания и повышенной гиперактивностью, агрессии, тревожности, упрямства.

Отсутствует диагностика ранних нарушений в области психического здоровья ребенка в возрасте от рождения до 3 лет поскольку консультации и осмотр психолога изредка проводится лишь по достижении ребенком 3 лет, а чаще перед самой школой, когда решение таких проблем будет происходить намного труднее и продолжительнее.

Специалисты здравоохранения (невролог, психиатр, педиатры) работают по своим методикам и своими средствами с детьми, имеющими отклонения в развитии, самостоятельно, но их помощь направлена на достаточно узкую медицинскую проблему ребенка. Есть социальная служба, стремящаяся помощь семьям, имеющим детей-инвалидов, в большинстве своем, эта помощь касается материального обеспечения семей. Не простроено сетевое взаимодействие вышеописанных служб, направленных на комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Проблема (ре)абилитации детей инвалидов может быть решена при комплексном взаимодействии структур образования, здравоохранения и социальной защиты и одним из вариантов слияния этих структур может служить система Службы ранней помощи.

В 9 дошкольных образовательных организациях нашего района функционируют группы только общеразвивающей направленности. В перспективе планируется открытие групп комбинированной направленности.

На протяжении многих лет в Саянском районе на временной основе работает РПМПК. Ежегодно увеличивается количество обращений семей и детей, нуждающихся в обследовании в условиях ПМПК. Специалисты комиссии своевременно выявляют детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведят их комплексне психолого-медико-педагогическое обследование и разрабатывают по результатам обследования рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Таким образом, муниципальное образование Саянского района берет на себя ответственность за формирование социальной устойчивости и адаптации к условиям окружающей жизни детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации и предполагает расширенную работу по социализации детей раннего возраста в детском социуме и оказанию помощи семьям, имеющим детей раннего возраста с функциональными нарушениями. На уровне образовательного учреждения формируется новая образовательная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проведены аналитические семинары о подходе к комплексному психолого-медико-педагогическому сопровождению детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

3. Описание проблем

При создании проекта наиболее распространенными проблемами являются:

1. Проблема обеспечения статуса, прав, льгот и гарантий, повышения квалификации специалистов разных профессий (педагогов-психологов, медиков, специалистов по социальной работе) в Службе ранней помощи может быть решена только во взаимодействии трех ведомств.

2. Выявление детей и семей, нуждающихся в услугах Службы ранней помощи.

Читайте также:  Дуа для здоровья ребенка

3. Отсутствие подготовленных кадров для служб ранней помощи.

4. Проблемы межведомственного взаимодействия при переходе ребенка из СРП в другие учреждения.

5. Создание нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность Службы ранней помощи в Саянском районе.

6. Отсутствие материально-технической базы системы ранней помощи.

Трудности, возникающие у специалистов в работе:

4. Цель и задачи проекта

Задачи предоставления услуги:

• взаимодействие с учреждениями системы здравоохранения, социальной защиты, образования, родительскими, общественными и другими организациями для выявления детей с ограниченными возможностями здоровья или риском возникновения нарушения развития;

• организованное психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья или риском возникновения нарушения развития и их семей;

• определение дальнейшего образовательного маршрута детей и обеспечение преемственности в психолого-педагогическом сопровождении детей и их семей на дальнейших этапах развития, в других учреждениях;

• формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья или риском возникновения нарушения развития ключевых образовательных компетенций в доступных объемах и качестве;

• формирование у родителей (законных представителей) специальных компетенций, необходимых для воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья или риском возникновения нарушения развития.

5. Календарный план мероприятий

I. Подготовительный. Информирование и организация взаимодействия.

Цель: Выявление детей раннего и дошкольного возраста, нуждающихся в помощи на основе организации взаимодействия с учреждениями системы здравоохранения, социальной защиты и образования.

1. Разработать программу Службы ранней помощи.

2.. Обеспечить всех возможных участников разработки и реализации проекта
необходимой информацией о нём.

3. Сформировать состав Службы ранней помощи

4. Ввести в действие региональных организационно-правовых документов для обеспечения эффективного психолого-медико-педагогического сопровождения.

5. Повысить квалификацию специалистов (дефектолога, логопеда, психолога) Службы ранней помощи.

6. Обеспечение материально-техническую базу Службы ранней помощи, оснащение кабинетов.

II. Практическая работа

Цель: составление и реализация индивидуально-ориентированной программы по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку в возрасте от 0 до 3 лет с нарушениями развития для нормализации их жизни, содействия их оптимальному развитию и адаптации в обществе, а также психолого-педагогическая и социальная поддержка его семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения

4. Обеспечить успешную адаптацию и социализации и ребенка при переходе в другие учреждения, преемственность в работе специалистов.

III. Заключительный этап. Оценка эффективности и анализ деятельности

1. Обобщение результатов Службы ранней помощи.

2. Проведение на базе МКДОУ Агинский детский сад №1 «Солнышко» семинара для руководителей и педагогов дошкольного образования по проблеме психолого–медико–педагогического сопровождения детей раннего возраста.

3.Подготовка методических рекомендаций для дошкольных учреждений по проблеме сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные этапы и мероприятия

Можно выделить четыре направления обеспечивающие сопровождение ребёнка и его семьи: административная, отвечающая за работу с педагогами и родителями; психологическая, педагогическая, медицинская, осуществляющие работу в трёх направлениях – с воспитателями, детьми и родителями. Независимо от вида ДОУ подготовка к поступлению и пребывание ребёнка в нём должны состоять из нескольких этапов.

Для достижения ожидаемого результата в проекте был запланирован ряд мероприятий

Подготовительный этап Информирование и организация взаимодействия

Подготовка специалистов СРП

Стажировки специалистов и руководителя службы ранней помощи, которая будет создана в рамках проекта, для ознакомления с опытом оказания ранней помощи в городе Красноярске

Создание сетевого взаимодействия образовательных организаций, здравоохраненияи социальной защиты

Реализуется механизм взаимодействия между социальной защитой, здравоохранением и образованием.

Консультации с руководителем проекта по проектированию модели СРП

Подготовка нормативно-правовой документации.

Приобретение вспомогательного оборудования, игрушек.

Приобретение методической литературы.

Подбор команды специалистов.

Организация работы специалистов.

II. Практическая работа

Организация методической, диагностической и консультативной помощи семьям

С сентября 2016 по май 2017

Увеличится число родителей, обратившихся в службу ранней помощи за консультациями по воспитанию детей.

Организация психолого – педагогического сопровождения детей и их семей. Определение образовательного маршрута ребенка.

С октября 2016 по май 2017

Психолого – педагогическое сопровождение детей и их семей успешно осуществляется в СРП.

Проведение семинаров для педагогов района

С октября 2016 по май 2017

Проведены семинары для педагогов района

Организация и проведение заседаний клуба «Дружная семья»

С октября 2016 по май 2017

Проведены мероприятия для семей, воспитывающих детей раннего возраста с ОВЗ в рамках семейного клубя «Дружная семья»

Обеспечение адаптации и социализации ребенка при переходе в другие учреждение, преемственность в работе специалистов.

С октября 2016 по май 2017

Обеспечение со специалистами и педагогами лругих образовательных учреждений Саянского района

Охват большего количества детей с ОВЗ, ранее не включенных в систему специального образования

С октября 2016 по май 2017

Увеличится число детей, включенных в образовательное пространство

III. Заключительный этап. Оценка эффективности и анализ деятельности

Обмен опытом по результатам работы СРП

Проведение семинара для руководителей и педагогов дошкольного образования по проблеме психолого–медико–педагогического сопровождения детей раннего возраста.

Сформируется позитивное отношение к вопросам сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

коррекционно-образовательной деятельности в Службе ранней помощи

для детей раннего возраста для групповой и индивидуальной работы в СРП

Источник

Adblock
detector