Меню

Смысл и значение понятия здоровья в традиционной культуре россии

Культура здорового образа жизни

«Здоровый образ жизни» — сегодня очень популярное словосочетание, которое можно слышать часто. Многие люди считают, что они ведут здоровый образ жизни. А кто-то наоборот считает, что здоровый образ жизни — это крайность, фанатизм и так далее, и вообще «один раз живём», поэтому не нужно себе ни в чём отказывать.

Все точки зрения имеют право на существование, но тут важнее другое — какой результат получит по итогу каждый из нас. И можно заметить, что позиция «один раз живём» со всеми вытекающими из неё выводами чаще всего попросту нежизнеспособна. Человек, который считает здоровый образ жизни крайностью и стремится получить максимум удовольствий (просто не задумываясь о своём здоровье, потому что есть «дела поважнее»), как правило, приходит к довольно печальным результатам. Оправдывают свою позицию такие люди обычно тем, что «всё равно все умрём». Ну или рассказывают про плохую экологию, объясняя так, что, дескать, зачем вести здоровый образ жизни — всё равно ведь плохая экология вокруг.

Разумеется, никто не спорит с тем, что экология оставляет желать лучшего, и все мы рано или поздно умрём; но возникает вопрос — зачем же дополнительно ухудшать своё здоровье, тем самым быстрее приближая момент смерти?

Но даже это не самое главное. Самое главное — это качество жизни. Если человек ведёт нездоровый образ жизни, уже к 30‒40 годам организм начнёт давать сбои один за другим. Потому что традиционное питание, сидячий образ жизни, регулярное «умеренное питие», курение и так далее только в молодости проходят, как нам кажется, бесследно. Но токсины имеют свойство накапливаться в теле, и рано или поздно наступает «точка невозврата», когда здоровье подорвано уже настолько, что изменить что-либо крайне сложно. Но, как правило, «прозрение» не наступает даже тогда — человек уже чётко убедил себя в том, что экология всё равно плохая и быть насквозь больным человеком в 35–40 лет — это норма.

Здоровый образ жизни. Культура здоровья

Что же такое здоровый образ жизни? И почему часто здоровый образ жизни не приводит к здоровью? Потому что часто под здоровым образом жизни подразумеваются совершенно разные вещи, не все из которых приводят к здоровью.

К примеру, одно из самых распространённых заблуждений — это концепция «умеренного пития». Человек, который употребляет алкоголь «чуть-чуть по праздникам» пребывает в полной иллюзии того, что он ведёт здоровый образ жизни. Но алкоголь вреден в любом количестве, в любом качестве, в любом виде. Поэтому алкоголь и здоровье — несовместимые понятия. Если присутствует одно, то чаще всего отсутствует другое. Алкоголь — это самый яркий пример. И даже если большинство людей всё-таки признаёт его вред, в обществе плотно укоренилась точка зрения, что во всём надо «знать меру», и если, дескать, «в меру», то вреда не будет. Можно ли говорить о том, что причинение вреда своему здоровью «в меру» это норма? Вопрос риторический.

Но даже если человек отказался от самых вредных легальных наркотиков, таких как алкоголь и никотин, это вовсе не значит, что он ведёт здоровый образ жизни. Методов саморазрушения в современном обществе, к сожалению, немало. Тем же регулярным употреблением кофе можно также причинить себе немало вреда. А мясная пища, которая крайне негативно воздействует на тело и сознание, и вовсе большинством людей считается нормальным и даже обязательным продуктом питания.

Есть много аргументов в пользу употребления мяса, а ещё больше — аргументов против. Но есть простое правило здравомыслия — ничего слепо не принимать на веру, и ничего слепо не отвергать. Часто можно столкнуться с ситуацией, когда традиционно питающиеся люди, что называется, «с пеной у рта» на все лады ругают вегетарианство… даже ни разу не попробовав отказаться от мяса. Здесь вспоминается старый советский анекдот: «Не читал, но осуждаю».

Наслушавшись страшилок о вреде вегетарианства, люди нарушают сразу оба принципа здравомыслия, о которых сказано выше, — они слепо принимают на веру концепцию вреда отказа от мяса и слепо отвергают идею вегетарианства. Но лишь проверив что-либо на своём опыте, можно сделать полноценные выводы. И с высокой долей вероятности можно сказать, что, попробовав питаться без мяса, люди больше не захотят к нему возвращаться. Потому что жизнь без мясной пищи кардинально отличается от жизни с регулярным употреблением мяса.

Традиции здорового образа жизни

Таким образом, здоровый образ жизни — понятие очень и очень растяжимое. Человек, который регулярно ходит в спортзал с целью накачать мышцы, подвергает себя запредельным физическим нагрузкам, которые пагубно влияют на сердце и другие органы, а также сопровождает всё это действие высокобелковой диетой с целью нарастить мышцы любой ценой, вряд ли ведёт здоровый образ жизни. Но примерно такой образ «здорового человека» сегодня насаждается в обществе. И тут важен ещё мотив, с которым человек это делает. А мотив чаще всего весьма примитивный — понравиться окружающим людям. Нет, само по себе желание кому-то понравиться может и не столь деструктивное, но если человек тратит на это все свои силы, время, ресурсы, а самое главное — наносит вред здоровью ради этого, то такое поведение вряд ли можно назвать адекватным.

Читайте также:  Нужна ли справка о состоянии здоровья при замене прав

Поэтому в вопросе здорового образа жизни важны, в первую очередь, цели. А во вторую — здравомыслие. Если открыть десять — двадцать случайных страниц в интернете на тему здорового образа жизни, там можно встретить не только весьма сомнительную и противоречивую информацию, но и откровенную дезинформацию, запущенную в сеть с определёнными целями.

К примеру, с точки зрения некоторых диетологов, человек должен питаться пять раз в день, и как минимум два приёма пищи должны содержать мясо. Ждать нарушений в работе ЖКТ при такой нагрузке на наше пищеварение долго не придётся. Почему же продвигается эта информация? Просто потому, что так выгодно. С точки зрения настоящего здорового питания, есть нужно только тогда, когда ощущается голод, причём есть ещё «ложный» и «истинный» голод, но это отдельная тема. И любая пища, которая съедена без ощущения голода, превращается в отраву. Потому что если нет чувства голода, значит организм не готов к перевариванию пищи и не нуждается в ней. И в здоровом питании есть простое правило: «Переел — значит отравился». А приём пищи «по регламенту», а не потому, что есть потребность — это и есть настоящее переедание. Но дело в том, что если человек будет питаться только при чувстве голода, объёмы потребляемой пищи уменьшатся в разы. Выгодно ли это пищевым корпорациям? Вопрос риторический. Поэтому современная диетология и продвигает разного рода странные концепции.

Здравомыслие — это самая главная составляющая здорового образа жизни

Во-первых, потому что результат той или иной концепции, которой придерживается человек, может быть виден лишь спустя годы. А во-вторых, правых и неправых тут в принципе быть не может, потому что каждый организм индивидуален, и что будет хорошо для одного, то будет смертельно для другого.

Как же определить, какой образ жизни является на самом деле здоровым? В первую очередь — личный опыт. Понятное дело, что не всё нужно им проверять. Есть вещи, которые объективно вредны, такие как наркотики, к примеру; и опыт всех наркоманов свидетельствует о том, что наркотики приводят только к разрушению.

Что же касается более неоднозначных вещей, то следует всё проверять на личном опыте, но перед этим можно понаблюдать за теми людьми, которые придерживаются тех или иных теорий. К примеру, люди, которые отказались от алкоголя, чаще всего более адекватны, приятны в общении, у них более гармоничная и успешная жизнь. А люди, отказавшиеся от мяса, чаще всего меньше болеют. И, опираясь на такие наблюдения, уже можно решить, стоит ли проверять ту или иную теорию на своём опыте или нет. Если вы видите, что большинство людей, которые придерживаются какой-либо теории, стали более счастливыми и здоровыми, значит, стоит попробовать.

Что же касается целей здорового образа жизни, тут тоже всё индивидуально. Важно понимать, что здоровое тело — это не какой-то культ, которому следует поклоняться. Часто можно видеть такую ситуацию, когда человек высшей целью жизни поставил здоровье, весь свой режим дня под это переделал и все его мысли направлены только на то, что когда скушать, когда сделать зарядку и так далее. Всё это, конечно, очень здорово, но когда этому посвящается всё время, то теряется смысл. Здоровое тело — это лишь инструмент для гармоничной жизни, но никак не самоцель.

Развитие культуры здорового образа жизни

Итак, учимся постепенно проявлять здравомыслие. Наблюдаем за теми, кто на пути к здоровью продвинулся дальше нас, делаем выводы и стараемся учиться на чужих ошибках. Но не забываем совершать и свои. Потому что окончательно что-то принять или отвергнуть можно только через личный опыт, чтобы не было, как в упомянутом выше анекдоте. И тем, что работает, уже можно поделиться с другими. Но тут важно избегать фанатизма.

Читайте также:  Вредны ли электрические чайники для здоровья

Порой, когда человек что-то испытал на своём опыте и увидел, что это эффективно, он впадает в иллюзию, что его опыт может быть полезен всем; и в случае со всеми сработает то, что было эффективно в его случае. Важно понимать, что ваш опыт — это только ваш опыт. И в случае с другим человеком это может не сработать.

К примеру, то же сыроедение — кому-то может принести абсолютное здоровье, а кому-то, напротив, его подорвать. Не существует единственно верной формулы здоровья для всех. Да, есть какие-то общие рекомендации. И главная рекомендация для здорового образа жизни примерно такая: здоровый образ жизни — это, в первую очередь, отказ от насилия как над собой, так и над окружающими. И если будет соблюдаться это, то жизнь будет гармоничной и здоровой; или, по крайней мере, вы будете стремиться к таковой. И это уже хорошее начало для перемен в вашей жизни к лучшему.

Источник

Древнерусские представление о болезни и здоровье

Изучение эталона здоровья, определившего характер национальных представлений о здоровье и болезни, складывавшихся в ходе исторического развития русского народа и его культуры. Анализ представлений о здоровье человека в русских обрядах и верованиях.

Рубрика Медицина
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 17.09.2017
Размер файла 20,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Прокопий Кесарийский свидетельствовал, что «славяне признают богов, но поклоняются рекам и источникам».

В русских обрядах и верованиях сохраняются представления о здоровье как о чем-то вещественном, что можно получить от природы. Существуют представления о взаимосвязи человека и дерева. Деревья считаются носителями жизненной субстанции, которая при передаче человеку трансформируется в его жизненную силу и здоровье.Здесь уместен вопрос: почему люди Древней Руси желали друг другу быть именно “как дерево” и что это означало?Сознание человека всегда фокусируется, прежде всего, на жизненно значимых для него признаках предметов и явлений. “Определенные же признаки предметного мира раньше всего выявляются в действии, в столкновении человека с предметом, на котором останавливается его внимание.

Существовали обряды передачи человеку силы и крепости дерева прикосновением его веток. В вербное воскресенье людей и скотину били веточками вербы, произнося при этом заговорную формулу с пожеланием: «Не я секу, верба секет. Будь здоров». Считалось, что мытье в бане с березовым веником в праздник Иванов день (24 июня) обеспечивает здоровье на весь год.

Так происходила постепенная дифференциация понятия болезнь: от демонологического представления о бесчинстве “бесов” до выявления конкретных компонентов болезненного состояния (болесть, кручина).Как видим, наиболее распространенными были наименования боли (болесть), внутреннего болезненного переживания(кручина), слабости от старости или страдания (немочь) и, наконец, конкретной, любой, но всякий раз именно этой болезни(недуг).

здоровье культура народ русский

В. Колесова “Мир человека в слове Древней Руси”, 2010.

Статья Н. Е. Мазаловой “Народная медицина в традиционной русской культуре”.

Источник

Значение национальных традиций различных культур в сохранении здоровья

В жизнедеятельности человека не может быть ни одного обстоятельства, ни одного показателя, который не сказывался бы на той или иной стороне здоровья. Вот почему сам перечень таких аспектов жизнедеятельности может быть практически бесконечным. Помимо общепризнанных физического, психического, социального компонентов следует учитывать сексуальный, эмоциональный, биоэнергетический, информационный и многие другие субстраты. При этом в оценке здоровья исключительно важное значение имеют морально волевые и ценностно-мотивационные характеристики. Нельзя недооценивать и личностно-психологический, свойственный лишь человеку компонент (в виде внушения и самовнушения).

Участие религиозных организаций в общественной жизни имеет давние исторические традиции. Духовная и материальная помощь нуждающимся – органическая часть религиозно-нравственной культуры всех существовавших цивилизаций, важная часть идеологии и практики различных конфессий.

1.1 Социальные функции религии (религиозных организаций):

· морально-психологическая поддержка страждущих,

· смягчение социальной напряженности,

· улаживание этнических и национальных конфликтов,

· нейтрализация общественных язв и неурядиц,

· воспитание морально-нравственных качеств в обществе,

· материальная поддержка (милосердие, благотворительность и т.д.)

Религия – это система нравственных предпочтений, норм и заповедей, тесно связана с вероучением, догматикой и опирающаяся на идею Бога. По своему содержанию всякая религиозная мораль – выражение интересов общества, ее действительной основой являются социально-исторические условия. Религия возникла с момента объединения людей в племена, общности, когда стояла необходимость объединения с целью борьбы с бедствиями, врагами. Объединяющая роль религии, основанная на вере в Бога, управляет судьбами людей и требует исполнения заповедей. В средние века роль церкви усиливается, тем самым она берет на себя попечительство и поддержку страждущих.

Читайте также:  Лекция на тему чистота залог здоровья

Наряду с культурой, наукой, образованием, религиозные моральные ценности являются необходимым компонентом, фактором духовного обогащения, развития человека, развития его морально-нравственных качеств, а также основанием оказания помощи. Роль религии в обществе – невидимое воспитание в каждом человеке морально-этических норм, правил поведения в повседневности, сочувствия, великодушия, сострадания, человеколюбия.

Издавна церковь создавала приходские попечительства – форма организации благотворительной деятельности в России, соединяющая конфессиональные и светские начала. Устраивались богадельни, «убогие дома», «скудельницы», ремесленные школы, больницы, школы. Из церковной казны выделялись деньги на нужды обездоленных, устраивались приюты. В последнее время российские конфессиональные организации активизировали свою социальную активность. Для координации деятельность Православной церкви при Московском патриархе создан специальный отдел по церковной благотворительности и соц. служению. В 1997г. был принят ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Основная проблема на сегодня – налаживание сотрудничества светских и религиозных организаций, координация их деятельности, совершенствование правовой базы.

Включение церкви в социальную систему осуществляется в основном через политико-идеологическую сферу, где складывается особый тип взаимоотношения церкви и государства. Государство оказывает церкви всемерную поддержку для внедрения религиозной идеологии в массы и тем самым способствует упрочению ее положения в обществе. Церковь же в интересах государства навязывает народным массам определенные стандарты поведения и мышления, стремится затормозить процесс становления классового сознания трудящихся, приглушить их недовольство против угнетателей.

При переходе людей к здоровому образу жизни происходит следующее:

· · изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, исчезает экзистенциальный вакуум, обретается смысл жизни;

· · исчезает физиологическая и психическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков;

· · хорошее настроение формируется «гормонами радости» – эндорфинами, которые образуются в организме человека;

· · увеличивается жизненная емкость легких, сердце работает более экономно, поэтому оно более долговечно;

· · половая зрелость подростков наступает позже, что способствует сближению по времени половой и социальной зрелости.

Для перехода к здоровому образу жизни полезно переориентирование сознания и психики человека с болезни на здоровье, ибо болезнь это итог не столько физической, сколько духовной несостоятельности человека.

С точки зрения современной науки существуют несколько основных условий правильного, здорового образа жизни (ЗОЖ) и это, прежде всего социальная зрелость личности (духовность) – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности, базирующиеся на христианской этике и мировосприятии. Имеется в виду человеческая жизнь на путях добра и справедливости в непрестанном противодействии Злу, в том числе и внутри душевно-духовного мира самого человека, где, по мнению Ильина И.А., истинное местонахождение Добра и Зла.

2. Взаимодействие традиционных религий и медицины в формировании здорового образа жизни необходимо обеспечивать с учетом следующих принципиальных положений:

1) Одной из причин глубокого кризиса современного состояния человека, отягощенного грузом разнообразных болезненных состояний: сердечно-сосудистых, психических, наркотических, алкогольных и других является духовная опустошенность, потеря смысла жизни и размытость нравственных ориентиров.

2) Здоровье человека, его телесно-духовная ценность является тем краеугольным камнем, на котором строятся совместные усилия медицинских, образовательных, спортивных учреждений и религиозных объединений по формированию ценностного отношения к здоровью.

3)Насущными задачами в деле налаживания сотрудничества государственных структур и религиозных объединений являются:

— создание по необходимости в медицинских учреждениях условий дляпроведения религиозных обрядов;

— расширение благотворительной помощи со стороны религиозных объединений;

— ознакомление медицинских специалистов с религиозными основами биоэтики;

— координация действий верующих медиков по обмену опытом в оздоровительной и лечебной деятельности.

4) Особая необходимость диалога между медициной и религией вызвана биоэтическими проблемами: контрацепции, трансплантации органов, генной инженерии, клонирования, эвтаназии и других. Решение их должно осуществляться на основе свободы выбора личностью тех методов воздействия на организм, которые не противоречат её религиозности.

5) Для поддержания здоровья личности и народа в профилактических мероприятиях насущной задачей является создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом, исключающем допинговую соревновательность.

7) При оказании религиозно-ориентированной помощи больным и в профилактической работе важно обеспечить межконфессиональное согласие, не превратить это благое дело в источник распрей и вражды. И главным рецептом от этой болезни нетерпимости является учет интересов всех сторон.

Источник

Adblock
detector