УАЗ Patriot iPatr › Бортжурнал › СОД — 14. Внедрение электровентилятора.
Мысли о замене викомуфты на электровентилятор с переменным успехом одолевали меня в течение более, чем полугода.
Часть 1. Теоретическая.
Колебания строились на плюсах и минусах и той, и другой систем:
Вискомуфта:
+ Крутится всегда, в жару не перегреешься;
+ Простая, как 3 копейки, особо ломаться нечему;
— Крутится всегда, зимой без намордника доезжаешь быстрее, чем прогреешься;
— Занимает кучу места и затрудняет доступ к роликам;
— Простая настолько, что сломавшись ремонту не подлежит.
Электровентилятор:
+ Крутится только когда надо, зимой стоит и не морозит движок, не грузит генератор вообще;
+ Компактная система, доступ к роликам свободный;
— Когда надо, крутится постоянно и отжирает мощность генератора, летом будет заметно;
— Система достаточно сложная, много элементов ненадёжности.
С тех пор, как увидел запись камрада saabofil про установку вентилятора от Волги, решил, что именно по этому методу и буду менять вентилятор, если придётся. Достоинства, на мой взгляд, следующие:
1. Простота установки вентилятора;
2. Двухскоростной режим работы;
3. Более-менее плавный пуск вентилятора (следствие п.2);
4. Стабильная температура охлаждения двигателя.
Электросхему нарисовал по описанию saabofilа в его записи.
Замысел такой, что устанавливаются два датчика включения вентилятора вместо традиционного одного. Первый датчик на 92℃ уставится в верхний патрубок радиатора, он включает пониженную скорость вентилятора при открытом термостате. Второй датчик на 87℃ в нижнем патрубке радиатора включает вентилятор на полную мощность в случае, если ОЖ, пройдя радиатор, не смогла достаточно остыть. Бонусом идёт ступенчатый переход к полной мощности, что благоприятно сказывается на электросистеме отсутствием провалов напряжения. Всё чётко и лаконично.
Единственное, тумблер пока решил не ставить, а так, он для принудительного включения вентилятора.
Думая, что замену начну, когда потеплеет, в течение зимы по-тихоньку прикупал запчасти.
Часть 2. Закупочная.
Первым делом, нужен добавочный резистор вентилятора от Калины. Нашёлся только в emex.ru под артикулом от Нивы производства ГАЗ.
Предохранители нужны мощные, чтобы корпус не расплавился, поэтому в магазине ГАЗ купил блок предохранителей БПР-2. Внутри уже были предохранители на 40А и 90А.
Далее, датчики включения температуры. Искал по местным магазинам, как назло нужные диапазоны не попадались. Поэтому, совместно с другим шмурдяком, один был заказан в autodoc.ru, другой таки найден в магазине.
Ступичные гайки почём брал не помню, пусть будет по 10 руб. В гайки должны вворачиваться датчики ТМ.
Из мелочей осталось купить пару реле стартеров на 70А, нашлись в магазине за углом.
Трубку под верхний датчик температуры думал сделать сам, но она попалась в магазине ГАЗ, купил за 113 руб. Вентилятор присматривал в инете, но в магазине за углом оказалось дешевле. Купил 11-лопастной от Волги за 2050 руб, производство Лузар, арт. LFc0310. Там же взял к нему родной диффузор за 780 руб.
Для подключения релюшек в магазине 12v.ru купил пару колодок с клеммами. Эти хороши тем, что могут сцепляться друг с другом и их можно прикрепить к основанию, образовав монтажный блок. Опять же, клеммы можно обжать на провод по месту, что позволит выполнить более качественный монтаж.
Из закромов были извлечены провода: 2м ШВВП 2х1,5 для подключения датчиков ТМ и 2м сечением 4 мм2 для монтажа силовых цепей. Гофра для укладки проводов также была в наличии.
Часть 3. Подготовительная диффузорная.
Устанавливать вентилятор совсем уж по методу автора мне не хотелось, т.к. преимущества компактности терялись. Поэтому:
— был раздобыт кусок листового железа (обшивка передней двери Опель Мерива);
— родной диффузор распилен надвое с остаточной высотой 6 см;
— из листа раскроен, вырезан и отколочен переходник между двумя диффузорами.
Волговский диффузор к листу приварен точками на полуавтомате, лист приклёпан к Патровскому диффузору заклёпочником. Чтобы, если что, вернуть диффузор в прежний вид 🙂
Для установки добавочного резистора сразу прикрепил кронштейн таким образом, чтобы резистор находился в набегающем потоке воздуха для охлаждения. Крон заклёпан, для резистора — винтовые заклёпки.
Остаётся только закрасить диффузор в одинаковый цвет.
Преимущества налицо: общая высота небольшая, конструкция легкая и прочная, посадочные размеры родные.
К вентилятору прилагался установочный комплект с сайлентблоками 🙂 С помощью оных его и установил.
Часть 4. Датчико врезная.
В субботу договорился с другом автомехаником, что приеду к нему на полуавтомат. Предстояло доработать до необходимых параметров нижний патрубок радиатора: врезать гайку для датчика и приварить патрубок для непосредственного подключения магистрали обогрева редуктора.
С утра приехал, слил ОЖ (оказывается, со снятым диффузором проще простого, только руку к кранику радиатора протяни, даже под машину лезть не надо). Снял нижний патрубок (тройник), подивился.
Видимо, сборщики специально натянули шланг поглубже, чтобы он закрыл трещину. Потёков не было. Заодно прощупал состояние магистралей. Странно, но все родные толстые патрубки остались эластичными. Зато заменённый меньше года назад шланг в расширительный бачок успел изрядно задубеть.
На треснутый аппендикс насадили тройник и обварили по периметру. Трещину, на всякий случай, тоже проварили. Дальше всё просто: в стенке патрубка ступенчатым сверлом высверлил отверстие 20мм, поверх этого отверстия товарищ наварил гайку. Правда, варил он неправильно, как потом оказалось. Он проварил просто по кругу, а надо было прихватить в 4х точках, а потом проваривать по противоположным секторам.
Вобщем, гайку перекосило так, что датчик от руки уже не вворачивался. И даже гаечным ключом до конца довести не получилось. Пришлось зажать патрубок в тиски и довернуть датчик до упора.
Для установки верхнего патрубка пришлось разрезать верхнюю трубу радиатора, вырезал кусок 3 см. Нижний патрубок просто установил в родное место.
На тонкий тройник подходят: прямо сверху обратка обогрева редуктора, сбоку шланг в расширительный бачок.
Залил антифриз, завёл движок, с виду всё нормально. По факту оказалось, что стык нижнего датчика мокнет, перекос дал о себе знать. На вечер не стал ещё раз всё разбирать, пошёл домой собирать электросхему.
Все элементы схемы решил разместить на диффузоре для пущей автономности: отключил его от питания и целиком снял-унёс. Провода для подключения питания и датчиков оставил неразделанными, чтобы подогнать их по месту.
Часть 5. Окончательно сборочная.
С утра надо было ехать в деревню в баньку… Поэтому перегон пока состоялся на обычной виске. Прорывов и ухода антифриза не было, кроме запотевшего стыка нижнего датчика. Таки надо его снимать! Снова слил антифриз (уже на раз-два!), снял виску (уже насовсем!), начал разбирать нижний патрубок. Достал в очередной раз адсорбер (тоже уже насовсем!). Снял патрубок, и тут тупик: как снять руками датчик, если я патрубок удерживал тисками? Побегал по округе в поисках обыкновенных слесарных тисков, не нашёл. Начал думать про рычаг для удержания патрубка, и тут замечаю притаившуюся штыковую лопату!
В 5 секунд датчик был выкручен. Прочистил его и патрубок бензином, заодно патрубок покрасил в чёрный цвет. Намазал термостойким герметиком резьбу датчика и, тем же способом, от души затянул в патрубок.
Патрубок на место, антифриз в систему, завожу, потёков нет!
Установил диффузор, по месту нарезал провода и обжал клеммы для датчиков температуры.
Источник
УАЗ Patriot ПУТЕШЕСТВЕННИК › Бортжурнал › Принудительная вентиляция салона Патриота
Надоели запотевшие окна, решил что-то делать.
Радикальные меры, типа врезки клапанов от иномарки под бампер или в дверь багажника не рассматривал.
А вот доработать штатную систему вентиляции можно.
По примеру многих владельцев патриотов, купил 12в куллеры охлаждения размером 120х120, 2 шт.
В решетку вентиляции устанавливаются тютелька в тютельку.
.
Зафиксировал пластиковыми хомутами через проделанные отверстия.
.
Долго искал варианты подключения.
Дело в том, что полной уверенности в том, что эта система эффективна, нет.
Те, кто установил вентиляторы, ничего больше не пишут, о том какой результат получился. Этот факт наводит на мысль о том, что скорее всего этот вариант не оправдал надежд, которые на него возлагались, а сказать об этом неудобно.
Придется тоже экспериментировать.
Встречал несколько вариантов подключения вентиляторов. Кто-то делает отдельную кнопку от классики на панели, кто-то подключает к заднему плафону, кто-то сделал постоянно включенным, якобы ток потребления не большой.
Я думаю, нужна отдельная кнопка на панели. Но тянуть сейчас провод из багажника под панель неохота пока не будет понятно, что есть эффект от этой затеи.
Кнопку хочется поставить вместо заглушки, рядом с кнопками управления климатом. Может кто подскажет, где ее заказать?
.
Пока подключился к обогреву заднего стекла, так как обычно при запотевании стекол все-равно включаю обогрев стекла.
.
Сделал небольшое видео, на котором видно, что пламя зажигалки отклоняется при включении вытяжки, думаю, что циркуляция воздуха улучшится.
Конечно, данная доработка не лучшее, что можно придумать, по нескольким причинам:
1. высасывается теплый воздух, который находится наверху (но можно включить печку в ноги 🙂
2. приходится убирать обратный клапан (хотя у многих он и так не работает из-за затвердевших или залипших резиновых лепестков)
3. при езде по песку или по пыльной дороге, из-за отсутствия клапана может затягиваться пыль в салон (но если сделать отдельную кнопку включения вентиляторов, получится наддув вентиляционных отверстий)
В общем, поживем-увидим. Демонтировать не сложно.
У кого установлены вентиляторы, пишите впечатления от их работы. Стекла потеют? Дополнительные проблемы есть? Где заказать кнопку?
Источник
УАЗ Patriot Вторая серия. › Бортжурнал › Про вентиляторы.
Как то, помнится, мне тут кто то доказывал неоспоримую пользу электорвентиляторов, перед вискомуфтой. Что ж, в очередной раз, я не «читал на форуме», а столкнулся сам. Читайте, и делайте выводы.
И так. Началось это ещё в жаркие деньки прошлого года. Когда пользовался такой полезной опцией, как кондиционер. На ходу — всё замечательно. В пробке — тоже, иногда. А иногда, стрелка температуры ползла к красной зоне. Кондей начинал плохо кондеить, а я, соответственно нервничать и потеть.
Ещё при установке консоли, практически сразу же после покупки, на одну из кнопочек, я вывел принудительное включение вентиляторов. Схема с пояснениями будет ниже. Как не странно, но кнопочка не спасала, в ситуации, когда начинали греться с кондеем. Выручало поднятие оборотов педалью газа до 1500 оборотов. Буквально в течении 30ти секунда всё приходило в норму. До следующего уползания стрелки, или до следующего раза, который неизвестно когда наступал. Естественно, с приходом осени и похолодания, необходимость в кондее отпала. И проблема забылась.
Но, наш Пробкостоячинск, посетила тёплая погода. Температура за бортом поднялась аж до +25 ти градусов. Естественно кондей, пробка и… Рост температуры. Снова кнопочка принудительного включения не спасает, а кондей почти перестаёт кондеить. Только педаль газа и 1500 оборотов спасают ситуацию. Титаническим усилием переборов лень, полез разбираться.
Смотрим — видим: снимаем решётку радиатора. У меня, с завода, стоят два вентилятора. Оба спереди. Оба должны включаться с кнопочки. Жму кнопочку, а правый вентилятор — не работает. Фигня вопрос — подумал я. У меня и в том году периодически горел предохранитель на этот вентилятор. Лезу под капот. Блок предохранителей стоит за аккумулятором. Предохранитель цел. Левый пропеллер старательно молотит, а правый нет. Толкаю пальцем лопасть. И оппа! Закрутился и правый. Всё выключаю. Снова включаю. Левый молотит, правый — только с пальца. Да и то, когда начинает вращаться — вращается значительно медленнее левого. Меняю местами фишки на вентиляторы. Та же песня. Левый старается, правый — с пальца. Приговор ясен. Еду в магазин. Номер вентилятора: 3160-1308024. В магазине, уточнив с кондеем машина или без, продавец выносит вентилятор с опорой от безкондейной машины. За 2 с чем то тысячи. Спорим. В итоге выносит вентилятор без опоры. Мой! И цена 1560 рублей.
В общем поменял. С кнопочки — оба крутятся с одинаковой скоростью. Жизнь налаживается! Но! С кондеем — только левый. Лезем разбираться… Но об этом чуть позже. Как подключить кнопочку?
Блок предохранителей, как писал уже : под капотом. Вот такой:
Накрыт крышкой. Прикреплен болтами. Снимаем крышку, отвинчиваем болты. Отщёлкиваем нижнюю часть блока, получив доступ к проводам и клеммам реле. Р4 и Р5 — реле вентиляторов. На местах Р1 и Р2 — у меня ничего не стояло. На их место втыкаем 4х контакные реле.
Далее по схеме
Кто пограмотней — сам понял, кто не понял- поясню.
Дополнительным релюхами ДРL и ДРr, мы обходим родные реле вентиляторов PBL и PBr. Управляем дополнительными релюшками с кнопочки в салоне (КвС).
Особо глазастые, углядят прерывистую линию на схеме. Поясняю: так у меня было раньше. С кнопочки включались два вентилятора параллельно. А при кондее, по команде с ЭБУ, включался — один, левый. Второй, правый, включался при достижении температуры ОЖ 99ти градусов (тоже по команде с ЭБУ). Это я разбираться полез. Соответственно правый вентилятор работал редко и тупо закис. От чего запускался только с пальца. На кочках он получал толчёк — и всё работало нормально: т.е. температура не ползла вверх и всё охлаждалось как положено. Увы. Кочки попадались не всегда. Закисший правый вентилятор не запускался и происходили неприятности, описанные выше.
Теперь же, как на схеме, я сделал так, что при включении кондея запускаются оба вентилятора. И охлаждают сразу как положено, и правый не закиснет.
Что то я совсем вам мозги запудрил.=)))
Однако, продолжим рассуждать. Про «пользу» спарки электровентиляторов против муфты.
Главный аргумент: на некоторых машинах, вентилятора с муфтой нет в принципе.
Да, он отсутствует. Но есть БОЛЬШОЙ вентилятор, работающий на двух скоростях. Зачем две скорости?
1. Шумность.
2. Экология (на ХХ мотор и так в нормы выхлопа с трудом упихивают, а тут его ещё и нагружают).
3. Комфорт (вибрация).
На внедорожниках же, и УАЗ в том числе, ставят два вентилятора (например TLC 100, с которого, уазоводы так любят ставить радиатор и вентиляторы на свои УАЗы). И тоже, оба они работают, как я писал выше: один основной, другой вспомогательный.
Один для кондея и в штатном режиме, второй — когда «ни асиливает» первый. Естественно, отважные патроводы, начитавшись умных форумов, ставят два в параллель, что бы уж дули так дули. Выкинув при этом вискомуфту полностью. Замечательно. Но! Парни, не стоит забывать, что в тяжёлых условиях, или в той же пробке, один вентилятор, (при умершем втором) не справится с возложенными на него обязанностями. А умереть он может в любой момент. Хотя бы после брода. Я понимаю, что Тойота не ломается. Но загерметизировать электромотор пластикового вентилятора — практически не реально. А водичка она, сцуко, такая… Куда хошь заберётся и окислит, что не надо. Так что… Каждый для себя сам выбирает. КМК, мой пример с повышение оборотов — более чем нагляден. Задумайтесь.
Источник
Клуб УАЗ Патриот
Форум всероссийского клуба владельцев УАЗ Патриот
Вентиляторы охолождения
Вентиляторы охолождения
Сообщение sanechek » Сб апр 03, 2010 12:43
Сообщение гоша1 » Сб апр 03, 2010 14:01
Сообщение николай » Сб апр 03, 2010 20:08
Сообщение sanechek » Вс апр 04, 2010 04:02
Сообщение гоша1 » Вс апр 04, 2010 04:29
Сообщение yu_yu » Вс апр 04, 2010 05:29
Сообщение Андрей, Кунцево » Чт апр 08, 2010 17:37
Сообщение yu_yu » Чт апр 08, 2010 18:45
Сообщение гоша1 » Пт апр 09, 2010 03:51
Сообщение bab75 » Чт май 13, 2010 15:35
Сообщение николай » Чт май 13, 2010 18:12
Сообщение iten » Пт апр 05, 2013 20:53
Сообщение ДЮшес » Пн апр 08, 2013 10:14
Сообщение nakaba » Вт апр 23, 2013 05:52
Сообщение Yar » Вт апр 23, 2013 05:55
Сообщение nakaba » Вт апр 23, 2013 05:58
Сообщение Yar » Вт апр 23, 2013 06:32
Сообщение nakaba » Вт апр 23, 2013 11:07
Сообщение Yar » Вт апр 23, 2013 11:30
Сообщение nakaba » Вт апр 23, 2013 11:40
Сообщение Agent/Slaveg » Вт апр 23, 2013 17:22
Сообщение nakaba » Ср апр 24, 2013 05:33
Сообщение Шпень » Чт апр 25, 2013 08:06
Сообщение olegmednn » Чт апр 25, 2013 15:57
Сообщение Agent/Slaveg » Чт апр 25, 2013 17:11
Сообщение olegmednn » Чт апр 25, 2013 17:58
Сообщение Шпень » Чт апр 25, 2013 20:11
Сообщение Agent/Slaveg » Чт апр 25, 2013 20:21
Сообщение NATOvec » Вт май 07, 2013 17:40
Сообщение NATOvec » Вт май 07, 2013 17:41
Сообщение Ежек » Вс май 12, 2013 14:20
Сообщение SoD » Вс май 12, 2013 21:54
Сообщение Ежек » Пн май 13, 2013 10:40
Сообщение Дима1973 » Вт май 21, 2013 20:19
Сообщение ДЮшес » Ср май 29, 2013 07:49
Сообщение ДЮшес » Ср май 29, 2013 08:07
Сообщение Lexium » Ср май 29, 2013 08:43
Доброго дня всем)) потверждаю у кого не включается левый вентилятор при включении кондею сбросите настройки в борт компе в функции тропик)) сам мучался думал вентилятор погиб а тут оказалось все так просто))
Сообщение ДЮшес » Ср май 29, 2013 09:26
Сообщение Серёга34 » Ср май 29, 2013 10:23
Сообщение ДЮшес » Ср май 29, 2013 12:31
Сообщение Константин Михалыч » Ср май 29, 2013 20:28
Сообщение Atil » Ср май 29, 2013 20:46
Лично у меня трабл такой. Продувал радиаторы, мыл.. Правый легко прокрутился от руки, левый был подклинен.. Подул, помыл, раскрутил..
Полез в разъем, а он обгорел (видимо грелся)..
Советую разъемы проверить.
Левый при включении кондея
Правый пишут при 96 (проверить можно путем снятия разъема с датчика температуры)
Сообщение Константин Михалыч » Ср май 29, 2013 20:50
Сообщение Ежек » Пт май 31, 2013 19:12
Сообщение Серёга34 » Пт май 31, 2013 23:03
Сообщение Ежек » Вс июн 02, 2013 12:34
Сообщение Asterisk » Вс июн 02, 2013 13:16
Сообщение Ежек » Вс июн 02, 2013 13:26
Сообщение Asterisk » Вс июн 02, 2013 13:33
Сообщение Константин Михалыч » Вс июн 02, 2013 20:24
Отказ от ответственности
Мнения и комментарии, размещенные во всех форумах являются личными и не обязательно отражают мнение администрации, за исключением официальных сообщений администрации Клуба Клуб УАЗ Патриот.
Администрация Клуб УАЗ Патриот не несет ответственности за любые действия, советы и сообщения пользователей и гостей Клуб УАЗ Патриот, которые могут принести ущерб или убытки другим пользователям Клуб УАЗ Патриот.
Кроме этого, Администрация Клуб УАЗ Патриот не может быть связана и нести ответственность за материалы и содержимое других сайтов, на которые размещены ссылки с Клуб УАЗ Патриот.
Источник