Меню

Жизнь и здоровье как общечеловеческая ценность

Каждый человек хочет жить интересной и полноценной жизнью: найти свое место в социуме, реализоваться в профессии, так или иначе участвовать в общественной, семейно-бытовой и досуговой формах жизнедеятельности. Но без крепкого здоровья, ясного ума и позитивного отношения к миру успехов в жизни достичь непросто. Поэтому важнейшей предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека и достижения им активного долголетия является здоровый образ жизни.

Эксперты ВОЗ в 80-х годах XX века определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Впоследствии эти выводы были принципиально подтверждены и применительно к нашей стране следующим образом (в скобках данные ВОЗ):

По оценкам специалистов, здоровье людей в большей степени зависит именно от образа жизни и лишь в последнюю очередь — от здравоохранения. Как говорил известный русский писатель Л.H. Толстой: «Смешны требования людей курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми (…)». У действительно культурного человека должна быть сформирована культура здоровья, ведь осознанное отношение к своему физическому и душевному самочувствию – это признак человека, ответственного за спокойствие своих близких, будущее его детей, и страны.

Нельзя сохранить здоровье по частям. Здоровье – это результат слаженной работы всех систем организма и личности. Поэтому основные принципы ведения здорового образа жизни должны стать частью мировоззрения каждого человека.

1.Качество и режим питания имеют основополагающее значение для здоровья. Из еды организм получает практически все необходимые ему питательные вещества, которые он использует для жизнедеятельности. Питание должно быть разнообразным, дробным и равномерным (3-4 раза в сутки, последний прием пищи – не позднее 3 часов до сна) соответствовать энергозатратам человека и подразумевать употребление только полезных и свежих продуктов. Не менее важно следить и за качеством питьевой воды. Обилие овощей, фруктов и орехов. Ученые утверждают, что эти продукты должны составлять минимум две трети рациона – другого способа получать естественным путем достаточно витаминов, и микро- и макроэлементов просто нет.

2. Физическая нагрузка является одним из важнейших средств укрепления здоровья. Даже небольшая каждодневная 10-минутная гимнастика приносит огромную пользу. Гимнастика, атлетика, подвижные игры очень полезны для сердечно-сосудистой системы, лёгких, укрепления опорно-двигательного аппарата. В моменты физической активации усиливается циркуляция лейкоцитов и антител, способных распознавать и уничтожать вирусы и бактерии.

3. Оптимальный труд и достаточный отдых также влияют на наше здоровье. Активная деятельность, не только физическая, но и умственная, хорошо действуют на нервную систему, укрепляет сердце, сосуды и организм в целом. Работа – неотъемлемая и важнейшая часть нашей жизни. Она не должна угнетать человека, поэтому нужно постараться найти подходящую для себя работу, которая будет радовать и реализовывать заложенные в человеке качества и способности.

Достаточный сон необходим для нормальной деятельности нервной системы. Регулярное недосыпание ведёт к снижению работоспособности и сильной утомляемости. Спать лучше в хорошо проветриваемой комнате, а также желательно ложиться спать в одно и тоже время.

4. Очень важно постоянно закаливать организм, то есть тренировать его для более стойкого переноса температурного воздействия. Это не только водные процедуры, но и обтирание, занятие спортом на свежем воздухе. Человек, который занимается закаливанием, реже болеет простудными и другими заболеваниями, имеет более сильный иммунитет. Благоприятное воздействие на организм оказывают банные и массажные процедуры.

6. На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Стресс в нашей жизни неизбежен, человек переживает его почти каждый день. Стрессовый гормон кортизол, активизирующийся в моменты сильных нервных переживаний, нарушает функции эндокринной системы. При этом меняется производство интерферона, важного для качественной работы иммунитета.

Важно то, как на стресс реагировать. Можно прийти к нервному срыву, а можно мобилизоваться и адаптироваться к изменяющимся условиям. В этом помогут простые методы: позитивное мышление, глубокое дыхание, умение расслабиться, не принимать происходящее близко к сердцу, общение с близкими и понимающими людьми.

Читайте также:  Таблетки для похудения безопасные для здоровья

7. Мировоззрение здорового человека исключает вредные привычки. Курение и злоупотребление алкоголем приносят огромнейший вред не только людям, страдающим этими привычками-заболеваниями, но и окружающим и всему обществу в целом.

Важно понимать, что здоровый образ жизни – это не таблетка, мгновенно устраняющая все недуги. Это принцип жизни, особое мировоззрение и каждодневная приятная работа над собой, которая в итоге обязательно увенчается успехом.

Источник

Занятие «Здоровье как общечеловеческая ценность»

Елена Чиж
Занятие «Здоровье как общечеловеческая ценность»

Занятие «Здоровье как общечеловеческая ценность».

Задачи: 1. Формировать понятие о личной ответственности за свое здоровье.

2. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

3. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: карточки для упражнения «Потребности человека».

Словарная работа: потребности

Ход занятия.

1. Введение в тему. Беседа «Что такое здоровье.

— Каждый день мы говорим или слышим слова с корнем «здрав – здоров»: «Здравствуйте», «Здравия желаю», «Как ваше здоровье, «Доброго здоровья», «Будьте здоровы».И это понятно: здоровье – самое ценное богатство каждого человека. Здоровый человек даже неприятности и несчастья переносит легче. Больной человек страдает сам, и приносят страданиям близким людям – они беспокоятся, переживают за его состояние.

Чтение стихотворения С. Я. Маршака.

Цените слух, цените зрение,

Все, что дано нам во владение

Двумя словами «Я живу».

— Как вы понимаете слова «Я живу»?

— Как вы думаете, что такое «счастливая жизнь»?

2. Выскажи предположение. Работа с пословицей.

— Как вы понимаете пословицы: «Мудрый человек предупреждает болезни, а не лечит их»

«К чему в молодости привыкнешь, от того в старости не скоро отвыкнешь»

«В здоровом теле – здоровый дух».

— А что для вас означает быть здоровым?

— Какие способы сохранения здоровья вы знаете?

3. Упражнение «Потребности человека».

На листах бумаги написаны потребности человека. Участники должны разделить эти потребности по следующим критериям.

а) без чего человек не может прожить;

б) без кого человек не может прожить;

в) можно прожить, но сложно;

Потребности: воздух, родители, телевизор, вода, животные, книги, еда, птицы, бытовые приборы, крыша над головой, насекомые, посуда, мебель, сигареты.

4. Обсуждение «Компоненты хорошего здоровья».

— Компонентами хорошего здоровья являются:

а) правильное и рациональное питание.

— Назовите продукты, полезные для вашего организма? (фрукты, овощи, овсяные хлопья, гречка, бобы, красная и белая фасоль, горох, рыба – тунец, сардина, форель, молоко, творог, сыр, орехи – грецкие, арахис, кешью, миндаль, масла – оливковое, подсолнечное).

— Какие продукты необходимо употреблять в пищу ежедневно?

— Назовите продукты, вредные для вашего организма? (жевательные резинки, сладости, вареные колбасы, сосиски, мясные фарши, копченое мясо и рыба, чипсы и картофель «фри», мороженое, напитки, соусы, сухарики, шоколад)

— Вспомните «золотые правила питания»?

* Едим часто, но понемногу.

Наиболее правильным считается не 3-х разовое питание, а 4-х и даже 5-ти разовое принятие пищи. В перерывах можете есть фрукты. А вот печенье и конфеты для перекусов совершенно не подходят. Перекус из пары фруктов тоже вполне может считаться приемом пищи.

Разумным так же будет, сократить порции, чтобы не перегружать желудок первым, вторым, третьим и компотом придачу. Помните о том, что нормальная естественная вместимость желудка 250 мл. Это чуть больше одного стакана. Переложите мысленно то, что собираетесь съесть, в чашку вместимостью 250 мл. И именно столько еды и постарайтесь употребить.

* Постоянный график питания

Пищу, по возможности, лучше принимать в одно и тоже время. Но не позднее, чем за 2,5-3 часа до сна. Если есть в постоянное время, организм будет лучше готов к приему и переработке пищи.

Обязательным условием правильного питания является получение необходимых для человека полиненасыщенных жирных кислот, микроэлементов, макроэлементов, витаминов, минеральных веществ, и незаменимых аминокислот.

Чтобы быть уверенными в том, что вы получаете все необходимое, старайтесь питаться разнообразно. Все, что вам надо можно получить даже из такой простой еды, как овощи, фрукты, злаки, бобовые.

Читайте также:  Тяжкий вред здоровью штраф

* Вредной еде место в мусорной корзине.

Постарайтесь исключить употребление вредной для желудка пищи: фаст-фуда, кетчупа, майонеза, чипсов, сухариков и т. д.

* Ешьте больше фруктов и овощей.

В рационе обязательно должны присутствовать сырые овощи и фрукты. * Когда я ем, я глух и нем.

Помните,в детстве нас учили: «Когда я ем, я глух и нем».

Когда едите – ешьте. И ничего больше. Это очень важное правило. Одно это правило уже может изменить многое в вашем питании. * Пейте обычную питьевую воду.

Постарайтесь, как можно больше выпивать обычной питьевой воды. Если нет индивидуальных противопоказаний, то минимум 1,5-2 литра воды в день.

Чистая питьевая вода облегчит и нормализует работу кишечника.

б) двигательная активность;

— Человек должен обязательно двигаться, делать ежедневно зарядку, заниматься спортом.

— Делаете ли вы зарядку?

— Какие виды спорта вам знакомы? Каким видом спорта вы хотели заниматься? Почему?

— Каким видом спорта вы занимаетесь?

в) положительные эмоции;

— Положительные эмоции также необходимы для здоровья человека. Назовите положительные эмоции (радость, счастье, удовлетворение, любовь).

Назовите отрицательные эмоции (злость, страх, обида, тревога, тоска, мнительность, жадность).

Дети по просьбе воспитателя изображают различные эмоциональные состояния.

— Какие виды закаливания вы знаете?

— Чем полезно закаливание?

— Почему некоторых людей называют «моржами»?

в) предупреждение формирования пагубных привычек.

— Какие вредные привычки вам знакомы?

— Чем опасен табак для организма человека? – Объясните поговорку «Кто вино любит, тот сам себя губит».

— Что вы знаете о влиянии наркотиков на организм человека?

— Что такое «токсикомания»? Какие органы она разрушает?

Дети выстраиваются в «пирамиду».

— Посмотрите, как мало времени вам потребовалось, чтобы поднять всех присутствующих со своих мест. Вот с такой же скоростью, словно эпидемия, распространяется алкоголизм, наркомания, токсикомания.

6. Разыгрывание ситуаций.

Воспитатель предлагает разыграть ситуацию и дать мотивированный отказ.

Как поведет себя Таня?

Девушки собрались у Насти послушать новые диски и потанцевать под хорошую музыку. После танца разгоряченные девчата решили отдохнуть. И тут Настя предложила «оттянуться». Из кармана она достала пачку сигарет.

Как проведут себя подруги?

Как поведут себя ребята?

Вы идете из школы домой, и видите, как дети 9-10 лет нюхают клей.

7. Актуализация знаний.

Вредные привычки только наносит человеку вред – вред его здоровью, силам и положению в обществе. Эти и другие привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может легко попасть в беду. Человек сам определяет свою судьбу, и я вам советую уже сегодня задуматься «А стоит ли курение, пьянство или наркотики того, чтобы я сломала себе жизнь?». За свои поступки человек отвечает не только перед близкими, но и перед обществом, перед законом.

Берегите свое здоровье! Сохраняя свое здоровье, мы сохраняем радость жизни!

Проект в старшей группе «Азбука здоровья» Составила и провела воспитатель: Федотова Л. М. МАДОУ МО г. Нягань. Цель: Формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребность.

Проект «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдешь до самой старости. Так гласит народная мудрость. Вид проекта: информационно.

Источник

Здоровье в системе общечеловеческих ценностей

Здоровье как категория биологическая и социальная. Его значение в жизни человека и социально-экономическом развитии общества в целом. Специфика здоровья физического, психического и нравственного, их основы и роль. Сущность ценностей и их формирование.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.05.2010
Размер файла 19,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Читайте также:  Психологическое здоровье детей это

ФГОУ ВПО КОСТРОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

Реферат по физической культуре

«Здоровье в системе общечеловеческих ценностей»

Выполнил: студент 3 курса 1 группы

факультета механизации с/х

1. Значение здоровья

2. Здоровье как система общечеловеческих ценностей

Для сохранения и поддержания здоровья людей важное значение имеют условия труда, прожиточный минимум, образ жизни, состояние здравоохранения. Все эти условия жизни людей определяются социальным строем общества. В конечном итоге социальный строй определяет уровень рождаемости, заболеваемости, смертности, продолжительности жизни населения. Эти факторы в свою очередь оказывают положительное или отрицательное влияние на социально-экономический прогресс общества.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни.

2. Здоровье как система общечеловеческих ценностей

Ценности формируются в результате осознания человеком своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, то есть в результате ценностного отношения, что полезно для человека, а что вредно, что является добром, а что злом и т.д.

Следует отметить, что ценностное отношение не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности.

Основой собственно человеческого здоровья из этих посылок выступает духовное здоровье. Использование понятия духовного здоровья открывает эффективные возможности оценки соотношения материальных результатов индустриального развития общества с уровнем его духовности. Отсюда, духовное здоровье получает важную значимость как инструмент экономического развития и социального прогресса. По этой, в частности, причине так быстро и значимо растут затраты наиболее промышленно развитых государств на нужды здоровья. Поэтому отказ от старой традиции рассматривать здравоохранение как непроизводительную сферу, умение выявить, обосновать и использовать социально-экономическую эффективность медицины являются важнейшими предпосылками развития науки о здоровье. Эта ситуация приводит к тому, что впервые совпадают ведущие ценности личности и общества. Именно с этих позиций отбирался и анализировался предлагаемый вам материал. Нам приятно заключить, что новая значимость здоровья, как цели и как критерия социально-экономического развития, осознана, разрабатывается и реализуется медицинской общественностью целого ряда стран, и в первую очередь Всемирной Организацией Здравоохранения. В нашей стране, к сожалению, акцент поставлен на соотношение между клинической и профилактической медициной. Мы постарались показать необходимость и полезность более широкого взгляда на здоровье.

Здоровье как ценность по физическим параметрам представляет собой значение биологических (соматических) показателей состояния человека для его жизнедеятельности. Витальные характеристики здоровья раскрывают значение его биопсихосоциальных показателей, но на индивидном уровне, без включенности человека в систему общественных отношений. Духовное здоровье как ценность фиксирует значение идеальных феноменов, позволяющих человеку быть полноправным членом общества. Здоровье как социальная ценность выражает значение социальных связей, места и роли человека в решении социальных задач, степени реализации им общественных интересов, что обеспечивает ему достаточный уровень социальной адаптивности. Вполне возможна и дальнейшая градация подвидов. Скажем, в социальном здоровье можно выделить политическое, правовое, экономическое и др. его подвиды.

Источник

Adblock
detector